18.07.2011 6202

Общие и специальные меры предупреждения правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции (статья)

 

В настоящее время предупреждение преступности сложилось не только как вид общественной практики, но и как криминологическая теория. Ее предметом является: взаимодействие субъектов предупреждения преступности; определение соотношения и взаимосвязи общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности; социально-экономическое, методическое и ресурсное обеспечение предупредительной деятельности, разработка целевых программ по предупреждению преступности; предупреждение отдельных видов преступлений в объектном и территориальном аспектах; индивидуальное предупреждение.

Под предупреждением преступности понимается многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений. Она включает множество видов деятельности: мониторинг, анализ, прогноз преступности как социального явления, разработку и реализацию мер по ее предупреждению, а также выявление и устранение причин преступности, оказание профилактического воздействия на лиц с предкриминальным поведением, оказание помощи населению по защите от противоправных действий. Для повышения действенности предупредительной деятельности важное значения имеет ее осуществление на базе определенных основополагающих положений - принципов. Анализ соответствующей криминологической литературы позволил выделить ряд принципов, которые могут быть положены в основу предупреждения преступности с учетом ее региональных особенностей. При этом совершенно справедливо отмечается, что принципы, представленные в качестве основных исходных положений, приобретают некое директивное, системообразующее начало и значение, поскольку исходя из них как бы решается все остальное: определяются цели и задачи, характер и виды мер, круг субъектов и объектов деятельности и т.д. Одним их них является принцип социально-экономической обусловленности криминологической профилактики, который базируется на концепции социальной обусловленности преступности.

Преступность - продукт общества, порождается и воспроизводится существующими в нем противоречиями. Данный принцип означает, что стратегия и тактика реализации соответствующих профилактических мероприятий должны основываться на актуальных потребностях и возможностях общества. Реалистический подход к решению стратегической задачи нейтрализации и ослабления действия комплекса криминогенных факторов должен базироваться на объективных процессах экономического развития. Как показывает практика современного развития российского общества, осуществляемые социальные преобразования в большинстве случаев сопровождаются нежелательными последствиями, к которым следует отнести негативные изменения количественных и качественных показателей преступности, криминализация общественной жизни, укрепление и расширение идеологии возможности разрешения различны проблем противоправным способом. Конечно, при осуществлении криминологической профилактики следует учитывать экономическую целесообразность и реальные возможности общества по противодействию преступности. Очевидные просчеты и пробелы в осуществлении социальных преобразований обусловлены в первую очередь отсутствием необходимых объективных предпосылок для этого.

Потребность общества в контроле над преступностью непосредственно связана с общими тенденциями социального развития. Соответственно этой потребности выдвигается определенная стратегия, в рамках которой формулируются конкретные задачи. Деятельность по контролю над преступностью, составной частью которой является уголовная политика, находится в прямой зависимости от экономических возможностей общества. Чем они выше, тем результативным оказывается достижение социально значимых целей в предупреждении преступлений. При низком же уровне экономического развития, как свидетельствуют статистические данные и особенности эволюции института уголовного наказания, в системе мер контроля над преступностью приоритетным направлением выбирается усиление репрессивных способов воздействия на лиц, совершивших преступления. «Между тем, история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием». Такая связь между уровнем экономического развития и состоянием борьбы с преступностью наглядно выявлена в рамках сформировавшейся в западных странах экономической теории преступления и наказания. Согласно этой теории борьба с преступностью рассматривается в качестве важнейшей сферы экономической деятельности, своего рода «отрасли народного хозяйства». По некоторым данным на борьбу с преступностью в год в США расходуется 210 млрд. долларов. При этом затраты на борьбу с внутренним врагом почти что сравнялись с затратами с внешним.

Ограниченным экономическим возможностям в России периода реформирования практически всех сфер жизнедеятельности людей, стихийного перехода к рыночным отношениям и капитализации банковского сектора экономики противопоставляется процесс усиления репрессивных начал уголовной политики в области борьбы с преступностью как выражение высоких карательных притязаний значительной части населения и правоприменительной практики. В частности, накануне демократических преобразований по состоянию на 1 января 1990 г. количество заключенных на 100 тысяч жителей Российской Федерации составило 353 человек, а на 1 января 2000 г. - уже 685 человек. Из стран - участников СНГ, близки к России только Белоруссия - 505 и Украина - 415. В странах Европы этот показатель почти на порядок ниже. Например, в Финляндии число заключенных на 100 тысяч населения составило 54, в Италии - 85, в Словении - 40, во Франции, Германии - по 90 человек. Причин такого положения - множество. Из них следует выделить определенную преемственность в применении особо строгих мер наказания, слабое использовании судами альтернативных видов наказаний и т.п. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2003 г. состав осужденных по срокам лишения свободы представлен следующими показателями: 1-3 года - 14,8 %, 3-5 лет - 31,2 %, 5­10 лет - 41,0 %, 10-15 лет - 9,8 % В России к реальному (безусловному) лишению свободы приговариваются от 35-40 % осужденных. Например в Германии этот показатель составляет 11,5 %, в Японии - 3,5 % и т.п. По оценкам специалистов в мире насчитывается примерно 7 млн заключенных, из которых около 700 тысяч содержатся в российских пенитенциарных учреждениях.

В связи с этим В.В.Лунеев справедливо отметил: «Тенденция роста преступности и тенденция «отставания» уголовно-правового контроля над ней увязываются между собой в некий порочный круг, разорвать который можно только на пути гуманистических, профилактических, криминологических стратегий борьбы с преступностью. Этот порочный круг трудно разорвать в рамках традиционной уголовной политики. Мировое сообщество озабочено решением двух главных задач: как снизить темпы прироста преступности и как обеспечить человеческое обращение с правонарушителями. Совместимы ли они? Несомненно, но с одним условием: они соединимы в цивилизованном демократическом обществе, где глубоко осознаны реальные закономерности в области преступности, ее объективные причины и научно-практическая несостоятельность неправового и жестокого обращения в правонарушителями, то есть они совместимы в оптимальном соотношении эффективности и гуманности». Исследуя проблему генезиса агрессивно-насильственных преступлений, Л.А.Волошина пришла к выводу, что осужденный, пребывающий в местах лишения свободы более трех лет, как правило, заметно деградирует. Преступник не только не исправляется, как того требует уголовно-исполнительное законодательство, предполагающего, в частности, своей целью исправления осужденных (ст.1 УИП РФ), а становится более опасным для общества.

В условиях ограниченных экономических возможностей по предупреждению преступности на общесоциальном уровне на передний план выдвигается необходимость развития и рационализации организационных основ профилактики, расширения деятельности, обеспечивающей ее эффективность, разработки тактики и методики осуществления отдельных специально-криминологических мер и оптимального использования профилактического потенциала различных субъектов по противодействию правонарушениям против интересов кредиторов (вкладчиков) кредитных организаций. Это в первую очередь касается определения наиболее значимых в точки зрения контроля над преступностью областей воздействия, включающих занятость населения, научно-образовательный уровень, нравственно-психологическое состояние, правовая защищенность личности и общества, социальная справедливость и т.п. Для решения этих первоочередных задач важное значение имеет совершенствование системы правового регулирования финансово-кредитных отношений, связанных с защитой законных интересов кредиторов (вкладчиков) кредитных организаций.

Состояние и основные характеристики государственной политики борьбы с преступностью определяются различными факторам, в том числе:

- состоянием правопорядка в стране;

- экономической способностью государства выделять необходимые средства для нормального функционирования правоохранительных органов и судебной системы;

- уровнем развития демократии, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявлением гуманизма и степенью развития культуры, правосознания и сформированности системы нравственных ценностей и идеалов;

- уровнем, структурой и динамикой преступности;

- степенью развития уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и практики их применения;

- состоянием развития наук криминологического цикла.

С указанным принципом тесно связан принцип адекватности методов и средств предупреждения типу криминогенной ситуации. Предупредительная деятельность должна базироваться на знаниях и преступности, ее генетических и динамических факторах. Соответственно, предупреждение преступности должно основываться на учете типов криминогенных ситуаций. Этот принцип обеспечивает возможность повышения эффективности воздействия на определенные комплексы криминогенных факторов, формирующих противоправное поведение. Для разработки комплексных программ предупреждения и конкретных предупредительный действий следует учитывать также определенные типы криминогенных ситуаций. При этом меры криминологической профилактики должны быть адекватными данной криминогенной ситуации любого уровня и масштаба, осуществляться так, чтобы их направленность, содержание, интенсивность соответствовали характеру действия криминогенных факторов, степени криминогенной пораженности объекта защиты.

При осуществлении криминологической профилактики важное значение имеет обеспечение принципа законности. Правовые требования и предписания являются неотъемлемой составной деятельности соответствующих органов. Принцип законности распространяется на деятельность всех субъектов профилактики, которые должны действовать в правовом поле, в пределах своей компетенции, не допускать превышение предоставленных им прав. Принцип законности предполагает также возможность привлечения к ответственности за бездействие, неисполнение или ненадлежащее исполнение вытекающих из закона, других нормативно правовых актов обязанностей по выявлению, нейтрализации и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Одни субъекты, например, правоохранительные органы, должны действовать в силу прямых указаний закона, другие - на основе своего функционального предназначения, (например, органы исполнительной власти), третьи - исходя из уставных требований, общественного и морального долга либо обращенных к ним предписаний о принятии мер по устранению криминогенных факторов (например, общественные организации).

Все это требует совершенствования правового регулирования компетенции должностных лиц, органов и организаций, а также установления оснований для привлечения их к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, возложенных на них функций и задач. При этом ответственность субъектов профилактики - это те социальные (в том числе моральные и правовые) последствия отрицательного характера, которые наступают для этих субъектов в результате невыполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Такая ответственность принимает негативную форму осуждения, взыскания, принуждения в тех случаях, когда субъекты профилактики не выполняли свои обязанности. Речь должна идти, таким образом, не только о юридической ответственности, но и о моральной ответственности. Здесь уже задача сводится к разработке закона о статусе субъектов профилактики.

Детальная регламентация деятельности по профилактике преступлений с учетом экономических, политических, этических, региональных и местных особенностей, традиций и обычаев должны осуществляться на основе принципа справедливости. «Справедливость связана с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость - условие нормального развития социума. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости».

Реализация рассматриваемого принципа предполагает направленность криминологической профилактики, прежде всего индивидуальной, на решение задач обеспечения надлежащей социализации личности. Социализация - это процесс становления личности как члена общества, присвоение (интернализация) индивидом ценностей, норм, поведенческих стандартов данного общества, нормирование социально адаптированной жизненной позиции личности, социально адаптированная психическая саморегуляция личности. Социализация осуществляется как в процессе социализирующего воздействия на личность в процессе воспитания, так и под влиянием иных факторов (общения, искусства, средств массовой информации и т.п.). Существенную роль в социализации играют целенаправленные усилия общества по преодолению факторов, формирующих отклоняющее поведение, и антиобщественных явлений. Затруднения в социализации могут быть вызваны: слишком быстро изменяющимися требованиями к поведению в связи с ростом и непостоянством запретов; свойствами личности человека, который из-за ограничения возможностей испытывает большие трудности, связанные с социальным приспособлением; требованиями среды, выполняемыми социальными ролями и конфликтными социальными связями. Принцип справедливости находит отражение во многих нормативно-правовых актах. В частности, в ст.6 УК РФ закрепляется, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступления, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Принцип справедливости сводится к положению о том, что наказание должно соответствовать преступлению. «Тяжесть преступления и требования соответствия между преступлением и наказанием должны иметь решающее значение при выборе наказания. С этой целью следует разработать специальные правила. Необходимой и естественной основой таких правил является хорошо продуманная шкала наказаний, согласующаяся с перечнем преступлений, и наличие конкретных указаний относительно суровости различных видов наказания». Важное значение в реализации социальной политики по контролю над преступностью имеет требование о том, что эта политика должна основываться на прочном фундаменте криминологических знаний. Без этого эффективность любых профилактических мероприятий неминуемо сведется к минимуму ожидаемых результатов. Исследовательская ориентация в криминологии отталкивается от четко установленного круга преступлений и направлена к тому, чтобы выявить их причины. Решение проблемы видится через воздействие на общественные отношения и общественное сознание, носителем которых является человек.

Известно, что основной целью криминологической науки является построение модели будущего результата научной деятельности. Постановка и обоснование такой цели на теоретическом уровне осуществляется на основе научного знания с учетом потребностей и интересов данной науки. При этом формулируется также требование о необходимости реализации этих знаний на практике. Однако теоретические знания связаны с практикой не прямо, а через прикладную деятельность.

В предупредительной деятельности важное значение имеет принцип индивидуализации. Главным содержанием индивидуальной профилактики является разработка и реализации на протяжении относительно длительного периода времени эффективной системы мер воздействия прежде всего на причины и условия, детерминирующие противоправное (преступное) поведение конкретного, заранее известного лица.

Г.А. Аванесов индивидуальный уровень предупреждения преступлений рассматривает как профилактику, предотвращение и предупреждение. Профилактика - это мера по недопущению формирования намерения совершения преступления. Предотвращение - недопущение реализации принятого субъектом решения о совершении преступления. Пресечение -прекращение начатого преступного действия. Весь этот процесс и составляет индивидуальное предупреждение преступления.

Ю.М. Антонян и Г.М. Миньковский выделяют с момента начала предупредительной работы следующие виды индивидуального предупреждения: 1) раннюю индивидуальную профилактику преступлений, заключающуюся в выявлении и устранении вредных влияний на конкретных лиц, профилактическом и корректирующем воздействии на этих лиц, если он уже совершают малозначительные правонарушения; 2) непосредственную индивидуальную профилактику (предотвращение конкретных преступлений), то есть выявление конкретных лиц, поведение, связи которых создают реальную возможность совершения преступлений, и принятие необходимых мер по преодолению причин, порождающих в данном случае преступное поведение, условий, способствующих ему; 3) пресечение конкретных преступлений, состоящее в том, чтобы не допустить продолжения уже начатого преступлений и доведения его до конца, а также создать обстановку, исключающую дальнейшую преступную деятельность; 4) предупреждение рецидива. По мнению В.Н.Кудрявцева в профилактике можно выделить три уровня: а) высший уровень - в масштабе всего общества; б) региональный - в масштабе отдельных административно-территориальных образований; в) третий уровень - индивидуальное профилактическое воздействие на личность правонарушителя. Такая классификация представляется наиболее приемлемой, поскольку позволяет четко определить направленность криминологической профилактики.

Для обеспечения эффективности предупреждения преступности важное значение имеет также определение правовых, организационных и тактических основ этой работы.

Нормами различных отраслей права стимулируется социально полезное поведение людей, регулируются такие общественные отношения, которые нацелены на противодействие преступлениям и иным правонарушениям.

Основополагающее значение имеет ряд норм Конституции Российской Федерации. Это касается провозглашаемых обязанностей государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе при осуществлении профилактической работы. В ст.52 Конституции указано, что потерпевший от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Данная норма непосредственно касается виктимологического направления предупредительной деятельности.

Важное значение для правового регулирования предупреждения преступности имеют нормы уголовного права. Они определяют преступность и наказуемость деяний, устанавливают правовой режим для осужденных, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. В частности, уголовное законодательство определяет, что наказание - это мера государственного принуждения, назначаемое по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления и заключается в лишении и ограничении прав и свобод лица. При этом целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ст.43 УК РФ).

Профилактическая функция уголовного законодательства проявляется также в так называемых поощрительных нормах, когда к лицу, совершившему преступление, при определенных условиях и случаях применяется, например, институт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Важное значение имеют также нормы об условном осуждении, институты необходимой обороны, крайней необходимости и т.п.

Профилактическое значение уголовно-процессуального законодательства находит отражение в сформулированных в ст.6 УПК РФ положениях о назначении уголовного судопроизводства, в частности, о том, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Согласно ст. 1 и 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительное законодательство призвано обеспечить исполнение наказания с тем, чтобы оно не только являлось какой за содеянное, но и исправляло осужденных в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилась и традициям человеческого общежития, стимулировало их правопослушное поведение, предупреждало возможность совершения как осужденными, так и иными лицами новых преступлений.

Нормы, способствующие предупреждению преступлений содержатся также в административном, гражданском и в других отраслях права. Практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. По признаку регулирования профилактики преступлений таких норм почти 300.Рассмотрение организационных основ предупредительной деятельности ориентирует на определение ее целей и задач, методов и способов, материально-технического обеспечения их выполнения, координацию действий соответствующих субъектов профилактики. При этом организация предупредительной деятельности должна базироваться на прочной информационной основе.

Системному описанию показателей, которые должны быть использованы при изучении преступности и мер борьбы с нею, в криминологической литературе должного внимания не уделялось. Накопленный опыт проведенных исследований в этом направлении позволяет выделить сведения, характеризующие следующие объекты анализа:

1. преступность (количество зарегистрированных преступлений; число лиц, их совершивших);

2. правонарушения непреступного характера (административные проступки, гражданско-правовые деликты и пр.) и иные негативные явления (самоубийства, психические аномалии и пр.);

3. деятельность правоохранительных органов и иных субъектов социального контроля (суд, прокуратура, органы внутренних дел, контролирующие органы и пр.);

4. политика в области борьбы с преступностью (законодательная практика, формирование общественного мнения и пр.).

Представляется, что наиболее эффективным направлением исследования является анализ этих объектов с учетом соответствующей социальной информации (экономической, демографической и др.). Использование этих сведений основывается на концепции о действии ряда факторов на изменении преступности. Причем одни из них влияют на преступность, но не порождают ее (общая численность населения, изменение удельного веса отдельных социальных групп и т.д.). Другие факторы непосредственно вызывают реальные изменения в структуре и динамике преступности (экономические, геополитические, социально-психологические и пр.).

Разработка системы социальных показателей является надежным основанием повышения степени информационной оснащенности криминологических исследований и уровня достоверности и практической значимости полученных результатов. При этом следует исходить из определения социального показателя как специфического способа преобразования уже имеющегося или формируемого знания и использования этого знания о социальных объектах, которое в силу этого преобразования может выступать инструментом реализации социальной политики, оценки состояния социальных процессов в обществе и разрабатываемых мер социального управления. Система социальных показателей, используемых в конкретном криминологическом исследовании, может быть дифференцирована по различным основаниям:

- по областям общественной жизни (труд, общественно-политическая деятельность, быт, досуг);

- по охвату структурных звеньев общества (личность, социальные группы, классы и т.д.);

- по охвату административно-территориальных единиц (федеральные, республиканские, краевые, областные, окружные, городские, сельские и т.д.);

- по охвату времени (статические и динамические);

- по материальной субстанции (натуральные, трудовые, стоимостные и т.д.

- по целевому назначению в управлении (оперативные, служащие задачам оперативного контроля и регулирования; текущие, используемые для текущего - квартального, годового - анализа и контроля; познавательные, служащие для решения задач комплексного анализа за длительные сроки, и долгосрочного планирования);

- по функциональным областям управленческой деятельности (плановые, нормативные, отчетные, прогностические);

- по видам учетного происхождения (оперативные, статистические и т.д.);

- по степени детализации (элементарные, аналитические, комплексные);

-по степени общности (общие, охватывающие ряд показателей различных областей общественной жизни и специфические, относящиеся к отдельным социальным объектам);

- по тесноте связи с преступностью (функциональные и генетические).

Для адекватного отражения происходящих изменений используется достаточно большое количество взаимосвязанных социальных показателей, которые вне зависимости от их тесноты связей с преступностью, могут быть классифицированы на следующие группы:

1. общественный строй и государственное управление, в том числе:

социальный состав населения административная элита, состоящая из старой партхозноменклатуры, сросшейся с новой политической элитой; рабочий класс, который подразделяется на социальные группы по отраслевым, квалификационным и другим признакам; интеллигенция, в среде которой также выделяется ряд социальных групп: врачи, учителя и др.;«новая буржуазия» - предприниматели всех видов; крестьянство; лица, занятые индивидуальным трудом на основе частной собственности, но без применения наемных работников; «деклассированные элементы» (от «бомжей» до профессиональных преступников; основные показатели экономического развития, в том числе: основные фонды; национальное богатство; валовой общественный продукт, национальный доход; административно-территориальное деление, в том числе количество районов, городов, поселков городского типа, сельских поселений;

2. население и семья:

расселение населения, в том числе: территориальное размещение населения; плотность населения на 1 кв.км.; группировка городских поселений по числу жителей; группировка сельских населенных пунктов по числу жителей; численность населения; численность детей в возрасте 0-15 лет на 1 ООО человек населения трудоспособного возраста; численность лиц в возрасте 60 лет и старше на 1000 человек трудоспособного населения естественное движение населения, включая естественный прирост; число браков и разводов в расчете на 1000 человек населения; продолжительность расторгнутых браков; миграция населения, в том числе число прибывших, выбивших, механический прирост, направление миграции, причины передвижения, число лиц, проживающих пять дет и свыше на 1000 человек населения; семья, в том числе: число семей, число одиночек, средний размер семьи; распределение семей по числу детей до 18 лет; численность женщин трудоспособного возраста, занятых в домашнем хозяйстве и личном подсобном сельском хозяйстве; коэффициент семейной нагрузки соотношение иждивенцев и работающих;

3. образование;

дошкольные детские учреждения; общеобразовательные школы; средние специальные учебные заседания; высшие учебные заведения; численность учащихся, охваченных всеми видами обучения на 1000 человек населения; уровень образования на 1000 человек населения; доля расходов на образование в бюджете

4. учреждения культуры;

5. состояние здоровья населения и здравоохранение в том числе:

заболеваемость взрослых и подростов от 15 лет и старше на 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше; смертность населения на 1000 человек; инвалидность на 1000 человек; обеспеченность населения врачами всех специальностей на 1000 человек; расходы на здравоохранение;

6. социальное обеспечение, в том числе:

численность пенсионеров (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

7. занятость и условия труда, в том числе:

коэффициент занятости; численность населения, занятого в личном подсобном и сельском хозяйстве; численность лиц, занятых преимущественно физическим трудом; численность лиц, занятых преимущественно умственным трудом; текучесть кадров; число пострадавших при несчастных случаях, связанных с производством, с утратой трудоспособности и смертельным исходом

8. доходы населения, в том числе:

национальный доход (на одного занятого, на душу населения; реальные доходы в расчете на душу населения; совокупные доходы в расчете на душу населения; совокупные доходы в расчете на семью; денежные доходы в расчете на душу населения; среднемесячная заработная плата рабочих и служащих; выплаты и льготы из общественных фондов потребления;

9. потребление материальных благ и услуг, в том числе:

общий объем потребления материальных благ; обеспеченность предприятиями бытовых услуг ( на душу населения, на семью);

10. жилищные и коммунальные условия, в том числе:

обеспеченность населения жилой площадью; распределение семей по видам занимаемого жилища (в отдельных квартирах, в собственных домах и т.п.;

11. бытовое и торговое обслуживание; 12.бюджет времени населения.

Указанные показатели могут быть получены либо путем расчетных данных либо из соответствующих форм государственной статистической отчетности. Они обозначаются социально-статистическими фактами, которые можно отнести к фактам криминологическим.

Предупредительная работа должна базироваться на положении о необходимости конкретизации мер профилактического характера. «Не определив точно предмет специально криминологического предупреждения преступности, нельзя обеспечить наилучшую организацию управления системой борьбы с преступностью., собирание и использование необходимой для этого информации».

В правоохранительной практике продолжает сокращаться число расследуемых уголовных дел о незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК РФ). Основной причиной этого остается толкование понятия «дохода» как прибыли, полученной от незаконной предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с ее осуществлением. Понятие дохода трактуется обычно как «чистая прибыль». С учетом затрат, доход у крупном размере (свыше 200 минимальных размеров оплаты труда), а тем более в особо крупном размере (свыше 500 минимальных размеров оплаты труда) выявить не представляется возможным. Это осложняет привлечение преступников к ответственности, позволяет им избежать наказания, ведет к прекращению дел, переквалификации на иные составы преступлений.

В судебной практике нет единого подхода к исчислению материального ущерба, причиненного государству от неуплаты стоимости лицензий при занятии незаконной предпринимательской деятельностью. В частности, Муромский суд Владимирской области при рассмотрении уголовного дела по обвинению Углова и Портных по ч.2 ст.171 УК РФ исключил из обвинения сумму неоплаченной лицензии, расценив ее как упущенную выгоду, которая не образует сумму прямого ущерба. Однако суд Суздальского района той же области при рассмотрении дела по обвинению Антонова и других в незаконной деятельности по сбыту алкогольной продукции вменил в сумму материального ущерба стоимость лицензии, составляющую 500-кратный минимальный размер оплаты труда.

На практике правоохранительной деятельности возникают проблемы, связанные с обнаруженной алкогольной продукцией. Так, сотрудниками УЭП ГУВД г. Москвы на рынке «Юго-Запад» задержаны граждане Республики Азербайджан, у которых обнаружено свыше 75 тысяч бутылок водки, находящейся в незаконном обороте, 53 тысяч отклеенных спецмарок, которые повторно использовались, печати различных фирм. Изъятая продукция была передана на хранение администрации рынка, так как действующее законодательство не позволяет наложить на нее арест.

По сообщению УВД Ярославской области проведенный анализ судебных решений показывает, что по делам о незаконном обороте алкогольной продукции собственникам возвращается от 40-90 % изъятого из оборота алкоголя.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению, в преступление, предусмотренное ст.171 УК РФ законодатель к таковым не относит.

Отмечается сокращение числа возбужденных и оконченных производством уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 171-1 УК РФ (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции).

При применении данной статьи возникает сложность привлечения к уголовной ответственности лиц, когда оказывается, что вместо этилового спирта (пищевого), который является подакцизным товаром и подлежит обязательной маркировке, используется этиловый технический спирт или иная спиртосодержащая жидкость, которая хотя и является подакцизным товаром, но не подлежит обязательной маркировке, в связи с чем предмет преступления отсутствует.

Определенную сложность вызывает доказывание обязательного условия -цели сбыта указанных товаров. Оно чаще всего основывается на показаниях подозреваемого, от которых он, как правило, отказывается.

При рассмотрении дел судами довольно часто из обвинения исключается квалифицирующий признак - «совершение преступления организованной группой». В связи с этим возникает необходимость внесения в ст. 171 и 171-1 УК РФ квалифицирующего признака - «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору», поскольку преступления чаще всего совершаются именно группой лиц по предварительному сговору, а этот признак указанными статьями не предусмотрен.

Из-за отсутствия единого толкования диспозиции данной статьи на практике не установлена и единая методика расчета в стоимостном выражении стоимость произведенной, хранящейся, приобретенной либо перевозимой немаркированной продукции. Существуют три противоречащих мнения: производит расчет исходя из закупочных цен, минимально установленных государством или цен реализации данных товаров.

Отмечается некоторое увеличение числа уголовных дел, оконченных производством по ст.238 УК РФ (выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Статья 238 УК РФ предполагает наличие специального субъекта и расследование осуществляют органы прокуратуры. При этом нет единого мнения о лицах, которые могут привлекаться к ответственности. Как правило, суды применяют наказание в виде штрафа, а наказания в виде обязательных работ или исправительных работ не применяется.

Значительно снизилось количество уголовных дел, возбужденных по ст.327-1 УК РФ (изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование. С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1023 (в редакции от 28.05.2001 г.) «Об утверждении правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции» на местах возникли вопросы о привлечении лиц к уголовной ответственности за их подделку. В настоящее время уголовная ответственность за изготовление, сбыт поддельных региональных марок не введена.

Совершенствование механизма легализации оборота алкогольной продукции должно базироваться на следующем.

1. Первоочередной задачей является создание на базе существующего отечественного и зарубежного опыта современной автоматизированной системы учета производства и оборота алкогольной продукции, в том числе и с использованием имеющихся результатов по внедрению программы «Госмонополия».

2. Создание жестких требований к достоверности всего документооборота, сопровождающего алкогольную продукцию.

3. Существенное сокращение числа объектов контроля (акцизный объект) для сбора акцизов. В России ранее акциз собирался с розничной реализации, оптового звена, заводов-производителей алкогольной продукции, спиртовых заводов и непосредственно сырья. Анализируя исторические факты, можно предположить, что наиболее эффективно акцизы будут собираться государством только с произведенного спирта, что приведет к существенному сокращению объектов контроля и более достоверному учету акцизооблагаемой продукции.

4. Обеспечить четкий учет и контроль за производством и оборотом не только пищевых, но и технических спиртов, являющихся в последнее время значимой компонентой в производстве неучтенной алкогольной продукции, в том числе и выпуска так называемых «товаров двойного назначения».

5. Внедрение существующих аналитических комплексов, как стационарных, так и мобильных по определению наличия в алкогольной продукции непищевых спиртов.

6. В целях сокращения себестоимости легальной алкогольной продукции сократить излишние административные барьеры.

7. Не повышать в ближайшее время ставки акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию более чем плановый показатель по инфляции, указанный в законе о бюджете страны.

С учетом вышеизложенного, определяющими факторами в изменении алкоголизации населения России может послужить решение следующих проблем.

Разработка и практическая реализация комплексной программы государства, направленной на решение социальных проблем.

Разработка государственных программ, направленных на просвещение населения, и прежде всего подрастающего поколения, в области потребления алкоголя и возможных последствий для здоровья человека при злоупотреблении им.

Совершенствование системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории России.

Рассматриваемая проблема является составной частью следующих основополагающих задач:

- поставленной Президентом России задачи по увеличению к 2010 году ВВП в два раза;

- по сокращению уровня бедности населения России;

- по сокращению смертности населения от отравлений некачественной алкогольной и спиртосодержащей продукцией;

- по совершенствованию государственного управления отраслью;

- по сокращению теневого потока алкогольной продукции, являющегося одним из основных факторов коррупционности общества;

- по изъятию из оборота теневых денежных средств, часто лежащих в основе организации противоправных действий в указанной сфере.

 

АВТОР: Дорожкин К.А.