24.08.2011 1672

Повышение эффективности формирования квалитативной фотографической культуры будущих журналистов (статья)

 

Основной задачей учебной фотографической студии на базе кафедры средств массовой информации факультета филологии и журналистики Ставропольского государственного университета является обеспечение учебных занятий по предмету «фото и видеосъемка» в объеме 80 часов на 1-м курсе специальности журналистика, а также потребностей университета в представительских и рекламных фотоматериалах.

Так как данный объем учебных часов недостаточен для формирования профессиональной квалитативной фотографической культуры, была поставлена задача реализации экспериментальной программы в рамках творческой мастерской, организованной на базе учебной фотографической студии

На первом этапе (2000-2001г.) проводилась работа по созданию учебно-материальной базы студии, необходимой для проведения учебной работы в профессиональном режиме.

В учебной фотостудии были сформированы:

– учебный съемочный павильон с системой сменных фотографических фонов, комплектами профессионального импульсного и лампового освещения, позволяющих выполнять все виды фотографических работ (от репродукции до портретной и постановочной модельной фотосъемки);

– лаборатория по обработке фотоматериалов, укомплектованная четырьмя рабочими местами, позволяющая выполнять негативную обработку всех видов фотоматериалов, контактную и проекционную фотопечать как черно-белых, так и цветных изображений в соответствии с действующими технологическими стандартами и с соблюдением правил техники безопасности, необходимых при проведении учебных занятий;

– комплектация фотооборудования, включающая в себя как профессиональное павильонное оборудование, репортерский комплект Canon 3, так и любительское фотооборудование, необходимое на начальных этапах обучения;

– компьютерная лаборатория, позволяющая на современном уровне, используя передовое программное обеспечение, работать с изображением на цифровых носителях, производить его обработку и фотомонтаж, обеспечивать работу с цифровой фототехникой;

– библиотека, на настоящий момент включающая около 450 книг, брошюр и журналов по теории и практике фотографии, что обеспечивает необходимый объем информации как по фундаментальным и историческим вопросам, так и о современном уровне развития фотографической теории и фотографических технологий, фотографических новинок и творческой практике;

– коллекция авторских фотографий, используемой в качестве учебного фонда художественной и публицистической фотографии, которая на настоящий момент насчитывает более 250 работ тридцати восьми авторов, как ставропольского края, так и иных регионов России.

Данная учебно-материальная база обеспечивает весь комплекс учебных теоретических мероприятий в полном обьеме и позволяет формировать умения и навыки, необходимые в профессиональной фотографической деятельности журналиста. Состав учебной базы позволяет студенту выбирать вид деятельности во время занятий по своему усмотрению: практическую фотосъемку в павильоне, работу в лаборатории, работу с научным литературным материалом или свободное общение с преподавателем.

На втором этапе реализации программы (2001-2002гг.) разрабатывались учебный план и программы творческой мастерской (приложение 1) как основа интегративной дидактической системы дисциплин, направленных на формирование квалитативной фотографической культуры.

Данный курс творческой мастерской имеет целью способствовать профессиональному обучению теории и практике фотографии, творческому и профессиональному становлению студентов-журналистов. Основой учебного плана является общий курс фотографии, рассчитанный на четыре семестра, который включает следующие дисциплины:

1. «Основы теории фотопроцессов и материаловедение». Содержание дисциплины обеспечивает теоретические знания о фотографических технологиях, производстве и обработке фотографических материалов, о структуре, видах фотоматериалов, о выборе необходимых материалов в зависимости от видов фоторабот. Особое значение имеет раздел о цифровых принципах получения фотографического изображения и о современном уровне и направлении развития цифровых фотографических технологий. Данная дисциплина является системообразующей, поскольку обеспечивает уровень общетеоретической подготовки, необходимый для изучения других дисциплин;

2. «Фотоаппаратура и её эксплуатация» - основная дисциплина, формирующая умения и навыки работы с фотоаппаратурой разного класса и различных систем. Знания принципа действия, назначения узлов и механизмов и выработанные навыки позволяют фотографу свободно ориентироваться в съемочной ситуации и профессионально выполнять поставленные перед ним задачи. Важной частью данного курса является изучение фотографической оптики и оптических систем, применяемых в современной фотографии, а также фотографических принадлежностей и вспомогательного оборудования. Без успешного усвоения содержания данной дисциплины не представляется возможным качественная и своевременная работа фотографа в условиях быстро изменяющейся съемочной ситуации, или в стационарных условиях;

3. «Фотографическая светотехника» является специальной дисциплиной, содержащей знания о свете как источнике информации, его физической природе и физиологическом действии. В ее состав входят элементы фотометрии, колорометрии и цветоведения, без освоения которых профессиональное выполнения фотографических работ не представляется возможным. Знание закономерностей естественного и искусственного освещения, работы со световыми приборами и правилами освещения обеспечивает необходимый научный и практический уровень, на котором фотограф профессионально выполняет работу;

4. «Техника и технология фотосъемки» - это основная дисциплина, формирующая практические умения и навыки выполнения фотографических работ, применения приемов и правил, необходимых в конкретной съемочной ситуации. Каждый вид фотографической работы имеет свое технологическое содержание, определяемое как последовательность конкретных действий и операций. Знание фотографических технологий является основой правильности выполнения всех видов фотографических работ. В состав дисциплины входят такие разделы, как общие правила фотосъемки, пейзажная и видовая съемка, фотосъемка архитектуры, интерьеров, фотосъемка предметов и натюрморта. Особым и главным разделом этой учебной дисциплины является фотосъемка человеческой фигуры. Именно здесь происходит взаимодействие всех ранее изученных дисциплин, потому что процесс фотосъемки неразрывно включает в себя и владение фотоаппаратурой, и выбор фотоматериала, и экспонометраж, и установку выбранного варианта освещения. При выборе фотографического сюжета автор должен проявить свои драматургические способности, чтобы учесть расположение фигуры человека в пространстве вещей и их зрительное взаимодействие, определить характер светового рисунка, цвета и колорита будущего фотографического произведения. А затем уже как режиссер, управляя процессом фотосъемки и действиями портретируемого в пространстве фотокадра, запечатлеть наиболее выразительное и типичное в облике портретируемого. Специфика фотографической работы состоит в том, что для решения всех перечисленных вопросов у фотографа, особенно при репортажном виде съемки, очень мало времени, и профессионал должен привести свои фотографические навыки до автоматизма, принимая решение практически на уровне развитой интуиции. Такое состояние полной уверенности в выполняемых действиях дает только соответствие знания теории и практической работы. Эту задачу и решает данная дисциплина.

5. «Фотографическая композиция» является дисциплиной, завершающей процесс обучения в настоящем курсе, и изучается параллельно с техникой и технологией фотосъемки. Основным содержанием фотокомпозиции как учебной дисциплины являются теоретические основы восприятия изображения как произведения искусства, способы передачи формы, объема, фактуры предметов, их взаимодействия в пространстве фотокадра, вопросы симметрии, асимметрии, равновесия и динамики восприятия изображения. Уже при обучении основным приемам видовой и пейзажной фотосъемки студент должен обладать знаниями о внутрикадровом пространстве, картинной плоскости, знать принципы перспективного построения изображения, правила линейной и тональной перспективы. В завершение изучения дисциплины выносятся её основные законы (цельности, соподчиненности, типизации и контрастов) и понятие о сюжетной завершенности. Знание фотографической композиции позволяет фотографу применять приемы и методы фотографической съемки таким образом, чтобы получить проектируемый результат. Фотографическую композицию можно рассматривать как теоретическую основу драматургического проектирования фотографического сюжета;

6. индивидуальные практические занятия распределяются равномерно в пределах всего учебного плана. Целью этих занятий является отработка практических навыков по всему изучаемому материалу. Все практические задания выполняются строго индивидуально и под контролем преподавателя, что обеспечивает их максимальную эффективность. Не участие в работе, а непосредственное ее многоразовое выполнение обеспечивает формирование необходимых навыков. Поэтому предусмотрен следующий график работы: один день в неделю выделяется на изучение теоретических дисциплин, а практические занятия распределяются по принципу удобства и в зависимости от основного расписания.

После успешного изучения общего курса, обеспечивающего базовый теоретический уровень, обучающийся может переходить к выбору профессиональных специализаций: «фотография в печатных СМИ» и «портретная фотография».

Специализация «фотография в печатных СМИ» включает следующие дисциплины: история фотожурналистики, фотографические жанры печатных СМИ, техники и технология репортажной съемки, бильдредактирование.

Специализация «портретная фотография» включает дисциплины художественно-технологического плана: история развития фотопортрета, анализ и проектирование портрета, свет и освещение в портретной фотографии, технология павильонного портретирования, жанровое портретирование. Выбор данных специализаций не случаен, а обусловлен тем, что первая обеспечивает профессиональную подготовку специалиста как фоторепортера, а вторая -как фотопортретиста, востребованного в иллюстративной и рекламной работе.

Освоение дисциплин, предусмотренных учебным планом, обеспечивает необходимый уровень теоретических знаний и практических умений и навыков. Необходимой составляющей программы развития профессиональной фотографической культуры является организация профессионального общения.

Как учебно-воспитательный и развивающий компонент формирования квалитативной фотографической культуры журналиста, профессиональное общение рассматривается, по мере готовности участников, на разных уровнях: как младших со старшими и как коллег с разным уровнем компетентности. В процессе общения формируются виды, нормы и правила культуры профессиональной коммуникации. В рамках реализации нашей программы изначально предполагалось, что профессиональное общение будет носить обучающий характер, поэтому в качестве форм профессионального общения были выбраны встречи с фотокорреспондентами и мастерами фотографии, и мастер-классы.

Встречи и творческие беседы являются формой общения диалогового типа, в которой, с одной стороны, принимает участие автор, профессионал, приглашенный к разговору, а с другой стороны - группа учащихся, которая должна быть подготовлена к разговору на профессиональные темы. В противном случае данная форма перерастает в монолог и своей дидактической функции не выполняет. На первых этапах реализации программы в качестве гостей приглашались члены Ставропольского городского фотографического клуба, участники Краевой фотографической ассоциации В.Р.Дейнека, Г.И. Бондаренко, В.Н. Касимов, В.А. Ульянкин и др. Уровень приглашаемых гостей на первом этапе выбирался фотолюбительский, для того, чтобы общение проходило по клубной форме, без обычной в таких случаях дистанции.

По мере «взросления», аудитория становилась готовой к общению на более профессиональном уровне, то есть способной задавать вопросы по содержанию и концептуальному решению фотосюжетов. Стало возможным организовать встречи с председателем Ставропольского регионального отделения союза фотохудожников России М.И. Вороновой, собственным корреспондентом ИТАР-ТАСС К.А. Тарусовым. Кроме этого, в программу формирования профессионального общения были включены посещение заседания ставропольского городского фотоклуба, а также презентационные мероприятия по открытию фотовыставок, проводимых в г. Ставрополе в течение 2002-2005 годов.

Важной формой обучающего общения являются мастер-классы. Данная форма удачно сочетает уже достигнутый уровень теоретических знаний и практического навыка с профессиональным общением во время непосредственного выполнения конкретного вида фотографической работы совместно с преподавателем или приглашенным специалистом. Работа строится так, чтобы учащиеся непосредственно включались в процесс, сначала повторяя, потом дублируя, а затем выполняя показанные ведущим действия самостоятельно. Основной принцип мастер-класса «делай, как я» придает учащимся уверенности в своих силах и стимулирует их к дальнейшему обучению и творчеству.

Результативность мастер-классов столь велика, что учащиеся просят их повторить и продолжить. Проведение мастер-класса несколько раз подряд по одной и той же теме показало, что происходит резкое повышение уровня сложности выполняемых сюжетов и увеличения количества и разнообразия съемочных приемов, используемых студентами. Решая основную задачу по выполнению конкретного фотографического задания, в ходе мастер-класса обучающиеся проявляют инициативу, выражающуюся в импровизации, игре и эксперименте. Удачное сочетание формы мастер-класса и ролевой игры, в ходе которой студенты меняются местами (модель - фотограф), позволяет формировать опыт фотографирования с учетом психологических особенностей поведения «человека перед фотоаппаратом».

В практике реализуемой программы планировались и проводились следующие мастер-классы:

- гипсовый класс, в основную задачу которого входила отработка навыков классического портретного освещения на гипсовой модели головы человека. Важность данного класса определяется необходимостью освоить и прочувствовать основной принцип классического портретирования - световой баланс, то есть оптимальное соотношение яркости освещенной и теневой стороны фотографируемого объекта. Гипсовая модель позволяет выполнять все необходимые манипуляции абсолютно точно, отрабатывая классические портретные схемы освещения. По единодушному признанию участников гипсового класса, только после этих занятий они стали осознанно применять виды светотеневого и светотонального освещения в практике фотографирования людей. Использование в работе мастер-класса гипсовых моделей классической античной скульптуры выполняет также познавательную и эстетическую воспитательную функции.

В продолжении обучения проводятся мастер-классы на гипсовых геометрических фигурах, что является базой для перехода к фотографированию вещей и постановке натюрморта. Данный мастер-класс предназначен для тех, кто изъявляет желание специализироваться на рекламной фотографии. В ходе реализации программы гипсовый мастер-класс проводился автором диссертации;

- индивидуальный портрет, в задачу которого входила демонстрация авторского подхода к световому и сюжетному решению индивидуального женского и мужского портрета. Кроме этого, перед этим мастер-классом ставилась задача ученической импровизации на уровне деловой игры с целью получения сюжетов различного психологического и эмоционального содержания: «обиженная», «задумчивая», «бегущая», «готов к бою» и т.д. Знания и навыки, полученные во время обучения, позволяли проводить мастер-класс, не теряя времени на объяснение элементарных действий - профессиональная подготовка предопределяет такой функциональный уровень общения, когда действия одного на съемочной площадке понятны всем. В рамках реализуемой программы подобные мастер-классы проводились Г.И. Бондаренко, К.А. Тарусовым и автором.

Выставочная деятельность экспериментальной группы была организована уже на первый год деятельности творческой мастерской. Именно выставка является обобщающим показателем сформированности профессиональной фотографической культуры, на уровне как фотографических технологий, так и творческого развития. В жизни фотографа выставка - это не про: сто мероприятие по демонстрации своей продукции, это жизненный этап, чрезвычайно эмоционально ставящий перед автором вопросы самосознания, самовыражения и самоутверждения. Выставка - это самореализация и жесткая рефлексия, поскольку именно по реакции зрителей и критике коллег автор может представить себе истинную значимость как своих работ, так и своей личности. Первая же неудача, или необоснованная критика, обида за которые сохраняется на долгие годы, может круто изменить человеческую судьбу.

Выставочная деятельность начинающих фотографов - это их первый шаг в профессиональную жизнь. При этом очень важно ответственное уважительное отношение педагога к своим ученикам, защита представленных работ от необоснованных и чрезмерных требований. Компетентная оценка как нельзя лучше способствует формированию профессиональной фотографической культуры журналиста. Выставочная работа должна быть постоянной, целенаправленной деятельностью учебной группы, концентрирующей в себе как акмеологические, так и аксиологические компоненты квалитативной фотографической культуры. При каждом просмотре фоторабот преподаватель отмечает сюжеты, перспективные с позиции выставочной работы. Выставочная фотографическая работа характеризуется в первую очередь качеством исполнения и построения сюжета, однозначностью и естественностью восприятия, выраженностью авторской позиции. Но перспективная работа -это еще не выставочный образец, она требует творческого подхода и мастерства оформления «доводки» до демонстрационного уровня. Именно в индивидуальном стремлении каждого участника творческой мастерской в доведении своих работ до выставочного уровня и в формировании выставочного фонда проявляются те качества личности обучающегося, которые предопределяют развитие его профессионализма и общекультурного уровня.

Кроме этого, материалы выставочного фонда регулярно использовались как учебные пособия во время занятий для обсуждения вопросов технологии фотосъемки, и как материалы для обсуждения во время встреч по программам профессионального общения. Для этой цели была организована постоянно действующая экспозиция в помещении творческой мастерской. Первая выставка с участием студентов была проведена в Ставропольском государственном университете в сентябре 2002 года, ее обновление производилось регулярно по истечении каждого семестра (по настоящее время 6 раз). В марте 2004 года в рамках выставочной деятельности был проведен внутренний конкурс на звание «лучший по профессии», в котором приняли участие все участники творческой мастерской. Итоги подводились по результатам зрительского голосования, победители награждены книгами по фотографии. В сентябре - ноябре 2004 года проведены две авторские экспозиции Ю. Богдановой и Д. Червоненко - «Музы», по мотивам античного эпоса и «Голубая комната» по мотивам новелл П. Мэриме, и Ю. Швыдченко «London». С 2002 по 2005г. было выставлено 268 фотографий 19-ти авторов.

Студенты-журналисты принимали участие в городских выставках:

– «Ставрополь глазами молодых» к 225-летию основания города (Музей изобразительных искусств г. Ставрополь, сентябрь 2002г);

– фестиваль молодежного изобразительного искусства Северо-Кавказского региона (Музей изобразительных искусств, г. Ставрополь, июль 2003 г);

– фотографический фестиваль учащейся молодежи Ставропольского края «Наши кадры» (Музей изобразительных искусств, г. Ставрополь, июнь-октябрь 2004г);

– фото-акция «Электричка» (помещение Греческой школы, февраль 2005 г);

– авторская экспозиция Ю. Богдановой и О. Косенко «Сценография» (Дворец культура и спорта, г. Ставрополь, апрель 2005г).

Взаимодействие творческой мастерской с базовым учебным процессом осуществляется на уровне учебных предметов, курсового и дипломного проектирования. В рамках учебной дисциплины «Выпуск учебной газеты», в обеспечении иллюстрирования подготавливаемых материалов активное участие принимают те студенты, которые занимаются в творческой мастерской. Для этого им предоставляется оборудование и материалы. Аналогичную помощь мастерская оказывает в работе над курсовыми проектами по истории журналистики и теории и методике журналистского творчества.

В 2003 году была на «отлично» защищена дипломная работа студентки 5 курса Болотниковой С. «Синтез фотоиллюстрации и текста в газете как способ психологического воздействия на аудиторию» под научным руководством автора диссертации. В 2005 - 2006 учебном году, уже три студента приступают к дипломному проектированию по тематике фотографической журналистики.

Основным показателем сформированности профессиональной квалитативной фотографической культуры журналиста, является, на наш взгляд, профессиональная востребованность студентов, как по окончании университета, так и во время обучения. При прохождении учебных, производственных и преддипломных практик студенты подготавливают и публикуют фотоматериалы как иллюстративного, так и информационного характера. Материалы опубликованы в газетах «Ставропольская правда», «Вечерний Ставрополь», «Жизнь», «Ставропольские губернские ведомости» и других. Ю. Богданова уже является штатным корреспондентом нового ставропольского издания, журнала «ПРО-движение». Ряд выпускников-журналистов, принимавших участие в работе экспериментальной группы успешно работает в средствах массовой информации.

Таким образом, деятельность творческой мастерской, сформированной на базе учебной фотографической студии кафедры средств массовой информации факультета филологии и журналистики, в ходе эксперимента по реализации программы формирования профессиональной квалитативной фотографической культуры журналиста показала, что на ее базе возможно успешное изучение фотографических дисциплин в рамках разработанного учебного плана.

Обучающиеся студенты, желающие расширить свою квалификацию в области фотографической журналистики, имеют возможность получить профессиональную теоретическую и практическую подготовку и успешно сочетать ее с основным, базовым журналистским образованием. Активно включаясь в творческий процесс работы мастерской, принимая участие в научно-методических и культурных мероприятиях, студенты имеют возможность получить навыки профессионального общения и вхождения в профессиональную среду. Активная выставочная работа открывает перед студентами возможности творческой самореализации и получения признания как профессионала, потому что только выставки являются показателем достигнутого творческого и художественного фотографического уровня. Полученный в рамках деятельности мастерской опыт позволяет студентам предлагать свои услуги периодическим изданиям и быть ими востребованными.

Таким образом, можно утверждать, что творческая мастерская полностью соответствует программе формирования профессиональной квалитативной фотографической культуры будущего журналиста и может быть включена в учебный план специализации «периодическая печать».

 

Автор: Барабаш О.Ю.