19.08.2011 8041

Проблема гражданского самоопределения в современной психолого-педагогической науке (статья)

 

Современный период общественного развития, связанный с переосмыслением, преобразованием общественных связей и отношений, ценностей, идеалов и других социальных ориентиров, делает особо актуальной проблему гражданского самоопределения детей и подростков.

В настоящее время педагогический процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня ориентирован на ценности гуманизма, свободы, сотрудничества, творческого взаимодействия. Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детское сообщество (объединение, коллектив) как социальная общность, объединяющая подростков совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Неотъемлемой частью процесса социального становления личности является процесс формирования гражданского самоопределения в детских и молодежных общественных объединениях. Гражданское самоопределение занимает важнейшее место в структуре личности, являясь одним из механизмов социальной регуляции поведения личности.

Гражданское становление личности, формирование патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории отечественной педагогической мысли. Огромный духовный потенциал содержит в себе патриотическая идея, берущая свое начало в письменных и устных творениях Древней Руси. Создаваемая поколениями наших соотечественников, она разрабатывалась как целый комплекс идей, оказывающих нравственно-организующее влияние на общественную жизнь русского народа: идея отечественного единения и согласия, идея защиты родной земли, идея Отечества, идея равноправности народов, идея морального долга перед обществом, ответственности за судьбы Родины. В одной из первых древних летописей, отмеченной академиком Д.С. Лихачевым как «исходище мудрости», в «Повести временных лет», Нестор дает общие представления о патриотизме, связывая его со своеобразной трактовкой таких нравственных понятий, как «добро» и «зло». «Добро», в понимании летописца,- все, что несет благо родной земле, способствует благополучию и процветанию, а «зло» - все, что наносит ей ущерб и разорение. В составе гражданской идеи Древней Руси прочно закрепились моральные заповеди человеколюбия и добродеяния, как основы стремления человека к «общему благу» Отечества (Илларион Киевский, Владимир Мономах и др.). Важнейшей составной частью воспитательного идеала древнерусской эпохи являлось гражданское начало, согласно которому, цель воспитания заключалась в формировании человека, для которого борьба за благо и процветание родной земли, Руси совпадала с его стремлениями к праведной жизни.

В философско-педагогическом наследии XIX - начала XX века идея гражданского самоопределения получает свое фундаментальное обоснование как национальная и, вместе с тем, общечеловеческая (А.С. Аксаков, В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, В.И. Водовозов, Н.М. Карамзин, В.Я. Стоюнин, В.Н. Сорока-Росинский, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский и т.д.) идеал гражданина был неотделим от идеала человека. Исследование творческого наследия педагогов - просветителей показывает, что идеи и чувства, выражающие отношение человека к своему Отечеству рассматривались ими, прежде всего, в тесной связи с нравственными проблемами общественного развития, поэтому вопросы морали занимали ведущее место в их творчестве.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. П.Ф. Каптерев считал, что «гражданственность у ребенка в зародыше, его должна воспитывать школа». В.Н. Сорока-Росинский определял семью как главный внешний фактор в данном контексте, что именно она через религию, труд, традиции, фольклор, авторитет воспитывает детей в патриотическом ключе. Но все это ушло и, по мнению педагога, школа должна занять место семьи, где главное - «слияние личности ребенка с жизнью нации и национальной культуры как высшим проявлением ее духовной жизни».

Русские педагоги, философы, историки рассматривали Россию как неотъемлемую часть общечеловеческого общества, единственным путем к достижению единства народов мира они считали путь национального развития и национального творчества народов. Исключительно важное значение в постановке проблемы гражданского самоопределения имела идея всечеловечности, присущая русскому человеку. Эта идея проникнута любовью и открытостью ко всем народам.

В период революционных преобразований XX века существенно изменилось содержание понятия патриотизма. На смену веками существовавшего идеала «истинного сына Отечества», в области воспитания в первые годы Советской власти был выдвинут «коммунистический идеал», гуманистические цели которого были постепенно обращены к политическим ориентирам.

В 20-е годы в основу гражданского самоопределения педагогами-теоретиками и практиками были заложены следующие ведущие идеи: идея социального труда, идея тесной связи обучения с трудом, идея общественника- коллективиста, идея «завтрашней радости», идея улучшения окружающей жизни, идея «гражданской заботы». Несмотря на отчетливо выраженную политизацию и классово-партийный подход, воспитание в духе «советского социалистического патриотизма» связывалось с проблемой всестороннего развития личности и трактовалось как составная часть общей системы нравственного формирования молодого поколения.

С начала 30-х годов наблюдается ярко выраженная идейно-политическая направленность воспитания граждан посредством прямого идеологического воздействия на сознание учащихся. В условиях усилившейся изоляции от мира приобретала актуальность идея подготовки защитника социалистических завоеваний. Это, в свою очередь, обусловило военно-ориентировочную направленность гражданского воспитания, получившую широкое распространение и после Великой Отечественной войны.

Своеобразным результатом потепления политической жизни в конце 50-начале 60-х годов явилась педагогическая теория В.А. Сухомлинского. Идея формирования гражданственности и патриотизма пронизывает все педагогическое творчество этого педагога, который рассматривает ее в неразрывном единстве с духовным становлением личности. Разработанная им система патриотического воспитания (продуманное содержание воспитательной работы, своеобразная методика, продиктованная спецификой возраста учащихся, новые его формы, пути и средства) представляют большую значимость и сегодня. Составными этой системы являются его оригинальные положения о воспитательном значении учебной деятельности («уроки мышления среди природы»), о создаваемых детьми сказках патриотического содержания, программы этических бесед и бесед о гражданственности, педагогической организации внеклассного чтения, об использовании новых традиций (День неизвестного героя, Праздник Матери, День первого снопа и др.), включении детей в общественно-полезный труд и Др.

Проблема самоопределения личности не является новой в тематике научных исследований, в том числе в педагогической науке. Самоопределению в разные годы было посвящено немалое число научных исследований, выполненных на разных уровнях - философском, социологическом, психологическом, педагогическом. Работы ученых посвящены изучению профессионального, социального, личностного, нравственного, ценностного, эстетического, культурного, интеркультурного и жизненного самоопределений.

Все более настойчивое обращение исследователей к феномену самоопределения продиктовано осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности. В связи с этим, важным представляется анализ понятийного поля самоопределения личности.

Исследование теории самоопределения учащихся базируется на изучении фундаментальных трудов отечественных исследователей о личности как особом социальном феномене (К.А.Абульханова-Славская, Е.В.Бондаревская, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн и др.). Важными для нас являются работы В.И.Журавлева, И.С.Кона, В.Ю.Шегуровой, Э.А.Фарапоновой. Труды А.Маслоу, К.Роджерса, Э.Берна, Б. и X. Швальбе, Д.Скотт обращены к истокам активности человека, его «росту «изнутри», прислушиванию к своему внутреннему голосу.

Проблема личности образует новое психологическое измерение человека: это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общения, которые открываются ему; это исследование того, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им. Ответ на вопрос «ради чего?» позволяет выявить, с точки зрения М.Л.Платоновой, то, во имя чего совершается деятельность и взаимодействие с миром и с людьми, каков подлинный смысл присвоения ценностей культуры, достижения цели. Ответ на вопрос «как?» предполагает определение того, каким образом человек приходит к осознанию себя и нахождению своего места в мире и среди людей.

Практически в современной психолого-педагогической науке стало общепринятым рассматривать самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренного понятия «Я-концепция», следует отнести понятие «самоопределение» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределении личности -социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственно психологического содержания.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню человека, в понятии самоопределения, для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «... смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия».

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире - психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

В рамках нашего исследования представляют особый интерес работы, связанные с уровнем взаимодействия человека и группы. Эта проблема была детально проанализирована в работах А.В. Петровоского по коллективистическому самоопределению личности. В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. Коллективное самоопределение проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях группового давления - ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которых это давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями. Оно является «способом реакции индивида на групповое давление»; способность индивида осуществлять акт коллективного самоопределения есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы.

Подход, намеченный С.Л. Рубинштейном, развивает в своих работах К.А.Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания - осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность - это «субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества».

Основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу»- «могу»- «есть»- «требуют» у конкретной личности. Выделяемые авторами этапы самоопределения фактически представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности.

Представляют интерес взгляды разных авторов на психологические механизмы самоопределения.

А.В.Мудрик рассматривает механизмы самоопределения (идентификация - обособление). Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. Вот почему идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

В зарубежной науке в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Канадский психолог Марше выделил четыре стадии развития идентичности;

1. Неопределенность идентичности. Индивид еще не избрал для себя никаких определенных убеждений и никакого определенного профессионального направления. Он еще не столкнулся с кризисом идентичности.

2. Предварительная идентификация. Кризис еще не наступил, но индивид уже поставил для себя какие-то цели и выдвинул убеждение, которые в основном являются отражением выбора, сделанного другими.

3. Мораторий. Стадия кризиса. Индивид активно исследует возможные варианты идентичности в надежде отыскать тот единственный, который он может считать своим.

4. Достижение идентичности. Индивид выходит из кризиса, находит свою вполне определенную идентичность, выбирая на этой основе для себя род занятий и мировоззренческую ориентацию.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности, однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Лишь стадия моратория, по существу, неизбежно предшествует стадии достижения идентичности, поскольку происходящий в этот период поиск служит предпосылкой для решения проблемы самоопределения.

Идея типологии развития идентичности, вариантов взросления в раннем юношеском возрасте завоевывает все большую популярность в отечественной психологии. Показано, что этапы самоопределения (они же и уровни и типы развития личности) являются целостным образованием, где разные личностные переменные системно связаны друг с другим. Каждый из них характеризуется присущими именно ему психологическими трудностями.

Мы разделяем точку зрения В.Ф.Сафина и Г.П.Никова, которые считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу»-»могу»- «есть»- «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу». Исходя из этого, авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй - когнитивный. Иными словами, конкретная форма проявления самосознания - самооценка -пор отношению к Я-концепции выступает как оценочный аспект, тогда как по отношению к самоопределению в принципе выступает как его когнитивный аспект, один из механизмов, и поэтому она является внутренним условием саморегуляции поведения.

В теории личностно-ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, личность с присущими ей функциями выступает как специальная цель образования, причем конкретная, проектируемая и измеряемая для каждого этапа генезиса человека. Личность как цель личностно-ориентированного образования - это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека, через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве, свой своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения, отношений с миром. Одна из функций личности, по В.В. Серикову, - непрерывный поиск, обоснование и ревизия смысла ее деяний и жизни вообще. Невыполнение этой функции, отмечает автор, ее недостаточная представленность в жизнедеятельности индивида есть признак его недостаточного личностного развития.

Е.В.Бондаревская утверждает, что личность - это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности, отмечает ученый, свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл, личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая не наносящие вреда обществу средства.

Неоспорим тот факт, что свойства личности проявляются в отношениях. Самоопределение человека, результатом которого является его позиция, есть выбор им отношений, в которые он вступает в процессе деятельности и взаимодействия с миром и с людьми.

Вышеизложенный материал делает очевидным то, что личность способна ориентироваться в пространстве экзистенциального выбора, обретать смысл человеческого существования, совершать выбор нравственно-оправданной жизнедеятельности, проявляя при этом качества субъекта жизнетворчества. То есть, самоопределение является системно-личностным свойством человека.

По нашему мнению, для выяснения содержания понятия «гражданское самоопределение», обратимся к философскому, социально-психологическому и педагогическому знанию. Отправной точкой для изучения проблемы гражданского самоопределения является понятие «самоопределение», которое входит в понятийную сетку философии, этики, психологии и педагогики. В силу этого данное понятие приобрело статус междисциплинарного понятия.

Анализ научной литературы выявляет различные точки зрения ученых относительно определения данного понятия. Их осмысление показывает, что все ученые, так или иначе, связывают самоопределение человека с процессом выбора им собственной позиции, своего жизненного пути.

А.П.Вехова и А.Н.Кузибецкий систематизировали функциональные характеристики жизненного самоопределения, зафиксированные в научных исследованиях. Опираясь на теоретические положения, раскрывающие становление человека как субъекта жизни и жизнедеятельности, они сконструировали систему функций, реализуемых жизненным самоопределением в естественном процессе развития старшеклассника. При этом логику функций внутри системы они построили адекватно идеальной модели жизнедеятельности человека культуры, которая включает три элемента: образ (переживание, мотивация, жизненные впечатления), анализ (понимание, осмысление, выстраивание концепции жизни), действие (поступки, жизненные события). Это такие функции, как: ценностно-смысловая, мотивационно-целевая, рефлексивно-оценочная, ориентационная, регулятивно-поведенческая.

Мы расширили список определений, составленный А.П.Веховой и А.Н.Кузибецким. В результате проведенного нами анализа понятий «самоопределение» было установлено, что самоопределение по своей сути есть определение своей позиции или отношений (образующих содержание позиции), определение своего места в системе многообразных отношений. Механизмами самоопределения являются моральный и ценностный выбор, рефлексия.

Анализ выявил также отсутствие единой точки зрения ученых относительно определения ими понятия «самоопределение».

Традиционно в большинстве определений самоопределение имеет мотивационную, ориентационную, рефлексивно-оценочную, проективную функции. Отдельно мы выделили те точки зрения, где содержатся в большей мере ценностно-смысловая, развивающая, регулятивно-поведенческая, проективная функции.

Самоопределиться - осознать себя, определить свое особое место в жизни, в обществе, определить свои интересы (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова); самостоятельно распорядиться собственной судьбою по собственному выбору (В.И.Даль); свободно избрать свою судьбу (С.Л.Рубинштейн); определить свое место в культуре и обществе (А.Н.Тубельский); ответить на вопросы: чем же Я являюсь и чем же Я должен быть сам для себя? чем же Я являюсь и чем же Я должен быть для других? (Н. Аббаньяно); выбрать социально и лично значимые цели (И.С.Кон).

Самоопределение («личностная идентичность») предполагает «соответствующую сформированность ценностно-смысловых характеристик индивида» (М.Р.Гинзбург); определение человеком «своего места в мире, в отношении к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества; определение своего места в обществе в системе общественных отношений; функционально-ролевая интерпретация своего социального статуса; формирование ценностно-смыслового ядра личности (Н.М.Шахмаев); выбор человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни; проявление человеком внутренней свободы, осуществляемой на основе ценностных ориентации как результат сложного динамического новообразования (Т.А.Носова); «формирование внутренней позиции личности по отношению к людям и ценностям, соотнесение своих жизненных планов, самооценки, стратегий и установок с этой позицией» (Е.А.Латуха); это избирательное отношение личности к воздействиям данной общности, осознание ею свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от группового давления и в соответствии с определенными оценками, убеждениями, идеалами (В.И.Лебедева).

Самоопределение - «это самосовершенствование в процессе социализации», «системное качество личности, формируемое путем субъективной активности и совершенствующееся в течение жизни» (А.В. Петровский); это шаг развития (С.Б Крайчинская); своеобразная единица процесса развития личности (В.К.Зарецкий); самоопределение -мощная сила. Она может творить, создавать человека..., а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика» (Е.П.Никитин Н.Е.Харламенкова).

Так же «самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни» (А.В.Мудрик); осознание личностью совей позиции внутри системы отношений с социальной действительностью, построение жизненной стратегичности (К. А. Абульханова-Славская); построение жизненного плана, который включает в себя целостное восприятие себя, своих целей и личностно-значимых ценностей (Г.В.Данилова); идеальное проецирование себя в будущее, ориентированность на будущее (М.М.Бахтин).

Самоопределение - «совокупность переживаний, намерений, предметных действий в современном социуме», «умение жить в условиях социальных и культурных перемен, искать и находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь»; реализуется как жизненное, личностное, ценностное, профессиональное самоутверждение (А.Я Журкина); сознательная саморегуляция субъектом своей жизнедеятельности в системе общественных отношений (Б.Ф. Ломов); «определение собою как существом, обладающим сознанием и волей,... себя самого как субъекта поведенческих проявлений» (Н.Д.Зотов); самоопределение обеспечивает «ситуативный выбор позиции, поступка, суждения, оценки, субъекта общения и взаимодействия», включает «самоориентировку, самоидентификацию, понимание собственных задач в каждой конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, акт нравственного и волевого выбора, независимость в решении проблемы, уверенность в своей правоте, самообоснование выбора и саморефлексию (Н.Б.Крылова); это самодисциплина, независимость суждений, готовность и умение преодолевать жизненные затруднения, социальная устойчивость, сохранение личностью своего «Я» в меняющихся условиях (А.Н.Басов).

Мы сгруппировали эти понятия согласно функциям условно потому, что они не являются рядоположенными. Характер реализации функций зависит от уровней жизненного самоопределения. Все более полная их реализация будет определять его развивающий эффект.

Для подтверждения этой мысли, считаем важным привести пример. В. Даль в Толковом словаре разъясняет, что самоопределиться - значит осознать себя, определить свое особое место в мире, обществе и самостоятельно распорядиться собственной судьбой по собственному выбору. Здесь, как видно, прослеживаются те же нюансы: определить свое место в мире, в обществе. Но вместе с тем на первый план выводится индивидуально-личностное («осознание себя»), т.е. понимание и рефлексия своих возможностей, ограничений и устремлений, которые и детерминируют индивидуальное своеобразие будущей жизнедеятельности, подчеркнутое прилагательным «особое». Семантическая конструкция «самостоятельно распорядиться собственной судьбой по собственному выбору» означает предписать себе судьбу, т.е. спроектировать ее. Причем существенна проекция не просто бытийственных деталей жизни, а поиск и обретение ее смысла путем возвышения потребностей и восхождения к экзистенциальным ценностям.

Не случайно К. Обуховский подчеркивал, что самоопределение - одна из важнейших потребностей личности, выражающаяся не в случайных, разрозненных событиях, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл. М.М. Бахтин считал ориентированность в смысловое будущее важнейшей характеристикой самоопределения. Ибо смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущем, целью становится воспитание гуманистической личности. Это свободная личность, способная к самоопределению и самореализации в современном мировом открытом социокультурном пространстве. Важнейшими качествами ее являются творческая активность, вариативное мышление, развитое стремление к созиданию, готовность к самоопределению.

Безусловно, самоопределение, по своей сути, является мыследеятельностным процессом, результатом которого становиться задаваемая индивидом цель включенности в некие социальные процессы, она реализуется через мотивы, поступки и действия, через выбор позиции и напрямую зависит от сложившегося на данный момент гуманитарного опыта, то есть наблюдается четкая зависимость между самоопределением личности и ее самореализацией, которая и определяет, на наш взгляд, уровень субъектности человека в конкретной ситуации.

По нашему мнению, самоопределение является одной из составных частей социализации и индивидуализации подростка, так как оно имеет в своей основе общение с другими членами сообщества: первоначально в пространстве конкретной субкультуры (в семье, референтной группе, ближайшем окружении), а затем во всем многообразии проявлений культурного поля. Самоопределение само по себе является как результатом взаимодействия участников коммуникации, так и толчком к новым формам социального взаимодействия.

На наш взгляд, именно категория самоопределения подростка в выборе целей саморазвития является наиболее кризисной в настоящий момент. На протяжении ряда лет, наблюдая за подростками, исследуя их интересы и потребности, мы пришли к выводу, что декларируемые в законодательных актах, нормативных документах системы образования ценности гуманистической педагогики практически не реализуются в реальной практике образовательных учреждений. По-прежнему, ребенок не рассматривается как субъект своего развития, а педагог - остается транслятором знания. Системный кризис, сложившийся в образовании, обусловлен, прежде всего, культурным кризисом общества, что в большей степени подтверждает полученные нами выводы и заключения о том, что ядром социализации человека является культура во всех ее формах и проявлениях.

Анализ литературы и осмысление практических результатов исследования позволяет отметить, что самоопределение предполагает формирование у подростков определенных индивидуальных качеств, направленных на возможность самоопределения в различных социальных процессах, в том числе:

– потребности построения собственного поведения и деятельности на основе имеющихся культурных норм;

– убежденности в ценности воспринимаемых проявлений культуры для своей личности, для саморазвития, что порождает ощущение адекватности своих чувств, мыслей, желаний с представлениями окружающих его людей;

– способности осознать то, как окружающие (и адекватно ли) воспринимают его место в культурном пространстве, действия по самоопределению и особенности субкультурного поведения с целью последующей коррекции межличностных взаимодействий;

– способности к самооценке культурной активности (собственной и другой) и постоянной коррекции взаимодействий с окружением, что порождает способность к самореализации;

– потребности к селективному восприятию окружающей действительности, сознательному выбору и обоснованию подростком своего жизненного пути, принятию или отторжению им определенных ценностей культуры в зависимости от собственного гуманитарного опыта

В качестве показателей самоопределения мы выбираем те, которые вытекают из его сущности:

– наличие целей в жизни;

– развитие самоинтереса и эмоциональной насыщенности жизни, ее осмысленность;

– стремление к самопознанию, увеличение самосознания личности;

– удовлетворенность самореализацией;

– развитие умения выходить из конфликтной ситуации с помощью компромисса и взаимоуважения интересов;

– наличие правовой культуры /Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, О.С.Газман, Н.Б. Крылова, Н.В. Иванова, И.А. Костенчук, И.С. Якиманская, А.Н. Тубельский/.

Следовательно, можно сделать предположение, что, попадая в различные жизненные ситуации (взаимодействие и отношения с людьми, в семье, референтные группы, коллективы сверстников, конфликты и т.п.). На наш взгляд, соотнося это с процессами социализации и адаптации подростка, можно сказать, что проявление и освоение как процессы индивидуализации личности проходят несколько стадий, позволяющих подростку адекватно обстоятельствам сосуществовать в этой жизненной ситуации. На это косвенно указывают все исследователи проблем социализации, для нас особенно важным стали выводы М.И. Рожкова о социальной автономизации личности, которые подтверждают нашу мысль. Данный процесс носит цикличный характер и детерминирован только индивидуальностью личности и сложившимся на данный момент социальным опытом.

Уже подчеркивалось, что в современной литературе социализация рассматривается не только как усвоение и присвоение внешне заданных культурных форм поведения, но и как «форма качественного (культурного) самоопределения индивида в общностях разного типа. Социализация предполагает сложные процессы индивидуализации: самоопределение подростка в культуре, самоорганизацию его культурной деятельности, культивирование самими подростком (как с помощью взрослых, так и без них) своих культурных интересов и своего места в изменяющемся обществе.

Итак, уровень культурной идентификации стимулирует процессы самоопределения развивающейся личности, которые, по мнению И.Б. Котовой и Шиянова Е.Н., проходят определенные стадии развития:

– интроекция: при которой качества и установки другого, других как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизменном виде (идеал - носитель культурных ценностей человека, которому хочу подражать);

– эмпатия: сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания (идеал - носитель эмоционально-волевой сферы развития);

– рефлексия: самоанализ сложившейся ситуации, достижения или неуспеха, самооценки, актов поведения и т.д. (идеал - носитель самоценности человека);

– рационализм: при котором человек изобретает, на первый взгляд, логические суждения и умозаключения для ложного объяснения психических состояний (фрустраций), характеризующихся наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения (идеал - носитель самоактуализирующих проявлений);

Осознавая и созидая свою сопричастность миру, человек возвращается к прежней целостности между собой и действительностью, но на качественно новом, осознанном уровне. Самоопределение придает целостность самому человеку как субъекту, т.к. нахождение им внутренней гармонии связано с его отношением к внешнему миру - социальной действительности и природе. По нашему мнению, согласие с собой и согласие с миром - вещи, органически связанные. С.Л. Рубинштейн считал, что человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия по отношению ко всему окружающему.

Уровневый подход к сущности самоопределения позволяет представить последнее, как процесс формирования индивидов в качестве носителей и субъектов родовых потребностей, на их основе - интересов, целей, идеалов, смысла жизни, разнообразных способностей, различных видов деятельности, общественных отношений и межличностного общения как субъектов общественной жизни и культуры. Тем самым обеспечивается многоплановая характеристика самоопределения человека в единстве его природных, социальных и духовно-психологических качеств.

Признание многоуровневой деятельностной сущности человека ориентирует на иную, чем сегодня, систему воспитания, учитывающую многомерность свойств человека и иную систему педагогического знания, в котором педагогика интегрируется с психологией, политологией, экономикой, философией, этикой, эстетикой, науками о живой и неживой природе (в аспекте обучения или воспитания) в единую философско-педагогическую антропологию.

Гражданское самоопределение есть составляющая процесса воспитания, характерной особенностью которого является направленность на формирование гражданских качеств. Гражданское воспитание В.А. Сухомлинским рассматривается как действенное средство и важнейший критерий оценки результативности воспитательной работы.

Гражданское воспитание представляет собой систему, находящуюся во взаимодействии с другими, сохраняя при этом определенную целостность.

По мнению П.И. Чернецова, гражданское самоопределение - «это целенаправленный процесс формирования гражданского облика человека, Человека - Гражданина своего Отечества. Оно предполагает усвоение определенной суммы гражданских знаний и осознание себя, своих прав и обязанностей, как человека и гражданина России, осознание причастности к большой и малой Родине: ее языку, истории, традиции, культуре».

Нам близко определение понятия гражданского самоопределения, которое дает А.С. Гаязов: «Целенаправленный, специально организуемый процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании. Формирование гражданских качеств - процесс, и в определенной мере, результат гражданского воспитания, при котором происходит привитие устойчивых специфических черт личности, направленных на определение ею своих отношений с обществом и государством, определение своего места в системе этих отношений».

Гражданское самоопределение зависит от возможностей общества и от условий, в которых оно протекает. Под возможностями следует понимать, прежде всего, материальное, учебно-методическое обеспечение процесса воспитания. Для повышения эффективности гражданского самоопределения необходимо, чтобы оно стало приоритетным, т.е. нужна иерархичность в декларируемых целях и задачах воспитания.

Закономерностью гражданского самоопределения является определяющая роль деятельности в его содержании. Помимо общепринятых видов мы выделяем специфическую гражданскую деятельность подростков, включающую общественно-политическую, разнообразную лично-семейную и другие формы деятельности. Именно в них личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом и государством.

Закономерностью гражданского самоопределения является то, что активность гражданской деятельности находится в зависимости от наличного уровня у подростков соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования.

Основные характеристики сущности гражданского самоопределения исходят из специфики морали гражданина Отечества, которая раскрывается во взаимодействии ее основных функций - регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной и др. В гражданском освоении человеком действительности органически сливаются оценка и поведение. Гражданское самоопределение регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной и личной жизни - в труде, быту, политике, науке, семейных, личных отношениях.

Сущность характеризует жизнедеятельность человека как процесс удовлетворения потребностей, а гражданское самоопределение - как процесс формирования человека в качестве носителя потребностей и деятельности. Сущность характеризует жизнедеятельность человека как материальный труд, а гражданское самоопределение как процесс и результат деятельности, формирующую человека в качестве субъекта труда, его потребности и способности к труду, в результате чего человек научается овладевать функциями вещей и технологическими способами использования и производства вещей. Сущность раскрывает особенности жизнедеятельности человека в системе социальных связей, общественных отношений. Соответственно, гражданское самоопределение характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта общественных отношений. В связи с тем, что сознание формируется под воздействием и в процессе труда и общения, сущность раскрывает жизнедеятельность человека как сознательную, направленную деятельность, а гражданское самоопределение - как деятельность, реализующую определенные идеалы человека и формирующую индивида как субъекта духовного труда, практически-научного овладения миром. Сущность раскрывает особенности жизнедеятельности человека в системе семейных и личных отношений. Соответственно, гражданское самоопределение характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта семейных и личных отношений.

Поэтому мы понимаем гражданское самоопределение как сочетание нравственного, правового и политического становления личности. В условиях разрушения традиционных для советского периода ценностей и идеалов у подростков необходимо воспитывать умение жить в демократическом правовом государстве, быть «цивилизованными индивидуалистами». В этой ситуации особенно важно определиться в содержании основных понятий гражданского самоопределения - «гражданин», «гражданственность», «гражданские качества».

Н.М. Филиппова дает следующее определение понятию «гражданин»: «Это человек, характеристикой которого является качество сознания («образа Я»), отражающее видение себя как элемента социальной системы и который имеет:

– глубинное понимание, принятие и поддержку базовых общечеловеческих ценностей, народной и социальной культуры свою социальную роль и функции, реализация которых является деятельностным выражением сознательного служения семье, народу, Родине;

– острое ощущение ответственности за способ и результат своих действий».

Гражданин обладает рядом качеств личности. Он имеет чувства гражданина - любовь к малой родине, ее людям, к ее быту и культуре, законам и обычаям. Во-вторых, он имеет знания о законах и обычаях. В-третьих, он имеет стремление сохранять, приумножать и развивать достояние свое и своей семьи, народа, Родины. В-четвертых, он совершает поступки, отражающие его знания и стремления.

Понятие «гражданин» предполагает определенную систему взаимосвязей между государством и гражданином, обществом и личностью на основе создания совокупности взаимных обязательств. Решению этих проблем и могут служить детские общественные объединения как институт гражданского воспитания подрастающего поколения.

«Гражданственность - это активная ответственная позиция человека в выполнении его социально-экономических, политических и других обязанностей»; «...сознательное осуществление норм, общения и морали, которое проявляется в поведении» «характеризуется убежденностью, деловитостью, творческой активностью и личной моральной ответственностью за общие успехи... воспитания нового человека»; «наличие этого комплексного качества создает благоприятные условия для формирования всех других положительных качеств личности».

Под гражданственностью мы понимаем интегративное качество личности по следующим аспектам:

– мировоззренческому (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.);

– поведенческому (нормы, направленность, установки, поступки и др.);

– оценочному (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания, стиля мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и др.);

– культурному (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и др.).

Формирование гражданственности - целенаправленное систематическое формирование личности подростка как гражданина, его сознания, чувств и поведения.

Гражданское самоопределение, как интегративное качество личности, позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным (А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов). К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Гражданское самоопределение включает в себя обучение основным жизненным навыкам, которые дадут возможность подросткам принять ответственное участие в жизни демократического общества. Вокруг гражданских начал в личности объединяются все другие - основные характеристики личности.

Анализируя вышесказанное, мы даем следующее определение понятию «гражданские качества»: это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентируемую деятельность.

Таким образом, исследование сущности, форм и особенностей формирования гражданского самоопределения подтверждает наше предположение о том, что это устойчивое, избирательное отношение индивида к субъектам и ситуациям взаимодействия, выражающееся в принятии им одних и отвержении других в зависимости от опосредствующих факторов - оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т.п. Гражданское самоопределение в детских общественных организациях отражает характерную для личности в развитом коллективе позицию, основанную на осознании индивидом необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности. Это, в конечном итоге, интегрируясь в сознании человека, присваивается личностью из окружающей действительности и проявляется в реальных способах общения и деятельности, которые вырабатываются на основе социокультурной жизненной ситуации.

 

АВТОР: Вохмина Н.В.