23.06.2011 8206

Особенности социального воспитания студентов медицинского училища (статья)

 

В основе социально-педагогической концепции А.В. Мудрика находится категория «воспитательная организация». Согласно этой концепции к воспитательным организациям относятся специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определённого возраста и/или определённого социально-профессионального слоя. Все они создаются для воспитания подрастающих поколений: общественно-государственные, государственные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различного типа.

Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду параметров: по юридическому статусу, по половозрастному составу, по ведомственной принадлежности, по принципу вхождения человека в воспитательную организацию, по длительности её функционирования и т.д.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

Социальное воспитание в специально созданных воспитательных организациях можно рассматривать как процесс относительно контролируемой социализации, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живёт. Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных, позитивных развития и духовно-ценностной ориентации человека. (А.В. Мудрик.).

Опираясь на эту теорию учреждения среднего профессионального медицинского образования могут также рассматриваться в качестве воспитательных организаций т.к. специально создаются государством, имеют общую с другими воспитательными организациями цель и собственные пути её достижения, обеспечивая тем самым равные возможности для воспитания подрастающего поколения и в то же время условия для развития каждым воспитанником собственных позитивных потребностей, способностей и интересов.

В научной литературе описаны модели осуществления социального воспитания, которые отражают специфику функционирования и сочетание характеристик определённой воспитательной организации (Б.В. Куприянов). Условия для развития человека в каждой из моделей создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессам: организации социального опыта подрастающего поколения, их образования и индивидуальной помощи им.

Основываясь на имеющихся исследованиях в этой области и анализируя опыт работы средних специальных учебных заведений, мы полагаем, что медицинские училища соответствуют признакам воспитательных организации модели «школа».

Медицинское училище - это образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Сегодня медицинские училища представляют собой многофункциональные учебные заведения, сочетающие функции подготовки, переподготовки, повышения квалификации и оказания дополнительных образовательных услуг; характерна подготовка по гибким образовательным программам, которые могут быть оперативно адаптированы к меняющимся требованиям в соответствии с отраслевыми, региональными особенностями и запросами обучающихся; медицинские училища реализуют программы подготовки, нацеленные на углубление гуманитарного и естественнонаучного образования, воспитание специалистов, обладающих системой ценностей и способных к решению сложных профессиональных задач.

Предшественницами медицинских училищ были общины сестер милосердия, которые обеспечивали российское общество сестринскими кадрами вплоть до революции 1917 года. С момента создания Российского общества Красного Креста (1876г.) обучение сестер милосердия велось параллельно при монастырях и на курсах при больницах. В 1918 году наркомат здравоохранения утвердил план и программы обучения для школ, осуществляющих подготовку сестер милосердия, общины были упразднены, при этом из названия школ исчезло и слово «милосердие». В 20-30 годах прошлого века медицинские школы стали называться техникумами, а сестры - техниками по уходу, которым определялась роль «помощника врача». Только в пятидесятые годы медицинские техникумы были реорганизованы в медицинские училища и создана система среднего профессионального образования.

В настоящее время можно говорить о сложившейся в нашей стране системе сестринской подготовки по 3-м уровням, каждый из которых завершается получением определенной квалификации:

Первый уровень - базовый: медицинские училища, выпускающие медицинских сестер общей практики, обеспечивающих общий уход и наблюдение за пациентом, способные оказать неотложную помощь. Второй уровень - повышенный: медицинские колледжи, учебные заведения с углубленной подготовкой специалистов, выпускающие сестер общей практики, специализированных сестер, сестер-организаторов, сестер-преподавателей сестринского дела; Третий уровень - факультеты и институты высшего сестринского образования, готовящие медицинских сестер с высшим образованием: дипломированные специалисты могут работать менеджерами, главными сестрами крупных многопрофильных больниц и медицинских учреждений, заниматься научной деятельностью.

Проведенная в 1991 году реорганизация системы средних учебных заведений позволила создать сеть колледжей и медицинских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образования и уже осуществлено несколько выпусков медицинских сестер с высшим образованием.

Ключевыми задачами учреждения среднего профессионального образования согласно Типовому положению являются:

– удовлетворение потребности личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

– удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;

– организация и проведение методических, научно-методических, опытно-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения;

– переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;

– распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Специфика каждой из моделей социального воспитания обусловлена ярко выраженным социокультурным контекстом. Термин «контекст» происходит от латинского слова contextus, что обозначает соединение, связь. В философии использование понятия «контекст» связано с различением основного смысла, угла зрения, под которым непосредственно осуществляется понимание предметов и явлений, то есть контекст выступает как смыслоопределяю-щее значение. По мнению Б.В. Куприянова «социокультурный контекст воспитательной организации (детского объединения) представляет собой общую идею, определяющую специфические значения предметов и явлений, задействованных во взаимодействии воспитателей и воспитанников».

Анализируя содержание специально организуемого в медицинских училищах социального опыта, образования и индивидуальной педагогической помощи воспитанникам можно условно выделить существование нескольких относительно самостоятельных социокультурных контекстов - ценностно-смысловых характеристик - образов профессии (ремесленная, миссионерская, естественнонаучная). При дальнейшем описании социального воспитания в медицинских училищах термины «контекст» и ценностно-смысловые характеристики» мы будем использовать как синонимы. Выделение данных ценностно-смысловых характеристик - образов профессии не случайно. Исследования, проводимые в 1970г., определили три идеологии сестринского дела: ремесленническую, профессиональную и опекунскую. Считается, что в нашей стране до сих пор действует ремесленническая идеология. В рамках реформы сестринского дела, начатой в России в 1993г, предполагается изменить ее на профессиональную. Кроме того, существует классификация профессий «по критерию трудности и моральной вредности» деятельности (А.С. Шафрановой) согласно которой профессию медицинской сестры естественным было бы отнести к высшему типу. Однако в большинстве случаев медицинские сестры поступают в соответствии со средним типом, а иногда, принимая готовые формы знания о себе и своей деятельности, стремясь к устойчивости, покою, эмоциональной стабильности и безопасности, приравнивают себя к младшим медработникам

На основании изложенного в качестве первой мы выделили ремесленную ценностно-смысловую характеристику социального воспитания будущих медицинских сестер в медицинских училищах. В словаре С.И. Ожегова термин ремесло трактуется как «профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом», работа, требующая значительного мастерства (специальных навыков, искусства), а ремесленный в переносном значении определяется как «следующий шаблону, без творческой инициативы». Очевидно, что существуют определенные трудности в обретении мастерства (освоении ремесла), которые заключаются в повседневной готовности к рутинной работе, цикличности многократного повторения одних и тех же операций. Для непосредственного участия в уходе за пациентом от медицинской сестры требуется автоматизм при выполнении простых действий, манипуляций, поэтому особое значение и приобретает качество манипуляционной техники, строгое следование стандарту, алгоритму, владение навыком.

Значение термина «манипуляция» может быть истолковано от латинского manus - рука. Это сложный прием, действие над чем-нибудь при работе ручным способом. Манипуляционная техника представляет собой совокупность приемов, обеспечивающих воздействие медицинской сестры на пациента. Ценностное значение имеет ориентация на законченность деятельности, получение реального результата, характеризующегося улучшением состояния пациента. Поэтому ремесленный контекст в жизнедеятельности медицинского училища проявляется в многократном повторении, отработке манипуляций на муляжах и фантомах, высокими требованиями к дисциплине и внешнему виду будущей медицинской сестры.

Применительно к медицинским училищам мы можем также говорить о ремесленной ценностно-смысловой характеристике с точки зрения усвоения воспитанниками определённых образцов поведения и взаимоотношений с пациентами.

Отношение к деятельности определяет ценностно-смысловая характеристика - «служение» или «миссионерство» (от латинского missio - посылка, поручение). Традиционно термин «миссия» употребляется при обозначении ответственного задания, роли, дипломатической делегации специального назначения; в религиозном смысле миссионерство существовало как деятельность представителей различных конфессий по распространению своего вероисповедания среди инакомыслящих. Миссия представляет собой базис, точку опоры для всех целей, задач, для планирования решений, создает уверенность, что субъект преследует непротиворечивые цели, помогает сосредоточить усилия в выбранном направлении, объединяет действия и усилия, вызывает понимание и поддержку окружающих. Это субъективно значимое поручение, связанное с жизненным предназначением делать добро окружающим, помогать нуждающимся, осуществлять высшие ценности, фундамент всех целей в профессиональной деятельности. Миссия медицинской сестры заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают.

Миссионерская ценностно-смысловая характеристика социального воспитания будущих медицинских сестер раскрывается через категорию «социальная забота». Это понятие включает в себя ценностные аспекты и затрагивает не только повседневные взгляды и чувства людей, но и экзистенциальные основания бытия человека, определяя характер духовной жизни личности. Понятие «социальная забота» пронизывает все сферы жизни человека, затрагивая его сущностную природу. Социальная забота направлена на любого человека, который не способен без посторонней помощи решить свои социально-психологические, духовные, материально-экономические и другие проблемы, это активность, разворачивающаяся между людьми по поводу решения проблем, возникающих в результате их совместной жизни. Подлинная социальная забота представляет собой деятельность по созиданию справедливого общественного порядка неизменно пронизанного чувством сострадания к человеку. Можно обязать человека с помощью законодательных актов быть справедливым по отношению к другим людям, но обязать его не значит сделать таковым. Если в нем нет сострадательного отношения, искреннего желания помочь нуждающемуся, подлинная социальная забота не состоится. Душевное соучастие, сострадание к людям в союзе со справедливостью и образуют подлинную социальную заботу. Поэтому миссионерский контекст социального воспитания будущих медицинских сестер характеризует направленность на человека, помощь нуждающемуся, в решении его физических, психических, социальных проблем, социальная забота об окружающих.

Естественнонаучную ценностно-смысловую характеристику социального воспитания будущих медицинских сестер определяет понятие «рационализм» - осознание естественной связи человека и природы, рассмотрение процессов окружающего мира в жесткой научной детерминации. Рационализм - это система взглядов и суждений об окружающем мире, которая основывается на выводах и логических заключениях разума. При этом не исключается влияние эмоций, интуитивных прозрений и т.п. Однако рациональный образ мышления, рациональные суждения всегда можно отличить от иррациональных. В основе любого научного знания лежит рациональное мышление, а в поле зрения современной науки - сеть взаимоотношений человека с природой, те связи, в силу которых телесные существа представляют собой часть природы, зависящую от других ее частей. Сама природа оказывается предметом мысли и действия только вместе с человеком, наука осознает себя как частный вид взаимодействия человека с природой. В рамках рационализма утверждается не только научный метод, но и целостное миропонимание - некая целостная картина мироздания и процессов, которые в нем происходят. Познание окружающего мира объективно обусловлено важнейшей задачей разумно использовать природу, разумно организовать общество и выработать целесообразное поведение, которое обеспечивает жизнь человеческого рода. Эта потребность была, есть и будет обязательным условием существования человечества. Велика роль науки в прогнозировании и планировании того, что может случиться. В связи с этим в сознании научного сообщества утвердилось представление о единстве окружающего мира, о включенности человека в природу, о том, что человек и природа представляют собой нерасторжимое единство. Рационализм как образ мышления и основа естественнонаучного миропонимания допускает элементы чувственного начала, интуиции т.к. далеко не всегда чувственное переводится в логическое, поскольку при этом теряется часть информации. Основатель русской школы физиологии и психиатрии И.М. Сеченов постоянно подчеркивал, что человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает. Именно чувственное восприятие позволяет создавать образ в целом. Однако чувственное восприятие, как правило, вносит в картину мира элемент субъективизма, потому что разные люди по-разному воспринимают и понимают одни и те же явления окружающего мира. Кроме того, необходимое познание мира не ограничивается познанием его материальной основы, оно также предполагает познание и общественной среды, и даже «самой го себя».

Естественнонаучная ценностно-смысловая характеристика социального-воспитания будущих медсестер связана с освоением общепрофессиональных (анатомия, патология, здоровый человек, микробиология, гигиена и др.) и специальных дисциплин. Подробное изучение развития и жизнедеятельности человеческого организма, влияния факторов окружающей среды на здоровье, механизмов развития заболеваний способствуют приобщению студентов к знаниям основных закономерностей, установлению причинно-следственных связей. Специальные дисциплины позволяют понять сущность и социальную значимость будущей профессии, сформировать бережное отношение к здоровью и жизни человека, формируют особое отношение к человеческому телу как к объекту сестринских вмешательств.

Рассмотрим влияние каждой ценностно-смысловой характеристики -образа профессии на содержание организуемого в медицинском училище социального опыта, образование и характер оказываемой воспитанникам индивидуальной педагогической помощи.

Ремесленная ценностно-смысловая характеристика социального воспитания будущих медицинских сестер реализуется в быте воспитательной организации.

Помещения медицинских училищ задают для воспитанников контекст будущей профессиональной деятельности. Учебные кабинеты оснащены большим количеством муляжей, фантомов, макетами человека и отдельных органов. В крупных городах медицинские училища и колледжи нередко располагаются по соседству с медицинскими академиями и имеют в своём распоряжении анатомические театры. Стены учебных корпусов училищ, как правило, несут воспитанникам огромный объём информации как санитарно-просветительного характера (стенная печать, сан. бюллетени о здоровом образе жизни, методах профилактики инфекционных заболеваний, общеучилищная газета, выпуск листовок, выставки книг по теме с обзором библиотекаря, и т.д.), так и информацию, отражающую особенности жизни коллектива будущих медиков (стенные газеты с фотографиями первой практики, первой инъекции, конкурсов профессионального мастерства, медицинским юмором и т.д.), на самом видном месте располагается стенд с текстом Клятвы Гиппократа, отражающей всемирные требования к медицинскому работнику.

В учебных классах для занятий по специальным дисциплинам у каждого студента есть своё рабочее место, которое состоит из двух «зон»: учебной и практической. Учебная зона предназначена для выполнения теоретических заданий (запись лекции, заполнение дневников, работа с тестами и т.д.) Практическая зона оснащена полным комплектом инструментария и всеми муляжами, необходимыми для отработки манипуляции. Студенты отвечают за свои рабочие места и после того как отработка материала закончена, убирают за собой и сдают их. В этом случае ремесленный контекст, как повторяющееся требование к чистоте оказывает влияние на формирование у воспитанников культуры рабочего места. Кроме того, в училище традиционно за каждой группой в учебном корпусе закреплен собственный кабинет для проведения внеучебных мероприятий, классных часов, собраний актива и т.д.

Кабинеты оснащены дорогостоящей аппаратурой, компьютерами и видеомагнитофонами. У каждого кабинета - свой паспорт, который чаще всего заполняется руками самих студентов, в красочных альбомах отражается работа научных кружков, работа Цикловых Методических Комиссии (ЦМК).

Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации.

Наличие белого халата является одним из требований внешней культуры будущей медицинской сестры и регламентирует соблюдение определенных форм поведения.

В медицинском училище белый халат - это элемент быта, который имеет не только функциональное, но и символическое значение, обозначая принадлежность к организации и к медицине в целом. Надевая белый халат, воспитанники как бы «пропитываются» культурой профессии, поскольку бережное отношение к нему воспитывается с первых дней пребывания в воспитательной организации, а каждодневное ношение халата представляет собой обязательное требование учебной дисциплины. На практических и лабораторных занятиях белый халат дополняется шапкой и маской.

Ремесленная ценностно-смысловая характеристика определяет режим медицинских училищ, рассматривая который можно отметить, что посещение студентом занятий является обязательным, поскольку связано с получением диплома и высокой ответственностью медицинской сестры за здоровье и жизнь пациента. Занятия начинаются строго по расписанию, пропуски и опоздания не приветствуются, действует жесткая система отработок, которая значительно отличает режим училища, например от режима обычной общеобразовательной школы. Пропущенное занятие безоговорочно отрабатывается воспитанником без учёта причины пропуска (болезнь, прогул и т.д.). Обязательными являются также регулярные медицинские осмотры перед практикой, заключение врачей в данном случае считается своеобразным допуском к её прохождению. Такое строгое повседневное соблюдение норм приучает воспитанников к чёткому организованному поведению и своевременному выполнению различных дел и обязанностей.

Характеризуя этикет медицинского училища, следует отметить преобладание официального обращения. По социальному контексту взаимоотношения педагога медицинского училища и воспитанника можно интерпретировать при помощи таких социальных ролей как преподаватель, куратор, классный руководитель. Во время практических занятий на клинических базах студентам приходится строить взаимоотношения как с медицинским персоналом, так и с больными. И в этом случае студентам необходимо соблюдать нормы этикета, принятые как в училище, так и в лечебно-профилактических учреждениях. В целом к слагаемым медицинского этикета принято относить:

– соблюдение правил внутренней культуры: отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие и чувство коллегиальности;

– соблюдение правил внешней культуры поведения: благопристойность, приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат и медицинский чепчик или косынка и др.). К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.

Миссионерская ценностно-смысловая характеристика при организации социального опыта связана с традициями воспитательной организации, которые играют значительную роль в ее жизнедеятельности, сплачивая и укрепляя коллектив. Традиции - это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. Особыми формами традиций являются обычаи и ритуалы. По существу, традиции - это внешняя, выражаемая в поведении ценность данного коллектива, группы.

По мнению М.В. Шакуровой воспитательная организация является частью традиции и носителем традиции. Кроме того, в силу внутренней организации она формирует свои традиции, которые находят выражение в прямых и косвенных формах. К прямым формам относятся краткие девизы, в том числе как самый убедительный и краткий вариант формулировки «миссии» воспитательной организации и развернутые документы (заповеди, летописи, кодексы), которые могут реализовываться наглядно в буклетах, книгах и т.д. Косвенные формы, по мнению автора, многочисленнее, тоньше по замыслу, сильнее по общему эффекту воздействия. К ним относятся «символы», вывешенные на стенах, ритуалы и церемонии, свойственные данной организации, герои организации (портреты педагогов, студентов и т.д.).

Традиционным мероприятием в медицинских училищах является «Посвящение в студенты». В России и за рубежом будущие врачи и медицинские сестры, поступая в учебные заведения, традиционно повторяют древнейший кодекс профессиональной этики - клятву Гиппократа. В настоящее время будущие выпускницы сестринских школ во многих странах мира произносят так же Клятву Флоренс Найтингейл, которая была создана более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой и наиболее точно отразила основные этические принципы деятельности медицинской сестры, такие как: служение нуждающимся, сохранение профессиональной тайны, помощь врачу, стремление к нравственной чистоте.

Такое специфичное вхождение воспитанника в воспитательную организацию обуславливает контекст приобщения его к определённой социально-профессиональной группе, формирует мотив участия в деятельности и налагает определённую меру ответственности.

Медицинское училище имеет собственную символику: гимн и эмблему. Существуют кодекс и девизы училища: «Не навреди!» (общий для всех организаций) и собственные «Высшая ценность - человеческая жизнь!», «Медику учиться на тройку нельзя!»

Как показывает анализ практики во многих медицинских училищах и колледжах функционирует музей истории училища, являющийся центром профессионально-нравственного и патриотического воспитания. В рамках работы музея традиционно организуются встречи с участниками Великой Отечественной Войны, выпускниками училищ разных лет, сотрудниками «Службы спасения» и «Станции скорой медицинской помощи», представителями департамента образования и здравоохранения, возложение цветов к мемориалу 9 мая, руками студентов создаётся летопись учебного заведения.

Миссионерская ценностно-смысловая характеристика социального воспитания будущих медицинских сестёр связана с духовно-практической сферой жизнедеятельности, а именно с участием в делах, имеющих внешнюю направленность. В настоящее время широко распространены волонтёрские группы, которые занимаются в основном пропагандой здорового образа жизни в школах и учреждениях среднего профессионального образования, участвуют в акции «Милосердие» и оказывают практическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям (госпиталь для ветеранов войны, онкологический диспансер, дом престарелых, детский дом, дом ребёнка и др.). Волон-терство в широком смысле (по определению, закрепленному Всеобщей Декларацией Добровольцев в 1990 году на Девятой Международной Конференции добровольцев в Париже) - это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции гражданина, его активное участие в жизни человеческих сообществ, способствующие улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности.

Это понятие изначально применялось к людям, которые в годы войны, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли на военную службу. «Волон-терство» ассоциировалось также с работой на субботниках, шефской помощью, что зачастую было связано с обязательностью и общественным принуждением. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начали формироваться в 90-е годы XX века с появлением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. Их деятельность регулируется федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», дающим юридическое определение волонтера как гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. В истории отечественной педагогики известны такие формы волонтерства, как тимуровское движение, общественно полезная деятельность детских и молодежных объединений, операции «Забота», движение вожатых и др. Контекст приобщения воспитанников к помощи в удовлетворении потребностей определённой социальной среды (больные, умирающие, инвалиды, престарелые, дети) и всего общества способствует осознанию будущими медицинскими сестрами своей принадлежности к особому социокультурному типу.

Помимо волонтёрских отрядов в медицинских училищах существуют агитбригады и проводятся трудовые акции (субботники) по благоустройству города, своего учебного заведения (участие в рембригаде) и муниципальных учреждений здравоохранения. Как отмечается в научной литературе смысл субботника как культурного явления состоит в добровольном совместном труде в свободное, направленном на улучшение окружающей предметной действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач, как организация опыта совместного труда, несение ответственности за порученное дело, развитие самостоятельности в решении задач предметно-практической деятельности.

Миссионерский контекст как одна из форм интеграции средних медицинских учебных заведений с внешней средой проявляется и в организации взаимодействия с Обществом сестер милосердия, епархиями, представителями Русской Православной Церкви. Известно, что духовность русского народа всегда основывалась на религиозном чувстве. Умение сострадать, сопереживать ближнему должно составлять основу личности современного медработника. Воспитание этих качеств является главной задачей такого сотрудничества.

Цель совместной работы медицинского училища с местными религиозными и общественными организациями - возрождение лучших традиций благотворительности и милосердия. Основные задачи и направления следующие:

– умение сочетать профессиональное образование с активной церковной жизнью и благотворительностью;

– развитие принципов милосердия, сострадания на примерах истории мировой и отечественной медицины.

В содержание входят уроки духовности, уроки веры и благотворительной деятельности сестер милосердия, система практических занятий по подготовке к участию и проведению религиозных праздников.

Значительное влияние социокультурные контексты оказывают на особенности организации и содержание образовательного процесса в медицинском училище.

Сестринское образование в России базируется на неполном среднем и полном среднем образовании, что обуславливает необходимость учёта возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

Примерная программа подготовки медицинских сестёр базового или первого уровня отражает естественнонаучное содержание образования и включает в себя:

– теоретическое обучение: сущность сестринского дела и профессиональной этики;

– общественные дисциплины: основы психологии, законодательство в области здравоохранения;

– базовые дисциплины: анатомия и физиология человека, основы патологии, основы латинского языка с медицинской терминологией, здоровый человек и его окружение, медицинская генетика, гигиена и экология человека, основы микробиологии, вирусологии, иммунологии, фармакология, правовое обеспечение профессиональной деятельности биофизика, биохимия, гигиена;

– клиническая подготовка: сестринское дело в общей и специальной медицине, в педиатрии, терапии, хирургии, гериатрии, фтизиатрии, основы реабилитации, основы реаниматологии, клиническая фармакология, медицина катастроф.

На занятия по общеобразовательному циклу и изучение базовых дисциплин отводится около 1/3 части всего учебного времени. Большую часть времени занимает клиническая подготовка, которая представляет ценностные установки двух контекстов: естественнонаучного и ремесленного.

Рабочие программы и календарно-тематические планы отражает специфику обучения в каждом конкретном учебном заведении. Организация учебного процесса описывается в таких документах как календарный график, учебный план, расписание занятий. В календарном графике фиксируется распределение учебных занятий в течение года, его начало и окончание, время каникул, наличие и проведение практик (учебной, учебно-производственной, производственной), сборов, период комплектования групп, вступительных, промежуточных, итоговых испытаний и др.

По пространственно-временной организации учебный процесс может быть только очным и чётко регламентированным, т.к. основным критерием усвоения материала является успеваемость. Учебный год в медицинских училищах разделён на сессии и межсессионные периоды. Группы укомплектованы преимущественно по возрастному составу, по половому составу отмечается значительное преобладание девушек. Интересен и состав педагогического коллектива училищ - это врачи и педагоги, имеющие зачастую двойное образование. К примеру, практически все преподаватели сестринского дела имеют не только базовое сестринское образование, но и высшее педагогическое.

Обучение в средних медицинских учебных заведениях отличается многообразием организационных форм. В настоящее время общепризнанными формами организации учебной работы являются коллективные, или групповые (урок, лекция, семинарское занятие, практическое занятие, семинарскопрактическое занятие), а также индивидуальные (самостоятельная работа, домашнее задание, курсовая работа, научно-исследовательская работа), зачётно-экзаменационная форма аттестации.

Естественнонаучная ценностно-смысловая характеристика социального воспитания будущих медицинских сестер предполагает обязательное установление на каждом занятии междисциплинарных связей, на основе которых реализуется принцип профессиональной направленности и преемственности в обучении, формируются причинно-следственные связи. Ремесленный контекст влияет на предпочтение видов и методов обучения, среди которых можно выделить такие как индивидуально-групповое, репродуктивное, дифференцированное. Приоритет отдаётся практическим методам обучения, что позволяет воспитанникам овладеть образцами профессиональной деятельности медицинской сестры.

При теоретической подготовке студентов применяется информационно - иллюстративный метод с элементами проблемного обучения, когда организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность в ходе которой, студенты усваивают новые знания, умения и развивают общие способности.

Ремесленная ценностно-смысловая характеристика доминирует при практической подготовке, когда используются практические и репродуктивные методы обучения. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в процессе их выполнения студенты применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того чтобы студенты могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В частности традиционно использование учебных упражнений, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности, проблемно - поисковые упражнения, направленные на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации, формирование способности к догадке и развитие интуиции.

При изучении специальных дисциплин широко используются активные методы обучения: деловые игры, дискуссии, «мозговая атака», решение ситуационных задач.

Общепрофессиональные дисциплины изучаются на втором курсе, а большинство специальных - на третьих и четвёртых.

После обязательных теоретических занятий по специальным предметам студенты выходят на доклиническую практику, а затем на учебную практику в лечебно-профилактические учреждения, группа при этом делится на бригады по 8-10 человек.

На практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание студентами теоретических положений, но и оценить последовательность, самостоятельность, уверенность в выполнении определённых действий, выявить сформированность умений общения с пациентами в различных ситуациях.

Контроль знаний, умений и навыков в этом случае осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности так и по её результатам. Основные критерии оценки следующие: правильность применения приёмов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструментов, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).

Производственная практика на выпускных курсах предоставляет студентам больше самостоятельности чем учебная, но вместе с тем предъявляет повышенные требования к технике выполнения различных лечебных процедур.

Влияние ремесленной ценностно-смысловой характеристики, как на образование, так и на содержание социального опыта проявляется с первых дней пребывания студентов в стенах училища и особенно усиливается во время первой практики. Студенты средних медицинских учебных заведений включены в лечебно-профилактическую деятельность учреждений здравоохранения с самого начала обучения, эта связь на клинических базах осуществляется путём вовлечения студентов в процесс ухода за пациентами. Своеобразие обучения в медицинском училище состоит в том, что непосредственное педагогическое руководство во время практики в лечебно-профилактических учреждениях распределено между преподавателем и медицинскими сестрами. Преподаватель вооружает студентов необходимыми знаниями, обеспечивает формирование умений и навыков на практических занятиях в процессе решения ситуационных задач, на фантомах, муляжах, тренажёрах в кабинете доклинической практики, а медсестры на клинических базах осуществляют руководство практической деятельностью студентов. Вместе с медицинской сестрой студенты участвуют в реализации сестринского процесса, выполняя разнообразные виды сестринских работ, тем самым, охватывая все стороны практической деятельности будущей медицинской сестры. В этом отношении воспитательное воздействие на студентов оказывает как сама практическая деятельность, так и коллектив медицинских сестёр. Включаясь в работу сестринского коллектива, участвуя в обсуждении результатов сестринской деятельности, студент усваивает определённые образцы поведения в различных ситуациях.

Ремесленный контекст обнаруживается в организации контрольных срезов по практическим навыкам на всех курсах. Сущность контрольных срезов заключается в том, что в специально оборудованном кабинете комиссия, состоящая из председателей всех методических объединений училища, принимает зачет у студентов разных курсов, что позволяет выработать единые требования к выполнению процедур и способствует их объективной оценке.

Особое значение имеют экзаменационные испытания. Естественнонаучную ценностно-смысловую характеристику поддерживает комплексный междисциплинарный экзамен по предметам первого модуля на вторых курсах, методика проведения которого была разрабатывается Цикловой Методической комиссией (ЦМК) общепрофессиональных дисциплин и ЦМК сестринского дела.. Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает выполнение студентами тестовых заданий по предметам: анатомия и физиология с патологией; основы микробиологии с вирусологией и иммунологией; общая гигиена с основами экологии человека; основы сестринского дела; психология; основные этапы жизнедеятельности человека (здоровые дети, зрелый возраст, геронтология). Тестовые задания составлены с учётом ориентации на конечные цели обучения. Студенты должны показать знания тех вопросов, которые необходимы для понимания курсов клинических дисциплин. Практическая часть предполагает выполнение манипуляций по сестринскому делу и решение ситуационных задач по сестринскому процессу. Остальные предметы общепрофессионального цикла (генетика, латинский язык с медицинской терминологией и др.), которые изучаются в первом семестре, на междисциплинарный экзамен не выносятся.

Время на подготовку и сдачу комплексного междисциплинарного экзамена - 7 дней (3 дня на подготовку к тестовым заданиям, 3 дня на подготовку к практической части)

По дисциплинам общепрофессионального цикла выставляется одна оценка как среднее арифметическое из оценок по анатомии и физиологии с патологией, основам микробиологии с вирусологией и иммунологией, общей гигиене с основами экологии человека, основам сестринского дела, психологии, основным этапам жизнедеятельности человека (здоровые дети, зрелый возраст, геронтология) при условии получения удовлетворительных оценок по данным дисциплинам. Если студент получает хотя бы одну неудовлетворительную оценку из перечисленных дисциплин, выставляется неудовлетворительная оценка. Количественным критерием оценки тестовых заданий служит коэффициент усвоения К. К=м/и, где м - количество правильно выполненных студентом тестовых заданий; и - общее количество тестовых заданий, которые были даны студенту для выполнения. Студенты, имеющие коэффициент усвоения ниже 0,7 получают оценку «2»; от 0,7 до 0,8 - оценку «3»; от 0,8 до 0,9 - оценку «4»; от 0,9 до 1 - оценку «5». Оценка за практическую часть также выставляется как среднее арифметическое по всем предметам, выносимым на комплексный экзамен.

К основным задачам, которые предполагается решить в ходе комплексного экзамена можно отнести следующие:

1. Проверка знаний по здоровому человеку в различные этапы жизнедеятельности;

2. Проверка практических навыков по сестринскому делу и умений осуществления этапов сестринского процесса;

3. Интеграция научных знаний и единство требований к будущим медицинским сестрам;

4. Развитие и совершенствование междисциплинарных связей;

5. Формирование у студентов системы профессиональных знаний и умений, полного представления о различных сторонах действительности;

6. Обеспечение согласования и преемственности в изучении различных дисциплин.

7. Знание этико-деонтологических особенностей будущей профессии.

Интересной, на наш взгляд, является Итоговая Государственная Аттестация выпускников в медицинском училище, которая в соответствии с новым Положением об ИГА 2000 года изменилась как по форме, так и по содержанию. Цель ИГА - оценка качества и определение уровня знаний и умений выпускников согласно требованиям, заложенным в Государственные Образовательные Стандарты, дополнительным требованиям, которые разработаны в каждом регионе, а также квалификационными характеристиками специальностей. По новому положению ИГА проводится в виде комплексного междисциплинарного экзамена и включает два этапа: компьютерное тестирование (в отдельных случаях письменное) и практическую часть. Практический этап ИГА также состоит из двух разделов - дифференцированного зачёта по итогам стажировки (непосредственная работа с пациентом в ЛПУ) и решение проблемно-ситуационной задачи и задачи по неотложной помощи с выполнением в ходе их решения практических манипуляций. В экзаменационные билеты включаются тестовые задания и задачи по целому перечню дисциплин, допускается внесение изменений с учётом регионального компонента (на 15%).

На проведение компьютерного тестирования отводится три учебных часа, на дифзачёт и решение ситуационных задач - 0,5 учебного часа. Во время компьютерного тестирования каждому студенту предлагается 200 тестов. В тестах присутствует чёткая формулировка задания и 4 варианта ответов, из которых только один правильный. По мнению психологов и на основании существующего опыта такое количество ответов является оптимальным. Первые 30 тестов являются обязательными, на них должны быть даны только правильные ответы. Если студент допустит хотя бы одну ошибку, то к следующим 170 тестам он не допускается. В итоге 90-100% правильных ответов на тесты оцениваются на оценку «отлично», 80-89% - на оценку «хорошо», 70-79% - «удовлетворительно», менее 69% - оценка «неудовлетворительная».

Следующий этап ИГА - дифференцированный зачёт у постели больного (подбор пациентов осуществляется методическим руководителем практики в лечебном учреждении). Проведённый анализ опыта подготовки медицинского персонала в различных медицинских училищах позволяет констатировать, что сама организация дифференцированного зачёта является достаточно сложной. Поэтому при большом количестве выпускников многие учебные заведения привлекают для проведения зачета несколько ЛПУ, обеспечивая тем самым равные по сложности условия и возможность реально оценить способность будущих медсестёр к самостоятельной работе с пациентом. Во время дифференцированного зачёта по специальности «сестринское дело» выпускник должен провести полное сестринское обследование пациента, выявить его нарушенные потребности, сформулировать настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы, спланировать сестринские вмешательства с мотивацией.

Затем через несколько дней в одном из учебных кабинетов училища проводится следующий этап - решение проблемно-ситуационной задачи и задачи по неотложной помощи. Задачи, предлагаемые выпускникам равноценны по сложности, трудоёмкости и исключают двойное толкование. В рамках решения проблемно-ситуационной задачи будущая медсестра должна также выявить нарушенные потребности пациента, сформулировать проблемы, цели и план сестринских вмешательств. Кроме того, на этом этапе проверяется владение навыками профессионального общения с пациентами, навыками сестринской педагогики, сестринских манипуляций. Решая задачу по неотложной помощи, выпускники должны определить характер патологии, возможные осложнения, составить алгоритм оказания первой медицинской помощи с обоснованием каждого этапа и выполнить сестринскую манипуляцию. Оценка выпускнику за каждый этап ИГА выставляется на заседании государственной экзаменационной комиссии, также как и общая оценка, которая определяется большинством голосов членов комиссии.

Экзамены проходят четко, организованно, в спокойной доброжелательной обстановке. Ежегодно комиссия отмечает хорошую подготовку выпускников по результатам тестирования. Студенты демонстрируют умение организовать рабочее место с соблюдением всех требований. Практические манипуляции выполняются последовательно в соответствие с алгоритмом и при соблюдении требований к санитарно-эпидемиологическому режиму, безопасности пациента и медперсонала, все действия обосновываются и оговаривается деонтологическое обеспечение каждой манипуляции. На практической части выпускники раскрывают готовность грамотно действовать по сохранению и укреплению здоровья людей, умение ориентироваться в сложных клинических ситуациях, правильно оценивать характер патологии и выполнять необходимые манипуляции по реабилитации пациента с обоснованием своих действий. Ответы выпускников показывают, что на протяжении всех лет обучения они получили достаточные теоретические знания по специальности, развили умение клинически мыслить, грамотно использовать профессиональную лексику. Выпускники медицинского училища показывают также хорошие навыки профессионального общения, умение устанавливать психологический контакт с пациентами, учитывая их индивидуальные особенности и характер заболевания, методически правильно собирать анамнез и проводить обследование, ставить диагнозы, назначать адекватное лечение. Однако у некоторых выпускников возникают затруднения с комплексной оценкой предложенных ситуационных задач и трудности при выполнении некоторых практических манипуляций.

Миссионерскую ценностно-смысловую характеристику в организации образовательного процесса в медицинском училище отражает научно-исследовательская работа, которая, раскрывает собственные возможности, развивает способности, воспитывает инициативу и творческий подход к своим функциональным обязанностям. Выбор проблем исследований обусловлен на наш взгляд тем, что практические занятия студентов училища проводятся в крупных городских стационарах, в том числе с помощью материалов и при непосредственном участии представителей Русской Православной Церкви, отражая тем самым нравственную сторону сестринской деятельности: «Общение в практической деятельности медицинской сестры», «Нравственное воспитание как способ борьбы с наркоманией у подростков», «Медицинская сестра и пациент. Личностный подход» и др. В процессе накопления материала студенты выезжают в Сергиево-Троицкую лавру, Оптину Пустынь, Ясную Поляну.

Специфика учебно-воспитательного процесса в учреждениях среднего медицинского образования даёт воспитанником равные возможности для профессионального развития и личностного роста. Однако не каждый студент готов воспользоваться предоставленными ему возможностями по ряду причин. В связи с этим в жизнедеятельности воспитанников возникают ситуации, требующие педагогической помощи. В различных моделях осуществления социального воспитания выделяют как общие проблемные ситуации, характерные для всех учреждений, так и специфичные - характерные для отдельных моделей.

Среди проблемных ситуаций, возникающих у будущих медицинских сестер условно можно выделить основные группы.

1. Трудности адаптации к образовательному учреждению, которые могут быть связаны с проблемами негативного отношения студента к себе. Это такие ситуации, как потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, непринятие себя, связанные с различными причинами... Это внутри личностные конфликты, в основе которых лежит неуспех в тех или иных сферах жизнедеятельности, значимых для человека. Например, причиной может быть ощущение одиночества у иногородних студентов, особенно в первые дни и месяцы обучения, неприятие студента группой сверстников, поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях и др.

2. Проблема самоопределения. К этой группе относятся проблемы в сфере самопознания, определения себя в актуальной жизни в ситуациях отсутствия или потери перспектив. (Соц. Вое. В учр доп обр с. 185). В медицинских училищах ярким примером может служить ситуация, когда воспитанник, желая поступить на обучение по одной специальности, в итоге обучается по другой. Это связано с различными условиями поступления и цифрами проходного балла. Часть студентов в первые дни и месяцы обучения испытывают разочарование в выбранной специальности, чему способствуют чрезмерные нагрузки, поиск способов взаимодействия со сверстниками и преподавателями, оторванность от привычных условий жизни. Такая ситуация нередко обусловливает сравнительно низкую успеваемость, трудности общения первокурсников с преподавателями и студентами, неопределённость мотивации выбора профессии и недостаточную подготовку к ней, отсутствие интереса к обучению. Содержание индивидуальной помощи в данной ситуации представляет собой содействие воспитанникам в адаптации к режиму, этикету, традициям училища, правильное выявление профессиональных интересов и склонностей, помощь в дальнейшем самоопределении, поиске профессии для себя и себя в профессии, в преодолении трудностей обучения, в овладении способами взаимодействия и разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов. Одним из направлений индивидуальной помощи является также формирование позитивного отношения к будущей профессии. Положительное отношение к профессии - это мотив, который напрямую связан с конечными целями обучения. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает её достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как успешно проходит его адаптация в данном учебном заведении и как складывается его обучение. Формирование положительного отношения к профессии является также важным фактором повышения учебной успеваемости студентов, особенно, если оно подкрепляется компетентным представлением о профессиональной деятельности (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и о способах овладения ею.

3. Трудности межличностного взаимодействия обнаруживаются в общении и связаны с проблемами некомпетентности воспитанника в этой сфере. Общение и межличностные отношения занимают значительное место в жизнедеятельности любой воспитательной организации. Каждый из воспитанников пытается реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Препятствием в процессе установления взаимопонимания с окружающими выступают стереотипы воспитанника, перенесённые им из других социальных институтов.

Примером могут служить отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних школьников из школьного коллектива, неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, поиск путей взаимодействия с преимущественно женским коллективом сверстников и преподавателей училища. Трудности межличностного взаимодействия могут также быть связаны с дефектами воспитания (грубость, развязность), особенностями характера и темперамента (конфликтность, заносчивость, чрезмерная эмоциональность и др.). В медицинском училище, в отличие от школы обучаются люди более старшего возраста. Очевидно, что формирование некоторых личностных качеств студента представляет для педагога большие трудности. Однако для жизнедеятельности училища особое значение имеют идеи и практика:

– нравственного закаливания (П.Ф. Каптерев), как развития у ребенка душевной энергии, стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, способности отказаться от удовольствий для достижения поставленных целей, способности к продолжительному и высокому напряжению своих духовных сил для преодоления неблагоприятных поворотов судьбы. Следовательно, целью нравственного закаливания становится воспитание нравственной выносливости, твердости убеждений, стойкости, душевной уравновешенности;

– педагогического закаливания (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), суть которого заключается в том, чтобы в процессе воспитания дети познакомились со светлыми и мрачными сторонами человеческой жизни, с ее радостями и горестями, научились сопереживать и помогать;

– социальное закаливание (М.И. Рожков) - система педагогически целесообразных воздействий на социальный опыт человека с целью повышения социального иммунитета к неблагоприятным факторам окружающей среды. Основное назначение социального закаливания - воспитание ребенка в таком режиме самостоятельности, при котором он может, руководствуясь знаниями своих возможностей, общепринятыми нормами социального поведения, собственным опытом, принимать решения, адекватные социальной ситуации, в том числе сопротивляться негативному влиянию.

4. Трудности в обучении (отсутствие навыков учебной работы: самостоятельной работы с учебной литературой, неумение слушать и записывать лекции и др.) Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты социологических исследований показали, что большинство студентов испытывают определенные учебные трудности. В результате возникает проблемная ситуация, которая может характеризоваться низкой успеваемостью, быстрой утомляемостью, плохим настроением и потерей интереса к учебе. Решением этой проблемной ситуации может стать: обучение студентов навыкам конспектирования и работы с учебной литературой, постепенное увеличение объема и темпа подачи информации, знакомство с принятой в данной профессиональной общности системой профессиональных лексических сокращений.

За время обучения в училище у студентов нередко возникают проблемы, связанные с качественным усвоением медицинской терминологии, необходимостью усвоить большой объем информации, значительное количество сведений, которые нужно точно воспроизвести. Особую сложность для изучения представляют общепрофессиональные (анатомия, патология, латинский язык, фармакология и др.) и специальные дисциплины. Индивидуальные различия в способности к запоминанию создают проблемную ситуацию. Студенты со слабым развитием памяти трудно запоминают и воспроизводят информацию, путаются в медицинских терминах. При организации индивидуальной помощи таким студентам необходимо структурировать материал для запоминания, связывать его с основной целью деятельности, делать эмоционально привлекательным, предлагать задания, стимулирующие различные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную, использовать упражнения для повторения. Целесообразно дать рекомендации по развитию памяти, обеспечить студента соответствующей литературой.

К этой группе относятся также трудности в освоении манипуляционной техники. Они связаны с различиями в уровне развития способностей осуществлять практические действия, необходимостью значительных усилий при повторении простых операций, отсутствием аккуратности, самоконтроля. Индивидуальная помощь в преодолении трудностей достигается за счет дифференцированных заданий и индивидуального подхода к каждому студенту, формулировки четких требований к выполнению манипуляций, оптимального уровня их трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя.

5. Трудности адаптации к условиям лечебно-профилактических учреждений. Процесс адаптации студентов к стилю, условиям жизни и деятельности лечебно-профилактических учреждений состоит как в приспособлении к новым требованиям, так и в изменении режима труда и отдыха, во вхождении в новый коллектив медицинских работников. Практика в лечебно-профилактических учреждениях предъявляет строгие требования, которые подчас являются сложными для студента, а отсюда изменения в эмоциональной сфере (пассивность, тревожность). Педагогическая помощь в данном случае должна начинаться на учебных занятиях в стенах училища и преследовать цель формирования психологической готовности студентов к практике на базе ЛПУ. Необходимым условием успешности педагогической помощи является также обеспечение комплексного характера психолого-педагогического воздействия и согласование требований к студенту в медицинском училище и учреждениях здравоохранения.

Во время первой практики на клинических базах студенты нередко испытывают страх перед выполнением первых манипуляций пациентам, У студента возникает, так называемый, «психологический барьер» перед первой манипуляцией, выполнение которой требует от будущей медицинской сестры внутренней собранности и уверенности в себе. В то время как осознание того, что необходимо выполнить процедуру живому человеку, а не фантому, муляжу у части студентов вызывает неуверенность и тревогу. Неудачные манипуляции еще более усиливают эти чувства, вызывают страх, вплоть до отказа от их выполнения вновь. У некоторых студентов манипуляции (особенно на закрытых, интимных зонах) обостряют чувство брезгливости, что также может привести к нежеланию их выполнять. Для повышения уверенности воспитанника в своих силах можно использовать следующие приемы: проявление педагогом доброжелательности, оптимизма, обращение к студенту по имени, демонстрацию собственной уверенности в силах студента, акцентирование внимания на его достоинствах, талантах, выражение собственных чувств, вызываемых действиями студента (гордость, восхищение, симпатия и т.д.), индивидуальные беседы со студентами и медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений.

Выводы:

1. На основе социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, анализа практики социального воспитания студентов медицинского училища воспитание милосердия у будущей медицинской сестры можно рассматривать как процесс духовно-ценностной ориентации, предполагающий организацию социального опыта взаимодействия с субъектом, нуждающимся в сестринском уходе, освоение профессиональных действий, облегчающих физические и психические страдания пациента и индивидуальную педагогическую помощь в разрешении у студента проблем, препятствующих проявлению милосердия.

2. Особенности воспитания милосердия у будущей медицинской сестры определяются социопрофессиональными ориентирами жизнедеятельности медицинского училища как особого рода воспитательной организации:

– восприятие своей деятельности как духовно-нравственного служения, жизненного предназначения делать добро окружающим, помогать нуждающимся, осуществлять высшие ценности;

– понимание естественной связи человека и природы, рассмотрение процессов окружающего мира в жесткой научной детерминации;

– высокая значимость в профессиональной деятельности медицинской сестры строгого следования стандартам, алгоритмам ухода за пациентом.

 

АВТОР: Недоводеева Т.А.