11.08.2011 10379

Состояние причинного комплекса преступности несовершеннолетних в современных условиях (статья)

 

Познание факторов, детерминирующих преступность и конкретные преступления, возможно только на определенной методологической основе. В этой связи следует определиться относительно того, что в философии понимается под категориями причины и условия, их связями, соотношениями и последствиями. Это объективная основа для познания системы криминогенных детерминант преступности в целом и преступности несовершеннолетних в частности.

Преступность несовершеннолетних - это часть преступности в обществе, она развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом.

Вместе с тем несомненно существуют факторы и обстоятельства, относящиеся к возрастным, социальным, психологическим особенностям, характерные именно для преступности несовершеннолетних как особой социальной группы.

Девиантное, в том числе противоправное и преступное, поведение несовершеннолетних, несмотря на некоторые периоды снижения числа совершаемых ими преступлений, обнаруживает негативную постоянную количественную и качественную динамику.

За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2-3 раза. При этом преступность несовершеннолетних в России растет примерно в шесть раз быстрее, чем изменяется общее число этой возрастной группы.

В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминогенно зараженных категорий населения.

Для несовершеннолетних стали типичными немотивированная агрессия и жестокость. Более того, преступность несовершеннолетних приобретает черты подросткового бандитизма.

Специфика преступности несовершеннолетних в самом общем приближении может быть обозначена рядом криминологических характеристик:

1. многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних преступников;

2. значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии с взрослыми преступниками;

3. рост преступности несовершеннолетних происходит в период сокращения общей численности этой возрастной группы;

4. преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную динамику по сравнению с преступностью в целом;

5. несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, поскольку принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;

6. криминогенно активные несовершеннолетние продолжают преступную деятельность после достижения возраста уголовной ответственности, благодаря чему преступность несовершеннолетних постоянно возрождается.

Следовательно, проблема преступности несовершеннолетних - это, в конечном счете, проблема преступности в целом (можно сказать, и взрослой преступности). Очевидно, что позитивное воздействие на преступность с целью ее снижения (речь не идет о ликвидации) возможно лишь на основе глубокого понимания факторов, которые обусловливают существование этого негативного социального феномена.

Изучение причин преступности - основа разработки мер борьбы с этим явлением, ибо «причинное отношение означает предсказуемость».

Это в полной мере относится и к причинам преступности несовершеннолетних, хотя очевидно, что это криминально-правовое явление имеет свою специфику. Тем не менее следует исходить из того, что причинность преступности несовершеннолетних по своим основным составляющим принципиально не отличается от причин преступности в целом.

Ответ на вопрос «почему существует преступность» - главный в криминологии. Эта наука имеет «дело непосредственно с реальностью, она пытается выявить реальности уголовного и антиобщественного поведения и повлиять на них».

Однако эти, в принципе, практические задачи невозможно решить без философского, методологического подхода к проблеме причин преступности. На пути познания феномена преступности и ее причинного объяснения криминология движется не слишком продуктивно и более того, с отступлениями от, казалось бы, устоявшихся позиций. Известно, как трудно объяснять причины человеческих поступков. Но преступления - варианты человеческих поступков и, следовательно, объяснить их причины по крайней мере столь же сложно. Некоторые криминологи высказывают сомнения относительно ценности и возможности объяснения причин преступности и в связи с этим вместо термина «причина» используют термин «фактор». Такая позиция, однако, не имеет перспективы и никак не усилит продуктивность объяснительной функции криминологии. Она невозможна без обращения к методологии криминогенной детерминации. Не случайно многие относящиеся к ней спорные вопросы почти адекватно отражают спорность соответствующих философских учений.

Причинность - одна из форм детерминации. Причина - это явление (система), порождающее, производящее другие явления (системы) - следствия. Причина и следствие соединены между собой объективной и закономерной связью.

Причинность в общественной жизни может быть прослежена на общесоциальном, групповом и индивидуальном уровнях.

Для действия причины необходимы условия, то есть те обстоятельства, которые создают возможность возникновения и проявления причины, порождающей следствие.

В ряде научных трудов по криминологии проводится четкое разграничение причин и условий преступности, основанное на генетическом характере причины. Такое разграничение, однако, относительно. Практически одни и те же факторы при определенных обстоятельствах могут выступать как причины и как условия совершения преступлений. В различных сочетаниях они могут порождать различные виды преступлений. Можно спорить, способны ли порождать преступность только негативные обстоятельства или и «самые позитивные факторы», если они взаимодействуют с негативными, но только генетический характер делает тот или иной фактор причиной.

Личности различного типа по-разному реагируют даже на самые негативные обстоятельства внешнего характера: один субъект в данных обстоятельствах совершит преступление, другой не пойдет на это именно потому, что он внутренне органически законопослушен. Все внешние факторы проходят через сознание личности, и субъективные факторы всегда «работают» в криминологической детерминации. Поэтому недостаточно констатировать связь тех или иных факторов с преступным поведением, необходимо выявить характер этой связи, определить, в каких своих конкретных проявлениях, в совокупности с какими иными факторами и в каких ситуациях то или иное обстоятельство порождает преступное поведение. По логике этого рассуждения не существует какой-то общей, основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии.

Представляется, что это правильная позиция с тем, однако, уточнением, что все причинные факторы преступности, индивидуального преступного поведения (внешние и внутренние) опосредуются биологической предрасположенностью человека, как к добру, так и злу.

В сущности, это концепция интеракционизма, в соответствии с которой в ситуации преступного поведения одновременно проявляют себя и внешние условия, и личностные данные. Здесь именно взаимодействие социальной среды и личности в определенных условиях и означает процесс порождения преступного поведения, а не сами факторы, относящиеся к среде и личности.

Необходимо согласиться, что причины преступления - это факторы, оказавшие решающее воздействие на их детерминацию.

Причинами совершения преступления в одних случаях и для одних лиц могут быть социальные, в других случаях и для других лиц - психологические, в третьих случаях и для третьих лиц - биологические (генетические или патологические, в т.ч. психиатрические и т.д.) факторы, но неизбежно во взаимодействии биологического и социального. Для несовершеннолетних особое значение имеют психологические факторы.

Преступность как биосоциальное явление означает, что любое преступление есть результат взаимодействия, переплетенного, двухстороннего влияния как биологических, так и социальных факторов. Однако в одних преступлениях сильнее влияние биологического (насильственные, половые преступления), в других - социального (политические, корыстные преступления).

Отрицательные социальные явления, процессы через физиологическую деградацию, психические заболевания и наркотизацию увеличивают масштабы и роль криминогенного влияния биологических факторов. Таким воздействием социальных условий можно объяснить тот факт, что число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3 классах, до 16% - в 9-х классах.

Во второй половине прошлого века обозначился отказ ряда криминологов, (это относится к представителям и социологической и клинической криминологии) «от концепции причинности и обращению к ней только для обозначения функционального взаимоотношения между определенными элементами или фактами».

Так, например, клиническая криминология сводит объяснение к опасному состоянию. Этот подход представляется малопродуктивным, поскольку, во-первых, объективно препятствует реализации аналитической функции криминологии; во-вторых, идея воздействия лишь на последствия событий приводит к концепции так называемого контроля над преступностью, которая рассматривается как нормальное для общества явление, если не превосходит определенного для каждого социального типа уровня.

Идея нормальности преступности принадлежит Э. Дюргейму, полагавшему, что «...преступление наблюдается не только в большинстве обществ того или иного вида, но во всех обществах всех типов. Нет такого общества, в котором не существовала бы преступность». Итальянский криминолог Ч. Ломброзо полагал, что преступность столь же естественное явление, как рождение, смерть и зачатие. В работах современных зарубежных криминологов мы находим утверждение, что, преступность существует потому, что таков человек.

Теория преступности как социальной нормы, фактора общественного здоровья в отечественной криминологии развивается российским криминологом Д.А. Ли, который утверждает, что «в нормально функционирующем обществе как системе количество преступников не должно превышать числа, равного 5,6% от общей численности населения, или наоборот, социальной системе потребно иметь именно такое количество преступников для своего нормального функционирования и развития».

Необходимо разделить мнение криминологов, которые критически относятся к смешению понятий «закономерность» преступности и «нормальность» преступности. Действительно, то, что определенные факторы с неизбежностью порождают массовое нарушение уголовного запрета - это одно, но то, что такое положение можно считать нормальным, - это уже совсем другое. По логике этого утверждения и преступность несовершеннолетних можно признать нормальным явлением в обществе.

Вышеизложенное свидетельствует о следующем:

а) причинную детерминацию преступности и преступления следует искать во взаимодействии внутренних и внешних факторов;

б) причины совершения преступления конкретными людьми могут быть самыми разными;

в) в криминогенной детерминации личностные (субъективные) и внешние (объективные) факторы выступают в различных сочетаниях, но всегда во взаимодействии;

г) в принципе нет детерминационных факторов, которые могут «ответить» за все преступления, быть априорно названы причиной любого преступления, которое будет совершено. Это в полной мере относится к преступности несовершеннолетних, представляющих собой социальную группу, специфика которой в первую очередь определяется возрастными параметрами и особенностями возрастной психологии. Иными словами, детерминация преступности несовершеннолетних подчиняется тем же закономерностям, что и криминогенная детерминация всей преступности, но включает ряд детерминант, имеющих большую или исключительную значимость в механизме девиантного и преступного поведения несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних - наиважнейшая по социальной значимости и криминологическим последствиям часть преступности в целом. По состоянию преступности несовершеннолетних как объективному критерию судят о нравственности общества. Еще в восьмидесятых годах XIX века этой проблеме была дана нелицеприятная оценка: «...неотразимая, страшно крикливая улика против того преступника, который называется обществом! Это - самое потрясающее «вещественное доказательство» глубокой общественной порчи, подрыва семьи и бедственного положения массы! Без сомнения, из всех нравственных аномалий и человеческих уродств, порождаемых современным состоянием общественного союза, малолетний преступник - самое ужасное уродство и наиболее злокачественное болезненное явление!».

Причины преступности и преступного поведения на уровне конкретных преступлений, как это следует их изложенных выше общих рассуждений, в конечном счете сводятся к взаимодействию внутренних (личностных) и внешних (ситуативных, в том числе личностно формирующих) факторов. Соответственно, по этой же схеме функционируют и факторы детерминации преступности несовершеннолетних.

Их можно разделить на две группы:

1. причины, связанные с личностными особенностями несовершеннолетних;

2. причины, порожденные недостатками общественного устройства, каждую из которых далее рассмотрим «пофакторно» (применительно к каждому фактору или нескольким сгруппированным факторам). В принципе, они имеют ту же структуру (или систему), что и факторный комплекс преступности в целом. И здесь в первую очередь необходимо обратиться к обстоятельствам «появления» криминогенных личностей, которые рано или поздно (несовершеннолетние, естественно, рано) проявляются в совершении преступлений.

В основе индивидуального преступления проявляются как ситуация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности. При всех сущностных ее различиях у конкретных лиц она с наибольшей очевидностью реализуется в стремлении и готовности удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей - часто примитивных или гиперболизированных до псевдоуровня - любым путем, в том числе и преступным. У таких индивидуумов возникает и закрепляется система побуждений, выступающих в роли субъективного компонента причины конкретного (индивидуального) преступления.

Конкретная направленность преступной мотивации может быть различной. Это в полной мере относится и к несовершеннолетним.

С учетом ее характера и содержания выделяется ее мотивация, отражающая:

- негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности (жизни, здоровью, телесной и имущественной неприкосновенности, чести, достоинству и т.п.);

- корыстно-собственнические тенденции, материально-корыстную заинтересованность в виде корысти;

- индивидуалистическо-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам и требованиям, своим гражданским, семейным и прочим обязанностям;

- легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к этим же институтам, требованиям и обязанностям.

Естественно, конкретное содержание мотивов специфически преломляется через особенности психики несовершеннолетних.

В большей или меньшей степени (независимо от того, какой характер мотивации типичен для того или иного индивида) особенностями мотивационной сферы лиц, совершивших преступление, являются:

1. антисоциальность мотивов, большей частью проявляющуюся в узколичностных побуждениях субъекта;

преобладание материальных и естественных побуждений над духовными;

2. доминирование побуждений (например, влечений), а не долга;

3. господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами;

4 низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества». Для несовершеннолетних наиболее актуальны мотивы, отмеченные выше как второй, третий и четвертый.

Негативные, антиобщественные установки, значимые в криминогенно-детерминистском отношении, появляются не сами по себе. Они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения, и с этого момента возникает для каждого конкретного индивидуума криминологическая ситуация, которая включает все этапы преступного механизма:

а) формирование личности с определенными нравственно-психологическими деформациями;

б) жизненную ситуацию, в которой формируется конкретное намерение совершить преступление;

в) обстановку, способствующую совершению преступления (в широком смысле все это - предкриминальная обстановка);

г) само преступление;

д) постпреступная ситуация.

Этап формирования личности часто так далеко стоит от момента совершения конкретного преступления, что нередко как бы «размывается», хотя объективно именно с него начинается движение криминологического механизма. Обращаясь к условиям негативного формирования личности, необходимо рассмотреть первый, исходный этап криминологической ситуации, представляющий индивидуализированный вариант совокупного влияния макро- и микросреды на конкретного субъекта. (По существу, можно говорить о макро и микро ситуациях формирующего характера).

1) Факторы, связанные с личностными особенностями несовершеннолетних, детерминирующие их противоправное и преступное поведение, представленные далее, реализуются самостоятельно и во взаимодействии.

1.1. Полимотивированная агрессивность, немотивированная агрессия и жестокость - черты подросткового бандитизма. Растет агрессивность среди подростков, в том числе школьников. Хотя тяжкие насильственные преступления несовершеннолетних относительно редки (2-3% убийств /с покушениями/, до 3% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, около 8-9% изнасилований /с покушениями/), они в последние годы чрезвычайно интенсивно пополняют группу совершающих преступления насильственного характера.

В Северо-Западном федеральном округе в 2002, 2003, 2004 годах несовершеннолетними совершено убийств - 108, 114, 119 соответственно, в том числе только несовершеннолетними - 70, 82, 98 (+10,2% по отношению к 2002 г.); умышленных тяжких причинений вреда здоровью - 244, 261, 277, в том числе только несовершеннолетними - 165, 183, 193 (+13,5% по отношению к 2002 г.).

По данным исследования, проведенного в Калининграде и области, насильственные преступления, совершенные несовершеннолетними по мотивам корысти, составляют 31,1%, мести - 11,9, ревности - 2,5, стремления к самоутверждению - 32,8, в силу конформизма (за компанию) - 17,9%. Показательно, что совершили насильственные преступления, не думая о последствиях, то есть «дали волю» личностной агрессивности, почти половина - 46% несовершеннолетних.

1.2. Рост корыстной агрессии. Так, в преступности несовершеннолетних кражи составляют 60% всех преступлений, более 10% - грабежи и разбои, около 2% - вымогательство. В Северо-Западном федеральном округе несовершеннолетними совершено краж в 2001, 2002, 2003 годах - 6647, 7042, 7380 соответственно, в том числе только несовершеннолетними 4409, 4929, 5589 (+11,0 по отношению к 2002 г.); грабежей, 1408, 1470, 1708, в том числе только несовершеннолетними 979, 1102, 1316 (+21,3% по отношению к 2002 г.); разбоев - 553, 554, 597, в том числе только несовершеннолетними 243, 248, 339 (+8,0 по отношению к 2002 г.). Следует также отметить, что в настоящее время несовершеннолетние совершают кражи преимущественно по корыстным мотивам, тогда как раньше эти мотивы присутствовали только в 25-30%, а в остальных случаях преобладали мотивы солидарности и желания самоутвердиться.

Устойчивость корыстной мотивации очевидна: среди совершивших преступления неоднократно (их 23,5% от количества судимых несовершеннолетних) были ранее судимы за кражи, грабежи, разбои 80,9%.

1.3.Подростковый нигилизм, причем в душе внешне беспристрастных людей кипят страсти, за грубостью скрывается робость.

1.4. Сексуальная агрессия.

В 2002, 2003, 2004 годах в округе совершено изнасилований соответственно - 55, 72, 64, в том числе только несовершеннолетними - 37, 40, 37 (+16,4% по отношению к 2002 г.).

1.5. Хулиганская мотивация.

1.6. Катастрофическое снижение интеллектуального потенциала.

Отклонения от нормы в психическом развитии отмечаются у правонарушителей в несколько раз чаще, чем в возрастной группе в целом. Среди подростков правонарушающего поведения преобладают лица с психопатическими чертами личности, задержкой в умственном развитии, страдающие неврозами.

1.7. Склонность и даже привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ: 10,8% несовершеннолетних употребляют спиртные напитки, наркотики и токсические вещества, а 50,5% совершили преступления в нетрезвом состоянии.

1.8. Детерминированное социальными и психологическими особенностями несовершеннолетних стремление к группированию, в том числе - и оппозиционному по отношению к обществу и его нравственным и правовым установлениям.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация преступного поведения несовершеннолетних включает корыстный жестокий, агрессивный, сексуальный, эгоистический, подражательский, солидарный мотивы, мотив самоутверждения, мотив социальной безответственности и легкомыслия, мотив отчуждения и противостояния.

2) Факторы, порожденные недостатками общественного устройства, включают:

2.1. Рост безработицы, которая, как известно в первую очередь оказывает негативное влияние на несовершеннолетних старших возрастов и взрослую молодежь, поскольку им тяжелее всего найти подходящие для них рабочие места из-за отсутствия надлежащей квалификации и опыта работы. Безработица становится мощным стимулом формирования криминальной психологии.

Ежегодно преступления совершают 3,3-4 тыс. несовершеннолетних, официально признанных безработными. В целом среди несовершеннолетних, совершивших преступление, доля социально незанятых доходит до 60%.

Детерминанты криминального насилия - бедность, резкая несправедливая имущественная дифференциация населения, низкий уровень его доходов. По данным М.М. Миненка, легальный доход 93% несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, был ниже прожиточного минимума, а 79,3% имели доход в 2-3 раза ниже прожиточного минимума. Такая ситуация ставит значительную часть населения на грань нищеты с ярко выраженным криминогенным потенциалом. Низкие ресурсные возможности бедных, прежде всего имущественные, материальные, негативно сказываются на социализации людей, особенно подростков. У них мало шансов по сравнению с детьми из богатых семей добиться материального благосостояния, реализовать потребности, интересы, социальные притязания, образовательные, познавательные возможности. Безысходность такой перспективы приводит к отчуждению, агрессии, насилию.

Максимальная криминогенность противоречия между богатыми и бедными в России определяется осознанием большинства россиян несправедливости материальной дифференциации. Напряженность между богатыми и бедными усиливается презрением и пренебрежением первых ко вторым. Это озлобляет и инициирует корыстные устремления к приобретению материальных благ даже путем насилия.

Особую опасность представляет готовность к насилию значительной части молодежи, считающей приемлемым для себя приобретение материальных благ любым насильственным способом, включая убийство.

2.2. Негативные процессы, оказывающие влияние на формирование личности несовершеннолетних.

На личность воздействуют и проявляются в конечном итоге в причинах индивидуального преступного поведения факторы социальной среды, как на макро, так и на микро уровнях, тем более что различия между микро- и макросредой относительны.

Микросреде в механизме формирования личности принадлежит особая роль. Микросреда опосредует влияние макросреды. Микросреда способна формировать взгляды и оценочные стереотипы, в том числе аморального и противоправного характера, ориентированные на определенные социальные группы.

Представляется необходимым рассмотреть основные составляющие микросреды, наиболее активно влияющие на формирование личности несовершеннолетних: семья, бытовое окружение, иные составляющие микросреды, взрослые лица, вовлекающие в совершение преступлений и др.

Влияние семьи, семейного воспитания неодинаково на различных этапах жизни человека: оно, как правило, наиболее значимо в детские и юношеские годы.

В юридической литературе высказано мнение, что криминальное насилие и агрессия несовершеннолетних на индивидуальном уровне формируется уже в младенческом возрасте вследствие разрушения мотивации зависимости от родителей.

Если семейное влияние положительное, то личность ребенка формируется в положительном плане, (но, естественно, не всегда, если иные влияния окажутся сильнее). При негативном влиянии и результат чаще всего негативен.

Семья - это первоначальная социализация формирования личности несовершеннолетнего, в том числе и в криминальном плане, поскольку часто она сама превращается в криминогенную группу, становится источником формирования преступного группового поведения у подростков.

Во всяком случае, связь семейного воспитания и правонарушающего поведения не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц (т. е. на этапах более отдаленных от детского и юношеского возраста) прослеживается и в многочисленных исследованиях, и в правоохранительной практике. Показательно, что в Северо-Западном федеральном округе в 2005 году 13724 несовершеннолетних (43%), состоящих на учете, воспитываются в неполной семье, 8% (2084 чел.) не имеют родителей и опекунов; из неполных семей, ставших таковыми в результате развода, происходят 71,8% несовершеннолетних преступников.

Влияние семьи проявляется в двух вариантах: во-первых, путем целенаправленного педагогического, воспитательного воздействия, формирования у ребенка определенных моральных принципов и способов поведения; во-вторых, в силу стихийного воздействия на личность такого образа жизни, который типичен для данной семьи.

Негативное влияние на формирование личности в детском и юношеском возрасте оказывают многочисленные факторы, обстоятельства, составляющие начальный этап криминологической ситуации (то, что понимается под ситуативными, внешними факторами влияния на личность).

К ним относятся:

- негативные (аморальные, правонарушающие) формы поведения непосредственно в семейной среде: алкоголизм, пьянство, скандалы, драки, деспотизм старших и наиболее сильных физически членов семьи. Правда, эти действия сравнительно редко носят характер целенаправленного подстрекательства к правонарушениям, приучения к моральным порокам, но объективно негатив остается негативом;

- отсутствие психологического, эмоционального контакта между родителями и детьми, а также и между родителями, «воюющими» за расположение детей: равнодушие и даже неприязнь в семье испытывают 38% несовершеннолетних; семьи, в которых между членами семьи доминируют сдержанные отношения, составляют 67,7%; грубость, ругань, драки характерны для 11% семей;

- безнадзорность детей, то есть невыполнение родителями, старшими членами семьи функции контроля за поведением детей. По Северо-Западному федеральному округу в 2004 году выявлено 34961 случай неисполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию;

- искаженные представления о воспитании в детях «рыночной самостоятельности», что приводит к «газетному» и иному аналогичному бизнесу подростков, формированию у них представлений о всемогуществе денег, безразличен к способам их добывания.

Следует отметить, что такой криминогенный фактор, как неполная семья, оставаясь очевидно значимым, в определенной мере теряет свое особое значение.

Например, в числе несовершеннолетних, осужденных за хищение государственного имущества: 40,9% воспитывались в полных, 48,2% - в неполных семьях; за хищение личного имущества - 42,4% и 27,2%; за хулиганство -51,6%и46,9%.

Тем не менее, оценивая криминогенное значение негативных факторов, связанных с влиянием семьи на несовершеннолетних, примем во внимание совершенно верное высказывание А.И. Долговой, которая отмечает: «Когда в исследованиях констатируется достаточно высокий уровень несовершеннолетних преступников - выходцев из семей, где родители имеют низкое образование и квалификацию, преждевременно делать вывод о причинно-следственной зависимости между образованием, квалификацией родителей и противоправным поведением их детей, а часто и самих родителей».

Вместе с тем все более явным становится негативное формирующее влияние так называемых благополучных семей. В действительности в таких семьях внешняя благополучность скрывает разлагающее влияние искаженных представлений о путях повышения материального благосостояния, ориентирование детей родителями на обогащение любыми путями и способами, воспитание их в системе антиобщественных ценностей.

У подростков, а затем и взрослых выходцев таких семей наблюдается полная атрофия того, что известный педагог В.А. Сухомлинский называл «опытом нравственного долженствования», корни которого нужно искать прежде всего в семье.

Формирование личности с негативными субъективными качествами чаще всего происходит в семьях:

а) с открытой внутренней дезорганизацией (неполные, имеющие в составе судимых, алкоголиков, наркоманов, отца или мать, лишенных родительских прав, с частыми или постоянными конфликтами и т.п.);

б) со скрытой внутренней дезорганизацией (внешне вполне благополучные, но с господствующим в них культом детей, их избаловыванием, задабриванием, воспитанием в детях эгоизма, потребительской психологии, индивидуализма и др.);

в) нормальные семьи, но утратившие влияние на детей.

Неблагополучие в семье, помимо прямого негативного формирующего влияния, может служить ситуативным обстоятельством, провоцирующим непосредственно правонарушающее и преступное поведение субъекта в отношении других членов семьи и иных лиц. Например, побеги из дома и др.

Специфические личностные и поведенческие характеристики членов семьи могут способствовать формированию определенного типа личности, для которой характерны те или иные антиобщественные установки и стремления.

Фактор воздействия семьи на индивида, в том числе и негативного, проявляется и от противного. Отсутствие семьи, родительской или собственной, восполняется контактами в иных сферах внешней среды, далеко не всегда положительными. Результатом таких контактов могут быть как формирующие влияния, так и провоцирующие на совершение конкретных преступлений.

Причины преступности несовершеннолетних, лежащие в недрах семьи, вызваны:

а) неправильной позицией родителей (потребительское отношение к окружающему миру, в том числе и к собственным детям) - 26% опрошенных семей;

б) отсутствием времени для воспитания детей -21%;

в) неполнотой семьи и чувством ущербности из-за этого у детей - 15%;

г) неверным отношением родителей к социальным запретам, выражен- ном в постулате, что если нельзя, но очень хочется, то можно - 15%;

д) беспризорностью, которая стала настоящим бедствием для нашей страны (в определенной степени можно утверждать, что в настоящее время сформировалась самостоятельная субкультура беспризорников, напрямую связанная с криминальной субкультурой);

е) падение уровня среднего образования (школа перестала быть координирующим центром воспитания несовершеннолетнего);

ж) рост потребительского отношения к жизни (гардероб десятиклассницы на 200% дороже материнского). Приоритетные жизненные ценности значительной части несовершеннолетних включают желание вести свободный образ жизни, ни в чем себе не отказывая, - 46%; материальную обеспеченность, богатство - 40%. Формирование психологии вещизма в дальнейшем приводит (собственно, уже привело) к появлению взрослых беспощадных субъектов криминальной экономики.

2.3. Важным фактором негативного формирования личности также является влияние ближайшего бытового окружения. Это друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосредственно. В зависимости от превалирующих в бытовом окружении установок, направленности, систем ценностей, отношения к законопослушному поведению и так далее, оно может представлять собой криминогенную среду. Как следствие - у значительной части подростков отсутствуют социальные ценности, деформировано мировоззрение. Криминальная идеология активно использует идеологический вакуум с целью насаждения в подростковую среду своей системы ценностей. Общественная опасность данного явления заключается в разлагающем влиянии, стремлении насадить и сохранить, упрочить воровские обычаи и традиции, вовлечении в преступный мир романтиков.

2.4. Фактором детерминации преступности несовершеннолетних является влияние массовой и криминальной субкультуры. До 90% совершивших преступления подростков ранее испытывали ее воздействие.

2.5. Фактором детерминации преступности несовершеннолетних также является негативное влияние СМИ на сознание и поведение несовершеннолетних. Его можно рассматривать как усвоение и принятие подростковой средой моделей поведения. Нередко СМИ опосредованно влияют на формирование и развитие негативных качеств у подростков, склонных к совершению преступлений, превращаясь в трибуну по обмену опытом совершения преступлений, психологически готовят подростков к участию в преступных (в том числе организованных) формированиях.

2.6. На криминогенное формирование личности несовершеннолетних негативно влияет бесконтрольность и слабость ранней профилактики в отношении отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Это обстоятельство обусловлено также очень высокой латентностью правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

2.7. Фактором криминогенной детерминации является также малая эффективность оперативно-розыскного противодействия вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми лицами, хотя они хорошо заметны в криминальной среде.

Среди лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступления, нет старше 50 лет; 42,9% имели неполное среднее и 49,5 % - среднее образование; 74,7% нигде не работали и не учились, только 5,6% не употребляли спиртное, 3,7%), злоупотреблявших спиртным, состояли на учете в психоневродиспансере, 46,3% этих лиц уже имели судимость (один раз - 28,8%, два и более -17,5%), 95,3% сами участвовали в преступлении.

Вовлечение в основном мотивировано криминальными пристрастиями вовлекающих лиц: 80,6% несовершеннолетних вовлекались в преступления корыстной направленности (кража - 67,1%, грабеж - 9,8%, разбой - 3,6%).

Правда, и сами лица, вовлекавшие несовершеннолетних в совершение преступлений, далеки от благополучия: 98,1% из них социально не защищены, 68,2% имели плохие жилищные условия.

Вовлечение как фактор детерминации подтверждается, в частности, и тем, что в 2005 году в Северо-Западном федеральном округе только несовершеннолетними совершено 10510, а в соучастии с взрослыми - 3376 преступлений (всего 13886 преступлений).

2.8. Деформирующее воздействие на личность могут оказывать как отдельные лица, так и группы, в особенности возникшие по национальному и клановому принципу.

Психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные группы, причем делают вывод, что группировки асоциальной направленности объединяют не более 10% молодежи. Оставшиеся 90% - это резерв, который либо пополняет асоциальные группировки, либо противостоит им.

Не подвергая сомнению данные (то есть указанные 10%), необходимо полагать, что процент несовершеннолетних (именно несовершеннолетних, а не молодых лиц, достигших возраста 18 лет) все же значительно выше.

Для несовершеннолетних стремление к группированию, пребыванию в неформальных объединениях объясняется, по утверждению самих несовершеннолетних, следующим:

а) получают понимание и поддержку (63,9%);

б) имеют возможность проявить свою индивидуальность (36,5%);

в) получают помощь в создании представления о реальной жизни и определения своего места в ней (26,3%);

г) получают помощь в решении личных проблем (28,1%);

д) получают помощь в приобретении необходимого жизненного опыта (15,3%);

е) получают помощь в формировании жизненных принципов (12,5%). Психология несовершеннолетних такова, что они не могут находиться в изоляции, стремятся к группированию. В основе преступного группового поведения лежит психологическое отчуждение личности от общества в основных сферах человеческого общения, что приводит к поиску себе подобных. Даже семья не может полностью заменить несовершеннолетнему общение в группе, где снимается напряжение, определяются интересы и система ценностей.

Групповой характер - одна из главных особенностей преступности несовершеннолетних (по данным исследования, проведенного в Калининградском регионе, 67% несовершеннолетних совершили преступление в группе), а группами, состоящими из сверстников, совместно проводящих свободное время, совершается около 80% от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних.

Особенности формирования преступных групп несовершеннолетних определяются комплексом факторов, которые взаимодействуют с психолого-возрастными особенностями личности подростков и в сочетании с конкретной жизненной ситуацией могут выразиться в преступлении, совершенным группой (в том числе и организованной). В связи с этим следует указать на крайне негативную качественную характеристику преступности несовершеннолетних - ее связь с организованной преступностью.

В предпреступных и криминальных неформальных группировках собираются несовершеннолетние, носящие клеймо «социального аутсайдерства», связанного с происхождением из неполных и неблагополучных семей, занятые на неквалифицированном детском физическом труде, отстающие в учебе, имеющие раннее пристрастие к алкоголю, наркотикам, в целом к антиобщественному образу жизни и т.д. Именно «социальное аутсайдерство» - это то общее, что сближает несовершеннолетних и притягивает их друг к другу.

В неформальных группах несовершеннолетних действуют такие специфические способы самоутверждения, как невыполнение основных социальных обязанностей; невыполнение принятых в обществе стандартов поведения; аморальное поведение. Практически по тем же признакам, но несколько по-иному сформулированным, различаются группы (группировки) с преобразовательной или критической программой, культивирующие уход от решения насущных проблем, пропагандирующих нежелание иметь с обществом каких-либо формализованных отношений и группировки намеренно агрессивного поведения, подразделяющиеся на истинно агрессивные и демонстративно агрессивные. Безусловно, криминогенными являются истинно агрессивные группы.

По степени устойчивости различаются: нестойкие ситуативные группы (они составляют 30-35%); переходные группы (40%); устойчивые группы (25-30%).

По степени криминогенности группы, оказывающие формирующее влияние на участников и непосредственно втягивающие их в совершение правонарушений и преступлений, делятся следующим образом:

1. Предпреступные группы:

- с отклоняющимся поведением асоциального характера, участники, которых совершают аморальные поступки;

- с отклоняющимся поведением антиобщественного характера, участники, которых совершают административные правонарушения;

- смешанного асоциального - антиобщественного характера, участники которых совершают и аморальные, и административно наказуемые действия.

2. Преступные группы, участники которых совершают преступления.

Степень формирующих влияний в таких группах индивидуальна и существенно различается. По уровню криминогенности, соответственно, в предпреступных группах реализуется, условно говоря, подготовительный, а в преступных - заключительный (собственно криминальный) этапы механизма преступления.

Влияние криминогенных групп особенно заметно в отношении несовершеннолетних.

Поэтому нередко в преступлениях участвуют субъекты, которые в одиночку их не совершили бы.

Максимально высокой общественной опасностью отличаются действия взрослых лиц, которые не только вовлекают несовершеннолетних в совершение преступлений, но и организуют преступные группы, становятся их лидерами. Именно это обстоятельство делает криминальные группы наиболее устойчивыми.

Лидером преступной криминальной группы (тем более крупной группировки) может быть далеко не каждое, даже совершеннолетнее лицо. Лидер должен быть хорошим организатором, иметь достаточный опыт в руководстве группой; хорошо понимать психологию несовершеннолетних; обладать способностями к личностной коммуникации; необязательно, но с учетом специфики несовершеннолетних обладать значительной физической силой. Однако длительное лидерство только за счет физического превосходства вряд ли возможно. Лидер должен быть и интеллектуальным авторитетом для членов группы. В группы входят несовершеннолетние с различной степенью устойчивости антиобщественных установок - случайные, привычные, с устойчивой установкой и даже стойкие правонарушители, причем к некоторой их части даже применяется термин правонарушители-профессионалы (основная масса которых беспризорники). Вообще же традиционная типология несовершеннолетних преступников избегает крайних оценок, ограничиваясь таким типом личности, как носитель относительно устойчивой антиобщественной направленности (ранее совершавшие преступления). Все качественные характеристики преступности несовершеннолетних и несовершеннолетних преступников определяют организационно-методические особенности предупреждения этого негативного социального явления.

 

АВТОР: Камарницкий А.В.