04.08.2011 2755

Субъект служебных преступлений (статья)

 

Признаки, характеризующие субъект любого служебного преступления, подразделяются на общие и специальные. К общим относятся признаки названного субъекта, присущие субъекту как служебного, так и всякого другого преступления, а к специальным -только служебного преступления.

Общие признаки субъекта преступления определены в ст. 19 УК РФ 1996 г. и конкретизированы в ст. 20 и 21 этого УК. В соответствии со ст. 19, именуемой «Общие условия уголовной ответственности», «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом»; ч. 1 ст. 20, названной «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста», ч. 2 этой статьи «лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за... хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229)...», которые могут быть совершены согласно п. «в» ч. 3 ст. 226 и п. «в» ч. 2 ст. 229 лицом с использованием своего служебного положения; ч. 1 ст. 21 с наименованием «Невменяемость» «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики».

Специальные признаки субъекта служебного преступления представляется целесообразным дифференцировать на две группы, отнеся к первой признаки, присущие субъекту любого служебного преступления, а ко второй - характеризующие ограничение возраста и иные особенности данного субъекта.

Содержание признаков субъекта служебного преступления первой группы с достаточной, на наш взгляд, полнотой раскрыто в предыдущем изложении при рассмотрении понятий субъекта отдельных групп и видов служебных преступлений - должностного лица, государственного служащего и служащего органа местного самоуправления, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, и иных субъектов этих преступных деяний, а суть указанных признаков в обобщенном виде с учетом специфики субъекта разных групп и видов названных преступлений отражена в определении субъекта служебного преступления.

Представляется возможным и обоснованным вычленить признаки, общие для субъекта любого служебного преступления. Такое вычленение представляет собой ориентир и в то же время критерий отграничения, а также индикатор обособления в самом общем виде субъекта любого, то есть какого бы то ни было, служебного преступления от иного лица, которое к данному субъекту отнесено быть не может.

Указанными общими признаками, по нашему мнению, являются:

1) занятие лицом служебного положения и (или) выполнение им служебных функций в соответствии с предоставленными ему полномочиями и правами и возложенными на него обязанностями в любых государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, коммерческих или иных организациях либо обладание правами собственника организации или индивидуального предпринимателя,

2) определение сущности служебного положения и (или) служебных функций либо отмеченных прав в общей форме в уголовно-правовой норме, предусмотренной в статье Особенной части УК РФ 1996 г., и конкретизация того и (или) другого в не уголовных законах и (или) иных нормативных правовых актах либо еще и в основанных на этих законах и актах положениях, приказах, распоряжениях и т.д. соответствующего органа, учреждения, организации, предприятия и т.д.;

3) официальное оформление служебного положения и (или) служебных функций приказом, договором и т.п., подписанным руководителем органа, учреждения, организации, предприятия и т.д., с одной стороны, и в установленной форме объявленным и (или) подписанным лицом, привлекаемым на службу и (или) для выполнения соответствующих служебных функций, - с другой,

4) занятие лицом служебного положения и (или) осуществление им служебных функций постоянно, временно или по специальному полномочию,

5) получение лицом, занимающим служебное положение и (или) выполняющим служебные функции, вознаграждения по месту службы, выплачиваемого за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, соответствующих органа, учреждения, воинского формирования, организации, либо собственником организации или индивидуальным предпринимателем доходов от их деятельности.

Синтезируя перечисленные признаки, субъект любого служебного преступления следует в сжатом виде определить как лицо, занимающее в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, коммерческой или иной организации постоянно, временно или по специальному полномочию за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета, служебное положение и (или) выполняющее служебные функции, предусмотренные в уголовном и других законах и (или) иных нормативных правовых актах или еще и в других официальных документах, при наличии официального оформления указанных положения и (или) функций, а также являющееся собственником организации или индивидуальным предпринимателем.

Ко второй группе специальных признаков, характеризующих ограничение возраста субъекта служебного преступления, относятся признаки, обусловливающие возможность признания таким субъектом лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, что вытекает из ч. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона РФ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, и из Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, либо двадцатипятилетнего возраста, который определен в Законе РСФСР «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 с последующими изменениями и дополнениями и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-I с последующими изменениями и дополнениями, поскольку названными законами установлен соответствующий! минимальный возраст поступления, призыва, назначения или избрания на службу. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет,...»; пп. «а» и «б» п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат «граждане мужского пола в возрасте от 18... лет...»; п. 2 ст. 37 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» «на должности районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет»; п. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» «судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста».

К специальным признакам второй группы, характеризующим иные особенности субъекта служебного преступления, относятся признаки, предусмотренные в ст. 199, 195, 196, 197 и 199 УК РФ 1996 г. Необходимость выделения и определения таких признаков, индивидуализирующих субъекта служебного преступления, обусловлена тем, что в перечисленных статьях названы собственник организации (ст. 199 ), организации-должника (ст. 195), коммерческой организации (ст. 196,197) и налоговый агент (ст. 199), которые могут быть не только физическими, но и юридическими лицами, а также органами или подразделениями последних. В этой связи, исходя из нормы, содержащейся в цитированной ст. 19 УК РФ 1996 г., согласно которой уголовной ответственности подлежит только физическое лицо, субъектом указанных преступлений возможно признавать только собственников названных организаций или налоговых агентов, являющихся физическими лицами. В следственной и судебной практике при расследовании и рассмотрении в суде конкретных уголовных дел об указанных преступлениях в сфере экономической деятельности не предвидится трудностей при установлении их субъекта, когда собственник той или иной из названных организаций или налоговый агент представлен единственным физическим лицом. Вместе с тем в иных случаях при установлении субъекта данных преступлений, связанном с вычленением конкретного физического лица, в частности, когда в качестве собственника организации выступает несколько физических лиц или налогового агента подразделение органа или организации, в следственной и судебной практике могут возникнуть значительные затруднения, порой непреодолимые.

 

АВТОР: Аснис А.Я.