10.10.2010 6946

Генезис системы специального образования Курганской области (с начала XVIII века) (И.А. Алексеев)

 

На правах рукописи

 

Алексеев Илья Александрович

 

Генезис системы специального образования Курганской области (с начала XVIII века)

 

13.00.03 – коррекционная педагогика

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2010

 

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»

 

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Калинина Ольга Валерьевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Дмитриев Алексей Андреевич, кандидат педагогических наук, доцент Тимофеева Ирина Владимировна

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»

 

Защита состоится «9» июня 2010 года в 12.30 на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26, ауд. 316.

 

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета.

 

Автореферат разослан « » мая 2010 г.

 

Учёный секретарь диссертационного совета - Трубникова Н.М.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в России в конце XX века обусловили пересмотр приоритетов в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Признание равных прав и возможностей, уважение личности ребенка и индивидуализация образовательного процесса требуют дальнейшего совершенствования регионального образования, так как при всех ее достижениях, в настоящее время она не обладает достаточными возможностями для того, чтобы обеспечить реализацию этих положений в полной мере.

Современная оценка состояния образования вообще и специального образования, в частности, невозможна без анализа его развития в регионах страны, так как решение вопросов воспитания, обучения и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями зависит не только от уровня развития педагогической науки в стране в целом, но и от социокультурных условий конкретных субъектов Российской Федерации (РФ), от основополагающих принципов их образовательной политики. В частности, это связано с ускорением процессов политической, культурной, правовой и экономической дифференциации регионов России. Вышесказанное приобретает особую актуальность в связи с реализацией субъектами РФ права выбора собственных образовательных стратегий и их реализации с учетом местных особенностей. Курганская область – один из регионов России с большой долей сельских жителей и относительно низкой плотностью населения. Неблагоприятная экологическая обстановка и повышенный процент заболеваний вместе с другими факторами создают в рассматриваемом субъекте специфические условия для функционирования системы специального образования.

Исследования В.В. Коркунова, Н.Л. Лестовой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, И.А. Юдиной показывают, что при дальнейшем совершенствовании работы региональных систем специального образования необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта в этой сфере, но и историко-педагогического наследия прошлого, опоры на него. Знание исторических особенностей развития в комплексе с критическим анализом сложившейся системы специального образования Курганской области позволит выявить существование конкретных недостатков у изучаемой системы, проследить их зарождение, последующее развитие, установить причины появления и характер влияния на современную региональную систему коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

В то же время, результат анализа историко-педагогических исследований показал, что механизмы изучения процессов становления и развития (генезиса) региональных систем специального образования разработаны не достаточно. Изучение библиографических данных по направлению исследования позволило выявить следующие противоречия:

– на социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в совершенствовании системы специального образования Курганской области в соответствии с региональными особенностями и недостаточными возможностями этой системы в полной мере обеспечить учет специфики социокультурного развития рассматриваемого субъекта РФ;

– на научно-теоретическом уровне: между необходимостью изучения процесса развития системы специального образования Курганской области с целью выявления исторических закономерностей и региональных особенностей рассматриваемой системы и недостаточной разработанностью механизмов проведения такого исследования;

– на научно-методическом уровне: между необходимостью изучения генезиса системы специального образования Курганской области и недостаточным уровнем изученности этой проблемы на региональном уровне.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему – выявление исторических закономерностей и региональных особенностей системы специального образования Курганской области для создания условий, способствующих повышению эффективности функционирования рассматриваемой системы. Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования – «Генезис системы специального образования Курганской области (с начала XVIII века)».

Объект исследования: система специального образования Курганской области.

Предмет исследования: становление и развитие системы специального образования Курганской области с начала XVIII века.

Цель исследования: изучить генезис системы специального образования Курганской области и разработать на его основе комплекс рекомендаций, реализация которого позволит создать условия для совершенствования существующей региональной системы оказания коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Для достижения поставленной цели исследования мы руководствовались следующей гипотезой:

1. Вероятно, что для прогнозирования дальнейшего совершенствования системы специального образования Курганской области необходимо изучить предпосылки ее становления.

2. Предполагается, что разработка модели изучения генезиса региональных систем специального образования будет способствовать поиску путей дальнейшего совершенствования системы специального образования Курганской области.

В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Основываясь на результате библиографического анализа выявить существующие подходы к комплексному изучению региональных общих и специальных образовательных систем.

2. Разработать модель изучения генезиса региональных систем специального образования.

3. В соответствии с разработанной моделью изучить генезис системы специального образования Курганской области.

4. Выявить исторические закономерности и региональные особенности, приведшие к недостаточной сформированности или отсутствию необходимых компонентов системы специального образования Курганской области.

5. Разработать и предложить способ реализации комплекса рекомендаций, направленного на создание условий для совершенствования существующей региональной системы специального образования, посредством создания и дополнения отсутствующих или недостаточно развитых компонентов в ее структуре.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области методологии педагогических исследований (В.В. Краевский, В.С. Леднев). Важное методологическое значение для нас имеют принципы генезиса применительно к педагогическим исследованиям, сформулированные С.А. Днепровым, а также общенаучные подходы к методологии историко-педагогических исследований (А.С. Белкин, С.В. Бобрышов, М.В.Богуславский, Е.В. Ткаченко) и системного подхода к педагогическому проектированию в общем и специальном образовании (О.Л. Алексеев, А.А. Дмитриев, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова).

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретических и историко-педагогических работ, посвященных проблеме исследования; анализ литературных источников, архивных документов и статистических данных, содержащих информацию о становлении, развитии и современном состоянии системы коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями на территории Курганской области; анкетирование, беседа и интервьюирование работающих сотрудников и пенсионеров коррекционно-образовательной системы Курганской области; теоретическое моделирование региональной системы специального образования, с учетом исторических закономерностей и особенностей образовательного пространства рассматриваемого субъекта РФ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2010 гг. в три этапа.

На первом этапе (2004-2005 гг.) был проведён анализ правовых, нормативных документов, философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования. Обоснована необходимость изучения генезиса региональных систем специального образования с целью создания условий для повышения эффективности их функционирования и выявлено отсутствие соответствующей методики. Сформулированы проблема, объект, предмет, цель и задачи работы. Практический аспект состоял в сборе и систематизации архивных, статистических данных по становлению, развитию и современному состоянию системы коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями на территории Курганской области, основываясь на которых было разработано содержание курса «Развитие системы специального образования на территории Курганской области» и дополнено содержание курса «История коррекционной педагогики», предназначенных для студентов высших образовательных учреждений Курганской области, обучающихся по специальностям 050716 – «Специальная психология», 050715 – «Логопедия» и слушателей факультета дополнительного.

На втором этапе (2006-2008 гг.) была научно обоснована и разработана модель изучения генезиса региональных систем специального образования и на ее основе осуществлено исследование развития системы коррекционно-педагогический помощи детям с особыми образовательными потребностями в Курганской области с начала XVIII века. Выявлены исторические закономерности и региональные особенности, которые привели к недостаточной сформированности или отсутствию необходимых компонентов изучаемой системы. Практическая часть работы заключалась в дальнейшем сборе архивных и статистических данных по теме исследования, в организации анкетирования и интервьюирования работающих сотрудников и пенсионеров коррекционно-образовательной системы Курганской области с целью выявления особенностей становления, развития и современного функционирования изучаемой системы.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) разработан комплекс рекомендаций, направленный на создание условий для совершенствования существующей системы специального образования Курганской области, посредством дополнения структуры этой системы компонентами, необходимость которых была выявлена на предыдущем этапе исследования. Также на этом этапе предложен способ реализации этого комплекса, представленный в теоретической модели, внедрение которой создаст условия для совершенствования рассматриваемой региональной коррекционно-образовательной системы, обобщены результаты работы и сформулированы выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– научно обоснована необходимость изучения генезиса системы специального образования Курганской области для поиска путей дальнейшего совершенствования этой системы;

– разработана структурная модель изучения генезиса региональных систем специального образования, в которой обоснованы этапы изучения генезиса, их цели, содержание, превалирующие методы и принципы;

– в результате изучения генезиса, в соответствии с разработанной моделью, получены новые исторические данные, выявлены закономерности и региональные особенности развития системы специального образования Курганской области.

Теоретическая значимость исследования:

– систематизированы теоретические подходы к изучению путей дальнейшего совершенствования региональных систем специального образования;

– теоретически обоснована и разработана историческая периодизация становления и развития системы специального образования на территории Курганской области и проведен сравнительный анализ выявленных региональных этапов с общероссийскими;

– установлены исторические закономерности и региональные особенности развития системы специального образования Курганской области.

Практическая значимость исследования состоит:

– в разработанной модели регионального центра содействия развитию системы специального образования Курганской области, внедрение которой создаст условия для дальнейшего совершенствования этой системы;

– в возможности использования результатов исследования разработчиками учебных и методических пособий по истории коррекционно-педагоги-ческой помощи детям с особенностями психофизического развития на территории Курганской области, а также для дальнейших научных исследований в сфере коррекционной педагогики;

– полученные результаты могут быть использованы при разработке программ высших учебных заведений Курганской области, осуществляющих подготовку студентов, обучающихся по специальностям 050716 – «Специальная психология», 050715 – «Логопедия, а также региональных программ дополнительного профессионального образования, содержания курсов «Развитие системы специального образования на территории Курганской области» и «История коррекционной педагогики».

Достоверность результатов исследования и обоснованность сделанных выводов обеспечиваются опорой на основополагающие теоретические положения в области коррекционной педагогики, логическим построением теоретических основ работы непротиворечивостью теоретических построений работы, выбором взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам и признанием учеными и практиками специального образования базовых идей и результатов исследования.

Территориальные и исторические ограничения исследования. В связи с тем, что территория современной Курганской области (Зауралье) исторически входила в состав различных регионов России, географические рамки исследования требуют некоторого уточнения. Настоящая работа основывается на материалах, посвященных Сибирской и Пермской губерний (с начала XVIII века по 1917 год), Челябинской губернии/области (с 1917 по 1919 и с 1934 по 1943 годы), Свердловской области (с 1923 по 1934 годы) и Курганской области (с 1943 года по настоящее время).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания курсов «История коррекционной педагогики» и «Развитие системы специального образования на территории Курганской области» для студентов ГОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт (ШГПИ), обучающихся по специальностям 050716 – «Специальная психология», 050715 – «Логопедия» и слушателей факультета дополнительного образования.

Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих международных научных конференциях: «Ключевые проблемы качества жизни» (г. Москва – г. Челябинск, 2006 г.), «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (г. Новосибирск, 2008 г.), «Инновационные технологии в образовании. Шолоховская весна – 2009» (г. Москва – г. Шадринск – г. Петропавловск), на региональных конференциях: «VI Знаменские чтения» (г. Сургут, 2007 г.), «Социально-экономическое и политическое развитие России. Реформа местного самоуправления РФ: муниципальные выборы» (г. Сургут, 2008 г.), «Наука и инновации XXI века» (г. Сургут, 2008 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

– разработанная структурная модель изучения генезиса региональных систем специального образования позволяет комплексно исследовать процесс становления и развития помощи детям с особыми образовательными потребностями на территории Курганской области;

– анализ выявленных исторических закономерностей и региональных особенностей развития системы специального образования Курганской области позволяет установить причины отсутствия или недостаточной сформированности необходимых компонентов в ее структуре и разработать комплекс рекомендаций, направленный на формирование или модернизацию этих компонентов, что создаст условия для дальнейшего совершенствования рассматриваемой региональной системы.

Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 190 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 174 источника. Кроме текстовых материалов в диссертацию включено 11 таблиц и 2 рисунка.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования, определяются предмет, объект, цель и задачи, формулируется гипотеза и методы исследования, обозначаются его этапы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы комплексного изучения развития региональных систем специального образования» рассматриваются механизмы изучения влияния регионального образовательного пространства на систему специального образования и разрабатывается структурная модель изучения генезиса систем коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии субъектов РФ.

Современная оценка состояния образования вообще и специального образования в частности невозможна без анализа его развития в регионах страны, так как решение вопросов воспитания, обучения и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями зависит не только от уровня развития педагогической науки в стране в целом, но и от социокультурных условий конкретных субъектов РФ, от основополагающих принципов их образовательной политики. В частности, это связано с ускорением процессов политической, культурной, правовой и экономической дифференциацией регионов России. Вышесказанное влечет за собой необходимость учета этих тенденций при дальнейшей модернизации региональных систем специального образования. Вместе с тем, процесс их реформирования должен носить характер эволюционных изменений, что невозможно без знаний исторических закономерностей и региональных особенностей развития помощи детям с особыми образовательными потребностями. Только через признание важности накопленного опыта и достижений существующих региональных систем специального образования возможно дальнейшее повышение эффективности их функционирования.

Как показано в исследованиях В.В. Коркунова, Н.Л. Лестовой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Л.В. Савиновой и И.А. Юдиной, изучение процессов становления и развития (генезис) региональных систем специального образования позволит констатировать существование у них конкретных недостатков, проследить их зарождение, выявить причины появления, характер влияния на современную региональную систему коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и разработать комплекс рекомендаций, применение которого позволит нивелировать влияние выявленных недостатков.

Развивая идеи, изложенные в работах С.А. Днепрова и Т.А. Сутыриной под генезисом региональных систем специального образования будем понимать дискретный процесс их становления и последующего развития, который проходит под влиянием различных факторов, приводящих к появлению специфических свойств у этих систем. Для выявления исторических закономерностей и региональных особенностей, которые привели к появлению конкретных недостатков у изучаемых систем необходимо исследовать их генезис с момента зарождения до настоящего времени.

Анализ историко-педагогических исследований позволил выявить несогласованность существующих теоретических подходов к изучению генезиса, что, по мнению С.В. Бобрышова, значительно сдерживает развитие научного знания в рассматриваемой области. Это, в частности, относится и к изучению генезиса системы специального образования Курганской области. Исходя из этого, возникает необходимость разработки модели изучения генезиса региональных систем специального образования.

На конкретно-научном уровне изучения генезиса региональных систем специального образования необходимо использовать историко-генетический и социокультурный подходы, применение которых позволяет проследить у изучаемых систем зарождение конкретных недостатков, выявить причины их появления и характер влияния на современную региональную систему коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В то же время, в организации других исследований применение указанных подходов может быть как избыточно, так и не достаточно. В нашем исследовании эти подходы рассматриваются как превалирующие.

Результат проведенного библиографического анализа показал, что изучение генезиса региональных систем специального образования необходимо осуществлять в соответствии с пятью этапами (рис. 1.)

Любое историко-педагогическое исследование должно строиться с учетом философского принципа критического рационализма, который заключается в получении объективной информации без влияния опыта, ощущений исследователя и лежит в основе специфических принципов изучения генезиса региональных систем специального образования. Эти принципы представляют собой единый комплекс, в то же время, некоторые преобладают на одном из описанных выше этапов.

Таким образом, целесообразно показать соответствие между этапами изучения генезиса региональных систем специального образования и превалирующими на этих этапах принципами.

На первом этапе превалируют принципы контекстности и критичности. Принцип контекстности состоит в необходимости рассмотрения изучения генезиса региональных систем специального образования с позиции социокультурного подхода. Принцип критичности предполагает отбор только тех источников данных, которые адекватны географическим и временным рамкам конкретного исследования.

На втором этапе превалирует принцип адекватности, который опирается на использование источников информации, адекватных географическим и историческим рамкам исследования генезиса региональных систем коррекционно-педагогической помощи.

На третьем этапе ведущим является принцип абстрагирования, состоящий в необходимости акцентирования внимания только на тех факторах, которые оказали значительное влияние на развитие изучаемой системы.

На четвертом этапе превалирующим является принцип обобщенности, который состоит в необходимости получения результатов изучения генезиса региональных систем специального образования исключительно на основе обобщения всей собранной информации.

На пятом этапе превалирует принцип непрерывности, состоящий в необходимости постоянного уточнения и дополнения содержания изучения генезиса исследуемых систем и корректировки выводов в соответствии с вновь полученными данными.

На основании вышеизложенного построена структурная модель изучения генезиса региональных систем специального образования (РССО), представленная на рис. 1.

Во второй главе «Изучение генезиса системы специального образования Курганской области (с начала XVIII века)» на основании разработанной ранее модели был исследован генезис системы специального образования на территории Курганской области с позиции социокультурного подхода, отобраны объективные источники данных, осуществлен учет комплекса различных факторов, которые обусловливают современное состояние помощи детям с особыми образовательными потребностями и выделены этапы генезиса рассматриваемой системы.

Как показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, развитие систем специального образования во все исторические периоды тесно связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования, уровнем развития дефектологической науки и мировым историко-педагогическим процессом. Качественные преобразования системы специального образования определяются социокультурными факторами. Таким образом, на постановочном этапе была подтверждена целесообразность изучения генезиса системы специального образования на территории Курганской области с позиции социокультурного подхода.

Структурная модель изучения генезиса региональных систем специального образования (РССО)

Рис. 1. Структурная модель изучения генезиса региональных систем специального образования (РССО)

 

В то же время, результат анализа генезиса общероссийской системы образования позволил сделать вывод о том, что качественные изменения, на основании которых необходимо выделять его этапы, были вызваны, как правило, не эволюционными процессами, а происходили под диктатом политических, идеологических и других внешних факторов.

На этом же этапе был осуществлен выбор объективных источников информации. Выявлено, что в связи с административными изменениями, имевшими место в Зауралье с начала XVIII века, необходимо использовать архивные материалы не только Курганской области, но и Пермского края, Тюменской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей, в которые до 1943 года поочередно входила изучаемая территория. В то же время, результат анализа исторических данных позволил сделать вывод о целесообразности изучения материалов Шадринского государственного архива и Государственного архива Курганской области в связи с переводом основных фондов, посвященных районам, которые входят в состав современной Курганской области из перечисленных субъектов России в города Курган и Шадринск.

На аналитическом этапе и этапе периодизации изучения генезиса системы специального образования Курганской области осуществлялся сбор и сравнительный анализ содержания архивных материалов, научных исследований, нормативных актов, законов, проводились собеседования с сотрудниками учреждений системы специального образования.

В исследовании А.Л. Михащенко показано, что на территории Курганской области в первой половине XVIII века были открыты церковно-приходские школы, с появлением которых возникла проблема, связанная с тем фактом, что не все дети были способны освоить содержание учебных предметов. В это время призрение лиц с особыми образовательными потребностями в Курганской области осуществлялось в приютах для малоимущих и богадельнях, организованных по инициативе и на средства частных лиц и, частично, государства. С 1864 г. (открытие земских учреждений) в Кургане и Шадринске распространение народного образования принимает широкий размах. Было создано значительное число общественных благотворительных организаций и попечительств, Ведомств и Управлений, которые занимались организацией сиротских домов, приютов, богаделен, яслей и школ. Однако дети с отклонениями в развитии по-прежнему находились вне образовательного поля и попадали в приюты, либо обучались в частном порядке.

Работы Х.С. Замского показывают, что открытию каждой коррекционной школы предшествовала длительная борьба прогрессивной общественности с косностью местных органов власти. На территории Курганской области осознание необходимости обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии происходит в конце XIX века, это подтверждается документом от 2 сентября 1899 года, в котором Шадринская городская дума ответила отказом на прошение инспектора народных училищ об открытии школы для глухонемых и слепых детей, мотивируя его отсутствием денежных средств и наличием в городе всего четырех детей, нуждающихся в таком образовательном учреждении. Показательно, что в 1897 г. в Курганском округе было всего 52 поселения с численностью больше 1000 чел. Самым крупным среди них был Курган, в котором проживал 10301 житель. В этом же году в Курганском уезде проживало 260095 человек, при средней плотности 1,18 чел на квадратную версту. Приведенные данные свидетельствовали о нецелесообразности организации специальных образовательных учреждений в рассматриваемый период. В то же время, депутаты признали принципиальную полезность открытия школы для глухонемых и слепых детей.

Таким образом, первый этап развития системы специального образования – подготовительный, в Курганской области проходил в период с начала XVIII в. по 1899 г. В это время произошел переход от призрения инвалидов к осознанию необходимости обучения глухонемых и слепых детей. Как указывает Н.Н. Малофеев, в России данный процесс проходил с 996 по 1806 гг.

Несмотря на то, что осознание необходимости специализированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии произошло на рубеже XIX-XX вв., только 1 августа 1933 года была открыта Шадринская межрайонная школа глухонемых детей (школа-интернат №11) – первое образовательное учреждение для детей с отклонениями в развитии на территории Курганской области. В декабре того же года приняла первых воспитанников Шадринская межрайонная школа слепых (школа интернат №12), а в 1934 году – школа для умственно отсталых (вспомогательная школа №8 в городе Кургане).

Второй этап развития системы специального образования в Курганской области проходил с 1899 по 1934 гг. В рассматриваемый период произошёл переход от осознания необходимости обучения детей с отклонениями в развитии к становлению системы специального образования. В России этот этап проходил с начала XIX до начала XX вв. Его особенностью являлось то, что он был прерван двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества. С 1927 г. законодательно оформилась система специального образования для трех категорий детей с отклонениями в развитии, но в отличие от предыдущего этапа, утвердилась модель специальной школы-интерната, работающей в режиме единоначалия (по единой программе, с жестким уставом, с соответствующим режимом и полностью закрытой от средств массовой информации). В связи с этим, отечественная система специального образования начинает коренным образом отличаться от западноевропейских, так как строится на принципиально иных идеологических постулатах, ином понимании прав и свобод человека.

В связи с утерей большого количества документов Курганским областным отделом народного образования в 1988 году, архивные материалы, относящиеся к концу 1930-х – 1950-м годам носят разрозненный и обрывочный характер, что обусловило некоторые трудности при воссоздании хронологии событий. Известно, что в 1943 г. открылись областной отдел Центрального правления Всероссийского общества слепых и областное правление Всероссийского общества глухих в г. Кургане. К концу 50-х годов в области уже существовали 8 специализированных учреждений, в связи с этим можно предположить, что в рассматриваемый период шло интенсивное строительство сети специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. 1960-е годы характеризовались социально-экономическим подъемом в стране, в целом, и Курганской области в частности. Нами установлено, что система специального образования в Зауралье, как дифференцированная и самостоятельная сформировалась к концу 1960-х годов. В это время в области существовало 17 специальных школ, из них 13 школ-интернатов для умственноотсталых, одна для слепых и слабовидящих, одна для глухих детей и две вспомогательные школы с приходящим контингентом в г. Кургане. В 1970-е – 1980-е гг. несколько замедляется создание новых специальных учреждений, в то же время усиливается процесс их дифференциации: открываются классы для слабослышащих детей и логопункты. Проводится интегрированное обучение детей с нарушениями слуха и с общим недоразвитием речи, создаются классы выравнивания.

Таким образом, третий этап развития системы специального образования в Курганской области проходил с 1934 по начало 1990-х гг. В рассматриваемый период произошел переход от становления системы специального образования к ее дальнейшему развитию и дифференциации. В России этот этап проходил с начала XX столетия (в СССР официально с 1927 г.) до 1990-х гг. Его особенностью являлось то, что он был прерван идеологическим по своей сути постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 1936 г., что повлекло за собой замедление темпов создания специальных учреждений, что еще более усугубила Великая Отечественная война. Следующим внешним фактором, оказавшим значительное влияние на развитие системы специального образования, явился XX съезд КПСС 1956 г., поставивший задачу по «решительной борьбе с догматизмом и субъективизмом во всех сферах государственной, общественной и научной деятельности». Он обусловил активизацию научных исследований в области дефектологии, дифференциацию (до восьми видов), рост количества специальных образовательных учреждений и развитие системы подготовки кадров для них. Можно констатировать, что к концу третьего этапа уровень развития системы специального образования Курганской области сравнялся с общероссийским.

Четвертый этап генезиса системы специального образования Курганской области не является завершенным. Выделение этапа связано с распадом СССР в 1991 г., вследствие чего появилась новая образовательная парадигма, ориентированная на признание ценности жизни и индивидуальности, уважение к личности ребенка. Это обусловило и необходимость изменений в системе специального образования. При этом, в отличие от Западной Европы, в которой развитие изучаемой системы шло эволюционным путем, в России новый этап не был предопределен. На рассматриваемом этапе осуществляется переход от «закрытой» модели системы специальных учреждений к интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное пространство. Отличительной особенностью изучаемого этапа от предыдущих является то, что он хронологически совпадает с общероссийским.

В настоящее время рассматриваемая региональная система представлена 15 специальными (коррекционными) школами различных типов. В общеобразовательных учреждениях функционируют 294 специальных (коррекционных) класса VII вида (для детей с ЗПР), 12 специальных (коррекционных) классов VIII вида (для умственноотсталых детей), 21 класс компенсирующего обучения для детей «группы риска», 41 класс педагогической поддержки для учащихся с социально-педагогической запущенностью. В режим интегрированного обучения переведено 345 учащихся. В ДОУ функционирует 124 группы для детей с нарушениями речи, 46 логопедических пункта, 6 групп для детей с ЗПР, 3 для детей с недостатками зрения и 8 – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Действуют областная и районные психолого-медико-педагогические комиссии. Представленные данные свидетельствуют о развитии процесса интеграции специального образования в общее на территории Зауралья.

Основываясь на результатах проведенного сравнительного анализа статистических данных, собранных по Курганской области с общероссийскими показателями, были выявлены следующие особенности изучаемого региона:

– низкая плотность населения (13,4 чел. на кв. км, 53 место по России);

– высокий процент сельского населения (43,4% против 27% в России);

– тенденция к снижению количества медицинских кадров (к 2008 г. врачей на 10 тыс. населения 21,7 чел. против 44 в России);

– относительно низкая численность детей с ограниченными возможностями здоровья (~2% против ~3% по России);

– отток специалистов и людей трудоспособного возраста в более благополучные регионы страны (с 2003 по 2008 гг. население области сократилось на 9,6%);

– низкий объем валового регионального продукта (69 место по России);

– низкий уровень доходов населения (63 место по России, 75% нищих, бедных и малообеспеченных);

– рост объема загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу (с 11 тыс. тонн в 2005 г. до 23,7 в 2008 г.);

– последствия радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» (1957 г.);

– негативное влияние завода по переработке и утилизации химического оружия в г. Щучье (по 1550 т. в год);

– повышенный уровень общей заболеваемости населения (772 против 823,7 человека на тысячу населения).

Кроме вышеперечисленных региональных особенностей, на систему специального образования Курганской области оказывают влияние такие социокультурные факторы, как: национальная однородность населения, высокое количество потребляемого алкоголя на душу населения, значительное сокращение численности учащихся в общеобразовательных учреждениях, низкая, относительно других сфер деятельности, оплата труда работников учреждений образования и здравоохранения.

Таким образом, в результате реализации рассмотренных выше этапов изучения генезиса системы специального образования Курганской области, были собраны, проанализированы и систематизированы все данные необходимые для выявления региональных и исторических особенностей ее развития.

В третьей главе «Результаты изучения генезиса системы специального образования Курганской области и их практическое использование» были выявлены региональные особенности и исторические закономерности развития системы специального образования Курганской области, определены, обусловленные ими недостатки этой системы, изучены причины их появления и созданы условия для нивелирования влияния этих недостатков.

На результативном этапе изучения рассматриваемого генезиса были выявлены конкретные недостатки региональной системы специального образования, обусловленные как историческими, так и региональными особенностями и закономерностями ее развития. Считаем целесообразным показать эти недостатки, там, где это возможно, вместе с историческими и региональными особенностями, которые обусловили их появление.

Первая особенность развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в регионе связана со спецификой заселения Курганской области. Русские поселенцы появились в Зауралье только после включения Сибирского ханства в состав России. Низкая плотность населения, удаленность рассматриваемой территории от научных, культурных и экономических центров страны, значительные расстояния между населенными пунктами при неразвитой инфраструктуре и относительно небольшое количество образовательных заведений долгое время препятствовали появлению специальных учебных заведений.

Вторая особенность заключается в том, что становление системы специального образования Курганской области, в отличие от общероссийской, проходило в Советский период. Первые специальные учебные заведения изначально были созданы по «закрытой» модели, что обусловило отсутствие опыта оказания специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в других социально-экономических условиях и с использованием других подходов, существовавших в стране до 1917 г.

Третья особенность состоит в том, что в отличие от западных регионов нашей страны в годы Великой Отечественной войны в г. Шадринск и г. Курган были эвакуированы десятки промышленных предприятий и организаций, что привело к стремительному экономическому развитию территории будущей Курганской области. В силу экономической целесообразности из состава Челябинской области в 1943 г. выделены сельскохозяйственные районы, которые были преобразованы в отдельный регион – Курганскую область. Это, со временем, обеспечило значительное улучшение инфраструктуры изучаемой территории и повлекло за собой ускорение темпов создания сети образовательных, в том числе и специальных учреждений. В то же время, война способствовала увеличению количества детских домов и школ-интернатов, в связи с появлением большого числа беспризорников, сирот и педагогически запущенных детей и инвалидов. Практически в это же время в области появились высшие учебные заведения, что стимулировало развитие системы подготовки кадров для специальных образовательных учреждений региона. Благодаря этому уровень развития региональной системы специального образования Курганской области в целом сравнялся с общероссийским.

Четвертая особенность развития рассматриваемой системы обусловлена сложившимися в ходе исторического развития региона низкой плотностью населения и высоким процентом сельских жителей, что привело к неравномерному распределению учреждений специального образования (большинство из них сосредоточены в г. Шадринске и г. Кургане). Исходя из этого, значительное количество детей с особенностями психофизического развития, которые проживают в сельской местности или небольших населенных пунктах, имеют возможность обучаться только в учреждениях интернатного типа, что приводит к отчуждению семьи от воспитательного процесса.

Пятая особенность связана с тем, что на протяжении последних двадцати лет наблюдается устойчивый отток кадров из региональной системы специального образования, что обусловлено, с одной стороны, общим низким уровнем доходов населения в Курганской области, а с другой – низкой, относительно других сфер деятельности в регионе, оплатой труда работников учреждений образования и здравоохранения, это привело к дефициту квалифицированных специалистов.

Шестая особенность связана с исторически сложившейся сельскохозяйственной специализацией экономики Курганской области, при том, что рассматриваемая территория находится в зоне так называемого «рискованного земледелия», это явилось причиной низкого, относительно других субъектов России, объема валового регионального продукта, что не позволяет обеспечить необходимый уровень материально-технического оснащения учреждений системы специального образования за счет региона.

Седьмая особенность обусловлена существующей на протяжении последних двадцати лет устойчивой тенденцией к снижению количества квалифицированных медицинских кадров, что в комплексе с другими факторами затрудняет выявление психофизических патологий у детей, особенно негативно это сказывается на развитии системы ранней диагностики нарушений у них в Курганской области.

Восьмая особенность развития системы специального образования Курганской области заключается в том, что выявленные факты, в частности, повышенный уровень заболеваемости населения, рост количества потребляемого алкоголя, повышение объема загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, последствия радиационной аварии на производственном объединении «Маяк», негативное влияние промышленных предприятий на окружающую среду противоречат данным об относительно низкой численности детей с особенностями психофизического развития в регионе и, скорее всего, указывает на недостаточное развитие не только системы выявления, но и учета детей данной категории.

Девятая особенность связана с тем, что в ходе исторического развития в регионе сложилась унифицированная система специального образования, это, в частности, привело к недостаточному удовлетворению образовательных потребностей детей с тяжелыми и множественными нарушениями, а также к отсутствию областной нормативной основы для реализации индивидуальных специальных образовательных программ.

В результате изучения современного этапа развития системы специального образования Курганской области, кроме вышеперечисленных были выявлены следующие недостатки:

– недостаточно развита система оказания специальных образовательных услуг детям с отклонениями в развитии по месту жительства (в частности, детям со сложной структурой дефекта);

– отсутствует система мероприятий направленных на просвещение населения по вопросам, которые связаны с особенностями семейного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, причинами появления у них психофизических нарушений и так далее;

– отсутствует звено между средними специальными, высшими учебными заведениями региона и потенциальными работодателями, что препятствует дальнейшему трудоустройству выпускников, которые имеют особенности психофизического развития;

– в повседневной деятельности учреждений специального образования Курганской области практически не применяются современные компьютерные диагностические, развивающие и коррекционные программные комплексы, что, с одной стороны, связано с отсутствием специализированного единого регионального центра по их разработке, а с другой – с проблемами, которые возникают при лицензировании готовых программных продуктов;

– в регионе практически отсутствует современный диагностический инструментарий, предназначенный для выявления нарушений на ранних этапах развития ребенка, что значительно затрудняет организацию дошкольной коррекционно-педагогической помощи и приводит к проблемам в правильном комплектовании специальных образовательных учреждений;

– существует межведомственная разобщенность во взаимодействии различных структур, обеспечивающих функционирование системы специального образования Курганской области.

На коррекционном этапе изучения генезиса системы специального образования Курганской области осуществлялось уточнение и дополнение содержания предыдущих этапов в соответствии с вновь получаемыми данными.

Основываясь на анализе рассмотренных недостатков был разработан представленный ниже комплекс рекомендаций, реализация которого позволит создать условия для дальнейшего совершенствования региональной системы специального образования:

– по возможности обеспечить условия для транспортировки детей с особенностями психофизического развития в соответствующие специальные образовательные учреждения и создать условия для разработки образовательных программ, предусматривающих более гибкий график обучения, учитывающий адекватную особенностям родителей возможность вовлечения их в образовательный процесс;

– создать под патронажем губернатора Курганской области, попечительский совет, целью которого будет координация действий различных организаций и частных лиц, направленная на привлечение специалистов и дополнительных средств для развития региональной системы специального образования;

– организовать работу по просвещению педагогов сельских дошкольных и средних образовательных учреждений по вопросам выявления отклонений в развитии у детей и создать единую региональную информационную систему для подразделений, участвующих в выявлении и учете детей с особенностями психофизического развития;

– обеспечить адекватное особенностям семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сотрудничество этих семей с квалифицированными специалистами, в том числе с использованием дистанционных технологий;

– разработать комплекс мероприятий, направленный на просвещение населения по вопросам, которые связаны с причинами появления психофизических нарушений и способами профилактики их появления;

– задействовать существующие в регионе центры поддержки предпринимательства для адекватного возможностям выпускников специальных образовательных учреждений трудоустройства и разработать механизмы взаимодействия учреждений системы специального образования с различными предприятиями региона, например посредством учебной или производственной практики;

– создать региональную лабораторию по разработке диагностических, развивающих и коррекционных программных комплексов;

– создать региональную лабораторию, задачами которой будут разработка и внедрение инновационных методик, предназначенных для повышения эффективности воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития;

– организовать межведомственный координационный совет для согласования действий главных управлений образования, здравоохранения и социального развития Курганской области, с целью повышения эффективности управления региональной системой специального образования.

Реализовать представленный комплекс рекомендаций можно посредством создания Центра развития региональной системы специального образования, структура которого представлена на рисунке 2. Деятельность этого Центра должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, что позволит усовершенствовать рассматриваемую систему с учетом особенностей Курганской области.

Таким образом, в процессе исследования все поставленные задачи были решены и его цель достигнута.

 

Рис. 2. Структурная модель регионального центра содействия развитию системы специального образования Курганской области и его место в структуре этой системы

 

Рис. 2. Структурная модель регионального центра содействия развитию системы специального образования Курганской области и его место в структуре этой системы

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В процессе исследования полностью подтвердилась исходная гипотеза, решены поставленные задачи и получены следующие результаты:

– Доказано, что изучение генезиса системы специального образования Курганской области приведет к возможности создания условий для совершенствования этой системы;

– Посредством разработанной модели изучения генезиса региональных систем специального образования научно и комплексно исследован процесс становления и развития помощи детям с особыми образовательными потребностями на территории Курганской области;

– В результате исследования генезиса системы специального образования Курганской области выявлены исторические закономерности и региональные особенности развития этой системы, влияющие на эффективность оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в регионе;

– В результате анализа установленных исторических закономерностей и региональных особенностей развития системы специального образования Курганской области выявлены отсутствующие или недостаточно развитые компоненты в структуре изучаемой системы и разработан комплекс рекомендаций, направленный на формирование или модернизацию этих компонентов, что создаст условия для совершенствования рассматриваемой системы;

– Научно обосновано, что эффективность оказания специальных образовательных услуг на территории Зауралья возрастет, если реализовать разработанную модель регионального центра содействия развитию системы специального образования Курганской области.

 

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих в публикациях:

Статья в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ

  1. Алексеев, И. А. Модель региональной системы коррекционно-педагогической помощи детям / И. А. Алексеев, О. В. Калинина // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. – 2008. – № 60. – С. 56-60. – 0,3/0,15 п.л.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях

  1. Алексеев, И. А. Воспитание и обучение аномальных детей в Шадринском детском доме-интернате №1 / И. А. Алексеев // Шадринская провинция : материалы четвертой регион. краеведческой конф. , Шадринск, 6 октября 2003 г. / Шадринский гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2003. – С. 38-39. – 0,12 п.л.
  2. Алексеев, И. А. Особенности организации обучения и воспитания детей в детских домах Курганской области в послевоенные годы / И. А. Алексеев // Ключевые проблемы качества жизни : материалы междунар. науч. конф. , Челябинск, 25 мая 2006 г. / Ун-т Российской Академии образования. – Челябинск, 2006. – С. 324-327. – 0,25 п.л.
  3. Алексеев, И. А. Развитие специального образования в г. Шадринске до 1917 года / И. А. Алексеев, О. В. Калинина // Вопросы специальной психологии и педагогики / Сургутский гос. пед. ун-т. – Сургут, 2007. – №1. – С. 86-87. – 0,12/0,06 п.л.
  4. Алексеев, И. А. Проблемы специального образования в Курганской области в 60-70 гг. XX века / И. А. Алексеев // Сборник науч. материалов окр. науч.-практ. конф. «VI Знаменские чтения» , Сургут, 24 марта 2007 г. / Сургутский гос. пед. ун-т. – Сургут, 2007. – Ч.1. – С. 7-9. – 0,18 п.л.
  5. Алексеев, И. А. Возникновение первых психолого-медико-педагогических комиссий в Курганской области / И. А. Алексеев // Изучение и образование детей с нарушениями развития : материалы межрегион. науч.-практ. конф. , Екатеринбург, 19 апреля 2007 г. / Уральский гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 23-25. – 0,18 п.л.
  6. Алексеев, И. А. Вклад всероссийского общества глухонемых в оказание психолого-педагогической помощи людям с нарушениями слуха в 50-60-е гг. XX в. в Курганской области / И. А. Алексеев // Наука и инновации XXI века : материалы VIII окр. конф. молодых ученых , Сургут, 22-23 ноября 2007 г. : в 2 т. / Сургутский гос. ун-т. – Сургут, 2008. – Т. 2. – С. 185-186. – 0,12 п.л.
  7. Алексеев, И. А. Информационные технологии как средство повышения квалификации работников сферы специального образования на современном этапе / И. А. Алексеев // Повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области прикладной информатики : материалы всерос. науч.-практ. конф. , Шадринск, 17 апреля 2008 г. / Шадринский гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2008. – С. 21-24. – 0,25 п.л.
  8. Алексеев, И. А. Вклад всероссийского общества глухонемых в развитие специального образования в послевоенные годы на территории Зауралья / И. А. Алексеев, О. В. Калинина // Психология и педагогика: методика и приемы практического применения : материалы I всерос. науч.-практ. конф. , Новосибирск, 25 апреля 2008 г. / Центр развития научного сотрудничества. – Новосибирск, 2008. – С. 370-374. – 0,3/0,15 п.л.
  9. Алексеев, И. А. Обоснование необходимости разработки инновационной модели системы специального образования Курганской области в новых социально-экономических условиях / И. А. Алексеев // Социально-экономическое и политическое развитие России. Реформа местного самоуправления Российской Федерации: муниципальные выборы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. , Сургут, 25 ноября 2008 г. / Филиал Тюменского гос. ун-та в г. Сургуте. – Сургут, 2008. – С. 112-113. – 0,12 п.л.
  10. Алексеев, И. А. Методологические особенности исследования генезиса региональной системы специального образования / И. А. Алексеев, О. В. Калинина // Инновационные технологии в образовании : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. , Москва, 21 мая 2009 г. / Московский гос. гуманитарный ун-т. – Москва, Шадринск, Петропавловск, 2009. – С. 297-300. – 0,25/0,12 п.л.

 

Подписано в печать .04.2010. Формат 60x84 1\16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №

Отдел множительной техники

Уральского государственного педагогического университета

620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26