30.05.2011 23776

Понятие и виды договора транспортной экспедиции (статья)

 

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Для признания договора транспортной экспедиции заключенным необходимо и достаточно достижения соглашения между сторонами в требуемой законодательством форме. В литературе можно встретить мнение, что договор экспедиции может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом, в частности, когда экспедитором выступает перевозчик. Г.П. Савичев также отмечает, что в одном случае, когда экспедитору предоставлено право от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным. В ситуации, когда экспедитор выполняет лишь так называемые организационные функции по оказанию клиенту соответствующих услуг, договор экспедиции является консенсуальным. В опровержение подобных взглядов можно сказать, что выполнение экспедитором услуг с вверенным ему грузом, а также сдача экспедитором от своего имени груза к перевозке не отменяют консенсуальности договора экспедиции, так как экспедитор во исполнение заключенного договора выполняет операции с вверенным грузом, также как и во исполнение заключенного договора экспедиции от своего имени заключает договор перевозки.

На практике возможно совпадение момента заключения договора экспедиции с принятием экспедитором груза от клиента, однако, указанное обстоятельство никак не превращает договор экспедиции в реальный договор, так как и при отсутствии фактического принятия груза экспедитором, договор экспедиции считается заключенным. Одним из таких экспедиторских документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции и принятие экспедитором груза, является используемый определенными российскими экспедиторами коносамент смешенной перевозки ФИАТА. Коносамент смешанной перевозки ФИАТА, содержащий согласованные сторонами условия транспортно-экспедиционного обслуживания груза, вручается клиенту после фактического принятия экспедитором соответствующего груза. При выдаче коносамента смешанной перевозки одновременно с достижением соглашения между сторонами договора осуществляется и передача груза экспедитору, но это является следствием простого совпадения во времени двух действий (достижения соглашения и передачи груза). Отсутствие же передачи вещи никак не влияет на возникновение прав и обязанностей сторон по договору транспортной экспедиции - просто в такой ситуации не будет применяться форма Коносамента ФИАТА. Стороны также не могут обусловить вступление договора транспортной экспедиции в силу в момент передачи вещи (груза) экспедитору, так как в соответствии с п.2 ст.433 ГК РФ договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества только, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества.

При приеме груза от клиента экспедитор обязан ему выдать экспедиторский документ (п.4. ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»), В Законе не содержится определения понятия «экспедиторский документ», которое упоминается наряду с понятием «договор транспортной экспедиции». В международной практике аналогом подобного экспедиторского документа, подтверждающего принятие груза от клиента, является самый старый товаросопроводительный документ, разработанный и принятый ФИАТА в 1959 году - экспедиторская расписка ФИАТА. Экспедиторская расписка ФИАТА выдается грузоотправителю немедленно по получении экспедитором от грузоотправителя груза. Выдав грузоотправителю расписку, экспедитор удостоверяет, что он получил в свое распоряжение и под свою ответственность определенный груз с безотзывным поручением на организацию его доставки. Безотзывность распоряжения может быть отменена только в случае возвращения оригинала расписки выписавшему ее экспедитору, и только если этот экспедитор будет в состоянии выполнить эту отмену.

В юридической литературе высказывается точка зрения, что под экспедиторским документом понимается договор транспортной экспедиции, но в соответствии с Законом о транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторский документ равно, как и оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, выдается клиенту при приеме от него груза (п.4 ст.4). Следовательно, во-первых, экспедиторский документ - это документ, основное назначение которого заключается в подтверждении приема груза от клиента и, во-вторых, экспедиторский документ не является договором транспортной экспедиции, а выдается при приеме груза, осуществляемого экспедитором при исполнении договора транспортной экспедиции. Экспедиторский документ, при буквальном толковании пункта 4 статьи 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, выступает в качестве расписки в получении груза. Вместе с тем, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что в будущем в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности будут предусмотрены различные виды экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Понятие «экспедиторский документ» Закон распространяет и на договор транспортной экспедиции, и на документ, подтверждающий прием груза экспедитором, поэтому в дальнейшем необходимо разграничить понятия «экспедиторский документ-договор» и «экспедиторский документ-расписка».

Договор экспедиции является взаимным (двусторонним) договором - обязанности экспедитора выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза, противостоит право клиента требовать соответствующее исполнение обязанности, а обязанности клиента уплатить вознаграждение и оплатить расходы экспедитора противостоит право экспедитора требовать подобное исполнение. В договоре транспортной экспедиции, как правило, предусматривается множество взаимных прав и обязанностей, так как договор экспедиции регулирует правоотношения сторон в сложном процессе организации перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции является возмездным договором, что нашло отражение в легальном определении договора. Даже действуя от имени клиента, экспедитор, в отличие от поверенного, имеет право на получение соответствующего вознаграждения от клиента.

Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.801), клиентом по договору транспортной экспедиции является грузоотправитель или грузополучатель, хотя заинтересованными в транспортно-экспедиционных услугах могут быть и другие лица. В литературе существует правильная точка зрения, которая, к сожалению, не находит подтверждения в Кодексе, что клиентами по договору транспортной экспедиции «могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг», то есть заключающие договор транспортной экспедиции. СМ. Попова также указывает, что «как правило, клиентами являются грузоотправитель и грузополучатель, поскольку именно они прежде всего заинтересованы в освобождении от забот, связанных с передачей груза перевозчику и получением груза у перевозчика».

В отличие от российского законодательства Общие правила Союза экспедиторов Северных Стран, регулируя договор транспортной экспедиции, указывают, что клиентом является лицо, давшее задание экспедитору (§ 3); Типовые экспедиторские правила от 2 октября 1996 года устанавливают, что клиент означает любое юридическое или физическое лицо, обладающее правами и обязанностями по договору на экспедиторское обслуживание, заключенному с экспедитором, или обладающее такими правами и обязанностями в результате действий, связанных с предоставлением экспедиторских услуг (п.2.4.). Содержание термина «клиент» в рассматриваемых актах не конкретизируется указанием на то, является ли он (клиент) грузоотправителем либо грузополучателем. Понятие клиент правильно сводится к указанию на лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции.

Коносамент ФИАТА, например, различает понятия «клиент», «грузоотправитель» и «грузополучатель». При этом под понятием «клиент» подразумевается поставщик, грузоотправитель, грузополучатель, держатель коносамента, фактический получатель груза, а также владелец груза, перевозимого по коносаменту ФИАТА.

Предметом договора транспортной экспедиции является выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Кодекс прямо не определяет все виды услуг, связанных с перевозкой груза, которые должен осуществлять экспедитор. В статье 801 ГК законодатель дает открытый перечень услуг, которые могут быть предусмотрены в договоре транспортной экспедиции.

В Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» указываются следующие квалифицирующие признаки транспортно-экспедиционной деятельности: во-первых, это организация перевозок грузов любыми видами транспорта; во-вторых, оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Согласно Закону, сочетание юридических и фактических действий по организации перевозки составляет содержание транспортно-экспедиционной деятельности.

В научной литературе под предметом транспортной экспедиции также понимают услуги, которые авторами определяются по-разному. Так, В.И. Жуков, дает следующее определение предмету договора транспортной экспедиции: «предмет договора экспедиции на транспорте - это совокупность определенного рода и видов юридических действий и действий производственного характера, направленных на наиболее рациональную перевозку грузов различными видами транспорта». Автор включает в предмет экспедиции совершение следующих сделок: заключение с автохозяйством договора с целью организации доставки грузов и тары автотранспортом; заключение узловых соглашений с железнодорожными (водными, воздушными) органами транспорта; заключение иных сделок в целях обеспечения перевозок, например, аренда зданий, участков земли и др. Представляется ошибочным включение В.И. Жуковым в определение предмета договора транспортной экспедиции такого оценочного признака как «наиболее рациональная перевозка грузов». Данный признак является скорее экономическим, но не правовым, и вследствие наличия этого признака необоснованно расширяется предмет договора транспортной экспедиции.

А.И. Хаснутдинов под предметом договора транспортной экспедиции подразумевает «совокупность совершаемых экспедитором юридических и фактических действий по отправке и (или) получению принадлежащих клиентом грузов с доставкой их на станцию (в порт) или на склад клиента». В данном определении предмета договора транспортной экспедиции выполняемые экспедитором услуги ограничены отправкой и (или) получением груза, что сужает предмет договора транспортной экспедиции. Г.П. Савичев определяет предмет договора транспортной экспедиции как «совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза». Автор подчеркивает вспомогательный характер транспортно-экспедиционных услуг по отношению к услугам по перевозке.

При рассмотрении предмета договора транспортной экспедиции необходимо выяснить, что такое транспортно-экспедиционная услуга. В юридической литературе в понятие «транспортно-экспедиционная услуга» вкладывают разное содержание. Как отмечает В.И. Жуков, в литературе существуют две трактовки понятия «транспортно-экспедиционная операция»: в соответствии с одной трактовкой, транспортно-экспедиционная операция - это совокупность только экспедиционных действий, связанных с работой определенного вида транспорта и непосредственно перевозочные действия в эту операцию не включаются; в соответствии с другой трактовкой транспортно-экспедиционная операция означает совокупность транспортных (непосредственно перевозочных) и экспедиционных действий.

Е.М. Ворожейкин под транспортно-экспедиционной операций понимал не одну операцию (действие), совершаемое экспедитором, но комплекс действий, в совокупности выполняющих определенную функцию. Е.М. Ворожейкин различал такие транспортно-экспедиционные операции, как операция по отправлению мелких и повагонных грузов, транспортно-экспедиционная операция по прибытию мелких и повагонных грузов. Данные транспортно-экспедиционные операции также подразделялись в зависимости от места приема грузов экспедитором (на складе клиента или на станционных и прирельсовых складах). Е.М. Ворожейкин, например, указывал, что в комплекс одной транспортно-экспедиционной операции по отправлению мелких и повагонных грузов при приеме грузов на городском складе клиента входят следующие действия: прием и сопровождение грузов экспедитором ТЭК до линейной станции (пристани, аэропорта), сдача его к отправлению по указанному клиентом адресу; оплата за клиента провозных платежей и дополнительных сборов; получение от товарной конторы станции (пристани) отправления квитанции на принятый к перевозке груз и доставка его клиенту. При этом автор отмечает, что «данные операции относятся к числу транспортно-экспедиционных, так как здесь наряду с чисто экспедиторской деятельностью в комплекс работ, составляющих операцию в той или иной степени входят и услуги, связанные с транспортировкой (доставка контейнеров, сопровождение грузов...). Причем транспортные и экспедиционные услуги так тесно переплетаются, что выделять особо транспортные работы из всего комплекса услуг, составляющих операцию, не только не целесообразно, но и невозможно».

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ транспортно-экспедиционная услуга - это услуга, связанная с перевозкой груза. Такой признак транспортно-экспедиционных услуг, как «их связанность с перевозкой груза», законодатель не относит к дополнительным услугам, перечисляемым в статье 801 ГК РФ. Услуги, связанные с перевозкой, по мнению законодателя, - это «основные» услуги, т.е. услуги по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором и клиентом, по обеспечению отправки и получения груза и т.д. Подобные же транспортно-экспедиционные услуги (за исключением в определенных ситуациях такой услуги, как заключение экспедитором от своего имени или от имени клиента договора перевозки груза) являются определенным набором, совокупностью действий, осуществляемых экспедитором. Получается, что транспортно-экспедиционная услуга - это совокупность действий (услуг), объединенных одной функцией; сами же действия не рассматриваются в качестве транспортно-экспедиционных. Подобная трактовка транспортно-экспедиционных услуг существовала и ранее. Однако перечисленные в статье 801 ГК «основные» услуги определяют содержание различных видов договора транспортной экспедиции, указанные же разновидности транспортно-экспедиционного договора в свою очередь состоят из согласованных сторонами транспортно-экспедиционных услуг.

Предлагаемый законодателем признак транспортно-экспедиционных услуг как «их связанность с перевозкой» можно трактовать расширительно, и тогда не только заключение договора перевозки, уплата провозных платежей, получение груза от перевозчика в пункте назначения, но и проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, работы по приведению груза в транспортабельное состояние (упаковка, пакетирование и т.п.), услуги по предоставлению различного рода информации о движении груза будут рассмотрены как связанные с перевозкой груза. В указанном случае под транспортно-экспедиционными услугами понимаются все те услуги, которые сопутствуют перевозке. Это понимание транспортно-экспедиционной услуги имеет давнюю историю. Так, еще в конце девятнадцатого века авторы отмечали следующие операции по экспедиции сахара, осуществляемые железной дорогой: «выгрузка сахара из вагонов.., его хранение, погрузка и доставка сахара к пароходу.., погрузка сахара в пароход, совершение всех таможенных обрядностей...». В советской юридической литературе также некоторые авторы под транспортно-экспедиционной операцией понимали любую операцию, осуществляемую экспедитором, включая складские операции, погрузку и разгрузку, приведение груза в транспортабельное состояние и т.д.

Транспортно-экспедиционную услугу можно рассматривать в узком смысле слова: когда в состав транспортно-экспедиционной услуги обязательно должно входить осуществление экспедитором в интересах клиента юридического действия, связанного с договором перевозки и носящего представительский характер.

В юридической литературе определенные авторы также отмечают, что по договору транспортной экспедиции необходимо осуществление юридических действий. Так, М.К. Александров-Дольник, Г. Тулеугалиев полагают, что необходимая обязанность, без которой не может существовать договор экспедиции, - это обязанность экспедитора заключить с третьим лицом (перевозчиком) в интересах и за счет второй стороны (клиента) договор перевозки груза или получить для клиента груз по такому ранее заключенному договору, т.е. выполнить «действия, носящие представительский характер». При этом договор перевозки может быть заключен от своего имени или от имени клиента. Одновременно с этим авторы отмечают, что существует такое понятие как «транспортно-экспедиционное обслуживание» и «его содержанием является любая услуга, оказываемая грузовладельцу в целях обеспечения ему осуществления перевозки грузов. Такие услуги могут носить характер юридический, и тогда это будет содержанием договора экспедиции; но услуги могут быть техническими, например, завоз груза на станцию или вывоз его со станции, маркировка... Если все эти технические действия сопряжены с юридическими полномочиями экспедитора, то они войдут в состав договора в качестве дополнительных (необязательных) его элементов. В противном случае они будут предметом самостоятельных договоров...». Я.Ф. Фархтдинов считает, что если экспедитор осуществляет только такие фактические действия, как погрузка, разгрузка, упаковка, то «вряд ли можно было бы назвать их экспедиционными, так как этими действиями определяются подрядные отношения».

В настоящее время Гражданский кодекс РФ правильно устанавливает, что по договору транспортной экспедиции выполняются услуги, связанные с перевозкой, не определяя, имеют ли они представительский характер или нет. Хотя, несомненно, что по договору транспортной экспедиции экспедитор обязан совершать юридические действия, связанные с перевозкой груза.

Транспортно-экспедиционные услуги могут входить в состав различных договоров, в основном перевозки и хранения. К таким смешанным договорам в соответствующей части применяется транспортно-экспедиционное законодательство. Я.Ф. Фархтдинов, рассматривая договоры, в которых встречаются транспортно-экспедиционные действия, отмечает, что «...профессиональный хранитель (хладокомбинат) по поручению клиента осуществляет отгрузку и отправку определенной партии продуктов по указанному адресу. Магазин по заказу гражданина осуществляет на своем транспорте доставку купленной вещи на его квартиру. В обоих случаях имеются признаки экспедиции, но здесь самостоятельных экспедиционных правоотношений не возникает, так как они входят в состав основных обязательственных отношений по хранению и купле-продаже. Экспедиция является предметом самостоятельного правового регулирования, только если эти услуги, оказываемые клиенту, выступают в качестве единственных или основных». В.И. Жуков также отмечает, что «в некоторых случаях в законодательстве предусмотрено, что обеспечение доставки в розничную торговую сеть централизованным порядком рассматривается как обязанность оптовых торговых организаций... Но так как централизованным перевозкам неизбежно сопутствует комплекс транспортно-экспедиционных операций, то приходится придти к выводу, что оптовые торговые организации наряду с функциями поставщика выполняют и функции экспедитора».

В научной литературе оказываемые экспедитором услуги классифицируются по различным основаниям. Основным является деление осуществляемых экспедитором услуг на юридические и фактические. Юридическими действиями являются: заключение экспедитором договора перевозки, а также иных договоров, необходимых для организации перевозки, осуществление расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги, таможенное оформление груза и т.п. Фактическими действиями являются, в частности, осуществление погрузки-разгрузки, маркировка груза, проверка количества и состояния груза и т.д.

В зависимости от того, на какой стадии организации и осуществления процесса перевозки они предоставляются, различают услуги по отправлению грузов и услуги, оказываемые по прибытии грузов. К услугам по отправлению грузов относят, в частности, прием груза на складе грузоотправителя с осуществлением погрузки, доставку грузов на станцию (в порт), сдачу груза органам транспорта, производство расчетов с органами транспорта за предстоящую перевозку, получение от органов транспорта и вручение грузоотправителю товарно-транспортных документов, подтверждающих прием груза к перевозке, маркировку грузов, выполнение таможенных операций. К услугам, оказываемым по прибытии грузов, относят, в частности, предоставление информации грузополучателям о продвижении и прибытии грузов, раскредитование перевозочных документов на прибывший груз, расчеты с органами транспорта в случае доплаты за перевозку, получение груза от органов транспорта, доставку грузов автомобилями на склад грузополучателя, сдачу груза и товарно-транспортных документов грузополучателю, хранение прибывших грузов.

Осуществляемые экспедитором услуги некоторыми авторами также подразделяются на «транспортные и экспедиторские операции». При этом под транспортной операцией понимается доставка груза от склада отправителя до склада получателя, а под экспедиторской операцией понимается «работа с грузом только при отправлении или только в пункте назначения, без связи всей работы в единый транспортный процесс». Существует также классификация услуг на транспортные (завоз и вывоз груза на станции (порты)), погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции. К экспедиционным операциям относят следующие: оформление приема груза к перевозке или выдачи груза получателю, составление перевозочных документов, оплата тарифов и сборов, информация и др.Оказываемые экспедитором услуги также подразделяются на основные и дополнительные. Подобное деление существовало в юридической литературе и до принятия Гражданского кодекса, который в статье 801 прямо предусматривает существование «дополнительных» услуг (если же есть дополнительные услуги, то вполне логично предположить существование и основных услуг). Так, В.В. Повороженко, М.Д. Ситник, Е.С. Фурман, к основным операциям экспедитора, которые характеризуются по мнению авторов тем, что составляют основу перевозочного процесса, относят прием и выдачу груза, организацию ввоза и вывоза его автотранспортом, организацию погрузки-выгрузки, предоставление информации, оформление грузовых документов, расчетные операции по перевозкам. К вспомогательным операциям, которые характеризуются указанными авторами тем, что предшествуют процессу перевозки или сопутствуют ему, относятся консультация, тарирование, изготовление бирок, маркировка, долгосрочное складское хранение, составление справок, снятие копий с документов и др. Нетрудно заметить, что критерий отнесения услуг экспедитора к основным либо же дополнительным является нечетким, так как, во-первых, основу перевозочного процесса составляет перевозка и, во-вторых, перечисленные авторами основные услуги так же, как и дополнительные, предшествуют процессу перевозки или сопутствуют ему.

В настоящее время вслед за Гражданским кодексом РФ к группе основных обязанностей относят следующие: обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам относят следующие: получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Законодатель оставляет перечень «основных» услуг открытым: статья 801 ГК устанавливает, что договором экспедиции могут быть предусмотрены также и другие обязанности экспедитора, связанные с перевозкой. Эта же статья оставляет открытым и перечень дополнительных услуг экспедитора, устанавливая возможность выполнения экспедитором иных дополнительных операций и услуг, предусмотренных договором.

Законодательно установленным критерием отнесения услуг к «основным» является их связь с перевозкой. Критерием отнесения услуг к «дополнительным» является необходимость осуществления указанных услуг для доставки груза. Указанные критерии являются несколько расплывчатыми и неопределенными. Так, многие дополнительные услуги связаны с перевозкой: например, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, тарирование груза и т.д. Позиция законодателя может быть непоследовательной в отношении того, является ли определенная услуга дополнительной или основной. Так, выполнение таможенных и иных формальностей, в частности, услуга по оформлению документов для таможенных целей, отнесенное законодателем в ГК РФ к категории «дополнительные услуги» является в соответствии с Законом о транспортно-экспедиционной деятельности «основной» услугой, входящей в легальное определение транспортно-экспедиционной деятельности и образующей в совокупности с другими услугами транспортно-экспедиционную деятельность. Думается, что услугу по таможенному оформлению, также как и другие услуги, не следует рассматривать с позиции того, является она основной или дополнительной. Если стороны в договоре транспортной экспедиции предусмотрели обязанность экспедитора по таможенному оформлению груза, то указанная услуга не должна рассматриваться по отношению к другим услугам, оказываемым экспедитором, в качестве основной или дополнительной: услуга по таможенному оформлению наряду с другими услугами составляет содержание транспортно-экспедиционной деятельности по конкретном договору транспортной экспедиции.

Отсутствие четкой грани между основными и дополнительными услугами, обнаруживается в том, что, например, основная обязанность обеспечить получение груза аналогична такой дополнительной услуге экспедитора, как получение груза в пункте назначения (ст.801). Также и основная обязанность экспедитора обеспечить отправку груза при детальном рассмотрении может представлять собой набор действий, названных в Кодексе в качестве дополнительных услуг. Совокупность услуг, которые оказывает, например, экспедитор продавца, заключившего договор купли-продажи на условиях группы F - FAS, FOB (по Инкотермс 2000), образуют экспедицию по отправлению, т.е. основную услугу. В данной ситуации договор перевозки заключает покупатель, а услуги, входящие в состав экспедиции по отправлению, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации являются дополнительными. И хотя по транспортно-экспедиционному договору, предусматривающему отправку груза, экспедитор совершает такое действие как сдача груза перевозчику, но по аналогии с дополнительной услугой экспедитора по получению груза в пункте назначения, сдача груза перевозчику так же может быть рассмотрена как дополнительная услуга.

Исходя из изложенного, деление услуг на основные и дополнительные, на наш взгляд, является неверным; законодательством не предусмотрено дифференцированное регулирование соответствующих правоотношений. Услуги, оказываемые экспедитором, правильнее классифицировать на фактические и юридические действия. При этом перечень услуг, оказываемых экспедитором по договору транспортной экспедиции, должен быть открытым, так как при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности может возникнуть потребность в осуществлении самых разнообразных услуг.

Услуги, связанные с перевозкой, не должны рассматриваться как основные. Услуги, связанные с перевозкой - это транспортно-экспедиционные услуги, наличие которых в договоре должно позволять квалифицировать этот договор в качестве транспортно-экспедиционного.

В литературе также высказывается справедливая критика в адрес деления услуг на основные и дополнительные. СМ. Попова справедливо указывает, что всю совокупность оказываемых экспедитором услуг можно разделить на действия юридического характера и действия фактического характера.

В.В. Витрянский отмечает, что основные или общие обязанности должны характеризоваться тем, что их присутствие обязательно для всякого договора транспортной экспедиции, и в качестве основной обязанности может быть рассмотрена абстрактная обязанность выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Автор также указывает, что те услуги, которые рассматриваются Кодексом в качестве основных, характеризуются тем, что они могут быть выполнены лишь путем совершения экспедитором определенных юридический действий. Действительно при выполнении экспедитором «основных» услуг, предусмотренных Гражданским кодексом, необходимо осуществить определенные юридические действия. Если рассмотреть обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, можно отметить, что это - очень широкая по содержанию обязанность. Выполнение данной обязанности предполагает, во-первых, осуществление экспедитором, как минимум целого ряда фактических действий для организации перевозки груза определенными видами транспорта по избранному маршруту; вовторых, также предполагается осуществление экспедитором юридических действий, в частности, заключение различных договоров. Для организации перевозки груза обычно является недостаточным заключить лишь договор перевозки, необходимо также заключить договоры с организациями, которые осуществляют погрузку-выгрузку, затаривание, хранение груза и т.д. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» также устанавливает, что заключение договоров перевозки либо совершение иных юридических действий является неотъемлемой частью транспортной экспедиции. Однако, и при осуществлении многих «дополнительных» услуг также совершаются юридические действия, например, при получении груза в пункте назначения, при уплате пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, при получении требующихся для экспорта или импорта документов и т.д.

Предусмотренные Гражданским кодексом РФ «основные» транспортно-экспедиционные услуги являются предметами различных видов договора транспортной экспедиции. Так, обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, является содержанием транспортно-экспедиционного договора, по которому может быть организована транспортировка груза от двери грузоотправителя до двери грузополучателя. Обязанность экспедитора обеспечить отправку и получение груза является содержанием транспортно-экспедиционного договора, по которому экспедитор осуществляет отправку (получение) груза. Законодатель в Гражданском кодексе говорит об обеспечении отправки и получения груза как о единой основной обязанности, однако, договор транспортной экспедиции в качестве своего предмета может иметь отдельно отправку груза, и отдельно получение груза. Интересно в связи с этим отметить развитие транспортно-экспедиционной деятельности: ведь в настоящее время в законодательстве обеспечение отправки и получения груза является одной из обязанностей, которые могут быть предусмотрены в договоре транспортной экспедиции, хотя еще совсем недавно многие ученые полагали, что «совершение различного рода вспомогательных операций по отправке и получению от органов транспорта прибывающих грузов» исчерпывает предмет договора транспортной экспедиции. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не выделяет такую обязанность как обеспечение отправки или получения груза, и говорит о транспортно-экспедиционной деятельности как о деятельности по организации перевозок. Организация же перевозок может в равной степени касаться как всего транспортного процесса, так и его отдельных стадий, в частности, стадии отправления и получения груза.

Обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, отнесенная Кодексом к «основной» услуге, характеризуется тем, что она может являться частью обязанности экспедитора по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, либо входить в состав обязанности по обеспечению отправки и получения груза.

Если в договоре предусмотрена лишь одна обязанность - заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки, то можно ли такой договор классифицировать в качестве транспортно-экспедиционного? Ведь заключение договора от имени и в интересах другой стороны за вознаграждение является предметом возмездного договора поручения; а заключение договора одной стороной от своего имени за вознаграждение по поручению и за счет другой стороны является предметом договора комиссии. В силу того, что договор перевозки является реальным договором, экспедитор при заключении договора перевозки обычно совершает различные действия, такие как погрузка-выгрузка, доставка груза на станцию (порт) отправления, сдача его перевозчику и т.д., т.е. налицо совершение экспедитором операций, необходимых для перевозки груза. По договору поручения или комиссии также может быть предусмотрено заключение поверенным или комиссионером реальных договоров, что предполагает совершение поверенным или комиссионером фактических действий. Думается, что в транспортных отношениях в большинстве случаев обязанность по заключению договора перевозки от своего имени или от имени контрагента по поручению и за счет последнего не существует «в чистом виде», отдельно от совершения иных фактических действий, следовательно, отсутствует основание для квалификации договора в качестве договора поручения или комиссии. При выполнении обязанности по заключению договора перевозки груза с перевозчиком, как правило, совершаются и фактические действия, связанные с перевозкой груза, а поэтому в данном случае правильнее говорить о транспортно-экспедиционной услуге по обеспечению отправки груза.

Согласно Гражданскому кодексу, в состав таких «основных» обязанностей, как обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, и обязанность обеспечить отправку и получение груза входит совершение экспедитором юридических действий. В Законе же о транспортно-экспедиционной деятельности отмечается, что в процессе транспортно-экспедиционной деятельности оказываются услуги по организации перевозок и услуги по оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок, т.е. организация перевозки груза мыслится отдельно от совершения юридических действий (оформление документов). Формально получается, что организация перевозки - это лишь осуществление фактических действий, что, конечно, является неверным.

Применяемые на практике договоры транспортной экспедиции могут быть классифицированы на следующие виды:

- договор транспортной экспедиции по организации доставки груза;

- договор транспортной экспедиции по обеспечению отдельной стадии транспортировки (отправление, получение, промежуточная стадия);

- договор транспортной экспедиции по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой.

Критериями для подобной классификации служит та стадия (часть стадии) транспортного процесса, которая обслуживается экспедитором, и соответствующий ей объем экспедиционных услуг.

Договор транспортной экспедиции по организации доставки груза клиенту максимально полно выражает цель и содержание транспортно-экспедиционной деятельности. По договору транспортной экспедиции по организации доставки груза экспедитор принимает на себя обязательство за весь транспортный процесс, то есть за доставку груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Еще недавно в юридической литературе договор экспедиции преимущественно определялся как договор, в соответствии с которым «экспедитор обязуется по заданию и за счет... клиента отправлять грузы по железнодорожному, водному и иным путям сообщения, либо получать прибывающие в адрес клиента грузы».

Александров-Дольник М.К, Г. Тулеугалиев также полагали, что непосредственная доставка груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя осуществляется не по договору транспортной экспедиции, а по договору грузовой перевозки, в котором в качестве дополнительного условия предусмотрена обязанность осуществить доставку груза от склада отправителя до станции (порта) отправления и со станции (порта) назначения на склад получателя силами и средствами основного перевозчика; там же, «где нет договора перевозки, невозможен и договор экспедиции, во имя выполнения которого он заключается».

Или, например, Х.И. Шварц отмечал, что договор транспортной экспедиции о полном обслуживании «представляет собой... не что иное, как особого рода договор перевозки, а именно: договор об организации перевозки или, если можно так выразиться, договор общей перевозки, общей потому, что им обеспечивается перемещение груза от дверей предприятия-отправителя к дверям предприятия-получателя, договор, за которым последует конкретный договор перевозки экспедитора с избранным им перевозчиком».

Хотя и раньше некоторые авторы все же отмечали, что предмет договора экспедиции может составлять полное экспедиционное обслуживание, когда «экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, начиная от движения груза со склада отправителя и кончая его сдачей получателю». В настоящее время законодатель справедливо признает в качестве транспортно-экспедиционного договора договор об организации перевозки груза от двери отправителя до двери получателя.

В.В. Витрянский, рассматривая договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, отмечает, что в указанном случае могут иметь место две его разновидности. Во-первых, экспедитор, располагая собственными транспортными средствами, может, приняв груз от клиента, осуществить его транспортировку в пункт назначения и обеспечить его выдачу получателю. В данной ситуации специальное правило о том, что нарушение обязательства по транспортной экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, влечет ответственность экспедитора перед клиентом, определяемую по нормам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, не будет подлежать применению к правоотношениям сторон, вытекающим из такого договора. Во-вторых, исполнение обязательств экспедитором может осуществляться не путем фактической доставки груза в пункт назначения силами самого экспедитора, а посредством заключения последним договоров перевозки с перевозчиками. В данном случае если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, его ответственность перед клиентом должна определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

По договору транспортной экспедиции по обеспечению отдельной стадии транспортировки экспедитор принимает на себя обязательство по организации отправления или получения груза, либо по осуществлению транспортно-экспедиционных операций в промежуточной стадии смешанной перевозки (например, при перевалке груза в морском порту). Гражданский кодекс прямо предусматривает возможность осуществления транспортно-экспедиционной деятельности на начальной и конечной стадии процесса транспортировки груза, что находит свое выражение в установлении такой услуги, оказываемой экспедитором, как обеспечение отправки и получения груза. Однако, экспедиция может существовать и на промежуточной стадии. Так, в Германском торговом уложении (§408, §411) существует такой термин, как «промежуточный экспедитор». Промежуточный экспедитор осуществляет транспортно-экспедиционную деятельность в процессе перевозки - в пунктах передачи, под которыми понимается каждый переход грузовых мест от одного юридического лица к другому, а также сдача в конце каждого участка перевозки. Промежуточный экспедитор, в частности, проверяет грузовые места на соответствие количеству и идентичности, а также внешне обнаруживаемые повреждения и невредимость пломб и замков; при обнаружении какого-либо несоответствия промежуточный экспедитор обязан все несоответствия задокументировать в сопроводительной документации или путем особого уведомления. Значимость подобного вида услуг особенно велика при смешанных международных перевозках. В российской правовой системе, в силу принципа свободы договора, также возможно существование договора экспедиции, регулирующего предоставление транспортно-экспедиционных услуг на промежуточной стадии перевозочного процесса.

Договор транспортной экспедиции по отправлению или получению в определенных случаях, так же как и договор по организации доставки груза, может полностью освобождать клиента от участия в транспортном процессе. Так, например, клиент-грузоотправитель является продавцом по договору купли-продажи с условием поставки FCA- франко перевозчик - указанная станция отправления или FOB - франко борт - порт отправления (по Инкотермс 2000). Заключив соответствующий договор транспортной экспедиции по отправлению, клиент-грузоотправитель освобождает себя от необходимости вступать в отношения с перевозчиками, таможенными органами, стивидорами, тальманами, товарными складами и т.п. Так же, если клиент-грузополучатель, являющийся покупателем по договору купли-продажи на условии DDU - поставка без оплаты пошлины - место назначения (согласно Инкотермс 2000), заключит договор транспортной экспедиции по получению груза, он освободит себя от какого-либо участия в транспортном процессе. Однако на практике часто встречаются ситуации, когда, например, клиент-грузоотправитель отвечает перед своим контрагентом по договору купли-продажи за доставку груза в пункт назначения - в указанном случае договор транспортной экспедиции по отправлению может не освобождать клиента от необходимости взаимодействия с различными участниками транспортного процесса.

Такая разновидность договора транспортной экспедиции, как договор по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой, соответствует Гражданскому кодексу, согласно которому по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст.801). Не противоречит такая разновидность договора и Закону о транспортно-экспедиционной деятельности. В соответствии с транспортно-экспедиционным договором по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой, экспедитор не обеспечивает организацию доставки груза получателю или организацию полностью какой-либо стадии транспортного процесса, но совершает отдельные фактические и юридические действия. Еще в советское время некоторые авторы отмечали, что, транспортно-экспедиционное обслуживание на стадии отправления или получения груза может охватывать весь комплекс операций по отправлению - от склада отправителя до склада или подвижного состава железной дороги (пароходств), а по прибытию - от подвижного состава или склада железной дороги (пароходства) до склада получателя, и тогда транспортно-экспедиционное обслуживание будет являться полным. Транспортно-экспедиционное обслуживание может также состоять в оказании экспедитором случайного набора каких-либо операций, и тогда такое обслуживание будет неполным. Отдельные услуги, связанные с перевозкой, могут выполняться не только при отправлении или получении груза, но и в процессе его перевозки.

В.В. Витрянский приводит в качестве примера договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах договор, по которому лицо хранит грузы в складах, находящихся на прирельсовых участках железной дороги либо на территории порта, а также выполняет подработку или сортировку грузов, их погрузку и выгрузку в транспортные средства, то есть совершает фактические действия, или договор, по которому лицо осуществляет погрузочно-разгрузочные операции в сочетании с обеспечением проверки веса и количества отправляемых или получаемых грузов, либо договор на сопровождение грузов и их охране в пути следования и т.п.. При анализе договора, по которому лицо хранит грузы в складах, находящихся на прирельсовых участках железной дороги либо на территории порта, а также выполняет подработку или сортировку грузов, их погрузку и выгрузку в транспортные средства, можно столкнуться с проблемой квалификации указанного договора. Подобный договор может быть рассмотрен не только как договор по выполнению отдельных транспортно-экспедиционных услуг, но и как договор хранения, по которому оказываются дополнительные услуги и выполняется погрузка-разгрузка, что соответствует законодательству. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 907 ГК РФ, посвященным договору складского хранения, товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги. В судебно-арбитражной практике - также договор, в соответствии с которым лицо хранит товар и совершает действия по выдаче и отправке данных грузов с правом подписания соответствующих документов, совершает действия по сопровождению таких грузов, выполнению транспортно-экспедиционных операций и услуг, признается договором хранения. На практике часто критерием для разграничения является специализация лица, оказывающая соответствующие услуги, -так, если названную совокупность услуг совершает товарный склад, то договор, в соответствии с которым оказываются услуги, скорее всего, будет признан договором хранения, если же данные услуги оказывает экспедитор, то договор будет признан транспортно-экспедиционным.

В литературе можно встретить и другой взгляд на договор, по которому для клиента выполняются отдельные транспортно-экспедиционные операции фактического характера. Так, А.И. Хаснутдинов отмечает, что в данном случае «договору перевозки сопутствует договор хранения, договор на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и иные договоры на выполнение фактических действий, но не договор экспедиции, поэтому - отмечает автор, - нельзя согласиться с тем, что выполнение экспедитором лишь некоторых операций охватывается понятием договора экспедиции... Обязанности по совершению действий юридического характера... являются непременным условием всякого транспортно-экспедиционного договора».

М.К Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев полагают, что если услуга, оказываемая грузовладельцу в целях обеспечения ему осуществления перевозки грузов носит «характер юридический, тогда это будет содержанием договора экспедиции...». При этом, как мы уже отмечали, авторы полагают, что юридические действия должны иметь представительский характер, что необоснованно сужает предмет транспортно-экспедиционного договора.

В литературе справедливо отмечается, что все виды договоров транспортной экспедиции, не меняя своей видовой принадлежности, могут быть заключены в качестве организационного договора, который может быть назван договором об организации транспортно-экспедиционного обслуживания. В соответствии с указанным договором экспедитор оказывает согласованные сторонами услуги в течение определенного периода - в данном договоре присутствуют такие признаки, как многократность представления транспортно-экспедиционных услуг и длительность правоотношений, существующих между сторонами.

Договор транспортной экспедиции способствует освобождению клиента от необходимости осуществлять многие действия в сфере, не являющейся его профессиональной областью. Это особенно применимо к договору транспортной экспедиции по организации доставки груза, в соответствии с которым экспедитор принимает на себя обязательство по организации перевозки груза от грузоотправителя до грузополучателя. В такой ситуации в юридической литературе говорят о полном транспортно-экспедиционном обслуживании. При этом договор по организации доставки груза может быть заключен как с грузоотправителем, так и с грузополучателем. В международных отношениях при осуществлении смешанной перевозки экспедитор, организующий перевозку «от двери до двери» называется оператором смешанной перевозки. Термин «оператор смешанной перевозки» был введен в употребление в XX веке крупными японскими экспедиторами, которые внедряли перевозки по варианту «от двери до двери» по собственному перевозочному документу.

В настоящее время в области международных смешанных перевозок действует Конвенция ООН «О международной смешанной перевозке» 1980г., посвященная регламентации деятельности оператора смешанной перевозки груза. Согласно Конвенции, под оператором смешанной перевозки понимается любое лицо, которое от своего собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, либо в интересах грузоотправителя, либо перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора. В соответствии с договором смешанной перевозки, оператор обязуется осуществить или обеспечить осуществление перевозки, то есть обязуется доставить груз грузополучателю. Оператор, согласно Конвенции «О международной смешанной перевозке», является оператором смешанной (мультимодальной) перевозки груза, т.е. перевозки груза, осуществляемой по меньшей мере двумя разными видами транспорта. В литературе существует мнение о нецелесообразности ограничивать понятие оператора таким обстоятельством, как смешанная перевозка, и о применении понятия «оператор перевозки» к лицу, обеспечивающему доставку груза по варианту «от двери до двери» по собственному перевозочному документу.

В России ни в Гражданском кодексе, ни в Законе о транспортно-экспедиционной деятельности не встречается понятия «оператор смешанной перевозки», и соответственно, законодательство не различает экспедитора, выступающего в качестве оператора перевозки, и экспедитора, в таком качестве не выступающего. Только в федеральном законе «О почтовой связи» от 17.07.1999г. № 126-ФЗ говорится об операторе почтовой связи, который по заданию отправителя пересылает вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу, доставляет (вручает) его адресату. Оператор почтовой связи обеспечивает доставку почтовых отправлений непосредственно получателю (адресату), при этом оператор почтовой связи вправе осуществлять перевозку как с использованием собственных транспортных средств, так и с помощью таких фактических перевозчиков, как автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

При характеристике оператора перевозки отмечается, что его главной особенностью является принятие им ответственности за сохранность груза на всем протяжении транспортировки груза. При этом существуют две точки зрения. Согласно первой, экспедитор и оператор - совершенно разные понятия: если лицо не берет на себя ответственность за сохранность груза на протяжении всей перевозки, значит это лицо не оператор смешанной перевозки, а экспедитор, т.е. в этом случае ответственность ложится на каждого конкретного исполнителя договора перевозки, если нет вины экспедитора. В соответствии со второй точкой зрения экспедитор - это более широкое понятие, которое включает в себя и понятие «оператор», и если экспедитор принимает на себя обязательство по обеспечению доставки груза получателю, то этот экспедитор именуется оператором.

В соответствии с российским законодательством экспедитор, осуществляющий организацию «от двери до двери» отвечает за весь процесс транспортировки, в частности, за действия третьих лиц и ответственность перед клиентом в рассматриваемом случае ложится не на каждого конкретного исполнителя, а на экспедитора. И отмечавшаяся ранее в юридической литературе сложность установления конкретного причинителя убытков от недостачи или повреждения груза, обусловленная участием многих лиц в процессе подготовки, осуществления и завершения транспортного процесса, в указанной ситуации теряет для клиента значимость. Более того, уже сам экспедитор для того, чтобы в необходимых случаях применялись выгодные для него положения транспортного законодательства, должен доказать, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки.

Правоприменительная практика также твердо стоит на позиции, предусмотренной законодательством, согласно которой экспедитор, осуществляющий действия по организации перевозки, но не осуществляющий фактическую перевозку, отвечает перед клиентом за действия перевозчика как за свои собственные. Так, арбитражный суд г. Москвы рассматривал дело, в соответствии с которым экспедитор заключил с клиентом транспортно-экспедиционный договор на организацию перевозки грузов в международном автомобильном сообщении. Экспедитор возложил исполнение своих обязанностей по договору на третье лицо - фактического перевозчика, который, принимая груз от грузоотправителя, не проверил внешнее состояние и упаковку груза. Груз впоследствии при перевозке был поврежден. Довод экспедитора о том, что он только организовывал, а не самостоятельно осуществлял перевозку груза, следовательно, не принимал груз и не несет ответственность за его повреждение, суд правомерно посчитал не соответствующим положениям законодательства, в силу которого возложение экспедитором обязанности исполнить обязательства на третье лицо не освобождает его от ответственности.

На международном рынке операторами смешанной перевозки груза, т.е. участниками транспортного процесса, которые обеспечивают доставку груза по варианту «от двери до двери» по собственному документу, являются не только экспедиторы, но и перевозчики одного вида транспорта, такие как судовладельцы, авиационные и железнодорожные компании. Например, на Северо-Атлантическом, Тихоокеанском и Дальне-Восточном направлениях главными операторами перевозок грузов в смешанных сообщениях являются океанские судоходные линейные компании.

В соответствии с Конвенцией «О международной смешанной перевозке» на оператора возлагается обязанность осуществить или обеспечить осуществление международной смешанной перевозки. В российском гражданском законодательстве обязанность осуществить перевозку груза предусматривается лишь в договоре перевозки, а обязанность обеспечить (организовать) осуществление перевозки груза - в договоре транспортной экспедиции. Предмет договора транспортной экспедиции по организации доставки груза сформулирован в ГК РФ как организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом. В законе «О транспортно-экспедиционной деятельности», также говорится об организации перевозок.

Гражданское законодательство России рассматривает экспедитора как организатора процесса доставки груза, что на международном уровне соответствует оператору смешанной перевозки, обеспечивающему осуществление (но не осуществляющему непосредственно) доставки груза. Однако, на наш взгляд, в соответствии с договором транспортной экспедиции по организации доставки груза, экспедитор также может и самостоятельно осуществлять перевозку груза.

В отличие от российского гражданского законодательства, которое прямо не предусматривает возможности для экспедитора осуществлять самому доставку груза по договору транспортной экспедиции, правовые системы других стран признают возможность осуществления экспедитором фактической перевозки, при этом отмечается, что «экспедитор выступает в качестве перевозчика». Так, согласно §2 Общих правил Союза экспедиторов Северных стран при выполнении транспортировки собственными транспортными средствами экспедитор выступает в качестве перевозчика (перевозчика-исполнителя). В случае оформления экспедитором на свое имя транспортного документа, при автодорожных перевозках экспедитор выступает в качестве договорного перевозчика, т.е. лица, отвечающего за доставку как фактический исполнитель, а не как посредник между клиентом-грузоотправителем или грузополучателем и фактическим перевозчиком. Так же и Типовые экспедиторские правила ФИАТА от 2 октября 1996 года, устанавливают, что экспедитор может выступать в качестве фактического перевозчика, то есть фактически осуществлять перевозку своими собственными транспортными средствами. Экспедитор также может выступать в качестве договорного перевозчика - это имеет место тогда, когда экспедитор выписывает свой транспортный документ, или когда экспедитор иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика. В законодательстве Российской Федерации не наблюдается подобное деление и противопоставление экспедитора-посредника и экспедитора-перевозчика с различным правовым регулированием вопросов, возникающих при транспортно-экспедиционной деятельности данных экспедиторов.

Завершая рассмотрение темы о понятии договора транспортной экспедиции, следует уделить внимание вопросу о заключении договора транспортной экспедиции.

В советский период заключение договора транспортной экспедиции являлось реализацией плана, согласованного в установленном порядке. Так, в юридической литературе отмечалось, что «в качестве юридического основания договора транспортной экспедиции выступает план транспортно-экспедиционного обслуживания данного клиента, составленный на основе заявки клиента и согласованный с последним. Транспортно-экспедиционная организация выполняет функции планирующего органа, но эти функции есть и у обслуживаемого хозоргана...». Подчеркивалось также, что планирование договоров транспортно-экспедиционного обслуживания отличается от планирования многих других хозяйственных договоров. В последнем случае плановое задание исходит от одного и исполняется другими субъектами, при планировании же транспортно-экспедиционного обязательства разработанный план исполняется самими его составителями. Так, например, автотранспортные комбинаты ежегодно получали от своей клиентуры заявки-планы на выполнение транспортно-экспедиционных услуг на предстоящий год с указанием ориентировочного объема погрузочно-разгрузочных, экспедиционных операций и операций, связанных с эксплуатацией складов. На основе этих заявок-планов автотранспортные комбинаты разрабатывали проекты планов транспортно-экспедиционных услуг на планируемый год и отправляли их на утверждение в областное транспортное управление.

В настоящее время договор транспортной экспедиции не заключается во исполнение утвержденного руководством плана, однако, это не означает отсутствия планирования при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, впрочем как и любой другой деятельности. Планирование сегодня основывается на добровольном соглашении сторон и является неотъемлемым элементом эффективных рыночных отношений. Задачей планирования перевозок грузов в России является уточнение объемов предстоящих транспортировок, правильное распределение транспортных средств по объектам транспорта и видам перевозок с учетом ряда негативных факторов, присущих экономике и транспорту России, таких как сезонный завоз грузов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, недостаточные пропускные способности ряда участков железнодорожных магистралей, пограничных станций и переходов, морских и речных портов, грузовых терминалов в аэропортах и др.Экономисты справедливо рассматривают заключение договоров об организации перевозок в качестве одного из инструментов регулирования транспортного процесса в условиях рыночной экономики. Считается, что в настоящее время на основе таких договоров осуществляется до 1/3 от общего объема международных перевозок.

Для осуществления четкого и бесперебойного процесса транспортировки груза от склада отправителя до склада получателя необходима согласованная деятельность всех участников транспортного процесса. Экспедитор, как и другие участники перевозок, осуществляет годовое, квартальное, месячное планирование перевозок грузов различными видами транспорта. Например, железные дороги и экспедиторы могут заключать договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок грузов. Исходя из возможностей перевозок различными видами транспорта, основываясь на договорах об организации перевозок грузов, экспедитор и клиент составляют график предоставления клиентом товаров, подлежащих транспортно-экспедиционному обслуживанию по договору об организации транспортно-экспедиционного обслуживания. Таким образом, организация транспортного процесса базируется на долгосрочных договорах между экспедиторами и перевозчиками, с одной стороны, и экспедиторами и клиентами, с другой стороны.

Согласно статье 802 ГК РФ, договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Экспедитор и клиент для заключения договора транспортной экспедиции могут составить один документ, подписанный сторонами, либо обменяться документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Международные акты, регулирующие транспортно-экспедиционную деятельность, предусматривают возможность согласования определенных условий договора транспортной экспедиции в устной форме. Так, в соответствии с правилами ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок, условия о применении указанных правил могут быть включены в договор в письменной, а также в устной форме (п.1.1.). Типовые экспедиторские правила от 2 октября 1996 г. также могут быть включены в договор в письменной, устной или любой другой форме. Указанные нормы направлены на упрощение процедуры заключения либо изменения договора транспортной экспедиции.

Необходимо помнить, что в Российской Федерации в случае незаключения договора транспортной экспедиции в письменной форме, согласно ст. 162 ГК РФ сторона лишается права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но может приводить письменные и другие доказательства.

Договор экспедиции, осложненный иностранными элементами (например, субъект, объект) является внешнеэкономической сделкой. Гражданское законодательство Российской Федерации установило императивную норму, согласно которой несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Следовательно, если в соответствии с законодательством или условиями внешнеэкономического договора транспортной экспедиции применимым правом будет право Российской Федерации, то все условия договора должны быть сформулированы письменно. В любом случае, если хотя бы одной из сторон внешнеэкономического договора транспортной экспедиции является российское юридическое лицо либо осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого является российское право, внешнеэкономический договор экспедиции должен быть заключен в письменной форме (п.2 ст. 1209 ГК РФ).

Если же международным договором Российской Федерации будет предусмотрена возможность формулировать условия договора транспортной экспедиции в устной форме, будут применяться правила международного договора, так как согласно п.4 ст. 15

Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В зарубежных государствах в отношении формы договора транспортной экспедиции действуют нормы аналогичные российским. Так, согласно Всеобщим немецким экспедиторским условиям, указания заказчика должны быть сделаны в письменной форме и для письменной формы «нет различий в форме передачи данных и приемлемой является любая читаемая форма, если она точно показывает выдавшее ее лицо».

В силу взаимосвязи транспортно-экспедиционной деятельности с перевозочной при рассмотрении договора транспортной экспедиции необходимо ответить на вопрос: является ли данный договор публичным.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В литературе высказано мнение, что договор транспортной экспедиции является публичным, либо считается, что публичным может быть признан лишь договор транспортной экспедиции, по которому экспедиционное обслуживание предоставляется гражданину. Критикуя мнение о публичности договора транспортной экспедиции, справедливо указывают, что «в основе публичного договора лежит характер деятельности коммерческой организации, которая является субъектом публичного договора. Публичным договором является, например, договор на энергоснабжение -ведь не может энергоснабжающая организация не заключить договор, если она одна-единственная в городе и по характеру деятельности должна давать электричество каждому, кто к ней обратится, т.е. тому, кто имеет присоединительную сеть и просит подавать на нее электроэнергию».Деятельность организации, обязанной заключить публичный договор, должна быть направлена на удовлетворение необходимых потребностей других участников гражданского оборота, которые такую деятельность не осуществляют и для которых получение результатов подобной деятельности потребует значительных расходов либо применения специальных знаний, (например, договор бытового подряда), т.е. субъекты публичного договора находятся в неравном экономическом положении. Для защиты интересов слабой стороны и был введен институт публичного договора. Является ли характер транспортно-экспедиционной деятельности таким, что услуги по транспортной экспедиции должны осуществляться в отношении каждого, кто обратится за такими услугами? В настоящее время, нет. Нельзя признать договор транспортной экспедиции публичным договором.

Законодатель не пошел по пути признания любой предпринимательской деятельности в качестве основания для возложения на субъекта, ее оказывающего, обязанности заключать договор с каждым обратившимся к нему лицом. Экспедитор, выполняя специальную функцию в имущественном обороте, может рассматриваться как промежуточное звено между грузоотправителем/грузополучателем и перевозчиком. У него есть свои специфические задачи, но в настоящее время, экспедитор не занимает в гражданском обороте такого положения, когда он, отказав в заключении договора, может существенно влиять на положение клиента.

В будущем возможно признание рассматриваемого договора публичным, в равной степени, как и признание иных гражданско-правовых договоров публичными, -исключительно в зависимости от развития экономических отношений, если экспедитор будет занимать такое же положение на рынке услуг, какое в настоящее время занимает, например, перевозчик.

В определенных ситуациях договор экспедиции может быть признан договором присоединения. В соответствии с п.1 ст.428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В научной литературе отмечается, что критерий выделения из общего ряда договоров договора присоединения содержится в области техники договорной работы. Называть или нет соглашение договором присоединения зависит от одного обстоятельства: имеется ли, разработана ли одной из сторон стандартная форма договора или нет. Буквальное толкование статьи 428 ГК РФ следующее: любая сторона, любая коммерческая организация может разработать стандартную форму договора и предложить контрагенту заключать с ней договор только одним способом: присоединиться к этим условиям или не присоединиться. Поэтому договор транспортной экспедиции в определенных случаях может быть договором присоединения, равно как может и не быть договором присоединения в случае, если обе стороны самостоятельно вырабатывают условия данного договора.

Примером договора транспортной экспедиции, относящегося к договору присоединения, является, например, Коносамент смешанной перевозки ФИАТА. В качестве договора присоединения может быть рассмотрена и складская расписка экспедитора. Экспедитор может выдавать складскую расписку для оформления отношений хранения - на оборотной стороне складской расписки указываются права и обязанности сторон; клиент же на лицевой стороне документа выражает свое согласие на применение указанных условий. Хранение груза осуществляется в соответствии с правилами, изложенными на оборотной стороне расписки. В рассматриваемом случае договор присоединения направлен не только на удовлетворение интересов составившей договор стороны, но также и на повышение эффективности предпринимательской деятельности данного субъекта: так, для экспедиторов складская расписка - это единообразные условия хранения груза, облегчающие и ускоряющие выполнение ими своих обязанностей.

Подводя итог изложенному, можно отметить, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, взаимным (двусторонним), возмездным договором. Предметом договора транспортной экспедиции является выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Перечень и объем оказываемых по договору транспортной экспедиции услуг может быть самым разнообразным, что дает основания для классификации договора транспортной экспедиции на такие виды, как: договор транспортной экспедиции по организации доставки груза; договор транспортной экспедиции по обеспечению отдельной стадии транспортировки (отправление, получение, промежуточная стадия); договор транспортной экспедиции по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой.

 

Автор: Морозова Н.В.