24.08.2011 3605

Проект гражданского воспитания учащихся на основе экологического образования (статья)

 

Проектировочная деятельность в образовании связана с отбором, композиционной организацией, структурированием содержания, форм его существования и временных рамок, способов освоения. Иными словами, содержание проектировочной деятельности состоит из следующих структурных компонентов: прогнозирование содержания будущей деятельности; системы, последовательности действий педагога, системы, последовательности действий учащихся.

Вопросы проектирования педагогических систем, процессов, ситуаций нашли отображение в работах В.С.Безруковой, Н.М.Борытко, А.Н.Кузибецкого, Н.В.Кузьминой, В.А., Сластенина, А.И.Щербакова и др.

С точки зрения В.А. Сластенина, проектировочная деятельность в педагогике включает три стороны: первая - конструктивно-содержательную (отбор и композиционная организация материала, планирование и построение педагогического процесса); вторая - конструктивно-оперативная (планирование действий педагога и учащихся); третья - конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса.

«Спроектировать, - отмечает B.C. Безрукова, - значит, составить проект развития личности посредством педагогического процесса, устранить мешающие факторы, обеспечить необходимые условия».

Процесс проектирования (как создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов) имеет ряд этапов: осознание целевой идеи, собственно проектирование; конструирование. Целевой идеал есть модель, т.е. первый этап в этом случае - моделирование. На втором этапе проектирования - происходит работа с созданной моделью. Проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует и приближает к реальным условиям деятельности.

Что относится к моделям? Это, прежде всего, концепции развития образовательных систем, их нормативное обеспечение, педагогические теории.

Проекты - это планы внеучебной деятельности, планы работы организаций, клубов, объединений, программы, методические рекомендации.

Конструкты - конспекты, сценарии мероприятий, схемы, таблицы и так далее.

Объектами проектирования являются педагогические системы, процессы, ситуации. Важнейшими условиями успешности проектирования является соблюдение технологических правил, соответствие результата проектирования педагогическим потребностям. К таким правилам, требованиям относят: соответствие интересам воспитуемого, направленность на его личностное развитие; максимальное использование имеющихся возможностей; адаптивный характер проектов, возможность их модернизации; соответствие критерию оптимальности, конкурентоспособности.

Реализация данных требований в технологии проектирования предполагает следующие действия: компонентный анализ объектов проектирования, выбор системоообразующего фактора (компонента); определение пространственно-временных основ проектирования; определение его порядка, логики.

В аспекте нашего исследования в качестве объектов проектирования, требующих анализа, выступают система и процесс формирования гражданственности средствами экологического образования. Компонентами системы являются: назначение системы; ее структура; структура управления системой; кадровое обеспечение; характеристика учащихся; нормативно-правовое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническая база.

Компонентами процесса экологического образования являются: цели и задачи, принципы, содержание, методы (приемы, средства), формы. Таким образом, педагогическое проектирование представляет собой отбор компонентов и элементов в соответствии с целью, определение связей и отношений между ними, что направлено на формирование гражданского сознания личности средствами экологического образования.

Наиболее распространенными ошибками при проектировании могут быть: нечеткость постановки целей и задач; недостаточность учета внешних условий, факторов, неадекватность оценки возможностей педагогов образовательного учреждения, слабость диагностики ценностных ориентации воспитанников; формальность контроля; отсутствие образцов деятельности; слабость мотивации педагогов на реализацию целевой идеи.

Наиболее слабым звеном в проектировании, организации работы с молодежью является система начального профессионального образования (НПО). В этой связи, прежде всего, следует акцентировать внимание на сохранении и развитии сети учебных заведений начального профессионального образования, организации мониторинга потребностей рабочих по отраслям и регионам, обновлении содержания НПО, реализации принципа вариативности, расширения перечня образовательных услуг, учете специфике НПО при проектировании воспитательной работы.

При организации экологического образования в учебное время (при изучении социально-экономических и гуманитарных дисциплин) важно опираться при проектировании на образовательные стандарты всех уровней (федеральный, региональный и местный), которые задают стратегии обеспечения процесса воспитания организационно-методическим комплексом (пакет программ, графиков, рекомендаций, разработок). Проекты экологического образования как целостной системы должны включать информационно-когнитивный, социально-ролевой, поведенческий компоненты. Информационно-когнитивный компонент - владение понятиями, знание идей, концепций, норм, традиций. Социально - ролевой компонент - освоение ролевых позиций в структуре тех общественных и межличностных отношений, «выход» на которые связан с изучаемой отраслью знаний. Такие программы выделяют жизненно важные для человека умения, необходимые для принятия решений в тех или иных социально-ролевых позициях. Изучаемое содержание выступает при этом как средство для освоения позиций и отношений. Поведенческий компонент - имитационное моделирование, целевые задачи которого описываются как способности к принятию решений в проблемных случаях.

Стратегические цели такой целостной программы - создание условий для усвоения учащимися социальных ролей. На этой основе происходит формирование базовых знаний и изменений определенной содержательной направленности. Социальные роли проектируют и конструируют для того, чтобы помочь учащимся освоить ролевые позиции, включиться в социальные отношения.

Таким образом, социально-ролевой компонент играет системообразующую роль в проектируемой программе, технологии. Выявленные теоретические основы проектирования позволили осуществить полный технологический цикл в проектировании компонентов процесса формирования гражданственности на основе экологических ценностей в образовательном учреждении начального профессионального образования (НПО). Для этого была разработана концепция экологического образования профессионального (сельскохозяйственного) лицея № 11 г. Невинномысска, в основу которой были положены следующие задачи образования и воспитания учащихся.

1. Формирование гуманистического мировоззрения к окружающей среде.

2. Формирование высокого уровня самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, умения ее проектирования и достойной реализации.

3. Формирование правильных представлений об общечеловеческих нормах морали: любви, сострадании, милосердии, миролюбии, вере в сознательные, возможности человека, терпимости по отношению к людям.

4. Формирование потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения и высшей ценности в жизни человека и общества.

5. Воспитание готовности и способности жить нравственно, согласно законам и нормам коллективной жизни, социальной ответственности, национального самосознания, необходимых для заботы о благополучии всех стран, сохранения человеческой цивилизации.

6. Формирование потребности и стремления к созданию семьи, продолжению рода.

7. Адаптация воспитанников к локальным, российским и мировым культурным традициям; воспитание потребности к их приумножению и участию в культурной жизни.

8. Формирование эстетического отношения к окружающему миру и к себе на основе приоритетных духовных, экологических, творческих, эмоционально-ценностных ориентации.

Актуальность данной концепции обусловлена государственным заказом системы НПО. Одной из множества принятых формул концепции модернизации российского образования на период до 2010 года является жизнеутверждающее заверение о том, что государство возвращается в образование. Кроме этого, перед профессиональным образованием поставлена задача опережающего развития в связи с возросшей потребностью народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Поставлены задачи актуализации содержания образования, повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, укрупнению, интеграции профессии.

Государство в концепции модернизации образования делает заказ на буквально: «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

Перед каждым субъектом Российской Федерации и перед каждым образовательным учреждением встает задача выбора способов и форм реализации поставленных задач.

Выполнить социальный заказ невозможно без четкой концептуальной идеи. В своем развитии большинство образовательных учреждений стремится приобрести «свое лицо», создать такую учебно-воспитательную систему, в которой учащийся не просто учится, но развивается, имеет возможности для самостроительства, чувствует себя комфортно.

Основополагающей идеей реформирования системы образования служит гуманизация (т.е. отношение к человеку, как высшей ценности), охватывающая все сферы воспитания и основывающаяся на органическом сочетании научного мировоззрения и духовной культуры.

Сегодня идеалы гуманизма приобрели новый смысл, обогативший их традиционное содержание. Сегодня гуманизм полагает отказ от идеи насилия, подавления не только человека над человеком, но и человека над природой.

Современный гуманизм сохраняет уважение к достоинству личности и духовному опыту поколений, каким бы трагичным и противоречивым он ни был, к разнообразию культур и уникальности каждой из них.

Идеалы гуманизма воплощаются в основных идеях:

– деятельностная, а не знаниевая основа образования и девиз: «Земля, на которой ты живешь, с которой кормишься, одеваешься, лечишься -живая»;

– принятие учащегося таким, как он есть;

– создание каждому ситуации успешности;

– включение каждого в ту деятельность, где он может реализовать себя, и поддержка личностного роста (диагностика - мотивация -деятельность);

– создание воспитательного пространства - комфортного для учащегося;

– отказ от монологичности учебной деятельности (диалогичность, интерактивность);

– воспитание на традициях - «Общество, не уважающее свое прошлое -не имеет будущего»;

– сохранение традиции коллектива, города, края;

– методика телесной, сенсорной и психомоторной свободы, художественное и концептуальное рукотворчество.

Ценностная значимость нового смысла современного гуманизма для целенаправленной педагогической деятельности проявляется в следующих приоритетах:

– готовить учащихся к жизни во взаимосвязанном, взаимозависимом и одновременно противоречивом мире;

– воспитывать уважение к окружающей природе и социальной среде, к разнообразию культур;

– создавать атмосферу сотрудничества между взрослыми и детьми, преподавателями и учащимися;

– учить учащихся мыслить масштабно, всегда делать выбор в пользу сотрудничества и мира;

– формирование психологических оснований, необходимых для воспитания порядочности: рефлексивного мышления, эмпатических способностей, толерантности.

Реализация этих приоритетов лежит в основе веера целей: идеальной, стратегической, тактической и реальной.

Идеальная цель - воспитание у подростков готовности и способности жить в постоянно меняющемся мире, уметь реализовывать в жизни свою индивидуальность и свои способности.

Стратегическая цель - становление нового стиля воздействия педагога на формирующуюся личность учащегося (диалог, эмоционально насыщенное и рационально продуманное поведение). Стратегическая цель - это педагогика сотрудничества.

Тактическая цель - творческое развитие личности учащегося (расширенная сеть кружковой, клубной, предметной работы).

Реальная цель - выявление и развитие природных задатков каждого учащегося. Систематическое изучение типичных и индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

То есть все виды целей оказываются взаимосвязанными в сложной работе гуманистического формирования личности.

Но гуманистическим системам свойственно ориентироваться более на ценности, нежели на цели.

Педагогический коллектив не рассматривает человека, учащегося, личность как воспитательное средство для достижения поставленных целей, а рассматривает ценности для человека. Главное для педагогического коллектива - целостная личность учащегося. Поэтому в основе педагогической деятельности лежат общечеловеческие, личностные, гражданские, экологические ценности, и мы ставим своей целью воспитание человека, личности, гражданина.

Основные принципы, использованные в концепции - это духовность и душевность; защищенность и комфортность; доверия и открытости; сотворчества и содружества; ответственности и честности.

Одним из компонентов системы воспитательного пространства, ориентированного на формирование экологических ценностей является создание общих идей, субкультуры, взаимоотношений (фактически энергии педагогической деятельности) буквального пространства (здания, территории), коллектива учащихся и педагогов, социокультурной среды.

Главной характеристикой воспитательного пространства является характер отношений, в котором главенствующее положение занимает личность учащегося.

Основное содержание воспитания составляют: освоение, усвоение, присвоение ценностей. После того как наши воспитанники научатся понимать, признавать и принимать ценности, у них сформируется потребность к жизнедеятельности и жизнетворчеству.

Содержание воспитания начинается с формирования у учащихся навыков:

– бытовой культуры (поведение учащихся в семье, отношение к членам семьи и родственникам);

– культуры пола (умение вести себя в обществе сверстников и групп разного половозрастного состава);

– культуры здорового образа жизни (развитие у учащихся правильных отношений с самим собой; выработка необходимых знаний, умений, действий, направленных на выполнение нравственных и правовых норм человеческой жизни);

– социальной культуры (взгляды, установка, отношения человека с социальной средой, коллективами, группами и отдельными личностями);

– гражданской культуры (формирование таких ценностей, как общественное благо, права человека, свобода, справедливость, равенство, правдивость, патриотизм; формирование правовой, политической, трудовой, экономической, природоохранительной и миротворческой культуры у учащихся);

– культуры мира (ценности, подходы и поведенческие нормы, основанные на ненасилии и уважении человека).

Содержание должно быть реализовано основными средствами воспитания: деятельность, общение, отношение.

Деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров, воплощается в целевых программах:

Первая программа «Формирование коллектива» (программа имела три направления):

– самоуправление;

– влияние на межличностные отношения;

– традиции коллектива.

Вторая программа «Организация деятельности» имеет несколько направлений:

– свободное общение;

– физкультурно-оздоровительная деятельность;

– трудовая деятельность;

– познавательная деятельность;

– экологическая деятельность;

– ценностно-ориентировочная деятельность (духовно-нравственная, патриотическое воспитание).

Третья программа «Развитие личности» имеет направления: «Экология души»; «Дополнительное образование», «Профессиональный рост», «Милосердие».

Все эти направления реализуются в конкретных делах. Во всех программах существует годовой круг традиционных дел. Мы выстраиваем как бы пирамиду деятельности по каждому направлению, на вершине которой находятся городские и краевые мероприятия.

Педагогический коллектив несколько лет работает над темой: «Экологизация педагогического процесса». В программы предметов вводятся дополнительные экологические темы.

В структуре уроков - обязательные физические паузы, чередование интеллектуальной нагрузки с минутами расслабления. Идет работа по оздоровлению учащихся и педагогического коллектива: проф. осмотры, «Дни здоровья». Итогом этой работы на уровне лицея являются: закладка «Сада выпускников», новых клумб по проектам учащихся, большие заключительные мероприятия «День Земли», «Город мастеров», общее оздоровление учащихся, призовые места в краевом конкурсе «Целительные силы природы».

Система методов, приемов должна выводить учащегося на:

– прочувствование;

– переживание;

– осмысление;

– оценивание собственной позиции.

Высвечивается путь, как учащемуся стать личностью, готовой к выполнению системы социальных ролей.

Цель деятельности педагога должна сочетаться, согласовываться, соотноситься с целью деятельности учащихся, что и приводит к взаимодействию.

В центре педагогических технологий - система отношений между педагогом и учащимися. Эти отношения проектируются через:

а) культуру, экологические ценности, информационный материал;

б) характер деятельности.

Методы, приемы: понимание, откровение, поддержка, внимание, забота, совет, принятие, сопереживание, инициация.

Основные требования к технологии образования:

– позитивное восприятие учащегося педагогом;

– воспитание без принуждения и насилия; г- обращение личности к самой себе;

– свобода и творчество;

– воспитывающие ситуации;

– игра, игровая деятельность.

Все виды воспитательных воздействий на учащегося должны быть гармонично связаны между собой. Взаимодействие образовательного учреждения, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных отношений, взаимопонимания и взаимодоверия.

Основные связи с социальной средой:

– функциональные

– информационные;

– социально-психологические, которые строятся на созидательно преобразующих отношениях.

Управление процессом экологического образования. Задачи:

– формирование эффективной системы управления образовательной деятельностью на уровне образовательного учреждения.

Основные направления:

– обеспечение системности образовательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов;

-развитие самоуправления и институтов коллективной самоорганизации (общественных организаций и объединений учащихся);

– обеспечение взаимодействия классных руководителей и мастеров п/о в разработке и реализации образовательной и воспитательной деятельности каждой группы.

Управленческая деятельность:

– изучение нормативных актов, законов;

– изучение служебных обязанностей;

– контекст-анализ;

– изучение информационно-методического обеспечения, коммуникативной системы;

– анализ социокультурных условий учащегося; изучение индивидуальных карт учащихся; тестирование, беседы, педагогические наблюдения, социологическое исследование, психологическое исследование.

В лицее организовано ученическое самоуправления, основными задачами которого стали:

1. Определение потребностей учащихся, их социальных проблем и самочувствия в ученическом коллективе, реализация прав и обязанностей.

2. Расширение сферы влияния ученического самоуправления.

3. Развитие у учащихся организаторские способности.

Ученическое самоуправление является полноправным субъектом управления воспитательной системы. В управлении воспитательной системой необходимо обеспечить единство коллективизма и индивидуальности.

Самоуправление охватывает большое число задач, которые раньше решали члены педагогического коллектива. Постановка управленческих задач, в основном зависит от инициативы и самостоятельности учащихся. Благодаря самоуправлению в лицее развивается творческое партнерство и сотрудничество педагогов и учащихся.

В лицее создан свой парламент. В него входят представители от каждой группы. Парламент возглавляет председатель. Собирается парламент 1 раз в месяц и решает проблемы лицейской жизни. Парламент - орган добровольного объединения учащихся. Решения, которые принимает парламент, обязательно доводятся до сведения всех учащихся на групповых собраниях. Все члены лицейского парламента входят также и в совет лицея.

Основными показателями эффективности данной системы - уровень развития личности и сознание своего «я» в лицее, демократизация жизни лицея, самоуправление. Существуют показатели, позволяющие судить об эффективности системы в процессе ее развития:

1. Большое количество творческих проектов выдвигаемых учащимися.

2. Постоянная работа по секциям органов самоуправления.

3. Воплощение инициатив учащихся на деле.

4. Большое количество учащихся, которым оказана материальная помощь, психолого-педагогическое сопровождение.

5. Снижение спонсорского взноса учащимся до 20%, обучающимся на

«отлично».

6. Отмена спонсорского взноса учащимся из многодетных и малообеспеченных семей - 157 чел.

7. Проведение многочисленных акций милосердия, регулярное посещение Дома Детства, бесплатное обслуживание инвалидов ВОВ и инвалидов детства на дому, оказывается материальная помощь нуждающимся семьям. Тем самым воспитывается гуманизм и сострадание к окружающим.

8. Создана стипендиальная комиссия.

В концепцию экологического образования включены следующие мероприятия:

1. Включение в планы педагогических советов тематики по экологическому образованию.

2. Разработка примерных рекомендаций о должностных обязанностях классного руководителя, распределения обязанностей между классным руководителем и мастером производственного обучения.

3. Разработка предложений по материальному и моральному стимулированию преподавателей и учащихся, активно участвующих в образовательной и воспитательной деятельности.

4. Участие в курсах повышения квалификация для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей общежития.

5. Проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по проблемам экологического образования.

6. Участие в конкурсах, составление программ, рекомендаций, планов, сценариев, направленных на повышение качества образования в учебном заведении.

Научное и учебно-методическое обеспечение экологического образования в лицее включает:

– развитие научных исследований по важнейшим проблемам экологического образования, распространение их результатов в системе профессионального образования;

– разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в системе профессионального образования.

Основные направления:

– разработка и систематическое обновление перечня приоритетных направлений осуществление научных исследований в области экологического образования;

– разработка программ, пособий, рекомендаций по различным направлениям экологической деятельности;

– создание условий для апробации и научно-методической проработки инновационных моделей экологической деятельности.

Мероприятия:

1. Формирование предложений к тематике научно-исследовательских работ по проблемам воспитания.

2. Организация научных исследований по концептуальным основам воспитательной работы.

3. Разработка учебно-методических пособий по различным направлениям воспитательной деятельности.

4. Изучение, обобщение и внедрение передового воспитательного опыта.

5. Создание пакета нормативно-правовой и методической документации по воспитательной работе.

6. Информирование о новейших научных исследованиях в области воспитательной деятельности.

Финансовое обеспечение

Осуществляется за счет бюджетного и внебюджетного финансирования, спонсорских взносов.

За счет бюджета:

– горячее питание учащихся;

– обеспечение детей-сирот;

– дополнительное образование.

Проектирование осуществляется по трем основным направлениям: разработка программ формирования гражданственности средствами экологического образования при изучении обществоведческих и гуманитарных дисциплин, программ внеучебной воспитательной деятельности; разработка методического обеспечения. В условиях диверсификации и регионализации образования образовательные учреждения организуют свою деятельность в русле избранной педагогическим коллективом научно-методической темы, что позволяет им получать статус опытно-экспериментальной площадки.

Согласно принципу целостности педагогического процесса необходимо отдельные направления интегрировать в общую систему формирования гражданственности, которое включает в себя политическое, экономическое, экологическое, физическое, нравственное образование. Модульное структурирование программы позволяет варьировать содержание, включать разделы в соответствии с особенностями экологического образования.

В учебное время реализуются и педагогические возможности курсов по выбору, в содержание которых входит экологический компонент. Это, например, такие курсы, как «Здоровье и окружающая среда. Общая экология» «Краеведение Ставрополья», направленные на формирование ориентации на выбор правильной модели поведения в окружающей среде.

Реализация концепции и разработанной на ее основе программы деятельности лицея по формированию гражданственности средствами экологического образования включало проектирование программ и планов воспитательной работы, методического обеспечения, технологии повышения педагогического мастерства преподавателей, мастеров производственного обучения.

Необходимость реализации принципов единства обучения и воспитания, системности, целостности потребовала более детальной проработки компонентов использования методов и форм воспитательной деятельности, обеспечения ее эффективности за счет таких факторов, как учет результатов изучения личности учащегося, педагогического мониторинга, педагогического менеджмента.

В условиях среднего общего образования требует обновления система работы по проведению классными руководителями классных часов. Тематическое планирование классных часов предусматривает включение как традиционных тем, так и тем оперативного характера, связанных с решением нестандартных ситуаций.

Для повышения воспитательной эффективности такой формы работы разрабатывается график проведения ежемесячных открытых классных мероприятий. Среди наиболее удачных, заслуживающих статуса передового педагогического опыта, следует назвать мероприятия по следующим темам: Наши духовные ценности. Сколько в человеке доброты - столько в нем и жизни»; «Искусство быть здоровым»; «Город, в котором я учусь; «Духовные традиции русской семьи»; «Край вдохновения»; «Экология Ставропольского края».

Особенности учреждения начального профессионального образования (проживание части учащихся в общежитии, наличие педагогически запущенных подростков) обусловливают необходимость организации специальной работы, что имеет отражение в проектировании программы воспитательной работы в общежитии, реабилитации трудных подростков, поддержки несовершеннолетних матерей, наркозависимых и алкоголезависимых.

С учетом названных особенностей в проекте организации работы в общежитии определены задачи: добиться образцового порядка на основе самоуправления учащихся, постоянного контроля, демонстрации образцов культуры быта; формировать положительный опыт межличностных отношений, коллективизма, взаимопомощи, взаимоподдержки, доброты, милосердия, взаимопонимания; формирование опыта конструктивного разрешения (предупреждения) конфликтов. Примерный план работы в общежитии представлен в приложении.

Работа с трудными подростками предполагает опору на принципы индивидуального подхода, установление тесного взаимодействия с родителями, правоохранительными органами, планирование работы с учетом результатов диагностики. Важными средствами достижения успеха являются выявление группы риска, препятствование возникновению групповой поруки, постоянное наблюдение и контроль, закрепление педагогов за трудными подростками, оптимистический подход в процессе психокоррекционной работы.

Важным средством повышения эффективности воспитательной работы является умелое использование педагогического потенциала библиотеки как одного из основных подразделений методической службы образовательного учреждения. Например, таких форм библиотечной работы, как книжные выставки, тематические подборки газетных и журнальных вырезок, информационное обеспечение учебно-воспитательной работы, оказание помощи при проведении классных часов, привлечение учащихся к профилактическим работам, к восстановлению (реставрации) книжного фонда, к мероприятиям по пропаганде знаний.

Очень важно заранее спланировать привлечение к воспитательной работе ветеранов труда и образования, СМИ, деятелей культуры, работодателей, бизнесменов, представителей трудовых коллективов, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговых служб, медицинских работников, администрации.

Третье направление - проектирование методического обеспечения, технологии повышения педагогического мастерства преподавателей, мастеров производственного обучения.

Продуктами проектирования являются: план работы методического объединения; графики проведения открытых мероприятий, контроля, план подготовки к участию в краевом конкурсе программ детских и молодежных общественных организаций. Перед методическим объединением «Поиск» в качестве основной поставлена задача поиска, оценки, внедрение новых педагогических технологий, обобщения и распространения передового опыта, выработки методических рекомендаций, организация деятельности школы педагогического мастерства, проведение педагогических чтений по теме «Поиск педагогических технологий, адекватных социально -экономическим условиям, стимулирующим развитие личности учащихся.

Ведущей научно - методической темой в лицее определена разработка технологий экологического образования как средства формирования гражданственности учащихся, экологизации педагогического процесса как условия гуманизации педагогической среды.

Интегративный подход потребовал построения такой системы, которая обеспечивает единство обучения и воспитания, самовоспитания и воспитания, учебной, научно - исследовательской, внеурочной работы, экологического сознания и поведения, целенаправленность и последовательность, преемственность педагогического воздействия, сочетания разнообразных форм организации педагогического процесса. Такой подход положен в основание проектирования модели системы экологического образования во внеурочное время.

Признание адаптивного характера управления работой педагогического коллектива позволяет своевременно, гибко, методически точно решать вопросы, связанные с психолого-методическим объединением воспитательной работы (адаптирование диагностических методик, организация и проведение социологических исследований, педагогического мониторинга). Например, методической службой лицея разработаны и внедрены (с учетом особенностей образовательного учреждения, контингента учащихся) методики формирования благоприятного морально -психологического климата в коллективе; методика по формированию опыта разрешения конфликтов, методика организации и проведения коллективных творческих дел (КТД); организации работы с родителями (проведение родительского собрания, конференции по обмену опытом, дня «открытых дверей»; организации праздников); примерная схема изучения личности учащегося и написание психолого - педагогической характеристики, организации взаимодействия классного воспитателя с родителями, работы мастера производственного обучения с трудными подростками.

Проектирование работы приобретает гибкость, своевременность, эффективность посредством сопровождения перспективного планирования целевыми комплексными программами (например, программы «Образ жизни», «Учение», «Здоровье», «Досуг», «Общение»).

Конечным итогом проектирования является создание педагогических сценариев, методических разработок, (сценарии коллективных творческих дел - КТД), классных часов, смотров, конкурсов, фестивалей, праздников, дней здоровья, тренингов, деловых игр, социодрам, заданий для самостоятельной работы, видеофильмов, технологические карты.

Задачей воспитательной работы в лицее является формирование духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности учащегося. Для реализации поставленных задач в лицее разработана Концепция экологического образования на 2002-2003 учебный год и программа воспитательной деятельности.

В 2002-2003 учебном году по направлениям программы проведены следующие мероприятия:

– анализ контингента учащихся, на основании которого выявлены учащиеся «группы риска» из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, с ослабленным здоровьем имеющие вредные привычки сироты;

– психологическое тестирование каждого учащегося, психологические тренинги, индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов;

– обучение здоровьесберегающим технологиям;

– установление тесного контакта с органами внутренних дел (ОВД), комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), наркологическим диспансером, психологическим центром, диспансером «Здоровье» по вопросам профилактики правонарушений, проведение ряда лекций, бесед, встреч;

– усиленное педагогическое влияние на подростков группы риска и вовлечение их в активную внеурочную деятельность, закрепление общественных наставников за девиантными учащимися;

– особый контроль и выравнивание поведения учащихся, проживающих в общежитии лицея, контроль за подростками, проживающими на частных квартирах;

– создание и работа добровольной дружины из числа учащихся и сотрудников лицея для организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику правонарушений;

– формирование социальной и экологической культуры учащегося на основе экологизации педагогического процесса и системы учебных и внеучебных мероприятий.

 

Автор: Бибикова Н.Г.