28.07.2011 4416

Криминологические аспекты деятельности тоталитарных религиозных сект (статья)

 

В нашей стране с середины 80-х-начала 90-х гг. прошедшего столетия, с осуществлением так называемой «перестройки», возникла экономическая, социальная, идеологическая, культурная и, как следствие, - правовая нестабильность.

О состоянии, тенденциях и перспективах возникшего во всех сферах общественной жизни кризиса написано множество работ, при этом следует отметить, что по оценкам специалистов, в России экономический кризис превзошел Великую депрессию в США 30-х гг. XX в. и не знает аналогов в истории. И в период ломки стереотипов во всех областях жизни, изменения мировоззренческой ориентации в сознании большинства людей образовался духовный вакуум, растерянность, что привело к активным попыткам найти мировоззренческую опору, в том числе религиозного характера. При этом следует помнить, что вероисповедание, как отмечает А.И. Долгова, криминологически значимый фактор. Важно, во что верит человек и чего, по его мнению, от него требует или ожидает его «бог».

Криминологический интерес к религии обусловлен, в частности, и тем, что в период роста преступности, когда традиционные методы социального контроля над нею оказываются малоэффективными, приобретает определенную значимость деятельность христианских организаций, побуждающая своих последователей к законопослушному поведению, уважению светских норм, вытекающих из обычаев, многие из которых также рождены христианством.

Однако не стоит забывать, что в названный кризисный период существенно изменились мировоззренческие ценностные ориентации населения нашей страны, и некоторые процессы и явления в религиозной сфере, - в частности, деятельность тоталитарных религиозных сект, могут обусловливать и совершение общественно опасных (преступных) деяний.

Подобные религиозные объединения возникли в наиболее прогрессивных странах капитализма - Германии, Англии, США. Они-то в первую очередь и столкнулись с криминальными проявлениями деятельности таких деструктивных религиозных организаций.

Анализ сообщений, публикаций в печати позволяет представить наиболее известные тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в мире членами религиозных сект. Это:

- хищение членами сайентологического религиозного объединения правительственных документов армии, флота, таможенной службы, Управления юстиции и Судебной палаты США;

- незаконное проникновение и установка подслушивающей аппаратуры в правительственных учреждениях, хищение десятков тысяч листов правительственных документов, фальсификация и уничтожение доказательств, обучение свидетелей давать ложные показания под присягой и похищение людей, совершенные М. Хаббардом и другими руководителями сайентологии;

- убийство в 1970 г. 6 членов секты «Ананда Марга», доведение до самоубийства ее последовательницы - студентки из Сиднея и убийство 18 бывших адептов этой секты в середине 70-х гг. XX в. по приказу ее руководителя Саркара, который был за подстрекательство к убийству осужден к тюремному заключению;

- гибель 923 человек - членов культа Д. Джонса «Народный храм» в Джонстауне в 1978 г. в силу своих религиозных убеждений;

- ряд схожих по почерку убийств последователей культа Бхагвана Раджниша в 80-е гг. XX в.;

- убийство адептов MOCK Брайанта и Сент-Дениса, совершенные в 1983-1986 гг. в г. Нью-Вриндаване (шт. Западная Виргиния, США) членами местной кришнаитской общины;

- массовое самосожжение последователей культа Дэвида Кореша (его настоящее имя - Верной Хауэлл) «Ветвь Давидова» в апреле 1993 г. в Вако (шт. Техас, США) при штурме силами ФБР имения «Маунт Кармел»;

- в 1994 г. массовое самоубийство и убийство сектантов организации «Храм солнца», возглавлявшейся Л. Жюре. 53 члена секты (в том числе и сам Жюре) совершили массовые убийства, а затем и самоубийства. Смерть сектантов сопровождалась ритуалом, в ходе которого они принимали наркотики и впадали в беспамятство. Затем им на головы надевали пластиковые мешки и убивали выстрелами из пистолета. В некоторых «для верности» стреляли по 9 раз. После этого тела ритуально сжигали. Через год, в декабре 1995 г., в день зимнего солнцестояния 16 сектантов, в том числе несколько детей, были убиты таким же образом. В марте 1997 г. (в день весеннего равноденствия) еще 5 членов «Храма солнца» совершили коллективное самоубийство в провинции Квебек;

- в 1997 г. массовое сектантское самоубийство в г. Сан-Диего. Тогда полиция, вызванная в особняк-ранчо Санта-Фе г. Сан-Диего, обнаружила в нем 39 трупов. Они принадлежали мужчинам и женщинам в возрасте от 26 до 72 лет. Каждый из них аккуратно лежал на своей кровати, вытянув руки вдоль туловища. Каждый был одет в черную футболку, черные брюки и новые черные кроссовки. На голову каждого был надет пластиковый пакет, а лицо и верхняя часть туловища были покрыты ромбовидным лиловым платком. Все эти лица принадлежали к религиозной секте «Небесные врата».

Отдельно необходимо отметить деятельность такой тоталитарной религиозной организации, как «Аум Синрике». В ежедневную практику веры Аум входили ритуалы, составной частью которых были шлемы с подключавшимися к голове электродами (их нужно было носить, не снимая несколько суток), обязательными к приему были «сыворотка истины» и барбитураты.

В своей постоянно охранявшейся штаб-квартире сектанты экспериментировали с бактериями - распространителями сибирской язвы, ботулизма и других смертельных эпидемических болезней. Они распыляли бактерии близ японского парламента, императорского дворца и американской базы в г. Йокосука. Однако из-за недостатка научной и практической подготовки сектантов возбудители болезней погибали, не успев причинить вреда. В конце концов Асахара нашел способ приобрести рецепт изготовления нервно-паралитического газа зарина. Когда зарин был создан, сектанты решили его опробовать на людях. Первая проба, проведенная в 1994 г. на открытом воздухе в окрестностях г. Мацумото, повлекла гибель 7 человек и причинила вред здоровью сотням граждан. Тогда полиция не обнаружила виновных. В результате следующего террористического акта, предпринятого сектантами в токийском метро в марте 1995 г., 12 человек погибли и более 5,5 тыс. оказались в больницах.

Однако акты терроризма, предпринимаемые лидерами религиозных организаций, на этом не прекратились. Напротив, в настоящее время огромную опасность как для всего мира, так и для нашего государства представляет такое явление, как «суицидный» терроризм. Атака «Боингов» на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., захват заложников в театре «Норд-Ост» в Москве 23 октября 2002 г., взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, Архангельске, взрывы в московском метрополитене, электропоездах в Минеральных Водах в 2003 г., взрывы на железнодорожных станциях в Мадриде в марте 2004 г., совершенные экстремистскими исламистскими организациями, наконец, события в Беслане 1 сентября 2004 г. показали остроту данной проблемы.

Нравственная и религиозная неопределенность нашего времени способствует распространению фундаментализма, особенно в мусульманском мире. Фундаменталисты стремятся вернуть общество к подобающим в их представлениях нравственным и доктринальным устоям в их первоначальном смысле. Одним из признаков религиозного фундаментализма является демонстрация глубоких религиозных убеждений, напоминающих фанатизм. Любой фанатизм, в том числе и религиозный, свидетельствует о крайнем проявлении своих убеждений, ведущем к экстремизму и терроризму.

Разработка понятия терроризма - одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. По подсчетам разных авторов, существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не признано классическим. Анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму как деянию свойственны следующие четыре отличительных признака. В первую очередь, отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Следующая отличительная черта терроризма - это публичный характер его исполнения. Наряду с порождением общей опасности и публичным характером действий следующим отличительным и самым важным признаком терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности в обществе. И, наконец, еще одной отличительной чертой терроризма является то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц. Таким образом, исходя из вышеуказанных признаков, по мнению специалистов, наиболее приемлемым выглядит следующее его понятие: «терроризм - это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить или свергнуть правительство и вызвать политические изменения, он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, а также на осуществление иных политических или религиозных целей». Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и предварительной подготовки. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжкими последствиями. При широкомасштабных проявлениях организованного терроризма практически всегда просматривается политическая цель, хотя и в этих случаях она часто сочетается с экономической или иными целями. В целом же преступления террористического характера могут совершаться с разной мотивацией, характеризоваться посягательством на разные объекты.

Задачей терроризма является вовлечение большой массы людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивых в средствах, что готовы реализовать любые из них. Через «возвышенные мотивы», в том числе религиозные, обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко поддается на радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. «Суицидный» терроризм представляет собой готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной цели. При этом определяющим условием действий получившего психологическую и военно-физическую подготовку террориста является его готовность умереть в процессе выполнения поставленной ему задачи. Некоторые группы, использующие «суицидный» терроризм, действуют как раз на основе религиозных взглядов, религиозно-этнического национализма или национального этнического характера.

В 80-х гг. XX в. случаи «суицидного» терроризма имели место в Ливане, Кувейте и Шри-Ланке. В 90-х гг. он уже распространился на Израиль, Индию, Панаму, Алжир, Пакистан, Аргентину, Хорватию, Турцию, Танзанию и Кению. С ростом миграции террористических групп из стран, в которых существуют конфликтные ситуации, появление инфраструктур группировок международных террористов и рост их финансовых возможностей в период, последовавший за окончанием «холодной» войны, позволяют предположить, что в прогнозируемой перспективе «суицидный» терроризм может оказать серьезное влияние на Западную Европу и Северную Америку.

Существует около десяти религиозных и светских террористических групп, способных использовать «суицидный» терроризм как тактический прием в борьбе против своего или иностранного правительства. К таким группам относятся: Исламское движение сопротивления («Хамас») и «Палестинский исламский джихад» на оккупированных Израилем территориях; «Хезболлах» («Партия Аллаха») в Ливане; «Египетский исламский джихад» и «Гамайя исламия» («Исламская группа») в Египте; «Вооруженная исламская группа GIA» в Алжире; международная группа «Барбар Халса» (BKI) в Индии; «Тигры освобождения Тамила» (LTTE) в Шри-Ланке; Рабочая партия Курдистана (РКК) в Турции; сеть ячеек организации Усамы Бен Ладена «Аль-Каида» в Афганистане.

Проблема распространения международной и внутригосударственной угрозы «суицидного» терроризма, исходящего со стороны террористических групп, базирующихся на Среднем Востоке и в Южной Азии, оказалась настолько остра, что стала центральным вопросом 1-го международного конгресса по борьбе с «суицидным» терроризмом, состоявшегося в Израиле в феврале 2000 г. Участниками этого международного форума стали примерно 80 специалистов из политических, военных, разведывательных органов и служб безопасности, готовых поделиться своим национальным опытом, а также желающих получить отчетливое представление о природе «суицидного» терроризма и обсудить возможности кооперации на стратегическом и тактическом уровнях для его ликвидации.

Не избежала опасности распространения религиозных тоталитарных сект и Россия. В 1996 г. в стране была проведена акция «Миссионерское поле России», позволившая собрать уникальную информацию о распространении и деятельности в России новых религиозных организаций деструктивного и оккультного характера. Анализ показал, что в настоящее время в РФ действует не менее 900 религиозных организаций подобной направленности. Сложно назвать цифру, хотя бы примерно отражающую количество наших сограждан, принадлежащих к данным организациям. Проведенный нами социологический опрос в городах Приволжского региона показал, что из 314 опрошенных жителей Самары, Саратова, Пензы, Йошкар-Олы 9,2% являются членами религиозных объединений, носящих перечисленные нами признаки тоталитарной секты. Кроме того, 14,9% интервьюируемых сообщили, что в такие религиозные объединения входят лица из числа их знакомых и родных. Наиболее распространенными из интересующих нас религиозных организаций явились «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) и Церковь сайентологии.

Одним из основных направлений деятельности в России Свидетели Иеговы считают борьбу с православной церковью. Иеговисты призывают христиан отказаться от своей церкви. Для вербовки новых сторонников Свидетели Иеговы обходят жилые дома, проникают в православные храмы, дежурят в общественном транспорте, концертных залах, музеях и т.д., где ведут свою пропаганду. Каждый сектант отчитывается о количестве посещенных квартир, длительности проповедования своего вероучения, количестве завербованных людей. В секте ведется скрупулезный учет «служения по домам» с указанием номеров посещенных домов, квартир, реакции жильцов.

Свидетели Иеговы не признают никакой власти, кроме власти самой секты, отказываются отдавать почести любому национальному флагу и отказываются от службы в армии и защиты страны. Они также известны из-за специфической особенности - отказа от переливания крови. Из-за этого у иеговистов погибло очень много детей, чьи родители отказывались от этой несложной медицинской процедуры, а также людей, находящихся в бессознательном состоянии. В секте разработана жесткая тоталитарная система законов и норм внутрисектантской жизни. Секта строго ограничивает связи своих членов с внешним миром, «внешними» людьми, даже если это близкие родственники сектантов. Не поощряется любое светское образование. Утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче члена секты служению Иегове. Никто не может просто покинуть организацию, он может покинуть ее только как отлученный, как проклятый ею. Как отмечает Н. Кривельская, «Свидетели Иеговы» - жестко структурируемая организация, передающая в единый центр информацию обо всех своих адептах; кстати, запрещенная в 1995 году в 25-ти странах, а в 1996-м уже в 35 странах». По решению Головинского суда г. Москвы была назначена комплексная экспертиза деятельности и документации данной секты. Экспертное заключение показало, что в литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся следующие противоправные признаки:

- разжигание религиозной розни в форме подрыва уважения и формирование неприязни к другим религиям, в особенности к христианству;

- посягательство на такие права и свободы граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание;

- осуществление и применение на практике прямого психологического давления, чреватого разрушением семей;

- наличие положения, направленного на внесение раскола между личностью и государством;

- принуждение к отказу от выполнения установленных законом гражданских обязанностей.

Указанные действия образуют составы таких преступлений, как «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ), «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (ст. 328 УК РФ).

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) является одной из американских сект, проникших в Россию. Учение мормонов, несмотря на использование имени Христа, не имеет ничего общего ни с одним направлением христианства. С множеством тоталитарных культов мормонов роднит практика жесточайшего контроля за повседневной жизнью своих членов. Культ мормонов издавна был замешан на пропаганде кровавого «искупления» настоящих и мнимых грехов. Долгое время мормоны совершали ритуальные убийства людей, отрекшихся от секты. И сегодня в семьях мормонов уровень жестокости в обращении с детьми, самоубийств значительно выше, чем в целом по США.

Известны случаи, когда члены данной секты пытались собирать определенную информацию на территории закрытых объектов и российских военных баз. В Волгограде подобный случай произошел в конце октября 1995 г., когда два миссионера фотографировались на фоне АО «Химпром». В Самаре же подобный факт имел место в феврале 1998 г. Из данных УФСБ по Самарской области стало известно, что на территорию воинской части посежа Кряж Приволжско-Уральского военного округа проникли иностранцы - граждане США, которые являлись представителями церкви Иисуса Христа святых последних дней. Перечисленные деяния подпадают под признаки ст. 276 УК РФ («Шпионаж»).

Необходимо также отметить деятельность южнокорейской Церкви объединения (Церковь Муна), функционирующей на территории России под эгидой общественного объединения «Федерация женщин (Женщины за мир во всем мире)». Члены секты, в том числе учителя школ, проводят работу по пропаганде своих религиозных идей среди учеников, несмотря на официальный запрет преподавания, по методикам, разработанным Церковью объединения. Новым моментом в планах мунитов является особое внимание к молодежи, студентам (в частности, к Студенческой ассоциации по изучению Принципа (CARP)). По словам одного из руководителей этой «церкви» необходимо «сделать так, чтобы студенты и вузы стали независимыми от общества». Сектанты охотятся за талантливыми, энергичными, разумными молодыми людьми, за цветом нации, за будущим нашей страны. Мунитская служба принесения обетов проводится каждое воскресенье, при которой члены секты повторяют клятву верности Богу, своему «истинному» отцу Муну и своему «истинному» отечеству - Корее. Могут ли они после этого считать себя настоящими гражданами своей страны? Цель всех тоталитарных сект - не только завербовать молодежь, но и прийти к власти. Они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Эта стратегия была четко и недвусмысленно провозглашена Муном в январе 1990 г.

Что касается сайентологии, то это, пожалуй, одна из самых могущественных международных организаций, имеющая свои филиалы и миссии с численным составом около 8 млн человек в 107 странах мира. Прикрываясь гуманными целями, сайентология использует скрытую гипнотическую технику, чем индуцирует фанатичную преданность у десятков тысяч изначально нормальных и интеллигентных людей, превращая их в своих верных последователей. Особенно опасна эта секта своим стремлением активно проникать в управленческие и научно-конструкторские слои промышленных комплексов, сильной психической деформацией своих членов, созданием наукообразных и благотворительных структур прикрытия своей деятельности, замаскированными связями с сатанинскими сектами и травлей своих противников. Сайентологический персонал, не обладающий достаточной специализацией в области психотерапии, и, не имея никаких разрешений, в частности, на суггестивную гипнотическую технику, довольно активно ее применяет. По сути говоря, речь идет о манипуляции сознанием. «Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Р. Хаббарда на организм человека и его психику. В мировой научной литературе и в целом ряде судебных протоколов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью пациентов вплоть до летальных исходов, случаи тяжкого психического расстройства, доходящего до суицидов».

Известна также международная псевдохристианская организация «Семья», действующая в 60 странах мира, в том числе в России - в 30 ее городах, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске. Библейский принцип «Возлюби ближнего своего как самого себя» трактуется членами секты как телесная любовь. Члены секты призывают вступать в половую связь с любым человеком независимо от пола и возраста при условии, если испытываешь любовь к нему. Детей членов секты с разрешения родителей насилуют другие члены секты; не останавливает даже возраст ребенка в несколько месяцев. Также взрослые призывают своих детей вступать друг с другом в половые связи, уверяя их, что это норма жизни. Молодые и красивые женщины «Семьи» именуются «ловцами Иисуса» и призваны путем проституции финансировать секту, объявляя периодически «эротические крестовые походы». Таким образом, члены данной религиозной организации своим вероучением призываются совершать преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также против несовершеннолетних, предусмотренные ст. 150-151 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время возобновило активное миссионерство «Великое Белое Братство», лидеры которого в феврале 1996 г. были осуждены Киевским городским судом к длительным срокам заключения за призывы к совершению массового самоубийства. В начале 90-х гг. прошедшего столетия несколько членов этой секты покончили жизнь самоубийством путем ритуального самосожжения, а в ноябре 1993 г. в Киеве лишь по причине активного вмешательства правоохранительных органов было предотвращено массовое самоубийство нескольких тысяч молодых людей - последователей «Белого Братства».

Особого внимания заслуживает деятельность религиозных организаций по реализации собственных общеобразовательных программ, нацеленных на оказание воздействия на сознание детей. Так, одним из направлений деятельности секты «Ананда Марга», действующей на территории ряда российских регионов под прикрытием различных общественных организаций, является работа в детских садах и школах. В России, как и в других странах, «Ананда Марга» действует через благотворительность, используя гуманитарную помощь как «отмычку к сердцам чиновников». Однако искренность ее в оказании безвозмездной помощи весьма сомнительна, т.к. благотворительность создает хорошую репутацию, а также служит для организации прикрытием и инструментом для религиозной и политической деятельности. Источниками доходов «Ананда Марга», помимо денежных взносов членов движения, являются торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах. От членов организации требуется «бескомпромиссная строгость и вера относительно своей идеологии... нести свой долг служения отечеству», готовность приносить в жертву все, касающееся идеи». В секте существует система физических наказаний за различные проступки. Отступники преследуются. По словам бывшего члена секты, «они все фанатики. Они могут сделать все, что угодно, это совершенно непредсказуемо. Они готовы умереть и убить». Как видно из сказанного, деятельность данной организации подпадает под признаки ст. 105 УК РФ («Убийство»), ст. ПО УК РФ («Доведение до самоубийства», ст. 188 УК РФ («Контрабанда»), ст. 228-230 УК РФ (статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков) и иных составов преступлений. В настоящее время активная деятельность «Ананда Марга» заметна на Дальнем Востоке и в Алтайском крае.

Другая зарубежная организация - «Церковь Христа» - пытается проводить образовательные мероприятия среди школьников под предлогом изучения иностранных языков. В качестве методов воздействия используется постепенное втягивание детей в зависимость от общения с «учителями», а также формирование у учеников устойчивого круга интересов, ориентированных на данную церковь.

В северо-западных районах России активно действует «Всемирный духовный университет Брахма Кумарис», который использует проект ЮНЕСКО «Международный год культуры мира», а также образовательные и культурные программы. Органами прокуратуры Санкт-Петербурга в настоящее время рассматриваются материалы о фактах целенаправленного психологического воздействия на членов данной секты.

Новые культы включают в свой арсенал психофизическое воздействие, результаты которого, по оценкам врачей-психотерапевтов, весьма опасны. Психические расстройства, как следствие практик контроля сознания у адептов культа, приводят к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны, т.е. к совершению насильственных преступлений. Объектами агрессии выступают как «внешний мир», т.е. внекультовый социум, так и государство, восприятие которого осуществляется только с позиций его чужеродности и враждебности секте, а также и отдельные граждане. Примером тому является убийство, совершенное последовательницей религиозного объединения «Сахаджа-Иога» Э. Марченко своей полугодовалой дочери в силу своих религиозных убеждений в г. Бердске Новосибирской области в 1994 г.Но существуют и более агрессивные религиозные организации, выделяющиеся даже на общем фоне тоталитарных сект. Наиболее криминогенные из них - сатанистские, провозглашающие себя сознательными носителями зла и антиподом христианства. По словам исследователей в данной области, «в них растление достигает максимальной и явно видимой глубины». Вот несколько примеров такой деятельности их адептов:

- в 1995 г. в г. Дягилеве «целительница» А. Забродина ритуально убила своего сына-второклассника;

- в 1996 г. членом сатанистской секты «Синий Лотос», жителем Днепропетровской области Ю. Кравченко был изнасилован и ритуально убит 11-летний мальчик;

- в 1996 г. в С.-Петербурге на глазах трехлетнего сына произошло самосожжение молодой женщины, которая принимала активное участие в деятельности одной из таких сект;

- в 1996 г. произошел акт осквернения сатанистами кафедрального собора в г. Минске;

- в 1997 г. в Москве пасхальной ночью был убит молодой алтарник храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском;

- в 1997 г. были совершены убийства нескольких лиц на почве ненависти к Богу поклонниками сатанизма в г. Донском Тульской области;

- в том же году члены сатанистской группы «Блэк-металлическое братство» пытались подложить бомбу в Богоявленском кафедральном Соборе в Москве;

- в 1999 г. они осквернили десятки могил на Рублевском кладбище в Москве;

- в феврале 1999 г. произошло ритуальное самоубийство двух студентов психологического факультета МГУ - поклонников богини зла - Кали;

- в начале января 2000 г. сатанистами совершено ритуальное убийство студента Волгоградского государственного института искусств и культуры;

- в июне 2004 г. членом такой секты М. Аришиным было совершено убийство своей матери на религиозной почве в г. Самаре.

На сегодняшний день сатанизм - самое мощное и широкое движение, представляющее высокую общественную опасность. Сутью сатанинской идеологии является то, что род человеческий - просто «передовая форма злобных животных», у которых слабые подавляются сильными. Такие понятия, как любовь, сострадание, порядочность, взаимопомощь дискредитируются, приоритет получают эротизм, цинизм, коварство и насилие. Власть - основа сатанинской идеологии: власть быть свободным от любого ограничения, в том числе юридического, нравственного, от любого сдерживания своих желаний. Основная идея сатанизма - жизнь только в свое удовольствие. Одним из факторов, потенциально превращающим некоторые сатанистские группы в высококриминальные сообщества, является четкая установка, внедренная в сознание адептов, на то, что человеческая жизнь никакой ценности не имеет, что все, не поклоняющиеся сатане, не имеют права на существование, а задача сатанистов - постоянная борьба против христианства, Церкви, общества и государства.

Основой культа сатаны является ритуальное кровопролитие в знак верности сатане.

Психиатрия определяет ритуал как навязчивые действия для предотвращения каких-либо действий, событий. Поэтому ритуальное убийство - это убийство, которое в подготовительной стадии, в процессе и после его совершения сопровождается определенными действиями. Они являются составной, а возможно, и неотъемлемой его частью. Это расчленение тела, вырезание внутренних органов, фотосъемка процесса преступления, крайне жестокие пытки, глумление над трупом. На теле жертвы делаются надписи, вырезаются, выжигаются знаки, слова, в руки вкладываются религиозные предметы, проводятся манипуляции с одеждой, обувью и т.п.

Ритуальные действия могут быть обусловлены алкогольным, наркотическим бредом, фантазиями психопатической личности, фетишизмом, парафилией.

Самым важным в сатанинском обряде является реальное принятие внутрь крови жертвы, а также использование различных частей тела жертвы для своих религиозных целей, в том числе поедание их.

Известно, что на территории РФ действует от 80 до 100 сатанистских сект - в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке и других городах.

Самые крупные и известные в настоящее время из сатанистских сект -»Черный Ангел», «Черный Дракон», «Церковь сатаны», «Мадра», «Южный крест», «Черное Братство», «Черный лотос», «Юнивер», «Нави» и другие. Сатанистские секты опасны беспределом в выборе средств для достижения своих целей, связью с наркомафией и, предположительно, с организованной преступностью, контролирующей теневой рынок оружия.

Рассмотренные положения сатанизма характеризуют их как криминогенный фактор, способствующий совершению преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, предусмотренных ст. 228-233 УК РФ. Кроме того, в вероучении сатанистов прослеживается такая мотивация насильственных преступлений, как религиозная ненависть или вражда, предусмотренных в качестве квалифицирующих признаков отдельных преступлений против личности (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 111 и 112 УК РФ, п. «з» ч. 2 ст. 17 УК РФ).

В сатанистской среде существует и такое явление, как ритуальный суицид. Приверженцы данного культа рассматривают уход из жизни как своеобразный «переход в новое измерение». В периодической печати появилась информация о том, что загадочные самоубийства в ряде регионов Российской Федерации связаны с их увлечением сатанизмом. Данные факты являются доказательством того, что лидеры сатанистских организаций совершают в отношении своих членов уголовно наказуемые деяния, квалифицируемые как «Доведение до самоубийства» (ст. 110 УК РФ).

Для сатанистов характерны осквернение храмов и могил. Указанные действия также образуют составы таких преступлений, как «Уничтожение или повреждение памятников истории или культуры» (ст. 243 УК РФ), «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244 УК РФ).

Ритуальные действия сатанистами нередко совершаются в состоянии наркотического опьянения, что позволяет говорить о совершении ими преступлений, предусмотренных ст. 228-232 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Общество признает, что «опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных. Криминальные наклонности сект следуют из их фанатичности и деформированности понимания цели жизни, вседозволенности выбора средств ее достижения, а также слепой подчиненности своему руководству. Кроме ритуальных, они часто совершают и провоцируют обычные преступления. Например, у вовлеченных подростков требуют деньги, подталкивая их на кражи у своих близких; заставляют выкупать жилплощадь и оформлять завещание на секту; нападают на неугодных лиц».

Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им присущи «двойная мораль» и «двойной стандарт». Если их членам приказали считать поставленную перед ними цель «праведной» и «справедливой», то они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих членов и даже физически устранить неугодного им человека или группу лиц. По существу, такие секты -это мафиозные структуры, скованные железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству. И не случайно в последние годы тоталитарные секты все активнее сплачиваются с организованной преступностью, а в некоторых случаях и сами являются разновидностями таких преступных организаций. Об этом нам позволяет говорить проведенный анализ исследований по организованной преступности.

Различные ученые в качестве главных выделяли самые разные признаки феномена организованной преступности. Например, Кудрявцев В.Н. считает, что существует три основных признака организованной преступности: 1) наличие объединений лиц для систематического занятия преступлениями. В них отмечается соподчиненность участников, жесткая дисциплина на основе устанавливаемых правил поведения и уголовных традиций; 2) наличие главной цели - обогащение, накопление капитала; 3) коррупция. Другие авторы выделяют иные шесть основных признаков организованной преступности. Это: устойчивость, системность, масштабность, цели, способы и обеспечение безопасности.

Однако наиболее сущностные и развернутые характеристики преступной организации, на наш взгляд выделяет С.В. Бевза. К числу обязательных признаков он относит следующие:

- устойчивость и достаточно продолжительная долговременность существования конкретной преступной организации (либо неоднократное совершение преступлений одного вида);

- разграничение функций между ее участниками (в том числе по горизонтали);

- иерархичность данной преступной структуры (как минимум наличие лидера);

- более или менее четко определенная специализация сферы ее деятельности;

- цель организации - извлечение наибольшей прибыли в минимально короткий срок;

- наличие своеобразного социального страхования членов своей группы (в довольно примитивном виде - «общак»);

- меры по обеспечению безопасности, включая коррумпирование властных структур, прежде всего правоохранительных органов, а также организацию внутренней контрразведки с целью выявления и ликвидации агентуры правоохранительных органов;

- поддержание жесткой дисциплины, в том числе путем культивирования обета молчания («омерта») и кары ослушникам.

Факультативными признаками СВ. Бевза считает:

- неучастие главарей в конкретных преступных акциях (лидер преступной организации, не будучи исполнителем, может быть если не организатором, то вдохновителем преступления);

- «отмывание» денег, добытых преступным путем (при определенных условиях этот признак можно отнести к обязательным);

- формирование преступных организаций по национальному или клановому признаку;

- наличие международных связей;

- использование последних достижений науки и техники.

Как мы видим, основные черты, характерные для организованной преступности, присущи и любой тоталитарной секте, что дает основание говорить о них как об одной из разновидностей организованных преступных группировок.

В российской прессе часто звучат обвинения так называемых правозащитников в адрес как государственных структур, так и отдельных лиц, которые ведут работу по воспрепятствованию противоправной деятельности рассматриваемых религиозных организаций, ссылаясь при этом на нарушение конституционного права «на свободу совести». Однако для светского государства, каковым является Российская Федерация, деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а методами их деятельности. Важно отметить, что еще согласно российскому законодательству XIX в. преследовались не личные мнения и религиозные убеждения последователей запрещенных сект, а совершенные ими деяния, предусмотренные уголовным законом. В этом прослеживается тенденция, характерная и для действующего сегодня уголовного законодательства, а именно, ответственность не за веру, а за деяния, совершаемые под воздействием этой веры и нарушающие чьи-либо права. И вряд ли можно согласиться с Е. Касторской, по мнению которой, «недопустимо, придавая понятию «секта» отрицательное значение, применять его к христианским организациям, таким, как например: Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней - мормоны». Кроме того, Е. Касторская относит к христианским организациям позитивной направленности и секту «Церковь объединения» Сан Мен Муна. Среди тоталитарных сект как раз особое место занимают указанные организации.

В ходе проведенного исследования по полученным нами данным 58,7% опрошенных граждан опасаются растущего влияния различных религиозных объединений на общество, при этом 10,3% отмечают, что ощущают опасность, исходящую от них, в отношении себя и своих близких. В качестве источника опасности респонденты называли не традиционные для народов России религии, а новые религиозные объединения, появившиеся в России в период расцвета права на свободу совести и вероисповедания. По мнению большинства опрошенных (52,3%), изучаемые религиозные объединения, а именно их руководители и члены, стремятся к деформации важнейших общественных отношений, осуществляют посягательства на довольно широкий круг общественных отношений (жизнь, здоровье - как физическое, так и психическое, имущество). Лишь незначительная часть респондентов (14,7%) указали, что деятельность религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан, не заслуживает серьезного внимания. При этом 46,8% опрошенных полагают целесообразным психиатрическое обследования членов подобных религиозных объединений, а 37,9% считают необходимым привлечение организаторов таких сообществ к уголовной ответственности. 49,1% опрошенных оценили деятельность правоохранительных органов по выявлению и устранению религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан, как неудовлетворительную, 37,8% - как удовлетворительную, а часть опрошенных (13,1%) затруднились с ответом, обосновывая в большинстве случаев это тем, что не знакомы с такой работой и не знают, в чем она заключается.

Таким образом, очевидно, что перед обществом на сегодняшний день остро стоит проблема появления и функционирования в нашей стране религиозных объединений, от которых исходит опасность как для граждан, так и для общества и государства в целом.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Роль религий и деятельность церквей выступает в качестве регулятора социально полезного, антикриминогенного поведения людей. Однако в условиях идеологического многообразия, к которому оказались недостаточно подготовленными не только отдельные индивиды, но и в целом общество и государство, религия может выступать в ряде случаев как фактор деструктивный и даже криминогенный и обусловливать общественно опасное, преступное поведение.

Члены тоталитарных религиозных сект совершают преступления как религиозной, так и общеуголовной направленности. Помимо преступных деяний, совершаемых членами подобных организаций, их деятельность во многом противоречит нормам Конституции РФ, ведет к размыву национального сознания граждан РФ, снижению уровня сопротивляемости негативному воздействию со стороны тоталитарных религиозных организаций, возможным психическим отклонениям у молодых российских граждан, попавших под их влияние.

В последние годы прослеживается тенденция слияния организованной преступности и тоталитарных религиозных сект, что дает основание говорить о последних как об одной из разновидностей преступных группировок, представляющих собой высокую общественную опасность.

Деятельность подобных религиозных организаций в нашей стране представляет опасность как для отдельных граждан, так и для общества в целом, вызывает тревогу и озабоченность с их стороны и требует со стороны государства определения конкретных мер борьбы с подобным явлением.

 

АВТОР: Василенко М.М.