16.07.2011 5975

Управление в сфере культуры, науки и образования как одно из направлений организации местного самоуправления в городе Москве (статья)

 

Москва - крупнейший центр деловой, духовной и культурной жизни страны. Сегодняшняя столица представляет собой кладовую шедевров мировой и национальной культуры. Для москвичей и гостей столицы открыто множество театров, музеев, концертных залов, выставочных комплексов, художественных галерей. Москва также была и остается крупным научным и образовательным центром страны. На столичных органах власти и управления лежит ответственность за консолидацию творческих сил по восстановлению, сохранению и приумножению накопленного культурного наследия Москвы для будущей России.

Правовое регулирование компетенции местных органов в сфере культуры, науки, образования подвергается изменению. В советский период характерна расплывчатость подхода к определению компетенционного статуса местного самоуправления. В принципиальном плане этот подход был преодолен Конституцией Российской Федерации 1993 г., закрепившей победу нового общественного строя и выделением нового уровня публичной власти. Вместе с тем основанный на Конституции Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимался в условиях противостояния Президента России и Федерального Собрания и явился результатом компромисса между политическими силами, представленными в этих государственных структурах.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» попытался изложить общую компетенцию органов местного самоуправления через предметы ведения и основные полномочия. Данная попытка предпринималась с учетом опыта определения компетенции местного самоуправления в других странах, где статутные законы о местном самоуправлении либо вообще не упоминают о полномочиях муниципальных органов, либо отсылают к специальным законам. Однако, предметы ведения были сформулированы в федеральном законе так, что оказались, по сути, совместными и для государственных органов (федеральных и региональных), и для органов местного самоуправления.

Однако отделение государственных дел от местных возможно не всегда. Местное значение могут иметь дела, которые если не напрямую связаны с государственными, то далеко не безразличны для государства, особенно для государства социального. Какой бы сложной ни казалась задача определения сферы деятельности местного самоуправления, ее нужно решать так, чтобы самостоятельность органов местного самоуправления была ясна и однозначна. Как раз такого и не было в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения был, так сказать, полуоткрыт. С одной стороны, он определял 30 вопросов местного значения, а с другой - разрешал муниципальным образованиям «принимать к рассмотрению» иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Федерации.

Федеральный закон 1995 г. в ст. 6 называет следующие предметы ведения местного самоуправления в сфере науки, культуры, образования:

создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

создание условий для организации зрелищных мероприятий;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

организация и содержание муниципальных архивов;

организация и содержание муниципальной информационной службы;

создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Органами местного самоуправления учреждаются муниципальные учреждения, принимаются меры по организации их деятельности, учреждается порядок их финансирования и управления, оказывается материальное и иное содействие.

Для организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, как правило, определяется сеть соответствующих учреждений, порядок их создания, регистрации и функционирования.

Органы местного самоуправления всячески обеспечивают реализацию положений Федерального закона от 13 января 1996 г. «Об образовании» и соответствующих законов субъектов Федерации. Следует отметить, что законодательство субъектов в сфере образования различно: это и просто законы об образовании, как в Смоленской и Саратовской областях, Закон «О народном образовании в Алтайском крае» от 16 января 1996 г.; Закон Хабаровского края от 25 июня 1997 г. «Об основных направлениях развития и дополнительных гарантиях приоритетности образования в Хабаровском крае». В Пермской области принят Закон Пермской области от 07.04.1999 № 458-66 (ред. от 04.04.2002) «О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии» (принят ЗС ПО 26.03.1999). Не смотря на различные подходы парламентариев субъектов Российской Федерации, каждый из упомянутых законов устанавливает полномочия органов местного самоуправления в указанных сферах.

Создаются специальные органы по образованию при органах местного самоуправления, общественные экспортно-консультативные советы.

Компетенция органов местного самоуправления в области образования:

1. Органы местного самоуправления ответственны за:

- реализацию права граждан на получение установленного указанным Законом обязательного основного общего образования;

- ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

2. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

- формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

- обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих - территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

- регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

- создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

- назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

- строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

- контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

- использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

- установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Законодательство субъектов Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры. Так, например Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 (ред. от 29.12.2004) «О культуре» (принят Советом Республики Парламента КБР 11.07.2001), Закон Республики Бурятия от 01.02.1996 (ред. от 27.12.2004) «О культуре» (принят Народным Хуралом РБ 01.02.1996) расширяют полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры.

Безусловно, роль органов местного самоуправления при создании условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании велика.

При реализации федерального и регионального законодательства в данной сфере органами местного самоуправления проводится работа в нескольких направлениях. Прежде всего, это создание муниципальных учреждений культуры и руководство их деятельностью. Создаются муниципальные театры, эстрадные и народные оркестры, театры-студии, дома театра и кино, библиотеки, издаются акты, регулирующие их деятельность.

Принимаются меры по дополнительному финансированию и по стабилизации работы муниципальных учреждений, организаций и предприятий культуры, не смотря на сложности в финсово-бюджетной сфере местного самоуправления.

Органами местного самоуправления в сфере культурной деятельности утверждаются положения о муниципальном заказе (гранте), присваивает особый правовой статус - статус социально значимых субъектов культурной деятельности на территории местного сообщества». Утверждается перечень платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры и устанавливаются тарифы, производится финансирование фестивалей, устанавливаются поощрительные призы.

Выделяются помещения и оборудование для учреждений культуры, оказывается содействие в работе, контролируется соблюдение Основ законодательства о культуре.

Для сохранения памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления принимаются меры по охране и использованию памятников истории и культуры. Устанавливается особый правовой режим положения объектов муниципальной собственности, относящихся к памятникам истории и культуры местного значения. Например, Закон Саратовской области от 04.11.2003 (ред. от 29.12.2004) «Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области» (в ред. Закона Саратовской области от 29.12.2004 № 128-ЗСО).

Органами местного самоуправления создаются новые памятные места, присваиваются исторические имена вновь созданным объектам; принимаются меры по восстановлению памятников, расположенных на территории местного сообщества, по реставрации памятников.

Создаются специальные органы по историческому и культурному наследию территорий, создаются муниципальные учреждения.

Обеспечивается соблюдение соответствующих федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных правовых актов.

Законом от 9 октября 1992 г. РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» к ведению органов местного самоуправления в области культуры отнесены:

1. осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

2. формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

3. регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры;

4. создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;

5. создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;

6. назначение руководителей муниципальных организаций культуры;

7. строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий;

8. контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле» в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотекам.

Органы местного самоуправления обеспечивают:

- гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек;

- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Органы местного самоуправления в своей деятельности по созданию и обеспечению условий для работы муниципальных музеев руководствуются Федеральным законом от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

В целях обеспечения и сохранности для настоящего и будущих поколений, эффективного использования для научного изучения и пропаганды памятников в интересах воспитания граждан принят

Федеральный закон от 25июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» закрепил, что народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.

Парламенты субъектов федерации регулируют различные аспекты обозначенной сферы. Например, в Пермской области принят Закон от 18.06.1999 № 515-76 «О библиотечном деле в Пермской области» (принят ЗС ПО 27.05.1999).

Закон устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную, образовательную и досуговую деятельность. Значимую роль в обеспечении прав человека в законе уделена органам местного самоуправления.

Закон Пермской области от 19.10.1998 «О Государственной молодежной политике в Пермской области» (принят ЗС ПО 24.09.1998) устанавливает правовую основу молодежной политики, ее содержание, общие принципы, цели, а также регулирует отношения между субъектами, осуществляющими молодежную политику. Не оспорим тот факт, что в образовании, культуре ведущее место занимает грамотно организованная работа с подрастающим поколением, с молодежью.

В многонациональных субъектах Российской Федерации принимаются законы о языках, как например, в Кабардино-Балкарии, или в Республике Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан».

Закон Республике Татарстан от 12.05.2003 «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» регулирует эту форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой общественное объединение граждан Российской Федерации в Республике Татарстан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.

Принимаются общие и специальные программы.

В качестве примера общей программы по исследуемой теме можно привести Постановление Сызранской Городской Думы Самарской области от 27.02.2002 «Об утверждении городской целевой программы Управления культуры, информации и рекламы на 2002 г. «От культуры человека - к культуре общества».

Примером специальных программ могут быть программы Псковской области от 18.04.2003 «О Проведении конкурса социальных и культурных проектов «Возрождение малых городов и сел Псковской области через культуру и образование» или Закон 11.10.2004 «Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы» (принят ГС РТ 09.09.2004).

В Москве так же принимаются программы: Постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 «О среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)» была утверждена одноименная программа, этот цикл продолжился Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2005 «О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (20052007 годы)».

Следует отметить создание специальных органов и учреждений для реализации указанного направления и общественных, консультативных советов при органах муниципальной власти.

В целях сохранения системы государственного образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами Российской Федерации доступного и бесплатного образования Федеральным законом от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» введен мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры, в том числе: жилые помещения, располагающиеся в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ансамбль; жилые помещения в домах, находящихся в сельской местности; клинические базы учреждений медицинского образования; учебно-опытные, учебно-производственные хозяйства и другие научные, проектные, производственные предприятия, учреждения и организации, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие образования.

Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. утверждена Федеральная программа развития образования. Программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Сроки реализации Программы - 2000-2005 гг.

Расширяется сотрудничество между органами местного самоуправления различных муниципальных образований, органов местного самоуправления и органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Полномочия органов местного самоуправления в области науки связаны прежде всего с осуществлением на местах государственной научно-технической политики, согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике».

При реализации муниципальными органами полномочий по созданию условий для организации зрелищных мероприятий осуществляется организация, проведение и финансирование зрелищных мероприятий, выделяются помещения, организуется реклама.

Муниципальными органами принимаются концепции культурно-досуговой программы, проводятся конкурсы на лучший проект культурно-досуговой долгосрочной программы для муниципальных организаций и предприятий культуры.

Органами местного самоуправления принимаются основные направления деятельности муниципальных предприятий, различные меры по поддержке деятельности муниципальных зрелищных предприятий, даются муниципальные заказы.

Муниципальными органами поддерживается инициатива граждан и спортивных организаций, создаются спортивные сооружения, организуются спортивно-массовые мероприятия. Реализуются положения Основ законодательства РФ о физической культуре и спорте. Органами местного самоуправления принимаются неотложные меры по развитию спорта и укреплению материально-технической базы спортивных сооружений.

При создании условий для социально-культурного строительства органами местного самоуправления принимаются концепции и планы территориального градостроительного развития, определяются зоны строительства и порядок их застройки, утверждается порядок предварительного согласования выбора земельного участка и производится передача земельных участков, организуется производство и продажа стройматериалов, привлекаются подрядно-строительные организации.

Органы местного самоуправления утверждают порядок регистрации прав на недвижимость на своей территории, устанавливают порядок регистрационных сборах, взимаемых при регистрации прав на земельные участки и строения, производят учет имеющих право на жилищные субсидии.

Органами местного самоуправления создаются муниципальные информационные службы, проводится работа по их финансированию, руководству, устанавливаются правила их работы.

Создаются пункты получения, обработки и передачи информации, обеспечивается включение в региональные информационные сети и абонентное обслуживание средствами ЭВМ.

Организуется работа местных радиоцентров, выпуск газет, иных информационных материалов.

Помимо учреждения муниципальных средств массовой информации муниципальными органами устанавливается льготное налогообложение этих предприятий, принимаются различные меры по организации и стимулированию работы средств массовой информации, объявляются конкурсы на лучшую информационную программу территории местного самоуправления с поощрительными призами.

Возвращаясь от механизма реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере культуры и образования, следует отметить изменение в подходах нормативного регулирования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подходит к определению собственной сферы деятельности местного самоуправления не так, как прежний. Основной его задачей является четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Изменился сам категориальный аппарат, с помощью которого муниципальная сфера деятельности отграничивается от сферы деятельности органов государственной власти. Вместо параллельного использования понятий «предметы ведения» и «вопросы местного значения» в содержании Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются категории «вопросов местного значения» и «полномочий органов местного самоуправления». Сохраняя укрупненную функциональную характеристику местного самоуправления, данный Федеральный закон в то же время конкретизирует ее, закрепляя «в целях решения вопросов местного значения» ряд конкретных прав и обязанностей органов местного самоуправления и определяя возможность установления других полномочий «в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставами муниципальных образований».

Значительным шагом вперед в определении сферы деятельности местного самоуправления является определение вопросов местного значения применительно к муниципальным образованиям разного типа (уровня). Поселения, муниципальные районы, городские округа решают теперь неодинаковые по содержанию дела. Это позволяет учесть особенности условий и возможностей их деятельности, приблизить местное самоуправление к населению и повысить его эффективность. И само содержание вопросов местного значения выглядит не так, как прежде.

Федеральный закон 2003 г. к вопросам местного значения поселения (ст. 14) относит:

- организация библиотечного обслуживания населения;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

- охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

- обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- формирование архивных фондов поселения;

К вопросам местного значения муниципального района (ст. 15):

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

- формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

Вопросы местного значения городского округа (ст. 16):

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

- организация библиотечного обслуживания населения;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

- охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;

- обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- формирование и содержание муниципального архива.

Если произвести сравнение закрепление полномочий местного самоуправления в сфере культуры и образования, то исходя из принципа субсидиарности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вывел из категории вопросов местного значения некоторые дела, требующие в данных условиях государственных решений. Например, если прежний Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержал формулу об обязанности муниципальных образований организовывать, содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования, то новый Закон исключает из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными районами и городскими округами, организацию профессионального образования. Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего (полного) общего образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к ведению органов государственной власти.

Есть недостатки и в определении полномочий органов местного самоуправления, в частности в некоторых случаях они одинаковы для всех муниципальных образований, хотя очевидно, что, скажем, в небольшом сельском поселении «местные средства массовой информации» учредить невозможно.

Определяя вопросы местного значения как особую сферу деятельности органов местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнюдь не отрывает местное самоуправление от государственной власти, что подтверждается - возможностью прямого наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Если старый статутный Закон определение условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий относил к предмету других федеральных законов и законов субъектов Федерации, то новый Закон непосредственно устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, осуществления указанных полномочий и контроля за ним.

Московские власти, исполняя федеральное законодательство, проводят определенную правотворческую и организационную работу в сфере культуры, образования, науки.

Согласно Устава города Москвы, Закона г. Москвы от 06.11.2002 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» органы местного самоуправления города обладают определенными полномочиями в исследуемой сфере.

Практически все уставы муниципальных образований города их повторяют.

К предметам ведения муниципального образования в сфере культуры, науки и образования Закон г. Москвы относит (ст. 8):

- осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, развитие местных традиций и обрядов;

- организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных и общественно - политических мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы;

- организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с правовыми актами города Москвы;

Для осуществления упомянутых полномочий органы муниципальной власти уполномочены на:

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей; осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях и в учреждениях, содействие органам государственной статистики;

- информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;

- взаимодействие с общественными организациями, действующими на территории муниципального образования;

- образование и организация деятельности комиссий органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, Уставом муниципального образования;

- информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности.

Для установления единого порядка принятия решений о возведении в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения, с целью обеспечения выбора наилучших художественных решений депутатами Думы был принят Закон города Москвы от 13.11.1998г. №30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

В данном законе к произведениям монументально-декоративного искусства городского значения отнесены все произведения, создаваемые и устанавливаемые за счет средств бюджета или финансируемые за счет иных источников, возводимые на главных городских площадях, магистралях и набережных, перечень которых утверждается Правительством Москвы. В охранных зонах памятников истории и культуры произведения возводятся по согласованию с органами охраны памятников.

Практика применения данного закона показала несовершенство некоторых его положений. Выявленные недостатки были учтены в Законе города Москвы от 02.10.2002 г. № 49 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 13 ноября 1998 года № 30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения».

Па протяжении восьми с половиной веков исторического развития Москва сформировалась как уникальное явление не только в российском, но и в мировом градостроительстве. По количеству памятников столица значительно превосходит любой другой регион России. В настоящее время в Москве под государственной охраной находится свыше трех тысяч недвижимых памятников истории и культуры. Помимо этого, под контролем государства находится около 10 тысяч объектов - зданий и сооружений, формирующих историко-градостроительную среду в границах исторического центра города, и более тысячи объектов вне этой территории.

С принятием Закона города Москвы от 14.07.2000 г. № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» в истории столицы впервые предпринята попытка создания современного всеобъемлющего законодательного акта о недвижимых объектах историко-культурного наследия - памятниках истории и культуры. Отсутствие на федеральном уровне современной законодательной базы, регулирующей вопросы охраны наследия, привело к разрушению единой государственной системы охраны памятников истории и культуры и вызвало ряд негативных явлений (полное отсутствие бюджетных ассигнований на охрану памятников, развал государственных реставрационных организаций и вымывание высококвалифицированных специалистов-реставраторов, ослабление государственных органов охраны памятников)., спровоцировало стихийную, неупорядоченную, а иногда и противозаконную приватизацию объектов наследия.

В принятом документе отражена специфика Москвы как столицы России, субъекта Российской Федерации, крупнейшего исторического города и современного мегаполиса, реализующего функции финансового и делового центра международного значения. Закон ставит своей первоочередной задачей обеспечение сохранности богатейшего и во многом уникального историко-культурного наследия Москвы и предусматривает меры защиты памятников в условиях бурного развития города - осуществление нового строительства и современной реконструкции городских территорий, в том числе в историческом центре столицы.

В целях приведения в соответствие с изменившимся федеральным законодательством депутатами был разработан и принят Закон города Москвы от 14.01.2001 г. № 61 «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры».

Особенности строительства в историческом центре и охраняемых территориях столицы отражены в Законах города. Москвы от 09.12.1998 (ред. от 27.04.2005) «О градостроительном зонировании территории города Москвы» и от 09.06.2004 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве».

Одним из ведущих факторов развития города, обеспечивающих, в частности, реализацию его социальной, культурной и экономической политики, является образование. В целях приведения столичной системы образования в соответствие с современными международными стандартами и тенденциями, а также для достижения высокого качества обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения столичной Думой был принят Закон города Москвы от 20.06.2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве». Он устанавливает принципы деятельности органов власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы, органов городского самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в столице и направлен на обеспечение прав москвичей на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности. В связи с новой редакцией Устава города Москвы был подготовлен и принят Закон города Москвы от 10.10.2001 г. № 46 «О внесении изменений в статьи 1, 2, 10, 11, 12, 14, 15, 19 и 23 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года № 25 «О развитии образования в городе Москве».

В развитие регулирования вопросов образования в городе были приняты Законы города Москвы от 16.06.1999 «О ремесленной деятельности в городе Москве», от 10.03.2004 «Об общем образовании в городе Москве»; от 29.06.2005 «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве».

Особое место в исследуемых сферах занимают Законы г. Москвы от 24.10.2001 «Об основах научно - технической политики города Москвы» и от 07.07.2004 «Об инновационной деятельности в городе Москве».

В целях сохранения, восстановления и воссоздания уникальных объектов историко-культурного наследия города Москвы и России, дальнейшего развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» на 2003-2007 годы была разработана соответствующая Программа, которая утверждена Законом города Москвы от 12.03.2003 г. № 18 «О Долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» на 2003-2007 годы».

Программа распространяется на историческую территорию площадью 390 гектаров и предусматривает ряд важнейших мероприятий, среди которых - научно-исследовательские и ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры, включая перенос памятников деревянного зодчества, сохранение природных объектов и памятников природы, создание этнографического комплекса на территории бывшего села Коломенского, благоустройство и музеефикация территории и объектов Дьякова строительство ремонтно-реставрационного комплекса., проведение археологических работ на территории музея-заповедника, и множество других мероприятий.

Некоторые вопросы отданы для регулирования органами местного самоуправления Законами г. Москвы от 28.01.2004 «О молодежи» и от 28.01.1998 (ред. от 28.11.2001) «О кабельном телевидении в городе Москве».

По мнению автора, целесообразно принять Закон города Москвы «О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии».

Законом должны быть определены городские и муниципальные программы развития культуры, искусства и кинематографии; право органов местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно разрабатывать муниципальные программы развития культуры, искусства и кинематографии и определяют механизм их реализации, а также представлять предложения для включения мероприятий в городскую программу.

Программы в обязательном порядке должны содержать указание на размеры и источники финансирования мероприятий, а также определение исполнителя конкретного мероприятия.

Принципами политика в сфере культуры, науки и образования в городе Москве можно назвать:

а) патриотизм;

б) развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территорий города;

в) уважения религиозных убеждений и чувств, не противоречащих общественным нормам нравственности;

г) гарантированности свободы творчества и всех форм образования;

д) содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

е) обеспечения равенства прав граждан, социальных групп и организаций всех форм собственности в создании, использовании и распространении культурных и образовательных ценностей;

ж) государственной поддержки и развитии системы образования, направленной на формирование культурного образа жизни и приобщения граждан к ценностям национальной и мировой культуры;

з) исключения монополизма в сфере культуры и образования;

и) сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал финансирования;

к) гласности, открытости и использования различных форм общественного обсуждения, экспертизы и конкурсов;

л) предоставления налоговых льгот, стимулирующих инвестиции на развитие культуры, науки и образования;

м) обеспечения защиты творческой деятельности и ее результатов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований целесообразно отнести:

1) осуществление политики в области культуры, искусства и кинематографии на территории муниципального образования;

2) разработку, утверждение и реализация целевых муниципальных программ развития культуры, искусства и кинематографии; принятие участия в разработке и реализации соответствующих федеральных и муниципальных программ в части, касающейся муниципальных образований;

3) создание условий для деятельности организаций культуры всех форм собственности; сохранения и рационального использования объектов культурного достояния г. Москвы, памятников истории и культуры, находящихся на территории муниципальных образований, за исключением памятников федерального и городского значения;

4) формирование местных бюджетов и фондов развития культуры и кинематографии;

5) возможность увеличить с учетом имеющихся финансовых возможностей социальные и финансовые нормы в области культуры, искусства и кинематографии; использовать их при формировании местных бюджетов;

6) управление муниципальной собственностью в сфере культуры, искусства и кинематографии;

7) создание и обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии;

8) назначение руководителей муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии;

9) предоставление за счет собственных ресурсов работникам культуры, искусства и кинематографии дополнительных льготы в системе социальной защиты;

10) осуществление контроля за исполнением муниципальных нормативных правовых актов, соответствием деятельности муниципальных учреждений культуры их уставам, финансовой и хозяйственной деятельностью;

11) осуществление иные полномочия в сфере культуры в соответствии с федеральным и городским законодательством, Уставом муниципального образования.

По мнению автора, следует разработать и принять Закон города Москвы «О библиотечном деле».

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела следует отнести:

учреждение и финансирование муниципальных библиотек и муниципальных библиотечных систем, определение предмета и цели их деятельности, управление этими библиотеками и библиотечными системами;

разработка и принятие программ развития библиотечного дела на территории муниципального образования, контроль за их реализацией, целевым финансированием;

присвоение статуса центральных муниципальным библиотекам и утверждение их уставов;

гарантированное финансирование комплектования муниципальных библиотек, обеспечение сохранности фондов муниципальных библиотек, их оснащение современными техническими средствами и оборудованием, необходимыми для осуществления их функции;

обеспечение реализации прав граждан муниципального образования на библиотечное обслуживание. Содействие и поддержка библиотек иных форм собственности, обеспечивающих бесплатное обслуживание населения;

установление льгот по налогам в бюджет для библиотек любой принадлежности, а также предприятий и организаций, обеспечивающих их деятельность за счет средств местного бюджета, с учетом их целевого использования;

установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения работников библиотечных учреждений.

В районе Ясенево органами местного самоуправления проводится определенная работа в исследуемой сфере. Как уже упоминалось, по численности население района Ясенево занимает одно из первых мест в городе Москве - в районе проживает 162 687 тысяч человек. Плотность населения - 25 тысяч человек на 1 кв. км. Для района характерен достаточно высокий процент трудоспособного населения (49, 5%). Возрастная группа до 18 лет составляет 27, 2 %. С объектами соцкультбыта дела обстоят не благополучно. Так, на территории района расположен 1 театр на 60 мест; 1 кинотеатр на 1000 мест, клубов и учреждений клубного типа (библиотеки, школы искусств, эстетического образования, спортивные залы и сооружения) 27 на 7 300 мест; концертных и выставочных залов нет.

В Программе социально-экономического развития и застройки территории района Ясенево на 2005 год не была указана в качестве приоритетных направлений работы сфера культуры, науки и образования. Однако, в Программе социально-экономического развития и застройки территории района Ясенево на 2006 год в разделе «Строительный комплекс» предусмотрено развитие системы общественных центров; в разделе «Социальная сфера» приоритетным названо направление по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 30-летию района Ясенево, а одним из основных направлений работы названо развитие системы культуры, досуга. Запланировано проведение праздничных мероприятий: День защитника Отечества, 8 Марта, День защиты детей, День города, День района, День семьи, День старшего поколения, Международный день инвалида; разработка и реализация специальных программ культурно-массовых мероприятий и спортивных мероприятий.

Управой района в 2006 г. запланирована финансовая помощь учреждениям социальной защиты, в том числе и на проведение праздничных и культурно-массовых мероприятий.

Планируется организация и проведение ряда районных мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей в различных областях образования, искусства, спорта, создание детской газеты и программы детского молодежного телевидения.

Запланированы досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия.

Таким образом, изначальные полномочия местного городского самоуправления в сфере культуры, образования возвращаются, и, будем надеяться, выйдут на первый приоритетный уровень.

 

АВТОР: Дерюгина А.В.