14.06.2011 9860

Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект (статья)

 

Активная социально-негативная деятельность тоталитарных религиозных объединений вызывает необходимость определения стратегии борьбы с преступлениями, совершаемыми их лидерами и участниками. Для этого прежде всего необходимо ясно представлять себе, каково положение дел в данной сфере в настоящее время, знать, на что направить свои силы. Иными словами, необходимо иметь совокупность сведений о том, какова эта преступность, велики ли ее масштабы и в чем выражаются наиболее значимые преступные проявления.

Прежде чем провести криминологический анализ преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, следует разобраться с достаточно специфичным понятийным аппаратом, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Необходимо, на наш взгляд, проанализировать такие исходные понятия, как «свобода совести», «свобода вероисповедания», «религиозная свобода», «религиозное преступление» и «церковное преступление». Это связано с тем, что действующее законодательство, регулирующее интересующие нас общественные отношения, ни в одной из норм не раскрывает их сущность.

С семантической точки зрения «свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода - понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и, наконец, к полному, необузданному произволу или самовольству», или же «вообще - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь».

Совесть, согласно словарю В.И. Даля, - «это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или отчуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития». СИ. Ожегов определяет совесть как «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

С точки зрения семантического значения словосочетание «свобода совести» означает «возможность человека без стесняющего принуждения с чьей-либо стороны действовать в соответствии с внутренним осознанием добра и зла, чувством нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом, побуждающим к истине и добру».

С.В. Познышев так определяет свободу совести: «Свобода совести или свобода религиозного убеждения есть свобода присоединяться к той или иной церкви или религиозной партии, верования которой субъекту кажутся истинными, выходить из этой партии, как скоро ее верования утратили свою обязательность для данного субъекта, вовсе не принадлежать ни к какой церкви или религиозной партии. Необходимым элементом этой свободы является свобода заявлять себя сторонником или противником любого из религиозных верований, а также свобода заявлять о своем отрицательном отношении к религии вообще. Таким образом, свобода совести обнимает не только веру или неверие как внутренние духовные акты, но и свободу принадлежать к той или иной религиозной партии и заявлять о таковой принадлежности или о своем неверии».

Современные исследователи, в частности А.В. Ловинюков, определяет содержание свободы совести как «сложную правовую категорию, состоящую из взаимосвязанных между собой десяти структурных элементов: 1) право исповедовать любую религию; 2) право совершения религиозных обрядов; 3) право менять религию; 4) право не исповедовать никакой религии; 5) право пропаганды религии; 6) право вести атеистическую пропаганду; 7) право на благотворительную деятельность; 8) право на религиозное образование; 9) культурно-просветительная деятельность; 10) равенство перед законом всех граждан независимо от их отношения к религии».

Анализируя приведенные понятия, свободу совести, на наш взгляд, можно определить как свободу личности исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, открыто об этом заявляя и пропагандируя свои взгляды и основы вероучения; присоединяться к той или иной религиозной организации, выходить из нее либо не принадлежать ни к одной из них; получать религиозное образование, вести благотворительную или иную культурно-просветительную деятельность и рассчитывать на охрану своих прав и интересов со стороны государства независимо от отношения к религии.

Религиозная же свобода включает в себя, по мнению СВ. Познышева, пять составных элементов. Это, во-первых, свобода совести, затем - свобода распространять свое религиозное мировоззрение, третьим составным элементом религиозной свободы является свобода культа, четвертым - свобода образовывать религиозные союзы или общества и организовывать их согласно исповедуемому учению и, наконец, пятый элемент - это свобода проводить в жизнь нравственное учение исповедуемой религии.

Таким образом, мы считаем, что религиозная свобода личности представляет собой свободу совершать совокупность действий при образовании религиозных сообществ, отправлении культа, распространении своего религиозного мировоззрения и проведении в жизнь учения исповедуемой религии при условии, если эти действия не противоречат действующему законодательству.

Анализируя приведенные определения, можно сделать вывод о том, что понятие «религиозная свобода» намного шире понятия «свобода совести».

Следует также различать религиозную свободу и свободу вероисповедания. Некоторые авторы под вероисповеданием понимают «признание определенного религиозного учения, свидетельствование о его принятии, принадлежность к соответствующей религии, церкви, конфессии, находящая выражение в культовом и внекультовом поведении».

По мнению ряда других ученых, свобода вероисповедания должна включать в себя: 1) право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; 2) право не исповедовать никакой религии; 3) право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения; 4) право действовать в соответствии с религиозными убеждениями; 5) право пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым не запрещенным законом путем; 6) право осуществлять религиозное, атеистическое и т.п. воспитание и образование; 7) право совершать религиозные обряды и культы; 8) право менять религиозное вероисповедание; 9) право создавать новое религиозное вероисповедание; 10) право на благотворительную и любую не запрещенную законом общественную деятельность; 11) право на равенство всех граждан перед законом и правосудием независимо от религиозного вероисповедания.

Однако, на наш взгляд, понятие «свобода вероисповедания» может быть отождествлено с понятием «свобода исповедовать религию», или «религиозная свобода». И эта свобода имеет свои границы, определенные законодательством. Так, ст. 6 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г., включает следующие свободы:

а) отправлять культы или собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;

б) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;

в) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями и убеждениями;

г) писать, выпускать и распространять соответствующие публикации в этих областях;

д) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;

е) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования;

ж) готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;

з) соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;

и) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

И указанная свобода подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Как мы видим, до настоящего момента в интересующей нас сфере нет однозначно определенного понятийного аппарата. Кроме этого, возникает еще один важный вопрос: каковы же границы уголовно-правовой охраны этой свободы?

Государство не может относиться к религии безразлично или с пренебрежением, а должно дать ей известную охрану, так как религия составляет весьма важное благо для громаднейшего большинства людей. Но вопрос в том, как же должно относиться к религиозной свободе государство? Должно ли оно как-либо ограничивать эту свободу или вполне признавать ее?

Еще в начале XX в. эта проблема обсуждалась философами, теологами и юристами. За всеми ли религиозными учениями должна быть признана безусловная религиозная свобода, т.е. свобода исповедовать, отправлять культ и проповедовать свое вероучение, или же следует установить исключение для учений, проповедующих что-либо безнравственное, какие-либо пороки и преступления?

В литературе тех лет встречаются весьма различные мнения по этому вопросу, различные и по содержанию, и по основаниям, на которых они утверждаются. Лишь некоторые писатели, как например, профессор В. Спасович, профессор В. Соколов, высказывались в защиту полной религиозной свободы.

Большинство же ставит этой свободе более или менее значительные ограничения. Ограничения эти большей частью сводятся к признанию за государством права не допускать в своей среде религиозных учений, противных нравственности и опасных для правопорядка.

Еще Спиноза в своем «Богословско-политическом трактате» 1670 г. полагал «вмешательство правительства в область внешнего культа и благочестия вполне законным, так как необходимо, чтобы религия приспособлялась к порядку и сохранению государства.

К.К. Арсеньев, ревностный защитник религиозной свободы, в своей книге «Свобода совести и веротерпимости» признает, что государство не может допустить в своей среде вероучений, проповедующих нечто, противное вечному закону нравственности.

Таким образом, мы видим, что некоторые права, предусмотренные религиозной свободой, авторы подвергают разнообразным ограничениям. Прежде чем присоединиться к какой-либо точке зрения, необходимо сделать оговорку относительно исходной точки зрения, на которой должно строиться решение этого вопроса. Такой исходной точкой, по мнению СВ. Познышева, должны служить не Святое Писание или какое-либо религиозное учение, а лишь общие соображения об обязанностях государства в отношении составляющих его личностей.

Государство обязано охранять своими уголовными законами нуждающееся в такой охране благосостояние граждан и его дальнейшее развитие, между прочим, и условия духовного развития личности. Для энергичного и быстрого духовного развития граждан необходимы прежде всего свобода проявления творческих сил духа и свободная борьба идей. Следовательно, государство должно дать этим условиям духовного развития личности правовую охрану, поскольку последняя для них необходима. И здесь необходимо согласиться с мнением СВ. Познышева, который считает, что «условия, которым должна удовлетворять уголовная охрана, следующие: 1) эта охрана не должна ни по объему, ни по содержанию выходить за пределы необходимого, и 2) объем и характер ее должны определяться не признаваемыми государством различными достоинствами вероучений, а тем, что необходимо этим вероучениям проявляться, отстаивать себя и развиваться в обществе, свободы гласной критики или борьбы их с другими учениями. Первое из этих условий прямо указывается основным принципом наказания, второе вытекает из всеобщности и равенства религиозной свободы».

Ввиду вышесказанного возникает вопрос о том, какие же деяния, совершаемые членами тоталитарных сект в силу своих религиозных убеждений, следует относить к разряду религиозных преступлений. Прежде всего необходимо отграничить понятие религиозного преступления от такой категории, как церковное преступление.

Религия охватывает огромный спектр отношений как чисто религиозных, так и тесно связанных с ними; эти отношения имеют различный характер: в одних случаях это культово-богослужебные, в других - имущественные, в-третьих - властно-иерархические (либо равноправные) отношения. Сфера же их существования весьма широка и простирается от общесоциального (государственного) уровня до различных частных вопросов (например, семейно-брачных, бытовых). «Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право». Соответственно, на наш взгляд, деяния, нарушающие указанные нормы, и должны признаваться церковными преступлениями.

Признаками церковного преступления, по мнению некоторых авторов, являются: 1) нарушение нормы церковного права, в том числе государственно-властного предписания, которое признано церковью в качестве своей собственной нормы; 2) данные преступления могут совершать только члены той или иной церкви - священнослужители и прихожане (миряне); 3) санкции за их совершение имеют свою специфику (епитимия, анафемствование, запрещение в священнослужители, лишение монашества и пр.).

Намного сложнее определить понятие и признаки религиозного преступления. При этом возникает целый ряд важных юридических вопросов о том, какие посягательства должны считаться религиозными преступлениями, какова юридическая природа этих преступлений, их виды.

В.Н. Ширяев трактовал понятие религиозного преступления как «деяния, состав которых обусловливается фактом существования религии». Вне религиозного преступления, по мнению Ширяева В.Н. находятся «группы смешанных деяний, в которых религиозный элемент имеет значение лишь квалифицированного, осложняющего обстоятельства и которые независимо от этого элемента сохраняют свой преступный характер».

Однако мы полагаем, что в понятие религиозного преступления должны включаться не только «чисто» религиозные составы, но и квалифицированные, и привилегированные, где наличие религиозного мотива признается государством обстоятельством, отягчающим или, наоборот, смягчающим ответственность, а также преступления, совершаемые под видом исполнения религиозных обрядов.

Поэтому под религиозным преступлением следует понимать любое посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемое членами религиозных организаций по религиозному мотиву либо под видом исполнения религиозных обрядов.

Несколько коснемся эволюции развития законодательства о религиозных преступлениях. В период, когда церковь не только была признана государством, но и само государство стало считать себя частью церкви, появляется первое государственное законодательство по церковным делам. В феврале 438 г. был издан «Кодекс Феодосия», состоящий из 16 книг; последняя, 16-я книга включала исключительно законы по церковным делам. К источникам римско-византийского права, содержащим узаконения по церковным делам, можно отнести Эклогу Льва Исавра и Константина Копронима (726-741 гг.). Уголовно-правовые нормы Эклоги, содержащие описания религиозных преступлений и наказаний за них, содержит такие преступления, как ложная клятва на Божественных Евангелиях, избиение священника во время молитвы, отречение от христианской веры в плену, приверженность иным религиям, сектам (например, манихейство, монтанизм), языческим суевериям (гадание, изготовление амулетов и проч.).

С принятием христианства к числу преступлений княжеские уставы стали относить, например, «зелейничество», «ведовство», «волхвование», «чародеяние», «моление в дубравах» - то есть все те деяния, которые были порождены языческой религией. Наряду с этим к указанной группе преступлений относились гробокопательство, осквернение могил, введение животных и птиц в храм и осквернение священных предметов. Другая группа преступлений, рецептированных из византийского права, связана с семьей, браком и нравственностью. К этой группе преступлений княжеские уставы относят: 1) преступления против христианского строя семьи. Это брак в близких степенях родства или свойства, двоемужество, самовольный развод, прелюбодеяние; 2) преступления против нравственности: скотоложество; все виды блуда; похищение девицы; изнасилование.

Соборное Уложение 1649 г. предусматривало ряд преступлений против церкви, таких как оскорбление Бога словом, воспрепятствование проведению литургий, сквернословие и иные хулиганские деяния в церкви, немалая часть которых каралась казнью или тюремным заключением. Воинский Артикул 1715 г. включал в себя целую главу, посвященную вере. Артикулом 1 в числе прочих предписаний предусматривалась ответственность за идолопоклонство и чародейство, которые причинили какой-либо вред. Артикул 2 предусматривал ответственность за подкуп чародея с целью причинения кому-либо вреда, при этом подстрекатель отвечал как исполнитель. Значительной вехой в истории развития государственного регулирования религиозных отношений стала, несомненно, Октябрьская революция 1917 г., в результате которой было создано совершенно иное государство. Одним из первых был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В развитие положений данного декрета в главе 5 Конституции РСФСР 1918 г. содержалась статья, провозглашающая в России полную свободу вероисповедания, которая означала не только право выбора любой религии, но и право свободного выхода из религии. Наряду с этим были запрещены обряды, отправление которых связано с нарушением общественного порядка и с посягательствами на права граждан.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года содержал уже такие составы, как ст. 119 - «Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской армии или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям»; ст. 120 - «Совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды»; ст. 122 - «Принудительное взимание сборов в пользу религиозных групп» и иные. После Великой Отечественной войны впервые в истории советского уголовного права была введена статья 227 «Создании группы, причиняющей вред здоровью граждан», наряду с ней существовала норма, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Изменение модели политического и экономического устройства российского общества в начале 90-х гг. XX столетия привело к значительным изменениям правового регулирования рассматриваемого вопроса. С одной стороны, люди получили реальное обеспечение права на свободу совести, что выразилось в принятии в 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», значительно облегчившего процедуру регистрации религиозных объединений. Однако, с другой стороны, в результате этих преобразований была создана благоприятная почва для появления огромного количества новых культов как российского, так и иностранного происхождения, значительная часть которых обладала признаками объединений, деятельность которых нарушала права граждан, в результате чего законодатель вновь был вынужден ввести аналогичную норму в УК РСФСР 1960 г.Уголовный кодекс 1996 г. сохранил ответственность за создание религиозного объединения, посягающего на права граждан. Кроме того, предусмотрел ответственность за возбуждение религиозной вражды. Ответственность за это преступление была предусмотрена и в УК РСФСР 1960 г., однако Уголовный кодекс 1996 г. внес в этот состав существенные изменения, уточнив направленность действий и способ совершения данного преступления. Помимо этого, в новом уголовном законодательстве в некоторых преступлениях против личности предусмотрен в качестве квалифицирующего признака религиозный мотив.

Большое значение для определения мер и направлений воздействия на преступность, а также интересующих нас преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, имеет разделение массива всех преступлений в определенной сфере по категориям или видам.

В отечественной науке уже имеется определенный опыт такой классификации. Так, С.В. Познышев выделяет следующие виды религиозных деликтов: 1) умышленное принуждение к принятию, непринятию или отречению от каких-либо верований; 2) нарушение границ допустимой пропаганды религиозных верований (совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере); 3) нарушение свободы культа; 4) принуждение указанными выше средствами совершить или не совершить какое-либо действие, относящееся к культу, участвовать или не участвовать в совершении такового.

Ю.В. Тихонравов дает следующую классификацию преступлений на религиозной почве: 1) религиозные преступления; 2) нарушения законодательства о религиях (посягательства на свободу вероисповеданий и т.п.); 3) общеуголовные преступления, совершаемые по религиозным мотивам; 4) общеуголовные преступления, совершаемые под видом следования религиозным мотивам (в том числе под видом осуществления свободы вероисповеданий, под видом исполнения религиозных обрядов и т.п.).

О.В. Старков и Л.Д. Башкатов предлагают свою классификацию религиозных преступлений и считают необходимым выделить в теории уголовного права такой видовой объект, как религиозная свобода, и ввести в раздел VII «Преступления против личности» УК РФ главу «Религиозные преступления». По их мнению: «1. Следует выделить такой вид религиозных преступлений, как групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии: а) организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ); б) геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение религиозной группы (ст. 357 УК РФ); в) нарушение равноправия граждан - нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ). 2. Религиозное преступление, выделенное как таковое исключительно по мотиву «религиозной ненависти или вражды»: а) убийство (ст. 105 ч. 2 п. «л» УК РФ);б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч. 2 п. «е» УК РФ);в) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч. 2 п. «е» УК РФ); г) истязание (ст. 117 ч. 2 п. «б» УК РФ). 3. Посягательства на религиозное равноправие граждан: а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ); б) возбуждение религиозной вражды - действия, направленные а) на возбуждение религиозной вражды, а равно б) пропаганда 1) исключительности, 2) превосходства либо 3) неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены: А - публично или Б - с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ); в) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий - 1) незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или 2) незаконное воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ)».

Анализируя предложенные выше классификации религиозных преступлений, основываясь на результатах проведенного исследования, мы считаем целесообразным выделить три группы таких деяний:

1. преступления, нарушающие законодательство о религии;

2. преступления против личности, совершаемые по религиозным мотивам либо под видом исполнения религиозных обрядов;

3. иные преступления, совершаемые членами религиозных тоталитарных сект.

К первой группе следует отнести два состава преступлений, это: ст. 136 УК РФ («Нарушение прав и свобод человека и гражданина») и ст. 148 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»). Их динамика выглядит следующим образом:

 

№ п/п

Ст. УК РФ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

1

Ст. 136

3

4

5

1

3

1

1

2

Ст. 148

4

3

1

5

3

1

1

 

Из приведенной таблицы видно, что объем совершенных преступлений в данной сфере возрастал до 2000 г., затем прослеживается тенденция к его снижению. Статистические данные показывают, что удельный вес таких преступлений в структуре общей преступности ничтожно мал. Однако преступления подобной направленности обладают высокой степенью латентности. И официальная статистика не может свидетельствовать о том, что такого рода преступления не совершаются или о том, что их количество уменьшается, поскольку не только практические работники, но и ученые признают, что официальные статистические данные не только не отражают адекватно реальную обстановку, но и порою искажают реальное положение дел. Обычно фактов в несколько раз больше, чем зарегистрированных преступлений и лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Это объясняется как низким уровнем осведомленности в столь специфичной области знаний, как защита свободы совести, свободы вероисповедания и религиозной свободы практических работников правоохранительных органов, в чьей компетенции находится возбуждение уголовных дел такого характера, так и трудно доказуемостью их в суде, а с участием мнимых правозащитников - невозможностью их доказательства.

Ко второй группе преступлений относятся: п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство по мотиву религиозной ненависти или вражды)»; ст. ПО УК РФ («Доведение до самоубийства»); п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды»); п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по мотиву религиозной ненависти или вражды»); п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ («Истязание по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды»).

ГИАЦ МВД не располагает дифференцированными сведениями по преступлениям с учетом частей и пунктов статей Уголовного кодекса РФ по интересующим нас составам (ст. 105, 111, 112, 117 УК РФ), поэтому те статистические данные, которые мы получили, не отражают фактической ситуации по религиозной преступности на территории Российской Федерации.

Однако, проводя исследования в различных регионах страны, в частности, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, удалось получить некоторые статистические данные по 10 субъектам Российской Федерации. Состояние преступлений против личности, совершаемых по религиозным мотивам либо под видом исполнения религиозных обрядов, мы можем увидеть из следующей таблицы.

 

№ п/п

Ст. УК РФ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1

Ст. 105 ч.2 п. «л»

0

1

0

0

0

0

0

0

2

Ст. 111 ч.2 п. «е»

0

1

1

1

0

3

1

1

3

Ст. 112 ч.2 п. «е»

0

1

0

2

1

0

0

0

4

Ст. 117 ч.2 п. «з»

0

0

0

1

0

0

0

0

 

Общеуголовная преступность, связанная с посягательствами против личности, является достаточно распространенной в структуре современной преступности, что характерно и для преступности членов религиозных тоталитарных сект. Статистические данные показывают, что самыми распространенными преступлениями против личности являются причинение тяжкого вреда здоровью и причинение вреда здоровью средней тяжести (57%). Официальная статистика показывает, что регистрируемые преступления по указанным статьям по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды единичны, что абсолютно не отражает реальную обстановку. Данная группа преступлений является высоколатентной. Нередко невыявленные истинные мотивы совершенных преступлений приводят к неверной квалификации содеянного со стороны следственных работников. Примером тому может служить убийство М. Аришиным своей матери Слюсаревой Н. Из материалов дела следует, что Аришин М, придерживаясь взглядов сатанизма, убил свою мать, христианку, якобы под воздействием голоса «своего хозяина, который приказал принести ему в жертву кровь врага его». Данное деяние было квалифицировано по ст. 105 ч. 1 как убийство на почве личных неприязненных отношений.

Кроме того, правоохранительные органы и ранее, и сегодня, рассматривая материалы о таких преступлениях, стремятся избежать квалификации по статьям, где в качестве обязательного или квалифицирующего признака присутствует религиозный мотив, боясь, что это может быть истолковано правозащитниками и общественностью как нарушение свободы совести.

Наиболее распространен данный вид преступлений по официальным данным в Новосибирской области, Удмуртии, Татарстане, Самарской области, но отсутствует в республике Марий Эл, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Волгоградской областях. Однако анализ средств массовой информации свидетельствует об обратном. Так, в г. Волгограде в 2003 г. члены одной из сект путем обмана оскопили 42-летнего мужчину, причинив тем самым тяжкий вред его здоровью. Данное деяние содержит признаки такого состава преступления, как п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ.

Помимо этого, если рассматриваемые посягательства на жизнь и здоровье еще можно квалифицировать по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, то такие деяния, как умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ), клевета (ст. 129 УК РФ) по мотиву религиозной ненависти или вражды вовсе не охватываются действующим уголовным законодательством.

Кроме того, проведенное исследование дает основание говорить о том, что лидерами и членами исследуемых религиозных организаций совершаются и преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, предусмотренные ст. 131 УК РФ («Изнасилование»), ст. 134 УК РФ («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»), ст. 135 УК РФ («Развратные действия»). Совершаются также преступления против семьи и несовершеннолетних, предусмотренные ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления») и ст. 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий»).

Практике прошлых лет известны случаи, когда руководители либо иные активные участники религиозной группы в процессе отправления религиозного обряда совершали изнасилования, умышленно причиняли верующим вред здоровью (в качестве примера можно назвать кастрацию верующих у скопцов) либо лишали их жизни (обряды погребения живых у иннокентьевцев - татунистов).

Что касается иного причинения вреда здоровью верующих, то этот вред часто наносится самим верующим в процессе моления. На таких молениях в некоторых религиозных группах под влиянием психологического воздействия проповедников в состоянии экстаза участники бьются головой о пол, стены, в результате чего у них развиваются тяжелые формы различного рода телесного вреда и болезней (ушибы и сотрясение головного мозга, кровоизлияния, слепота, паралич и т.д.). Вред здоровью причиняют и такие обряды, как «водное крещение», совершаемое нередко в холодное время года в ледяной воде. Длительные посты в некоторых сектах доводят верующих до крайнего истощения и тяжелых заболеваний. Кроме того, вред здоровью граждан может быть причинен путем запрещения верующим, а также членам их семей обращаться к врачам за помощью. Одним из таких примеров является гибель полуторагодовалой девочки в г. Тольятти в связи с категорическим запретом ее матери на переливание крови в силу религиозных убеждений.

Рассмотренные группы преступлений, на наш взгляд, можно оценивать именно как религиозные преступления.

Последняя группа включает в себя следующие составы преступлений: «Терроризм» (ст. 205 УК РФ), «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению» (ст. 205УК РФ), «Вандализм» (ст. 214 УК РФ), «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан» (ст. 239 УК РФ), вовлечение в занятие проституцией и организация занятием проституцией (ст. 240, 241 УК РФ), «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244 УК РФ), незаконные формы обращения с наркотиками и иными сильнодействующими ядовитыми веществами (ст. 228-232 УК РФ), «Шпионаж» (ст. 276 УК РФ), «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ), «Организация экстремистского сообщества» (ст. 282 УК РФ), «Организация деятельности экстремисткой организации» (ст. 282 УК РФ), «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (ст. 328 УК РФ). О состоянии данных преступлений свидетельствует следующая таблица.

 

№ п/п

Ст. УК РФ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

1

Ст. 205

 

 

 

135

327

360

561

 

2

Ст. 214

 

 

 

572

600

656

905

 

3

Ст. 239

2

5

5

8

1

1

1

 

4

Ст. 244 ч.2 п. «б»

86

69

118

122

133

69

73

 

5

Ст. 282

12

16

25

17

32

74

72

 

6

Ст. 328

 

 

 

1853

1780

1716

1784

 

 

Однако анализ приведенных данных не дает нам фактической картины исследуемой преступности ввиду того, что в таких составах преступлений, как «Терроризм» (ст. 205 УК РФ) и «Вандализм» (ст. 214 УК РФ), «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» (ст. 328 УК РФ) отсутствует религиозный мотив в качестве обязательного или квалифицирующего признака, и мы не имеем возможности из всего объема этой преступности вычленить ту группу преступлений, которая нас интересует. Однако, принимая во внимание анализ деятельности религиозных тоталитарных сект, у нас есть все основания считать, что подобного рода преступления нередко совершаются по мотиву религиозной ненависти или вражды. Статистические данные показывают, что абсолютное число таких преступлений неуклонно растет.

Особые опасения вызывает динамика такого преступления, как терроризм. С 327 в 2001 г. количество таких преступлений возросло до 561 в 2003 г. Масштабы, направленность, тяжесть последствий обусловливают его высочайшую общественную опасность. Об этом свидетельствуют события 1999-2005 гг. в г. Волгодонске,

Моздоке, Москве, в Чечне, Ингушетии. Причем религиозная мотивация совершения террористических действия приобретает практически новый массовый характер. Международный терроризм в акциях против России умело использует ваххабизм. Его массовая пропаганда в Чеченской Республике началась в 1992 г. Летом 1994 г. 3. Яндарбиев создал в Чечне специальную группу из нескольких религиозных деятелей для «освящения» власти Д. Дудаева. Дудаев был объявлен посланником Аллаха, который должен привести чеченский народ к независимости от России. Вскоре в Грозном прошел съезд Ичкерии, провозгласивший курс на построение исламского государства.

Таким образом, ваххабиты ловко использовали стремление чеченцев к независимости для того, чтобы придать их национально-освободительной борьбе яркую религиозную окраску.

Фактические масштабы террористической деятельности в России в начале XXI века были гораздо более значительными. Существенные различия в числе зарегистрированных фактов и выявленных лиц возникали преимущественно за счет того, что, во-первых, уголовная статистика учитывает живых выявленных лиц, совершающих преступления, а значительная часть террористов погибает в вооруженных столкновениях с представителями федеральных правоохранительных органов и вооруженных сил. Во-вторых, раскрываемость преступлений террористического характера, как правило, не превышало 15-18%.

Кроме того, мы не имеем возможности дать криминологическую характеристику такого преступления, как «Надругательство над телами умерших и их захоронениями» (ч. 2 п. «б» ст. 244 УК РФ) в масштабе Российской Федерации в силу того, что в ГИАЦ МВД также отсутствует дифференцированная регистрация данных преступлений. Поэтому проведем анализ на базе полученных статистических данных по исследуемым 10 субъектам Российской Федерации.

 

№ п/п

Ст. УК РФ

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

всего

1

Ст. 239

0

0

1

2

0

0

0

 

3

2

Ст. 244 ч.2 п.

«б»

0

0

6

0

1

2

1

1

11

3

Ст. 282

0

0

1

2

3

3

35

 

44

 

В структуре данной группы преобладают преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ, и мы видим рост этих преступлений, начиная с 1999 г. Удельный вес данного вида преступлений в структуре исследуемой группы преступлений по указанным регионам составляет 75,8%, в структуре же общей зарегистрированной религиозной преступности по Российской Федерации - 80,7%. Характерно, что 8% преступлений данного вида в структуре общероссийской статистики приходится на Татарстан. Видимо, это объясняется тем, что основная масса населения, проживающая на территории республики, исповедует ислам, и этот фактор используется экстремистскими религиозными объединениями для возбуждения религиозной ненависти или вражды. Однако интересен тот факт, что 7,4% в структуре общероссийской преступности подобного рода составляет преступность Новосибирской области, где подавляющее число жителей исповедует христианство. Скорее всего, это результат того, что Новосибирск является своеобразным эпицентром всевозможных религиозных тоталитарных организаций: «Ашрам Шамбала» и прочих.

Следующим по распространенности является преступление, предусмотренное ст. 244 ч. 2 п. «б» УК РФ («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»). Доля этих преступлений, согласно приведенным данным, составляет порядка 18% от общего числа зарегистрированных преступлений рассматриваемой группы по исследуемым регионам. Видно, что, начиная с 1999 г., происходит снижение таких преступлений. Однако это, скорее всего, объясняется высокой латентностью данного вида преступлений, а не отсутствием их совершения.

Что касается возбужденных дел по ст. 239 УК РФ на территории Российской Федерации, то их количество не постоянно. Так, с 1997 г. по 2000 г. наблюдается рост возбужденных уголовных дел с 2 до 8, а в 2001 г. - резкое снижение их количества (всего 1 на территории страны). Но эта статистика также ни в коем случае не может свидетельствовать о том, что такие преступления не совершаются, их латентность очень высока. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, выявить нарушение прав граждан в подобных религиозных объединениях очень сложно в силу того, что последователи под страхом применения различных санкций со стороны руководителей не распространяются об этом. Например, в 1995 г. в г. Барнаул Усов создал религиозное объединение, посягающее на личность и права граждан, и руководил им. При этом он систематически совершал насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних девушек. В процессе их совершения он угрожал, что в случае если девушки перестанут посещать собрания или расскажут об этом родителям, их ожидает нечто плохое. Из-за боязни что Усов выполнит свое обещание, девушки никому об этом не рассказывали, что способствовало существованию этого объединения в течение длительного срока. Во-вторых, деяния, связанные с посягательствами на личность и права граждан в рамках деятельности рассматриваемых религиозных объединений, обладают латентностью в связи с тем, что лица, в отношении которых осуществляются посягательства, не всегда осознают их характер, поскольку находятся под психическим воздействием.

Другой пример. Прокуратурой Новосибирской области в 1999 г. было возбуждено уголовное дело по ст. 239 УК РФ в отношении К. Руднева, руководителя тоталитарной секты «Эзотерический Ашрам Шамбала». Деятельность данной секты включала в себя вымогательство, половые сношения и иные действия сексуального характера с лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, насильственные действия сексуального характера. Сам Руднев являлся владельцем десятков квартир в престижных районах Новосибирска, которые ранее принадлежали членам секты, переписавшим на него всю свою недвижимость. Однако следствию не удалось собрать в отношении К. Руднева достаточно улик и привлечь его к уголовной ответственности за мошенничество с квартирами. В 2000 г. уголовное дело было возобновлено, но на этот раз всего лишь по ст. 198 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»). В настоящее время К. Руднев является лидером религиозной организации «Беловодье», активно действующей в г. Воронеже.

Характерной чертой анализируемых преступлений является то, что количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение указанных противоправных деяний, в несколько раз меньше, чем число зарегистрированных преступлений. Например, по 11 возбужденным делам по ст. 282 УК РФ в г. Новосибирске не было осуждено ни одно лицо. По 19 возбужденным делам по ст. 282 УК РФ в республике Татарстан привлечено к уголовной ответственности лишь 4 человека.

Поступают многочисленные данные об активных опытах сторонников так называемого «чистого ислама» - ваххабитов - усилить влияние в молодежной среде в районах компактного проживания мусульман на территории России. Так, установлены факты вовлечения ваххабитами в религиозную деятельность учащихся образовательных учреждений, воскресных школ при мечетях (медресе) с целью разжигания религиозного фанатизма у детей школьного возраста и формирования групп молодежи для отправки на обучение в зарубежные исламистские центры. Помимо указанных противоправных деяний руководители и члены таких религиозных организаций нередко совершают преступления, предусмотренные и иными статьями Уголовного кодекса, в частности, связанные с незаконным оборотом оружия. В 2001 г. на территории Кинель-Черкасского района Самарской области была пресечена деятельность такой организации. В отношении одного из преподавателей медресе Р. Ходова возбуждено уголовное дело по ст. 222 УК РФ («Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»).

Также в г. Самаре в 2003 г. по ст. 222 УК РФ было возбуждено уголовное дело в отношении членов ваххабитской группировки Д. Янурсаева, А. Адамова, Ш. Гаербекова и других.

Если за посягательства против личности в некоторых составах при наличии религиозного мотива предусмотрена повышенная ответственность, то в преступлениях против собственности вовсе не учитывается такой квалифицирующий признак. В действующем уголовном законодательстве отсутствуют нормы за умышленное или неосторожное уничтожение, повреждение или осквернение культовых зданий, находящегося в нем имущества; хищение, осквернение, умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение предметов культа, зданий, памятников, знаков, эмблем мировоззренческой символики, предметов, являющихся святынями для людей определенного вероисповедания, или иных предметов, представляющих особую ценность для верующих.

Кроме того, за пределами поля уголовно-правовой охраны остаются такие деяния религиозных тоталитарных сект, как:

- принуждение к разрыву социальных и семейных связей;

- запрещение получения среднего образования;

- завладение собственностью верующих под воздействием примененных психотехник, что впоследствии подталкивает их к совершению преступлений, прежде всего имущественного характера.

Определенную специфику имеют посягательства против собственности. Завладение собственностью членов противоправного религиозного объединения под воздействием гипноза, сознательного внушения или внегипнотического экстрасенсорного проникновения в психику, имеющих характер насильственного, антиволевого проникновения в психику, насильственного в смысле воспрепятствования свободному волеизъявлению человека, хотя парадокс ситуации в этом случае заключается в том, что человек внешне добровольно передает свои средства в пользу той или иной церкви. Дело в том, что данному акту обычно предшествует насильственное проникновение в психику, завладение ею со стороны религиозного представителя, управление волеизъявлениями человека в своих интересах (так называемое зомбирование), что трудно доказать в ходе следствия.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на внешне благополучную статистику в сфере преступности, связанной с деятельностью религиозных тоталитарных сект, тенденции ее развития крайне неблагоприятны. В связи с нестабильной политической, экономической, социальной и, особенно, духовной обстановкой в нашем государстве, «интервенцией» чуждых для национальной духовности нравственных течений и идей, пропаганды «прозападного», «проамериканского» образа жизни динамика и структура данного вида преступности неизбежно будут возрастать.

Таким образом, из анализа криминологической характеристики преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, можно сделать следующие выводы.

Под преступлением, совершаемым членом религиозной тоталитарной секты, следует понимать уголовно наказуемое деяние, посягающее на жизнь, здоровье, честь, достоинство, религиозную свободу личности, ее собственность и на иные интересы общества и государства, совершаемое членами названных организаций на религиозной почве, по религиозному мотиву либо под видом исполнения религиозных обрядов.

Основными признаками таких преступлений являются:

- повышенная степень общественной опасности, т.к. они посягают на основные права граждан, на интересы общества и государства;

- высокий уровень латентности;

- присутствие в совершаемых деяниях, как правило, признаков культовых, обрядовых действий;

- организованный характер.

Все преступления, совершаемые членами религиозных тоталитарных сект, можно классифицировать по объекту посягательства:

1. преступления, нарушающие законодательство о религии;

2. преступления против личности, совершаемые по религиозным мотивам либо под видом следования религиозным мотивам;

3. иные преступления, совершаемые членами религиозных тоталитарных сект.

К первой группе относятся такие преступлений, как ст. 136 УК РФ («Нарушение прав и свобод человека и гражданина») и ст. 148 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»). Во второй группе наиболее распространенными являются ст. 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью») и ст. 112 УК РФ («Причинение вреда здоровью средней тяжести»). Самые распространенные в третьей группе преступлений - это: «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244 УК РФ), «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ), что требует принятия первоочередных мер со стороны общества и государства по предупреждению данных видов преступлений, совершаемых на религиозной почве.

Знание особенностей преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект, необходимо для осуществления предупредительной работы по данным противоправным деяниям.

 

АВТОР: Василенко М.М.