25.06.2011 19034

Артистизм личности учителя музыки: понятие и содержание (статья)

 

Главной целью всякого воспитания и образования является гармонично и всесторонне развитая личность. Динамичный характер современной жизни предъявляет повышенные требования к человеческой личности. На сегодняшних студентов, будущих учителей, возложена большая ответственность - растить поколение нового XXI века, и от них во многом зависит - каким ему быть.

По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности возлагаемых обществом на учителя задач, профессия учителя является одной из самых трудных и благородных. По своей созидательной сущности она направлена на совершенствование самого главного на Земле – Человека.

Личностное влияние на формирование духовного мира подрастающего поколения всегда было и будет определяющим. Главное всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя: ее влияние на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказании и поощрении.

Актуальным в современном педагогическом образовании становится изучение условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала личности студентов, вовлечения их в творческую деятельность, которая на наш взгляд является основой ее профессионального роста, развития и совершенствования.

При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Целенаправленное формирование артистизма личности будущего учителя в музыкально-исполнительском обучении является педагогической проблемой. Но поскольку артистизм относится к субъективному, внутреннему образованию личности, то его формирование является и психологической проблемой. Именно это качество представляется наиболее значимым из множества психологических и деятельностных особенностей, составляющих облик педагога-музыканта. Оно является показателем уровня его общепедагогической и духовной культуры, значение которой на современном этапе трудно переоценить.

В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности, но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя музыки. О.А. Апраксина отмечает, что артистизм учителя - не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. Следовательно, учителю необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства, во многом близкого мастерству актера, то есть налицо проблема формирования сценических навыков и навыков актерского перевоплощения.

Профессия педагога чрезвычайно сложна с точки зрения актерского мастерства. Его значение в педагогической деятельности требует особого внимания и целенаправленной работы специалистов. К сожалению, этот процесс часто идет стихийно. Студенты овладевают вокальным и фортепианным искусством, но какого владения своими физическими голосовыми, эмоциональными данными требует партитура урока?

В вузе большое количество времени уделяется дисциплинам, развивающим профессиональные данные будущих специалистов, но, умению управлять собой на публике, времени уделяется недостаточно.

В последнее десятилетие значительно вырос интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей в педагогических вузах средствами театрального искусства. Анализ публикаций показывает, что гуманизация системы обучения и воспитания, выработка у студентов педагогических вузов умений творческого характера приобретает особое значение в педагогическом образовании.

Сюда же относится и задача собственно психологической подготовки музыканта к выступлению, принципы преодоления им излишнего эстрадного волнения, которое сегодня причиняет много страданий начинающим свой путь учителям-музыкантам. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский.

Проблема артистизма и формирования актерско-сценических умений стала предметом исследований последних лет. Большое количество работ, посвященных данной тематике, выполнено на примере педагогической деятельности и среди них существует большое разнообразие трактовок. Артистизм рассматривается: как личностно-адаптационный комплекс (Д.А. Белухин); как необходимый компонент общения (Л.А. Баренбойм); как компонент художественно-коммуникативных умений педагога-музыканта (Л.С. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форма проявления профессионального мастерства хорового дирижера (С.А. Казачков).

Артистизм, как педагогическая проблема стал предметом исследования диссертации Плешковой Н.И., которая вводит понятие «коммуникативная компетентность» и характеризует его как интегративное профессиональное качество, способствующее развитию таких способностей как креативность, композиционность и интерперсональность мышления, эмоциональность, экспрессивно-речевые и суггестивные способности, способности саморегуляции.

Актерско-сценические умения, как составная часть педагогической техники в процессе вузовской подготовки, рассматриваются в исследовании Белухина Д.А.. Автор подчеркивает важность формирования этих умений у будущих учителей как необходимого компонента общения. Овладение элементами педагогической техники в рамках педвуза предлагается в форме личностно-адаптационного комплекса.

Необходимость слияния артиста и педагога в одном лице подчеркивается в монографии Казачкова С.А. (1990-98). По мнению автора, совмещение этих двух ипостасей - дело далеко не простое, требующее сознательной установки и опыта, это не механическая процедура, а волевой акт, который необходимо каждый раз осуществлять заново.

«Артистизм действий» Майковская Л.С. рассматривает как особое качество личности педагога-музыканта, как обобщенную специфическую способность, позволяющую успешно осуществлять художественно-коммуникативную деятельность на уроке музыки.

Принимая данное определение, хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования артистизма неразрывно связана с формированием основ личности как таковой и является необходимым условием ее успешной самореализации.

В педагогике, как и в художественном творчестве, важное и непосредственно воздействующее значение имеет личность творца, выступающая и как выразительный материал творчества. Педагогический процесс к художественно-творческой деятельности приближает «факт значимости личности педагога в самом творческом педагогическом процессе, его субъективных устремлений и личностных проявлений в непосредственной деятельности. Этот момент делает педагогический процесс ближе по сущности к явлениям художественного творчества. Непосредственный творческий процесс реализуется через человеческую личность, где ее психофизиологическая природа выступает как определенная система выразительных средств».

Таким образом, необходимо воспитать человека-художника, воспитать в нем образное мышление, раскрыть в нем личность, воспитать в нем тягу к естественности, которая должна стать основой основ творчества.

Поскольку понятие «артистизм» имеет непосредственное отношение к творческим процессам, то оно и станет следующим предметом нашего анализа.

Артистизм определяется в толковом словаре как «тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе». По определению С.И. Ожегова артист - это «творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства: актер, певец, музыкант». То есть артистизм является общекультурной категорией и относится к самым различным областям человеческой деятельности: к образу жизни и поведению, к различным видам искусства, к научной деятельности.

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает сочетание самых разнообразных умений: педагогических, хормейстерских, музыковедческих, музыкально-исполнительских, исследовательских. Ее отличительной особенностью является наличие творческого начала, которое проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения (30). Учитель музыки в силу специфики профессии должен быть как бы един в трех лицах: он и актер, и певец и музыкант.

Артистизм и мастерство - категории одного порядка, тесно взаимосвязанные между собой. Мастерство всегда проявляется в деятельности. В педагогической энциклопедии мастерством называется высокое искусство воспитания и обучения. А.И. Щербаков понимает мастерство как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя. Таким образом, в понятие мастерства вводятся личностные качества учителя, и процесс приобретения мастерства происходит именно на личностном уровне.

Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Суть мастерства - в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность и способствуют ее успешности. Эти качества заключаются не только в профессиональных умениях, а в совокупности определенных свойств личности, ее позиции, которые и позволяют педагогу творчески и продуктивно действовать. Поскольку сущность мастерства педагога определяют особенности его личности, ее гражданская позиция, высокий профессионализм, понимание сущности педагогического мастерства становится возможным только с позиций личностно-деятельностного подхода.

И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие:

1) гуманистическую направленность деятельности учителя;

2) профессиональные знания;

3) педагогические способности;

4) педагогическую технику.

Педагогическое мастерство, по его мнению, является самоорганизующейся системой в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно выстраивать педагогический процесс.

Профессиональные знания служат основанием, фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему осмысленность, основательность и обеспечивают уровень профессионализма и целостность самоорганизующейся системы. Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, то есть умение синтезировать изучаемые науки. Еще одна особенность профессиональных знаний - их личностная окрашенность, проявляющаяся в способности излагать их как свой взгляд на мир. Необходимо отметить, что накопление профессиональных знаний не обеспечивает скорости приобретения мастерства. Профессиональное мастерство совершенствуется в процессе преодоления трудностей, когда происходит мобилизация всех сфер психики личности: сознания, воли, эмоций. Скорость совершенствования мастерства обеспечивают способности, которые указывают на особенности протекания психических процессов и содействуют успешности педагогической деятельности.

Согласно точке зрения Зязюн И.А., в овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют природные задатки педагога и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Он вычленяет шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

– коммуникативные: расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

– перцептивные: наблюдательность, эмпатия, интуиция;

– динамизм личности: способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

– эмоциональная устойчивость - способность владеть собой; оптимистическое прогнозирование;

– креативность - способность к творчеству.

Каковы характеристики, дающие качественный сдвиг в росте педагогического мастерства:

1) направленность внимания при преодолении трудностей, прежде всего, на причину, его породившую, а не на явление;

2) аналитическая умственная работа, направленная на диагностику трудностей и выбор последовательных действий для их преодоления;

3) развитие эмоционального диапазона и эмоциональной гибкости;

4) целесообразный поиск реальных возможностей, стимулирование инициативы среди участников коллектива.

Указанные параметры способствуют формированию личностных качеств учителя, способствующих повышению его профессионального мастерства.

Творческую деятельность учителя музыки нельзя рассматривать вне творческой природы искусства и вне общепедагогической деятельности. Педагогическое искусство часто называют театром одного актера, поэтому будущему учителю необходимо знать принципы театрального действия, его закономерности, владеть основами актерско-сценического мастерства.

Высокие требования к уровню профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к деятельности требуют формирования у них основ актерско-сценических умений как составной части педагогической техники для усиления воздействия личности учителя на учащихся. Форма организации поведения учителя - техника позволяет увязать воедино цель и средства воздействия. Педагогическая техника включает:

1) умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);

2) дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия.

Эти умения должны стать существенным компонентом профессиональной педагогической деятельности.

С.В. Гиппиус перечисляет следующие составные элементы органического действия применительно к упражнениям, формирующим технику учителя на уроке и актера в сценических условиях:

а) восприятие окружающей среды органами чувств, память впечатлений, внутреннее видение, воображение и фантазия;

б) непрерывная мыслесловесная сторона действия;

в) направленное сосредоточенное внимание;

г) рассосредоточенное внимание и его переключение;

д) память физических действий, мышечный контролер целесообразных физических напряжений;

е) взаимосвязь и взаимодействие с партнером, общение, отношение к нему;

ж) действие с предметом и отношение к нему;

з) темпоритм действия и изменения темпоритма;

и) оценка событий и фактов;

к) логика, последовательность и завершенность непрерывной цепочки отдельных элементарных действий;

л) продуктивность действия - его осознанная цель, чувство правды и веры в реальность вымысла.

Все эти умения и навыки требуют кропотливой систематической работы.

Педагогическое мастерство - это способность перестраиваться с наименьшей затратой нервной энергии, актерское мастерство, параллель творческого рабочего самочувствия учителя с творческим самочувствием актера по системе Станиславского, видение учеников «изнутри», контроль за собой, снятие «мышечных зажимов» - «мышечная свобода».

Обратимся к определению актерского таланта наиболее близкого педагогическому: «Искусство актера очень сложно и данные, какими актер овладевает зрителем разнообразные: заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность и красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и пр.». Таким образом, неотделимой чертой таланта мы можем назвать работоспособность.

К.С. Станиславский называл талантом «счастливую комбинацию многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей». К творческим способностям актера театральный педагог-реформатор относил следующие: «наблюдательность, впечатлительность, память (аффективная), темперамент, фантазия, воображение, внутренне и внешнее воздействие, перевоплощение, вкус, ум, чувство внутреннего и внешнего ритма и темпа, музыкальность, искренность, непосредственность, самообладание, находчивость, сценичность и пр.». Кроме них нужны также «выразительные данные, чтобы воплощать создания таланта: нужен хороший голос, выразительные глаза, лицо, мимика, линии тела, пластика и пр.». Вся его система построена на живом актерском опыте, на анализе этого опыта  и на его совершенствовании: «Предназначение себя к карьере артиста - это, прежде всего, раскрытие своего сердца для самого широкого восприятия жизни».

Станиславский постоянно думал о личности творящего, будь то актер или режиссер, ведь от того, чем он живет, зависит выбор репертуара, замысел, нахождение и определение сверх - сверхзадачи, которая включает в себя непременное стремление к осознанию своей жизни, своего творчества, своих целей.

Сходство деятельности актера и учителя подтверждают следующие элементы:

1. Реализация одной и той же социальной функции воспитания.

2. Действие, как основа материала педагогического и актерского искусства.

3. Специфика личного воздействия на аудиторию.

4. Единство физического и психологического.

5. Обращение к магическому «если бы» (термин К.С. Станиславского), как источнику воображения.

6. Наличие в деятельности интуиции.

7. Импровизационность самочувствия.

8. Необходимость собственного самостоятельного и свободного творчества как основы искусства.

Группой педагогов Донецкого музыкально-педагогического института были изучены специфические способности высококвалифицированных учителей-предметников и профессиональных актеров.

В ходе исследования было выяснено, что для одаренных актеров характерно сочетание способностей, которые дают им возможность самостоятельно и оригинально достигать высокого уровня своей исполнительской деятельности. Среди них: богатство воображения и творческой фантазии, высокий уровень развития актерского чутья и эстетических чувств, пластическая свобода, целенаправленность и продуктивность действий, выразительность мимики и жестов.

В результате исследований были сформулированы общие критерии в формировании педагогических и артистических способностей, которые являются предпосылками профессионального творчества учителя:

1. Мастерство учителя - это сложное сочетание психических, педагогических и актерских качеств личности, и оно не может быть определено какой-либо одной-единственной способностью, какой бы значимой она не была.

2. Мастерство педагогического труда, как и искусство актера, отрабатывается системой различных упражнений, но не сводится к шаблонному их применению, а предполагает непрерывный творческий поиск, новаторский подход к делу.

Профессии актера и учителя относятся к группе специальностей, где одним из требуемых качеств является умение длительное время держать внимание группы людей, постоянно обновляя настрой аудитории и опираясь на логику своих рассуждении.

В.А. Ильев, сопоставляя способности актеров и педагогов, выделяет четыре круга способностей учителя, работающего согласно принципам сценической педагогики.

Первый круг способностей педагогической деятельности составляют коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, профессиональная зоркость, динамизм, оптимизм, креативность.

Второй круг составляют способности, общие для всех видов искусства: воображение, образная память, образное мышление, способность переводить абстрактную идею в образную форму, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость. К этому кругу он так же относит специфические художественные свойства и чувства личности: тонкий вкус, чувство меры, чувство формы, поэтические чувства, то есть способность в обыденном видеть особенное, неповторимое.

Третий круг способностей выделяется для области театральной режиссуры: аналитические, суггестивные, экспрессивные, организаторские, а так же событийно-зрелищное мышление.

Четвертый круг способностей составляют сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность, сценически яркие внешние данные.

В анализе, проведенном В.А. Ильевым, вскрываются основные тенденции и направления развития творческих способностей учителей, опирающихся на научно обоснованные рекомендации театральной педагогики.

Мы не можем согласиться полностью с тем, что данная концепция может быть предложена только учителям, опирающимся на принципы сценической педагогики. Согласно нашей позиции, артистические и режиссерские способности должны органично входить в состав специальных педагогических способностей.

Развитию коммуникативного компонента студентов педагогических вузов средствами театральной педагогики посвящено исследование Подгорной А.К.. Содержанием этого компонента является понятие «коммуникативная компетентность», которое выступает интегративным качеством развития профессиональных творческих способностей студентов МПФ: креативности, композиционного и интерперсонального мышления, эмпатии, эмоциональности, экспрессивно-речевых и суггестивных способностей, способностей саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В работе подчеркивается необходимость усиления деятельностного подхода в психолого-педагогической подготовке будущих учителей. На основе анализа творческой деятельности педагога, актера и режиссера автор делает вывод необходимости включения средств театральной педагогики в перечень развивающих личность студентов: «Театральная педагогика должна стать подструктурой психолого-педагогической подготовки будущих учителей в целях развития их профессиональной коммуникативной компетенции».

В.Б. Арюткин в своем исследовании определяет артистизм как «способность коммуникативного воздействия на публику путем внешнего выражения артистом внутреннего содержания художественного образа на основе сценического перевоплощения» и включает в себя сценическое перевоплощение, сценические движения и сценическое внимание.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что формирование актерско-сценических умений требует комплексного, педагогически направленного обучения.

Значение артистизма в профессиональной деятельности учителя музыки подчеркивается в музыкально-педагогической литературе. Наиболее интересным для нашего исследования является работа Л.С. Майковской, которая считает артистизм одной из составных художественно-коммуникативной культуры музыканта-педагога. Автор рассматривает артистизм учителя музыки как особое качество его личности и обобщенную способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операционные стороны коммуникативной деятельности. К структурным компонентам артистизма автор относит: 1) психофизический; 2) эмоционально-эстетический; 3) художественно-логический, в каждом из которых проявляется их педагогическая направленность.

По мнению исследователя, артистизм аккумулирует в своем содержании наиболее значимые стороны общепедагогической культуры и предполагает высокую мобильность психических процессов. Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой музыкально-исполнительской деятельности, пронизывая все аспекты художественно-педагогического творчества.

Мы знаем, что актер (педагог) в своем психофизическом единстве является для самого себя инструментом. Этот инструмент актерского (педагогического) искусства нужно привести в надлежащее состояние, сделать его податливым творческому импульсу, т.е. готовым в любой момент осуществить необходимое действие. Для этого необходимо усовершенствовать как внутреннюю (психическую), так и внешнюю (физическую) его сторону. Необходимо, чтобы актер (педагог) владел своим вниманием, своим телом (мускулатурой).

Умение управлять психофизическими процессами является для педагога-музыканта насущной профессиональной потребностью, поэтому основная задача - «наладить свой психофизиологический аппарат так, чтобы он беспрерывно наблюдал, воспринимал, перерабатывал, отбирал, вновь обогащался впечатлениями».

Восприятие педагога и актера характеризуются таким общим качеством, как музыкальность, обуславливающее тонкость и ньюансировку восприятия, помогает установлению совместимости с аудиторией, ощущению внутренней гармонии в процессе общения. Педагогическое и сценическое восприятие имеют много общего. Если внимательно проанализировать личность, обладающую педагогическим или сценическим талантом, ее действия, нетрудно заметить, что восприимчивость у нее не менее активна, чем отдача. Зачастую в поле зрения исследователей находится отдача, а восприимчивость остается без внимания.

Психофизический компонент составляют психические процессы: воображение, внимание, аффективная память, волевые проявления и т.д.; физические данные: голос, дикция, мимика, пантомимика.

Важную роль в деятельности учителя музыки и проявлении им артистизма выполняет воображение. Воображение следует рассматривать в качестве важного атрибута художественно-педагогического творчества педагога-музыканта, которому отводятся особые функции. Воображение помогает представить модель предстоящего художественного взаимодействия с музыкальными произведениями; стимулирует творческое самочувствие учителя и приводит его в наиболее целесообразную эмоциональную форму; помогает в реальных обстоятельствах педагогической деятельности осуществлять интуитивный поиск необходимых средств воздействия на аудиторию.

Для развития восприятия произведений искусства, в том числе и музыки, необходимо соответствующее развитие нервно-психической организации человека, опыт и развитое воображение, которое учит человека подниматься над обыденной действительностью и приобщаться к духовному опыту человечества.

При создании произведения искусства творец стремится перевоплотиться в своих героев. Это особенно явно ощущается в творчестве актера. Уметь перевоплощаться должен не только композитор, но и исполнитель, слушатель.

Продуктивность функционирования воображения в музыкально-педагогической деятельности зависит во многом от степени развития у будущего учителя музыки эмпатии, то есть способности к сопереживанию, адекватному пониманию движений души ребенка. Эту способность можно классифицировать как эмоциональную идентификацию, как особый социально-психологический феномен, который на всех этапах педагогического общения обеспечивает высокую творческую мобильность и продуктивность.

Эмпатия означает отождествление личности человека с личностью другого, когда мысленно пытаются поставить себя в положение другого.

«Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписываются чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности... Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в самом фантастическом варианте». Это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть «отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания в образ», изобретения, которому приписываются личные чувства и эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.».

Подобный подход применим к различным видам творческой деятельности, в том числе и к процессам художественного творчества, где слияние с объектом исследования требует работы фантазии, воображения, приводящее в свою очередь к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей.

Не менее важное значение имеет также способность будущего педагога к рефлексии, то есть к «самонаблюдению» за своими действиями. Нужно отметить, что низкий уровень эмпатии и рефлексии является весьма серьезной причиной негативных явлений в педагогическом творчестве учителя музыки, к которым можно отнести так называемые «штампы», а также отсутствие или слабое проявление в них личностного начала.

В исследовании психофизического компонента артистизма будущего учителя музыки важное место занимает педагогическое внимание. Профессиональная деятельность предполагает наличие у педагога-музыканта такого внимания, которое подобно вниманию артиста и характеризуется не только волевым, интеллектуальным, но, прежде всего, эмоциональным началом, которое помогает ему уловить многообразие педагогического процесса, психологические «токи» общения. Подобная эвристическая направленность внимания, обусловленная спецификой музыкальнопедагогической деятельности, предъявляет определенные требования к личности педагога-музыканта, особенно к эмоционально-эстетической сфере.

Внимание учителя музыки характеризуется рядом признаков и свойств: многообъектностью, динамикой, оперативностью и выступает в качестве компонента «творческого вдохновения», служит основой организации увлекательного по содержанию и форме педагогического процесса. К.С. Станиславский особое внимание придавал объему внимания актера, выделяя в нем «малый», «средний» и «большой» круги. Этот «объем внимания» имеет принципиальное значение для профессиональной направленности внимания, необходимой педагогу. Распределение внимания - важное качество, необходимое в жизни при любой работе. Направленность внимания на цель является первым условием успеха.

«Внимание - своеобразные щупальца, данные человеку для общения с окружающим его миром. Чем цепче внимание человека, тем больше он замечает в жизни, тем глубже проникает в суть явлений. Внимательному человеку интересней живется. Он больше других получает, а, стало быть, больше отдает. Он интересен, он содержателен, его внутренний мир манит окружающих людей».

Внимание легко утомляется, поэтому для выработки его нужна длительная тренировка, так как оно втягивает в работу весь творческий аппарат педагога и вместе с ним продолжает свою творческую деятельность.

Аффективная память - еще один краеугольный камень, на котором базируется педагогический процесс.

Посредством аффективной памяти учитель сохраняет в своем опыте пережитые чувственно-эмоциональные состояния. На ее основе у педагога рождаются представления об особенностях предстоящей деятельности, осуществляется поиск необходимого для нее творческого самочувствия. Аффективная память позволяет выработать будущему учителю музыки своеобразный эмоциональный «тезаурус», то есть набор определенных впечатлений, позволяет ему подолгу сохранять и в нужный момент «оживлять» эмоционально-чувственные реакции, возникающие в процессе деятельности на уроке.

Б.М. Теплов считает: что «все представления воображения строятся из материала полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти» (257). Она должна быть вторым талантом актера и педагога. Память является резервуаром воображения. Это не выдумка, а увиденные, отраженные и переработанные впечатления действительности.

Одним из важнейших психофизических компонентов артистизма педагога-музыканта являются волевые проявления. Искусство коммуникативного воздействия во многом определяется тем, насколько настойчиво, целеустремленно педагог добивается решения поставленных задач. Воля, как процесс целенаправленного регулирования своего поведения, как готовность преодолевать возникающие в деятельности затруднения, оказывает существенное влияние на качество профессиональной деятельности учителя музыки.

Особыми составными элементами психофизического компонента артистизма будущего учителя музыки выступают мимика, пантомимика, речь. Мимика определяется, как искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Как и в актерской профессии, мимика в профессиональной деятельности любого учителя выполняет особую функцию - служит индикатором эмоциональных проявлений, служит тонким регулятивным «инструментом» общения. Для педагога-музыканта этот инструмент особенно необходим, поскольку многие задачи предполагают невербальные способы решения: нередко на уроке взгляд учителя, движения его лица действуют сильнее, чем слово.

Воздействие мимики значительно возрастает, если она органично сливается с пантомимикой, то есть с движениями тела педагога, его жестами и пластикой.

Указанные выше проявления артистизма рождаются на основе общения хора и дирижера. Регулятором поведения хорового певца выступает само вокально-хоровое произведение. Чтобы яснее представить характер своей мимики, пантомимики, певец должен как можно глубже проникнуть в художественный мир музыкального произведения и отразить его в себе.

Речевая деятельность учителя на уроках музыки подчиняется художественно-эстетическим законам музыки, обуславливается ею. Это выражается в технике речи, ее экспрессивных сторонах, в построении речевого общения. Речь обладает особым средством воздействия, которое способно «разжечь» или «погасить» силу эмоционального воздействия, способствовать или препятствовать общению. Таким образом, применение этого инструмента педагогической коммуникации требует от педагога специальной работы по ее совершенствованию.

Сценическое произношение, сопряженное с пением – искусство чрезвычайно сложное и требует большой подготовки и техники доходящей до виртуозности. Произношение поэтического текста с различной эмоциональной окраской развивает тембральные возможности человеческого голоса, мобилизует работу дыхания, мимики, артикул я ционно-речевых органов, то есть весь психофизиологический аппарат.

Эмоциональный компонент артистизма, прежде всего, связан с сенсорным опытом педагога-музыканта, с экспрессивными сторонами его личности. Особое значение здесь приобретает способность учителя-музыканта пропускать все явления педагогического процесса через свои эмоциональный фильтр», быть не только мыслящим, но и эмоционально восприимчивым человеком.

На уроках музыки приходится неоднократно входить в контакт с музыкальными произведениями различного характера и в силу этого каждый раз перестраивать собственное эмоциональное состояние. В связи с этим преподаватель должен заново создавать и «партитуру» физических действий «подстраивать» свой голос, менять мимику, жест. Эмоциональная деятельность подобного рода может создать для учителя музыки значительные трудности, если он в достаточной степени не владеет искусством саморегуляции - своеобразным механизмом управления своей психофизической природой.

Саморегуляция позволяет учителю достигать адекватного состояния для осуществления творческих задач. В процессе эмоциональной саморегуляции наблюдается три фазы:

1) собственно эмоциональное «заражение» художественным материалом и идентификация с музыкально-поэтическим образом при подготовке к исполнению;

2) реализация своей эмоционально-эстетической установки в процессе вокально-хорового исполнения;

3) анализ и корректировка произведенных действий.

Эмоциональный компонент артистизма предполагает развитие способности к острому и активному реагированию будущего учителя музыки на реальную обстановку в классе, на изменения эмоциональной атмосферы. Эта способность должна также органично сочетаться с яркими экспрессивными проявлениями педагога, основой которых являются голосовые, мимические, визуальные и моторные процессы. Таким образом, мы можем в связи с этим говорить о том, что только взаимодействие внутреннего: эмоционального, и внешнего: экспрессивно-выразительного действия способствует формированию у будущего педагога-музыканта способности к созданию оптимальной драматургии урока и созданию условии для творческой самореализации всех участников педагогического процесса.

Активное эмоциональное состояние учителя влияет на сознание и деятельность учащихся, поэтому ему необходимо владеть своими эмоциями и знать, способен ли он к творческому восприятию действительности и соответствующему воздействию на коллектив класса в беспрерывно меняющейся атмосфере урока-спектакля, сохраняя при этом адекватность самому себе, что можно отнести к принципам перевоплощения.

Практика показывает, что слабое проявление эмоционального начала негативно сказывается на общем качественном уровне решения коммуникативных задач.

Артистизм формируется на фоне активной мыслительной деятельности педагога-музыканта, поэтому внимание к этому аспекту вполне оправданно. Данный компонент предполагает способность логически выстраивать систему действий, подвергать ее анализу и корректировке. Он включает в себя так же и такое профессиональное личностное качество как «режиссирование» своего творческого самочувствия и психофизических состояний в ходе педагогического общения.

Поиск форм выражения охватывает эмоциональную и интеллектуальную сферы личности музыканта. Это выражается в выборе средств педагогического общения, в способности моделирования ситуаций, в логике преподнесения музыкального и дидактического материала. Все эти действия включают следующие стороны педагогического мышления педагога-музыканта: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.п.

Мышление музыканта концентрируется главным образом на следующих аспектах деятельности:

1. Продумывание образного строя произведения - возможных ассоциаций, настроений, скрытых за ними мыслей.

2. Открытие логики развития мысли в произведении. Анализ особенностей мелодии, гармонии, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования.

3. Нахождение более совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств.

Для музыканта очень важно развитое художественно-образное или «театральное» мышление. Театральное мышление - это особое качество личности, которое позволяет воспринимать другие искусства с точки зрения режиссера или актера, наблюдать в них особенности театральных жанров.

Искусство, художественная деятельность - это область, где живет игра на протяжении всей человеческой жизни. Именно искусство позволяет взрослым говорить на одном языке с детьми, возвышая их внутренний мир к фантастическим вершинам.

Если речь идет об артистизме личности учителя, об умении владеть собой в полной степени, то в игре есть элемент мастерства, педагогической целеустремленности и психологической «эластичности» воспитателя.

А.С. Макаренко прямо говорил о том, что педагог должен быть веселым и бодрым и указывал на необходимость театрализации тона, движений, мимики, которая требуется для проявления всей палитры учительских чувств. Он призывал учиться этому и требовал этого от своих коллег. Для создания радостного, бодрого настроения педагог должен обязательно уметь немного играть. Конечно, говоря об актерской игре учителя, нужно подчеркнуть, что по своей специфике она коренным образом отличается от игры актера в спектакле: учитель не перевоплощается в новую личность, а остается самим собой. Его основная сила - свойственные ему личностные качества, его духовное богатство.

Актерское искусство предполагает действие в условно предлагаемых действиях спектакля на глазах зрителей, которое должно быть целенаправленным, продуктивным и органичным. Действия учителя на уроке совпадают с действиями актера. «Если артист действительно личность, если он человечески богат и неординарен, он будет интересен залу,... потому что человеческое богатство уже само по себе артистично».

Многие исследователи отмечают, что одним из самых существенных условий творчества, как актера, так и педагога, для раскрытия их возможностей и способностей является публичность. Публичность творчества является источником переживаний учителем своего успеха, или неуспеха, самооценки своих возможностей и даже профессиональной пригодности. Учитель на уроке, как и актер на сцене, постоянно мыслит, говорит, двигается, переживает, беспрерывно реагирует на всевозможные раздражители, и все эти процессы, так или иначе, составляют действенные проявления.

Публичность является одним из самых сильных факторов, препятствующих развитию творческой свободы учителя, так как на него возлагается роль лидера, способного воздействовать на умы и сердца ребят. Поэтому необходимо знать, как в этих условиях будущий учитель будет реализовывать то или иное режиссерское действие урока, проявлять свои действия и эмоции.

Главный методологический принцип в использовании приемов актерского мастерства в педагогических заведениях - это освоение закономерностей человеческого поведения в специфических сценических условиях школьного урока, при которых обычная атмосфера учебного класса постепенно преобразуется в особую атмосферу сценической площадки и зрительного зала.

Охарактеризованные выше компоненты артистизма личности педагога-музыканта: психофизический, эмоциональный и логико-конструктивный составляют основу его профессионально-педагогической деятельности, способствуют успешному протеканию профессионального творчества будущего учителя музыки и содействуют выполнению специфических требований современного урока музыки.

Проведенный анализ современного состояния исследуемой проблемы позволяет утверждать, что до сих пор должным образом не определено понятие «артистизм личности», недостаточно разработаны его содержание, структура и функции в деятельности педагога-музыканта.

В представленных исследованиях обнаруживается многообразие подходов в определении специфического для учителя музыки компонента, которым является артистизм. Отсутствие унифицированного подхода объясняется, с одной стороны, сложностью синтетической деятельности учителя музыки, с другой - недостаточной разработанностью данной проблемы.

Мы считаем, что артистизм - это вполне закономерное явление в деятельности учителя музыки, непременное условие и результат творчества, а также яркое проявление его педагогического мастерства. Данное профессиональное качество проявляется у педагогов в разной степени и зависит от индивидуальных особенностей личности.

Артистизм представляет совокупность целого комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического.

Основу психофизического компонента составляют, следующие элементы:

– психические процессы: внимание, наблюдательность, воображение, аффективная память;

– физические данные: владение своим организмом, дыханием, силой и тембром голоса, дикцией, мимикой, пантомимикой.

Все эти содержательные элементы психофизического компонента обеспечивают коммуникативные действия педагога-музыканта.

Эмоционально-эстетический компонент связан с экспрессивными сторонами личности музыканта, его сенсорным опытом. Наиболее важное значение здесь имеет способность к управлению своим эмоциональным состоянием, творческим самочувствием. В силу этого педагогу-музыканту необходимо пропускать все явления педагогического процесса через свой «эмоциональный фильтр», быть эмоционально воспринимающим человеком и перестраивать собственные эмоционально-эстетические состояния, владеть чувством темпоритма.

Художественно-логический компонент в структуре артистизма связан со способностью учителя музыки логически выстраивать систему коммуникативных действий, подвергать ее анализу и корректировке.

Артистизм реализуется при активной художественно-мыслительной деятельности и включает такое профессионально-личностное качество, как режиссирование своего творческого самочувствия, психофизических состояний в ходе профессионально-педагогического общения. Это требует наличия эмпатии и рефлексии, театрального мышления, импровизационности в поведении.

Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что артистизм - это не только способность к перевоплощению, а целостная система личностных качеств, способствующая свободному самовыражению личности. Тем самым, личность как бы создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение этого замысла. Успешность его зависит от глубины подготовительной работы и от высокой степени сформированности личности.

 

АВТОР: Гарипова Г.А.