30.08.2011 12188

Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками (Т.А. Грищенко)

 

На правах рукописи

 

ГРИЩЕНКО Татьяна Анатольевна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ СЛАБОВИДЯЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

13.00.03 - коррекционная педагогика (тифлопедагогика)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева».

 

Научный руководитель:  доктор психологических наук, профессор Уфимцева Людмила Петровна

 

Официальные оппоненты:    доктор педагогических наук, профессор Семёнов Леонид Алексеевич; кандидат педагогических наук, доцент Чебыкин Евгений Васильевич

 

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

 

Защита состоится 8 декабря 2009 г. в 12 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г.Екатеринбург, проспект Космонавтов, 26.

 

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

 

Автореферат разослан «____» октября 2009 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета Трубникова Н.М.

 

Общая характеристика работы

 

Актуальность проблемы и темы исследования. За последнее десятилетие увеличилось количество детей, имеющих врожденные зрительные нарушения, в том числе и инвалидность по зрению (М. Э. Бернадская, Е. С. Либман, Л. И. Фильчикова, Е. В. Шахова). При этом меняется и качественный состав учащихся специальных (коррекционных) школ III - IV вида (Л. И. Солнцева). В частности, уменьшается удельный вес тотально слепых детей за счет увеличения числа детей с остаточным зрением и слабовидящих (в различных источниках от 70 % до 90 %); возрастает число детей с сочетанными поражениями органа зрения.

В настоящее время в тифлопедагогике усилено внимание к коррекционной направленности обучения, воспитания и развития слабовидящих школьников в процессе предметного обучения (В. З. Денискина, Т. А. Круглова, Р. Ф. Малых, Л. И. Моргайлик, А. В. Потемкина, Б. К. Тупоногов и др.). Вместе с тем обоснована необходимость и разработаны направления специальных коррекционных занятий (Л. П. Григорьева, Е. В. Замашнюк, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Л. В. Фомичева).

В соответствии с этим в Государственные стандарты общего образования слабовидящих учащихся был введен специальный коррекционный курс «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» для учащихся 1 – 7 классов.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется тем, что для слабовидящего школьника зрительное восприятие остается ведущим в процессе познания окружающего мира, важнейшим источником овладения общеобразовательной программой и в целом социализации. Права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, адекватного их психическим возможностям, гарантируются следующими Федеральными законодательными актами: законами Российской Федерации «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», проектом «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях». Соответственно, при обеспечении социальных гарантий для слабовидящих школьников при получении полноценного образования встает вопрос об уровне предоставляемой коррекционной помощи, направленной на развитие зрительных возможностей слабовидящего школьника в ходе образовательного процесса.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена неполнотой научного исследования и разработки теоретических основ коррекционной работы, направленной на развитие зрительного восприятия учащихся специальных коррекционных школ III - IV вида, относящихся к категории слабовидящих, что создает определенный теоретический вакуум и определяет необходимость разработки педагогической технологии развития зрительного восприятия слабовидящих школьников.

На научно-практическом и методическом уровнеактуальность исследования связана с тем, что в современной науке и практике тифлопедагогики разработаны программы развития зрительного восприятия дошкольников, учащихся начальных классов охраны зрения, частично видящих школьников начальных классов. Научно-практические исследования развития зрительного восприятия слабовидящих учащихся начальной школы и среднего звена малочисленны и в основном связаны с реализацией коррекционных задач на общеобразовательных уроках. Вопросы содержания и методов развития зрительного восприятия слабовидящих школьников на специальных коррекционных занятиях остаются нераскрытыми.

В результате анализа практики реализации коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе IV вида, а также соответствующей научной и методической литературы нами выявлены следующие несоответствия между:

значимостью развития зрительного восприятия слабовидящих школьников как фактора успешности социализации в контексте современных требований к выпускнику школы со стороны общества и государства, с одной стороны, и недостаточностью научных исследований по разработке эффективных средств педагогического воздействия на развитие зрительного восприятия у данного контингента школьников, с другой стороны;

необходимостью дальнейшего целенаправленного изучения особенностей зрительного восприятия слабовидящих школьников и отсутствием достаточно обоснованных критериев оценки уровня сформированности зрительного восприятия у данного контингента школьников;

необходимостью существования научно-обоснованной, методически проработанной педагогической технологии развития зрительного восприятия слабовидящих учащихся начального и среднего звена школьного обучения и отсутствием таковой в современной системе коррекционной работы.

Из актуальности и приведенных несоответствий вытекает проблема исследования, состоящая в поиске и обосновании педагогической технологии развития зрительного восприятия слабовидящих школьников. В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками».

Объект исследования: процесс развития зрительного восприятия школьников с нарушением зрения.

Предмет исследования: педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.

Гипотеза исследования:

1. Предполагается наличие взаимообусловленной зависимости между качеством зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и уровнем развития операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса;

2. Повышение эффективности развития зрительного восприятия и овладения рациональными способами использования сохранного зрения слабовидящими школьниками может быть обеспечено педагогической технологией, предусматривающей: линейный принцип последовательного усложнения графических изображений; использование визуально-логических и практических заданий, требующих достаточного уровня сенсорного развития и включенности мыслительных операций и речи в процесс восприятия; оперативную корректировку содержания и методов развития зрительного восприятия на основе проведения диагностики на каждом этапе коррекционной работы.

В соответствии с целью и гипотезой в ходе данного исследования решались задачи:

1. Выявить факторы, значимо влияющие на формирование зрительного восприятия слабовидящих школьников.

2. Обосновать различие методов и приемов развития зрительного восприятия у детей в зависимости от формы и степени выраженности зрительной патологии.

3. Выявить зависимость между качеством зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и уровнем операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса.

4. Теоретически обосновать и разработать педагогическую технологию развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками в условиях специально организованной коррекционной работы.

6. Выявить дидактический потенциал использования графических изображений в развитии операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия в условиях слабовидения.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

– положение о ведущей роли обучения в процессе развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.);

– личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятельностного компонентов в процессе обучения (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

– системный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, В. В. Коркунов);

– учение о взаимодействии общего и специфического в формировании зрительного восприятия у слабовидящих детей (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова);

– принцип коррекционной направленности специально организованного педагогического воздействия на развитие зрительного восприятия слабовидящих учащихся (Л. П. Григорьева, А. И. Каплан, Г. В. Никулина, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Л. В. Фомичева);

– положение о роли функциональных связей зрительного восприятия и других психических процессов (памяти, речи, мышления, воображения) в процессе коррекционно-развивающих занятий со слабовидящими детьм (Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме исследования; разработка педагогической технологии на основе синтезированных данных теоретического изучения проблемы; качественный и количественный анализ полученных результатов, статистическая обработка с использованием U-критерия Манна-Уитни.

эмпирические: анализ медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте школьников, имеющих статус «слабовидящий ребенок», а также для обеспечения сходства диагнозов между школьниками экспериментальной и контрольной групп; анализ педагогической документации и практики коррекционной работы, направленной на развитие зрительного восприятия слабовидящих учащихся; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились Красноярская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида и Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 III ─ IV вида.

Организация исследования. Исследование проводилось поэтапно с 2004 по 2009 г.г. В исследовании приняли участие 55 слабовидящих школьников с 1 по 7 класс: 25 человек составили экспериментальную группу, 30 человек − контрольную.

На первом этапе ─ теоретико-поисковом (2004 – 2005) осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования; определена методологическая основа эксперимента, его объект, предмет, сформулированы цель, гипотеза и задачи; подобраны, адаптированы или разработаны авторские диагностические методики.

На втором этапе ─ опытно-поисковом (2005 − 2008) разработана и обоснована педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и предварительно апробирована на слабовидящих учащихся 1 ─ 4 классов.

На третьем этапе ─итогово-обобщающем (2008 – 2009) ─ был завершен формирующий и контрольный эксперименты по определению эффективности разработанной педагогической технологии, проведен качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования, оформлены материалы диссертационного исследования.

Ограничения исследования:

– в эксперименте участвовали только слабовидящие школьники с 7 до 13 лет с остротой зрения при оптической коррекции на лучше видящем глазе от 0,05 до 0,4;

– в исследовании не использовался гендерный подход;

– сравнительный анализ уровня развития зрительного восприятия слабовидящих школьников и их нормально видящих сверстников не предполагался.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– выявлены принципиальные методические отличия педагогических подходов к развитию зрительного восприятия у детей, относящихся к различным классификационным группам по степени тяжести нарушения зрения;

– теоретически обоснована и разработана педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками (линейный принцип предъявления стимульного материала, визуально-логические и практические задания, стимуляция оперирования зрительными образами, поэтапная оперативная диагностика);

– предложена комплексная диагностическая программа, ранее отсутствовавшая в методической литературе, направленная на изучение особенностей зрительного восприятия слабовидящими школьниками графических изображений;

– доказано, что предложенная педагогическая технология имеет значительные потенциальные возможности для развития зрительного восприятия слабовидящих школьников в совокупности его свойств, формирования умения переносить имеющиеся навыки зрительного обследования в новые условия, становления осознанной позиции к использованию нарушенного зрения для познания окружающего мира.

Теоретическая значимость:

– выделены факторы, значимо влияющие на процесс формирования зрительного восприятия слабовидящих школьников (физиологическое созревание периферического и центрального отделов зрительного анализатора; развитие совместной деятельности руки и глаза; сенсорное развитие ребенка; влияние речи и мышления на развитие зрительного восприятия; влияние мотивационного компонента).

– теоретически обоснована и экспериментально доказана взаимообусловленная зависимость между качеством зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и уровнем развития операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса;

– теоретически обосновано структурирование содержания дидактического материала для коррекционной работы со слабовидящими школьниками, заключающееся в последовательном (линейном) усложнении объектов восприятия, в отличие от традиционного, основанного на концентрическом принципе;

– выявлен дидактический потенциал использования графических изображений в развитии операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия в условиях слабовидения.

Практическая значимость:

– апробирована авторская педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками;

– предложены методические рекомендации для учителей-дефектологов (тифлопедагогов) по применению педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками в ходе практической реализации курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия», а также при организации индивидуальной тифлопедагогической работы со слабовидящими учащимися специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IV вида;

– материалы исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов для студентов факультетов коррекционной педагогики, а также слушателей системы переподготовки и повышения квалификации работников системы специального образования.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям, задачам, объекту и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных с использованием методов математической статистики; репрезентативностью выборок испытуемых; личным участием автора на всех этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через:

– обсуждение основных положений исследования на заседаниях научно методического совета школ, являющихся базой исследования;

– обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры коррекционной педагогики ИСП КГПУ им. В.П.Астафьева (2006 – 2009гг.) и кафедры специальной педагогики ИСО УрГПУ (2009 г.);

– участие в научно-практических конференциях: региональных, всероссийских, международных (Красноярск, 2006, 2007, 2008, 2009);

– публикацию основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2006, 2007, 2008, 2009; Барнаул, 2008; Москва, 2008, 2009; Улан-Удэ, 2009; Новосибирск, 2009);

– педагогическую деятельность в качестве учителя-дефектолога (тифлопедагога) в Красноярской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате III0-IV вида;

– педагогическую деятельность на кафедре коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявлена взаимообусловленная зависимость между качеством зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками и уровнем развития операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса.

2. В противоположность сложившемуся принципу предъявления дидактических заданий с циклически повторяющимися объектами восприятия предлагается использовать линейный принцип предъявления последовательно усложняющихся графических изображений для стимуляции сенсорно-перцептивных процессов и овладения рациональными способами использования сохранного зрения слабовидящими школьниками в процессе развития их зрительного восприятия.

3. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками, включающая теоретически обоснованный отбор программного материала; подбор методов стимуляции произвольного оперирования зрительным образом в различных видах деятельности; проведение поэтапной диагностики для оперативной корректировки содержания и методов развития зрительного восприятия на каждом этапе коррекционной работы позволяет повысить эффективность развития зрительного восприятия слабовидящих школьников в целом.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 212 источников, приложений, 1 схемы, 10 таблиц, 15 гистограмм.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, обозначены этапы, методы исследования, опытно-экспериментальная база, раскрыты научная, теоретическая новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Психолого-педагогические аспекты проблемы зрительного восприятия детей с сохранным и нарушенным зрением» выделены факторы, обусловливающие формирование зрительного восприятия в онтогенезе и особенности влияния выделенных факторов в условиях слабовидения. Также проанализированы особенности зрительного восприятия объектов окружающего мира ребенком с нормальным и нарушенным зрением. Представлен сравнительный теоретический анализ существующих методологических подходов к организации коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

Зрительное восприятие с самого начала не обладает свойствами, которые мы наблюдаем у взрослого человека, проделывает длинный путь прижизненного развития, т.е. отмечается онтогенетическое развитие перцепции, которое заключается не столько в количественном обогащении, сколько в глубокой качественной перестройке.

Анализ литературных источников позволил выделить роль следующих факторов, влияющих на процесс формирования зрительного восприятия: анатомо-физиологические и психолого-педагогические.

Анатомо-физиологическое созревание зрительного анализатора определяется постепенным созреванием как периферического, так и центрального отделов (корковых нейрональных систем) зрительного анализатора. Работы М. М. Безруких, Т. Г. Бетелевой, Л. П. Григорьевой, Н. Г. Манелис, Л. И. Фильчиковой свидетельствуют, что данный фактор является базовым и детерминирует не только развитие зрительных функций, но и формирование свойств восприятия как психического системного акта и в целом психическое развитие ребенка.

Возрастные этапы анатомо-физиологического созревания периферического и центрального отделов зрительного анализатора определяютсензитивные периоды формирования определенных свойств зрительного восприятия.

Для нашей работы значимы исследования, доказывающие взаимозависимость развития зрительного и гаптического анализаторов, определяющую развитие действий руки как основы формирования обследовательских движений глаз, а в дальнейшем - доминантное положение зрительного анализатора (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, В. И. Козлова, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Шифман).

К психолого-педагогическим факторам относятся: сенсорное развитие ребенка; влияние речи и мышления на развитие зрительного восприятия; влияние мотивационного компонента на качество восприятия.

Выделяют две линии сенсорного развития: усвоение сенсорных эталонов и формирование специальных действий по их применению для решения перцептивных задач (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. П. Усова).

Связь восприятия и других психических процессов (речи, мышления) формируется в онтогенезе в течение длительного периода времени (до 15 ─ 16 лет). С одной стороны, полноценное восприятие является базой умственного развития ребенка, с другой ─ функциональные связи сенсорно-перцептивных процессов с другими психическими функциями значимо улучшают все свойства зрительного восприятия (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн).

Мотивация как фактор целенаправленности деятельности повышает качество процесса восприятия. Современные психолого-педагогические исследования (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) позволили значительно повысить роль педагогического воздействия на мотивационные образования, с чем связаны новые подходы в системе образования, рассматривающие ребенка как активного, действующего субъекта.

Представленные в литературе данные о специфике восприятия объектов различной степени сложности ребенком фрагментарны и не систематизированы.

Для новорожденного из всех зрительных объектов предпочтительнее всего является лицо человека. К концу первого месяца жизни ребенка окружающий мир начинает дробиться для него на предметы, это время считается началом восприятия реальных объектов (Л. А. Венгер).

Восприятие ребенком реальных объектов и их изображений имеет качественное отличие. Контур является основным опознавательным признаком предмета (Б. Г. Ананьев). Уровень восприятия графического изображения определяется не только различительной способностью, но уровнем усвоения исторически сложившихся изобразительных правил (R. L. Gregory; Н. Н. Волков). Сюжетное изображение является сложным объектом восприятия для детей даже старшего дошкольного возраста (Т. О. Гиневская, В. В. Мистюк). Специфическими объектами восприятия являются произведения изобразительного искусства, которые современная дидактика выделяет как значимое средство при формировании «навыка визуальной культуры» (Б. М. Неменсткий, Б. А. Столяров).

В целом, закономерности формирования зрительного восприятия слабовидящих детей соответствуют закономерностям формирования зрительного восприятия нормально видящего ребенка, но в тоже время имеется ряд особенностей (Л. С. Выготский, Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, L. Hyvarinen и др.).

Обладая всеми свойствами восприятия (константностью, предметностью, целостностью, обобщенностью), зрительное восприятие слабовидящего ребенка характеризуется редуцированностью их проявления.

Зрительная депривация уже в раннем возрасте приводит к нарушению формирования зрительного восприятия на всех уровнях и отставанию психофизического развития ребенка.

Слабовидящий ребенок более чем зрячий зависит от развития гаптического восприятия, и, в отличие от нормы, оно остается актуальным на протяжении всего времени его обучения (В. З. Денискина, М. И. Земцова, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова, Л. В. Фомичева).

Уровень сенсорного развития слабовидящих детей, как и в норме, определяет качество восприятия. При отсутствии специальной коррекционной работы возрастные этапы сенсорного развития не совпадают с нормой (задерживаются). Наблюдается ряд особенностей при овладении системой сенсорных эталонов. Эти особенности детерминируются видом эталона и характером зрительной патологии (Л. А. Дружинина, Е. В. Замашнюк, Л. И. Плаксина, Л. В. Фомичева и др.).

Включение в процесс восприятия умственных действий и оречевление воспринятого рассматривается тифлолагами как фактор компенсации (Л. П. Григорьева, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.).

Влияние мотивационного компонента детерминирует необходимость формирования потребности в достижении успеха при выполнении зрительной работы (Е. В. Замашнюк).

В настоящее время имеются достаточно многочисленные исследования особенностей восприятия слабовидящими детьми объектов различной степени сложности (М. Э. Бернадская, Л. П. Григорьева, В. П. Ермаков, Л. И. Плаксина, Л. В. Фомичева и др.). Отмечаются трудности при восприятии, как натуральных объектов, так их графических изображений. Уровень восприятия графических изображений (рисунка) зависит не только от выполнения требований к наглядности для данной категории детей (размер, контрастность, выделение контура и т.д.), но и от сформированности операционного компонента зрительного восприятия (Л. П. Григорьева, Е. Н. Подколзина, Л. В. Фомичева, В. А. Феоктистова).

Специфика восприятия слабовидящего ребенка заключается в том, что могут быть не узнаны предметы, животные, ранее воспринимавшиеся, если они включены в новые ситуации, имеют другие размеры, ракурс, окраску, изображены по законам линейной перспективы. Восприятие человека, включенного в смысловой контекст, также представляет для слабовидящего ребенка существенную сложность (Т. П. Головина, М. И. Земцова, В. С. Феоктистова, Л. В. Фомичева).

Сравнительный теоретический анализ существующих методологических подходов к развитию зрительного восприятия позволил выявить: наличие принципиальных различий в выборе методов развития зрительного восприятия школьников, относящихся к различным группам по степени тяжести нарушения зрения; наличие программ развития зрительного восприятия школьников с остаточным зрением и функциональными нарушениями начальных классов; наличие содержания коррекционного курса (обозначенного в учебном плане), но отсутствие теоретически и практически обоснованной технологии развития зрительного восприятия слабовидящих школьников.

Во второй главе «Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками» представлены теоретические и методологические основы педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками (рис. 1), а также организация и результаты формирующего этапа экспериментального исследования.

В основу педагогической технологии положены следующие принципы:

- учет онтогенеза зрительного восприятия в норме и его специфики у слабовидящих детей определил проблему общего и специального в отборе педагогических средств формирования зрительного восприятия слабовидящих школьников, а также этапность коррекционного воздействия;

- реализация системного подхода детерминировала учет всех факторов, влияющих на процесс формирования зрительного восприятия слабовидящего школьника, а также понимание коррекционной работы как системы взаимодействия ученик-учитель, направленного на обеспечение его (ученика) образовательных потребностей;

- обеспечение развивающего и опережающего обучения обусловило этапность содержания с ориентировкой на зону ближайшего развития, а также отбор методов коррекционного воздействия, обеспечивающих развитие в контексте обогащения личности ребенка;

- включение в процесс восприятия мыслительных операций как компенсирующего фактора определило отбор методов и приемов, обеспечивающих осознание и формирование акта зрительного восприятия как последовательного и целенаправленного действия, развитие способности вербализировать и запоминать воспринятое;

- принцип личностно-деятельностного подхода обозначил необходимость отбора методов и приемов, обеспечивающих развитие зрительного восприятия и оперирование зрительными образами в различных видах деятельности, что способствовало осознанию значимости приобретенных навыков и стимулировало индивидуальную активность учащихся; разработку диагностического комплекса, дающего возможность определять индивидуальный маршрут развития зрительного восприятия конкретного слабовидящего школьника.

В контексте технологического подхода выделена глобальная цель: развитие операционного имотивационного компонентов зрительного восприятия посредствомвизуального анализа слабовидящими школьниками последовательно усложняющихся графических изображений. На каждом этапе коррекционной работы глобальная цель конкретизирована в зависимости от особенностей объекта, предлагаемого для восприятия.

Предложенная нами технология развития зрительного восприятия слабовидящих школьников включает: теоретически обоснованный и целенаправленный отбор содержания, методов, форм развития операционного и мотивационного компонентов восприятия; поэтапную педагогическую диагностику для выявления динамики изучаемых показателей и корректировки индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося.

 

Рис. 1. Структурно-функциональная схема педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками

 

Рис. 1. Структурно-функциональная схема педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками

 

Отбор содержания дидактического материала происходил в соответствие со следующей концепцией: обучение слабовидящего ребенка восприятию последовательно усложняющихся графических изображений (линейный принцип) способствует развитию операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия, активизирует умственную и практическую деятельность.

Структура педагогической технологии состоит из четырех этапов, и нескольких подэтапов (рис.1). Особенностью данной структуры является выделение двух пропедевтических подэтапов: подэтап 1.1 (Формирование сенсорных эталонов) и подэтап 3.1 (Знакомство со способами изображения предметов в пространстве).

Подэтап 1.1. Формирование сенсорных эталонов. В содержании данного подэтапа соблюдена общедидактическая последовательность в усвоении эталонов и связей между ними как внутри каждой системы, так и между системами, а также данные тифлопедагогических исследований особенностей овладения слабовидящими детьми сенсорными эталонами. Дидактические темы идут в следующем порядке: цвет, форма, величина.

Подэтап 1.2 Восприятие предметов и изображений, близких по форме к геометрическим фигурам. Используются следующие дидактические темы: овощи-фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт. Коррекционная работа направлена на решение следующих задач: обучение зрительному анализу, выделению информативных признаков, особенностей строения объекта восприятия; формирование навыка выделения и опознания контура изображения как основной формообразующей структуры; обучение быстрому и точному опознанию предметных изображений; стимулирование оперирования зрительным образом при решении визуально-логических и практических задач.

Подэтап 2.1 Восприятие объектов растительного и животного мира, формирование представлений о них. Коррекционные задачи, обозначенные на подэтапе 1.2, аналогичны и для данного этапа, однако решаются на основе восприятия более сложных объектов: цветы, деревья, рыбы, звери, птицы, насекомые.

Подэтап 2.2 Формирование представлений о человеке, восприятие и выделение индивидуальных отличий. Восприятие позы и эмоций человека. Человек и его изображение ─ специфический, более сложный, чем животное, объект для восприятия. Построение зрительного образа человека включает отражение не только особенностей внешности (цвет глаз, размер носа и т.д.), но и экспрессию лица, выразительность позы и движений тела. Закрепление навыка восприятия человека, его эмоционального состояния и позы происходит на основе восприятия сюжетной дидактической картины.

Подэтап 3.1 Знакомство со способами изображения предметов в пространстве. Являетсяпропедевтическим, готовит учащихся к восприятию произведений изобразительного искусства. Обоснованием для введения данного этапа являются исследования Т. П. Головиной, В. А. Феоктистовой, Л. В. Фомичевой и др., выявившие затруднения слабовидящих детей в анализе изображений, выполненных по законам линейной и воздушной перспективы, с учетом светотеневых соотношений.

Восприятие предметов изобразительного искусства (подэтап 3.2) и движущихся объектов (этап 4) рассматривается нами как особый вид деятельности и используется для развития умения оперировать зрительным образом и формирования константности восприятия.

На подэтапе 3.2 коррекционная работа направлена на обучение последовательному и целенаправленному анализу содержательной стороны художественного произведения, выделению средств художественной выразительности, что, в целом, является основой создания единой модели художественного образа.

В контексте проводимой коррекционной работы целью восприятия движущегося объекта (этап 4) является не прослеживание его движения, а узнавание подвижного объекта и осознание выполняемого им действия. Мы исходим из положения, что полноценный процесс восприятия движущегося объекта в совокупности его свойств возможен при условии, если целостное представление о нем уже имеется у учащегося.

Была введена определенная классификация используемых методов коррекционного воздействия: методы формирования зрительного образа; методы закрепления и уточнения зрительного образа; методы стимуляции произвольного оперирование зрительным образом в различных видах деятельности (рис. 1). Данная классификация определяет точное предназначение метода, позволяет делать выбор и целенаправленно осуществлять вариативность применения того или иного метода в зависимости от уровня сформированности зрительных образов слабовидящего школьника.

Форма реализации технологии – урок. Нами разработана структура урока в зависимости от решаемых задач (рис. 1). В тоже время, традиционный урок не способен обеспечить необходимой смысловой вариативности учебного процесса. Кроме урочной мы используем такие формы, как экскурсия, наблюдение, опытническая деятельность и другие, которые могут быть составной частью урока или использоваться самостоятельно.

Для определения эффективности разработанной нами технологии был проведен формирующий эксперимент, состоящий из опытного обучения и комплекса диагностических заданий. Были выделены экспериментальная и контрольная группы, состав которых подбирался по принципу сходства диагнозов.

Диагностика уровня развития зрительного восприятия проводилась в начале и конце каждого подэтапа в соответствие с разработанной диагностической программой, состоящей из 7 блоков. Каждый блок состоит из заданий, направленных на выявление динамики развития свойств зрительного восприятия в зависимости от их проявления при восприятии объектов различной степени сложности, а также уровня владения определенными понятиями, оперирование которыми влияет на динамику развития зрительного восприятия.

Блок № 1 (подэтап 1.1).Выявление уровня владения зрительными сенсорными эталонами цвета, формы, величины (задания: 1) соотнесение; 2) называние; 3) группировка; 4) дифференциация; 5) сериация).

Блок № 2 (подэтап 1.2). Выявление уровня восприятия предметных изображений, по форме приближенных к геометрическим фигурам (задания: 1) описание изображения; 2) нахождение недостающих деталей; 3) узнавание наложенных, зашумленных изображений; 4) составление разрезанной картинки.

Блок № 3 (подэтап 2.1). Выявление уровня восприятия предметных изображений объектов флоры и фауны (задания: 1) описание изображения; 2) узнавание наложенных, зашумленных изображений; 3) узнавание на сложном рисунке.

Блок № 4 (подэтап 2.2). Выявление уровня восприятия изображений человека, его эмоций и действий (задания: 1) описание внешнего вида человека; 2) подбор к позе человека предмета, с которым он выполняет действие, называние действия; 3) называние эмоционального состояния персонажа, непосредственно включенного в смысловую ситуацию).

Блок № 5 (подэтап 3.1). Выявление представлений учащихся о нестереоскопических способах изображения предметов в пространстве и уровня восприятия данных изображений (задания: 1) выделение линии горизонта; 2) выделение планов изображения; 3) моделирование объектов, изображенных на картине; 4) Нахождение на рисунках ошибок, связанных с передачей пространственного расположения предметов).

Блок № 6 (подэтап 3.2). Выявление уровня развития зрительного восприятия слабовидящими школьниками произведений изобразительного искусства (задания: 1) подбор названия жанра живописи к репродукциям картин; 2) составление описательного рассказа; 3) выделение планов, описание расположения и удаленности объектов; 4) выделение средств художественной выразительности и понимание их значения для реализации замысла художника; 5) придумывание своего названия к произведению изобразительного искусства; 6) высказывание учащимся оценочных суждений).

Блок № 7 (этап 4). Выявление уровня развития зрительного восприятия слабовидящими школьниками движущихся животных и человека (задания: 1) определение идентичности тест-изображения (статического изображение) движущемуся изображению; 2) подробное описание воспринятых действий).

Выполнение каждого задания оценивалось с помощью метода шкалирования от 3 до 0 баллов в соответствии с разработанными нами критериями оценки. Для анализа окончательных результатов экспериментов в группах нами учитывался усредненный балл по каждой группе испытуемых и по каждому экспериментальному заданию.

Итоговые результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, определяющего динамику формированию зрительного восприятия графических изображений слабовидящими учащимися, представлены на рис. 2.

Рис. 2. Количественные показатели зрительного восприятия учащихся сравниваемых групп в начале и конце опытного обучения

Рис. 2. Количественные показатели зрительного восприятия учащихся сравниваемых групп в начале и конце опытного обучения

 

Проведенный педагогический эксперимент по развитию зрительного восприятия слабовидящих учащихся с помощью последовательно усложняющихся графических изображений позволил констатировать более выраженную внутригрупповую количественную динамику изучаемых показателей у учащихся экспериментальной группы (+ 0,84 балла), по сравнению с контрольной (+ 0,38 балла).

Проведенный педагогический эксперимент по развитию зрительного восприятия слабовидящих учащихся с помощью последовательно усложняющихся графических изображений позволил констатировать более выраженную внутригрупповую количественную динамику изучаемых показателей у учащихся экспериментальной группы (+ 0,84 балла), по сравнению с контрольной (+ 0,38 балла).

Анализ становления качественных особенностей зрительного восприятия у учащихся сравниваемых групп на каждом этапе опытного обучения позволил констатировать более выраженную результативность у учащихся экспериментальной группы по ряду показателей, представленных в табл. 1. Данные показатели свидетельствуют как об опережающем формировании у учащихся экспериментальной группы таких свойств зрительного восприятия, как предметность, целостность, осмысленность, обобщенность, константность, так и о возрастании мотивации на рациональное использование нарушенного зрения.

 

Таблица 1

Опережающее становление качественных показателей зрительного восприятия у учащихся экспериментальной группы в процессе опытного обучения

 

Этап Качественные показатели зрительного восприятия
Подэтап 1.1 - владение обобщающими понятиями «цвет», «форма», «величина»;

- правильное называние сенсорных эталонов;

- точность и дифференцированность восприятия;

- самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.
Подэтап 1.2 - сформированность зрительных образов по дидактическим темам: овощи-фрукты, мебель, посуда, одежда, транспорт (узнавание, называние, использование обобщающих понятий);

- умение выделять признаки объекта последовательно и целенаправленно;

- умение узнавать наложенные, зашумленные изображения;

- умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения.

- самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.
Подэтап 2.1 - сформированность зрительных образов по дидактическим темам: растительный мир, цветы, деревья, рыбы, звери, птицы, насекомые (узнавание, называние, использование обобщающих понятий);

- умение выделять признаки объекта последовательно и целенаправленно;

- умение узнавать наложенные, зашумленные изображения;

- умение узнавать объекты на сложном рисунке, в динамической позе;

- самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.
Подэтап 2.2 - умение последовательно и целенаправленно выделять индивидуальные особенности внешнего вида человека;

- правильное называние эмоциональных состояний и действий;

- умение последовательно и целенаправленно воспринимать сюжетную дидактическую картину, анализировать позу и эмоции героев картины, устанавливать причинно-следственные связи;

- самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.
Подэтап 3.1 - владение правилами изображения глубины пространства, соответствующими понятиями;

- восприятие объемности изображенных объектов;

- умение анализировать удаленность, пространственное расположение объектов на изображении, выполненном по законам линейной и воздушной перспективы;

- самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.
Подэтап 3.2 - владение понятиями о видах и жанрах изобразительного искусства;

- умение анализировать содержательный компонент картины;

- умение выделять средства художественной выразительности;

- умение синтезировать воспринятое в единую модель художественного образа;

- умение обобщать воспринятое в виде названия; наличие интереса и - потребности в общении с произведениями искусства.
Этап 4 - константность восприятия

- скорость зрительного восприятия, умение анализировать движущийся объект;

- восприятие и анализ действий человека и животного;

- самостоятельный характер выполнения заданий, наличие мотивации рационально использовать нарушенное зрение.

 

Прирост средних показателей зрительного восприятия графических изображений различной степени сложности учащимися сравниваемых групп представлен на рис. 3.

 

Прирост средних показателей зрительного восприятия графических изображений различной степени сложности учащимися сравниваемых групп

I ─ сенсорные эталоны, II ─ объекты, близкие по форме к геометрическим фигурам, III ─ объекты растительного и животного мира, IV ─ человек, действия и эмоции человека, V ─ изображения, выполненные по законам линейной и воздушной перспективы, VI ─ предметы изобразительного искусства, VII ─ движущиеся объекты, VIII ─ все объекты

Рис. 3. Прирост средних показателей зрительного восприятия графических изображений различной степени сложности учащимися сравниваемых групп.

 

Результаты исследования были подвержены статистической обработке с использованием U-критерия Манна-Уитни (при p≥0,05), которая показала достоверность различий между показателями экспериментальной и контрольной групп.

В заключении сформулированы основные выводы и определены результаты исследования.

1. В результате теоретико-методологического анализа изучаемой проблемы выделены факторы, значимо влияющие на процесс формирования зрительного восприятия ребенка, и специфические особенности влияния выделенных факторов на процесс формирования зрительного восприятия при слабовидении.

2. Проведен сравнительный теоретический анализ существующих методологических подходов к организации коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, что позволило выявить принципиальные методические отличия педагогических подходов к развитию зрительного восприятия у детей, относящихся к различным классификационным группам по степени тяжести нарушения зрения.

3. Теоретически обоснована и разработана педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками.

4. При построении педагогической технологии развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками учитывалась взаимообусловленная зависимость между качеством зрительного восприятия графических изображений у слабовидящих школьников и уровнем развития операционного и мотивационного компонентов зрительного восприятия как психического процесса.

5. Подтверждено предположение о том, что для развития зрительного восприятия у слабовидящих школьников в качестве средств педагогического воздействия эффективно использование последовательно усложняющиеся объекты (графические изображения), восприятие которых в процессе решения визуально-логических и практических задач требует достаточного уровня сенсорного развития, включенности мыслительных операций и речи, владения рациональными способами использования нарушенного зрения.

6. Экспериментально доказано, что эффективность развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками может быть обеспечена с помощью педагогической технологии, предполагающей теоретически обоснованный отбор программного материала; подбор методов стимуляции произвольного оперирование зрительным образом в различных видах деятельности; проведение поэтапной диагностики для оперативной корректировки содержания и методов развития зрительного восприятия на каждом этапе коррекционной работы.

Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: поиск, разработка и внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих эффективность развития зрительного восприятия слабовидящих школьников; решение данной проблемы в контексте межпредметного взаимодействия.

 

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

 

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Грищенко, Т. А. Педагогические аспекты формирования зрительного восприятия слабовидящих школьников / Т. А. Грищенко // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 1. Педагогика. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009. - С.111 - 116. (0,4 п.л.)
  2. Грищенко, Т. А. Разработка и реализация технологии обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности / Т. А. Грищенко // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2009. - С.

Статьи в центральных изданиях

  1. Уфимцева, Л. П. Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида (сообщение первое) / Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко // Коррекционная педагогика. - М.: Школа-пресс, 2008. - № 5. - С. 12 - 21. (0,6/0,3 п.л.)
  2. Уфимцева, Л. П. Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида (сообщение второе) / Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко // Коррекционная педагогика. - М.: Школа-пресс, 2008. - № 6. - С. 20 - 29. (0,6/0,3 п.л.)
  3. Уфимцева, Л. П. Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида (сообщение третье) / Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко // Коррекционная педагогика. - М.: Школа-пресс, 2009. - № 1. - С. 14 - 25. (0,8/0,4 п.л.)
  4. Уфимцева, Л. П. Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида (сообщение четвертое) / Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко // Коррекционная педагогика. - М.: Школа-пресс, 2009. - № 2. - С. 11 - 20. (0,6/0,3 п.л.)

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

  1. Грищенко, Т. А. Некоторые подходы к развитию зрительного восприятия у слабовидящих школьников / Т. А. Грищенко // Краевая система специального образования: состояние, проблемы, перспективы развития в контексте разработки и создания учебно-методической литературы нового поколения для детей с особыми образовательными потребностями: Сборник научных материалов региональных педагогических чтений. – Красноярск: ИПК КГПУ им. В.П.Астафьева, 2006. - С. 253 - 258. (0,4 п.л.).
  2. Грищенко, Т. А. Развитие зрительного восприятия как средство социализации слабовидящих школьников / Т. А. Грищенко // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы V Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию КГПУ им. В. П. Астафьева. - Красноярск: ИПК КГПУ им. В. П. Астафьева, 2007. - С. 162 - 166. (0,3 п.л.).
  3. Грищенко, Т. А. Некоторые подходы к формированию зрительного восприятия у слабовидящих школьников / Т. А. Грищенко // Актуальные проблемы развития системы специального образования в условиях модернизации образования: Межрегиональный сборник научно-практических статей: опыт работы региона. - Барнаул, 2008. - С. 75 - 77. (0,2 п.л.)
  4. Уфимцева, Л. П. Педагогические средства формирования зрительного восприятия слабовидящих школьников / Л. П. Уфимцева, Т. А. Грищенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2008 (1). - Красноярск: ИПК КГПУ им. В.П.Астафьева, 2008. - С. 50 - 56. (0,4/0,2 п.л.)
  5. Грищенко Т. А. Использование здоровьесберегающих подходов в процессе развития зрительного восприятия слабовидящих школьников / Т. А. Грищенко // Образование и здоровье: сборник статей. - Красноярск: КК ИПК РО, 2008. - С. 26 - 28. (0,2 п.л.).
  6. Грищенко, Т. А. Изобразительное искусство как средство повышения социальной компетентности слабовидящих школьников / Т. А. Грищенко // Образование и социализация личности в современном обществе материалы VI Международной научной конференции. - Красноярск, 5 - 8 июня 2009г.: в 2 т. Т 1. - Красноярск: ИПК КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. - С 126 - 130. (0,3 п.л.)