24.08.2011 10024

Воспитание как составная часть развития личности ребенка (статья)

 

Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина находится между крайностями. Воспитанием можно добиться многого. В судьбы людей оно вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

Дошкольный период - это время каждодневного открытия мира, и главные линии развития личности начинаются именно в этот период. Эту функцию сегодня осуществляют дошкольные учреждения.

Все участники образовательного процесса дошкольного учреждения должны четко представлять себе цель воспитания, так как именно воспитание является главным в данном процессе.

Процесс воспитания - это процесс эффективного взаимодействия (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели, является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен. Он имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение.

Психологическая особенность этого процесса состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. С позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации т.е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний ценностей, норм, правил во внутренний психологический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Современное положение процесса воспитания таково, что оно представляет собой не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей.

Каждый педагог должен понимать, что воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Результатом деятельности такого педагога будут качественные сдвиги в сознании и поведении ребенка.

Процесс воспитания носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, детский сад, микросреда, общественные организации, средства массовой информации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания легким (много способов воздействия) и одновременно трудным: сложно управлять процессом, интегрировать все факторы окружающей среды, оградить ребенка от влияния стихийной и негативной среды.

Очень важно помнить, что процесс воспитания двусторонний, в нем ребенок выступает как объект, когда на него влияет взрослый, и в то же время ребенок - это личность со своими интересом, мнением, мотивами, т.е. в этом случае ребенок в воспитательном процессе выступает и как субъект.

Развитие воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают как внутренние, так и внешние. Именно противоречия дают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Основным внутренним противоречием выступает противоречие между возникающими новыми потребностями и невозможностью их удовлетворения. Возникающие «разногласия» побуждают ребенка расширить свой опыт, приобрести знания и формы поведения, усвоить нормы и правила. Воспитателю, от которого исходят требования к ребенку, необходимо рассчитывать на возрастные возможности воспитанника, а также на его «зону ближайшего развития».

Воспитание - это жизнетворчество. Не может быть единых рецептов этого процесса. Основные функции воспитания: сохранение, передача и воспроизводство культуры; обеспечение исторического процесса смены поколений, т. е. социализация личности (социализация - это обеспечение вхождения ребенка в жизнь); развитие творческого потенциала личности, зашита и охрана ребенка.

Эти функции можно сформулировать иначе: созидательно-культурная, социализации и адаптации, человекообразующая.

Всю систему воспитания и развития детей определяют принципы воспитания. Это основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация.

Выделяют следующие принципы:

1. Принцип гуманизма, уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Ребенок со своими потребностями, способностями, возможностями и особенностями является главной ценностью.

2. Принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы ограниченное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта) и достижений мировой цивилизации.

3. Принцип личностного функционирования. Воспитание - это процесс, в который человек погружен с момента рождения до самой смерти и имеет множество видов.

4. Принцип непрерывности. Он обеспечивает последовательность и преемственность и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

5. Принцип субъективного контроля. Способность личности сознавать и объяснять меру своего участия в том, что происходит.

6. Принцип веры в ребенка. Вера воспитателя в доброе начало каждого воспитанника - оказание помощи его утверждению в жизни, в самовыражении.

7. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учета всех факторов и сторон воспитательного процесса.

Целостность воспитания - важнейшее требование к воспитательному процессу. Целостность предполагает, что частные воспитательные цели и методики не могут быть достигнуты и реализованы изолированно друг от друга. Позиция личности формируется как нерасчленяемое психическое образование на основе определенной системы ценностей. Следовательно, целостность воспитания предполагает выбор воспитателем четко очерченной конечной цели.

8. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности детей. На основе этого принципа строится вся работа с детьми, т.е. определяется ее содержание, формы и методы. Этот принцип отражает деятельност-ный подход к личности ребенка.

9. Принцип природосообразности.

10. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Общие принципы воспитания имеют региональную специфику как в его содержании, так и в технологии. К региональным принципам воспитания относятся:

– принцип терпимости к вероисповеданию личности, к социокультурной среде ее развития;

– принцип интернационализма как основа конструирования отношений, общения в социально-педагогическом комплексе;

– принцип ценности культур народов региона и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы житейских и профессиональных процессов социализации и воспитания личности.

10. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

11. Принцип целостности обуславливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интегративную деятельность всех социальных институтов.

Принципы воспитания - это основные требования к процессу, к его содержанию и организации. Это наиболее трудная в практической реализации категория педагогики. Принципы указывают на необходимые условия формирования и развития позиций личности воспитанника.

Процесс воспитания представляет собой сложную динамическую систему. В этом процессе можно выделить ряд тесно связанных между собой компонентов: цель, задачи, содержание, формы и методы работы, направленные на реализацию целей и содержание воспитания, и предполагаемый результат.

Целью воспитательного процесса является воспитание целостной гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения в обществе.

В концепции дошкольного воспитания (1989) провозглашается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижение уровня здоровья населения и, в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми.

 

Автор: Антонелене Э.Н.