30.05.2011 7517

Договор транспортной экспедиции как вид договора об оказании услуг (статья)

 

Договор транспортной экспедиции - это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Объектом гражданских правоотношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, являются услуги. Услугу рассматривают как экономическую и как правовую категорию.

При характеристике экономической сущности услуги обычно обращают внимание на то, что услуга - это экономическое отношение по поводу труда как деятельности, а не по поводу результатов труда. Труд становится особым товаром, имеющим невещественную потребительскую стоимость, которая потребляется в процессе предоставления услуги. Услуга удовлетворяет специфическую потребность, а именно потребность в деятельности, труде как таковом; услуга рассматривается как нематериальное благо, как процесс полезных изменений свойств вещи, личности или общественных отношений. При этом различают два вида услуг - услуги материальные и услуги нематериальные. Материальные услуги имеют овеществленный результат. При оказании нематериальных услуг создание новой вещи не происходит, здесь существует неовеществленный результат, выражающийся в изменении существующих материальных благ - в сохранении и восстановлении потребительских свойств вещей, в их пространственном перемещении. Выделить результат деятельности в виде отдельно существующего предмета невозможно, он материализуется в вещах и неотделим от них.

Экономические отношения по оказанию материальных услуг, при производстве которых создается новая вещь либо изменяется существующая вещь, регулируются с помощью гражданско-правовых норм о подряде. Как отмечает Н.А. Баринов, «овеществленный результат может выражаться в создании новой вещи, а также в совершении каких-либо операций с существующими вещами. Когда овеществленный результат выражается в создании новой вещи, объектом правового отношения выступает именно данная вещь. Понятие результата конкретизируется настолько, что объект экономического отношения - услуга, в правоотношении трансформируется в объект-вещь и именно вещь как конечный результат удовлетворяет интерес потребителя». Материальные услуги характеризуются тем, что «их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т.е. услугодателем». Регулируя договор подряда, законодатель указывает, что подрядчик выполняет определенную работу и сдает ее результат заказчику (ст. 702 ГК РФ), то есть выполнение работы связано с достижением определенного вещественного результата.

Услуги нематериального характера составляют объект обязательств по оказанию услуг. Услуга как правовая категория характеризуется отсутствием овеществленного результата, то есть имеет более узкое содержание по сравнению с услугой как экономической категорией. Как отмечает М.В. Кротов, «положительный результат оказания нематериальной услуги может быть не достигнут... и услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата». А.Е. Шерстобитов, рассматривая нематериальные услуги, указывает, что «нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, т.к. потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, т.е. самой деятельности услугодателя».

В соответствии с законодательством оказать услуги означает совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (ст. 779 ГК РФ). Выявляя различия между понятиями «действие» и «деятельность», некоторые авторы отмечают, что «действие, составляющее объект любого обязательства, совершаемого в активной форме, - это операция, исполнение которой вправе требовать кредитор. Процесс систематического выполнения сходных услуг лицом, их оказывающим, образует деятельность исполнителя». Но услуга - это не просто действие, «она представляет собой более сложное явление, в ней есть некая цель и определенный эффект». Анализируя содержание термина «услуга», М.И. Брагинский приходит к выводу, что услуга сводится к двум связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит («помощь», «польза») и средством достижения этой цели (совершения действия тем, кто предоставляет услуги)».

В юридической литературе существуют различные определения термина «услуга». Я.Ф. Фархтдинов определяет услугу как особую потребительскую стоимость (полезный результат, благо), которая «создается трудом, является особого рода продукцией, но реализуется не как товар, не может накапливаться и размещаться в хранилищах». Вероятно, автор, говоря о том, что услуга не является товаром, имел в виду, что услуга - не физический объект, но услуга является товаром, у нее есть стоимость. Ю.Х. Калмыков считает, что для услуги характерно предоставление каких-либо льгот услугополучателю, например, продажа товаров в кредит, создание удобств для ее использования. Удобство может заключаться в том, что громоздкие вещи, необходимые в быту, не приобретаются в собственность, а берутся в прокат. Услугой является и представление предприятием в аренду временно не используемых помещений, оборудования, транспорта. Услуга в трактовке Ю.Х. Калмыкова - это деятельность, направленная на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению. Услуга отождествляется Ю.Х. Калмыковым с понятием «обслуживание», что не может быть признано верным, так как подобное понятие услуги имеет очень широкое содержание и трактуется в практически-бытовом плане. Такое же широкое содержание термина «услуга» присутствует и во взгляде Я.А. Кулика, который считает, что в любом возмездном договоре можно усматривать услугу одного контрагента и вознаграждение за нее со стороны другого.

Одним из признаков услуги является «эффект» услуги. Как отмечает А.П. Сергеев, полезный эффект, характеризующий услуги, может присутствовать как непосредственно при оказании услуг, т.е. услуги заключают полезный эффект в самих себе (при осуществлении деятельности развлекательного, просветительского характера), так и выражаться в виде определенного результата, который не воплощается в овеществленной форме, например, деятельность хранителя, комиссионера. Рассматривая вопрос о результате оказания услуг, Ю.В. Романец отмечает, что «тезис об отсутствии результата, отделимого от услуги, не означает, однако, что оказание услуги вообще не может приводить к какому-либо результату, отделимому от процесса ее оказания. Просто этот результат не предопределяется полностью оказываемой услугой. Он может не наступить, даже если исполнитель надлежаще оказывал договорные услуги».

Действительно, услуга не сконцентрирована только на самом действии, процессе. При оказании услуг нет овеществленного результата, но есть результат, ради достижения которого услугодатель совершает определенные действия, например, в соответствии с договором перевозки перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, и за недостижение указанного результата, не воплощаемого в овеществленной форме, перевозчик может нести гражданско-правовую ответственность.

Одним из договоров об оказании услуг является договор транспортной экспедиции. В соответствии с договором транспортной экспедиции экспедитор осуществляет определенную деятельность, в результате которой не создается овеществленного результата; при совершении услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции полезный эффект услуги потребляется в процессе ее совершения, но тем не менее имеется неовеществленный результат, например, отправка или получение груза, доставка груза получателю.

При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, то есть при оказании услуг, связанных с организацией перевозки грузов, могут осуществляться технические действия, которые составляют предмет договора подряда, например, упаковка (тарирование) груза. Однако выполняемые работы носят факультативный, необязательный характер, и, превращая договор транспортной экспедиции в смешанный, тем не менее, не меняют его правовую природу. Как отмечает Д. Степанов, «чем больший объем в объекте обязательства из смешанного договора занимает услуга, тем легче назвать соответствующее действие-объект обязательства услугой... Появление овеществленного результата из смешанного договора, по которому среди прочего оказываются услуги, не приводит к смешению работ и услуг: законченный результат здесь есть следствие работы. Если выполняемые услуги и способствовали его появлению, то он тем не менее возникает не напрямую из услуг».

Е.Д. Шешенин, указывая на сочетание в договоре транспортной экспедиции услуг (экспедиция) и работ (транспортировка), рассматривает договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельного типа обязательств, которое занимает место между обязательством по выполнению работ и обязательством по оказанию услуг. Квалификация Е.Д. Шешениным транспортировки, выполняемой в процессе транспортно-экспедиционной деятельности, в качестве работы является ошибочной; транспортировка в виду отсутствия овеществленного результата является услугой. Следовательно, отсутствует и основание для непризнания транспортно-экспедиционных обязательств в качестве обязательств по оказанию услуг.

Обязательства по оказанию услуг подлежат классификации, при этом используются различные критерии. Самым распространенным является деление обязательств по оказанию услуг на три группы:

- обязательства, направленные на оказание услуг фактического порядка (хранение);

- обязательства, направленные на оказание услуг юридического характера (договор поручения, комиссии);

- обязательства, в которых элементы фактических и юридических действий тесно переплетаются (договор транспортной экспедиции).

При классификации обязательств по оказанию услуг возможно обособление в отдельную группу обязательств, направленных на предоставление транспортных услуг. Круг обязательств, направленных на предоставление транспортных услуг, определяется по-разному. Одни относят сюда договор перевозки и договор экспедиции, другие помимо названных договоров включают также и договор на эксплуатацию железнодорожных путей. Третьи не дают определенного перечня, указывая, что это - обширная группа отношений и их следует выделить в отдельную группу договоров, связанных с перевозкой; причем критерием для обособления транспортных правоотношений указывают опосредование договорами перемещения грузов либо совершение операций, тесно с ним связанных и обеспечивающих такое перемещение. В соответствии с последним взглядом транспортная экспедиция не относится к числу транспортных договоров, так как не опосредует перемещение грузов, а лишь способствует его осуществлению, с чем нельзя согласиться. Такой признак, характеризующий транспортные правоотношения, как опосредование договором перемещения грузов либо совершение операций, тесно с ним связанных и обеспечивающих такое перемещение, в полной мере относится и к договору транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор может как организовывать доставку груза от склада отправителя до склада получателя, так и обеспечивать отправление и получение груза.

В настоящее время договор транспортной экспедиции многие авторы относят к транспортным договорам, что вполне обоснованно.

В советское время в юридической литературе существовала точка зрения, согласно которой договор транспортной экспедиции является разновидностью договора экспедиции. Различались почтовая и грузовая экспедиция. В настоящее время эта точка зрения приобрела актуальность в связи с принятием Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», в статье 2 которого устанавливается, что положения данного федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи. Тем самым законодатель признает существование транспортной экспедиции при осуществлении почтовой связи.

Е.М. Ворожейкин отмечал, что экспедиция - это деятельность, связанная с отправкой и получением, т.е. со вспомогательными работами при перевозке, а договор экспедиции - это гражданско-правовая сделка, придающая юридическую форму этой деятельности; органами же, которые осуществляют данную деятельность являются транспортно-экспедиционные предприятия и органы почтовой связи. Автор считал отношения по грузовой и почтовой экспедиции однотипными, и поэтому делал вывод об их принадлежности к договору экспедиции. Общим для договора транспортной экспедиции и договора органов связи на отправку корреспонденции, по мнению Е.М. Ворожейкина, является то, что органы связи, также как и экспедитор в договоре транспортной экспедиции, не являются перевозчиками, они выступают в роли своеобразных посредников между фактическими отправителями, перевозчиками и получателями. А.И. Хаснутдинов, критикуя взгляд, согласно которому к числу разновидностей договора экспедиции относится договор на пересылку почтовой и телеграфной корреспонденции, отмечал, что обязательство органов связи не локализовано выполнением комплекса операций, предшествующих перевозке или следующих за ней, так как весь процесс обработки, пересылки и вручения почтовых и телеграфных отправлений охватывается единым обязательством доставки, которое нельзя расчленить на два или несколько обязательств, ограничивая рамки одного из них отношениями, складывающимися в начальной и завершающей стадиях транспортного процесса. Для выполнения обязательства доставки предприятия связи вынуждены обращаться к услугам транспорта, заключая договор перевозки или аренды транспортных средств. Однако обязательство, опосредующее перемещение почтовых отправлений, выступает лишь в качестве средства выполнения перед клиентом основного обязательства доставки. В настоящее время все вышеперечисленные И.А. Хаснутдиновым услуги, оказываемые по договору на пересылку почтовой и телеграфной корреспонденции, могут осуществляться экспедитором при исполнении договора транспортной экспедиции, в соответствии с которым на экспедиторе лежит обязанность по организации доставки груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя.

Согласно Федеральному закону РФ «О почтовой связи» от 17.07.1999г. № 176-ФЗ, услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (ст.2). Договор, опосредующий предоставление услуг почтовой связи, в определенной мере похож на договор транспортной экспедиции, по которому осуществляется организация доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя. Однако, в отличие от договора транспортной экспедиции предоставление услуг почтовой связи детально и полно урегулировано императивными правовыми нормами, в договоре же транспортной экспедиции права и обязанности сторон определяются на основе принципа свободы договора. По договору транспортной экспедиции экспедитор может осуществлять не только организацию всего транспортного процесса, но и отдельных его стадий (стадии отправления, получения груза, промежуточной стадии), договор на пересылку почтовой и телеграфной корреспонденции охватывает весь транспортный процесс и не ограничивается какой-либо одной его стадией. Следовательно, только такой договор транспортной экспедиции, по которому организуется доставка груза от склада отправителя до склада получателя, имеет определенные схожие черты с договором на пересылку почтовой и телеграфной корреспонденции.

Подводя итог, можно отметить, что договор транспортной экспедиции является договором, регулирующим оказание транспортно-экспедиционных услуг. В процессе оказания услуг экспедитор совершает как юридические, так и фактические действия, некоторые из которых могут рассматриваться в качестве предмета иных гражданско-правовых договоров. Договор транспортной экспедиции является транспортным договором, так как само существование указанного договора возможно лишь при наличии перевозки груза и данный договор направлен на регулирование отношений, связанных с перевозкой груза.

 

Автор: Морозова Н.В.