02.08.2011 3917

Узкоспециальные субъекты служебных преступлений (статья)

 

Иными субъектами служебных преступлений являются узкоспециальные субъекты должностных преступлений и субъекты отдельных видов других служебных преступлений, включая преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

К узкоспециальным субъектам должностных преступлений относятся должностные лица, дифференцируемые, как было отмечено, по двум критериям: 1) уровню занимаемой должности и 2) наименованию конкретной должности. Те и другие, являясь должностными лицами, характеризуются дополнительным признаком, предусмотренным УК РФ 1996 г.

Выделяемыми по уровню занимаемой должности являются названные ранее должностные лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эти лица являются субъектами преступлений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286, ч. 3 ст. 290 и ч. 2 ст. 354 УК РФ 1996 г. Понятия названных лиц определены в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 данного УК. Согласно примечанию 2 к этой статье «под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов», а примечанию 3 к данной статье «под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов».

По наименованию вычленяются такие категории должностных лиц как глава органа местного самоуправления, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, судья. Глава органа местного самоуправления является субъектом преступлений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 237, ч. 2 ст. 285, ч. 2 ст. 286 и ч. 3 ст. 290 УК РФ 1996 г.; прокурор - ст. 300, чч. 2 и 3 ст. 303; следователь -ст. 300, 302, чч. 2 и 3 ст. 303; лицо, производящее дознание, - ст. 300, 302, чч. 2 и 3 ст. 303; судья - ст. 305 УК РФ 1996 г. Понятия этих узкоспециальных субъектов в данном УК не определены. Их определения содержатся в нормах других отраслей российского законодательства.

Понятие главы органа местного самоуправления определено в ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, действующего до 31 декабря 2005 г., и цитированных в предыдущем изложении ч. 1 и пп. 1-4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2006 г., в которых глава органа местного самоуправления именуется главой муниципального образования. Эти словосочетания согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 г. равнозначны. На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 г. глава органа местного самоуправления - глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, п. 2 - избираемое гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и п. 3 этой статьи - наделенное собственной компетенцией по решению вопросов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, причем избранное населением - могущее быть наделенным еще и правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях последнего. В целом аналогично данное понятие определяется в юридической литературе. При этом в судебной практике главой органа местного самоуправления - главой муниципального образования - признается глава именно муниципального образования, а не глава территориального структурного подразделения муниципального образования. Так, не был признан главой органа местного самоуправления Жгилев, являвшийся главой администрации Юкковской волости Всеволжского района Ленинградской области, так как из «Положения об администрации муниципального образования «Всеволжский район Ленинградской области» следует, что администрация волости является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования на правах юридического лица и подотчетна главе муниципального образования».

Понятия прокурора, следователя и лица, производящего дознание, определяются в УПК РФ 2001 г. На основании ч. 1 ст. 37 этого УПК «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». Полномочия прокурора перечислены в чч. 2-5 этой статьи и в соответствии с ее ч. 6 «осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами». Согласно ч. 1 ст. 38 УПК РФ 2001 г. «следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу». Его полномочия регламентированы в чч. 2 и 3 этой статьи. Лицо, производящее дознание, именуется, как было отмечено, дознавателем. В ч. 1 ст. 41 УПК РФ 2001 г. под названием «Дознаватель» указано, что «полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания», а в п. 1 ч. 2 ст. 40 данного УПК, поименованной «Органы дознания», - что на органы дознания возлагается, в частности, «дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса». Исходя из этих законоположений, лицо, производящее дознание возможно определить как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ 2001 г., осуществлять дознание по уголовному делу. Полномочия лица, производящего дознание, определены в чч. 2, 3 и 4 ст. 41, а органа дознания в целом - ст. 40 УПК РФ 2001 г. Следует отметить, что к лицам, производящим дознание, не относятся не обладающие их полномочиями другие сотрудники органов дознания. Например, Президиумом Верховного Суда РФ не были признаны субъектами преступления, предусмотренного ст. 302 УК РФ, К. и Р., являвшиеся старшими оперуполномоченными отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков РОВД.

Понятие судьи определено в ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, где установлено, что «судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».

Субъектами других видов служебных преступлений являются лица, конкретизированные, индивидуализированные в статьях Особенной части УК РФ 1996 г., по таким критериям, как: 1)их служебный или равнозначный ему статус либо 2) выполняемые ими служебные обязанности или возложенная на них по службе ответственность.

По первому критерию к субъектам указанных преступлений, ответственность за которые установлена соответствующими статьями УК РФ 1996 г., относятся: 1) член избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума (ст. 142, 142 УК РФ 1996 г.); 2) руководитель: а) предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности (ст. 145), б) организации (ч. 1 ст. 176, ст. 177, 193, 199 ), в) организации-должника (ст. 195), г) коммерческой организации (ст. 196, 197) или д) частной охранной или детективной службы (ст. 203); 3) индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 176, ст. 195, 196, 197, 199 ); 4) собственник: а) организации (ст. 199 ), б) организации-должника (ст. 195) или в) коммерческой организации (ст. 196, 197); 5) налоговый агент (ст. 199); 6) частный нотариус (ст. 202); 7) частный аудитор (ст. 202); 8) служащий частной охранной или детективной службы (ст. 203); 9) капитан судна (ст. 270); 10) педагог (ч. 2 ст. 150, ч. 2 ст. 151, ст. 156) либо 11) эксперт (ст. 307 УК РФ 1996 г.).

Понятия перечисленных лиц в УК РФ 1996 г. не определены. Ряд из них определяются в других законах либо на основании последних. Понятия – члена избирательной - комиссии, члена инициативной группы, члена комиссии по проведению референдума определяются на основании, в частности, Федерального конституционного закона РФ «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ, Федеральных законов РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ, «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ. Членом избирательной комиссии является лицо, назначенное членом альтернативно Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта РФ, территориальной (районной, городской или другой) избирательной комиссии или участковой избирательной комиссии по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборных органов субъектов РФ или местного самоуправления; членом комиссии по проведению референдума - лицо, назначенное членом альтернативно Центральной избирательной комиссии РФ, действующей в качестве Центральной комиссии референдума РФ, избирательной комиссии субъекта РФ, действующей в качестве комиссии субъекта РФ по проведению референдума РФ, территориальной (районной, городской или другой) по проведению референдума РФ или участковой комиссии по проведению референдума РФ; членом инициативной группы - лицо, избранное членом зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ инициативной группы по проведению выборов или референдума.

Понятие руководителя предприятия, учреждения, организации, включая коммерческую, частной охранной или детективной службы в законодательстве РФ не определено. Руководитель должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица - определен в ст. 2 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ как «единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности». Исходя из этого определения, а также норм, содержащихся в ст. 53 ГК РФ и Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 понятие руководителя предприятия, учреждения, организации, включая коммерческую организацию и организацию-должника, частной охранной или детективной службы в уголовно-правовом значении субъекта преступления необходимо, на наш взгляд, определить как физическое лицо, возглавляющее указанные предприятие, учреждение, организацию или службу, действующее от их имени без доверенности, назначенное или избранное в соответствии с законом и учредительными документами.

Понятие индивидуального предпринимателя основано на норме, установленной п. 1 ст. 23 ГК РФ, именуемой «Предпринимательская деятельность гражданина», согласно которой «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». На основании этой нормы под индивидуальным предпринимателем следует понимать физическое лицо - гражданина, - зарегистрированное в таком качестве, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Понятие собственника организации-должника и коммерческой организации базируется на нормах, закрепленных в ст. 209-213 ГК РФ и других статьях этого УК. Согласно этим нормам под собственником, в том числе организации-должника и коммерческой организации, в уголовно-правовом значении субъекта преступления необходимо понимать физическое лицо, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и которое вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.

Понятие налогового агента содержится в п. 1 ст. 24 части первой Налогового кодекса РФ 1998 г., где определено, что «налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов». В п. 3 этой статьи предусмотрены обязанности налогового агента, а в ее пункте 4 - ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Согласно пп. 2 ст. 9 названного Кодекса налоговыми агентами могут признаваться как организации, так и физические лица. Исходя из приведенных положений, налогового агента, являющегося физическим лицом, представляется обоснованным относить к категории лиц, занимающих служебное положение. Установление более узкого служебного статуса налогового агента уголовно-правового значения для квалификации преступления, ответственность за которое установлена ст. 199 УК РФ 1996 г., на наш взгляд, не имеет.

При определении понятия частного нотариуса важно обратить внимание на то, что используемое в ст. 202 УК РФ словосочетание «частный нотариус» идентично словосочетанию «нотариус, занимающийся частной практикой», используемому в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462-1На основании ч. 2 ст. 1 этих Основ «нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой»; ч. 1 ст. 2 - «на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности»; ст. 8 под названием «Нотариус, занимающийся частной практикой» - «нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации». В соответствии с цитированными нормами понятие частного нотариуса - нотариуса, занимающегося частной практикой, - необходимо определить как физическое лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности, квалификацию и права, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, занимающееся частной практикой. В связи с отмеченным различием в терминологии представляется целесообразным ее унифицировать, заменив в ст. 202 УК РФ словосочетание «частный нотариус» на словосочетание «нотариус, занимающийся частной практикой».

Определение понятия частного аудитора вызывает значительные трудности, обусловленные отсутствием аналогичного понятия в Федеральном законе РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 этого Закона «аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей...»; п. 5 данной статьи «аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее -индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги»; ч. 1 ст. 3, именуемой «Аудитор», - аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора»; ч. 1 этой статьи - «индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности»; ст. 4 с наименованием «Аудиторская организация» - «аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги». В теории уголовного права относительно понятия частного аудитора высказаны различные суждения. Так, Н. Егорова замечает, что «нельзя согласиться с B.C. Буровым, утверждающим, что государственных аудиторов не бывает - все аудиторы являются частными» (Буров ВС. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Комментарий законодательства и справочные материалы. Ростов н/Д, 1997. С. 83, 87). Аудиторы - должностные лица, есть, например, в Счетной палате РФ, имеющей статус государственного органа (ст. 6 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ..., 1995. № 3. Ст. 167)».

Э. Скрябин указывает, что «в силу ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»...аудитором признается физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, осуществляющее аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица... Поскольку под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, частным аудитором, видимо, следует признавать не состоящего на государственной службе аудитора, осуществляющего аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации, не являющейся государственным органом, или в качестве лица, привлекаемого такой аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица». Анализ приведенных положений позволяет заключить, что Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. регламентирует деятельность и статус только частных аудиторов. На этом основании частным аудитором необходимо признавать физическое лицо, осуществляющее аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или индивидуального аудитора без образования юридического лица, не являющееся аудитором - служащим, в частности должностным лицом органов, учреждений и т. д., перечисленных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

Понятие служащего частной охранной службы в законе не определено. Это понятие отсутствует и в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1в котором используются равнозначные ему понятия «персонал охранных предприятий» и «охранники». Основываясь на нормах, закрепленных в ст. 11 и ч. 3 ст. 3 названного Закона РФ от 11 марта 1992 г., под служащим частной охранной службы - персоналом, охранником частного охранного предприятия - следует понимать служащего предприятия, имеющего лицензию на оказание охранных услуг и занимающегося в соответствии с лицензией оказанием таких услуг, как защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Определение понятия частного детектива содержится в ч. 1 ст. 4, именуемой «Частный детектив», упомянутого Закона РФ от 11 марта 1992 г., согласно которой «частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона». В соответствии с ч. 2 ст. 3 этого Закона в целях сыска разрешается оказывать такие услуги, как сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, причем по уголовным делам с письменным уведомлением в течение суток с момента заключения контракта лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.

Понятие капитана судна в УК РФ 1996 г. и другом законе не определено. В теории уголовного права под капитаном судна понимается «капитан любого водного (морского или речного, пассажирского или торгового) судна... Субъектом преступления (предусмотренного ст. 270 УК РФ. - Авт.) может быть и лицо, временно выполняющее обязанности капитана... и шкипер самоходной баржи».

Понятие педагога в законе не определено. В русском литературном языке педагог определяется как воспитатель - «лицо, ведущее практич. работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее спец. подготовку в этой области (учитель общеобразоват. школы, преподаватель проф. техн. уч-ща, ср. спец. уч. заведения, воспитатель детского сада и т. д.)». Поскольку в ст. 156 УК РФ используется словосочетание «педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять-надзор за несовершеннолетним», постольку под педагогом в уголовно-правовом значении субъекта преступления необходимо понимать физическое лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению несовершеннолетних, имеющее специальную подготовку в этой области, являющееся работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними.

Понятие эксперта определено в ч. 1 ст. 57 УПК РФ 2001 г., на основании которой «эксперт - лицо, обладающее специальными познаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения».

По второму критерию - выполняемым служебным обязанностям или возложенной по службе ответственности - к субъектам служебных преступлений относятся соответственно две категории лиц: 1) лица, выполняющие определенные служебные обязанности, и 2) лица, на которых возложена по службе определенная ответственность.

Первую категорию составляют лица, на которых возложены по службе обязанности по: 1) соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда (ст. 143 УК РФ 1996 г.), 2) воспитанию несовершеннолетних и надзору за ними (ст. 156), 3) соблюдению правил пожарной безопасности (ст. 219), 4) охране огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 225), 5) соблюдению правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 ), 6) обеспечению информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности (ч. 1 ст. 237) и 7) соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (ст. 263 УК РФ 1996 г.).

Вторая категория представлена лицами, на которых возложена по службе ответственность за: 1) разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ 1996 г.), 2) незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца (ч. 2 ст. 183), 3) соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), 4) техническое состояние транспортных средств (ст. 266), 5) разглашение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283), 6) нарушение правил обращения с содержащими государственную тайну документами либо с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 284) и 7) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ 1996 г.).

Перечисленные обязанности и ответственность регламентированы различными законами, другими нормативными правовыми актами, а также разнообразными правилами, установленными в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, на предприятиях ив организациях.

Аналогично охарактеризованным понятия отдельных из иных субъектов служебных преступлений определяются в научных трудах, специально посвященных раскрытию содержания соответствующих составов преступлений.

Изложенное позволяет констатировать, во-первых, наличие весьма широкого круга иных субъектов служебных преступлений, во-вторых, расконцентрированность определений ряда из них по различным законам, в-третьих, отсутствие определений части из них в законах или других нормативных правовых актах и, в-четвертых, возможность фиксации их значительного числа на основании анализа различных законов, других нормативных правовых актов или разнообразных правил.

 

АВТОР: Аснис А.Я.