18.08.2011 31070

Дошкольное учреждение в системе работы по развитию речи старшего дошкольника (статья)

 

Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка очень чётко отражена в высказывании К.Н.Вентцеля: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Дошкольные учреждения и в целом дошкольное образование могут сыграть в социализации и социальном воспитании детей огромную роль. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих, медицинских, организационных и др.) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.

Ведущим процессом в ДОУ является образовательный, так как сочетает в себе три функции: воспитывающую, обучающую и развивающую. В литературе употребляется понятие учебно-воспитательный процесс. Исследования Ю.К.Бабанского, П.Ф.Каптерева и др. учёных показали несостоятельность данного определения, отсутствие в нём двух важных черт - целостности и общности. Под образовательным процессом понимают специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, которое направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Основными задачами ДОУ, по мнению В.Н. Гурова, являются:

– охрана жизни и укрепление здоровья детей;

– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

– осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

– взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Также задачей дошкольных учреждений как воспитательных организаций является социальное воспитание и обучение детей. Социальное воспитание должно развивать социальные силы ребёнка, подготавливать его к социальной жизни не с точки зрения социальной техники, а с точки зрения социального идеала, в котором таится творческая, преображающая сила и проявляется та цель, к которой стремится человечество. Ребёнок должен приобщаться именно к универсальным, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени.

При благоприятных условиях у ребёнка дошкольника интенсивно развиваются практические навыки, умственные художественные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. Вместе с тем обнаруживается, что недостаточное общение с людьми, ограниченность активности, бедность получаемых внешних впечатлений оказывают губительное влияние на всё последующее развитие ребёнка.

Основоположники советской педагогики Н.К.Крупская и А.С.Макаренко считали, что от воспитания ребёнка в дошкольные годы во многом зависит его будущее, имея в виду не только эффективность его школьного обучения, но, в известной мере, и личностное развитие, и успехи в общественно-полезной трудовой деятельности.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, Т.А.Маркова, А.П.Усова, Е.А.Флерина и другие) показали, что так называемые высшие, специфически человеческие психические функции (логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение) осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания. Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

В нашу жизнь постоянно вливаться заимствованные термины из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.

Психологи и педагоги отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е.Левина, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.). Поэтому дошкольные учреждения особое внимание уделяют системе работы по развитию речи дошкольника, являющейся средством социальной адаптации.

С помощью общения со сверстниками осуществляется обмен информацией, планирование совместной деятельности, разделение функций и их координация, т.е. всё то, что способствует формированию общности детей, выполняющих совместную деятельность.

У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование, чем у младших. Одним из важнейших следствий общения ребёнка со взрослыми и сверстниками является развитие у ребёнка сферы самосознания, создание образа самого себя, своего «я».

Общение и самопознание тесно связаны друг с другом. Общение - лучший способ познания самого себя. Каждая группа детского сада имеет своё индивидуальное лицо - отношения и общения между детьми, воспитателями и детьми, характеризуются своеобразием. В этой системе отношений каждый ребёнок занимает своё особое место. Воспитателю чрезвычайно важно иметь социально-психологическую характеристику группы, с которой он работает, и знать степень эмоционального благополучия и адаптации в ней отдельных детей.

Коррекционная направленность педагогического процесса особенно выражена и усилена в содержании и методах работы логопеда, психолога, социального педагога, воспитателей, реализующих рекомендации специалистов.

Адаптивная функция проявляется:

– в мероприятиях, связанных с адаптацией к условиям ДОУ, при поступлении в детский сад;

– в постепенном повышении интенсивности нагрузки (тренирующий эффект занятий); сложности учебного материала от начала к середине года;

– в повышении адаптационно-приспособительных возможностей детей под воздействием режима дня, приёма адаптогенов, закаливания, занятий на воздухе и др.

Прогностическая функция основана на повторных диагностиках, направленных на прогноз промежуточных и итоговых результатов деятельности с учётом возможностей детей, педагогов, условий ДОУ.

Наиболее актуальной и сложной для педагогов является отработка технологий воспитания и обучения дошкольников. Технологическое структуирование и моделирование занятий, ориентация их на ведущий вид деятельности - игру, создаёт организационный каркас работы, определяет эффективность использованных методов и приёмов. Формированию устойчивого интереса к получению знаний детьми, проявлению индивидуальности и творчества способствуют занятия, имеющие модернизированные структуры.

Особую значимость в педагогическом процессе приобрели интегрированные занятия. Они являются контрольно-проверочными, определяющими роль ребёнка как субъекта в различных видах деятельности.

Важное значение в активизации деятельности детей в технологическом процессе имеет психологическая установка на глубокое усвоение материала, введение элементов игры.

Социально-педагогическая деятельность дошкольных учреждений со всей совокупностью своих средств, методов и подходов должна быть направлена на то, чтобы помочь каждой личности самовыразить себя в жизни и обрести гармонию души, уже начиная с первого шага, сделанного в дошкольном учреждении. А это, в свою очередь, предполагает развитие современных тенденций в теории и практике дошкольного воспитания - отражение в содержании возрастающей социализации и педагогизации всей системы дошкольного воспитания, которое позволяет предопределить отрыв самого учреждения от родительской среды и социокультурной сферы, в которой живёт ребёнок.

В дошкольной педагогике понятие социальная адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема. Н.М.Аксарина, рассматривая проблемы адаптации детей дошкольного возраста, подчёркивает, что характер поведения детей в первые дни их пребывания в новой среде зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, что влияет на общение детей со взрослыми и сверстниками и на отношение детей к различным видам деятельности.

Поскольку дошкольное образовательно-воспитательное поле по своему назначению представляет собой явление социальное и ребёнок развивается как личность в условиях активизации взаимосвязей дошкольного образовательного учреждения с другими неинстуциальными факторами и, прежде всего в сфере семьи, её ближайшего окружения, школы, учреждений дополнительного образования и т.д., то приоритеты в вопросах обучения и воспитания ребёнка переходят в область социально-педагогических отношений, способствующих формированию педагогически ориентированной инфраструктуры, окружающей личность.

Общеизвестно, дошкольный возраст ребёнка является наиболее эффективным для обучения и воспитания, и задача педагогических коллективов дошкольных учреждений в том, чтобы при «передаче» ребёнка из дошкольного учреждения в школу сохранить, укрепить и развить глубже и шире различные позитивные формы личностной активности каждого ребёнка, его психико-физиологические особенности, которые были воспитаны в условиях семейно-родственных отношений и среды дошкольного учреждения.

Проблема развития и социализации дошкольников, реализация их возможности, их участия в преобразовательной деятельности на современном этапе приобретают особое значение общественной потребности формирования творческой социально-ответственной личности.

Успешное решение этой задачи становится возможным при создании определённых психолого-педагогических условий для эффективного воздействия на личность ребёнка различных социальных факторов посредством организации учебно-образовательного процесса с включением в него окружающей среды. К психолого-педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ибо только в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения закладываются в их контуре. Психологические особенности развивающейся личности формируются в дошкольном возрасте и, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего её развития.

Сегодня не подлежит сомнению то, что человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Один из симптомов осознания этого - возникновение на протяжении последних 60 - 70 лет таких исследовательских областей, как культурно-историческая психология детского развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), этнография детства (М.Мид), история детства (Ф.Ариес), экология детства (У.Бронфенбреннер) и другие. Постепенно складываются предпосылки для выработки нового - полидисциплинарного подхода к рассмотрению широкого круга проблем обучения, воспитания и развития современного ребёнка на смену традиционному - монодисциплинарному.

Социально-адаптирующая направленность дошкольного образования позволяет сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

Содержание учебно-образовательной работы дошкольного учреждения подробно разработано в «Программе воспитания и обучения в детском саду». Она предусматривает обучение детей простейшим знаниям, умениям и навыкам, развитие их умственных и художественных способностей, формирование у них нравственных качеств и развитие речи.

Разрабатывая систему дошкольного воспитания, отечественные педагоги исходят из общих положений философии о решающей роли социальных условий жизни и воспитания в становлении человеческой личности. Однако ставший фундаментальным для педагогики тезис о том, что «личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев), требует глубоких знаний и понимания закономерностей развития и воспитания детей.

Одна из таких закономерностей состоит в том, что, хотя ребёнок появляется на свет с определёнными врождёнными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня его развития. Каждый нормальный ребёнок обладает потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное правильное овладение ребёнком речью. Программное содержание обучению родному языку в дошкольном учреждении построено на формировании у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, что придаёт процессу речевого развития ребёнка творческий характер.

В дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Педагоги используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что в свою очередь совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.

Чтобы максимально активизировать речь детей, педагоги проводят занятия и игры-занятия, цель которых - вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый. В играх-занятиях дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Педагоги добиваются реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «... ребёнок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (Гвоздев А.Н.).

Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми старшего возраста. Предлагают ребёнку рассказать о своих новостях другим детям, привлекают внимание детей к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться.

В беседе с ребёнком педагоги обращают внимание на содержание и форму сообщения, деликатно исправляют грамматические ошибки. В свободное от занятий время педагоги индивидуально занимаются с ребёнком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы побуждения, наблюдения, активно откликаются на проявление словотворчества, игры ребёнка со словом, т.к. это позволяет развивать образную речь.

Педагоги стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» (Е.И.Тихеева).

Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития.

Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Развитие речи, в дошкольном учреждении, традиционно осуществляется и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а так же вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Н.К. Крупская указывала на значение игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает A.M. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

Е.И.Тихеева зная историю педагогики, различные системы дошкольного воспитания (Д.Дьюи, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Ф.Фребеля), выступала за «воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя как положительный опыт разных педагогических систем с учётом уровня развития общества, так и знаний о природе ребёнка». Отсюда понятен её решительный протест против господства единственной педагогической системы, грозящей шаблоном и застоем. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И.Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармоничной цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых даёт право признать венцом творения себе подобного».

В дошкольном учреждении система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях её методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге - развитие связной монологической речи в целом.

Ведущим принципом в построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идёт постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений.

Главная цель речевого воспитания в дошкольных учреждениях состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

По мнению учёных Ю.К.Бабанского, А.В.Запорожца, Н.С.Рождественского, А.П.Усовой, Л.П.Федоренко, Д.Б.Эльконина дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Старший дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Согласно концепции возраста Л.С.Выготского, развитие личности представлено процессом её качественного преобразования, выражающегося в становлении новообразований, определяющих содержание ведущих деятельностей субъекта и развития его в целом.

Учёные Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко исходят из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются ещё в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие, а также ведётся работа по социальной адаптации ребёнка. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально адаптироваться в школьном ритме жизни, иметь навыки самообслуживания.

Особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а так же их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения являются важным звеном в формировании развития личности ребёнка.

В дошкольном учреждении умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержанием речи, усваиваемой ребёнком старшего дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живёт, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа - неживая и живая. В содержание развития речи старшего дошкольника включаются и эстетические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках. Поэтому «Программа воспитания и обучения в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы.

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка.

Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей дошкольников. В связи с этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей старшего дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое ознакомление дошкольников с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов. Такой подход обеспечивает раскрытие перед дошкольниками достаточно сложных явлений и отношений в области лексики.

В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений. Это даёт возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к его грамматическим явлениям.

В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у старшего дошкольника представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связи между предложениями и частями текста.

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С.Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей дошкольников, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

С учётом психолого-педагогических особенностей овладения речью в дошкольных учреждениях построена система последовательного обучения на занятиях. Система прежде всего включает:

– отбор речевого содержания, доступного для дошкольника, и его методическое обеспечение;

– вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

– уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

– выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

– взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников;

– преемственность содержания методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой.

При этом развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребёнком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Руководствуясь указанием И.П.Павлова о том, что всё наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода есть длинные ряды условных рефлексов, педагоги стремятся к тому, чтобы насколько возможно проследить ту связь, которая постоянно существует между воздействием взрослого на детей (обучение) и их ответными реакциями.

Такой подход закладывает основы лингвистического развития ребёнка на дошкольной ступени образования. На этой же основе идёт обучение русскому языку в начальной школе.

Занятия по подготовке и обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте во взаимосвязи с другими разделами речевой работы обеспечивают детям широкую ориентировку в языковых явлениях. Так, знакомство со звуковым и слоговым строением слова, словесным составом предложения, формирование звукового анализа слова параллельно развивают представления о словообразовательных и семантических отношениях, о структуре связного высказывания.

Многолетние исследования показали, что дети при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С.Выготский.

Исследователи отмечают, что в речи старших дошкольников присутствуют придаточные предложения всех видов, но пользуются они ими крайне редко. Поэтому, анализируя детские высказывания, педагог обращает внимание не только на неправильно сконструированные предложения, но и на наличие (или отсутствие) сложноподчинённых предложений с придаточными цели, причины, места и времени, а также причастных и деепричастных оборотов.

Наиболее актуальной и сложной для педагогов является отработка технологий воспитания и обучения дошкольников. Технологическое структурирование и моделирование занятий, ориентация их на ведущий вид деятельности - игру, создаёт организационный каркас работы, определяет эффективность использованных методов и приёмов.

Дошкольный возраст - это возраст игры. Именно в игре, по нашему мнению, зарождаются взаимоотношения между детьми. Они учатся общаться друг с другом, в игре развивается речь ребёнка.

По мнению Е.В.Субботского: «Творческую свободную деятельность ребёнка мы называем игрой... Продуктом этой игры всегда является сам ребёнок. Иначе говоря, игра - это работа ребёнка над самим собой». Развитие игровой деятельности стало неотъемлемой составляющей организации жизни ребёнка в детском саду. Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только игрушки, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удаётся ли её связать с трудовой активностью детей. Стремление ребёнка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были.

Эту детскую особенность очень тонко подметил А.С.Макаренко, считавший самой нужной «игрушку-материал», из которого ребёнок сам смастерит то, что ему необходимо для реализации своего замысла.

Сотрудники создают условия для возникновения и развёртывания игры детей. В младших группах обстановка приближена к домашней, воспитатели включаются в игру по мере необходимости как равные партнёры, для коррекции или обогащения сюжета. В средней группе организуются экскурсии, целевые прогулки. Во время занятий, наблюдений воспитатели обращают внимание детей на взаимоотношения людей. Практикуется наблюдение за играми старших детей. В старшей и подготовительной группе для создания условий, для обогащения впечатлений используются средства искусства (картины, произведения народных умельцев), наблюдения в природе, за трудом взрослых. Воспитатели стремятся, чтобы дети были не пассивными наблюдателями, а активными участниками окружающей жизни. В старшем дошкольном возрасте в играх детей наблюдается выполнение роли, в которой ребёнок проигрывает действие, передающее характер отношений между людьми. Дети исполняют роль с выдумкой, фантазией. В этом возрасте воспитатели способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек, т.е. обеспечивают возможность выбора соответствующих атрибутов, игрушек, организовывают игры, как для мальчиков, так и для девочек. Ещё Макаренко А.С. писал: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Игра доставляет ребёнку радость. Это или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство». В старшем дошкольном возрасте воспитатели поощряют самостоятельность в выборе игр, оказывают помощь в развёртывании сюжета. Игры подбираются по интересам и по желанию детей. Для развития речи используются в работе малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, народные песенки, потешки, пестушки и т.п.

Некоторыми аспектами речевого развития старших дошкольников средствами малых форм фольклора занимались А.М.Бородич, С.С.Бухвостова, Е.Н.Водовозова, Ю.Г.Илларионова, Н.В.Казюк, Я.А.Коменский, А.Я.Мацкевич, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, О.С.Ушакова, К.Д.Ушинский, И.В.Черная, Н.В.Шайдурова и др.

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать её, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Ю.Г.Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Для того чтобы дошкольники быстрее овладевали описательной формой речи, Ю.Г.Илларионова рекомендует обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Итак, посредством загадки у дошкольников развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова и постепенно овладевать образной системой языка.

Колыбельные песни также развивают речь старшего дошкольника, обогащают их речь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи, формирует фонетическое восприятие. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи. С их помощью, можно развивать фонематический слух.

В дошкольном учреждении актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание окончаний». Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуя их дикцию.

С.С.Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети в дошкольных учреждениях учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д.Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад».

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребёнком интонационных богатств и различного темпа речи. Всё это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребёнка будет звучать естественно и выразительно.

А.П.Усова, О.С.Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (М.К.Боголюбская, Н.С.Карпинская, В.В.Шевченко).

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Поэтому дошкольные учреждения в системе работы по развитию речи старшего дошкольника уделяют особое внимание формам малого фольклора.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки-хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр -забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму.

В каждой семье по-разному относятся к ребёнку, который плохо говорит. Некоторые родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам, но этого может не произойти, если родители вовремя не обратятся к специалисту.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.П.Павлов. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Педагог в дошкольном учреждении развивает общую и тонкую моторику параллельно, предлагает ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища - педагог учит дошкольника выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Наряду с развитием моторики развиваются внимание и память.

Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Отечественные психологи и педагоги (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей.

Речь - инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребёнка речи, воспитатель одновременно развивает его интеллект. Развитие интеллекта - центральная задача, которую ставит перед собой педагог в дошкольном учреждении.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром (внеязыковая реальность). Знаковая система языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует окружающую человека действительность.

Темпы обогащения речи зависят от совершенства структуры речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). По данным А.Н.Гвоздева, к пяти годам дети овладевают всей сложной системой грамматики, включая закономерности синтаксического и морфологического порядка, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

В старшем дошкольном возрасте стоят следующие задачи развития речи:

– продолжать работу по обогащению речи детей через восприятие ребёнком речи взрослого в разнообразных бытовых и учебных ситуациях;

– развивать диалогическую речь, строить внутри диалогов инициативные монологические высказывания;

– поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы;

– помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли и учиться быть корректным собеседником.

Система работы по речевому развитию заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трёх её компонентов.

1. Центральное место в этой системе занимает речь воспитателя (своей речью он будет учить ребёнка родному языку, общаясь с ним в течение всего дня).

2. Воспитателю предстоит много работать над созданием развивающей среды.

3. Беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребёнка.

Воспитатель всегда должен быть готов к тому, что ребёнок может не понимать обращенную к нему речь, а иногда даже не понимать слов или грамматических форм, которые произносит сам. Формы проявления этого непонимания бывают различные. Ребёнок может просто играть услышанным и понравившимся сочетанием звуков или словами, не вкладывая в них никакого содержания, даже если будет произносить слова правильно.

Предупреждать детскую игру звукосочетаниями невозможно и нецелесообразно: это единственный процесс овладения фонетической системой родного языка. Объяснять смысл слов, которыми дети играют, надо только в том случае, если значения их доступны.

Дети могут произносить слова, вкладывая в них совершенно иной смысл. Особенно часто это случается со служебными словами, например с предлогами.

Ошибки такого рода можно рассматривать и как грамматические. Важно предупреждать их, разъясняя детям логический смысл предлогов и соответствующих им окончаний существительных.

Многие дети не сразу овладевают значением слов высокой степени обобщения; обычно они понимают такие слова слишком узко. Иногда сужение понятия, допускаемое ребёнком, бывает настолько неожиданным, что воспитателю трудно быстро разобраться в причине ошибки. Характеризуя детскую речь, К.Д.Ушинский писал: «Дети часто пользуются словами полусознательно, а иногда даже вовсе бессознательно, механически, почему и употребляют их часто некстати, не зная настоящего точного значения употребляемых слов и оборотов». Это справедливое суждение, относясь в целом к речи ребёнка, особенно ценно в отношении употребляемых детьми слов, выражающих их представления о времени и пространстве, образе действий.

Вводя в индивидуальный словарь ребёнка слово, воспитатель должен предупредить его непонимание или неточное понимание: для этого он должен знать методические приёмы объяснения слов разной степени обобщения, слов, имеющих переносное значение, и уметь профессионально пользоваться этими приёмами. Иногда ребёнок не понимает речь взрослого из-за употребления общих фраз с недоговорённостями, которые свойственны разговорной речи.

Недомолвки в речи взрослого человека, в частности воспитателя, незаметны для него самого, особенно при употреблении некоторых синтаксических конструкций, свойственных разговорному языку. Это выражения запрета: Я тебе возьму!, Я тебе кину!, Я тебе сяду! (т.е. «Я не позволю тебе брать», «Не надо кидать», «Не садись») и т.п.; выражения отрицания: Нужен мне твой мяч! (т.е. «Я не брала твоего мяча»); выражения одобрения: Вот это да! Вот это мастер! (т.е. «Он хороший мастер»). Внимание воспитателя к подобным конструкциям в своей речи отнюдь не означает запрета на их употребление. Они естественны для русской разговорной речи, и дети должны их усвоить, но усвоить, правильно понимая их значение, о чём воспитатель должен позаботиться.

Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом (А.В.Запорожец, М.И.Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно-два в месяц; в свободном же общении ребёнок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду. Диалогическая форма речи, по словам Л.В.Щербы, является самой естественной формой, в ней «куются новые слова, формы обороты». Она способствует протеканию речевой деятельности в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора, активизации познавательных процессов (А.В.Брушлинский, Г.М.Кучинский, А.М.Матюшкин и другие), ускорению темпа развития других психических процессов (И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и другие). Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы, т.е. обмена репликами между взрослыми и ребёнком или между самими детьми. В процессе беседы развивается и умение беседовать, т.е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности. Обогащение речи дошкольников в процессе беседы воспринимается как сопутствующее положительное явление.

В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении даёт знания. Содержание бесед определяется «Программой воспитания и обучения в детском саду». Беседы ведутся: о самом ребёнке; о семье; о труде взрослых в детском саду; о предметах быта и труда; о природе в разные времена года; об общественной жизни.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребёнок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу -усвоение школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в чётком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируется речевой слух, произвольность произнесения (СЛ. Рубинштейн, Ф.А.Сохин).

Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи дошкольника являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. «Формирование узловых образований, - отмечает далее Р.Е.Левина, -позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции речевого недоразвития).

Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется педагогом, прежде всего в беседах и на консультациях. Эффективны и другие формы работы: наглядная агитация, например организация стендов, где даются сведения о степени сформированности звукопроизношения у каждого ребёнка, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в уголке для родителей; чтение лекций с привлечением специалистов (например, логопеда, который может рассказать родителям, как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения).

Воспитатель рекомендует для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки; советует, какие книги следует читать детям старшего дошкольного возраста; организует выставку новых книг.

В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы дошкольник в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идёт равномерно, родители часто интересуются, не отстаёт ли их ребёнок в речевом развитии, когда он научится правильно произносить тот или иной звук. Воспитатель проводит беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребёнка.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР (общего недоразвития речи) многие исследователи (Р.М.Боскис, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, Г.А.Никашина и другие) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки и слова, ребёнок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребёнка. Педагог, проводя с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, подчёркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется.

По словам российских психологов Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна каждый этап развития речи находится в теснейшей связи с основными стадиями развития мышления, которое является базовой функцией человеческого сознания наряду с перцепцией, аффектом и волей. Следовательно, чтобы достичь успеха, необходимо воздействовать на все четыре базовые функции сознания, т.е. коррекционная работа должна строится на знании «уровня актуального психического развития» (Выготский Л.С.) ребёнка, с тем чтобы, работая в «зоне ближайшего развития», влиять на совершенствование речевых и иных психических процессов.

Исследования Л.И.Божович, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, Е.О.Смирновой, Д.Б.Эльконина и других доказывают, что возраст 5-6 (7) лет связан с целым рядом новообразований в психике и сознании ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте, как отмечает Е.О.Смирнова, у ребёнка складывается потребность в уважении, признании. Именно эта потребность побуждает ребёнка к общению.

Вредно нагружать ребёнка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

В беседах с родителями воспитатель постоянно напоминает им, что овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребёнка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению правильной речью.

Важной задачей для педагога является обобщение передового опыта воспитания детей в семье и доведения его до сведения родителей на собраниях, в уголках для родителей.

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

«Изменение образа жизни ребёнка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребёнком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном» (Эльконин Д.Б.).

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребёнка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

Конкретные задачи обучения определены «Программой воспитания и обучения в детском саду». В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи - обогащении словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребёнка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка - лексическую, грамматическую, фонетическую.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать неторопясь; помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражать в речи воспринятое. В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи; продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаях из жизни.

Проведение занятий в ДОУ предполагает реализацию системы развивающих заданий, направленных на развитие речи, формирование представлений детей об окружающем мире, о месте человека в нём, о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Форма и вид занятий может быть различной: дидактическая игра, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, театрализованная и другие; занятие-путешествие, занятие-прогулка, занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-исследование и другие.

Совместная деятельность педагога и дошкольника в перечисленных формах и видах занятий, способствует развитию речи и создаёт условия для его социальной адаптации.

Свободная самостоятельная деятельность детей предполагает предоставление ребёнку права выбора деятельности в соответствии с интересами, склонностями, желаниями. Педагог при этом создаёт разнообразную предметно и культурно развивающую среду для успешного развития речи ребёнка и для проявления его активности. При этом управление воспитателя не авторитарное, а демократическое.

Наблюдения за детьми и анализ результатов развития речи, прежде всего, основаны на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Как настоящему диагносту, воспитателю предоставляется возможность оценивать ребёнка не только в сравнении с другими, но и с самим собой.

Таким образом, ДОУ предполагает целенаправленную деятельность его участников, творческий подход к его организации и личностно-ориентированную модель воздействия, что является необходимым условием для успешного развития речи старших дошкольников.

 

АВТОР: Бережная О.Н.