02.06.2011 20365

Организация воспитательного процесса среди осужденных в колониях-поселениях (статья)

 

В соответствии с российским уголовно-исполнительным законодательством к числу основных средств исправления осужденных, отбывающих наказания, является проводимая с ними воспитательная работа (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими преступление. Поэтому основные направления, формы и наиболее важные вопросы организации воспитательной работы с осужденными урегулированы уголовно-исполнительным законодательством (ст. 109, 110 УИК РФ) и принимаемыми на его основе нормативными актами Минюста Российской Федерации. В них, в частности, устанавливается порядок организации клубной, библиотечной и физкультурно-спортивной работы, теле и радиопередач, мероприятий по правовому, трудовому, нравственному, физическому воспитанию, а также при приеме осужденных в исправительное учреждение и освобождении из него.

В колониях-поселениях принципы воспитательной работе те же, что и в ИК других видов но с определенной спецификой. Отсутствие охраны, ослабление изоляции и значительное сокращение запретительных требований режима создают благоприятные предпосылки для достижения основных задач колоний-поселений - испытания осужденных, закрепления результатов исправления и подготовки их к жизни на свободе.

Правительством Российской Федерации утверждаются нормы материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях (ч. 3 ст. 110 УИК РФ). Распорядком дня исправительного учреждения предусматривается время проведения воспитательных мероприятий, участие в которых обязательно для осужденных и учитывается при определении степени их исправления и представления к условно-досрочному освобождению, замене наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием, возбуждения администрацией исправительного учреждения ходатайств о помиловании (ч. 4, 5 ст. 113 УИК РФ). Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается также при применении к ним мер поощрения и взыскания, предусмотренных в ст. 113 и 115 УИК РФ.

Изученная нами практика деятельности колоний-поселений Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей по организации воспитательной работы с содержащимися в этих исправительных учреждениях осужденными показывает, что в этой сфере имеется ряд особенностей и нерешенных проблем, а действующие нормативные акты, регулирующие деятельность самодеятельных организаций, не позволяют говорить о них в аспекте реализации возможностей как общественных организаций в достаточной мере. Основная причина - такая степень зарегламентированности самодеятельных организаций, при которой добровольность их создания весьма условна. И если положения ст. 111 УИК РФ все же предусматривают определенную свободу общественных формирований осужденных, то подзаконные акты практически сводят ее на нет. Так, в Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы настолько подробно предписываются перечень самодеятельных организаций и порядок их формирования, что для «добровольности» в конкретных учреждениях места почти не остается. Например, согласно п. 2 Инструкции самодеятельные организации осужденных учреждения состоят из коллективов осужденных отрядов и коллектива осужденных колонии. При самодеятельной организации осужденных отряда для руководства и проведения повседневной работы создаются: совет коллектива отряда; секция дисциплины и порядка; производственная секция; санитарно - бытовая секция; секция досуга.

При самодеятельной организации осужденных колонии с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных учреждения создаются: совет коллектива колонии; секция дисциплины и порядка; производственная секция; секция общеобразовательного и профессионального обучения; секция досуга, совета клуба и библиотеки; секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии; секция социальной помощи. Количество и наименование секций может изменяться с учетом вида и особенностей деятельности исправительного учреждения. Далее указывается, что совет коллектива колонии (отряда) - выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Заседания совета коллектива колонии (отряда) проводятся в соответствии с планом работы, но не реже двух раз в месяц и оформляются протоколом. На заседаниях совета присутствует начальник колонии или его заместитель по воспитательной работе (в отряде - начальник отряда, члены совета воспитателей отряда).

В соответствии с п. 3.3 Инструкции прием в члены самодеятельных организаций осуществляется на основании письменного заявления осужденного, подаваемого в совет коллектива отряда. После принятия осужденного в члены самодеятельной организации, он включается в состав секции, в которой желает работать. Его заявление передается в спецотдел учреждения для приобщения к личному делу. На основании п. 4.2 Инструкции план работы секции разрабатывается членами этой секции с учетом решения общего собрания самодеятельной организации осужденных, рассматривается и утверждается на заседании совета коллектива колонии (отряда). Далее указывается, что план работы совета коллектива колонии (отряда) составляется председателем совета с учетом утвержденных на заседании совета квартальных планов работы секций, согласуется с начальником колонии (отряда), обсуждается и принимается на очередном заседании совета коллектива колонии (отряда). Контроль за выполнением принятых решений и плановых мероприятий осуществляют председатель совета коллектива колонии (отряда) и руководители секций. При невыполнении отдельных пунктов решения или плана они же информируют членов самодеятельной организации осужденных о причинах невыполнения, после чего на собрании принимается соответствующее решение. Этот список нормативных предписаний можно продолжать.

Как видно, обычные по сути кружки по интересам осужденным в Инструкции превращаются едва ли не в государственные органы. Такая формализация во многом способствовала тому, что самодеятельные организации во многих исправительных учреждениях дискредитировали себя и «практически прекратили свое существование».

Такая оценка кажется нам все же крайней. Но проблема действительно есть. Проведенный нами опрос сотрудников колоний-поселений Краснодарского края и Волгоградской области и отбывающих в них осужденных показывает, что излишне много требуется оформлять различные документы (заявления, планы работ, отчеты и др.), поскольку работа самодеятельных организаций оценивается вышестоящими инстанциями (комиссиями УИН) практически исключительно по имеющейся документации. Так, в одной из колоний-поселений ГУИН Краснодарского края 76,3% опрошенных сотрудника указали на явную заформализованность деятельности общественных формирований осужденных.

Между тем сама сущность именно добровольности самодеятельных организаций, специфика их создания и деятельности в исправительных учреждениях, а также наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что самодеятельные организации в том виде, в каком они регулируются в нормах уголовно-исполнительного права, неприемлемы. На наш взгляд, регламентация должна быть минимальной и сводиться к необходимости соблюдения режимных требований и постановки полезных для общества целей. Виды самодеятельных организаций, их названия и направления работы должны определяться самими осужденными по рекомендации администрации и прежде всего начальников отрядов. Представляются спорными предложения о расширении полномочий самодеятельных организаций, развитии среди них самоуправления (М.Г.Детков, В.Е.Южанин и др.). Как отмечает В.И.Быстрых, «наделение членов самодеятельных организаций не свойственными функциями наносит существенный вред как этим организациям, так и делу исправления и перевоспитания осужденных в целом. Прежде всего, это приводит к противопоставлению одних осужденных другим, содержит в себе возможность злоупотреблений».

Приведем еще мнение Н.А. Стручкова: «открытая или замаскированная передача осужденным хотя бы частицы власти, которой обладает администрация, - опасная и недопустимая идея». В этом смысле мы не можем положительно оценить содержание п. 4.9 Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы, согласно которому «члены секции дисциплины и порядка посредством рейдов, а также бесед с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания, проводят работу по: поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных в жилой и производственной зонах, столовой, учебных классах и местах отдыха; формированию у осужденных устойчивых привычек и навыков правопослушного поведения, соблюдению ими законов и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; созданию в колонии (отряде) здорового морально - психологического климата». Равным образом это касается п. 6.1. Инструкции, согласно которому «члены самодеятельных организаций имеют право... требовать от осужденных выполнения установленных правил поведения и информировать администрацию учреждения о совершенных или готовящихся правонарушениях».

Благая, казалось бы, цель совершенно не учитывает неформальных отношений, складывающихся в исправительных учреждениях. Более того, данные нормы вредны, поскольку при их реализации в колонии-поселении будут создаваться заведомые конфликты между осужденными - по неформальным правилам преступной субкультуры одни осужденные не должны следить за поведением других осужденных и тем более высказывать замечания, которые должны высказывать представители администрации колонии-поселения. Такой секции в колониях, где отбывают наказания взрослые осужденные, на наш взгляд, вообще не должно быть. В практике они не действуют реально ни в одной колонии-поселении, где нами изучалась практика деятельности исправительных колоний этого вида.

Так, во всех колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей (всего 14 подразделений), где мы проводили исследование, фактически не действовала ни одна из указанных норм. С молчаливого согласия вышестоящих инстанций администрация колоний-поселений и не пытается активизировать работу этих секций. Такое положение, когда «секции правопорядка» по сути провоцируют правонарушения в колониях, справедливо критикуется в юридической литературе. Тогда возникает вопрос: а зачем нужно требовать этого в нормативных положениях рассматриваемой Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы?

Ответ очевиден - эти положения из Инструкции необходимо исключить. Итак, мы полагаем, что законодатель совершил ошибку, закрепив в ч. 3 ст. 111 УИК РФ указанное выше положение из Инструкции о том, что одной из задач самодеятельных организаций является «содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка». Такая законодательная норма противоречит Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, где указывается, что «ни один осужденный не должен использоваться администрацией места заключения в качестве лица, поддерживающего дисциплину». Кроме того, отмеченная выше задача самодеятельных организаций не согласуется с ч.4. ст. И УИК РФ, согласно которой самодеятельные организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительного учреждений. Поэтому, на наш взгляд, из норм уголовно-исполнительного права следует исключить положения, касающиеся участия осужденных в поддержании дисциплины и порядка. В целом, как нам представляется, не следует переоценивать возможности и значение самодеятельных организаций. Сфера их деятельности должна ограничиваться организацией культурных мероприятий, физкультурно-спортивной работой, бытовыми вопросами. Наконец, это должны быть, как правило, не организации как таковые, с уставом, регистрацией и т.д., а кружки (клубы) по интересам, поощряемые администрацией. Только в этом случае, как нам представляется, участие осужденных в таких самодеятельных организациях может способствовать их исправлению. В противном случае, если осужденные видят, что общественные формирования в местах лишения свободы - это не более чем «бутафория», то никакой речи о выработке у него с помощью этого института активной и социально полезной позиции, необходимой в жизни после освобождения, быть не может.

Важное место с процессе воспитательной работы с осужденными отводится дисциплинарной практике. В этой связи рассмотрим меры взыскания и меры поощрения, которые могут применяться к осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях. Меры взыскания в соответствии со ст. 115 УИК РФ применяются к осужденным за нарушение установленного порядка отбывания наказания. В качестве мер взыскания администрация колонии-поселения вправе применить к осужденным: выговор; дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда; водворение осужденного в штрафной изолятор на срок до 15 суток; отмену права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней. Согласно ст.117 УИК РФ взыскание налагается на осужденного постановлением начальника колонии-поселения или лица, его заменяющего. Обращает на себя внимание новелла уголовно-исполнительного законодательства, закрепленная в ст. 116 УИК РФ, устанавливающая основания и порядок признания осужденного к лишению свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств, или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство; лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение в настоящей статье указанных право нарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. На основании ч.2 ст.116 УИК РФ злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор.

В этой связи в литературе указывается, что «для того, чтобы быть признанным злостным нарушителем, осужденному недостаточно совершить правонарушения, перечисленные в ч.1 и 2 ст. 116 УИК РФ. Для этого он должен быть одновременно подвергнут таким взысканиям, как водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру. Учитывая, что в колониях-поселениях к осужденным не применяются такие взыскания, как перевод в помещение или единое помещение камерного типа, для признания их злостными нарушителями режима они должны быть водворены в штрафной изолятор». Осужденный признается злостным нарушителем только на оснований постановления начальника колонии-поселения или лица, его замещающего, с одновременным наложением взыскания.

По мнению В.И. Горобцова, среди контингента колоний-поселений, предназначенных для содержания осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, не должно быть места злостным нарушителям режима, поскольку эти учреждения предназначены для положительно характеризующихся осужденных. Аналогичный подход должен быть и в отношении злостных нарушителей режима в колониях-поселениях для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и в колониях-поселениях для осужденных за умышленные преступления небольшой или средней тяжести. Мы солидаризуемся с такой позицией. В соответствии с ч.4 ст.78 УИК РФ осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены: из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом; из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима. Подобные переводы осуществляются только судьей по представлению администрации колонии-поселения.

Исследованная нами практика применения мер взыскания в колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей показывает, что основными нарушениями режима являются распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, пропуск регистрации в колонии, драки.

В 2003 г. 100 осужденных были переведены в колонию общего и строгого режима.

Меры поощрения в соответствии со ст. 113 УИК РФ применяются к осужденным в колониях-поселениях за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях. В качестве мер поощрения к осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, могут применяться: благодарность, которая может объявляться как в устной, так и в письменной форме; награждение подарком; денежная премия; досрочное снятие ранее наложенного взыскания; разрешение на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней. Осужденные, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания, могут быть представлены к условно-досрочному освобождению; с учетом поведения осужденного они могут быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании. Правом применения в полном объеме мер поощрения пользуется начальник колонии-поселения или лицо, его замещающее. Начальники отрядов в рассматриваемом виде исправительных учреждений имеют право объявлять благодарность и досрочно снимать взыскание (ч.2 ст. 119 УИК РФ). В качестве меры поощрения следует расценивать и возможность перевода осужденных, содержащихся в ИК общего и строгого режима, в колонии-поселения на основании ст. 78 УИК РФ. Однако здесь имеется неоднозначно толкуемое положение, содержащееся в п. «д» ч. 3 ст. 78 УИК РФ, согласно которому не могут быть переведены в колонии-поселения «осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение».

В литературе отмечается, что такая норма является признанием того, что этой мерой условия для осужденного могут быть не улучшены, а ухудшены. На наш взгляд, это положение вообще следует исключить, поскольку должно презюмироваться общепризнанное положение о том, что реализация поощрения не может быть принудительной в принципе - иначе получается, что другие меры поощрения, в отношении которых нет таких оговорок, могут применяться без согласия осужденных. Здесь же затронем вопрос о возможности перевода осужденных в колонии-поселения из колоний особого режима.

В процессе исследования в колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей мы задали такой вопрос практическим работникам колоний-поселений - утвердительно ответили только 25,9%. Мы также полагаем, что осужденные из колоний особого режима в силу высокой степени опасности не могут быть поощрены переводом в колонию-поселение даже при примерном поведении.

Более того, 62,7% опрошенных нами сотрудников колоний-поселений Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей высказались за то, чтобы ужесточить требования, предъявляемые к осужденным при решении вопроса об их переводе в колонии-поселения в качестве меры поощрения из колоний общего и строгого режима. Под такими цифрами есть основания - в изученной нами практике 15-20% нарушителей режима содержания приходится переводить в колонии общего или строгого режима - это достаточно большой процент, и он свидетельствует и проблеме, которая существует в данной сфере.

Отметим еще, что, по данным нашего исследования, в колониях-поселениях из мер взыскания наиболее действенным является водворение в ШИЗО. Это - мера текущего реагирования. Помимо этого, на основании ч. 4 ст. 78 УИК РФ содержащиеся в колониях-поселениях осужденные могут быть переведены в колонии общего и строгого режима в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Однако эта мера применяется судом. Соответственно для принятия решения требуется пройти несколько этапов.

Из опрошенных нами сотрудников колоний-поселений Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей 38,6% считают, что такое решение (перевод из колонии-поселения в колонию общего или строгого режима) должна принимать сама администрация колонии-поселения, 9,4% полагают, что это должно быть прерогативой территориальных УИН (ГУИН). Однако большинство (62%) считают, что нужно оставить эту компетенцию за судом. Мы также склоняемся к последнему мнению. Конечно, в этом случае, администрации колонии-поселения нужно прилагать немало усилий, однако «цена вопроса» - изменение вида колонии, а значит и режима содержания - слишком высока, и здесь должна быть оценка незаинтересованного органа.

Из мер поощрения наиболее действенным, по данным нашего исследования в колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей, является разрешение на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней. Вместе с тем в правовом регулировании и практике деятельности колоний-поселений по применению мер взысканий имеется положение, которое, на наш взгляд, требует уточнения в илу его дискуссионности. Речь идет о том, что есть основания усомниться в абсолютной легитимности некоторых видов взысканий, применяемых к осужденным за отрицательное поведение в процессе отбывания наказания. Известно, что не всякое нежелательное поведение осужденного нормативно признается нарушением установленного порядка отбывания наказания. Законодателем четко определен лишь исчерпывающий перечень мер взысканий, применяемых к ним (ст. 115 УИК РФ).

В то же время ни в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, ни в самом УИК РФ не содержится норм, предусматривающих исчерпывающий или в определенной степени систематизированный перечень деяний, признаваемых нарушением установленного порядка отбывания наказания. Необходимо согласиться с тем, что введение в правовой оборот понятия «нарушение установленного порядка отбывания наказания» (ст. 115 УИК РФ) влечет за собой необходимость определения видов этих нарушений.

В ст. 116 УИК дается только перечень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания. И по сути законодатель наделяет администрацию исправительного учреждения законотворческим правом. При таком подходе признание (или непризнание) конкретного поведения осужденного правонарушением, выбор меры взыскания и определение ее объема зависят от усмотрения начальника исправительного учреждения. Не имея в виду подробно рассматривать этот аспект, полагаем необходимым в постановочном плане рассмотреть вопрос о нормативном закреплении перечня хотя бы основных (наиболее типичных) актах поведения осужденных, которые признаются нарушением (не злостным) «установленного порядка отбывания наказания».

Далее, говоря о воспитательной работе с осужденными, нельзя не затронуть вопрос о роли начальника отряда в исправительном процессе. Здесь дополнительно рассмотрим некоторые правовые аспекты. Согласно п. 1.3 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения (утверждено приказом Минюста России от 23 марта 2003 г.) в число основных задач отрядного звена входят:

1) обеспечение: комплексного подхода к организации и проведению с осужденными воспитательной работы, направленной на достижение целей исправления, предупреждения совершения новых преступлений; дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных с учетом вида ИУ, срока наказания, условий содержания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения; содействия в защите прав, свобод и законных интересов осужденных, сохранении и поддержании их здоровья, оказании им помощи в социальной адаптации; использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления, развития полезной инициативы осужденных, участия в решении вопросов организации труда, быта и досуга, духовного, профессионального и физического развития осужденных;

2) создание условий для: общеобразовательного обучения и профессионального образования осужденных, в том числе по очно-заочной, заочной и дистанционной формам обучения; просветительской, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы; формирования нравственных и правовых отношений в среде осужденных, развития их стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию; психологического обеспечения работы с осужденными с целью оказания им психологической помощи, проведения групповой и индивидуальной психокоррекционной работы; осуществления социальной работы с осужденными, оказания им помощи в решении вопросов восстановления, поддержания и развития социально полезных связей с родственниками, трудовыми коллективами, общественными и религиозными объединениями и иными организациями; подготовки осужденных к освобождению, содействия их трудовому и бытовому устройству после отбытия наказания и последующей социальной реабилитации; реализации прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов.

Отметим еще несколько моментов. Так, указывается на обязанность начальника отряда оказывать помощь и содействие осужденным в защите их законных прав и жизненных интересов, то есть, по сути, вменяется адвокатская функция. Сама идея здесь актуальна. Однако указанная формулировка представляется несколько некорректной. Во-первых, она предполагает достаточно активные действия начальника отряда по конкретным делам, что физически неосуществимо в силу большого количества и трудоемкости вопросов, имеющихся у каждого осужденного. Во-вторых, начальник отряда может оказаться в весьма щекотливом для себя, двойственном положении.

Если, например, какое-либо право осужденных нарушается руководством колонии-поселения, в прямом подчинении которого находится начальник отряда, то до каких пределов и в какой форме последний обязан и фактически будет оказывать помощь и содействие в защите? Поэтому мы полагаем, что целесообразнее поставить дело так, что начальник отряда оказывает помощь осужденным в решении вопросов, связанных с обеспечением их прав и законных интересов. В этих целях он разъясняет осужденным соответствующее законодательство, порядок обжалования действий должностных лиц, информирует о ближайших юридических консультациях, осуществляет иные меры, направленные на содействие осужденным в их трудовом и бытовом устройстве после освобождения. Такое положение целесообразно отразить в Положении об отряде осужденных исправительного учреждения. Но этого, конечно, недостаточно для решения данной проблемы. Ведь у осужденных значительно сужены возможности обращения за правовой помощью, и, прежде всего по надзорным жалобам. Адвокаты в колониях - весьма редкие гости (маловат гонорар), а в отдаленных колониях-поселениях - тем более. Не балуют вниманием прокуроры и судебные работники. Между тем, коль скоро государство наказывает преступника и тем самым определенным образом ограничивает реализацию конституционного права на оказание юридической помощи (ст.48 Конституции РФ), то оно должно соответственно и компенсировать указанные ограничения, не составляющие содержания уголовного наказания. Это может быть осуществлено путем выделения в штате учреждения должности специального юрисконсульта -своеобразного государственного адвоката. Это важно еще и потому, что действующее законодательство в России часто меняется. Поэтому осужденный, отбывший несколько лет в исправительной колонии, после освобождения попадает в значительно обновленную систему юридических координат, сориентироваться в которой бывает очень трудно, что может быть одной из причин совершения им новых правонарушений.

В пользу такого решения говорит и то обстоятельство, что, как показало наше исследование в колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей, начальники отряда, несмотря на наличие у многих из них юридического образования, в силу большого перечня функциональных обязанностей не имеют возможностей уделять для этих целей достаточного внимания. Как указали сами начальники отрядов, которых мы опросили, собственно воспитательной работе они могут уделять 25-35% рабочего времени.

Далее, мы считаем, что назрел вопрос о введении в колониях должности священника. Сразу оговоримся: это не должно быть очередной обязательной для всех установки сверху, и имеется в виду, что должность эту будут (по совместительству) замещать местные служители церкви. Здесь необходим индивидуальный подход: если в колонии созданы соответствующие условия, тогда и нужно организовывать приход. Право введения такой должности должно быть у территориальных УИН (ГУИН). При этом приобщение осужденных к религии осуществляется исключительно на добровольной основе. Каждый волен исповедовать любую веру или не исповедовать никакой. Осужденные в большинстве случаев заинтересованно идут на контакт со священнослужителями, находят в общении с ними решение некоторых жизненных вопросов. Это и понятно. Ведь в местах лишения свободы, как правило, содержатся люди со сломанными судьбами, запутавшиеся в житейских ситуациях, зачастую не находящие самостоятельного выхода из них. Воздействие религии во многих случаях положительно сказывается на воспитании осужденных, на выборе ими правильной жизненной позиции. Большое педагогическое значение имеют обстановка в церкви, богослужение, обряды, а также веками проверенные методы воспитательного воздействия: причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, соблюдение поста. Следует подчеркнуть, что действенность этих методов возможна только при заинтересованном взаимодействии воспитательного аппарата исправительных учреждений и представителей религиозных конфессий.

Так, в колониях Краснодарского края плодотворными оказываются беседы с осужденными представителей различных церковных организаций, в частности, поместной церкви «Вифания». В Свердловской области священнослужители храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы поселка Волково Каменского района духовно окормляют колонию-поселение УЩ 359/59, находящуюся в этом районе. Как обычно, в прошедшем месяце клирики храма настоятель священник Евгений Таушканов и священник Вячеслав Тройнин побывали в колонийских отрядах. Отец Вячеслав совершил для осужденных молебен. Кроме этого, батюшки рассказали в отрядах о празднике Рождества Пресвятой Богородицы и житии святителя Петра Московского. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы посетили начальник колонии Н.В.Щавелюк и заместитель начальника колонии по воспитательной части В.Н.Еремеев. Состоялся очень нужный, интересный разговор, в результате которого руководители колонии и настоятель храма пришли к одному мнению - надо осуществлять как можно больше взаимных контактов, добиваться более эффективной, координированной совместной работы духовенства и администрации исправительного учреждения. Сразу после этой беседы в Покровском храме побывали 11 человек из числа осужденных, получившие возможность помолиться за Божественной литургией, исповедоваться и причаститься. В целом же пока же возможности церкви используются недостаточно, а периодические посещения священнослужителей колоний-поселений не в состоянии заменить кропотливой работы с конкретным осужденным.

Важным направлением в воспитательной работе среди осужденных является создание и деятельность попечительских советов при исправительных учреждениях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. утверждено примерное Положение о попечительском совете. В первой статье этого документа указывается, что одной из задач попечительского совета является решение вопросы социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Имеющаяся практика деятельности такого рода общественных организаций показывает, что их эффективность пока очень низка, несмотря на то, что в составы попечительских советов входят представители органов государственной власти и местного самоуправления. По сути дальше общих пожеланий дело не доходит. Такое отношение, в свою очередь, определяется, по нашему мнению, общественным мнением, которое пока отнюдь не склонно отдавать приоритет своего внимания осужденным преступникам на фоне далеко не благополучного положения с такими категориями населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты и др. Эта проблема достаточно сложна, и требует специального исследования. Во всяком случае, в отношении колоний-поселений ГУИН Краснодарского края активности попечительского совета не наблюдается.

Основные формы воспитательной работы практикой деятельности исправительных учреждений в нашей стране определены в следующих основных направлениях: нравственное воспитание; правовое воспитание; трудовое воспитание; физическое воспитание. Эти формы закреплены в ст. 110 УИК РФ. Там же есть добавление - «и иное воспитание», куда включаются остальные, помимо указанных, формы исправительного воздействия на осужденных. Однако в настоящее время с учетом социально-правовых и экономических реалий указанные формы воспитательной работы в полной мере не могут быть реализованы. Например, о каком трудовом воспитании может идти речь, если, как мы отмечали, многие осужденные, содержащиеся в колониях-поселениях, не имеют работы или имеют мизерную заработную плату?

Следует при этом отметить, что труд осужденных не предполагает кару осужденного, и в этом смысле мы не можем согласиться с И.М.Рагимовым, который полагает, что труд осужденных в условиях исправительных учреждений выполняет среди прочих и карательную функцию. Добросовестное и творческое отношение осужденных к труду поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

В целом же в пенитенциарной литературе не вызывает каких-либо возражений тезис о том, что именно трудовое воспитание должно находиться в центре всей воспитательной деятельности с осужденными, содержащимися в местах лишения свободы. Однако, как мы неоднократно отмечали, складывающаяся реальность пока не позволяет эффективно использовать это направление воспитательной работы. Нравственное воспитание имеет своей целью формирование таких моральных качеств, как честность, порядочность, ответственность, чувство долга, патриотизма, справедливости, собственного достоинства, развитие духовного уровня человека. В формировании этих качеств огромную роль играет повышение образовательного уровня осужденных, проведение культурно-массовых мероприятий, организация художественной самодеятельности, приобщение их к чтению художественной, научно-популярной литературы, периодической печати, просмотру кинофильмов, телепередач. Определенное значение имеет и реализация осужденными свободы вероисповедания.

Правовое воспитание, по нашему мнению, является основной формой воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, так как они преступили, нарушили закон, его запреты, что свидетельствует о наличии в их сознании криминогенных установок, пренебрежительного отношения к соблюдению правовых норм, правил и традиций человеческого сообщества. И вот как раз правовое воспитание предполагает формирование у осужденного правовой культуры и стойкого правопослушного образа жизни. При этом под правовой культурой личности следует понимать определенный уровень правосознания, формирующегося в процессе усвоения правовых знаний, развития правовых способностей психологического восприятия справедливости и необходимости предписаний закона, воспитания правовых навыков и привычек неукоснительного соблюдения и исполнения норм закона.

Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что в местах лишения свободы содержится значительное количество лиц, ранее отбывавших уголовное наказание, для которых знание уголовно-правовых запретов не являлось фактором, удерживающим их от совершения новых преступлений. Поэтому основное внимание в правовом воспитании осужденных к лишению свободы должно быть сосредоточено на выработке у них убеждений, навыков и привычек неукоснительного соблюдения требований законов. В практической деятельности колоний-поселений сложились такие формы правового воспитания осужденных, как лекции и беседы юристов, вечера вопросов и ответов, наглядная агитация по правовой проблематике, организация приемов по личным вопросам работниками суда, а также прокуратуры и других правоохранительных органов.

Так, в исправительных учреждениях ГУИН Минюста РФ по Краснодарскому краю налажено активное взаимодействие ИУ и Краснодарской региональной общественной организацией «Конвикт», представители которой часто выступают перед осужденными по правовым вопросам. Если говорить о методологии правового воспитания, то здесь, по нашему мнению, главенствующее место должно занимать разъяснение российского законодательства. Физическое воспитание осуществляется в целях поддержания и укрепления здоровья осужденных, формирования у них личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств. Для этого в исправительных учреждениях оборудуются спортивные площадки, распорядком дня предусматривается ежедневная физическая зарядка, проводятся физкультурные и спортивно-массовые мероприятия (игры в волейбол, теннис, шахматы и др.). Такие мероприятия позволяют также целенаправленно организовывать свободное время осужденных, использовать его для развития разумных потребностей и интересов личности. Однако наибольший воспитательный эффект дает другая форма работы - индивидуальная. Это связано с тем, что именно индивидуальный подход позволяет максимально учесть все обстоятельства, складывающиеся к концу отбывания срока наказания у осужденных.

Следует еще заметить, что воспитательная работа с осужденными, содержащимися в колониях-поселениях, тесно связана с реализацией последними своих социально-культурных конституционных прав. К культурным конституционным правам относятся право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44 Конституции России), а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст.44). Право на свободу творчества для осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, ограничивается, по нашему мнению, лишь техническими возможностями исправительных учреждений (это касается таких сфер творчества, как кинематограф, театр, скульптура и др.). Что касается литературного творчества, гуманитарных наук и др., то уголовно-исполнительное право не содержит каких-либо ограничений. Более того, в нормах УИК РФ и подзаконных нормативных актах вообще не упоминается о конституционном праве на свободу творчества. В результате регулирование такой важной сферы также осуществляется исходя из того, как трактовать требования режима содержания осужденных в исправительных учреждениях, т.е. от усмотрения должностных лиц. Как нам представляется, в УИК необходимо хотя бы кратко отразить право на свободу творчества осужденных, оговорив, что такое право может быть ограничено, если его реализация расходится требованиями режима и установленными условиями отбывания наказания. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст.44 Конституции РФ) осужденные могут реализовать прежде всего посредством возможностей того учреждения культуры, которое организуется в каждом учреждении. Обычно это клуб, где располагаются, как правило, зал для показа кинофильмов, библиотека, музыкальная комната и другие помещения для организации культурной жизни осужденных. Как и в предыдущем случае, нормы уголовно-исполнительного права не регулируют прямо данное культурное конституционное право осужденных к лишению свободы.

Такие возможности реально имеются практически во всех колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей, где мы проводили исследование. Вместе с тем в ряде нормативных положений эти вопросы отрегулированы без должного учета реального положения дел. Так, в соответствии с ч. 1 ст.94 УИК РФ осужденные должны быть обеспечены возможностью просмотра кинофильмов не реже, чем один раз в неделю (кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденных, переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры). Далее, осужденным разрешается просмотр телепередач и прослушивание радиопередач в свободное от работы время, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Как нам представляется, данное законодательное положение излишне категорично и не учитывает реальной ситуации, когда, например, интересные художественные фильмы или спортивные соревнования демонстрируются в достаточно позднее время. На практике администрация в очень редких случаях запрещает осужденным просмотр, например, чемпионата мира по футболу или Олимпийских Игр, которые транслируются в ночное время, поскольку такого рода события представляют общественный интерес и запрет в данном случае нецелесообразен по меньшей мере с педагогической точки зрения.

Так, в колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей администрация разрешает осужденным смотреть наиболее интересные спортивные трансляция, и, прежде всего футбольные и хоккейные также, бокс, автогонки.

Кроме того, в УИК РФ не учтено то обстоятельство, что осужденные могут быть привлечены к обязательным мероприятиям (например, проверка наличия осужденных, смотр внешнего вида и др.). В этой связи мы полагаем, что указанное выше нормативное положение о запрете просмотра телепередач и прослушивания радиопередач необходимо изложить в иной редакции, которая может иметь следующий вид: «Осужденным разрешается просмотр телепередач (прослушивание радиопередач) в свободное от работы и обязательных мероприятий время. В часы, предусмотренные распорядком дня для ночного отдыха, просмотр телепередач (прослушивание радиопередач) возможно по разрешению администрации учреждения при условии, что это не мешает ночному отдыху других осужденных». Мы считаем также, что данная норма должна содержаться не в уголовно-исполнительном законе, а в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, поскольку такого рода детализация присуща подзаконному нормативному акту. В нормах уголовно-исполнительного законодательства имеется также норма, в соответствии с которой осужденные могут за свой счет приобретать теле- и радиоприемники через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц (ч3 ст.94 УИК РФ). Ранее осужденным запрещалось это. Указанная новелла, безусловно, заслуживает поддержки.

Указанные аспекты воспитательной работы в колониях-поселениях должны начинаться с первого дня пребывания осужденного в колонии-поселении. Помимо изучения личности осужденных при их приеме в учреждения необходимо решить еще ряд задач. Важнейшей из них является создание необходимых условий для адаптации осужденных в колонии, причем адаптация должна проходить последовательно: от приспособления к официальным нормам и правилам общежития в учреждении (нормопорядку, официальной общности) к приспособлению к конкретному коллективу, группе (микросоциальной общности) от социальной адаптации - к социально-психологической адаптации. Этот процесс для осужденного включает: ознакомление с официальными и неофициальными правилами поведения; избирательное принятие этих правил; выработка тактики поведения; занятие определенной позиции в среде осужденных.

Однако адаптация осужденных в учреждении не должна проходить самопроизвольно, а должна активно управляться администрацией колонии-поселения, причем с опережающим воздействием на них. Иначе администрация потеряет контроль над средой. Деятельность администрации в этом плане осуществляется поэтапно: ознакомление осужденных с условиями отбывания наказания; выбор общности осужденных, включение в систему отношений в ней; настройка в ней положительных отношений; психологическая подготовка общности к приему вновь прибывшего в жизнь учреждения (на работу, учебу и т.д.); определение или уточнение программ исправления; корректировка поведения их и т.д. Не менее важной задачей является создание благоприятного психологического фона отбывания наказания вновь прибывшим. Необходимо выяснить у каждого из них, какие неотложные вопросы следует решить для них на свободе и помочь им в этом.

Это важно еще и потому, что в колониях-поселениях наблюдается достаточно интенсивный оборот осужденных, многие из них имеют небольшие сроки пребывания в колониях-поселениях. По данным нашего исследования в колониях-поселениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей средний срок составляет 1,5-2 года, а в колониях для лиц, совершивших преступления по неосторожности и преступления небольшой и средней тяжести - и того меньше: 0,5-1 год. И в этих условиях, как говорится, времени на раскачку нет - нужно как можно быстрее изучить личность осужденного и наметить план индивидуального воспитательного воздействия на него. Не случайно в этой связи в ответ на вопрос о том, что необходимо улучшить в колониях-поселениях, 63,8% осужденных ответили, что хотели бы более внимательного отношения к своим нуждам со стороны персонала.

И еще один аспект исправительного процесса в колониях-поселениях требует более подробного освещения. Из всех исправительных учреждений только в колониях-поселениях осужденные могут при определенных условиях проживать со своими семьями. Это очень важный рычаг воспитательного воздействия на осужденного. Наши исследования показывают, что все осужденные, проживающие с семьями, работают. Следует особо заметить, что, по оценкам сотрудников колоний-поселений, они проявляют повышенную трудовую активность и стремление к достаточному материальному обеспечению своей семьи, а, как известно, отношение к трудовой деятельности является одним из важнейших критериев исправления и ресоциализации осужденных. О положительном влиянии совместного проживания осужденных с семьями свидетельствуют также результаты анализа дисциплинарной практики.

В 2003 году из общего количества лиц, отбывающих наказание в обследованных нами учреждениях Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей, были наказаны 32,6%, из числа совместно проживающих с семьями - 18,4%, что свидетельствует о положительном влиянии совместного проживания с семьями на формирование правопослушного поведения осужденных. Это подтверждается и мнением практических работников.

Вместе с тем данные о повышении образовательного уровня и присутствии осужденных на занятиях в досуговых учреждениях, дислоцирующихся в местах расположения колоний-поселений (спортивные секции, клубы по интересам, кружки технического и прикладного творчества, художественной самодеятельности, различные курсы и т. п.), показывают, что из общего количества осужденных в образовательных учреждениях обучаются 3%, в досуговых учреждениях занимаются 3,7%. Из числа проживающих совместно с семьями в образовательных учреждениях обучаются лишь 1,9%, а в досуговых учреждениях занимаются 3,8%. Признать такое положение дел удовлетворительным нельзя.

Следует отметить как положительный тот факт, что в ряде регионов наблюдается тенденция, свидетельствующая о закреплении семей осужденных на постоянное место жительства в местах дислокации колоний-поселений. Так, за период 2001-2003 гг. на постоянное жительство осталось 44 семьи. Например, в Самарской области - 16 семей, Тульской области- 12, Красноярском крае - 4, Пензенской области - 3, Курской области - 2, Иркутской, Кировской, Челябинской областях, Краснодарском крае и Республике Татарстан - по 1 семье. Особый интерес представляют результаты обобщенного анализа оценок руководителей региональных УИН и отдельных колоний-поселений в отношении влияния совместного проживания осужденных с семьями на их исправление и ресоциализацию. Так, из 100 опрошенных руководителей более 93% оценили эту форму работы с осужденными в целом положительно и отметили, что она способствует исправлению осужденных, более быстрой их ресоциализации. Вместе с тем 45% респондентов назвали отдельные негативные стороны совместного проживания осужденных с семьями. И лишь 7% руководителей от какой- либо оценки воздержались. Отрицательных отзывов не было.

Среди положительных оценок доминирующее место (95%) занимают следующие факторы: более быстрая адаптация к жизни на свободе, стимул для правопослушного поведения не только для осужденных, проживающих с семьями, но и для остальных, воспитание детей обоими родителями, сохранение социально полезных связей, повышение активности в трудовой деятельности, значительное уменьшение числа дисциплинарных проступков по сравнению с другими осужденными.

Среди отмеченных отрицательных факторов основное место (97%) занимают такие, как ослабление контроля и надзора за осужденными, отсутствие возможности полноценного охвата воспитательным процессом, осуществляемым в учреждении, наличие условий для употребления спиртных напитков (особенно при проживании в обще житиях совместно с другими осужденными).

Представляется, что отмеченные отрицательные факторы во многом имеют субъективные причины, которые при совместной целенаправленной работе персонала колонии-поселения с территориальными органами внутренних дел могут быть сведены до минимума.

Надо сказать, что отдельные руководители территориальных УИН сообщили также о некоторых объективных трудностях в обеспечении необходимых условий для совместного проживания осужденных с семьями. Они, как правило, носят частный и единичный характер. Так, было отмечено, что в местах дислокации колоний-поселений Пермской области и Красноярского края отсутствуют дошкольные и общеобразовательные учреждения для детей, а также нет возможности трудоустроить членов семей. По этим причинам совместное проживание осужденных с семьями в таких колониях-поселениях не планируется. В Челябинской области имеются сложности с медицинским обеспечением членов семей осужденных. В других обследованных регионах проблем, объективно препятствующих совместному проживанию осужденных с семьями, не было, в том числе и в ГУИН Краснодарского края.

Учитывая изложенное, представляется, что совместное проживание осужденных с семьями необходимо рассматривать как одну из важных и перспективных форм повышения эффективности процесса их исправления и ресоциализации, укрепления социально полезных связей, стимулирования осужденных к правопослушному поведению.

В целом воспитательная работа в колониях-поселениях основывается на Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы на период 2000-2005 гг., в которой основными принципами являются дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

Задачами Концепции являются: обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы; воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства; создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения; сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов; усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно-полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта; развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам; направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на осуществление непрерывного психолого-педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой.

При этом основными направлениями совершенствования воспитательной работы являются: совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными; совершенствование нормативно-методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации; изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих «степень исправления» осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.

Таким образом, подводя итог, мы можем констатировать, что сфера воспитательной работы среди осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, в отличие от других направлений деятельности исправительных учреждений, имеет менее строгое регулирование в уголовно-исполнительном праве, что объясняется особенностями педагогического воздействия, которое не может быть «втиснуто» в жесткие нормативные рамки. Вместе с тем ряд направлений воспитательной работы нуждается в совершенствовании. Так, представляется излишне зарегламентированной деятельность самодеятельных организаций. Из функций общественных организаций осужденных в колониях-поселениях необходимо исключить задачи по контролю за выполнением режима содержания осужденными. Далее, необходимо дать полномочия администрации колоний-поселений самостоятельно определять режим просмотра осужденными телепередач. Требуется активизация попечительских советов. В исправительных учреждениях в целях ресоциализации осужденных после освобождения необходимо повысить уровень оказания осужденным помощи в правовой сфере, а также в психологической подготовке к жизни на свободе, для чего необходимо освобождать начальников отрядов от выполнения несвойственных им функций.

 

Автор: Чатаджян А.Г.