29.06.2011 9223

Социально-педагогическая сущность физкультурно-оздоровительной деятельности (статья)

 

Состояние здоровья страны вызывает все большую тревогу общественности. Многочисленные работы, посвященные исследованию здоровья детей и молодежи, свидетельствуют о наличии многочисленных проблем в данной сфере.

Плохое состояние здоровья детей и тенденцию к его ухудшению отмечают многие исследователи. Об этом свидетельствуют и данные статистики. Так, по результатам Всероссийской диспансеризации (2002 г.) к первой группе здоровья (практически здоровые) можно отнести 32 % обследованных детей в возрасте от 0 до 18 лет, ко второй (группа риска) -51,75 %, к третьей (с функциональными нарушениями) - 16,25 %. По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН к I группе здоровья можно отнести только 3.3% учащихся школ и 2,5 % учащихся ПТУ. Ко II группе 37,9 % школьников и 34,8 % учащихся профессиональных училищ, к III группе - 58,8 % и 62,7% соответственно.

За годы обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, особенно в 5-6 классах. У многих детей диагностируется по 2-3 патологии. Все эти данные характеризуют низкий уровень здоровья выпускников школ, что влияет на производственный потенциал, обороноспособность страны, благополучие населения.

В настоящее время, подавляющее большинство юношей и девушек имеют ограничения в выборе профессий, связанных с вредными условиями и напряженным характером труда. Причем численность подростков с ограниченным по состоянию здоровья профессиональным выбором за последние 10 лет увеличилась практически на одну треть и в различных регионах составляет от 60% до 80%.

Анализ научных источников, позволяет выделить несколько подходов к пониманию здоровья. Здоровье человека понимается как «естественное состояние организма, характеризующееся взаимодействием с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных проявлений». Под здоровьем также понимают «состояние организма, форму жизнедеятельности, которые обеспечивают преемственную длительность и необходимое качество жизни (физическое, психическое, социальное), достоверную социальную дееспособность (на работе в быту)».

Так по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.

Под физическим (соматическим) здоровьем понимается - уровень роста, развитие и текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье - это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающим адекватную регуляцию поведения и обусловленного потребностью биологического и социального характера.

Социальное (нравственное) здоровье обусловлено духовностью человека, усвоением общечеловеческих ценностей, развитием нравственных чувств и выработкой нравственных убеждений, уровнем эстетического развития.

Аналогичное комплексное определение представлено в «Толковом словаре психологических и психоаналитических терминов»: «относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации».

С точки зрения его динамических характеристик здоровье понимается также как динамический процесс и рассматривают его как непрерывный ряд различных по качеству состояний адаптации организма и психики к окружающей природной и общественной среде, как «процесс сохранения и развития психических свойств человека, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

С.В. Попов выделяет несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2.      Физическое - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Кроме того, здоровье рассматривается с точки зрения гармоничного сочетания биологических и социальных качеств человека, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными взаимодействиями, а также его зависимости от сознания человека и его внутренней сущности.

Взаимодействие биологического и социального в человеке на разных этапах онтогенеза осуществляется по-разному. Исходя из представлений об изменении взаимосвязи биологического и социального в человеке на разных этапах индивидуального развития, А.Г. Щедрина предполагает, что у детей биологическое достаточно сформировано, организм здорового ребенка растет и развивается сообразно биологическим законам. В детском возрасте происходит формирование социального - развитие ребенка как личности, его социализация. Так же А.Г.Щедрина подчеркивает абстрактность категории здоровья, так как оно отражает качество человека, аналогично таким, как интеллект, нравственность, гениальность, красота. «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его негативные и позитивные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции». Данное определение здоровья наиболее адекватно в контексте антропологического подхода.

Биосоциальная сущность человека определяет дихотомию категории здоровья (биологическое здоровье и социальное). Это находит отражение в системных исследованиях. Ю.П. Лисицын раскрывает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями.

P.M. Баевский определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.

В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». В.П. Казначеев состояние здоровья оценивает по трем уровням: соматическому, социальному, личностному. Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами.

Таким образом, уровень социального здоровья (благополучия) зависит от того, какому варианту адаптационного процесса индивид отдает предпочтение: надеется ли он больше на социальную поддержку со стороны (пассивная позиция) или стремиться достигнуть социального блага посредством собственных усилий (активная позиция).

Длительное время здоровье трактовалось как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение главным образом, для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье мыслится как значимый феномен собственно социального бытия, как «структурообразующий фактор социальности». Предпринимаются попытки исследовать здоровье в его объективной всеобщности, в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия на определенном этапе становления.

В.М. Розин, рассматривая здоровье как социальное явление, представляющее собой проекцию и объективизацию сложной системы дискурсов. Необходимо подвергнуть анализу данные дискурсы, а также реконструировать те сети властных отношений, которыми определяются ставшие объектами изучения дискурсивные практики.

Говоря о социальной обусловленности и социальной значимости здоровья, Б.В. Петровский подчеркивает: «Здоровье - это прежде всего производное общественной формации, и именно поэтому охрана здоровья каждого из членов общества и всего общества в целом является одной из главных социальных потребностей».

Н.А. Амосов считает, что здоровье напрямую связано с проявлением резервных возможностей организма, его биологической надежности.

Основоположник науки о здоровье И.И. Брехман определяет здоровье человека как «...способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Вместе с тем, приходится констатировать, что физическая культура не находит широкого применения в практике социального воспитания. До сих пор многие аспекты применения физической культуры в социальном воспитании детей не являлись предметом специальных исследований.

Проблема изучения категорий «физическая культура» и «физкультурно-оздоровительная деятельность» привлекает внимание педагогов на протяжении всей истории становления педагогической теории и практики. Изучение философской, социологической и культурологической литературы позволяет нам определить, что в самом общем виде физическая культура характеризуется как творческая деятельность человека по созданию социально значимых норм, ценностей, находящихся в тесной зависимости с историей общества, как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, непосредственно выражающееся в совершенствовании телесно-двигательных качеств и навыков людей.

В энциклопедии физической культуры и спорта указывается, что понятие «физическая культура» по своему значению неразрывно с понятием «культура». По словам В.К. Бальсевича, именно физическая культура является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.

Л.И. Лубышева считает, что понятие «физическая культура» выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека. Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Это состояние входит в физическую культуру как ее специфический элемент в той мере, в какой оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и в том отношении, в каком оно является культурной ценностью.

Продолжение этой мысли мы находим в философском исследовании «Диалектика социального и биологического в построении общей теории физической культуры» И.Г. Тышковской, где автор пишет: «...развитие природных качеств человека в отличие от стихийных процессов в природе стало в обществе предметом сознательного регулирующего воздействия, что обеспечивается специально ориентируемыми отраслями культуры. Физическая культура как одна из таких отраслей культуры воздействует непосредственно на жизненно важные качества, свойства и способности самого человека, которые получены в виде задатков от природы и передаются по наследству, развиваются в течение всей жизни под влиянием социальных факторов...». При таком подходе правомерным будет выделение в физической культуре двух смысловых компонентов: первый - достигнутый в том или ином обществе уровень развития, результат, культурное богатство, культурное наследие; второй -процесс передачи накопленного обществом культурного богатства, культурного опыта, позволяющего человеку становиться культурным, созидать культуру и сохранять.

Общепризнанно, что культура является одним из исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей социальных институтов или институтов социализации. Под ее воздействием происходит приобщение и усвоение подрастающим поколением общественных норм и правил поведения. В таком значении физическая культура как «отрасль культуры» по праву может рассматриваться в качестве действующего средства формирования личности. В 1930 году нарком Просвещения А.В.Луначарский писал: «занятия физкультурой и спортом являются хорошим средством развития и всестороннего воспитания молодого поколения, а также и средством отвлечения подростков от улицы и дурных поступков...проблема физического воспитания детей должна охватить весь круг вопросов, связанных с их жизнью:...обеспечить детей от беспризорности или безнадзорности, от всякого рода недопития, хилости, нелепых форм воспитания».

Н.К. Крупская указывала, что в процессе занятий физическими упражнениями важно вырабатывать у учащихся нравственный опыт, для чего предлагала не только разнообразить, но и усложнять упражнения, ставить ребят в такие условия, чтобы они учились преодолевать трудности, приобретать жизненную закалку.

По меткому определению И.М. Быховской, физическая культура - это не область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как всякая сфера культуры культура физическая - это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром.

В результате проведенного исследования А.А. Родионов показал, что занятия физической культурой могут быть использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, а нравственная атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности ребенка. Автор отмечает, что наибольшее воздействие оказывают систематические занятия физической культурой на детей и подростков начиная с 10-12 лет в группе, «где они, так или иначе, становятся участниками коллективных действий».

О больших воспитательных возможностях коллективных занятий физической культурой пришли к выводу В.В. Белорусова и И.Н. Решетень. В спортивном коллективе, пишут ученые, налицо все возможности для полноценного физического развития школьников, для развития у них организационных и инструкторских навыков, формирования умения влиять на товарищей, подчинять свои интересы интересам коллектива.

B.C. Мешков в проведенном исследовании показывает, что в процессе занятий физической культурой можно укрепить здоровье детей и подростков, а также снизить их интерес к наркотикам, алкоголю.

Научно-исследовательская работа, проведенная А.И. Михеевым, позволила выявить, что в условиях спортивной секции детской юношеской спортивной школы занятия физической культурой и спортом могут стать сильнодействующим средством в процессе воспитания детей и формирования их личности. В результате исследования А.И. Михеев пришел к выводу, что через сформированный интерес к спортивной деятельности можно вызвать у детей интерес и к другим полезным видам деятельности - учебной, трудовой, общественной.

П.А. Виноградов отмечает существенный факт, выявленный в ходе исследования, занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают воздействие на формирование положительных качеств у своего ближайшего окружения, являются как бы своеобразным магнитом, создающим поле высокого нравственного притяжения. Занятия физической культурой и спортом помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность (в широком понимании), умение рационально использовать свободное время, стремление к достижению все более высоких результатов, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, осознание собственных возможностей, потребность в информации, желание быть лучшим и т.д. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивные занятия, тем меньше он надеется на удачу, везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться и т.д.; человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на способности, талант, образование, трудолюбие и добросовестность, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.

Доказано, что активная двигательная активность в детском возрасте способствует функциональному развитию всех областей коры головного мозга. Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост общей работоспособности также вызывают повышение умственной работоспособности учащихся. Имеются многочисленные данные, показывающие, что текущая успеваемость школьников, активно занимающихся физической культурой, значительно выше, чем у занимающихся нерегулярно. Так, по данным Ленинградского института усовершенствования врачей им. С.М. Кирова, средний балл у девушек 16 - 17 лет, занимающихся физической культурой только на школьных уроках, равен 3,82 а у тех, кто занимается дополнительно в спортивных секциях,- 4,09. По данным Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР, процент неуспевающих среди учащихся, имеющих низкое или ниже среднего физическое развитие, равен 40, среди учащихся среднего физического развития - 9, а у хорошо физически развитых - только 4. Очень большое влияние оказывает активный двигательный режим на характер устойчивости умственной работоспособности школьников на протяжении всего учебного года. Как показали исследования, у школьников, объем двигательной деятельности которых не соответствует потребностям их организма, работоспособность к концу уроков в школе, к концу дня, недели, четверти и учебного года снижается больше, чем у детей, объем деятельности которых составляет норму.

По данным Н.В. Гуреева, исследовавшего эффективность ежедневных физкультурных занятий в режиме продленного дня, у учащихся 4-6-х классов не только улучшилась двигательная активность, но и оказалось, что пропуски учебного времени по болезни в опытных классах составили в среднем на одного ученика 6,8 дня в год (на 1.2 дня меньше, чем в контрольных), а качество знаний (процент хороших и отличных оценок по общеобразовательным предметами) от начала к концу учебного года повысилось на 14,7 %, тогда как в контрольных классах качество знаний учащихся снизилось на 1,1%.

Учитель физкультуры постоянно следит за поведением учащихся, за отношением их к самим себе, к товарищам. В процессе уроков физической культуры и внеклассных занятий спортом учитель всемерно содействует формированию у школьников волевых качеств - решительности, смелости, настойчивости, самообладания, и др.; формированию нравственных убеждений; приучению к твердому соблюдению правил поведения; воспитанию патриотизма и дружбы к другим народам; повышению ответственности за свои действия перед коллективом; воспитанию у детей правдивости, приветливости, скромности, сдержанности и других положительных черт характера.

А.Г. Кумарина отмечает, что занятия физической культурой способствуют формированию здоровых привычек самоконтроля за стрессовыми ситуациями и проявлению агрессивных форм поведения.

Благотворное влияние физической культуры и сопутствующих ей форм обнаружено при проведении с детьми и подростками мероприятий дифференцированного оздоровления с использованием музыки, оздоровительного бега, закаливания, физических упражнений.

Результатом анализа влияния физических упражнений на ребенка в процессе занятий физической культурой, проведенного В.Д. Чепиком явилось выявление влияния физических упражнений на двигательные способности и нравственные качества ребенка (Таблица 1):

Таблица 1

Влияние физических упражнений на двигательные способности и нравственные качества ребенка

Группы упражнений

Качества

двигательные режимы с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание и т.п.)

способствуют трудовому воспитанию, совершенствованию волевых качеств личности, развитию двигательных способностей;

двигательные режимы с использованием силовых упражнений

способствуют совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей;

спортивные, подвижные игры, соревнования, эстафеты

способствуют формированию нравственности, воспитанию коллективизма, этики взаимоотношений;

туристские спортивно-оздоровительные походы

способствуют формированию нравственности, воспитанию коллективизма, этики взаимоотношений, развитию интеллекта;

ритмические упражнения с музыкальным сопровождением

способствуют эстетического идеала, развитию двигательных способностей;

элементы гимнастики и акробатики

способствуют совершенствованию волевых качеств, развитию двигательных способностей.

 

Л.И. Лубышевой определены специфические социальные функции физической культуры. Они связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания. По признакам общности, считает автор, их можно объединить в группы.

1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья и т.д.).

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

4. Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней.

5. Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.

Социологические данные, полученные многими учеными, убедительно доказывают положительное влияние занятий физической культурой на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Так, Институтом социологических исследований АН СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше трех тысяч человек) было выявлено, что среди активно занимающихся физической культурой значительно выше (на 15-20%) доля тех, кто проявляет инициативу в труде, влияет на дела коллектива, стремиться выполнить работу с высоким качеством.

Как показывает дальнейший анализ научной литературы (Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина, Ю.Д. Железняк, Л.К. Завьялов, А.П. Матвеев, Л.П. Матвеев, Н.К. Меньшиков, Н.М. Моисеев, Ю.Н. Мороз, Н.А. Ноткина, Б.А. Петров, B.C. Попов, Н.И. Пономарев и другие) в качестве специфической функции физической культуры выступает ее оздоровительная функция, предполагающая содействие человеку в укреплении здоровья. В свою очередь, именно здоровье позволяет человеку преодолевать трудности, возникающие в процессе жизнедеятельности, активнее и эффективнее функционировать в социальной среде.

Учитывая вышеуказанные тенденции, нам представляется целесообразным подход, когда основой сохранения здоровья детей и подростков становится специально организованная физкультурно-оздоровительная деятельность.

Опираясь на теоретическое осмысление понятий «здоровье», «физическая культура», «физкультурная деятельность» в проблеме формирования личности, исследователи по разному трактуют понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность».

В ряде диссертационных исследований авторы оперируют понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность» (Д.В. Горев, Л.С. Колчанова, С.А. Соколов).

В частности, С.А. Соколов в диссертационном исследовании, пришел к следующему определению физкультурно-оздоровительной деятельности: физкультурно-оздоровительная деятельность - окультуренная двигательная активность, направленная на улучшение физического, психического и социального благополучия человека при освоении им социального опыта.

Физкультурно-оздоровительная деятельность, по мнению С.А. Соколова способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они направлены на формирование рациональных, экономных, осознанных движений, накопление человеком двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

При этом в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности развиваются физические качества ребенка, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение и формирование индивидуальных личностных качеств (Н.И. Александрова, Т.Ф. Дубова, П.А. Жоров, Д.Р. Кадырбаева).

Опираясь на результаты теоретического осмысления понятий «здоровье», «физическая культура», «физическая деятельность», солидаризируясь с мнением В.К. Бальсевича, Л.П. Матвеева, Н.А. Пономарева, С.А. Соловьева, Д.В. Горев в своей диссертационной работе, предлагает под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимать сознательно регулируемую двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека.

Основной целью такой деятельности автор провозглашает воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого человека; считает, что такая деятельность способствует решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, которые направлены на формирование рациональных, экономных, осознанных движений, накопление человеком двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

В работе Л.С. Колчановой, посвященной проблеме воспитания самостоятельности у младших школьников, под физкультурно-оздоровительной деятельностью понимается особый вид общественно полезной деятельности, направленной на сохранение, укрепление здоровья человека, его физическое развитие и самосовершенствование, формирование установки на здоровый образ жизни.

Физкультурно-оздоровительная деятельность, как свидетельствует проведенный анализ исследований (СВ. Алексеев, Н.М. Амосов, Л.П. Анастасова, В.К. Бальсевич, А.А. Бишаева, Д.В. Горев, Р.А. Касимов, Э.М. Казин, Л.С. Колчанова, Т.Н. Леонтьева, В.П. Лукъяненко, С.А. Сенникова, С.А. Соколов, Л.Ф. Тихомирова и др.), способствует восполнению дефицита двигательной активности, гармонизации нагрузок, организации досуга и занятости детей, расширяет границы их представлений о собственных возможностях, формирует такие качества личности как собранность, выносливость, целеустремленность, решительность, инициативность, которые, в свою очередь, являются основой самостоятельности человека. Кроме того, регулярное участие в этой деятельности помогает ребенку правильно ориентироваться в окружающем мире, так как воспитывает у него сознательное охранное поведение, формирует перспективу свободного перемещения в пространстве, дает возможность подняться по лестнице отношений, приучает к соблюдению чистоты, порядка, к расчету сил, учету факторов влияния, готовности прийти на помощь.

Таким образом, под физкультурно-оздоровительной деятельностью в нашем исследовании мы будем понимать - окультуренную двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека, ориентированную на ценность здоровья и формирование здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в таком понимании позволяет нам рассматривать ее потенциалы с позиции основных сфер: деятельности, общения и самопознания.

Потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется, если подросток становится ее субъектом. Для этого физкультурно-оздоровительная деятельность должна позволять ему удовлетворять, как минимум, две потребности - в достижении успеха и в сотрудничестве.

Потребность в достижении успеха - присущее каждому человеку стремление к успеху в деятельности при ориентации на определенное качество достигаемых результатов. В физкультурно-оздоровительной деятельности эта потребность реализуется в процессе выполнения физических упражнений, которые вслед за С.В. Дмитриевым, мы рассматриваем как двигательные действия, которые «наряду с моторно-исполнительными (операционными механизмами) включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные» моменты.

В процессе выполнения физических упражнений происходит целенаправленное воздействие субъекта на собственные физические и личностные качества, представляющие собой предпосылки для его развития и социального самоутверждения. При таком рассмотрении физкультурно-оздоровительная деятельность является преобразующей деятельностью.

Однако необходимо отметить, что не всякая физкультурно-оздоровительная деятельность имеет социально-педагогический смысл. Например, формальное исполнение дела или односторонняя направленность на занятия спортом не способствуют эффективности этого процесса.

В физкультурно-оздоровительной деятельности должны присутствовать три компонента: понимание ребенком задачи, замысел решения, стратегия решения задачи. Специфическим в физкультурно-оздоровительной деятельности является ограничение времени в реализации замысла, а также выделение с некоторой степенью устойчивости двух групп основных регуляторов: общих (мотивы, интересы, способности, общий уровень интеллекта) и частных (знания, умения и навыки), которые проявляются через понимание, замысел, стратегию каждой отдельной задачи в процессе деятельности.

Потребность в сотрудничестве в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется через общение, которое является непременным и важным компонентом физкультурно-оздоровительной деятельности.

Под общением в физкультурно-оздоровительной деятельности, опираясь на работы целого ряда ученых (Д.Я. Богданов, А.А. Бодалев, Л.А. Карпенко, Ю.А. Коломейцев, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.М. Соковнин, Ю.А. Ханин), мы понимаем установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности человек стремиться определенным образом повлиять на партнера, создать условия для процесса познания и понимания людьми друг друга. Для участников деятельности «важно не только наилучшим образом проявить свои физические качества, но и обмениваться информацией, организовывать обмен действиями, планировать общую деятельность». В этой связи в физкультурно-оздоровительной деятельности возникает ролевое общение, которое обслуживает деятельность. Вместе с тем, при высокой степени субъективной значимости и интенсивности контактов, большой степени эмоциональной вовлеченности в них между участниками физкультурно-оздоровительной деятельности происходит межличностное общение, которое может продолжаться за пределами данного вида деятельности. Кроме того, немаловажным является возникновение в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности стереотипов, которые отражают представления людей об ответственности за выполнение тех или иных действий, соблюдение норм поведения и качество деятельности.

Таким образом, раскрывая потенциалы физкультурно-оздоровительной деятельности с позиции общения можно выделить ряд функций общения, реализующихся в данном виде деятельности:

– контактная функция - готовность к приему и передаче информации и поддержание этой готовности;

– информационная - обмен информацией, мнениями, замыслами;

– побудительная - стимулирование активности;

– координирующая - согласование действий;

– понимание людьми друг друга (сообщений, переживаний, состояний);

– эмотивная функция (обмен эмоциями, переживаниями);

– установление отношений - осознание участниками своей роли и места в социальных связях;

– изменение состояния, поведения, личностных смыслов, мотивов, потребностей, ценностей участниками деятельности.

Потенциалы физкультурно-оздоровительной деятельности с позиции сферы самопознания реализуются в процессе самосовершенствования человека.

С точки зрения Л.П. Гримака, В.М. Розина, процесс самосовершенствования заключается в работе над собой и начинается с критического анализа собственной личности и формулирования программы внутренней работы. Характеризуя процесс социального становления личности, авторы формулируют ряд понятий, исходящих из самопозиции: самосознание (включающее самопознание, самоконтроль и самосовершенствование), самонаблюдение и самооценку (как составляющие самопознания), самовыражение, самоуправляемое поведение.

Поскольку отношение к человеку в известной мере зависит от его физических качеств, последние оказываются важной основой для формирования Я-концепции.

Исследователями установлено, что развитие физических качеств оказывает влияние на самосознание и поведение ребенка. Это влияние обнаруживается в двух направлениях.

Первое направление: физические качества влияют на психику, формируя самосознание и поведение человека. Процесс психического отражения физического в формировании самосознания личности происходит на уровнях «схема тела», «образ тела», «концепция тела».

Уровень «Схема тела» - в самосознаниии интерпретирует сведения о собственном организме, поступающие от проприорецепции (информация о положении тела и его частей в пространстве) и кинестезии (информация от органов движения). В психологии восприятия Б.М. Величковский, В.П. Зинченков, А.Р. Лурия «схему тела» определяют как «субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве».

Уровень «Образ тела» - отражает выраженность телесного «Я» в индивидуально-психологическом плане. Образ тела выступает как результат психического отражения собственного тела, как определенная умственная картина телесного «Я». В нем выражена самооценка телесного «Я» личностью, самооценка, в которой преломляется также отношение окружающих. Под влиянием этого образа (прежде всего от адекватности самооценки) и удовлетворенности им формируется такое важное для самосознания психологическое образование, как «принятие себя». Образ тела формируется в онтогенезе в зависимости от опыта овладения двигательными действиями, от оценок окружающих, от социокультурных норм и от общей «Я-концепции».

Уровень «Концепция тела», выражает особенности телесного «Я», определяющиеся взаимодействием человека с другими людьми и с обществом. Концепция тела отражает ценность тела как такового, его частей, а также различных физических качеств личности. Этот тип осознания своего тела может быть интерпретирован как рациональное понимание. Он служит регулятором поведения, направленного на поддержание здоровья и борьбу с болезнями и определяет включенность в индивидуальный образ жизни физкультурно-оздоровительной деятельности.

Второе направление определяется тем, что внешность человека и его физические качества имеют определенную социальную значимость, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Многочисленные социальные установки на внешность имеют огромное влияние на процесс социального становления личности и на восприятие человека человеком. Данный аспект широко отражен в работах А.А. Бодалева.

Процесс самопознания в физкультурно-оздоровительной деятельности имеет некоторое своеобразие, обусловленное тем, что источником знаний является не только информация от участников деятельности, но и сама физическая активность. На основе мышечных ощущений и осмысления результатов выполнения физических упражнений, ребенок познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций систем организма, убеждается в значимости физкультурно-оздоровительной деятельности для своего развития и совершенствования. При этом у него постепенно формируются умения анализировать свое состояние и свои возможности, приобретаются навыки самоконтроля.

Самоконтроль и самооценка невозможны без «Я-образов». До тех пор, пока человек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия. Как указывает Т. Шабутани, человек, обладающий устойчивыми представлениями о себе, легко находит свое место в действиях группы, членом которой он является. Поскольку он встречает со стороны других соответствующее отношение, это усиливает его чувство определенности и дает возможность продолжать исполнение своих обязанностей. В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности благодаря интенсивному обмену действиями и информацией между ее участниками, происходит своего рода репетиция, в ходе которой ребенком оцениваются реакции других на его действия или поступки. В результате ребенок приобретает способность адекватно оценивать себя, соотносить и согласовывать свои интересы и потребности с интересами и потребностями окружающих, овладевает навыками бесконфликтного разрешения социальных противоречий и умениями в какой-то мере контролировать ситуацию.

В ходе физкультурно-оздоровительной деятельности ребенок испытывает большой спектр различных позитивных эмоций, переживаний, чувств, способствующих появлению оптимистического и жизнеутверждающего настроения. С другой стороны, насыщенность физкультурно-оздоровительной деятельности ситуациями, требующими проявления физических и эмоциональных усилий, тренирует волю подростков, готовит их к преодолению жизненных трудностей.

Таким образом, многочисленные исследования, посвященные исследованию здоровья детей и молодежи, свидетельствуют о наличии многочисленных проблем в данной сфере.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.

Проблема изучения категорий «физическая культура» и «физкультурно-оздоровительная деятельность» привлекает внимание педагогов на протяжении всей истории становления педагогической теории и практики. В самом общем виде физическая культура характеризуется как творческая деятельность человека по созданию социально значимых норм, ценностей, находящихся в тесной зависимости с историей общества, как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, непосредственно выражающееся в совершенствовании телесно-двигательных качеств и навыков людей.

Основой сохранения здоровья детей и подростков должна стать специально организованная физкультурно-оздоровительная деятельность.

Под физкультурно-оздоровительной деятельность в данном исследовании мы будем понимать окультуренную двигательную активность, направленную на улучшение физического, психического и социального благополучия человека, ориентированную на ценность здоровья и формирование здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительная деятельность характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и подростков и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в таком понимании позволяет нам рассматривать ее потенциалы с позиции основных сфер: деятельности, общения и самопознания.

Потенциал физкультурно-оздоровительной деятельности с позиции деятельности реализуется, если подросток становится ее субъектом. Для этого физкультурно-оздоровительная деятельность должна позволять ему удовлетворять две потребности - в достижении успеха и в сотрудничестве.

Потребность в достижении успеха - присущее каждому человеку стремление к успеху в деятельности при ориентации на определенное качество достигаемых результатов. В физкультурно-оздоровительной деятельности эта потребность реализуется в процессе выполнения физических упражнений, которые мы рассматриваем как двигательные действия, которые наряду с моторно-исполнительными (операционными механизмами) включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные моменты.

В процессе выполнения физических упражнений происходит целенаправленное воздействие субъекта на собственные физические и личностные качества, представляющие собой предпосылки для его развития и социального самоутверждения. При таком рассмотрении физкультурно-оздоровительная деятельность является преобразующей деятельностью.

Потребность в сотрудничестве в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется через общение, которое является непременным и важным ее компонентом.

Под общением в физкультурно-оздоровительной деятельности мы понимаем установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения. В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности человек стремиться определенным образом повлиять на партнера, создать условия для процесса познания и понимания людьми друг друга.

Потенциалы физкультурно-оздоровительной деятельности с позиции сферы самопознания реализуются в процессе самосовершенствования человека. Процесс самосовершенствования заключается в работе над собой и начинается с критического анализа собственной личности и формулирования программы внутренней работы. Процесс самопознания в физкультурно-оздоровительной деятельности имеет некоторое своеобразие, обусловленное тем, что источником знаний является не только информация от участников деятельности, но и сама физическая активность. На основе мышечных ощущений и осмысления результатов выполнения физических упражнений, ребенок познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций систем организма, убеждается в значимости физкультурно-оздоровительной деятельности для своего развития и совершенствования.

 

АВТОР: Еремина О.Л.