16.08.2011 10203

Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г. как этап формирования отечественного избирательного права (статья)

 

Принятие новой Конституции СССР 1936 г. привело к необходимости проведения выборов в новые, предусмотренные Основным законом Советы всех уровней, начиная с Верховного Совета СССР и кончая местными.

Подготовка к разработке концепции проведения новой избирательной кампании началась осенью 1936 г. Руководство государства изучало многие новеллы в сфере реализации права граждан избирать и быть избранными, появившиеся в мировой избирательной практике. Так, с ноября 1936 г шла активная переписка ЦК ВКП (б) с американской фирмой «Omatig Woutng machin korporeichen», являющейся единственным производителем автоматов для голосования. В ответе на письмо А.И. Микояна с просьбой указать технические характеристики автоматов, вице-президент корпорации Ф. Гриффен Рассел писал: «Мы только недавно узнали, что Вы были в США в прошлом году. Мы были бы очень счастливы показать Вам новую автоматическую машину для голосования». По его словам, появление в СССР этих машин было бы еще одним доказательством развития демократии в Советском Союзе. После долгой переписки сталинское руководство решило отказаться от приобретения автоматов.

В архивных документах и научной литературе отсутствует упоминание о причинах данного решения. По нашему мнению, их могло быть несколько. Во-первых, в силу низкой технической оснащенности большинства советских населенных административно-территориальных единиц невозможно было обеспечить нормальное функционирование автоматов для голосования. Во-вторых, руководители СССР боялись утратить контроль за процессом голосования и его результатом при их использовании.

В июле 1937 г. состоялось очередное заседание ЦИК СССР, который продолжил свою работу до созыва нового союзного представительного органа. Он утвердил Положение о выборах в Верховный Совет, созданное на основе заложенной в главе 11 (ст. 134-142) новой Конституции СССР избирательной системы. На организацию и проведение выборов было выделено 88509 тыс. рублей.

Декларирование сталинским руководством факта построения социализма позволило внести следующие важнейшие изменения в избирательную систему СССР: перейти от многоступенчатых выборов к прямым, отменить ограничения классового характера и провозгласить всеобщность выборов (ст. 139). Голосование стало тайным (ст. 140), а голоса избирателей равными, то есть каждый гражданин имел один голос (ст. 136). Основным законом вводился единый для пассивного и активного избирательного права возрастной ценз - 18 лет. В.В. Комарова в своём исследовании отмечала, что в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. быть избранными в высшие органы государственной власти СССР и союзных республик могли только лица, достигшие 23 лет и 21 года соответственно. Но необходимо отметить, что в соответствии со статьёй 135 Основного Закона СССР избирать и избираться могли лица, достигшие 18 лет. Ценз пассивного избирательного права был увеличен указом «О возрастном цензе для граждан, избираемых в Верховный Совет» от 10 октября 1945 г.

От участия в выборах отстранялись умалишенные и лица осужденные судами с лишением избирательных прав в качестве факультативного наказания (ст. 135). Не принимали участия в голосовании граждане СССР, находящиеся за границей. Если совет трудящихся, составляющий списки избирателей, не мог установить точную дату рождения лица, достигающего в 1937 г. совершеннолетия, то ею считалось 1 января.

В основу выборов Верховного Совета СССР была положена мажоритарная система абсолютного большинства. На основании статей 34, 35 Конституции СССР 1936 г. выборы депутатов обеих палат проходили по избирательным округам, нарезка которых производилась Президиумом Верховного Совета СССР. К образованию избирательного округа в Совет Союза предъявлялось следующее требование: проживание на его территории 300000 человек, интересы которых в Совете представлял один депутат (ст. 21).

Правовой анализ требований, предъявляемых к избирательным округам по выборам в Совет Союза, показывает явные нарушения конституционно закрепленного принципа равного избирательного права. В основу образования этих административных единиц было положено количество населения, а не число избирателей, обладающих активным избирательным правом. В итоге был огромный разброс числа голосующих в различных избирательных территориальных единицах.

Избирательные округа по выборам в Совет Национальностей образовывались, в зависимости от числа избираемых депутатов, по следующему принципу: 25 округов в каждой союзной республике, 11 - в автономных республиках, 5 - в каждой автономной области и 1 - в национальном округе (ст. 22).

Подобное распределение депутатов по национальным территориальным образованиям позволило ряду исследователей говорить о нарушении принципа равноправия субъектов. По их мнению, разные по числу жителей одинаковые субъекты Союза оказывались представлены равным числом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа были расположены на территории РСФСР, она, в конечном счете, получала большинство мест в Совете Национальностей.

С данной точкой зрения нельзя полностью согласится. В Положении «О выборах в Верховный Совет СССР» советское руководство отошло от принципа, широко распространенного в западных странах, в соответствии с которым Верхняя палата формируется только за счет представительства субъектов Федерации. В Совет Национальностей входили не только представители субъектов СССР - союзных республик, но и иных национальных образовании, существующих на их территории. Закрепленный принцип формирования верхней палаты советского парламента можно назвать смешанным: в его основе лежал не только национальный принцип, как принято было считать в советское время, но и принцип представительства субъектов Союза.

Список округов подлежал обязательному опубликованию для всеобщего ознакомления, одновременно с указом о назначении дня выборов. Положение предусматривало образование за 45 дней до выборов избирательных участков, к функциям которых относились прием избирательных бюллетеней у избирателей и подсчет голосов (ст. 27). Они создавались как для выборов депутатов Совета Национальностей, так и для выборов депутатов Совета Союза. Особое внимание при образовании избирательных участков центральное руководство просило обращать на соблюдение принципа: один участок находится в пределах одного округа. Если избирательный участок являлся административно-избирательной единицей по выборам обеих палат, то ему присваивался двойной номер. Максимальное число жителей, проживающих на территории одного избирательного участка, составляло 2000-2500 человек. Минимальная планка различалась в зависимости от географических, территориально-административных особенностей местности. Избирательным участком мог являться сельсовет, на территории которого проживало не более 2000 человек, деревня, кишлак, аул с числом жителей не меньше 500 (ст. 28). В городских районах на один участок приходилось от 1500 до 2500 жителей (ст. 30). В отдаленных восточных и северных районах, где преобладали мелкие поселения, допускалась организация избирательных участков с количеством населения не менее 100 человек (ст. 31). В ходе выборов было разрешено образование избирательных участков в труднодоступных селениях с числом жителей от 50 до 100 человек.

Организация и проведение выборов входили в компетенцию избирательных комиссий, составляющих единую систему общественных органов. Высшим звеном в системе избирательных комиссий СССР являлась Центральная избирательная комиссия (ЦИК), образуемая из представителей общественных организаций и состоящая из двенадцати рядовых членов, председателя, его заместителя и секретаря. Состав Центральной избирательной комиссии в соответствии с Положением о выборах в обязательном порядке утверждался Президиумом Верховного Совета СССР одновременно с объявлением дня выборов (ст. 34, 35.). Законодатель прописывал исчерпывающий перечень полномочий данного органа: наблюдение за соблюдением избирательного законодательства в ходе выборов, регистрация избранных депутатов, установление формы документации, связанной с избирательным процессом. К компетенции Центральной избирательной комиссии относилось также рассмотрение жалоб граждан на неправомерные действия нижестоящих избирательных комиссий.

Положение о выборах предусматривало различные санкции, применяемые при нарушении избирательного законодательства. При препятствовании осуществлению активного и пассивного избирательного права виновный подлежал лишению свободы на 2 года. Строгая мера ответственности определялась для должностных лиц, обвиняемых в подделке документов, - 3 года лишения свободы. В качестве первой инстанции разрешения спора выступал исполком соответствующего местного Совета депутатов трудящихся. В случае несогласия с решением исполкома гражданин мог обратиться в народный суд. Решение суда, принятое в открытом судебном разбирательстве, являлось окончательным.

Статус нижестоящих избирательных комиссий зависел от палаты Верховного Совета, выборы в которую они проводили. Избирательные комиссии союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов по выборам в Совет Национальностей, как и ЦИК, создавались из представителей общественных организаций. Их состав утверждался Президиумом Верховного Совета соответствующего уровня за 50 дней до выборов (ст. 37, 38). Кроме председателя, заместителя и секретаря они включали 6-10 рядовых членов (ст. 39). К их компетенции относились вопросы наблюдения за исполнением закона на выборах и рассмотрение жалоб трудящихся о нарушении избирательного законодательства на соответствующей территории.

Для проведения выборов в Совет Союза и Совет Национальностей создавались окружные избирательные комиссии, состав которых утверждался Советом депутатов трудящихся краев и областей не позднее 55 и 50 дней до выборов соответственно. В республиках, не имеющих областного деления, данную функцию должен был выполнять Президиум Верховного Совета республики (ст. 42). К полномочиям этих комиссий было отнесено: наблюдение за своевременной организацией избирательных участков, составление списков избирателей, регистрация кандидатов, подсчет голосов на уровне округа, выдача депутату удостоверения об избрании (ст. 44).

Низшим звеном в системе избирательных комиссий были участковые комиссии, состоящие из представителей общественных организаций и обществ трудящихся. Состав данных комиссий (7-11 чел.) утверждался городским или районным Советом депутатов не позднее чем за 50 дней до выборов. К их функциям относились организация явки избирателей, прием и подсчет избирательных бюллетеней. Деятельность избирательных комиссий осуществлялась на коллегиальной основе. Все вопросы решались простым большинством голосов. Кворумом заседания являлось присутствие не менее половины членов комиссии.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета закреплялось за общественными организациями всех уровней (центральных, республиканских) и за общими собраниями трудящихся, служащих и военнослужащих (ст. 57). Регистрация кандидатов проходила в окружных комиссиях при предоставлении протокола собрания, выдвинувшего кандидата, заверенного членами президиума, и заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Отказ избирательной комиссии в регистрации кандидата мог быть обжалован в вышестоящую комиссию в двухдневный срок. Последней инстанцией в разрешении споров, связанных с данным этапом избирательного процесса, являлась Центральная избирательная комиссия (ст. 63, 64).

Выдвинувшие кандидатов организации, обладали правом агитировать за него. Перечень форм, методов агитации, закрепляемый законодателем, не являлся исчерпывающим: проведение собраний, использование печатных средств и иное (ст. 70). Было запрещено проведение агитации в день голосования, который в соответствии с Положением назначался Президиумом Верховного Совета СССР за два месяца.

Голосование должно было проходить с 6 до 24 часов по местному времени. Подтверждая принцип прямого волеизъявления граждан, закрепленный в Конституции, Положение определяло, что каждый избиратель реализовал свое активное избирательное право самостоятельно, непосредственно являясь на избирательный участок.

По завершении голосования члены избирательной комиссии под руководством председателя вскрывали ящики для голосования и начинали подсчет бюллетеней. Последние признавались недействительными в случае, если оказывались неустановленного образца либо поданы без конверта, и в том случае, если число кандидатов, отмеченных в них, превышало необходимое (ст. 90). По завершении подсчета либо получения данных нижестоящих избирательных комиссий членами комиссий оформлялись два протокола: один по выборам Совета Союза, другой - Совета Национальностей.

Если в итоге голосования ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов (50 % + 1 голос), соответствующая окружная комиссия отмечала данный факт в протоколе и одновременно объявляла перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. За этим следовало назначение дня перебаллотировки, проводимой по истечении двухнедельного срока после первого тура выборов. Если явка избирателей составляла менее 50% от общего числа зарегистрированных, то голосование считалось недействительным и назначались новые выборы. Перебаллотировка кандидата в депутаты, равно как и новые выборы, проходили по спискам избирателей, составленным для первого тура (ст. 109).

Анализ Положения о выборах в Верховный Совет СССР показывает, что оно, как и принятый в 1936 г. Основной закон, не исключало проведения выборов на альтернативной основе. Несмотря на то, что правящая партия полностью контролировала все общественные организации, правительство страны пока еще признавало возможным выдвижение неодобренных руководством кандидатов на собраниях рядовых граждан. Однако в речах лидеров государства все еще проявлялась озабоченность наличием в стране сил, не полностью контролируемых сталинским руководством. К ним относились различные религиозные конфессии. Так, А.А. Жданов в своем докладе о подготовке выборов на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП (б) отметил, что, несмотря на активную атеистическую пропаганду, церковь пользуется немалым влиянием в массах.

Несмотря на высокие шансы кандидатов от ВКП (б) на победу, докладчик предложил идею о выдвижении в каждом избирательном округе одного кандидата как представителя блока коммунистов и беспартийных. Эту идею поддержал в своей речи И.В. Сталин: «Выставлять кандидатов от коммунистов отдельно от беспартийных нет необходимости, так как у компартии единственной и главной целью являются интересы всех трудящихся, и поэтому кандидаты от партии и беспартийных будут совпадать, потому что совпадают их интересы». Так как другие политические силы, кроме ВКП (б), в стране отсутствовали, а общественные организации находились под ее влиянием, единственным субъектом права выдвижения оставалась партия.

Подобное решение органов государственной власти привело к изменению всей сущности избирательного права. Конституционно закреплённые равные, альтернативные, прямые выборы фактически заменялись выборами плебисцитарного типа или референдумом по поводу доверия или недоверия одному кандидату. Избиратели должны были сказать «да» или «нет», одобрить или не одобрить в лице кандидата политику государства, а не выбрать из нескольких кандидатов своего представителя.

Особое внимание к проводимой в СССР избирательной кампании уделялось представителями иностранных государств в СССР, в частности - Германии. С июля 1937 г. в посольстве Германии в СССР было проведено четыре совещания, посвященных выборам депутатов Верховного Совета. Основным докладчиком на них был граф фон Шуленбург. Он критически относился к демократичности советского избирательного законодательства. По его мнению, «первые выборы на основе «демократической» сталинской Конституции должны стать очередной иллюзией, новым доказательством существования советской демократии. А стремление ставить на округах по одному кандидату говорит о стремлении превратить систему одного кандидата в долговременную правовую норму». Предположение Шуленбурга оправдалось: сложившаяся в 1937 г. система «один кандидат - один депутат», просуществовала в СССР многие десятилетия.

Проводимая избирательная кампания состояла из нескольких этапов. В ходе первого проходила подготовительная работа по организации избирательного процесса. Началом второго этапа считалось опубликование закона о выборах в Верховный Совет и назначение даты голосования. Большое значение в процессе выдвижения кандидатов придавалось собраниям рядовых граждан, механизм организации которых был апробирован в кампаниях 1936-36 гг. Завершался избирательный процесс голосованием и подведением итогов.

Избирательная кампания по выборам депутатов Верховного Совета СССР, начатая советским правительством, была широко поддержана местным руководством. В середине 1937 г. секретарь Новосибирского областного комитета ВКП (б) Р.И. Эйхе, отмечая огромное значение сталинской Конституции и Положения о выборах в Верховный Совет СССР, обязал райисполкомы и сельсоветы начать подготовку и организацию выборов в союзный парламент. Трудности в организации выборов в Сибири вызывало «разукрупнение» Западно-Сибирского края и выделение из него Новосибирской области и Алтайского края, в связи с чем изменялся правовой статус и полномочия сибирских государственных и партийных органов.

Большая роль в процессе подготовки выборов придавалось распространению Конституции и избирательного закона среди рядовых граждан. Почти все торговые точки области получили новые тиражи этих документов. Критику областного руководства вызывало формальное отношение торговых работников к решению поставленных перед ними задач. Продавцы Анисимовского сельсовета распространяли полученные ими 300 экземпляров документов как нагрузку к хорошо покупаемым товарам: конвертам, бумаге. Учительнице Паташевой насильно продали семь брошюр закона о выборах со словами: «Возьмите, они дешевые, и вы их кому-нибудь отдадите».

У многих крестьян сложилось к законам отношение как к обычным документам, которых в советское время издавалось бесчисленное множество. В сельпо Пушниковской артели продавец на вопрос колхозника: «Какие у вас книжечки есть подешевле для курения?, ответил: «У нас дешевле Конституции ничего нет». Работник Анисимовского сельмага, занимаясь распространением нормативно-правовых актов, говорил: «Бумаги у нас нет, но они (законы - М.А.) есть, а то мы ими завалились». Большую популярность брошюры имели среди детей, которые использовали их в качестве школьных тетрадей.

Негативный пример следовал со стороны колхозного руководства. Председатели сельскохозяйственных артелей, получив для распространения брошюры, «бросали их подальше» и вспоминали лишь спустя несколько месяцев. Вышеназванные факты, приводившиеся как негативный пример в постановлениях областного руководства, показывают, что после обсуждения проекта Конституции и ее принятия уровень пропагандистской работы местных государственных органов резко снизился.

В начале сентября 1937 г. в Новосибирской области началось составление списков избирателей, которые требовалось оформлять строго по спущенной сверху форме. Большинство районов приступило к данному этапу избирательного процесса только 23-24 сентября, хотя в соответствии с установками областного руководства к этому времени должны были быть уже образованы избирательные участки. Вследствие этого произошла задержка опубликования схемы избирательных участков в печатных средствах массовой информации. Председатель Топкинского райисполкома Порядов, оправдываясь за срыв данного этапа избирательной кампании, говорил, что «форма списка избирателей получена только 19 сентября, тогда как в июльском письме за подписью председателя крайисполкома С.А. Шварца ясно указывалось, что он (список - М. А.) должен соответствовать строгой форме». Недостатки в оформлении списков избирателей исправлялись вплоть до начала голосования. В Асиновском районе в 4 часа утра 12 декабря в силу различных причин появилась необходимость переделать списки избирателей на 2500 человек. В Троицком и Бийском районах списки избирателей были написаны на бюллетенях для голосования и не заверены председателем участковой комиссии.

Закрепление на конституционном уровне принципа всеобщего избирательного права не позволило местным органам государственной власти отстранить от участия в выборах многих советских граждан, что было обычным делом в предыдущие годы.

В середине осени всеми участковыми избирательными комиссиями были получены удостоверения на право голосования, протоколы, печати. Большой проблемой для местных руководителей стало требование печатать бюллетени на национальных языках. На территории Западной Сибири проживали представители различных национальностей. Но, несмотря на это, местные органы власти просят областное руководство печатать бюллетени только на русском языке. Обосновывая данную просьбу, местные руководители говорили, что даже представители одного этноса говорят на различных диалектах своего языка.

Подобное решение местных органов власти было одним из направлений изменения национальной политики Советского государства в сторону единообразия механизмов государственного управления на всей территории СССР независимо от национальной специфики. Уже в начале 1936 г. ЦК ВКП (б) на одном из своих заседаний признал нецелесообразным дальнейшее существование национальных районов и, как следствие - национальных школ, газет. В связи с этим партийным и государственным органам Украины, Дальневосточного и Алтайского краев, Казахстана, Архангельской области, на территории которых находились национальные районы, было предложено к 1 января 1937 г. предоставить в ЦК ВКП (б) предложения об их реорганизации в обычные административно-территориальные единицы. Их правовой статус не нашел своего отражения и в законе о выборах.

12 октября 1937 г. в центральных печатных изданиях было опубликовано Постановление ЦИК «О назначении дня выборов в Верховный Совет СССР». По требованию центрального руководства с подобной информацией в этот день должны были выйти все местные газеты, даже не ежедневные. Вместе с данным документом печатался окончательный Перечень избирательных округов. В соответствии с Перечнем на территории Новосибирской области образовывалось 14 избирательных округов, в Алтайском крае - 9. Если число избирательных округов в ходе выборов оставалось неизменным, то число участков подверглось изменению. За десять дней до выборов в Искитимском районе были обнаружены участки с числом избирателей более 2500 человек. Для исправления данного нарушения образовали дополнительно два участка.

Назначение дня выборов положило начало процессу выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации. Его основные направления указал в своей речи секретарь обкома ВКП (б) Р.И. Эйхе. Говоря о приоритетном значении предвыборной агитации, «её боевой доходчивости», немаловажную роль он отводил процессу выдвижения кандидатов и необходимости организации большой пропагандисткой работы. Лидер области обращал внимание на обеспечение указаний ЦК ВКП(б) соотношения в числе кандидатов количества рядовых граждан и руководящих работников. Особое значение Р.И. Эйхе в своих докладах придавал задачам, сформулированным И.В. Сталиным на февральско-мартовском пленуме ЦК партии. Отмечая вредительско-диверсионную шпионскую работу иностранных государств в СССР и оказывавших им помощь троцкистских организаций, лидер партии говорил о необходимости усиления борьбы с ними.

Выдвижение кандидатов в депутаты Верховного Совета формально должно было осуществляться только на предвыборных совещаниях. Реально граждане СССР, принимавшие в них участие, лишь утверждали предложенные руководством кандидатуры, неоднократно проверенные уполномоченными на то органами. Списки кандидатов в члены Совета Союза по сельским районам условно можно разделить на две группы. В первую входили высшие руководители государства: И.В. Сталин, В.М. Молотов, А.А. Жданов, Д.З. Мануильский. Вторую группу составляли областные руководители, представители районных органов, председатели сельскохозяйственных артелей, а иногда - колхозники-ударники. Согласно спущенной сверху разнарядке, на десять кандидатов, относящихся ко второй группе, должно было приходиться четыре колхозника. С целью снять с себя ответственность и заручиться поддержкой центральных органов государственной и партийной власти областное руководство посылало в Москву телеграммы с описанием «отдельных моментов» из биографий кандидатов. Этим государственные органы обезопасили себя от различных случайностей в ходе избирательного процесса. На 14 округов Новосибирской области приходилось 10 членов ВКП (б), один кандидат в члены ВКП(б) и 3 беспартийца. Из 14 кандидатов четверо были колхозниками.

Несмотря на преимущество в Западной Сибири аграрного производства, количество кандидатов-крестьян было небольшим. Это нельзя назвать случайностью. Хотя в СССР уже несколько лет существовала централизованная система сельскохозяйственного производства, колхозное крестьянство продолжало вызывать недоверие у сталинского руководства. Поэтому в спущенных сверху разнарядках представительство крестьян занимало немного мест. Это являлось продолжением политики партийных органов, в контексте которой крестьяне считались «политически несознательным» социальным слоем.

Опыт, приобретенный в ходе обсуждения нормативно-правовых актов 1935-1936 гг., дал возможность правительству четко определить формы и методы предвыборной агитации: собрания, митинги, плакаты, карикатуры, средства массовой информации, доверенные лица, устное слово. Основная организационная работа легла на плечи инструкторов-пропагандистов, выделенных как областными, так и районными органами власти. В их задачу входило проведение предвыборных совещаний и собраний, в процессе которых происходило выдвижение кандидатур. Они должны были также обеспечить явку избирателей на выборы.

С целью максимального охвата населения в ходе избирательной кампании в колхозах с сентября стали создаваться агитколлективы, в состав которых входили только коммунисты. За группой избирателей (3-5 домов) должен был закрепляться агитатор, который отвечал за «гражданскую активность» своих подопечных, а руководитель агитколлектива и секретарь парторганизации отвечали за «активность» на выборах всех избирателей данного избирательного участка. Однако соотношение необходимого числа избирателей и пропагандистов часто нарушалось из-за небольшого количества желающих быть агитаторами.

В некоторых районах Алтайского края получила распространение практика закрепления агитаторов за определенными десятью дворами, за политическое сознание жителей которых они несли полную ответственность. Позитивных результатов работы колхозное и районное руководство требовало на 3-4 день после закрепления территорий.

Сводные таблицы, составляемые агитаторами, содержат информацию о большом количестве проведенных собраний. Хотя иногда достоверность этих цифр можно ставить под сомнение, все же в большей мере они соответствуют действительности. Опыт, имеющийся у агитаторов, позволял им выполнять указания вышестоящих органов о широком охвате пропагандой население. На 1 октября 1937 г. на территории Новосибирской области и Алтайского края работало более 50 тыс. пропагандистов (данные по Новосибирской области - 29 857, по Алтайскому краю - более 20 тыс.). Было создано 17 422 кружка, в которых проходили обучение 491 115 человек.

Организовывая для подготовки инструкторов-агитаторов специальные курсы, областное руководство обращало внимание на сформированные в ходе компаний 1935-1936 гг. ценные кадры пропагандистов, которых следовало привлекать к работе не только во время выборов в Верховный Совет СССР, но и в будущем при избрании депутатов в высшие органы законодательной власти союзных и автономных республик.

С июля по сентябрь в Новосибирской области агитаторами было проведено 9 132 беседы, в которых приняло участие 55 146 человек. Из них 969 бесед проведено на полевых станах (1215 человек). Уже в первые месяцы после опубликования «Положения о выборах в Верховный Совет» явка на предвыборные собрания оказалась достаточно высокой (70-80 %), срывы были редким явлением. Вина за низкую явку ложились на агитаторов. В таких случаях агитаторов вызывали в вышестоящие органы для отчета. Критика отдельных агитаторов часто перерастала в кампанию «чистки кадров агитаторов от классово-вражеских элементов».

Собрания завершались всеобщим одобрением выдвинутых кандидатур и обещанием новых побед. Колхозник Яшонкин из артели «Песчаный борец» заявил: «Наши колхозники одобряют выдвинутые кандидатуры и в особенности кандидатуры Сталина, Молотова, Калинина, Кагановича, Ежова и других ближайших учеников Сталина». Анатолий Балаганский давал обещание скосить летом 1938 г. не 2, а 5,5 га. От агитаторов требовали еженедельных отчетов с цифрами об охвате избирателей. Отсутствие этих отчетов вызывало критику райсоветов.

Деятельность агитаторов не ограничивалась разъяснением закона о выборах и агитацией за кандидатов. Беседы сопровождались показом фильма «Как будем голосовать», сделанным в русле пропаганды советского образа жизни. Одновременно проводились беседы, посвященные очередным хозяйственно-политическим кампаниям, событиям внутри страны и за рубежом. Так, на работу агитаторов огромное влияние оказали проходившие в 1937 г. политические судебные процессы. Обязательным пунктом проведения собраний было ознакомление крестьян с речами государственного обвинителя на этих процессах А.В. Вышинского.

Отчеты агитаторов о проведенной работе содержат интересные факты о новой для советского общества избирательной кампании. Нередко в них встречаются высказывания крестьян, квалифицировавшиеся как антисоветские. Так, если в компаниях 1935-1936 гг. недовольство крестьяне проявляли лишь условиями своей жизни и работы, то при выборах Верховного Совета колхозники задавали вопросы политического и антиправительственного содержания: «Почему нельзя выдвигать врага народа? Троцкий - настоящий большевик и заслуживает быть избранным». Большой интерес колхозников вызывала судьба деятелей советского государства. Крестьяне спрашивали: «Почему Ленин доверял Троцкому, если он враг народа?», «Куда исчез Грядинский, он ведь был хорошим человеком?». Инструктору, студенту Высшей крестьянской школы Тимофееву, крестьянин Ощепков задал вопрос: «Почему мы не имеем таких квартир, какие имеют другие, которые ходят с портфелями». Не сумев ответить, Тимофеев объявил собрание законченным. Подобные вопросы колхозников, по нашему мнению, несли на себе отпечаток предыдущих кампаний, которые, несмотря на свой формальный характер, привели к некоторым позитивным изменениям в миропонимании крестьян.

Но не всем известным фактам можно доверять. Так, вызывает сомнение процесс обсуждения кандидатур в деревне Узла. Во время собрания, по словам агитатора, был в деревне подожжен стог сена, но «в силу высокой политической сознательности колхозников, ни один не ушел с собрания». Причиной появления подобных отчетов было желание местных руководителей показать высокий уровень своей работы.

В начале ноября в Ново-Спасском сельсовете была заменена кандидатура в депутаты Верховного Совета. Ранее предложенная областным руководством кандидатура Крупской заменялась на Лобова. Крестьяне данный факт встретили следующим выводом: «Вперед навязывали Крупскую, а теперь Лобова». Иногда встречались попытки крестьян шантажировать государственные органы. Обсуждая на собрании поездку на избирательный участок, Ефим Середа заявил: «Колхозники поедут голосовать, если дадите им 100 шуб и столько же пимов. Раньше по спискам избирали и теперь не лучше, нам навязали кандидатов, хочешь не хочешь, а голосуй». Обычным поведением крестьян была «игра под простачков»: «Государство и без нас обойдется».

Некачественная подготовка агитаторов приводила к плохому объяснению Положения о выборах. В Искитимском, Маслянинском и Ояшинском районах агитаторы объявили, что в день голосования власть переходит к избирательным комиссиям. Директор Искитимской МТС отметил, что в бюллетенях для голосования можно вычеркнуть всех кандидатов и вписать своих. Как выяснялось, многие вопросы при беседах оставались неразрешенными. Народ уходил с собрания, так и не уяснив порядок и ход голосования, процедуру выдвижения кандидатов.

Некоторые агитаторы, видя, что на колхозных собраниях задают достаточно большое количество вопросов, в том числе антисоветского характера, по собственной инициативе отказывались работать. «Нужно еще самому подготовиться, говорили они, - а то не могу ответить». Руководство, оценивая недостаточный уровень политической подготовки пропагандистов, данный им на райкомовских лекциях, стало заставляло членов сельских советов проводить в колхозах 1-2 раза в неделю занятия для деревенского актива. Стремление местного руководства более качественно подготовиться к выборам приводило к явным нарушениям избирательного законодательства: в ряде районов прошла репетиция выборов - избирателей заставили прийти на участок и опустить бюллетени в урну.

Много информации об антисоветских выступлениях содержится в фондах региональных архивов (ГАНО, ЦХАФ АК): отчеты местных партийных и государственных органов, сводки НКВД. В отчетах, хранящихся в ГАРФе, РГАСПИ, подобная информация почти отсутствует. Большая часть документов показывает позитивное восприятие избирательного процесса гражданами СССР. А антисоветские проявления в ходе избирательного процесса включались в отчеты как исключительные факты, с которыми борется региональное руководство. В составленных на их базе «Сводках института государственного права Академии наук СССР» негативная информация полностью отсутствует.

Большая часть вскрытых в Западной Сибири в ходе избирательной кампании «врагов советской власти» имела отношение к различным религиозным течениям. В ряде районов по домам колхозников ходили крестьяне и приглашали всех на коллективные чтения Евангелия. В Краснощекинском районе в колхозе «Красный партизан» была обнаружена контрреволюционная группа, возглавляемая священником Василием Азаровым. Члены данной организации, по мнению руководителей района, имели связи с заграницей, особо тесные отношения были с Польшей. Колхозник Кряжков, поддерживая членов этой группы, сказал: «В колхозе живут безбожники, враги и антихристы». Подобная организация, возглавляемая священнослужителем, обнаружена и в Верхне-Чиковском сельсовете. В связи с этими событиями сельские активисты на колхозных собраниях поднимали вопрос о запрете богослужения.

Антисоветская деятельность рядовых граждан в Западной Сибири находила отражение и в отчетах органов НКВД. Большая роль правоохранительных органов в подготовке выборов определялась актами руководства. Так, в обязанность районного прокурора входило посещение участковых комиссий.

В архивных фондах находится большое количество документов, рассказывающих о крестьянских выступлениях накануне выборов, принимавших различные формы. На многих сельских избирательных участках были испорчены портреты кандидатов. В Ново-Троицком, Колыванском районах крестьяне порвали портрет кандидата в депутаты Верховного Совета т. Мочина. В Кемеровском районе в портрет И. В. Сталина воткнули кинжал и прикрепили к нему записку: «Вот что будет со Сталиным, 12 декабря не дрогнет рука - Сталину осталось жить до 12 декабря». Утреннее расследование данного преступления установило, что его исполнителями были Иваненко (14 лет) и Ардышева (13 лет).

Органами УГБ Панкрушихинского НКВД были раскрыты «контрреволюционные заговоры» членов церковных советов в селах Высокая Грива и Подойниково. Среди арестованных: священники Никита Демьянович Салмин (74 года) и Арсений Федорович Алексин (63 лет), плотник Никита Егорович Патрин (75 лет), крестьяне Федор Сидорович Савенков (71 год) и др. Все обвиняемые признали себя виновными и были расстреляны. По окончании избирательной кампании было возбуждено уголовное дело против членов контрреволюционной диверсионной организации, созданной малограмотным крестьянином Алексеем Ивановичем Папарецким. Всего по этим двум делам к уголовной ответственности по различным пунктам статьи 58 УК РСФСР привлечено 80 человек, среди которых оказались и колхозные руководители. Вполне возможно, что многие из зафиксированных в документах фактов об антисоветских выступлениях были лишь плодом фантазии работников НКВД. Но большая их часть, несомненно, являлась реальностью.

Последний месяц избирательной кампании в Западной Сибири проходил под наблюдением представителя ЦК ВКП (б) А.В. Пунегорева. В Новосибирской области он находился с 18 ноября по 13 декабря. В своем отчете он отметил, что Инструкция ЦК ВКП (б) от 16 ноября, о перестройке агитационной работы фактически не выполняется. К сожалению, нам не удалось обнаружить упоминаемый в отчете А.В. Пунегорева документ. Но можно предположить, что этим актом центральное руководство пыталось подробно регламентировать формы и методы агитационной деятельности местных органов государственной и партийной власти.

Особое внимание А.В. Пунегорев уделил сельским районам, где, по его мнению, агитаторы были лучше подготовлены. Он объяснял это тем, что «они больше надеются на себя, так как город далеко и няньку ждать неоткуда». Следствием данной проверки была активизация деятельности государственных и партийных органов Западной Сибири, в том числе и НКВД. Большое внимание в их деятельности А.В. Пунегорев уделял организации и проведению голосования.

Несмотря на репрессивную деятельность и мощную пропагандистскую работу на местах, процесс голосования отличался от замысла руководства. Ночью 12 декабря но сибирским селам прокатилась волна антисоветских террористических выступлений. Нередки были нападения на членов избирательных комиссий. Так, в деревне Каменка Ояшинского района избили делегатку окружного совещания доверенных лиц т. Зубареву. Избивавший ее колхозник Ф.В. Корстаев приговаривал: «Вот тебе, получи премию». Были подожжены клуб в с. Федоровки, и телятник в артели «Верный путь». В колхозе с. Евсеево неизвестные перерезали провода. Обычным делом было распространение листовок с антисоветским содержанием «Зачем 12 декабря будем свои голоса отдавать за идолов Кончевича и Антонина, они змеи, мы их все равно сожжем. Да здравствует Троцкий. Да здравствует Царь».

Антисоветские действия отмечались и в работе участковых комиссий. Семенюк, являясь членом участковой избирательной комиссии, принесла в день голосования на избирательный участок работы Г.Е. Зиновьева, Л.Д. Троцкого. Объясняя свои действия, она сказала, что в агитпункте избирательного участка ощущался недостаток пропагандистской литературы. Критику проверяющих вызывала и неаккуратность членов избирательных комиссий в проведении голосования: на полу помещения для голосования валялись бюллетени, не велась регистрация пришедших избирателей. Вследствие этого невозможно было определить точное число проголосовавших избирателей.

Пик антисоветской агитации религиозного характера, судя по отчетам, также пришелся на день голосования. Наибольшую роль в ее проведении, по мнению правоохранительных органов, сыграли члены различных конфессий, недовольные политикой советского государства в отношении крестьянства. На избирательном участке села Подойниково Савелий Спиридонов (80 лет) говорил: «Всех бесов повыгоним и будем голосовать за своих кандидатов, а не за коммунистов». В Топкинском районе баптист Пьянов на приглашение пришедшего агитатора выполнить свой гражданский долг, заявил, что «на выборы он не пойдет, так как святой человек». В с. Ужаниха баптистка Присова отказалась от голосования, не объяснив причины.

Анализ отчетов местных руководителей и сводок сотрудников НКВД показывает, что большая часть их информации должна была свидетельствовать о высоком уровне активности граждан при голосовании, восхвалении лидеров государства и партии. Пожилые женщины и старушки отказались от предоставленных им колхозным руководством лошадей и в праздничной одежде, в бодром настроении, с песнями и флагами пошли на избирательный участок. Перед тем, как опустить конверт с запечатанным в нем бюллетенем, многие старушки говорили: «Вон она наша власть. Дожили, сами выбираем, люди-то какие золотые, сынки мои родные, вот они большевики».

Агитаторы, отвечавшие за обеспечение явки избирателей, уже с 9-10 часов утра должны были обходить «своих избирателей» и напоминать им о своем гражданском долге. Многие крестьяне голосовали без напоминания, не дожидаясь прихода пропагандистов. Так, шестидесятилетняя колхозница Батищева собрала восемь человек соседей и в семь часов утра с ними явилась на избирательный участок. Пришедшего днем агитатора радостно встретила словами: «Мы уже голосовали. Я сама организовала своих людей. Выбираем, думать и ждать нечего, когда придут за нами. Свой долг мы выполнили». Но бывали случаи, когда на пропагандистов натравливали собак, не открывали ворота. Проголосовав, колхозники направлялись на организованные местными органами гулянки, вечера молодежи.

К 9 часам утра в сельских районах Новосибирской области и Алтайского края проголосовало 50-60 % избирателей. В полдень явка избирателей достигла 70 %, а в некоторых районах (Искитимском, Ордынском) - еще больше.

В ходе голосования выяснилось, что предвыборная разъяснительная работа не коснулась некоторых групп избирателей. Так, на одном из избирательных участков Топкинского района зафиксировано три случая, когда избиратели вместе с бюллетенями бросали в ящик для голосования и свои паспорта. Аналогичный случай был в с. Ижморка, когда крестьянин бросил свою колхозную книжку. В Колыванском районе крестьяне жаловались на то, что, они, не разобравшись в порядке голосования, вычеркнули всех кандидатов в одном бюллетене, «и не знали куда девать второй».

После завершения голосования в 24 часа начался процесс подведения итогов выборов. По предварительным итогам, на 1899 избирательные участки Новосибирской области из 110345 избирателей, проживавших на ее территории, явилось 104 345 человек (94,5 %)\ На третий день после выборов в Москву была отправлена телеграмма с просьбой на основании статьи 36 п «г» Конституции и статьи 104 закона о выборах зарегистрировать избранных в Алтайском крае и Новосибирской области кандидатов.

В целом по СССР в выборах Верховного Совета приняло участие 96,8 % от общего числа избирателей. При этом за кандидатов в Совет Союза было подано в среднем 98,6 %, а в Совет Национальностей - 97,8 % голосов. Высокую явку избирателей в СССР в целом и в Западной Сибири в частности российские ученые объясняют по-разному. Ю.А. Новиков видит в этом проявление формального характера выборов и страха избирателей за возможные последствия неявки на избирательный участок. В.М. Курицын, признавая формальность выборов и действие репрессивной машины, утверждает, что не следует переоценивать роль этих факторов в жизни советского общества в 1937 г. Если бы действительно доминировал страх, то вряд ли граждане шантажировали угрозой не идти на голосование местных партийных и советских руководителей, требуя немедленного решения каких-либо вопросов. Подтверждают последнюю точку зрения и факты, приведенные в настоящем исследовании.

Политические кампании второй половины 1930-х гг. сделали возможным создание стабильной правовой системы в советском государстве, заложив ее основу через формальное закрепление права рядовых граждан участвовать в управлении государством. В результате население страны стало составной частью советской системы государственного управления, оно нашло способы к ней приспособиться и воздействовать на неё.

Анализ избирательного законодательства и электоральных отношений, связанных с выборами в Верховный Совет СССР, показывает, что из трех составных элементов правового регулирования: дозволения, предписания и запрета - советское руководство выбрало два последних. Принципы прямого всеобщего равного избирательного права, получившие конституционное закрепление в сталинском Основном законе, остались лишь абстрактным предписанием, не находившим конкретного социального наполнения. В этом сыграли немаловажную роль имевшие огромное значение в советской системе правового регулирования акты подзаконного характера, которые, как уже отмечалось, имели большую юридическую силу, чем союзные законы. Командно-административная система не давала возможности привиться демократическим принципам в отечественной избирательной системе.

Избирательная кампания 1937 г. показала довольно существенное отличие государственной политики конца 1930-х гг. от начала десятилетия. Государственное руководство стало достаточно объективно оценивать социально-политическую ситуацию в стране. Материалы избирательной кампании показали, что предупреждение А. Жданова о возможных антисоветских выступлениях представителей различных конфессий не являлось безосновательным и нашло свое подтверждение в избирательной практике, находившей отражение в материалах НКВД. Но вполне возможно, что приведенные в сводках факты являлись последствием данного правоохранительным органам задания искать врагов в религиозных объединениях.

Можно согласится с В.Ф. Кириловым, который утверждает, что все принципы избирательного права, закрепленные ещё в 1930-е гг., в течение всего действия социалистического тоталитарного государства были «мертвы, безжизненны». Конституция страны, нормативно-правовые акты о выборах в своём содержании имели демократические избирательные принципы, однако на практике руководящая сила общества - партия коммунистическая их умело нивелировала, и поэтому реальные выборы не происходили.

Попытки избежать сбоев механизмов правового регулирования приводили к нарушениям избирательного законодательства. Общее социально-политическое содержание избирательных правоотношений 1937 г. реализовывало не столько декларативные нормы Конституции, сколько статьи, утверждающие командно-административную систему. Принципы избирательного права, закрепленные в Основном законе, вступавшие в коллизию с государственной политикой, нарушались на подзаконном уровне: альтернативность выборов, возможность выдвижения кандидатов непосредственно общественными организациями.

В советском государствоведении получила широкое распространение концепция, в соответствии с которой права и свободы советских граждан, закрепленные на конституционном уровне, могли реализовываться только тогда, когда были конкретизированы в подзаконных актах. Действовала презумпция первоочередного применения конкретизирующего правового акта.

Выборы подтвердили, что создание системы политической пропаганды к 1937 г. было закончено. Являясь подконтрольной партийным органам, она обеспечивала возможность воздействовать на каждого человека. Сталинским руководством была поставлена задача сохранять и развивать эти формы агитационной работы. Опыт, приобретенный в ходе выборов представительного органа СССР, позднее будет применяться при выборах в Верховные Советы союзных и автономных республик, завершившихся, как и избирательная кампания 1937 г., «блестящей победой блока коммунистов и беспартийных».

Советская избирательная система 1937 г. заложила основу современного избирательного права, определила дальнейшее развитие избирательных отношений, которые не претерпели, с формальной точки зрения, серьезных изменений. Процедура организации и проведения выборов позволяет выделить следующие последовательно сменяющие друг друга стадии избирательного процесса, проводимого на основе прямого, тайного голосования:

1. Назначение выборов. Оно производится уполномоченным на это органом.

2. Образование избирательных округов, избирательных участков.

3. Формирование специальной системы избирательных комиссий по проведению выборов на основе прямого, равного избирательного права.

4. Выдвижение кандидатов.

5. Предвыборная агитация.

6. Голосование, проводимое в специально отведенных местах избирательного участка, что гарантировало тайну волеизъявления избирателей.

7. Подведение итогов голосования.

На основе проведенного анализа процедуры выборов депутатов Верховного Совета СССР в 1937 г. можно сделать вывод, о том, что каждая стадия имеет строго отведенное ей назначение в процессуальном режиме электоральных отношений.

В 1937 г. был сформирован субъектный состав избирательного права: субъект назначения выборов, кандидаты, избирательные комиссии различных уровней, избиратели, представители кандидатов.

Многие положения нормативно-правовых актов, регулирующих выборы депутатов Верховного Совета, прямо или косвенно повлияли и на современное законотворчество.

Во-первых, в 1937 г. впервые в российской истории выборы высшего представительного органа государственной власти прошли на основе принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании при добровольном участии граждан. Подтверждение данных принципов в современном избирательном праве и обеспечение их реализации считается одной из составляющих правового государства и гражданского общества.

Всеобщее избирательное право означало, что гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных Конституцией СССР 1936 г. и Положением о выборах депутатов Верховного Совета и проводимых законными методами иных избирательных действиях. При этом реализация избирательных прав не зависела от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Содержание данного принципа нашло отражение и в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Тайное голосование исключало возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц за волеизъявлением избирателей. Современное законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из важнейших обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. За нарушение тайны голосования предусматривается административная ответственность.

Добровольность участия в выборах означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение к участию в выборах и голосованию за кого-либо. В современном российском избирательном праве, как и в Конституции 1937 г., закреплен принцип кворума избирателей, принявших участие в голосовании. С.Д. Князев и ряд других ученых отмечают, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Еще два-три года назад подобные подходы были заложены в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации: Хабаровском крае, Ленинградской и Новгородской областях. Но в настоящее время в законодательстве всех субъектов установлен процент явки избирателей на выборы, при котором они признаются состоявшимися. Данное положение вызвано императивным установлением Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 58) о необходимости определения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в России.

Прямое избирательное право означало, что при выборах депутатов Верховного Совета СССР советский гражданин голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно. В соответствии с современным российским избирательным правом любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной власти и органов местного самоуправления: в соответствии со статьёй 6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации российские граждане «голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных Законом, - и против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно»

Во-вторых, Конституция СССР 1936 г. заложила основы федеративного избирательного права: нормативно-правые акты Союза и республик в его составе (то есть субъектов Союза). В настоящее время все избирательное законодательство также можно разделить на федеральное и законодательство субъектов Российской Федерации. По уровню органов, выборы в которые регулируются избирательным законодательством, можно выделить:

- законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти (Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ», ФЗ от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»);

- законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (Закон Новосибирской области от 14 июля 2003 г «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов», Закон Липецкой области от 20 июня 2003 г. «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов»);

- законодательство о выборах в органы местного самоуправления (Закон Омской области от 07 июля 2003 г «О выборах в органы местного самоуправления Омской области»., Закон Липецкой области от 27 марта 2003 г. «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области», Закон Республики Хакасия от 10 июня 2005 г. «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Хакасия», Закон Нижегородской области от 26 июля 2004 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

В-третьих, в 1930-е гг. был расширен объем прав граждан СССР избирать и быть избранными в органы государственной власти всех уровней (активное и пассивное избирательное право). Статья 32 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что российские граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В-четвертых, как и Основной закон СССР 1936 г., Конституция Российской Федерации определяет круг органов избираемых российскими гражданами.

Но закрепление в нормативно-правовых актах демократических принципов не всегда приводит к построению государственной системы, механизмы которой направлены на обеспечение прав и свобод человека. Избирательная кампания 1937 г. показала, что юридическая практика бывает очень далека от нормативного идеала. Провозглашение в 1936 г. на конституционном уровне прямого, равного избирательного права не смогло гарантировать проведение справедливых выборов, сущность которых заключается в обеспечении равных правовых условий для участников избирательной кампании.

Законность избирательного процесса зависит не только от демократических законов, но и от целей, которые преследует государство: проведение справедливой ротации органов государственной власти или установление авторитарного режима с внешним демократизмом. Избирательная кампания по выборам в Верховный Совет СССР 1937 г. продемонстрировало, что народ в рамках любого политического режима находит способы воздействия на своих правителей, а также возможности заставить органы власти принимать во внимание народное мнение.

 

АВТОР: Макарцев А.А.