24.08.2011 4547

Квалитативная культура как фактор повышения образованности и профессионализма будущего журналиста (статья)

 

Одна из причин дефицита духовности в современном обществе заключается в отчуждении культуры от человека, когда культура перестает оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. По справедливому замечанию М.С.Кагана, оперируя понятиями образование, воспитание, обучение, педагогика не использует понятие культуры в качестве категории формирования человека в процессе обучения. Между тем индивидуально-творческое развитие личности невозможно вне связи понятий человек и культура. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. Для того, чтобы образование в современной цивилизации предстало как явление культуры, педагогической науке следует осмыслить понятие культуры.

Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, Марк Цицерон определял понятие культуры как «возделывание», «обработка», что делает ее изначально сходной с педагогикой по своей функции. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали данное понятие. В немецкой философии XVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с различных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка: материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.

И. Нидерман отмечает, что культура - это возделывание чего-либо- души, ума, развития, а И.Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и видит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей разум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свободному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково-символической системы как средства их создания. Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реализации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В.Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский культуролог Л.Уайт понимает культуру как особое общественное явление, оперирующее символами. Способность человека понимать эти символы, создает возможность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. В этом состоит культурологическое начало печатного слова.

М.С.Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на вещи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоящий из двух граней (продукта и технологии) и трех слоев (материальной, духовной и художественной культуры). Характеризуя строение духовной культуры, философ отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностно-ориентационной деятельности. Выделение художественной культуры он обосновывает тем, что искусство обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной). На этих же позициях стоит и Г.Н.Волков, рассматривающий культуру как созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию!), приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому. Понимание культуры как формирование и реализация сущностных сил человека в процессе его социальной деятельности, как изменение человека, становление его творческой самодеятельности отражено в работах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, В.М.Межуева. В.М. Межуев определяет культуру как деятельность и саморазвитие человека, деятельностно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятельного существования».

Ю.Б.Борев трактует культуру во взаимосвязи с понятиями «цивилизация», «искусство», определяя ее как деятельность, а продукт ее считает социальной памятью человека, сохраненной посредством знаков и символов.

Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную трансмиссию (В.В. Давыдов, А. Н.Леонтьев, Э.С.Маркарян, М.Мид, Э.А.Орлова, Э.В.Соколов, Л.С.Сысоева и др.). Согласно точке зрения Э.А.Орловой, культура фиксирует человечески-содержательный аспект общественных отношений, представленный в процессе производства предметами, знаниями, символическими системами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов, механизмами организации и регуляции их связей с окружением. При таком подходе культура понимается как процесс, результат. Она содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические и т.п. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, составляют своеобразную мотивацион-ную основу человеческого поведения.

Рассматривая культуру с позиции деятельностного подхода, Э.С.Маркарян выделяет в качестве важного ее элемента ценности. Э.В.Соколов, отмечает личную значимость культурных ценностей, направляющих духовную и практическую деятельность человека: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и внутренней координации.

Л.С.Сысоева, изучая механизм взаимодействия личности с культурой, выделяет три, на ее взгляд, важных отношения: во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; во-вторых, она функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; в-третьих, создает культуру, будучи субъектом культурного творчества.

В зависимости от того,- какую культуру усваивает человек и какие ценности он выражает, происходит становление его личности. Если в позиции Л.С.Сысоевой обнаруживается взаимосвязь между личностью и культурой, воздействующей на человека, то в концепции В.С.Библера отражены совершенно противоположные позиции.

Характеризуя развитие общества конца XX в. и начала XXI в., В.С.Библер определяет его особенность как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Исходя из данной тенденции, он раскрывает суть культуры как процесс «втягивания» всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу. Феномен культуры, в понимании ученого, представлен как всеобщность духовного образа жизни. Понятие культуры трактуется в трех, переходящих друг в друга и обосновывающих друг друга всеобщих определениях:

1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур;

2. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личностей, самодетерминации жизни, сознания, мышления, форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности;

3. Культура - это изобретение «мира впервые», она как бы порождает мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие.

Рассматривая феномен культуры XX в., соотношение идей культуры и образования, необходимо учесть, что наука также может и должна быть понята и развиваема как феномен культуры, т.е. как взаимопереход, одновременность, разномысленность различных научных парадигм, как форма общения, используя культурологический подход.

И в педагогике, и в культуре человек представлен как субъектная ценность и как результат своей собственной творческой деятельности.

Современное образование не может ограничиваться рационализацией образовательного процесса, поиском отдельных технологий. Оно начинает свое развитие путем взаимообогащения различных культур.

Несмотря на различные точки зрения в трактовке термина культура, позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком и существует для человека, для его развития и самовыражения. Мир культуры -это мир человека. Человек в культуре есть ее цель и результат.

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира, говорили Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.В.Гусева, Э.Н.Гусинский, А.В.Запорожец, Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, В.М.Розин и др. Анализ точек зрения ученых на трактовку понятия «внутренний мир» человека позволил обнаружить в ней сходство и различие. Так, внутренний мир человека понимается как совокупность свойств личности (Б.Г.Ананьев); взаимосвязанные структурные элементы духовного мира: рациональной, эмоционально-чувственной, волевой сфер (Н.Е.Андрюшина); субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жиз-нетворчества (Е.В.Бондаревская); «отстранение от собственного «Я» и его слияние с миром ценностей» (Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов); возникновение осмысленной картины мира (Л.С.Выготский); мир культуры, превращенный в мир вещных форм, охватывающий и формы духовной жизни-нравственные, эстетические, интеллектуальные, религиозные (Н.В.Гусева, В.С.Семенов); индивидуальная система моделей мира (Э.Н.Гусинский); «плоды» познавательной, проективной, ценностно-ориентационной деятельности и духовного общения людей (М.С.Каган); создание всеобщих идеальных образцов предметной деятельности и норм общения (Н.В.Мотрошилова); неличностная культура, представляющая целостность культуры, познания, культуры деятельности, культуры отношений», духовно-нравственных волевых качеств и свойств (С.В.Петерина); базис личностной культуры, вобравший ценности познания, преобразования, переживания (В.А.Петровский); выражение в личности моментов культуры: объективности, самосознания, дисциплины, коммуникации, творчества, духовной свободы.

Таким образом, обращенность образования к культуре - это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура выступает как средство, форма самопознания, самообогащения, самоизменения общества человеком. Социолог А.Г.Ионин проводит обзор определений и концепций культуры, сделанных американскими антропологами А.Кребером и К.Клакхоном, которые все определения культуры разделили на несколько основных видов:

– описательные, в которых акцентируются процессы социального традиционного наследия;

– нормативные, которые ориентируются на идею образа жизни, представление об идеалах и ценностях;

– психологические, в которых делается акцент либо на процесс адаптации к среде, на процесс подчинения, либо на формирование приличных норм поведения;

– структурные, в которых внимание сосредоточено на структурной организации культуры общества;

– генетические, в которых культура определяется с позиций ее происхождения, во временно-национальном аспекте.

В создании программ и технологий развития исходным теоретическим положением должна явиться взаимосвязь образование - культура - искусство - личность. Общение через произведение искусства является характерной чертой современной информационной культуры, где она реализует себя и как массовая общественная культура, и осуществляет общение индивидов как личностей. Фотографическая культура как отображение человеческих ценностей, передаваемых в знаках и символах, остается понимаемой всеми людьми независимо от цвета кожи, места рождения и принадлежности к той или иной нации или социальной группы. Более чем полтора века она несет свет и взаимопонимание человечества, и спасает его от забвения, и миссия фотокорреспондентов - сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверительность к фотоснимкам, сохраняя наш мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры фотографии.

Таким образом, подготовка специалиста фотожурналистики занимает одно из важных мест в современной информационной культуре. Без него практически невозможно создание полноценной информационной среды. Изучение самой деятельности фотожурналиста не может ограничиться только техническими или экономическими проблемами, а должно выходить на социально-культурный уровень, который существует в профессиональной журналистике.

От сферы фотожурналиста требуется высокая мобильность, способность к обновлению, готовность выполнять профессиональные действия в любых возникающих ситуациях. Деятельность фотожурналиста должна быть направлена на освещение актуальных социальных, нравственных, культурных проблем и на оценку эффективности и качества работы. Одной из важнейших характеристик, отражающих особенности направленность профессиональной деятельности фотожурналиста, является фототворчество, реализующее его внутренний творческий потенциал.

В условиях современной социокультурной ситуации возникает необходимость рассмотрения социальной составляющей работы фотожурналиста. При этом имеется в виду не только его активная деятельность в разработке новых проектов, но й деятельность, направленная на нравственно-эстетическое развитие социума.

В связи с возрастающей социальной значимостью индивидуально ориентированных форм информационных технологий изменяется роль фотожурналиста в общественной жизни. Удовлетворяя индивидуальные запросы населения в современных информационных услугах, принимая участие в создании информационной среды, фотожурналист тем самым формирует систему вкусов, потребностей каждой отдельной личности общества, в конечном счете, общественное мнение и образ качества жизни. Последнее, рассматриваемое как социологическая категория, выражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в питании, модной одежде, комфортности жилища, услугах здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды и т. д. Качество жизни, наряду с укладом и уровнем, определяет условия образа жизни людей.

Специалисту фотожурналистики приходится постоянно сталкиваться с разнообразными интересами, потребностями населения, удовлетворение которых на должном культурном уровне помогает решать такую проблему, как создание благоприятного информационного поля (климата). Успехи профессиональной деятельности фотожурналиста, его умение обеспечить должный уровень культуры информационной среды формирует общественное мнение, влияет на психологический климат в обществе. Исходя из этого, возрастает роль деятельности фотожурналиста, в ходе которой осуществляется контакт, диалог с социумом. Открываются возможности воздействия не только на формирование бытовой культуры людей, но и на их общественное сознание.

Одним из узловых пунктов профессиональной деятельности фотожурналиста является обеспечение и управления качеством фотоинформации.

Качество выступает самым точным и обобщенным показателем научно-технического прогресса, культуры общества. В настоящее время системообразующим элементом в сфере информации становится качество, а не количество, что требует переосмысления всеми участниками производственного издательского процесса отношения к своему труду.

Как философская категория, качество выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, позволяющую отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов и вместе с тем - выражает то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.

Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть качества как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Средневековая схоластика толковала так называемые «скрытые качества» как вечные и неизменные «формы». На почве механистического мировоззрения и философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.

Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качеств, определённости вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф.). Под свойством понимается способ проявления определения стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Категория качества объекта не сводится к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существ, свойств объекта, его внутренней и внешней определённости, относительности, устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними.

Категория качества выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В этих свойствах находит своё внешнее проявление качество объектов, их внутренняя определённость, которая отображается в ощущениях. В восприятии эти свойства выступают как нечто единое, дающее целостное представление о качестве в его внешнем выражении. Дальнейший этап познания связан с раскрытием внутренней структуры вещей, что способствует глубокому раскрытию качества вещей, а также установлению количеств, различий между ними, так как такое сравнение основывается на обнаружении однородности качества. Познание идёт от качества к количеству и далее к их единству - мере. Любой предмет представляет собой единство качества и количества.

Квалитативная культура является одним из определяющих факторов повышения качества подготовки специалистов. Качество является самым точным и обобщающим понятием научно-технического прогресса, культуры труда и жизни. Отдельные дисциплины при подготовке специалистов не могут решить задачу по формированию квалитативной культуры. Необходима целенаправленная система взаимосвязей и взаимодействия учебных дисциплин, раскрывающих (каждая в своем аспекте) многополюсную суть понятия «качества», то есть педагогическая система квалитативного образования.

В систему квалитативного образования должны быть введены как новые дисциплины, так и в действующие их части, одной из категорий которых является категория качества, путем проведения междисциплинарного синтеза и обобщения. Особенно актуальным является формирование квалитативной культуры для специалистов журналистики, профессиональная культура которых реализуется в удовлетворении информационных запросов общества.

Решение проблемы повышения качества заключается не только в совершенствовании техники и технологии учебной подготовки, но и в формировании у студентов такой культуры труда, при которой качество работы по своей значимости ставится выше, чем его количественные показатели, а также в формирование качественного отношения к окружающей действительности. Это и является показателем квалитативной культуры.

Понятие было введено В.В.Щипановым: «Под квалитативной культурой понимается специфическая форма деятельности и отношение человека к выполняемой работе, заключающаяся в сознании значимости качества своих действий и решений для целей производства и общества». На понятийном уровне квалитативная культура личности означает единство квалитативных знаний, убеждений, навыков, норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею культуры общества. Вместе с тем понятие квалитативной культуры подчеркивает связь ее с духовной культурой личности, а также целостность, как целостна и сама духовная культура, отдельные аспекты которой привлекали внимание ученых при изучении личности в разные периоды развития человечества. По мнению А.И.Суббетто, в настоящее время «происходит квалитативная революция. Основным стимулятором дальнейшего развития производства и производственных отношений является качество товаров и услуг».

Переосмысление роли изображения качества жизни находит свое отражение в современной системе средств массовой информации. Наблюдаемое видоизменение взглядов и отношений внутри информационной среды в системе печатной деятельности, а также углубление потребности личности студента осмыслить свое будущее место и роль в происходящих переменах, определить собственную функцию в процессе развития общества ставит задачу исследования квалитативной культуры фотожурналистики, так как от ее содержания зависит организация системы получения профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалитативные знания, убеждения и нормы функционально связаны друг с другом. В целом квалитативной культуре присущи следующие функции:

– информационно-познавательная, реализуемая в знаниях;

– ценностно-ориентационная, реализующаяся в убеждениях, направленности квалитативных оценок, взглядов и мотивов;

– деятельностно-волевая, реализующаяся в профессиональных способностях, определяющих социально-творческую направленность личности;

– коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной и нравственно-нормативной самооценке и саморегуляции поведения и деятельности личности.

Квалитативная деятельность - это деятельность по осознанию необходимости и корректированию действий в своей работе с целью обеспечить высокое качество.

Всесторонне проанализировать качество деятельности журналиста можно только по комплексу сложившихся в профессиональной среде параметров:

– важность, актуальность поднимаемых тем и проблем;

– обоснованность и принципиальность авторской позиции, убедительность критических оценок, доказательность аргументов;

– новизна публикаций (обращение к ранее не затрагивавшимся, но важным проблемам, к неизвестным фактам, нетрадиционность подхода к теме, проблеме, умение найти новый, интересный аспект, поворот и т. д.);

– фактическая основа материала (достаточность, убедительность фактов, их значимость, типичность, достоверность);

– уровень анализа тем, проблем, фактов (способность всесторонне рассмотреть предмет, вскрыть причинно-следственные связи; проявленная при этом компетентность; обращение к данным науки, мнению специалистов, общественному мнению);

– степень личностного ориентирования материалов (внимание к герою публикации, глубина психологического анализа личности, характера человека, его внутреннего мира, мотивов поступков, внутренней системе ценностей.);

– конструктивность выводов и предложений, проявление индивидуальности автора;

– язык и стиль публикаций (соответствие формы и содержания, разнообразие выразительных средств, доступность, понятность изложения; существенные погрешности языка и стиля, наличие штампов).

Редакционная практика показывает, что при оценке работы корреспондентов всегда обращается внимание на то, как часто в редакционной почте встречаются отклики на авторские выступления в газете и каковы они по содержанию. Это один из существенных показателей эффективности журналистского труда. При этом учитываются не только положительные отзывы, но и факты «рекламаций» - обоснованные замечания читателей по поводу ошибок, неточностей в публикациях, искажения фактов или их толкования. В этом и состоит важнейший критерий оценки результатов работы и уровня квалификации корреспондента - востребованность и действенность его выступлений на страницах газеты, определенная читателями. Формирование духовных запросов, этической культуры, эмоционально открытого, бескорыстного, творческого отношения к миру, каким является эстетическое отношение, осознание прав и обязанностей человека перед обществом и природой, ведут к общественной позиции, проникнутой и одушевленной высокими идеалами духовного мира современника.

Личностные отношения в разнообразных сферах и направлениях жизнедеятельности человека являются полем выражения квалитативной культуры личности. Прежде всего это касается сферы труда - исходного продукта и основы человеческой жизнедеятельности. Квалитативный аспект труда связан с проявлением и развитием творческого потенциала личности, с его способностью бескорыстно наслаждаться результатом трудовой деятельности. Современная сфера средств массовой информации с ее акцентом на качество жизненного процесса востребует в значительно большей степени специалистов с развитой квалитативной культурой, обладающих способностью оценки качества своего труда, повышенным чувством ответственности за результаты своей деятельности. Именно эти способности специалиста выступают сегодня как важнейший фактор результативности и ценностности творческой деятельности фотожурналиста. Квалитативная культура информационной среды выступает существенным элементом в развитии современного общества и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним отражением является влияние на функционирование сознания реципиента, направленность которого выражается в системе качественного отношения к изображаемым объектам, проявляющимся в восприятии, оценке, вкусе, взгляде, суждениях, выраженных в творчестве журналиста.

С уровнем квалитативной культуры связывается возможность адекватного выбора форм и видов творческой деятельности журналиста в рамках информационной среды. Мотивация личностной позиции зависит от таких характеристик личности, как развитость мышления, кругозора, сформиро-ванность навыков самоанализа. Мера выраженности этих навыков, способностей и потребностей, проявляющаяся в содержании и направленности авторских материалов, характеризует уровень квалитативной культуры.

Под квалитативным образованием мы понимаем совокупность знаний и умений специалиста по проектированию, оценке, обеспечению контроля и управлению качеством в своей профессиональной деятельности. Формирование этих знаний и умений может осуществляться только в интегративной дидактической системе, которая сама является составной частью более общей системы профессиональной подготовки специалиста высшего образования.

Если основной целью рассматриваемой дидактической системы считать формирование квалитативной культуры специалиста, то ее задачами будет следующее:

– раскрытие многоаспектной сути понятия качества журналистского творчества;

– определение влияния качества личного труда журналиста на качество жизни и развитие современного общества;

– обоснование системообразующей роли качества информационной среды в изменчивости современного мира;

– формирование тезауруса личности, необходимого для овладения совокупностью знаний и умений в своей профессиональной деятельности.

При этом необходима целостная система учебных дисциплин, целенаправленно раскрывающая многослойную и многоаспектную суть качества литературы и публицистики, кино и фотографии, истории искусства как части всемирной истории, то есть педагогическая система квалитативного образования. Квалитативное образование, приобщение людей к качеству жизни - необходимое условие для достижения главной цели квалитативного воспитания - формирования целостности личности, творчески развитой индивидуальности.

При определении целей и задач подготовки журналиста в вузе учитывается, по преимуществу, лишь одна сторона его профессионализма: умения, знания, навыки в сфере будущей специальности. При подготовке студента как фотожурналиста, необходимо учитывать способность к саморазвитию и на ее основе развивать профессиональную фотографическую культуру. Воспитывая в себе потребность в качественных результатах комплексной профессиональной деятельности, фотожурналист развивается, на этой основе складывается его квалитативная культура. Без синтеза профессиональной культуры журналиста и фотографа нет подлинной внутренней самостоятельности, способности объективно понимать и оценивать факты, явления и события, и отражать их в своей профессиональной деятельности. Именно в выработке способности выделять и профессионально оценивать жизненно важные ситуации с позиции их качества на основе общечеловеческих ценностей и состоит главная функция квалитативного воспитания.

На основе общей структуры профессиональной культуры возможно выделение следующих составляющих квалитативной культуры: 1 - профессиональной компетентности (тезауруса); 2 - умения вычленить профессиональную ситуацию; 3 - профессиональное мышление; 4 - способность целесообразно использовать средства и методы профессиональной деятельности, наиболее уместные при решении конкретной задачи; 5 - рефлексивные умения, необходимые для оценки качества профессиональной образованности, профессиональной деятельности, профессиональной востребованности, профессиональной самореализации, профессионального мышления, профессионального общения.

Учебно-методическая система квалитативного образования, позволяющая достигать запланированных результатов по формированию квалитативной культуры через специально организованную учебную и практическую деятельность студентов, должна быть осмыслена через философию качества подготавливаемых ими материалов и читательскую рефлексию. Философия качества журналистского труда для студента означает осознание приоритета качества при отражении им современной жизни во всех её многообразных проявлениях, а также в личных поступках и принимаемых решениях уже в качестве специалиста. Для ее формирования необходимо в ходе учебной деятельности делать акцент на показателе качества выполнения учебной работы, при исполнении учебных заданий ориентироваться на общепринятые профессиональные нормы и примеры, осуществлять постоянный контроль за процессом поэтапного достижения поставленной учебной цели, учить методам и приемам оценки качества своей деятельности, управлению качеством выполняемой работы.

Каждый из этих признаков квалитативной культуры в ходе обучения студентов должен диагностироваться для дальнейшего использования при определении интегрального показателя уровня профессиональной культуры. Управление познавательной, творческой и рефлексивной деятельностью студентов при любых формах учебной работы на лекциях, семинарских, лабораторных занятиях является стратегией формирования и повышения уровня квалитативной культуры специалиста.

 

Автор: Барабаш О.Ю.