03.08.2011 4568

Особенности уголовной ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статья)

 

Уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб и коммерческий подкуп, - предусмотренные соответственно ст. 201, 202, 203 и 204 главы 23 УК РФ 1996 г., ограничена нормой, содержащейся в примечании 2 к ст. 201 данного УК. На основании этого примечания «если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия». Дополняющая и уточняющая цитированную разъяснительная норма содержится в примечании 3 к той же статье, в котором указано, что «если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях».

Приведенные нормы по своей юридической природе являются одновременно уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными, причем в большей степени процессуальными, на что справедливо обращается внимание в юридической литературе. Эти нормы относятся к категории бланкетных, поскольку содержание понятий коммерческих и некоммерческих организаций раскрывается в ст. 50 ГК РФ, именуемой «Коммерческие и некоммерческие организации», в которой указано:

«1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов».

Оговорка в примечании 2 к ст. 201 УК РФ 1996 г., ограничивающая возможность уголовного преследования только по заявлению или с согласия лишь той коммерческой организации, которая не является государственным или муниципальным предприятием, обусловлена тем, что на основании п. 2 ст. 50 ГК РФ последнее отнесено к числу коммерческих организаций, наряду с хозяйственными товариществами и обществами и производственными кооперативами, а использование в этом примечании термина «исключительно» спроецировано на норму, содержащуюся в п. 4 ст. 50 ГК РФ, и означает, что к числу коммерческих организаций в смысле данного примечания не относятся объединения коммерческой и некоммерческой организаций в формах ассоциации или союза.

Синтезируя изложенные положения, основанные на анализе и сопоставлении норм, содержащихся в примечаниях 2 и 3 к ст. 201 УК РФ и ст. 50 ГК РФ, необходимо заключить, что уголовное преследование за вред, причиненный исключительно коммерческой организации, только по заявлению или с согласия этой организации может осуществляться лишь при наличии совокупности следующих условий: 1) коммерческая организация не является государственным или муниципальным предприятием, 2) коммерческая организация не является объединением коммерческой и некоммерческой организаций, 3) вред не причинен интересам других организаций независимо от их статуса, то есть как коммерческих, так и не коммерческих, и 4) вред не причинен интересам граждан, общества или государства.

Как правильно отмечается в юридической литературе, «в случае, когда деянием причиняется вред исключительно интересам коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, противоречие данного деяния законным интересам организации носит относительный характер, то есть определяется с учетом мнения организации (по заявлению данной организации или с ее согласия - примечание 2 к ст. 201 УК РФ). Например, в случае совершения деяния генеральным директором акционерного общества, которое нанесло вред лишь данному АО, требуется заявление или согласие общего собрания акционеров или совета директоров».

Отмеченное позволяет констатировать, что для осуществления уголовного преследования за вред, причиненный интересам коммерческой организации, заявление или согласие этой организации не требуется тогда, когда вред причинен интересам альтернативно, во-первых, государственного или муниципального предприятия либо, во-вторых, объединения коммерческой и некоммерческой организаций либо, в-третьих, других организаций либо, в-четвертых, граждан, общества или государства. В этих случаях уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

 

АВТОР: Аснис А.Я.