17.07.2011 3499

Причины правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции (статья)

 

Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического, политического и социального сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

Одним из важнейших геополитических задач является укрепление позиций России в ближнем зарубежье. В соответствии с современными геополитическими реалиями Россия рассматривается как один из центров мировой политики и лидер модернизирующего пространства, охватывающего СНГ. Оптимальным для нее является участие в международном разделении труда на равной основе с другими центрами модернизации. Это означает для России создание постиндустриальной экономики, развитие наукоемких производств, способных давать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

При очевидных положительных сторонах такого геополитического положения России оно одновременно создает определенные трудности в осуществлении политики в области противодействия таким опасным проявлениям преступности, как терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и т.п. В частности, важнейшее положение России в геополитическом пространстве решающим образом сказалось на возможностях организованных преступных формирований, активизировавших свои действия на таких традиционных видах преступной деятельности, как рэкет (вымогательство), нелегальный экспорт цветных металлов, торговля оружием, финансовые и банковские операции, кража и перепродажа автомобилей, изготовление и продажа фальсифицированных товаров, прежде всего алкогольной продукции, фальшивомонетничество, контроль над игорным бизнесом и за проституцией, контрабанда, наркобизнес и т.п.

В связи с таким особым геополитическим положением России значительную активность на территории страны стали проявлять транснациональные организованные преступные формирования, которые свои криминальные интересы устремили в различные сферы..

В первую очередь это касается незаконного оборота наркотиков, являющийся одним из основных источников доходов большинства транснациональных преступных организаций. Общий стоимостный объем операций в наркобизнесе, по оценкам специалистов ООН, достигает более 500 млрд. долларов США.

Криминальные интересы транснациональных преступных организаций устремлены также в сферу незаконной торговли оружием. Потребителями оружия могут быть какое-либо агрессивное государство, изолированное международным сообществом, этническая общность либо террористическая организация. Незаконные поставки оружия и боеприпасов оказывали существенное влияние на возникновение и обострение региональных конфликтов.

Незаконный оборот химических и ядерных материалов также является крупным источником доходов транснациональной организованной преступности. Статистика свидетельствует, что в последние годы резко увеличилось количество случаев незаконного оборота химических и ядерных материалов.

Особую тревогу вызывает внутренний и международный терроризм, который по существу стал частью современной жизни. Его проявлениями являются убийства крупных банкиров, политических и общественных деятелей, журналистов и работников правоохранительных органов. Это случаи так называемого коммерческого терроризма. Терроризм может быть также идейным, который совершается в политических, идеологических, националистических, сепаратических целях.

Одним из серьезных преступлений становится торговля женщинами, несовершеннолетними. Элементарной формой такой деятельности является вывоз незаконных мигрантов из бедных стран в более богатые. По некоторым оценкам ежегодно вывозятся около 1 млн. человек. Нелегальная эмиграция сочетается с сексуальной эксплуатацией женщин и детей. Проституция давно стала одним из основных элементов деятельности преступных формирований не только на национальном, но и на международном уровне.

Большое распространение получило такое направление деятельности криминальных организаций, как кража и контрабанда автомобилей, посягательство на произведения искусств и предметы, представляющие культурное наследие.

В последнее время, особенно после демонополизации в начале девяностых годов производства и оборота алкогольной продукции, наибольшую криминальную активность в данном направлении стали проявлять организованные преступные группы, сформированные по этническому признаку из числа жителей регионов Северного Кавказа и государств Закавказья.

Поскольку данное исследование нацелено на совершенствование системы функционирования социальных институтов и повышения эффективности противодействия преступности в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Такой широкий круг проблем диктует необходимость определения причинного комплекса, детерминирующего в целом преступность.

При наличии достаточно разнообразных подходов к проблеме причин преступности, в криминологии в последнее время широкие распространение получила концепция причинных комплексов, которая может быть применена и к исследованию сформулированной проблемы.

Под причинным комплексом понимаются взаимосвязанные, взаимообусловленные негативные социальные явления, объединенные общей природой, а также особенности возникновения, состояния и развития наиболее уязвимых их зон, в пределах которых чаще всего могут создаваться благоприятные условия для совершения преступлений. В ним, в первую очередь, относятся криминогенные явления в сферах экономики, политики, социальных отношений, нравственном состоянии общества, правовом регулировании.

Концепция причинных комплексов преступности исходит из разграничения внешних и внутренних факторов, порождающих правонарушения либо способствующих сохранению или их росту.

К внутренним причинным комплексам отнесены:

- криминальный рецидивизм;

- криминальный профессионализм;

- криминальная самоорганизация;

- стигматизация, то есть процесс навязывания государством лицу, совершившего общественно опасное деяние, статуса преступника;

- криминальные традиции.

Внешними причинными комплексами являются:

- экономические;

- политические;

- правовые;

- организационные;

- психологические;

- медицинские;

- технические.

Экономический причинный комплекс обусловливается сложившимися в настоящее время экономическим кризисом, связанным со спадом производства, многочисленными случаями неплатежей, разрывом традиционных отношений между производителями. В указанный комплекс включаются следующие криминогенные факторы:

- объективное противоречие между экономическими потребностями и возможностями общества (отдельных социальных групп, индивидуумов);

- низкий уровень жизни для обеспечения необходимых условий жизнедеятельности;

- резкая поляризация населения по уровню доходов;

- инфляционные процессы;

- безработица;

- недостаточная интегрированность национальной экономики в мировую;

- низкий уровень индустриализации и научно-технического обеспечения производства;

- более высокий уровень доходности преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности легальной деятельности;

- экономическая необеспеченность приоритета профилактики преступлений перед применением мер уголовной и иной формы ответственности.

Политический причинный комплекс предполагает наличие в обществе политического кризиса, слагающегося из:

- нестабильности политического режима;

- нестабильности в области уголовной политики и политики борьбы с иными правонарушениями;

- коррумпированность государственной службы;

- отчуждение большей части населения от управления государственными делами;

- геополитическая неустойчивость;

- несовершенство межгосударственных границ;

- отчуждение части населения от контроля за системой мер борьбы с правонарушениями.

Правовой факторный комплекс включает:

- анемию (бездействие) закона;

- нестабильность законодательства;

- неопределенность законодательства;

- пробелы в соответствующей правовой оценке общественно опасных деяний;

- неправомерное лоббирование;

- законодательная недооценка общественной опасности отдельных видов правонарушений;

-- приоритет правоприменения перед мерами законодательного характера. Организационный причинный комплекс обусловливается кризисом системы мер борьбы с правонарушениями, определяемым:

- перегрузкой системы уголовной юстиции;

- низким уровнем раскрываемости преступлений и иных правонарушений;

- несоответствием системы мер борьбы с правонарушениями целям такой борьбы;

- дефицитностью официального толкования закона;

- противоречием в компетенции органов, осуществляющих борьбу с правонарушениями;

- отсутствием системы криминологической экспертизы законодательства;

- низким уровнем профессионализма в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с правонарушениями.

Нравственный кризис определяет психологический факторный комплекс, в который включаются:

- утрата значительной частью населения признанных человеческих идеалов в сфере социального общежития;

- низкий уровень солидарности населения с законодательством;

- утрата доверия к правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с правонарушениями;

- высокий удельный вес доли населения с ограниченной вменяемостью;

- этническая нетерпимость;

- религиозная нетерпимость;

- существенное искажение данных реальной преступности средствами массовой информации;

- пьянство;

- наркотизм, таксикомания;

- правовой нигилизм;

Медицинский причинный комплекс преступности слагается из:

- высокого удельного веса умственно неразвитого населения;

- роста психически больного населения;

- отклонений патологического характера;

- необеспеченности качественного медицинского обслуживания большей части населения;

- доступности медицинских препаратов, воздействующих на психику;

- доступности опасных для жизни медицинских препаратов;

- алкоголизма;

- наркомании;

- токсикомании.

Технический причинный комплекс включает в себя;

- недостаток и несовершенство технических средств и технологий общего и специального назначения, объективно препятствующих совершению правонарушений;

- низкая эффективность технических средств раскрытия и расследования преступлений;

- низкий уровень обеспеченности органов, осуществляющих борьбу с преступностью, транспортными средствами, оружием, средствами защиты, средствами электронного наблюдения;

- низкий уровень автоматизации и ограниченность объемов криминальных учетов;

- техническая конкурентоспособность преступников по отношению к правоохранительным органам.

Политико-идеологическими и социально-экономическими факторами осуществления реформ были созданы условия, облегчающие возможность быстрого обогащения преступных группировок и отдельных лиц за счет государства, и ослабляющие возможности правоохранительных органов по борьбы с негативными последствиями реформ.

На данном этапе экономических преобразований выявляется достаточно явная способность преступных элементов использовать пробелы в законодательстве для незаконного обогащения, применяя для этого различные способы воздействия: внедрение в государственные, правоохранительные, контролирующие органы и коммерческие структуры; коррупцию, подкуп должностных лиц органов власти, управления и суда; сговор с руководителями крупных промышленных и коммерческих структур; давление со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления, распространение ложной информации; скупку паев и акций, захват имущественных прав и собственности под различного рода угрозами; физическое уничтожение неугодных лиц.

Проведенный статистический анализ наглядно показал кризисное состояние практически всех направлений социальной политики, включая и борьбу с преступностью. В частности, об актуальности проблемы преступности и необходимости принятия адекватных мер ей противодействия свидетельствуют данные проведенного опроса. На вопрос о наиболее значимых социальных проблемах, существующих в стране, респонденты стабильно указывали на безработицу - 70,0 %, преступность - 60,6 %, межнациональные отношения - 39,5 % (опрашиваемые могли выбрать несколько вариантов ответа).

Исследование подтвердило, что происходят достаточно значительные негативные изменения в состоянии и динамике преступности, что подтверждается следующими ее характеристиками:

1. прирост отмечен как в абсолютных количествах преступлений и лиц, их совершивших, так и в коэффициентах;

2. этот прирост отмечается из года в год, за редкими исключениями, не изменяющими общей тенденции;

3. негативные изменения происходят неодинаковыми темпами, но почти повсеместно, а не за счет каких-либо отдельных регионов;

4. наиболее неблагоприятные темпы прироста обнаруживает группа наиболее тяжких и распространенных видов преступлений в целом;

5. усиливающие негативные темпы прироста фиксируются по преступлениям экономической направленности и преступлениям, совершаемых организованными преступными формированиями;

6. увеличивается удельный вес групповой преступности и преступлений, совершаемых рецидивистами;

7. в преступную деятельность опережающими темпами втягиваются различные группы населения, бывшие ранее наименее криминогенными (женщины, служащие, учащиеся, сельские жители).

Объяснение прироста преступности в анализируемый период плохо согласуется с направлением действия факторов сугубо материального характера. В последнее десятилетие влияние материальных факторов приобрело более опосредованный характер. Основные трудности последних лет иные. Они обусловлены тем, что по мере расширения материальной и социальной жизни общества происходит ее интенсивное усложнение. Оно касается как возрастающего количества, так и быстро изменяющегося качества управляемых объектов. Этот процесс усугубляется ускоренной ломкой традиционного жизненного уклада и традиционного поведения в основном из-за быстрого разрушения устоявшихся традиций в связи с нарастанием темпов индустриализации. Новый уклад жизни в еще не до конца сложился, его становление во многом стихийно, поскольку планируемое развитие ориентировано преимущественно на решение экономических задач и далеко не всегда учитывает текущие социальные потребности.

По мнению ряда специалистов, в основе роста преступности в России и усугубления ее качественных характеристик лежат процессы, вытекающие из реального хода реформирования общественных отношений. Наиболее общими причинами изменении преступности в современных условиях являются:

- несистемное преобразование общества, когда не придавалось должного значения социальным и другим последствиям экономических реформ;

- игнорирование в процессе социальных преобразований особенностей преступности, как относительно самостоятельного и специфического социального явления, способного поражать различные общественные отношения, активно наступать на ту часть общества, которая основана на праве и ориентирована на закон. Опасно себя проявили иллюзия об «общественной полезности» экономических преступлений и преступников, допустимости использования такого рычага преобразований, как «обмен власти на собственность». Это значительно обогатило организованных преступников и помогло им приобретать политическое влияние;

- фактическая неприкосновенность «сколоченных» криминальных состояний и непринятие эффективных правовых мер к возвращению преступно захваченного законным владельцам;

- отсутствие в России действительно цивилизованного рынка, его изначальная и продолжающаяся монополизация преимущественно преступной средой; подчинение движения капитала в России не закону конкуренции, а «закону сильного»» - того, кто одерживает победу в переделе собственности. Сейчас этот передел носит прямо криминальный характер и сопровождается регулярными убийствами или жестокой компрометацией конкурентов;

- огульное очернение прошлого, в том числе отечественного опыта борьбы с преступностью, разрушение создавшейся после возрождения отечественной криминологии системы предупреждения преступности. Это пагубно сказалось на преступности несовершеннолетних, рецидивной преступности, практике участия населения в борьбе с преступностью и др.;

- тотальное недоверие к прежним кадрам правоохранительных органов, сопровождавшееся поспешным вытеснением высокопрофессиональных сотрудников и замещением вакансий малообразованными лицами, многие из которых начали работать без опытных наставников, и как следствие из этого, -множество просчетов в борьбе с преступностью;

- отсутствие должного содержания и нерегулярная его выплата сотрудникам правоохранительных органов, приводящие к их недопустимому сотрудничеству, в том числе на криминальной основе, с разными лицами для получения средств существования;

- отсутствие должной организационно-материальной базы обеспечения правоохранительной деятельности и правосудия (особенно экспертиз и защиты участников уголовного процесса);

- ухудшение нравственно-психологических характеристик современных преступников, что слабо учитывается при проведении амнистии. В литературе совершенно справедливо отмечается, что дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, при использовании государственного принуждения или отказ от его применения в тех случаях, когда это возможно, путем, например, амнистии и помилования, может способствовать снижению рецидива в частности и сокращению преступности в целом. Между тем, практика применения, особенно амнистии, свидетельствует об обратном. Психология безнаказанности, формируемая общими амнистиями, стимулирует устойчивость преступности. В 1997-1998 гг число лиц, повторно совершивших преступления после освобождения их по амнистии, выросло в 1,5 раза, а их удельный вес в общем числе преступников, ранее совершавших преступления, увеличился с 2,4 до 3,1 %.Как правило, акты об амнистии принимаются в ознаменование знаменательных событий. Между тем в ряде случаев они принимаются не в связи с каким-либо государственным празднеством. Одним из основных доводов в пользу принятия амнистии обычно является то, что этот акт позволяет смягчить крайне напряженную обстановку, сложившуюся в местах лишения свободы, и дает возможность привести условия содержания осужденных и арестованных в соответствии с общепризнанными стандартами. Доводы о переполненности мест лишения свободы ставит под сомнение саму идею достижения целей наказания о восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденных и предупреждения преступлений. Многие акты об амнистии, как показывает практика, носят ярко выраженный «разгрузочный» характер. Однако объявление амнистии для стабилизации обстановки в местах лишения свободы искажает ее суть. Одним из основных направлений в решении данной проблемы видится в повышении эффективности всей системы уголовной юстиции, включая, в первую очередь, правоприменительную практику. Несомненное положительное значение в этот вопросе имело принятие и введение в действие с 1 июля 2002 года нового уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

- наращивание численности правоохранительных органов в направлении преимущественно силового воздействия на преступность и явно недостаточное укрепление подразделений, ведущих борьбу с экономическими и новыми формами преступной деятельности, использующими высокие технологии и интеллектуальный потенциал;

- отсутствие материальной базы предупреждения преступлений, особенно это касается безработных, лиц без определенного места жительства, освобождаемых из мест лишения свободы и испытывающих трудности с устройством. Между тем сегодня, как никогда актуальны тезисы о предупреждении преступности, как главном направлении борьбы с ней, и о системном характере деятельности правоохранительных органов.

Статистический анализ преступности позволил выявить ряд особенностей, присущих данному социальному явлению.

Известно, что преступность как относительно самостоятельное социальное явление обладает определенными свойствами, которые предоставляют возможность раскрыть ее сущность и на этой основе строить систему мер предупреждения. В комплексе свойств преступности важное место занимают иррегулярность (случайность, независимость отдельных актов проявления преступности друг от друга) и свойства, противоположное иррегулярности, -устойчивость, как результат сглаживания случайностей.В качестве единиц наблюдения преступления в действительности выступают в своем независимом друг от друга существовании. Как правило, совершение одних не обусловливается другими. Вместе с тем, уже как объекты познания отдельные уголовно-наказуемые деяния проявляются в определенных устойчивых показателях. Они выражают статистическое распределение. С формальной стороны это означает, что «несмотря на изменение значений некоторых характеристик от явления к явлению, относительное число элементов с определенным значением этих характеристик довольно устойчиво, это устойчивость и есть выражение вероятности. Распределения выражают внутреннюю упорядоченность в соответствующем массовом явлении». С содержательной же стороны это означает, что соответствующие социальные факторы, в связи с которыми отображается статистическое распределение, выявляют область, где чаще либо реже, чем в другой области, совершаются преступления.

Выявление устойчивых, повторяющихся тенденций преступности имеет важное методологическое значение. Они позволяют наметить основные направления к изучению преступности и к целостному объяснению причин ее изменений. Однако значение закономерностей, присущих преступности, выходит за рамки одних лишь теоретических рассуждений. С практической точки зрения установление и выявление некоторых закономерностей играет существенную роль в повышении эффективности борьбы с преступностью. К примеру, в конкретном регионе за относительно длительный период времени фиксировалось устойчивое соотношение между мужской и женской преступностью. Затем резко меняется. Происходит некоторое увеличение доли преступлений, совершаемых женщинами, в общей структуре преступности. Возможна и обратная ситуация. В этом случае подобные изменения включают в себя требование поиска причин изменений структуры преступности в конкретном регионе и выработки соответствующих мер антикриминогенного характера. Формулирование данной задачи основывается на предположении об устойчивости соотношения мужской и женской преступности, и подтверждается статистическими данными за относительно длительный период времени. Вместе с тем, следует исходить из той предпосылки, что устойчивая структурная особенность преступности уже задает некоторую направленность деятельности системы уголовной юстиции и ее изменение, соответственно, должно приводить к изменению элементов этой системы.

Одновременно определение устойчивых закономерностей, присущих преступности, включает в себя также выводы прогностического характера. Так на основе некоторых количественных и качественных показателей предыдущих лет можно достаточно обоснованно предположить об аналогичных тенденциях последующих лет.

Известно, что закономерность проявляется лишь в массе явлений через преодоление свойственной ее единичным элементам случайностей. В этом случае обычно говорят о статистических закономерностях.

В криминологической литературе обычно выделяют общую и частные закономерности статистического характера. Если общая закономерность определяет количественную сторону преступности в целом как тенденцию, которую можно обнаружить при исследовании за длительный период времени, то частные закономерности характеризуют ее содержание, структуру, отдельные элементы. Частные закономерности в свою очередь классифицируются по: а) объектам преступных посягательств; б) объективной стороне преступлений; в) субъективной стороне преступлений и г) субъектам.

Закономерность - это достаточно устойчивая связь между определенными явлениями. Применительно к преступности устойчивые связи между отдельными видами преступлений, как правило, не включают причинно-следственную зависимость. Действие одного не обусловливает изменение другого. Между двумя или несколькими явлениями фиксируются лишь устойчивые (константные) отношения. Однако зависимость между отдельными элементами может быть и иных видов. Применительно к массовым социальным явлениям можно проследить также наличие причинной обусловленности. Так, иногда причиной тунеядства оказывается активная преступная деятельность (например, при мошенничестве). Можно также указать на существование функциональных связей, связей состояний и других видов связей. Повторяя известное положение, в связи с этим А.М.Яковлев пишет: «В определенном году преступлений совершается почти столько же как и в прошлом. Можно твердо сказать, что в будущем году совершится примерно столько же. Устойчивость цифр преступности подтверждается из года в год.» Проведенный статистический анализ преступности позволил выявить некоторые ее устойчивые закономерности. Повторяющаяся необходимая связь между различными структурными элементами преступности четко фиксируется при наличии стабильных тенденциях в действующем законодательстве, уголовной политики и социально-экономических условиях. Изменение по каждом из этих обстоятельств приводит к определенным колебаниям в закономерностях преступности. Были выделены три группы закономерностей.

В первую включаются те, которые определяют изменение состояния конкретного элемента либо структурной единицы преступности. С одной стороны здесь может быть зафиксирована устойчивость количественного показателя; с другой - устойчивая тенденция изменения (стабильное уменьшение или увеличение) численного выражения этих компонентов.

Определенная устойчивость наблюдается применительно к так называемым общеуголовным преступлениям: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, преступления против чужого имущества. В структуре преступности довольно устойчивым является удельный вес этих преступлений.

Статистические данные свидетельствуют о постоянстве и преемственности структуры преступности. Подобная картина наблюдается относительно отдельных групп преступлений, выделенных по различным основаниям. Если признать обоснованным группировка преступлений на следующие виды: служебно-корыстные, общекорыстные, насильственно-корыстные и тяжкие насильственные, то удельный вес каждой из них в структуре преступности характеризуется весьма стабильными показателями. Среди совершивших преступления удельный вес лиц, совершивших служебно-корыстные деяния, варьируется в пределах от 5,6 до 6,9 и приближается к показателю 6,4. Удельный вес лиц, совершивших общекорыстные преступления, располагается в пределах от 22,4 до 26,0 и приближается к показателю 24,0. По лицам, совершившим насильственно-корыстные деяния, эти данные варьируются от 4,6 до 5,8 и приближаются к 5,3, а по тяжким насильственным преступления, соответственно: 4,9 - 7,1 и 6,0.

Примечательно, что устойчивость показателей структуры преступности фиксируется также при группировке преступлений по другим основаниям.

На устойчивость некоторых показателей преступности в свое время указывал В.Н.Кудрявцев: «Удельный вес наиболее распространенных преступлений в последние годы составил: хулиганство - 25-26 %, хищений социалистической собственности (кроме мелкого) - 18-15 %, преступлений против личной собственности (кража, грабеж, разбой) - 16-14 преступлений против личности (убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования) -7-6 %».Отмеченные закономерности составляют вторую группу устойчивых связей, фиксирующие некоторую структурную определенность преступности.

Одновременно устойчивое соотношение наблюдается по данным преступности взрослых и несовершеннолетних, которое составляет 9: 1, а применительно к преступлениям, совершаемыми мужчинами и женщинами, оно равно 7:1. Долевое соотношение преступлений, совершенных группой лиц и в одиночку приблизительно равно 1: 5, рецидив же составляет почти третью часть всей преступности.

Подобная картина не может быть объяснена путем указания на причинно-следственные связи между отдельными составными частями. Довольно устойчивое соотношение, к примеру, преступности мужчин и женщин, не означает, что уменьшение общего числа преступлений, совершенных мужчинами, с неизбежностью вызывает увеличение женской преступности. Изменения происходят как по первой, так и по второй группам преступлений, таким образом, что выдерживается основное соотношение между ними.

Таким образом, в третью группу могут быть включены отношения, когда изменение а одном компоненте определяет одно- или обратно направленное изменение в другом, если между ними отсутствует причинно-следственная зависимость.

Статистические данные свидетельствуют, что увеличение количества одной группы преступлений вызывает уменьшение абсолютного показателя другой. Обычно подобная зависимость четко фиксируется между отдельными видами уголовно-наказуемых деяний какой-либо конкретной группы преступлений. К примеру, в группе так называемых насильственных преступлений при увеличении числа убийств имеет место уменьшение количества умышленного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Причем эти колебания оказываются не равновеликими.

Наиболее четко устойчивые связи проявляются в рецидивной преступности и между ее различными количественными характеристиками. В частности, статистические данные подтверждают, что в рецидиве преобладающими преступлениями являются кража чужого имущества и тяжкие насильственные преступления против личности. Среди различных закономерностей, присущих рецидивной преступности, А.В. Зелинский выделял: а) первое (предшествующее) преступление предопределяет структуру рецидива; б) наблюдается тесная связь между тяжестью первого и второго преступлений и т.п.Важной характеристикой рецидивной преступности выступает ее более четкая структурная определенность, чем у первичной преступности. Применительно к фактам это выражается в увеличении удельного веса тяжких преступлений и преступлений, не представляющих большой общественной опасности, за счет снижения удельного веса меняя тяжких. По лицам же эта закономерность проявляется в увеличении доли судимых три и более раза.

Выявленные закономерности выдвигают требование исследования преступности не только через концепцию социальной обусловленности данного негативного явления, но и посредством изучения самой преступности, ее функционирования в качестве относительно самостоятельного общественного явления, некоего системного образования. Следует отметить, что относительная самостоятельность преступности вовсе не противоречит правильному в целом положению о ведущей роли социальных условий в ее детерминации. Оно задает направленность конкретному криминологическому исследованию и даже при ограничении предмета изучения лишь анализом ее внутренних закономерностей выдвигает требование учета социальных факторов в образовании этих закономерностей.

Таким образом, между различными структурными элементами преступности (мужской и женской преступностью; преступлениями, совершенными группой лиц и в одиночку; насильственной и корыстной и т.п.),а также между различными состояниями преступности существуют вполне устойчивые закономерности, изменение которых свидетельствует о наличии определенных тенденций, не увязывающих с общими закономерностями социальных процессов и не соответствующих развитию общественных отношений в конкретно-исторических условиях. Это и предопределяет необходимость учета указанных изменений в фиксированных закономерностях, присущих преступности, с последующей конкретизацией мер профилактики.

Проведенный анализ преступности свидетельствует о резком обострении оперативной обстановки в стране в целом и в отдельных территориальных образованиях. При этом оперативная обстановка как управленческое понятие относится к области тактики борьбы с преступностью и используется в процессе анализа, организации и управления деятельность различных субъектов социального контроля с учетом их функционального назначения.

Отличным от этого понятия является криминологическая обстановка, которая рассматривается как взаимосвязанный комплекс преступности и процессов, явлений, событий и обстоятельств, выступающих в качестве причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений. В данном случае выделяется именно криминологический аспект происходящих социальных процессов, степень достижения обществом в целом в данное время и в данных условиях цели, состоящий в устранении, блокировании, нейтрализации и ослаблении влияния криминогенных факторов.

Общая причина преступности находит свое проявление в концепции социальных противоречий, объективированная в содержании различных факторов. В числе явно обозначившихся противоречий современного этапа развития, имеющих криминогенное значение можно назвать противоречия между сложившимся в общественном сознании повышенным стандартом материальных потребностей и экономическими возможностями; потребностями производств в стабилизации трудовых ресурсов и неорганизованной миграцией; в семейных и производственно-общественных ролях женщин; большими резервами свободного времени в некоторых молодежных слоях и недостаточностью объективных возможностей для его содержательного заполнения и т.п.

Совокупность таких противоречий обусловливает определенную дестабилизацию общественных отношений.

Поведенческая реакция на эти противоречия в целом предполагает четыре варианта выбора:

1. примириться со сложившимся положением, полагаясь на то, что все трудности так или иначе будут разрешены;

2. пытаться легальными способами скорректировать условия, хотя бы в той части, которая непосредственно касается данного лица либо привлекает его внимание;

3. приспособиться к сложившийся ситуации, обращая ее противоречия в свою пользу;

4. четвертый вариант является наименее рациональным - он сочетает слабое сознание социальных проблем с недостаточно осознанной линией собственного поведения, меньше планируемого и больше зависящего от характера ситуативных воздействий.

Третий и четвертый варианты выбора обусловливает вероятность противоправных поступков. Можно предположить, что частота таких выборов в последние годы не снизилась.

В зависимости от характера включенного субъекта в круг социальных отношений, от его функциональных ролей и от степени осознанности личных проблем его поведение является более рациональным либо более импульсивным. В первом случае оно вызывает, как правило, предумышленные преступления корыстной направленности: злоупотребления, хищения, взяточничество и т.п. Во втором случае оно обусловливает массу ситуативных преступлений в семейно-бытовой и досуговой областях, преступлений в большинстве своем являющихся недостаточно осознанной реакцией. Часто сопутствующая этим деяниям, так называемая алкогольная мотивация, играет роль повода.

Криминогенность каждого выделенного процесса в отдельности подтверждена статистическими данными либо выборочными исследованиями.

Объяснение изменений количественных и качественных показателей преступности в конкретном регионе может быть основано на исследовании объективных противоречий между экономическими потребностями и возможностями общества, диспропорций в сфере распределения материальных благ, резкой поляризации населения по уровню доходов, инфляционных процессов, безработицы и других криминогенных факторов, включенных в механизм детерминации преступности. Криминологические исследования свидетельствуют, что среди этих факторных комплексов важное и принципиальное значение имеют миграционные процессы.

Установлено, в частности, что различия в преступности во многом зависят от уровня полиэтничности и миграционных процессов.

Перестройка демографической структуры сказывается на криминогенном потенциале, вырастает преступность среди молодежи и несовершеннолетних, а также преступность нигде не работающих и не учащихся, так как быстрая сменяемость населения всегда ведет к тому, что какая-то часть приехавших, не прижившись к новому месту, пополняет число лиц, без определенного места жительства. При этом почти вдвое возрастает преступность мигрантов. По данным М.М.Бабаева, среди 20 областей РСФСР с наивысшим коэффициентом прибытия было 18 областей с наивысшим коэффициентом преступности и, кроме того, еще 3 области, очень близко к ним примыкающие по данному показателю. Тюменская, Магаданская, Камчатская области, Приморский и Красноярский края занимали первые места по коэффициенту прибытия. Эти же области имели наивысший коэффициент преступности (кроме Камчатской области, которая занимала по преступности 13-е место). Затем были выделены 20 областей, которые имели наименьшие коэффициенты прибытия населения. Из них 13 оказались в числе тем, которые по уровню преступности расположены во второй половине списка регионов России, то есть ниже 36-го места (из 73). Кроме того, 5 областей очень тесно примыкают по уровню преступности к упомянутым 13. На основании проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что в значительной мере области с наибольшим коэффициентом прибытия - это области с наибольшим уровнем преступности, а области с наименьшим коэффициентом прибытия -это области с более низким уровнем преступности.

При этом, данные о соотношении уровня преступности среди мигрантов и коренного населения подтверждают, что известная зависимость между статистическими показателями миграции населения и преступности действительно существует и она не является случайной. Уровень преступности приезжих лиц в местностях с особенно высокими показателями интенсивности миграции существенно превышает уровень преступности средний для данной местности. Одновременно в регионах активной миграции имеет место тенденция к возрастанию как абсолютного числа тяжких преступлений, совершенных приезжими, так и доли этих преступлений в структуре преступности.

При этом криминогенная обстановка значительно обостряется при увеличении приезжих из числа народностей Северного Кавказа. По данным Геворгяна Г.М. наибольшую криминальную активность на территории страны проявляют преступные группировки, образованных по этническому признаку из числа жителей государств Закавказья и республик Северного Кавказа. Исследования показали, что наличие в составе конкретного региона России, особенно в крупных городах, указанных национальностей, в основном приезжих, значительно обостряет криминогенную ситуацию. Исследования миграционных процессов выявили непосредственную связь этносоциальных особенностей преступности и миграции населения.

Следует отметить, что миграция в целом имеет положительное значение, способствуя развитию и расширению производства, культурному обмену и другим положительным процессам. Вместе с тем, при вынужденном переселении она приобретает ярко выраженный криминогенный характер. По данным миграционной службы России в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем.

Значительное их число прибывало на новое место жительства без официальной регистрации.

Одновременно миграция населения сопровождается значительными изменениями экономического, социально-психологического, культурного, организационного характера. Исследования показали, что часть этих изменений приобретают явно криминогенное значение.

В частности, при усилении миграционных процессов наблюдается резкое отставание темпов социального развития от темпов хозяйственно-экономического развития соответствующего региона. В условиях обострения проблемы безработицы, обусловленной спадом и повсеместным свертыванием производства, кризисных явлений в различных сферах жизнедеятельности людей усиление миграционных процессов значительно обостряет криминогенную обстановку в регионе.

Миграционные процессы в значительной мере осложняют также демографическую ситуацию.

Возникает и в дальнейшем усугубляется диспропорция в структуре населения, в связи с чем оживляются отрицательные последствия социально-психологического характера. Этот разрыв становиться особенно заметным в межэтнических отношениях, когда приезжие из числа других национальностей ориентируются на свою этническую группу. Различным способом они подчеркивают свою этническую определенность, различными путями добиваются, чтобы сохранить собственные ценности и символы.

В регионах с интенсивным притоком мигрантов возникает довольно сложная этнополитическая обстановка, характеризующаяся рядом межэтнических конфликтов. Самыми значительными по количеству и масштабам являются конфликты между коренным населением и мигрантами. Не менее значимыми являются конфликты между различными этническими группами коренного населения и между мигрантами, представляющими различные этнические общности, а также массовые волнения мигрантов.

При этом установлено, что большое число мигрантов дезорганизуют общество и приводит тем самым к росту преступности, даже если сами мигранты отнюдь не склонны к совершению преступлений. Неоднородность населения разрушает целостность социальных групп и способствует в результате ценностных противоречий и конфликтов образованию особых субкультур. Очевидно, что степень социальной дезорганизации зависит от масштабов и скорости миграционных процессов, а также от способности мигрантов интегрироваться, а коренного населения - принять их в свои ряды. Последнее же во многом зависит от того, как далеки или близки образ жизни и ценностные ориентации мигрантов образу жизни и ценностям местного населения. С криминологической точки зрения актуальность исследования преступности мигрантов определяется рядом обстоятельств. Они оказывают наиболее заметное влияние на криминогенную ситуацию. Это влияние резко возрастает в условиях социальных кризисов.

Как следствие к установлению моноэтнического состава населения в ряде государств - бывших республик СССР, продолжается процесс выезда граждан некоренных национальностей. При этом, с учетом обострения в этих странах социально-экономических условий будут нарастать миграционные процессы коренных национальностей. Их основной поток устремляется в Российскую Федерацию. Возникает целый ряд новых экономических, социальных, политических и идеологических проблем.

Значительный интерес представляет исследование криминологических аспектов миграционных процессов, проведенное в середине девяностых годов. При этом автор рассматривал не негативные последствия самих миграционных процессов, а проблему перемещения людей с единственной целью совершения преступлений. В современных условиях такая тенденция приобрела наиболее отчетливый характер. Криминальные структуры стремятся укрепить и расширить межрегиональные и международные связи, экстенсировать и интенсировать криминальные операции, осваивать новые пространства. При этом криминальная миграция объективно вызывается необходимостью установления и поддержания взаимосвязей между различными преступными организациями, управления сложной системой криминального бизнеса, современной динамикой политических, экономических, социально-демографических, социально-психологических процессов. Криминальная миграция - это не деятельность преступников-гастролеров. Криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещении криминальных технологий. Такой подход к проблеме миграции позволяет расширить наши представления о возможностях криминальных структур и определить главные направления предупредительной деятельности.

В демографии под миграцией понимается перемещение людей со сменой постоянного места жительства или для временного проживания по месту прибытия. Эта перемена места жительства может быть: стационарной, когда люди переселяются на новое место жительство для постоянного проживания; сезонной, связанной с временным переездом для выполнения конкретных задач; маятниковой, когда люди совершают ежедневные переезды от места жительства к месту работы и обратно; эпизодической, связанной с временной переменой место жительства на период, зависящей от целей переезда (командировка, учеба, туристическая поездка и т.п.).

Очевидно, что массив мигрантов неоднороден по своему составу, по мотивации пребывания, демографическим, этническим, социальным характеристикам. Соответственно, различные группы мигрантов определяют ту или иную направленность развития криминальной ситуации. Наиболее общая их характеристика может быть сведена к выделению граждан данного государства (приезжих, имеющих определенное место жительства и лиц, не имеющих определенного места жительства), иностранных граждан и лиц без гражданства.

Между тем, действующая уголовная статистика не позволяет согласовать демографическую классификацию мигрантов с уголовно-правовой классификацией преступников мигрантов. Система используемых в уголовной статистике показателей подлежит дополнению следующими показателями, характеризующими миграцию населения:

- число прибывших, число выбывших, а также разность между этими величинами, которая может быть положительной, отрицательной или нейтральной;

- распределение населения региона по национальному признаку;

- число прибывших, выбывших, а также разность между этими величинами применительно к конкретным этническим общностям;

- число коренных жителей (уроженцев данного региона), постоянных жителей (проживающих в регионе не менее пяти лет), временных жителей, лиц, без определенного места жительства, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- ранжирование административных единиц по интенсивности прибывающих из числа конкретных этнических общностей;

- коэффициент криминальной активности, рассчитанный как соотношение числа представителей этнических групп населения, привлеченных к уголовной ответственности к числу жителей региона данных этнических общностей;

- коэффициент криминальной активности с использованием данных о национальной принадлежности приезжих.

Конечно в эту систему должны быть включены и другие показатели, относящиеся, в частности, к половозрастной структуре, культурно-образовательному уровню мигрантов, целям и мотивам переезда и т.п. Такая информация представляется надежной базой организации противодействия преступности в условиях полиэтничности и усиления миграционных процессов.

Как показало проведенное исследование, при интенсификации миграционных процессов значительно обостряется криминальная ситуация, связанная в том числе с преступлениями в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. В частности, практика работы соответствующих правоохранительных и контролирующих органов Москвы и Московской области свидетельствует, что значительная часть лиц, осуществляющих нелегальное, а порой и легальное производство и оборот алкогольной продукции, временно прибывшим в Московский регион, как правило, из стран ближнего зарубежья. Они преследуют цель своего обогащения, игнорируя при этом интересы региона и его жителей. Это наносит Москве и Московской области существенный экономический ущерб в виде неуплаченных налогов и нездоровой конкуренции легально работающим структурам, демографический (способствует неконтролируемому росту населения и увеличению нагрузки на инфраструктуры региона) и социальный -повышается угроза жизни и здоровью населения. Например, в одном из подпольных цехов работали более десяти граждан Украины, находившихся в г. Москве без какой-либо регистрации и проживавших прямо на своем производстве.

Незаконной реализацией алкоголя, особенно на рынках, в большинстве своем занимаются граждане государств Закавказья, используя дармовую рабочую силу других приезжих. Так. На одном из рынков за незаконную реализацию водки были задержаны 3 гражданина Азербайджана, временно зарегистрированные в г. Москве по одному адресу, в контейнерах жили и готовили к продаже так называемую паленую воду 6 граждан Таджикистана, находящиеся на нелегальном положении.

В сфере производства алкогольной продукции необходимо обеспечить надлежащий контроль за всеми предприятиями-производителями в целях перекрытия возможности неконтролируемого производства готовой продукции.

Например, в г. Москве находятся 33 предприятия, выпускающих алкогольную продукцию. Однако только треть из них легально работают почти на полную мощность, а около 40 % предприятий не используют свои мощности даже на третью часть (ТОО «Фарн» использовал свои мощности на 0,02 %, АОЗТ «Дигория» 0 0,91 %, АОЗТ ПКФ «Альстер» - 1,3 %).

Очевидно, что в приобретение, создание и организацию работы промышленного производства были вложены немалые средства, которые должны быть компенсированы. Однако по официальным данным предприятия практически не работает. По законом экономики оно должно быть объявлено банкротом либо его владелец компенсирует свои затраты, работая в теневой сфере.

Имеющаяся у соответствующих органов оперативная информация свидетельствует о поступлении в Московский регион неучтенного сырья для неконтролируемого производства алкогольной продукции. В связи с этим есть основания полагать, что главным направлением работы таких предприятий является выпуск продукции, поступающей в незаконный оборот. В частности при проведении проверок нескольких небольших водочных заводах это предположение подтвердилось («Рубин К», «Каскад-96»).

Учитывая сложившееся положение дел, располагая информацией о предприятиях, слабо использующих производственные мощности и не платящих налоги, необходимо принять меры, направленные на приостановлении деятельности таких заводов. Освободившуюся нишу рынка, ранее заполнявшуюся как легальной продукцией этих предприятий, так и нелегальной (как правило, в больших объемах), займут крупные легальные производители, которым нет необходимости скрывать подлинные объемы своего производства.

Применительно к обороту алкогольной продукции следует усилить контроль за деятельностью аккредитованных предприятий, имеющих право поставки алкогольной продукции в розничную торговую сеть. Практика показывает, что не все предприятия, претендующие на аккредитацию, имеют фактические намерения добросовестно работать на алкогольном рынке региона.

 

АВТОР: Дорожкин К.А.