01.08.2011 19704

Понятие должностного лица как субъекта служебного преступления (статья)

 

Субъект любого служебного преступления - специальный. По сравнению с общим субъектом преступления, являющимся физическим вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, установленного уголовным законом, он, обладая этими признаками, характеризуется еще и дополнительным признаком, обусловленным тем или иным статусом лица, занимающего то или иное служебное положение.

Исходное и в то же время центральное место среди субъектов служебных преступлений принадлежит должностному лицу. Оно являлось ярко высвеченным субъектом должностных преступлений, ответственность за которые была установлена прежним российским уголовным законодательством - УК РСФСР 1922, 1926, и 1960 гг., когда иные лица, занимающие служебное положение, выступая в качестве субъектов преступлений, оставались, образно говоря, в тени, и является субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предусмотренных статьями, объединенными в главе 30 и помещенными в другие главы действующего уголовного законодательства - УК РФ 1996 г., играя первостепенную и основополагающую роль среди всех субъектов служебных преступлений.

Понятие должностного лица, определяемое в уголовном законе отличается по наиболее существенным признакам относительной стабильностью. Относительность стабильности, состоящей в сохранении в целом функций лица, причисляемого к категории должностных, выражается, с одной стороны, в неодинаковых терминологическом определении, конкретизации и детализации этих функций и, с другой - в различном круге мест службы - органов, учреждений, организаций, предприятий, от деятельности в которых зависит признание лица должностным либо занимающим иное служебное положение.

Так, в примечании 1 к ст. 109 УК РСФСР 1926 г. было указано, что «под должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в государственном (советском) учреждении, предприятии, равно в организации или объединении, на которые возложены законом определенные обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, профессиональных ими других общегосударственных задач», а в примечании 2 к этой статье -что «должностные лица профессиональных союзов за совершенные ими служебные преступления (растрата, взятка и т. д.), если они привлечены к ответственности по постановлению профессиональных союзов, отвечают как за преступления должностные».

В примечании к ст. 170 УК РСФСР 1960 г. указывалось, что «под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».

На основании примечания 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г. «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Это положение дополнено и детализировано в примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г., в соответствии с которым «представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Сопоставление цитированных примечаний к указанным статьям УК РСФСР 1926 г., УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. показывает, что законодатель при определении правовых рамок деятельности, присущей субъекту должностных преступлений, в примечании 1 к ст. 109 УК РСФСР 1926 г. использовал словосочетание «обязанности, права и полномочия» любого должностного лица, в примечании к ст. 170 УК РСФСР 1960 г. - термин «функции» представителя власти и термин «обязанности» иного должностного лица, в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г. - термин «функции» любого должностного лица и в примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г. - термин «полномочия» представителя власти, не являющегося должностным лицом правоохранительного или контролирующего органа. В этой связи представляется важным определение соотношения названных словосочетания и терминов. В юридической литературе отмечается, что «как в законе, так и на практике различий между функциями и обязанностями нет. Оба понятия рассматриваются как идентичные. Термин «обязанность» в отличие от «функций» представляет собой «определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для исполнения...», а «функция» означает работу, производимую органом, организмом. С точки зрения административного права, обязанность является составным элементом правового статуса должностного лица, а функция представляет собой направление деятельности в сфере управления. Таким образом, получается, что нынешнее понимание содержания функций, выполняемых должностным лицом, следует рассматривать через анализ его компетенции (права и обязанности), а не наоборот». Соглашаясь в целом с приведенным положением, полагаем важным сделать два уточнения. Первое состоит в том, что термины «функция» и «обязанности» возможно рассматривать как идентичные лишь условно, причем главным образом для редакционного упрощения, а второе - что названные термины соотносятся как целое и часть: являясь целым, термин «функция» полностью охватывает термин «обязанность» и, кроме того, включает еще права и полномочия. Последнее означает, что под функцией следует, по нашему мнению, понимать совокупность обязанностей, прав и полномочий.

Сравнение примечания 1 к ст. 285 и примечания к ст. 318 УК РФ 1996 г. показывает, что сформулированное в последнем определение понятия представителя власти является недостаточно полным и точным, поскольку, строго следуя букве закона и лингвистическому толкованию словосочетаний «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа» и «должностное лицо, наделенное... распорядительными полномочиями...», оно не охватывает, в частности, представителей законодательной власти, ибо последние, с одной стороны, не относятся к категории должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов и, с другой - не наделены распорядительными полномочиями, так как законодательную деятельность вряд ли можно признать реализацией распорядительных полномочий. Видимо, отмеченные обстоятельства стали предпосылкой и обоснованием предложения, высказанного в теории отечественного уголовного права, об исключении примечания к ст. 318 УК РФ 1996 г. из этого УК. Между тем, истолковывая определение представителя власти, содержащееся в примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г., в сочетании с определением должностного лица, сформулированного в примечании 1 к ст. 285 данного УК, к представителям власти необходимо относить представителей всех ветвей власти -законодательной, исполнительной и судебной.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г. должностными признаются лица, характеризуемые совокупностью трех признаков, состоящих в выполнении функций: 1) представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных, 2) постоянно, временно или по специальному полномочию и 3) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях либо Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ. Каждый из этих признаков альтернативен, вследствие чего должностным является лицо, выполняющее, к примеру, организационно-распорядительные функции по специальному полномочию в государственном органе.

В теории отечественного уголовного права на определении понятия должностного лица как субъекта должностного преступления, особенно применительно к УК РСФСР 1960 г., акцентировалось внимание в ряде научных трудов, специально посвященных проблемам ответственности за должностные преступления. В частности, в этих трудах, исходя из четкого деления по УК РСФСР 1960 г., УК других союзных республик бывшего СССР, принятых в 1959-1961 гг., и УК РФ 1996 г. всех должностных лиц по такому критерию, как содержание выполняемых функций, на три категории - 1) представителей власти, 2) лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, и 3) лиц, выполняющих административно-хозяйственные функции, - высказаны суждения об определении должностных лиц каждой из названных категорий и соответственно первого из указанных признаков должностного лица.

Относительно должностного лица, причисленного к первой категории, - представителя власти - большинство криминалистов сходятся во мнении, согласно которому одним из основных признаков, присущих такому лицу, является присвоение ему права совершения по службе действий, порождающих обязательные для значительного круга лиц либо для всех граждан правовые последствия; наделение их властными полномочиями по отношению к лицам, находящимся вне данной системы органов власти или управления, то есть не подчиненных им в служебном отношении, и несвязанность их действий рамками определенного ведомства, системы и т. д.. Применительно к представителю власти законодатель не указывает на занятие им должности, связанной с осуществлением этим лицом своих функций, тогда как определение должностного лица двух других категорий обусловливается занятием лицом должности, предусматривающей выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, именовавшихся, как было отмечено, в УК РСФСР 1960 г. при определении понятия должностного лица обязанностями. В силу этого представителем власти является, например, рядовой милиционер, депутат законодательного органа и т. д. Вместе с тем, как справедливо указывается в отдельных научных трудах, рядовые работники - представители власти осуществляют властные полномочия только в отношении лиц, не входящих в состав данного органа власти и управления; представители власти вступают в государственно-властные правоотношения с гражданами и юридическими лицами в рамках внешней деятельности, то есть вне органа, учреждения и т. д., где они проходят службу. Властные полномочия, представляющие собой распорядительные функции, по убедительному обоснованию некоторых ученых, являются частным случаем организационно-распорядительных функций, осуществляемых, разумеется, в указанной внешней деятельности.

Исходя из определения понятия представителя власти, содержащегося в примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г., в сочетании с определением понятия должностного лица, сформулированным в примечании 1 к ст. 285 этого УК, а также из соответствующих положений, разработанных в теории отечественного уголовного права, Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)». В данном разъяснении Пленума Верховного Суда РФ оптимально раскрывается содержание понятия представителя власти.

Синтезируя изложенное, понятие представителя власти как альтернативной составной части понятия должностного лица необходимо определить как лицо, осуществляющее в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ постоянно, временно или по специальному полномочию законодательную, исполнительную или судебную власть либо наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических или юридических лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Основываясь на данном определении, с учетом, с одной стороны, определения понятия должностного лица, закрепленного в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г., и, с другой - недостаточной полноты и точности определения понятия представителя власти, сформулированного в примечании к ст. 318 этого УК, представляется целесообразным внести в последнее изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: «Представителем власти в статьях настоящего Кодекса признается лицо, осуществляющее постоянно, временно или по специальному полномочию законодательную, исполнительную или судебную власть либо наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических или юридических лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, занимающее на основе избрания или назначения служебное положение в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях Российской Федерации».

Другие, помимо представителей власти, категории должностных лиц, дифференцируемые по содержанию выполняемых ими функций, -лица, выполняющие организационно-распорядительные функции, и лица, выполняющие административно-хозяйственные функции, - охарактеризованы в ряде трудов по теории отечественного уголовного права, посвященных проблемам ответственности за должностные преступления, в которых в целом достаточно подробно раскрыто содержание указанных функций.

Применительно к УК РФ 1996 г. организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции должностного лица обрисованы в общем виде в п. 3 цитированного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» следующим образом: «Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.».

По своей сути организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции представляют собой управленческие функции, осуществляемые должностными лицами внутри органа, учреждения и т. д., указанных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г., и распространяемые только на лиц, подчиненных им по службе.

При определении функций рассматриваемых категорий должностных лиц как субъектов должностных преступлений существовала в период действия УК РСФСР 1960 г. и ранее и не снята в настоящее время применительно к УК РФ 1996 г. проблема отграничения выполняемых указанными лицами, с одной стороны, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, и, с другой - профессиональных или производственных функций. На это обращено внимание в ряде научных трудов по теории уголовного права, посвященных проблемам применения действующего УК РФ, в одном из которых отмечается, что при определении понятия должностного лица «и сейчас не исключается возможность произвольного распространительного толкования данного понятия (например, при решении вопроса об отнесении к должностным лицам преподавателей, врачей, кассиров и т. п.)».

Потребность в разрешении данной проблемы обусловлена тем, что субъектом должностного преступления может быть должностное лицо при выполнении им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных, а не профессиональных или производственных функций. Необходимость разграничения тех и других названных функций констатируется в ряде трудов по теории отечественного уголовного права. При этом одни ученые - криминалисты исходят из различия должностных лиц и функциональных работников, а другие - из различного характера функций, обязанностей, поскольку одно и то же лицо может выполнять и должностные, и функциональные - профессиональные и производственные - обязанности. Последняя позиция представляется более обоснованной и является предпосылкой для правильной квалификации действий лиц таких категорий, как медицинские работники и преподаватели учебных заведений.

В соответствии с данной позицией медицинские работники, занимающие в медицинских учреждениях административные должности (главный врач, заведующий отделением, дежурный врач, старшая сестра, врач ВТЭК и т. д.), могут признаваться должностными лицами только-в связи с совершением действий должностного, а не профессионального характера.

Вместе с тем по вопросу о признании этой категории работников субъектами должностных преступлений были высказаны различные суждения. В частности, нет единства в оценке действий врачей, не занимающих административные должности. По нашему мнению, это связано с тем, что одни и те же функции врача некоторые авторы научных трудов относят к должностным, а другие - к профессиональным. Так, отмечалось, что врач наделен полномочиями должностного лица при решении таких вопросов, как освобождение от работы, определение инвалидности, тяжести телесных повреждений и т. п., причем в подобных случаях он осуществляет организационно-распорядительные функции, ибо его действия влекут правовые последствия. Согласно другой позиции врачи, не занимающие административные должности, не отнесены к должностным лицам. Сторонники этой точки зрения предлагали квалифицировать, например, действия врача, умышленно осуществляющего незаконную выдачу документов об освобождении от работы, по ст. 196 УК РСФСР 1960 г., предусматривавшей ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

Из приведенных позиций обоснованной представляется первая, причем применительно не только к врачам, но и к преподавателям учебных заведений. Данная позиция была отражена в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге», где отмечалось, что «не являются субъектом должностного преступления те работники..., которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель - за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий)». Как в период действия цитированного пункта названного постановления Пленума Верховного Суда СССР, так и после признания его не действующим на территории РФ судебная практика руководствовалась и продолжает руководствоваться приведенными содержащимися в нем разъяснениями.

Содержание рассматриваемого признака - функций должностного лица - регламентируется законами, иными нормативными правовыми актами, а также приказами или распоряжениями управомоченных органов или должностных лиц. При этом функции представителя власти определялись и определяются, исходя из отнесения органа к государственному органу той или иной ветви власти и категорий лиц к числу представителей власти Конституцией РФ, федеральными законами РФ «О Счетной палате Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ, «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2006 г., «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ законами РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 с последующими изменениями и дополнениями, «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, указами Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32, «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11 января 1995 г. № 33 и другими законами РФ, указами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами. Так, должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти, признан управляющий Омским отделением Пенсионного фонда Российской Федерации Каменев, поскольку «согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации по своему юридическому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом Российской Федерации». Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции должностного лица определяются как в законах или других нормативных правовых актах, так и на их основе приказами, распоряжениями и т. п. управомоченных органов или должностных лиц. Основываясь на содержащихся в них положениях, судебная практика не относит к числу должностных лиц, например, внештатных работников милиции, инженеров-строителей.

Второй признак, присущий должностному лицу, выражается в выполнении им охарактеризованных функций постоянно, временно или по специальному полномочию. При очевидности понимания терминов «постоянно» и «временно» отсутствовало единство в толковании словосочетания «по специальному полномочию».

В теории отечественного уголовного права применительно к УК РСФСР 1960 г. обоснованно отмечалось, что наделение должностного лица правами и обязанностями по специальному полномочию должно носить характер правового акта и оформляться приказом, решением коллектива и т. п.. Вместе с тем в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда СССР № 16 от 23 сентября 1977 г. с изменениями от 26 апреля -1984-г.-разъяснялось, что «в силу закона уголовной ответственности за получение взятки подлежат должностные лица, а также работники, временно исполняющие обязанности должностного лица хотя бы и по устному распоряжению руководителя, обладающего соответствующими полномочиями, в случае получения взятки в связи с исполнением этих временных обязанностей (разрядка моя. - Авт.)».

Применительно к УК РФ 1996 г. в абзаце втором п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» обращено внимание на то, что «выполнение перечисленных функций (представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных. - Авт.) по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)».

На основании приведенных разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г., под специальным полномочием необходимо понимать лишь такое, которое официально оформлено в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом.

Третьим признаком, свойственным должностному лицу, является выполнение лицом охарактеризованных функций только, разумеется, альтернативно, в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ.

Таким образом, должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному официально оформленному полномочию осуществляющее функции представителя власти, то есть представляющее законодательную, исполнительную, судебную власть или наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических или юридических лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях Российской Федерации.

В этой связи целесообразно внести в примечание 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г. дополнения, состоящие, во-первых, в указании на официальное оформление специального полномочия и, во-вторых, в определении в нем признаков представителя власти с исключением в этом случае примечания к ст. 318 данного УК. Кроме того, представляется весьма рациональным предложение «исключить из примечания к ст. 285 слова «в статьях настоящей главы», заменив их выражением «в статьях настоящего Кодекса», то есть распространить определение должностного лица, содержащееся в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 1996 г., на все нормы этого УК, как это сделано в отношении определений лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации, соответственно в примечаниях 2 и 3 к данной статье.

Представляется важным обратить внимание на то, что помимо определения понятия должностного лица в УК РФ 1996 г., это понятие, отсутствовавшее в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., включено в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г., где оно определено в примечании к ст. 2.4. На основании этого примечания «под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица,- если законом не установлено иное». Сравнение определения должностного лица, содержащегося в примечании 1 к ст. 285 с учетом примечаний 2 и 3 к этой статье и примечания к ст. 3 J 8 УК РФ 1996 г., и определения того же понятия, сформулированного в примечании к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях 2001 г., показывает, что последнее значительно шире, поскольку включает еще в частности, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной "организации, определение которых дано в примечании 1 к ст. 201 УК РФ. Соотношение этих понятий и обоснование различий между ними освещаются в юридической литературе. Различия указанных понятий свидетельствуют о наличии в законодательстве РФ двух понятий должностного лица - уголовно-правового и административно-правового. В уголовном праве - законодательстве, правоприменительной практике по уголовным делам, теории - необходимо исходить из уголовно-правового понятия должностного лица. Именно это понятие положено в основу данного исследования.

Наряду с понятием должностного лица, определенном в примечании 1 к ст. 285 и примечании к ст. 318 УК РФ 1996 г., как специального субъекта должностного преступления, в отдельных статьях этого УК называется и (или) определяется должностное лицо, представляющее собой узкоспециального субъекта такого преступления. Узкоспециальный субъект должностного преступления вычленяется по одному из двух критериев: 1) уровню занимаемой должности и 2) наименованию конкретной должности.

По первому критерию к категории узкоспециальных субъектов должностных преступлений относятся лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, и лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, являющиеся субъектами преступлений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 3 ст. 290 и ч. 2 ст. 354 УК РФ 1996 г. Понятия этих лиц определены соответственно в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 названного УК.

На основании второго критерия к указанной категории субъектов относятся такие, как глава органа местного самоуправления, являющийся субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК РФ 1996 г.; прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, - ст. 300, чч. 2 и 3 ст. 303; следователь, лицо, производящее дознание, - ст. 302; судья - ст. 305 этого УК. Понятия перечисленных лиц определены: главы органа местного самоуправления - в ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, главы муниципального образования, равнозначного понятию главы органа местного самоуправления, - в ч. 1 ст. 36 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2006 г.; прокурора - ч. 1 ст. 37 УПК РФ 2001 г.; следователя - ч. 1 ст. 38 этого УПК; лица, производящего дознание, именуемого в УПК РФ 2001 г. дознавателем, - ч. 1 ст. 41 и п. 1 ч. 2 ст. 40 данного УПК; судьи -ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ с последующими изменениями и дополнениями.

 

АВТОР: Аснис А.Я.