24.06.2011 17602

Проблема формирования патриотизма учащихся на основе деятельности школьного музея (статья)

 

Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности вызвано сегодня, прежде всего, негативными явлениями, характерными для последних десятилетий. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, вступающих в противоречие с общечеловеческой нравственной культурой.

Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие.

Особую тревогу вызывает прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе - самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан.

Анализ неблагоприятных социальных показателей и рисков, вызванных кризисом духовно-нравственной сферы, а также показателей, характеризующих результативность воспитательной работы общеобразовательных учреждений, позволяет выделить следующие наиболее острые проблемы воспитания детей и молодежи:

– рост проявлений бездуховности, безнравственного поведения, агрессивности и экстремистских настроений, форм отклоняющегося поведения детей и молодежи в районе;

– снижение уровня толерантности, эмпатии, уважения к старшим, заботы об окружающей среде и окружающих людях в поведении детей и молодежи;

– снижение уровня социальной активности, гражданственности и патриотизма, уважения к государству и закону;

– стремительный рост диспропорции, между гражданской позицией, порядочностью, с одной стороны, и «коммерциализацией» поведения, с другой стороны.

Проблемы воспитания всегда относились к числу наиболее сложных и актуальных для педагогической науки. Связано это, прежде всего, с неоднозначностью понимания сущности воспитания и его исторически обусловленных целей.

Современные педагогические словари определяют воспитание как «процесс формирования комплексных личностных качеств человека, составляющих его индивидуальность, например, ответственность, решительность, мудрость, верность долгу и т.д.» (Словарь-справочник современного общего образования, 2004, с. 88). И.А.Колесникова важнейшими характеристиками воспитания называет сохранение, воспроизводство, развитие человеческого качества в педагогическом взаимодействии. Как средство социального наследования и приобщения человека к совокупности общественных отношений определяет воспитание В.В.Краевский. По мнению И.С.Кона, воспитание - это направленное действие, посредством которого индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. В.И.Гинецинский считает, что это процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности.

Несмотря на то, что в педагогике нет общепризнанного определения данного феномена, при его анализе представляются важными следующие фундаментальные позиции.

Во-первых, воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И.Лийметс).

Во-вторых, стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение - передача подрастающему поколению определенных знаний, умений, навыков, опыта (А.В.Мудрик, 1983).

В-третьих, воспитание есть процесс всеобщий, объективный и многомерный (В.С.Кукушин, 2006).

Наиболее обобщенное, по нашему мнению, определение воспитания дает Н.А.Савотина (2006), указывая, что это, прежде всего, процесс управления развитием человека посредством создания условий для развития.

В этой связи, важным в контексте нашего исследования представляется мнение В.С.Кукушина (2006) о том, что «воспитание - это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки - педагогика» (Кукушин, с. 9).

Исторически в системе воспитания выделялись различные, как правило, взаимодействующие, направления, определяющие одновременно и важнейшие воспитательные задачи. Например, в «Педагогическом словаре» Г.М.Коджаспировой и А.Ю.Коджаспирова (2000) среди таких направлений выделены духовное, нравственное, политическое, половое, правовое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое. «Словарь-справочник по педагогике» В.А.Мижерикова (2004) добавляет к ним также семейное и сенсорное. При этом, однако, из педагогических словарей 90-х лет XX века -начала XXI века выпало как самостоятельное направление патриотическое воспитание. По нашему мнению, причиной этого явления стали радикальные политические и социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране. Их стремительное и активное осуществление в значительной степени опередило формирование новой идеологической базы. Смена ценностей, ослабление на этапе реформ институтов государственной поддержки и защиты личности привели к серьезному ослаблению гражданских, патриотических чувств населения.

Как отмечает А.В.Фурсенко (2006), «повальный нигилизм на определенном этапе привел к тому, что в среде молодых людей считалось стыдно признаваться в любви и уважении к своей родине» (Фурсенко, с. 6).

Вместе с тем, Россия - крупнейшая многонациональная и многоконфессиональная страна. В соответствии с этим, как справедливо указывает З.Т.Гасанов (2005), для России «важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости» (Гасанов, с. 61).

Несмотря на то, что в последние годы важность патриотического воспитания, формирования патриотизма у молодежи определена на государственном уровне (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»), решение данной задачи до конца пока не осуществлено, что еще более актуализирует рассматриваемую нами в предлагаемом исследовании проблему.

Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» и др.), становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.

Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающих поколений как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Как отмечает Т.А.Криворотова (2004), в настоящее время стало очевидным, что решение проблем в социальном поле страны во многом зависит от уровня сформированности позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию России. Данный контекст условий воспитательного пространства указывает на методологически оправданный принцип преемственности, который диктует историческую взвешенность в вынесении приговора якобы изжившему себя прошлому и абсолютизации новизны и прогрессивности наступающего грядущего.

Таким образом, воспитание в современной школе должно быть сегодня также непосредственно связано с пониманием сущности гражданственности и патриотизма.

В современной педагогике в большей степени, как показывает проведенный нами анализ теоретических источников, рассматриваются проблемы гражданского воспитания (А.Ф.Никитин, Н.А.Савотина, Г.Н.Филонов и др.).

По определению Г.Н.Филонова (2002), «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях к деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на принятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых и межличностных отношений».

Н.А.Савотина (2006) в своем докторском исследовании отмечает, что «гражданское воспитание в широком смысле - это создание условий для формирования гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего ей осознавать себя духовно, социально, юридически и политически дееспособной».

Разработчики Концепции гражданского образования в общеобразовательной школе (Л.Н.Боголюбов и др., 2003) определяют гражданское воспитание как «целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры» (Боголюбов и др., с. 20).

В.И.Лутовинов (2006) указывает, что гражданское воспитание - это «вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности» (Лутовинов, с. 56).

Очевидно, что данное определение гражданственности интегрирует такие составляющие, как патриотизм, нравственность, правовые знания, культивируемые в личности на основе социальной традиции.

Подобная трактовка предполагает обращение к исторической памяти народа в широком и узком смыслах. С одной стороны, осторожно осознанное отношение к историческому прошлому страны, вехам ее великой, трудной истории и культуры; с другой стороны, изучение элементов государственности России как воплощения ее истории и отражения настоящего.

Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

Определение роли и места школьного музея в формировании патриотизма учащихся напрямую связаны с пониманием сущности современного патриотического воспитания подрастающего поколения и его составляющих.

Идеи патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики тесно переплетались с идеями военного воспитания. В этой связи, можно говорить об исторически сложившейся идеологии, теории и практики военно-патриотического воспитания как фундаментальной основе современных подходов и принципов работы по патриотическому воспитанию молодежи.

В России XVIII-XIX веков был осуществлен принципиально новый и по основным показателям прогрессивный шаг в развитии самобытной педагогической культуры. Система воспитания демонстрировала всевозрастающую связь процесса формирования личности конкретного человека, патриота своей Родины, с общественной жизнью.

Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота А.В.Суворова, П.И.Румянцева, М.И.Кутузова, Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, С.О.Макарова, М.И.Драгомирова и др.

Историк и писатель Н.М.Карамзин обращал внимание на патриотическую составляющую гражданственности, выделяя такие разновидности любви к Отечеству, как:

– физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой Родине;

– нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет;

– политическую, т.е. «любовь ко благу и славе Отечества» и желание способствовать им во всех отношениях». Это сложное чувство, по его мнению, не возникает само по себе, а специально воспитывается и формируется.

Интересный и важный опыт представляет сложившаяся в дореволюционной России система военно-патриотического образования в кадетских корпусах. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества.

С 1908 г. в России начали свою деятельность первые организации скаутов. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность играло большую роль в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения, но просуществовало только до Октябрьской революции.

После крушения Российской империи в 1917 г. большевистская власть стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы были пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовности граждан к его защите, дружбы пролетариев всех стран, формирование нетерпимости к агрессивным капиталистическим странам.

Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах политиков и военачальников В.И.Ленина, В.Луначарского, М.В.Фрунзе, Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, а также классиков советской педагогики Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, А.Сухомлинского и др.

Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А.С.Макаренко. Основную задачу советского воспитания он видел в подготовке нового человека, в воспитании человека-творца, человека-гражданина, человека-патриота. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. А.С.Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление - развивали чувство товарищества, качества лидера, ответственное участие в общественной жизни.

Большое внимание уделял воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму В.А.Сухомлинский. В созданной им оригинальной и целостной педагогической системе делался акцент на формирование моральных ценностей.

В трудах В.П.Александровской, Б.Г.Ананьева, А.А.Аронова, Ю.С.Васютина, А.Н.Вырщикова, А.Л.Гетмана, Н.М.Конжиева, Н.С.Кравчуна, А.Д.Лизичева, Ю.А.Науменко, Г.В.Средина и др. были отражены методики воспитания необходимых качеств и свойств патриота социалистического Отечества: мужества, смелости, инициативы и самостоятельности, готовности и умения к преодолению трудностей.

Большую работу в плане военно-патриотического образования в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, военно-учебных заведения -Суворовские и Нахимовские военные училища, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.

Воспитание патриотизма в школе определялось ее Уставом: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма - любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание), деятельности школьных пионерской и комсомольской организаций. Основные цели и направления этой работы - воспитание гражданина и патриота. Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в домах пионеров и школьников, имела патриотическую направленность. Наиболее распространенными формами работы по патриотическому воспитанию были деятельность школьных музеев, военно-спортивных кружков и секций, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», следопытская работа, походы по местам боев, военно-технические конкурсы, эстафеты, тактические игры на местности, лагерные сборы, поездки в воинские части, военно-прикладные виды спорта. Однако, как отмечает в своем исследовании В.Ю.Микрюков (2006), урон нравственному и патриотическому воспитанию в советский период вносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения.

Однако вторая половина 80-х годов и 90-е годы XX века ознаменовались кардинальными изменениями в патриотическом воспитании учащихся, вызванными известными радикальными переменами в идеологической, политической и социально-экономической сферах.

Их следствием стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стал приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины - 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных. Среди опрошенного пополнения, поступившего в войска осенью 1997 года, только каждый пятый был готов встать в солдатский строй, а 36% из числа опрошенных хотели бы покинуть Родину (Микрюков, 2006). А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер. Это приводит, по справедливому замечанию А.В.Потемкина, к деструктивности общения и взаимодействия, снижению ценности образования, снижению ответственности в труде, отсутствию социально значимых жизненных целей. Все вышеперечисленные факторы порождают такую тенденцию как количественный рост всех форм аддиктивного и девиантного поведения.

Снижение патриотических проявлений и настроений среди молодежи сопровождалось такими явлениями, как рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами, кризисом нравственности, ив целом ухудшением физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло ряд мер по улучшению положения дел. Так, в марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России. Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе», подписанное В.В.Путиным.

Была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в разработке которой участвовали практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума. Основной целью данной программы было создание системы патриотического воспитания в России.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 принята новая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Она разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны указанная программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания в данной программе предусматривается:

– продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности институтов государственной власти;

– определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

– обогащение содержания патриотического воспитания;

– развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

– усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;

– разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;

– воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

– увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

– воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

– обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации в работе по патриотическому воспитанию;

– повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

– совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;

– проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан Российской Федерации;

– совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;

– повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.

Вместе с тем, следует отметить, что проводимая всеми институтами государства работа по патриотическому образованию учащихся осуществляется недостаточно целенаправленно и бессистемно.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Недостаточно разработанной теоретико-методологической базой патриотического образования учащихся.

2. Отсутствием в структуре федеральной исполнительной власти органа управления, осуществляющего координацию патриотической работы государственных институтов, образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений.

3. Несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов государственной власти, образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений в сфере патриотического образования и воспитания.

4. Недостаточным вниманием со стороны органов исполнительной власти всех уровней к координации деятельности военно-патриотических, военно-спортивных, поисковых, военно-исторических общественных организаций и религиозных объединений. В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько тысяч различных молодежных общественных организаций патриотической направленности. Однако до настоящего времени они действуют разобщенно, замыкаются на различные ведомства.

Гражданско-патриотическое воспитание рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление (В.И.Лутовинов, 2006). Довольно обширные исследования, в том числе фундаментальные научные разработки, не сформировали его целостной концепции такого же порядка, как выделенные в советское время такие традиционные направления воспитания, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.

Основной целью гражданского и патриотического воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

Сказанное выше, вместе с тем, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многие нерешенные проблемы, а также рассмотрение патриотизма в контексте гражданско-патриотического или военно-патриотического воспитания, патриотическое воспитание уже «институализировалось в качестве важнейшего, относительно самостоятельного направления воспитания» (Лутовинов, с. 54).

В последние годы проблемы патриотизма и патриотического воспитания молодежи становятся предметом рассмотрения целого ряда диссертационных исследований. Так, целостная концепция воспитания патриотизма представлена в работе В.В.Дьяченко «Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современной России» (2001). И.В.Кострулевой (2004) раскрываются содержание и организация патриотического воспитания в условиях регионализации образования. В исследовании М.А.Горбовой (1999) воспитание патриотизма у старшеклассников проектируется на основе игровых форм туристско-краеведческой деятельности. Е.В.Лисецкая (2002) в качестве средства патриотического воспитания школьников рассматривает социальнопедагогическую деятельность учреждений дополнительного образования детей, а Н.А.Мельникова (2003) - выполнение детьми социальных проектов. Л.Ф.Русаков (2004) описывает сельский музей как средство патриотического воспитания детей. Наибольший интерес в контексте нашего исследования представляет работа Е.Н.Корчагина (2002), посвященная музейной деятельности в системе воспитания. Однако он рассматривает ее в целом, не выделяя такую специфическую форму, как школьный музей. При этом данным автором делается упор, прежде всего, на историко-патриотический компонент воспитания.

Другим важным моментом является теоретическое осмысление важнейшей его категории - патриотизма - с учетом современных реалий.

Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а «патриот» - как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи».

Примечательно, что еще в педагогическом словаре 2000 года термин «патриотизм» отсутствует. Однако в более поздних изданиях он вновь возвращается как утвердившаяся и актуальная не только социально-политическая, но и педагогическая категория.

В «Словаре-справочнике по педагогике» В.А.Мижерикова (2004) патриотизм (греч. patris - отечество, родина) - «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее. Проблема патриотизма приобретает особую актуальность в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета» («Словарь-справочник по педагогике», с. 264).

В книге «Нравственность в современном мире» О.В.Крючковой и О.А.Хаткевич (2003) под патриотизмом понимается «моральный принцип, включающий уважение человека к историческому прошлому и традициям народов, населяющих территорию данной страны; гордость за ее экономические, социальные и культурные достижения; заботу об интересах, независимости и будущем своего народа; стремление к национальной независимости и свободе страны и личности; любовь к родным местам» («Нравственность в современном мире», с. 14).

В.С.Кукушин (2006) характеризует патриотизм как «самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее бытии, это целостное и потому неискоренимое отношение к Родине. Потому патриотизм и выступает делом совести каждого, его внутренним зовом и потребностью участвовать в решении судеб Отечества. В патриотизме «закодированы» высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм - это стержень духовно-нравственного воспитания, важнейший ресурс роста социальной энергии, направленной на возрождение страны» (Кукушин, 2006, с. 246).

Н.Д.Никандров (2000) рассматривает патриотизм вместе с православием и народностью как важнейшие составляющие национальной идеи современной России.

Касаясь проблем военно-патриотического воспитания детей и подростков, Н.К.Беспятова и Д.Е.Яковлев (2006), патриотизм вслед за Н.М.Карамзиным определяют как «политическую любовь», которая проявляется в том, что «гражданин глубоко чтит окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец, живет во благо своей страны, принимает участие в делах государства» (Беспятова, Яковлев, с. 22).

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» раскрыто ключевое понятие «российский патриотизм», под которым понимается отношение граждан к своей Родине -Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Таким образом, понятие «патриотизм» многогранно по своему содержанию:

– это и любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– и уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– и ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

В целом патриотизм - это чувство любви, привязанности, верности, ответственности по отношению к своей Родине, желание защищать ее, трудиться на благо Отечества и т.д.

Наиболее последовательно, как сложное и многогранное явление, одну из наиболее значимых ценностей общества рассматривает сегодня патриотизм В.И.Лутовинов (2006). Данная категория, по его мнению, «интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества» (Лутовинов, с. 57). Характеризуя отличия гражданского и патриотического воспитания, данный автор указывает на их разные социальные основы: гражданское воспитание в большей степени ориентируется на правовую сферу, патриотическое же - на духовную, нравственную, важнейшей ценностью которой и является патриотизм. Духовно-нравственное начало патриотизма тесно связано с социальной сущностью человека, его социальным предназначением. Этот социальный компонент «наиболее значим и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим» (Лутовинов, с. 58).

Таким образом, патриотизм как социально-педагогический феномен представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-ценностной и поведенческой сфер личности (И.В.Кострулева, 2004). Ядром понятия «патриотизм» является патриотическое сознание личности, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение демократических взглядов, идеалов.

Опираясь на проведенный теоретический анализ феномена «патриотизм», вновь вернемся к пониманию сущности современного патриотического воспитания.

Достаточно просто и лаконично определяет сущность и смысл патриотического воспитания А.В.Фурсенко (2006): «Мы должны формировать у молодых людей представление о том, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой страны, а успех гражданина - с успехом страны» (Фурсенко, с. 6).

Патриотизм является нравственной категорией и неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создать сегодня, исходя из новых усилий и нужд современного общества.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины (И.В.Кострулева, 2004).

Наиболее целостно задачи патриотического воспитания определяет З.Т.Гасанов (2005). При этом он руководствуется важными для России характеристиками, отражающими ее многонациональность и поликонфессиональность. Система таких задач, по его мнению, должна обеспечивать «воспитание:

– любви к Отечеству - Российской Федерации и ее многонациональному народу;

– российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);

– уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их историческому прошлому, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

– любви к родному языку, культуре и истории своего народа;

– уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;

– уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;

– дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

– уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;

– глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

– уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

– глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

– уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

– уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

– уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

– непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

– веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

– уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер» (Гасанов, с. 61-62).

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания З.Т.Гасанов (2005), в частности, относит направленность воспитания на:

– укрепление единства и целостности Российской Федерации;

– учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

– сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

– содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

– содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

– развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

– обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

– обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

– укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

 

– сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

– обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

– формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

– предотвращение межнациональных конфликтов;

– учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного» статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

– распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

– учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

– сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

– учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;

– защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

– овладение русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;

– обеспечение культурного взаимодействия Российской Федерации и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи могут служить не только содержание образования (история, литература, отечественная культура, этика и т.д.), но и сама учебно-познавательная деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей родины, народа.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве патриотического воспитания, поскольку он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.).

Данное утверждение обосновывается, прежде всего, дидактическим пониманием средства воспитания (В.И.Журавлев, В.С.Селиванов, Н.Е.Щуркова и др.).

Так, по утверждению В.И.Журавлева (1985), средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. В развитие этого положения А.Ф.Меняев (1995) называет условия, при которых объекты внешнего мира становятся средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника.

2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной... форме.

3. Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками» (Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого, с. 412).

Такое же мнение высказывает Н.Е.Щуркова (1998): «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие-Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме... нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» (Щуркова, с. 12).

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Как отмечает в своей работе Ю.Б.Яхно (2006), такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «тшеит» ~ «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые. поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. • С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля - 2060, военно-исторических музеев - 1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. -270.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой-нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей,; их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов.

Таким образом, проведенный нами анализ теоретических источников по проблеме современного понимания феноменов патриотизма и патриотического воспитания и использования школьного музея в формировании патриотизма у учащихся позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, обращение государства к формированию новой национальной идеологии в значительной степени актуализировало научно-теоретический поиск современных подходов к решению данной проблемы.

Во-вторых, для значительной части педагогической теории и практики характерно рассмотрение патриотизма и патриотического воспитания в контексте гражданско-патриотического или военно-патриотического направления воспитательной работы. Вместе с тем, важность решения задачи формирования патриотизма у современной молодежи как одной из важнейших социально-нравственных ценностей требует его выделения и рассмотрения в качестве самостоятельного социально-педагогического феномена. При этом сущность патриотизма в современных условиях предполагает, прежде всего, его социальную основу - единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности.

В-третьих, патриотическое воспитание, как и воспитание в целом, опирается на знание. В этой связи возрастает роль содержания образования и учебно-познавательной деятельности школьников, отражающих патриотическую направленность знания.

В-четвертых, имеющийся в передовой педагогической практике опыт патриотического воспитания, его средств, форм и методов сегодня нуждается в определенном осмыслении, коррекции с учетом изменившихся политических, социально-экономических реалий. Вместе с тем, следует отметить значительный потенциал краеведческой, в том числе музейной работы в школе, в решении проблемы формирования патриотизма у учащихся. Именно школьный музей может и должен обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности, формирующих патриотизм школьников. Он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.) и формы организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея).

 

АВТОР: Микулан И.Н.