25.07.2011 9723

Институт дознания судебных приставов в России: возникновение, функционирование, проблемы, противоречия и перспективы развития (статья)

 

Институт дознания судебных приставов на Руси своими корнями уходит в глубокую историю. Издревле исполнением судебных решений занимались отроки, мечники и детские «Русской Правды», приставы, подвойские судных грамот и. княжеского Судебника. Они осуществляли розыск ответчика, его имущества, вызывали в суд его и свидетелей, производили по определению суда различные взыскания, применяли физическую силу в отношении недобросовестного должника, то есть во многих случаях производили расследование в форме дознания (упрощенной форме). В конце XVII века эти должности были упразднены, и практически единственным органом расследования по делам принудительного исполнения стала общая полиция.

Исполнение связано с определенным порядком, процедурой. Так, под «исполнительным производством именуется порядок принудительной реализации постановлений (решений, определений, приговоров) юрисдикционных органов, направленных на восстановление или защиту нарушенных гражданских прав. Исполнение - это совершение тех или иных конкретных действий в интересах определенного лица».

По «Русской Правде» можно судить, что деятельность судебных приставов того времени считалась очень значимой, так как на Руси за совершение преступления предусматривалось два основных наказания: денежный штраф или смертная казнь. Причем 90% санкций содержали указание на штрафы.

О том, что проблема взыскания кредиторами долгов существовала на Руси уже давно, говорит и Псковская Судная Грамота. Анализируя текст Псковской. Грамоты, которая была принята в XVI веке, невольно приходишь к выводу, что приезд пристава с целью производства обыска в дом должника был настоящим бедствием для последнего: «А который человек с приставом придет на двор татя изымать и татбы искать, или длъжника имать (для ареста вора или для розыска по делам в воровстве, или для ареста должника), а жонка в то время детя выверже (ребенка выкенет), да пристава учнет головшиной окладати, или истца (станет обвинять пристава или истца в убийстве), ино в том головшины нет (то это убийством не считается)».

О суровости и жестокости исполнительного производства на Руси, о роли в нем пристава можно судить и по свидетельствам иностранных очевидцев. Английский посол Г. Флетчер, который был направлен королевой Елизаветой I в Россию в 1788-1789 годах, свидетельствовал: «Судебные решения в Московии приводятся в исполнение приставами - низшими служащими суда, отличающимися своей жестокостью и безжалостностью. Если после года нахождения на правеже должник не мог уплатить требуемую сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года или сразу же, чтобы собрать необходимую сумму для уплаты долга». То есть, принудительные меры в основном были направлены на личность должника. Экономический эффект достигался непосредственно лишь при продаже должника в рабство или при принудительной отработке долга.

Судебник 1497 года и Соборное Уложение 1649 года изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних, поэтому престиж исполнителей судебных решений упал. Эта тенденция сохранялась до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции.

В 1782 году была реформирована городская полиция. К ее ведению отошло исполнение функций урядников (приставов): «В каждой части города определяется частный пристав... Частный пристав имеет попечение об исполнении изданных узаконений». В 1786 году урядников разделили на полицейских приставов, исполняющих решения судов, и становых приставов-охранников. После учреждения Министерств исполнительную полицию (полицейских приставов) отнесли к Министерству полиции (Главное управление исполнительной полиции), становых приставов - к Министерству юстиции.

Производя дознание по вопросам принудительного исполнения, все нужные сведения полиция собирала посредством розыска, словесных расспросов и негласного наблюдения. Дознание того времени выступало в виде административной деятельности, то есть «предварительное административное расследование». Акты дознания не имели никакого доказательственного значения за исключением тех случаев, когда судебный следователь не мог своевременно прибыть на место происшествия, а угроза утраты следов преступления была вполне реальной. В подобной ситуации полиция заменяла судебного следователя и производила ряд: следственных действий, не терпящих отлагательства: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки. Однако допрашивать свидетелей или подозреваемых разрешалось в исключительных случаях, когда кто-либо из них был тяжело болен, и мог умереть до прибытия судебного следователя. И теория, и практика того времени исходили из того, что дознание «не обставлено никакими формальностями, не имеет судебного характера и всегда должно быть производством тайным. Быстрота действий, негласность и способность к обнаружению признаков преступного деяния - вот качества, которые требуются от органов дознания».

В конце XVIII - начале XIX века судебный процесс, как уголовный, так и; гражданский не претерпел существенных изменений со времен Судебников 1497 и 1649 года, но накануне судебной реформы 1864 года даже дворянство и зарождавшаяся буржуазия открыто высказывали недовольство медленностью и сложностью судопроизводства, взяточничеством чиновников».

Однако в экономическом плане страна не стояла на месте. Россия встала на путь капиталистического развития, что привело в конце XVIII века к толчку в гражданском процессуальном праве. В ходе судебной реформы 1864 года, в «основу которой была заложена организация судов Французской республики, должность судебных приставов ввели вновь. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них Уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений».

Порядок приведения в исполнение судебных решений по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года существенно отличался от дореформенного порядка. Одно из главных отличий заключалось в том, что в основу дореформенного порядка был положен следственный принцип, в силу которого по делам этой категории полицией производилось дознание и исполнение производилось даже в отсутствие просьбы кредитора. Устав гражданского судопроизводства распространил на процесс исполнения действие принципа диспозитивности - судебные решения исполнялись не иначе, как по пожеланию взыскателя.

Согласно Учреждению судебных установлений, судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них Уставами уголовного и гражданского судопроизводства. По решению уездного земельного собрания (а в Москве и Санкт-Петербурге - по определению городской думы) должность судебного пристава вводилась при съезде мировых судей. Так, в обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего Сената и при судебных палатах, входило «сообщение; тяжущимся повесток или иных бумаг по делам, производящимся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых от первоприсутствующегося в кассационном департаменте или председательствующим в суде». Судебные приставы, состоящие при окружных судах, в пределах округа своего суда, кроме того, осуществляли вызовы на торги по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформление покупки). А также арест имущества, задержание недобросовестного должника, розыск свидетелей и письменных доказательств и другие подобные действия, то есть по сути осуществляли дознание по делам своей категории.

Судебные приставы общих судебных учреждений «назначались на должности председателем того суда первой или второй инстанции, при котором они состояли, а приставы кассационного департамента Сената - обер-прокурором этого департамента». Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному положению они были разночинцами - детьми чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно 8-9 класса). Определенного образовательного ценза для кандидатов в судебные приставы не существовало, но лица, которым предоставлялось право на замещение этих должностей, обязаны были убедиться в «благонадежности и способностях кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей». Существовал целый перечень лиц, кто не мог занять должность судебного пристава: несовершеннолетние; иностранные граждане; объявленные несостоятельными должники; лица, состоящие на государственной или общественной службе; лишенные по суду права быть поверенными по сужим делам и др..

Отобранных кандидатов допускали к исполнению обязанностей судебных приставов после внесения ими денежного залога в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантией возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями приставов. Также приставы принимали присягу. Через год, при условии надлежащего исполнения своих служебных обязанностей, судебные приставы утверждались в должностях. В соответствии с действовавшим тогда законодательством судебный пристав не мог изменить место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый низкий среди чинов канцелярии оклад. Вместе со столовыми и квартирными выплатами судебный пристав получал 600 рублей в год. И в современной России низкий уровень денежного содержания судебных приставов является одной из причин текучести кадров. Пристав ФССП России в настоящий момент зарабатывает меньше, чем солдат-контрактник, что не может не создавать объективных условий для коррупции, учитывая, что мимо сотрудника ФССП проходят огромные суммы. Средняя зарплата судебного пристава составляет 4,5 тысячи рублей.

Меры принудительного исполнения являются исходным критерием, применяемым при исполнении судебных решений и решений других юрисдикционных органов. Поэтому, осуществляя судебную реформу 1864 года, законодатель подробно прописал положения о способах исполнения судебных решений (ст.933 УГС):

1. обращение взыскания на движимое имущество должника;

2. обращение взыскания на недвижимое имущество ответчика;

3. передача имения натурой лицу, которому оно присуждено;

4. обращение взыскания на доходы должника (ст.ст. 1129, 1192 УГС);

5. разрешение взыскателю произвести за счет должника те действия и работы, которые не совершены им в назначенный судом срок (ст.934 УГС).

При осуществлении исполнения судебного решения или решения другого юрисдикционного органа в пятом случае, прописанном в ст.934 УГС, судебный пристав не принимал личного участия, он лишь обеспечивал беспрепятственное осуществление права, указанные в п.5.

Профессор Гольмстен А.Х., классифицируя меры принудительного исполнения, выделял 4 способа исполнения судебных решений: 1) передача вещи натурой; 2) исполнение работ за счет ответчика; 3) получение доходов с имущества ответчика; 4) осуществление права судебного залога.

Судебный залог выступал средством обеспечения исполнения решения при его последующем осуществлении в стадии исполнительного производства. Судебный залог был своего рода защитой оспариваемого имущества от возможных повреждений и, безусловно, стимулировал к скорейшему исполнению решения суда или иного юрисдикционного органа. Заимствование института судебного залога из УГС 1864 года в современное российское законодательство также отразилось бы положительным образом на исполнительном производстве в целом.

Итак, реформа 1864 года и принятие Устава гражданского судопроизводства стала особой вехой в истории отечественной службы судебных приставов. Ряд положений Устава могли бы существенно усовершенствовать и упростить современную процедуру исполнительного производства. Вот некоторые из них:

- возможность взыскателя самостоятельно определять способ взыскания, который не вправе изменить суд;

- убытки, причиненные неправильными действиями пристава, вполне могут возмещаться залогом или иным имуществом;

- введение института предварительного исполнения решений и судебного залога;

- исполнение судебных решений и решений иных органов должно считаться завершающей стадией гражданского процесса (об этом также высказались 93% опрошенных судей Калининградской области).

Следовательно у судей также должна быть активная позиция на данном этапе, что позволит избежать многих неточностей на этапе квалификации отдельных преступлений против правосудия.

Судебная реформа 1864 года внесла богатый вклад в историю исполнительного производства, но Октябрьская революция 1917 года привела к смене власти, а с ней -всей правовой системы, всей системы управления, отправления правосудия, устоев общества. После 1917 года порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток и исполняла судебные приговоры. Исполнение решений по гражданским делам и различного рода денежных взысканий возлагалось на судебных исполнителей, о которых прямо говорилось в Положении «О народном суде РСФСР», принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

Функции по обеспечению порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса на протяжении восьмидесяти лет в нашей стране возлагались на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках - Азербайджане, Армении, Грузии и Литве - уголовно-процессуальное законодательство предусматривало наличие такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

Новый этап в истории исполнительного производства в России начался с созданием в 1997 году службы судебных приставов (ФЗ «О судебных приставах» от 21 ноября 1997 года №118-ФЗ, а также ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 года №119 -ФЗ. По новому законодательству на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, перечисленных Федеральных законом «Об исполнительном производстве». Таким образом, с принятием ФЗ «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» исполнение решений судов и иных органов возложено на судебных приставов-исполнителей, силовую поддержку которых обеспечивают судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).

Разработка и принятие ФЗ «Об исполнительном производстве» преследовала цели:

1. восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество должников - граждан и организаций;

2. устранить противоречия в действующем законодательстве, в частности, возникшие между нормами, закрепленными в статьях 411-413 ГПК РСФСР и статье 56 ГК РФ;

3. добиться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов;

4. повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам;

5. поднять эффективность решений судов и иных органов, а, следовательно, и их авторитет в обществе.

Правоотношениям, возникавшим в исполнительном производстве по ранее действовавшему законодательству, были присущи черты гражданских процессуальных правоотношений. Частично эти черты сохранились и в действующем российском законодательстве, регулирующем исполнительное производство.

С 1 июля 2002 года список органов государственной власти, обладающих процессуальным правом борьбы с преступностью, пополнили судебные приставы - исполнители. УПК РФ предоставил ФССП России право самостоятельно производить дознание. Дознаватели судебных приставов работают по пяти статьям УК РФ - ч. 1 ст.294 «Вмешательство в деятельность суда с целью воспрепятствования осуществления правосудия», ст.297 «Неуважение к суду», ч.1 ст.ЗП «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», ст.312 «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации», ст.315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Разработчики российских ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» не пошли по пути простого копирования зарубежного опыта, а внимательно изучили и осмыслили отечественную практику. Служба судебных приставов, как и прежде, была создана в системе органов юстиции, так же, как и раньше, судебные приставы являются государственными служащими, которые при поступлении на службу принимают присягу на верность Отечеству, хотя само содержание присяги, конечно, изменено. Как и прежде, судебным приставом может быть только гражданин России, причем не имеющий судимости и способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности. Честь, достоинство судебного пристава также защищены государством, а его денежное содержание зависит от результатов его работы. Служебные обязанности судебные приставы должны, как и раньше, исполнять в форменной одежде, а их полномочия удостоверяются специальными документами и печатями. Обязанности, возлагаемые сегодня на них, во многом повторяют опыт прошлого (арест, опись и изъятие имущества, поддержание общественного порядка в зданиях судов, привод лиц, уклоняющихся от явки в суд и т.п).

Указом Президента РФ от 23.07.2003 г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» определены приоритетные направления административной реформы, которая затронула и службу судебных приставов. Так, в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314 в структуре федеральных органов исполнительной власти в ведении Министерства юстиции РФ образованы три федеральные службы, в том числе и Федеральная, служба судебных приставов (ФССП).Данные нормативные акты стали очередным этапом дальнейшего развития законодательства об исполнительном производстве. Ведется также активная работа по разработке Исполнительного кодекса РФ, который, по мнению его инициаторов, направлен на решение проблем, существующих в исполнительном производстве».

На сегодняшний день формирование ФССП России практически завершено: создан центральный аппарат, состоящий из девяти управлений и территориальные органы в 62 управлений, 7 отделов. Укомплектованность кадров ФССП России составляет 97,3%. Также в центральном аппарате Службы создан отдел предварительного расследования, что свидетельствует о том, что это направление становится одним из приоритетных в ФССП России.

Совместно с Минюстом прорабатывается вопрос создания единого общероссийского банка данных исполнительных производств. В ФССП России имеется список приоритетных должников перед бюджетом. Ставятся на контроль в центральном аппарате «должники, чья задолженность превышает 100 млн. рублей. Таких должников на сегодняшний день 70. Например, администрация города Находки - сумма задолженности 191 млн. рублей, Владимирский тракторный завод - 174 млн. рублей, КамАЗ - 4 млрд. рублей, ЗИЛ - 7 млрд. рублей, правительство Саратовской области - свыше 1 млрд. 700 млн. рублей». Единого же списка исполнительных производств нет. Пока создание централизованного систематизированного банка данных ФССП России - перспективная задача. Безусловно, ее решение скажется исключительно позитивно на укреплении российской системы исполнительного производства и повышении ее эффективности в целом. Серьезным вопросом является создание единых региональных межведомственных информационных центров, могущих объединить информацию всех силовых структур одного региона. В Калининградской области все запросы силовых ведомств, в том числе и ФССП, выполняются Информационным центром (ИЦ) УВД Калининградской области. По информации работников ИЦ в среднем на исполнение запроса с других ведомств от начала его прохождения во возврата, адресату с учетом почты уходит 5-7 дней. Этих временных потерь позволит избежать Единый информационный центр.

Возглавляет ФССП России директор, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. В субъектах РФ созданы Главные управления ФССП, возглавляемые начальниками управлений - главными судебными приставами субъектов РФ.

На главных судебных приставов субъектов РФ возложены функции, сходные с функциями главного судебного пристава РФ, только осуществляемые в масштабах субъекта Федерации. В состав служб субъектов РФ входят районные, межрайонные или иные соответствующие административно-территориальному делению, подразделения судебных приставов, состоящих из судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возглавляют эти подразделения старшие судебные приставы. В соответствии с ФЗ «О судебных приставах», главная задача приставов-исполнителей - принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом существует проблема «усечения прав главного судебного пристава России и главных судебных приставов субъектов РФ в плане отмены незаконных процессуальных решений судебных приставов-исполнителей. Так, отменить даже заведомо незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящие его начальники не имеют права. Это может сделать только суд». Что является явной недоработкой закона, требующей исправления.

Судебный пристав-исполнитель, согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», наделен властными полномочиями, многие из которых в случае неисполнения в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, имеют определяющее знание при производстве дознания по делам, отнесенным к компетенции судебных приставов. Процессуальные документы, фиксирующие их производство, становятся материалами предварительной проверки по уголовным делам, подследственным судебным приставам, ложатся в основудоказательственной базы, также обеспечивают ход предварительного расследования в целом. К этим мерам принуждения относятся:

- арест, изъятие, передача на хранение и реализация арестованного имущества должника;

- получение необходимых объяснений, справок и иной информации;

- проверка у работодателей исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- осмотр помещений и хранилищ, занимаемых должниками,: принадлежащих им или другим лицам;

- наложение ареста на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, установленном в исполнительном документе;

- использование нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возложение на соответствующих лиц обязанностей по его хранению, использование транспорта взыскателя или должника для перевозки имущества;

- объявление в розыск должника и его имущества или розыск ребенка;

- вызов граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

- совершение иных действий, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В 2004 году судебными приставами-исполнителями окончено 16,9 млн. исполнительных производств - 81,6% от общего числа находившихся на исполнении, что на 3,7% больше, чем в 2003 году. Требования исполнительных документов в 2004 году фактически исполнены по 8,4 млн. исполнительных производств - 49,7% от общего числа оконченных исполнительных производств, что на 4,2% больше, чем в 2003году. Сумма взысканных денежных средств превысила 581 млрд. рублей. А объем взысканных средств по сравнению с 1999 годов возрос в 8,3 раза. Изучение практической деятельности калининградских судебных приставов-исполнителей говорит о существенном увеличении нагрузки на сотрудников Управления ФССП по Калининградскому региону после изменения порядка взыскания штрафов по линии ГИБДД. Так, из 12 тыс. исполнительных производств в Багратионовском отделе УФССП по Калининградской области 7 приходится на принудительное взыскание штрафов, оформленных сотрудниками ГИБДД. А многие из них перерастут в материалы уголовных дел. В то время как приставы не успевают регистрировать эти материалы, банки оказались не в силах отвечать на запрашиваемые приставами сведения о должниках-водителях из-за невероятной нагрузки (ответы поступают лишь на запросы по делам об алиментным обязательствам). Практики также свидетельствуют, что материальные и физические затраты приставов по взысканию только 50 рублей порой государственной казне обходятся в десятки раз дороже. Эти данные свидетельствуют о большом негативе, присутствующем в деятельности приставов-исполнителей.

В соответствии с ФЗ «О судебных приставах» Приказом Минюста России №226 от 3.08.1999 г. «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» началось комплектование, подразделений и групп судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).

В первую очередь подразделения службы судебных приставов по ОУПДС были сформированы в городах областного (республиканского, краевого) подчинения, а также в некоторых городах районного подчинения, имеющих весомое значение для субъектов Российской Федерации. В результате к 2000 году этих судебных приставов было всего 7,5 тысячи человек. А к июлю 2005 года штатная численность приставов по ОУПДС составила 13,6 тыс. человек.

В области укрепления законности и правопорядка деятельность приставов по ОУПДС неразрывна с дознавателями ФССП. В целях обеспечения должного порядка в судах и противодействия преступлениям против правосудия в арсенал приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов входят следующие полномочия (ст.11 ФЗ «О судебных приставах»):

- обеспечение безопасности судей и других участников процесса;

- выполнение распоряжений председательствующего судьи, связанных с соблюдением порядка в суде;

- исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;

- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

- взаимодействие с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности последних;

- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости - задержание их с последующей передачей органам милиции;

- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

По примеру Управления ФССП по Новгородской области подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов были созданы в Великом Новгороде, городах Боровичи, Старая Русса и Валдай, то есть в центрах, экономическое значение которых отвечает требованиям оперативного выполнения мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также позволяет достичь наиболее значимых результатов при производстве дознания по преступления против правосудия. Эти подразделения полностью экипированы, вооружены и обеспечены специальными средствами (резиновыми палками, наручниками, газовыми распылителями). В 2004 году сотрудниками данных подразделениями выполнено 4 622 заявки на обеспечение безопасности судей, участников судебного процесса и свидетелей, что в 6,2 раза больше показателя года. Уровень исполнения постановлений судебных приставов-исполнителей в году повысился с 63% (2003 год) до 88,2% (1747 доставленных лиц, обеспечено 13608 исполнительных действия, что в 1,7 раза выше результатов за 2003 год).

Показательным примером налаживания взаимодействия двух ведомств является опыт псковичей. В начале 2005 года на территории Псковского городского округа впервые прошли совместные учения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов города Пскова и Псковского района и личного состава конвойного батальона УВД Псковской области. Целью мероприятия стало согласование действий судебных приставов и милиционеров конвойной службы при конвоировании арестованных в помещения судов. Подобные акции позволяют выявить проблемы и недоработки, существующие в практической деятельности, и найти оптимальные пути их разрешения.

Опыт деятельности судов Калининградской области свидетельствует, что далеко не во всех районах безопасность зданий судов и судей обеспечивается на должном уровне. Так, имеются факты, когда в обеденные перерывы суды остаются без охраны, нередко отсутствует элементарный пропускной режим и любой желающий может пронести в здание суда даже оружие. В этой связи суды обзавелись так называемыми паспортами безопасности.

После 1997 года можно говорить о значительном росте эффективности исполнительного производства. Исходить следует из того, что эффективной должна быть признана деятельность, осуществляемая с результативностью выше среднего уровня (более 50%). Так, согласно статистике, в Российской Федерации в 1994 году исполнено 25% судебных решений, в 1996 году - около 30%, в 1997 году - 43%, а в 1999 году эта доля уже превышала 60%. В 2003 году этот показатель достиг 77, 9%, а в 2004 - 81,6%. В Удмуртской республике к I кварталу 2005 года в ФССП России эффективность работы поднялась на 30% аналогичного периода предшествовавшего года. Существенного увеличения результатов: служебной деятельности достигли также судебные приставы Нижнего Новгорода и Красноярского края. Это свидетельствует о повышении эффективности исполнительного производства после его реформирования в 1997 году в целом.

Опрос судебных приставов-исполнителей показал, что эта служба имеет женское лицо. Основная масса судебных приставов-исполнителей - это женщины в возрасте от 26 до 40 лет (60% опрошенных). В возрасте от 41 года и старше - 39,5% опрошенных, 0,5% опрошенных - в возрасте до 25 лет. В большинстве своем судебные приставы-исполнители имеют среднее или среднее техническое образование (соответственно 40% и 41%), высшее образование имеют 12% судебных приставов-исполнителей, среднее специальное (юридическое) - 7%. Высшего юридического образования ни у кого из опрошенных не оказалось. Стаж работы судебных приставов-исполнителей по этой специальности составляет: свыше 10 лет - 30%, от 5 до 10 лет - 29%, от 3 до 5 лет - 15%, менее 3 лет - 26%. Опрос был проведен в Тульской области. В целом же по России ситуация с количеством женщин в рядах судебных приставов-исполнителей несколько иная: «Если первоначально их было 65% среди судебных приставов-исполнителей, то ныне осталось только около 45%. Причина: не всё по работе приемлемо для женских ушей...».

Не только в службе судебных приставов в настоящее время существуют серьезные явные проблемы с комплектованием высококвалифицированными кадрами. В связи с этим в 2005 году ФССП России подала заявку на переподготовку 6827 своих сотрудников. Повышением уровня профмастерства занимаются и на местах. Так, в 2004 году сотрудниками Главного управления ФССП по Свердловской области для изучения исполнительных производств и выявления перспективных материалов осуществлены выезды в 38 подразделений служб судебных приставов, в том числе во все районы городов Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, города Березовский, Верхняя Пышма, Краснотурьинск, Качканар, Кушва, Асбест, Алапаевск.

В современной России служба судебных приставов воссоздавалась; практически с нуля. Она состоит из двух органично дополняющих друг друга ветвей: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. За минувшее с 1997 года время был решен целый комплекс вопросов по организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и учебно-методическому обеспечению службы.

Объединив в одну структуру судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами - исполнителями, законодатель тем самым подчеркнул неразрывную связь двух направлений деятельности. Их необходимость друг другу очевидна. Их взаимодействие оберегает приставов-исполнителей от потери силовой опоры в лице судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Использование элементов частного исполнения, кроме производства розыска должника или его имущества, возможно и при осуществлении хранения арестованного имущества должника. В соответствии с Положением о порядке и условиях хранения арестованного имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июля 1998 года №723, для охраны арестованного имущества может быть заключен договор хранения с профессиональным хранителем, для которого оказание услуг по хранению имущества является предпринимательской деятельностью. Хранитель назначается судебным приставом-исполнителем с учетом условий обеспечения сохранности имущества и возможности возмещения убытков в случае его утраты или повреждения. Если хранитель допустил растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу другому лицу переданного ему на хранение имущества должника, то он может быть привлечен к уголовной ответственности (ст.312 УК РФ), о которой он предупреждается в акте ареста имущества должника. Право предъявлять иск о возмещении материального ущерба к виновным в растрате, отчуждении или сокрытии подвергнутого аресту имущества лицам, которым это имущество было передано на хранение, принадлежит гражданину или организации, в интересах которых был наложен арест на это имущество, то есть взыскателю.

Кроме того, ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено авансирование. Суть его заключается в следующем: взыскатель, заинтересованный в том, чтобы быстро и в полном объеме получить с должника деньги или имущество, вносит аванс на розыскные мероприятия. Надо сказать, что авансирование - это в какой-то мере «новая технология» в деятельности розыска должников. В 2004 году авансирование стало применяться на практике. Согласно ст.ст. 28 и 83 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать розыскные мероприятия (на сегодняшний день первоначальная сумма аванса составляет 2 тысячи рублей). Взыскатель получает от приставов полный авансовый отчет об израсходованных средствах. Когда речь идет о крупных суммах долга или. дорогостоящем имуществе, взыскатель и сам не прочь потратиться на розыск, тем более что затраты окупятся - в итоге должник оплачивает расходы по розыскному производству, а взыскателю возмещаются убытки. Розыск ведется за счет государства, а затем расходы по розыскным мероприятиям также оплачивает должник. По статистике и объемы розыскных дел в последние годы увеличиваются. Так, в 2004 году в производстве Межрайонного подразделения судебных приставов Управления ФССП по Орловской области находилось 232 розыскных дела, то в 2003 году - на 34% меньше. В Новгородской области увеличение объема розыскных дел за указанный период составило 49,8%. А в Республике Карелия розыскных дел стало больше в 2,4 раза.

После 1997 года, когда судебные приставы-исполнители обрели новый статус в современной России после длительного забвения в советский период, институт принудительного исполнения качественно шагнул вперед. Развивается нормативно-правовая база исполнительного производства, накапливается передовой опыт, формируется правильное отношение граждан к принудительному исполнению судебных решений и решений иных органов, создаются предпосылки для дальнейшего роста и развития столь востребованной и необходимой службы как ФССП.

Очевидно, что Служба развивается, эффективность ее деятельности в целом; повышается. Но деятельность региональных Управлений ФССП не однозначна. В каждом регионе, области, округе она сталкивается с целым комплексом проблем и противоречий. Преодолевая их, сотрудники ФССП субъектов РФ выполняют поставленные перед ними задачи с постепенно улучшающимися результатами. Так, Управлением ФССП Республики Карелия за 9 месяцев 2004 года в пользу граждан и организаций по оконченным и неоконченным исполнительным производствам реально взыскано 594861 тыс. рублей, что в 1,8 раза больше, чем за 9 месяцев 2003 года. В среднем каждым судебным приставом УФССП Республики Карелия отправлено в доход государства 921 тыс. рублей. За 2004 год сотрудники УФССП Пермской области в пользу государства, юридических и физических лиц взыскали 2 млрд. рублей. В первом квартале 2005 года сотрудниками Главного управления ФССП по Красноярскому краю возбуждено 174713 исполнительных производств на: общую сумму 14 млн. рублей. В Нижегородской области за аналогичный период количество исполнительных производств достигло 246,5 тысячи, а общая сумма взысканий превысила 10 млрд. рублей. В Удмуртской Республике за 1-й квартал 2005 года в органах ФССП находилось на исполнении 116 264 исполнительных производства, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2004 года. Судебные приставы Челябинской области в 2004 году пополнили российский бюджет на 480 600 тысяч рублей. В то же время, задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет по Управлению ФССП Тюменской области на 1 апреля 2005 года составила 5 млрд. 121,6 млн. рублей, в том числе недоимка в консолидированный бюджет - 1 млрд. 725,7 млн. рублей. Передовыми регионами на совещании главных судебных приставов Центрального Федерального округа в Твери директор ФССП России Николай Винниченко назвал УФССП юга России и в частности Ростовской области.

Одни региональные УФССП показывают высокие результаты профессиональной деятельности, другим остается равняться на них и перенимать опыт. Результативность же Службы в целом внушительна. По данным ФССП России, в 2004 году на исполнении судебных приставов находилось более 20,7 млн. исполнительных производств на общую сумму 1,49 трлн. рублей, что в 1,2 раза больше по сравнению с уровнем 2003 года. Окончено почти 17 млн. производств (81,6% от общего числа), что на 3,7% больше, чем в 2003 году. Общая сумма взысканных денежных средств превысила 581 млрд. рублей. Кроме того, приставам удалось добиться положительного результата более чем по половине из 50 тыс. дел по розыску должников и их имущества на общую сумму 136 млрд. рублей.

Общая результативность деятельности Федеральной службы судебных приставов высока, но в повседневной работе рядовой пристав-исполнитель сталкивается с рядом сложностей и проблем:

- низкое социальное и материально-техническое обеспечение;

- невероятно высокая нагрузка, в разы превышающая установленные нормы;

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- недостаточная осведомленность граждан о деятельности ФССП;

отсутствие собственных учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для ФССП;

- различная юридическая практика на местах и т.п.

Дознание - форма производства предварительного расследования преступлений, которое производится правомочным или специально уполномоченным, назначенным приказом начальника органа дознания, должностным лицом (дознавателем).

К органам дознания в службе судебных приставов относятся лица, указанные в п.2 ч.1ст.40 УПК РФ: «главный судебный приставов РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда».

Дознаватели до возбуждения уголовного дела выполняют неотложные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы и передают все материалы проверки вместе с постановлением о возбуждении уголовного дела прокурору для получения согласия на возбуждение уголовного дела и определения формы и органа последующего расследования. Характерной чертой является то, что дознаватель ФССП неразрывно связан с судебными приставами в силу специфики расследуемых уголовных дел.

Необходимость проведения дознания самими сотрудниками службы судебных приставов обусловлена объективными факторами. Дело в том, что в ряде случаев решения по тем или иным причинам не исполнялись. При наличии в действиях должника признаков состава преступления судебным исполнителям приходилось передавать материалы исполнительного производства для проведения дознания в ОВД. То есть документы уходили в другое ведомство.

При той служебной нагрузке, которая лежит на органах внутренних дел, дознание проводилось в сжатые сроки, которые были недостаточны для расследования таких сложных составов преступлений, как ст.ст. 294, 297, 311,312, 315 УК РФ, отличающихся своей спецификой. В связи с этим случаев привлечения к уголовной ответственности лиц, допустивших подобные нарушения закона, за последние годы было мало. Решение суда не исполнялось, а должник уходил от ответственности. Требовалось законодательно утвердить порядок, при котором судебный пристав, взявшись за дело, в котором он знает все тонкости и нюансы, мог результативно довести его до конца. Что невозможно было сделать раньше из-за отсутствия в его структуре органов дознания.

Прежде практика исполнительного производства выглядела следующим образом. В подразделение службы судебных приставов поступал исполнительный документ. Судебный пристав-исполнитель возбуждал по нему исполнительное производство и начинал с ним работать. Он делал запросы во все учреждения, в которых могла иметься информация о должнике или его материальном положении, вызывал должника, беседовал с ним, разъяснял ему последствия уклонения от выполнения решения суда. Как правило, должник отказывается от добровольного исполнения решения суда в двух случаях: либо ничего не имеет, либо не хочет исполнять решение. Принудительное же исполнение решения суда обеспечивает служба судебных приставов. Именно для этого она создавалась. А чтобы заставить должника исполнить решение суда, законом были предусмотрены не только штрафные санкции, но и привлечение должника к административной и уголовной ответственности. «Материалы для привлечения должников к уголовной ответственности направлялись в органы внутренних дел, которые начинали все с начала, а процессуальные сроки ограничены, и, как следствие, результат всей работы был нулевой». Сейчас же, если есть доказательства того, что должник умышленно не исполняет решение суда (в его действиях усматриваются признаки злостного неисполнения), отдел дознания службы судебных приставов имеет право возбуждать уголовное дело и в установленные законом сроки производить дознание. А сроки довольно жесткие - 20 суток. Однако в особых случаях можно найти выход и при нехватке времени на производство дознания. Так, в отдел дознания службы судебных приставов Нижегородской области поступило из прокуратуры уже возбужденное уголовное дело по ст.315 УК РФ (злостное неисполнение решения суда некой коммерческой организацией). Поскольку орган дознания не мог уложиться в предусмотренные законом временные рамки по проведению дознания, прокуратура передала это дело в следственный отдел территориального РОВД Нижегородской области. Это допустимо по закону.

В ФССП подразделения дознания являются полностью автономными. В других правоохранительных органах имеется много вспомогательных подразделений, которые занимаются организационно-аналитической и методической работой, регистрацией, учетом преступлений и составлением статистической отчетности, проведением доследственных проверок. Этим занимаются соответствующие аппараты центральных ведомств, помощники прокуроров, органы внутренних дел и иные органы исполнительной власти, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные милиции и др. В службе судебных приставов эти задачи непосредственно решают отделы (группы) дознания и работники, исполняющие обязанности дознавателей.

Осуществляя предварительное расследование, дознаватели судебных приставов, изучают исполнительное производство. Тем самым они осуществляют и: контрольные функции, так как при этом определяется полнота и своевременность выполнения исполнительных действий, даются указания и рекомендации по оформлению процессуальных документов и другие поручения. Сотрудники отделов дознания и административной практики Департамента оперативно реагируют на факты нарушения закона, оказывают практическую помощь в разрешении вопросов материального и процессуального права. Этим отделом за 2003 год обработано свыше 21 тысячи единиц входящих документов.

В большинстве регионах подразделения дознания ФССП России активно взаимодействуют с подразделениями собственной безопасности, осуществляют помощь в выявлении и пресечении преступлений, совершаемых судебными приставами в отношении судебных приставов и имущества органов юстиции. В ряде территориальных органов на отделы дознания возложены функции организационно-методического руководства деятельностью по использованию полномочий административной юрисдикции. Поэтому в тех территориальных органах юстиции, где эта работа выполняется, нагрузка на дознавателей ложится весьма значительная.

Одним из первых шагов, сделанных в направлении активизации работы службы судебных приставов, безусловно, является приказ Минюста России от 4 февраля 2004 года №26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия». Думается, этот приказ по праву можно считать первым документом, который адресован не только руководителям территориальных органов ФССП, но и непосредственно старшим судебным приставам районных, межрайонных подразделений службы. С одной стороны, это показатель важности и нужности работы в данном направлении. С другой стороны, представляется, что надлежащее изучение и выполнение требований этого приказа непосредственно старшими судебными приставами послужит мощным импульсом в борьбе с преступлениями против правосудия с одновременным повышением степени их ответственности в случае недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей.

Весьма важным в деятельности ФССП России является соблюдение законности и повышение профессиональных результатов. Процесс адаптации к новому законодательству у сотрудников ФССП еще не завершен, а в условиях: неразработанности на должном уровне методических рекомендаций и отсутствия необходимого практического опыта патронат со стороны старших судебных приставов над процессуальными действиями подчиненных является гарантией осуществления предварительного расследования на высоком профессиональном уровне. Это также отражается на качестве материалов, собранных судебными приставами-исполнителями и приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Вследствие чего руководящему составу ФССП необходимо:

1. активней применять контрольные полномочия;

2. внедрять элементы научного анализа и прогноза с последующим использованием результатов этой работы в ходе корректировки практической деятельности подразделений ФССП (именно поэтому повышается организационная роль и значение Управлений ФССП в вопросах методического обеспечения деятельности территориальных органов службы судебных приставов;

3. проводить тематические семинары-совещания;

4. организовать на постоянной основе процесс подготовки и переподготовки судебных приставов, занимающихся вопросами производства дознания (именно на современном этапе развития службы судебных приставов формируется профессиональное кадровое ядро и нарабатывается бесценный практический опыт, поэтому очень важно использовать максимально разносторонние и прогрессивные методы, в том числе и тренинги).

В целях изучения, обобщения и распространения положительного опыта довольно интересным представляется ознакомление с организацией работы отдела дознания и административной практики Департамента судебных приставов Минюста России.

Работа этого отдела организована по предметно-зональному принципу. Сотрудники отдела занимаются рассмотрением и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях, жалоб граждан и должностных лиц, накоплением и анализом информации о состоянии законности и борьбы с преступностью, практике производства дознания и борьбы с административными правонарушениями на закрепленной территории (по федеральным округам). Организационно-методическая работа ведется по ряду направлений: ведение статистической отчетности и оперативных учетов по линиям дознания и административной: практики; разрешение возникающих проблем криминалистического, судебно-экспертного и материально-технического обеспечения территориальных подразделений дознания; накопление, обобщение и анализ информации и следственно-судебной практики по преступлениям против правосудия; учет и анализ преступлений, совершенных в отношении судебных приставов и имущества органов юстиции, преступных деяний, совершенных в отношении судей, отдельных составов административных правонарушений; учет и обобщение информации по иным чрезвычайным происшествиям в службе судебных приставов.

Осуществление многогранной деятельности отделом дознания и административной практики Департамента ФССП, в числе основных направлений которой - обобщение и анализ информации о следственно-судебной практике, оказывает позитивное влияние на структурные подразделения отделов дознания судебных приставов на местах, способствует обучению сотрудников путем: разработки унифицированной схемы деятельности. Вопрос о возможности «оперативного использования, хранения и переработки информации, включения образования в единый информационный процесс», решается ФССП с опорой на новые современные методики.

С этой точки зрения интересны и чрезвычайно значимы для развития открытого образовательного и информационного пространства органов дознания судебных приставов те виды электронного общения и передачи информации, которые появились в последнее время: электронная почта, видеоконференция, телекоммуникационная связь, обеспечивающая доступ к удаленным базам данных, мультимедийные лекции (учебники), электронные библиотеки.

Департаментом судебных приставов регулярно анализируется и обобщается практика работы на новых направлениях. В 2004 году осуществлено 11 обобщений, в территориальные органы юстиции направлено 12 информационных писем, организовано 3 общероссийских семинара для руководителей территориальных подразделений службы судебных приставов (проведены Комитетом по законодательству Государственной Думой РФ и Администрацией Президента РФ). Работниками Департамента ФССП регулярно проводятся тематические проверки служб судебных приставов территориальных органовюстиции. Результаты проверок обсуждаются на оперативных совещаниях при Главном судебном приставе РФ, а выводы используются при подготовке ряда организационных и методических документов.

Так, например, результаты проверок на местах подтверждают, что не всегда главными и старшими судебными приставами надлежащим образом организуется работа по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины. В то время как во многих правоохранительных ведомствах этой линии работы уделяется повышенное внимание, как к элементу соблюдения законности, обеспечения правопорядка и одному из основных показателей уровня доверия населения.

Учитывая необходимость неуклонного следования нормам уголовно-процессуального закона, соблюдения указаний Генерального прокурора РФ, необходимо ввиду увеличения нагрузки на судебных приставов увеличить количественно состав работников, занимающихся вопросами производства дознания. Процесс же обучения и переподготовки кадров должен приобрести непрерывный характер. В 2004 году на исполнении служб судебных приставов находилось более 20,7 млн. исполнительных производств на общую сумму 1490 млрд. рублей (в 1,2 раза больше, чем в 2003 году), что привело к существенному увеличению служебной нагрузки на одного судебного пристава-исполнителя, а многие материалы исполнительных производств переросли в материалы уголовных дел.

Только грамотная кадровая политика позволит максимально результативно решать задачи, стоящие перед органами дознания ФССП России. С целью повышения профессионального уровня специалистов Службы из числа выпускников-правоведов высших учебных заведений, учебных заведений среднего профобразования представляется интересным, как предложила Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти Курской области от 3 февраля 2004 года Правительству Курской области, проработать вопрос о возможности дополнения учебного процесса в указанных учебных заведениях направлением по специализации в области исполнительного производства. Данный опыт представляется полезным в общероссийском масштабе.

С 2002 года (момента получения полномочий производства дознания) эффективность предварительного расследования по исполнительному производству возросла в 2,8 раза. Начало 2004 года ФССП было расследовано 1936 уголовных дел. Из них во втором полугодии 2002 года - 397, 582 дела направлено в суд (во втором полугодии 2002 г. - 120), 408 дел прекращено (из них во втором полугодии 2002 года - 104). 120 дел прекращено за отсутствием события или состава преступления, 288 уголовных дел прекращено по нереабилитирующим основаниям (в связи с деятельным раскаянием или изменением обстановки).

До принятия службой судебных приставов полномочий органа дознания дела данной категории расследовались органами прокуратуры и внутренних дел: в 2000: г. - 1063 дела, в 2001 г. - 870 дел, в суды было направлено в 2000 г. - 106 дел, в 2001 г. - 189 дел. Так, передано в иные органы расследования в связи с истечением срока дознания 381 уголовное дело, передано по подследственности (в основном в связи с выявлением признаков других преступлений) - 427 уголовных дел, передано прокурором со стадии утверждения обвинительного акта 68 дел. Всего передано для производства предварительного следствия 876 уголовных дел.

В ходе производства дознания выявлен ущерб на сумму 314,847 миллиона рублей, реально возмещен ущерб на сумму 259,825 миллионов рублей.

Эффективность органов дознания судебных приставов могла быть еще выше. Но во многих случаях из-за большого объема следственных действий не хватает срока дознания (сейчас он ограничен 30 сутками). В других случаях подозреваемые по уголовным делам оказывались специальными субъектами преступления (ст.447 УПК РФ) или наступали ограничения в подследственности, указанные в подпункте «в» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ.

Необходимо отметить, что не всеми службами судебных приставов отражаются сведения об ущербе от преступлений, а также о размерах его возмещения по проверочным материалам и уголовным делам. Так, во многих службах, несмотря на наличие отправленных в суд уголовных дел по ст.312 УК РФ, показатели по выявленному ущербу равнялись нулю. Такого быть не может растраченное или присвоенное (сокрытое) имущество должно иметь стоимостное выражение (хотя бы приблизительно). Это своего рода, восстановление «систематических данных о финансово-хозяйственных операциях. Так бывает, когда преступники совершили правонарушения (преступления) и завуалировали их путем учинения подложных записей в первичных бухгалтерских документах и регистрах с последующим уничтожением или приведением в такое состояние, что из них невозможно получить новые данные». Определение стоимости растраченного, присвоенного или сокрытого имущества весьма важно. От этого зависит цена иска о компенсации взыскателю причиненного ущерба.

Помимо процессуальных у службы дознания судебных приставов много организационных проблем. Это проблемы организационно-штатного обеспечения кадрами районных, межрайонных подразделений службы.

Анализ денежных затрат на служебные командировки дознавателей по Красноярскому краю показал, что финансовые отчисления на эти цели значительно превышают суммы ущерба от противоправных деяний. Всего за 6 месяцев 2003 года сотрудники отдела дознания Красноярского края выезжали в командировки 15 раз, общие трудозатраты при этом составили 140 рабочих дней. Такое положение вещей характерно и для многих других регионов РФ.

Один из предполагаемых вариантов решения проблемы отсутствия штатных дознавателей в районных и межрайонных подразделениях службы - возложение их обязанностей на судебных приставов-исполнителей. Однако он не позволяет решить проблему по существу, она лишь приобретает завуалированный характер. Судебные приставы-исполнители и так имеют чрезвычайно большую нагрузку, к тому же им необходима специальная подготовка для реализации функций уголовного преследования. В 2001 году на руках у судебных приставов-исполнителей было более 17 миллионов исполнительных листов, то есть на каждого пристава-исполнителя - по 400-500 исполнительных листов в месяц, вместо 25-30 по норме. А в Санкт-Петербурге доходило даже до полутора тысяч. Штатная численность судебных приставов-исполнителей Республики Карелия к концу 2004 года составила 200 единиц, а среднемесячная нагрузка за 9 месяцев 2004 года составила 113 исполнительных производств, что в более чем в 4 раза превышает нормативы, установленные Постановлением Министерства труда и Министерства юстиции от 15.08.02 г. №60/1. По данным службы судебных приставов Курской, области в июле 2003 года штатная численность Службы составила 352 человека, нагрузка на них превышала в 3 раза допустимые нормы, а в отдельных районах области - в 5 раз. В Пермской области в первые месяцы 2005 года нагрузка на одного судебного пристава в 8 раз превышало норму. Подобная ситуация при недостаточной штатной численности препятствует полному и качественному осуществлению полномочий, возложенных на ФССП России. Сейчас в Службе имеется только 45 тысяч штатных единиц при 84 тысячах необходимых. Нагрузка с 2003-й по 2004-й год на сотрудников ФССП возросла на 19%.

Итак, институт принудительного исполнения в России имеет давнюю историю. За период своего существования со времен Древней Руси и до наших дней институт принудительного исполнения прошел вековую проверку временем и претерпел немало изменений, произошедших под влиянием изменений в государственно-властном аппарате и обществе в целом. В современной России принудительное исполнение судебных решений и актов иных органов стало завершающей стадией гражданского процесса, а служба судебных приставов прочно вошла в систему государственных органов исполнительной власти. По итогам рассмотрения вопроса можно сделать следующие выводы:

- институт принудительного исполнения в России сформировался в ходе естественного развития государственного аппарата и формирования прочных; экономических отношений в обществе, а также широкого распространения штрафов в системе видов наказаний;

- история института принудительного исполнения свидетельствует о значимости и необходимости института на каждом этапе своего развития, независимо от формы государственного правления. Черты преемственности в деятельности российской модели исполнительного производства существуют вне зависимости от формы правления;

- судебная реформа 1864 года оказала ключевое значение на развитей исполнительного производства в России: Устав гражданского судопроизводства изменил следственный механизм принудительного исполнения на диспозитивный (принудительное взыскание стало производится не иначе, как по обращению взыскателя); судебные приставы стали самостоятельным пластом государственных служащих; появились новые институты исполнительного производства, рецессия, многих из которых может существенно усовершенствовать современную российскую модель исполнительного производства (возможность взыскателя самостоятельно определять способ взыскания, института предварительного исполнения судебных решений, судебный залог и др.);

- периоды истории российского исполнительного производства, когда на полицию и советскую милицию были возложены функции по осуществлению принудительного взыскания, несмотря на то, что это направление было не основным, во многом оказали определяющее влияние на развитие исполнительного производства в целом и формирование современной Федеральной службы судебных приставов России, наделенной полномочиями на применение принудительных мер принудительного исполнения и производства предварительного расследования;

- институт принудительного исполнения и дознания в службе судебных приставов необходимо рассматривать в монолите;

- наделение Федеральной службы судебных приставов полномочиями производства предварительного расследования предопределило качественный скачок вперед в расследовании преступлений, подследственных ФССП России;

- административная реформа, в ходе которой была образована ФССП России, нацелила дальнейшее развитие Службы на совершенствование-деятельности исполнительного производства, но и создала определенное поле для конфликтов компетенций федерального и регионального уровней.

 

АВТОР: О.С. Зиберова