24.08.2011 17606

Содержание военно-социальной работы в воинских подразделениях (статья)

 

Историческое прошлое и нынешняя общественно-политическая и социальная ситуация в России свидетельствуют, что реформы в наибольшей степени сказываются на уровне жизни тех слоев населения, которые живут на фиксированные доходы: оклады, пенсии, пособия и т.п. Именно к этой категории относятся военнослужащие и их семьи. Это обстоятельство ученые, исследовавшие военные проблемы, выявили давно. Вот что, например, писал в 1875 году военный исследователь Л. Штейн: «Войско, жертвуя все время на преследование интересов государства, как совокупности всех граждан, лишается возможности преследовать свои личные интересы и потому, по справедливости, может требовать особенной заботливости государства о развитии благ жизни внутри войскового быта во всех тех случаях, когда не может использовать этого своими собственными средствами или когда не может устранить угрожающей опасности своею собственной силой» [151].

Ранее социальное обеспечение воинов и их семей в России имело преимущественно натуральную форму и выражалось в предоставлении земельных уделов, приюта в старости и т.п. Затем постепенно на первое место выходит денежное вознаграждение - так называемые пенсионы. При этом сохраняются и многие натуральные виды довольствия. В ХУШвеке наблюдалось переплетение различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных со службы воинов и их семей. К таковым можно отнести поместную форму обеспечения. Поместье - поземельное владение - дававшаяся служивым людям собственность земли. Военнослужащие, как правило, получали землю еще в период несения воинской, службы задолго до увольнения из армии - и таким путем становились дворянами, т.е. людьми, которым за службу даровался двор, т.е. земельный надел. Другая форма обеспечения - кормовая или кормление. Практиковалось также содержание отставных воинов при монастырях. Государство устанавливало нормы натурального довольствия каждого воина и положенных ему денежных выплат, а также определяло число лиц, закрепленных за тем или иным монастырем. Монастыри полностью содержали отставных воинов до самой их смерти.

Петр I, начав преобразования в военной сфере, не мог не прийти к выводу о крайнем несовершенстве подобной системы экономии государственных ресурсов засчет защитников Отечества. Именно при нем возникает практика назначения денежных пенсий и пособий.

Система социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в основном сложилась в России в XVIII веке и не уступала по своей эффективности и действенности аналогичным системам ведущих европейских государств. Сформированная правовая база, подкрепленная экономическим и финансовым содержанием, гарантировала достойную жизнь и уважительное отношение общества к «человеку в погонах». В этот период сложилась гибкая система денежного и пенсионного обеспечения военнослужащих, включавшая в себя выплаты государственного казначейства, эмеритальных касс, Александровского комитета о раненых, а также орденского капитула. Многое из этого с успехом может быть востребовано и в наши дни. Крах Российской империи, распад Советского Союза соответственно повлекли за собой трансформацию системы социальной защиты военнослужащих. Но следует отметить, что на каждом из предыдущих этапов эволюции общества институт социальной защиты в российской армии достигал уровня своего максимального развития, обеспечивая высокую степень социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. В этой связи интересны воспоминания А.И.Деникина о своем отце - выходце из крепостных крестьян, сумевшем благодаря беспорочной военной службе пройти путь от солдата до офицера и, закончив службу майором, содержать засчет своей пенсии семью, имея в доме прислугу. Не менее убедительными являются впечатления тех ветеранов Красной Армии, кто застал ее развитие в предвоенный период 30-х годов XX века. Связав свою жизнь с Вооруженными Силами, они как бы одномоментно на несколько ступенек поднимались в общественной иерархии. Как вспоминал генерал В.А. Никольский, ему довелось начинать учебу во 2-м Московском химико-технологическом институте. Полуголодная жизнь студента не всегда способствовала успешному усвоению знаний. Но после реорганизации института в высшее военно-учебное заведение, бывшие рабфаковцы получили статус слушателей с правами младших офицеров -командиров взвода, и жизнь их разительно изменилась в лучшую сторону. Неслучайно Питирим Сорокин называл армию первым каналом вертикальной социальной мобильности, которая позволяет через прохождение военной службы занять гражданину достойное место в обществе [151].

В условиях сегодняшней социально-экономической ситуации социальные проблемы военнослужащих вновь крайне обострились.

Среди обстоятельств, обусловливающих остроту социальных проблем в Вооруженных Силах, выделяют следующие:

– переход к рыночной экономике осложнил проблемы жизнеобеспечения Вооруженных Сил и снизил возможности государства в реализации социальных программ в отношении военнослужащих;

– реформирование и связанное с ним сокращение Вооруженных Сил выдвинули на первый план необходимость разработки комплексной программы социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих;

– за крайне короткое время военнослужащие из категории сравнительно высоко оплачиваемой группы населения превратились в социальную группу с низким достатком, так как именно денежное довольствие является для военнослужащих основным, а для большинства - единственным источником формирования семейного бюджета (по данным опросов, для 96% военнослужащих денежное содержание является основным источником дохода в их семьях, 82% офицерских семей не имеют никаких финансовых сбережений);

– неразвитость социальной инфраструктуры военных гарнизонов, сокращение ассигнований на ее развитие;

– отсутствие материального и финансового обеспечения реализации многих положений законодательства о социальной защите военнослужащих и их семей.

Все это позволяет сделать вывод, что социальная защищенность военнослужащих и членов их семей может быть охарактеризована как явно недостаточная.

Основными характеристиками низкого уровня социальной защищенности военнослужащих в настоящее время являются неурегулированность в законодательстве функций Вооруженных Сил и механизмов их использования; неполнота и фрагментарность правовой базы по урегулированию вопросов социально-экономического обеспечения войск; нерешенность жилищной проблемы; неадекватная современным социально-экономическим условиям оплата воинского труда; недостаточная престижность воинского труда и низкое морально-психологическое состояние военнослужащих.

Недостаточная социальная защищенность превращает армию в институт повышенного социального риска, что отражается на общем фоне морально-психологического настроя военнослужащих. Исходя из этого, осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих, членов их семей все более выдвигается сегодня на первый план в деятельности органов военного управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск.

Социальная работа как особая отрасль профессиональной деятельности в России едва достигла десятилетнего возраста, поэтому представление о ней в научной литературе находится в процессе становления. Существует немало глубоких и основательных подходов к определению этого понятия (В.Г. Бочарова, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, СП. Данакин, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, П.Д. Павленок, A.M. Панов, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов и другие).

Социальную работу как специально организованную деятельность П.Д. Павленок определяет как направленную на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить [151,5].

С.Н. Данакин - одним из первых в нашей стране охарактеризовал социальную работу как содействие людям в решении их личных проблем [182,11]. М.В. Фирсов, в свою очередь, отмечает, что под «социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, направленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся» [194, 5]. Е.И. Холостова указывает, что социальная работа -это специфическая форма государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [159,274]. Она же определяет социальную работу как «деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию) [195,.120].

А.В. Мудрик и В.Г. Бочарова предлагают практически аналогичное понимание: «Социальная работа - профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, гражданам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию» [138, 3; 47, 17].

Таким образом, все авторы отмечают следующее:

– варианты объекта деятельности (личность, семья, сообщество);

– особое состояние объекта ситуации, делающее его объектом именно этой деятельности (трудная жизненная ситуация или наличие личностных проблем, нуждаемость или недостаточность культурного, социального, материального уровня жизни, или невозможность реализовать свои социальные права при наличии физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному функционированию);

– цель деятельности (оказание помощи людям; решение личностных проблем; обеспечение необходимого уровня жизни и оказание индивидуальной помощи; помощь в реализации социальных прав и компенсации недостатков, мешающих полноценному функционированию);

– варианты субъекта деятельности (государство, общество, негосударственные организации, объединения, сообщества);

– методы деятельности (содействие, специфическая форма воздействия, обеспечение уровня жизни, помощь в реализации социальных прав и в компенсации недостатков).

Военно-социальная работа представляет собой деятельность по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защиты.

В современной теории военно-социальной работы следует различать широкое и узкое трактование этой деятельности. В широком смысле военно-социальная работа - это влияние государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц и общественности на социальное обустройство войск через формирование и реализацию государственной социальной политики, направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности каждого военнослужащего и его семьи. В более узком понимании военно-социальная работа - это профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи военнослужащему, его семье или группе лиц через информирование, консультирование, прямую натуральную помощь, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающую им в этом [141].

Социальная защита военнослужащих - это комплексная система мер, осуществляемая в целях обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав военнослужащих, включающая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту военнослужащими своих прав.

Деятельность по обеспечению социальной защиты выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения.

Военно-социальная работа представляет собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом.

Рассмотрение социальной защиты военнослужащих в качестве специфической функции социального государства позволяет представлять военно-социальную работу как задачу, имеющую уровень государственной значимости. Деятельность по осуществлению социальной защиты военнослужащих должна стать обязательной функцией государственных учреждений, руководителей военных ведомств, командиров, штабов и тыловых служб [135].

Практическое значение подхода к понятию «военно-социальная работа» заключается в том, что оно позволяет, во-первых, рассматривать военно-социальную работу как самостоятельный вид деятельности, имеющий специфическую цель - максимальное использование правовых, организационных, воспитательных средств ее субъектами при выполнении возложенных на них обязанностей и предоставленных им полномочий по социальной защите военнослужащих; во-вторых, ставить вопрос о компетентности и ответственности руководителей за состояние военно-социальной работы; в-третьих, вырабатывать критерии оценки военносоциальной работы и определять возможности по повышению ее эффективности.

Важно подчеркнуть, что объектом профессиональной социальной работы в обществе являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» к этой категории граждан относит инвалидов; людей преклонного возраста; больных, неспособных к самообслуживанию; сирот; безнадзорных; малообеспеченных; безработных; не имеющих определенного места жительства; одиноких и т.д. Несколько по-иному обстоит дело с социальной работой в воинской среде. Военнослужащий не ограниченно трудоспособен, а ограничен в своих возможностях вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния. Следовательно, объектом военно-социальной работы следует считать всех военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах, а также их семьи. Соответственно, особенности военной службы, выполнение Вооруженными Силами специфических функций в интересах государства требуют и специфических форм и методов социальной работы.

Таким образом, необходимость института военно-социальной работы продиктована следующими обстоятельствами:

– коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом, требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом;

– наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем гарнизонов;

– необходимостью осуществлять более широкие и предметные связи военного командования с местными органами власти, судебными органами, общественностью по решению социально-бытовых вопросов военнослужащих;

– объективной необходимостью увеличения объема работы с семьями военнослужащих.

Названные обстоятельства дают все основания выделять военно-социальную работу в относительно самостоятельное направление в деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Эта деятельность обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения социальных проблем воинских частей и гарнизонов, отдельных военнослужащих.

К основным принципам, на которых строится военно-социальная работа, относят личностно-деятельностный подход к военно-социальной работе, интеграцию социальной работы с военнослужащими и членами их семей, педагогизацию, социокультурную направленность, научную обоснованность военно-социальной работы.

Принцип личностно-деятельностного подхода к военно-социальной работе предполагает следующее:

– постановку в центр военно-социальной работы человека (офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшину, солдата, матроса);

– учет в социальной работе всей совокупности потребностей военнослужащего (и каждого члена его семьи): индивидуально-физиологических, социально-личностных, профессионально-деятельностных, общечеловеческих и др.;

– организацию военно-социальной работы с ее ориентацией на конкретный воинский социум с учетом специфики окружающей социальной среды;

– активно-деятельностный характер участия в социальной работе военнослужащих и членов их семей, их переориентацию с пассивнопотребительской на активно-преобразовательную социальную деятельность в воинских частях, гарнизонах и местах их компактного проживания.

Принцип интеграции социальной работы с военнослужащими и членами их семей предполагает следующее:

– объединение усилий различных вертикальных (ведомственных) структур военно-социальной работы (медицинской, экономической, психологической, культурно-досуговой и др.), направленных на удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей непосредственно в их социуме, в конкретной воинской части, военном городке, гарнизоне, месте компактного их проживания в населенных пунктах;

– интеграцию межведомственных и дифференцированных (специализированных) служб военно-социальной работы в комплексные социальные службы (центры) в конкретных воинских организациях, на территориях и в населенных пунктах;

– обеспечение многопрофильности и взаимодополняемости в деятельности структур (служб) социальной работы с военнослужащими и членами их семей в части, военном городке, гарнизоне, населенном пункте по месту их дислокации и жительства;

™формирование структуры социальной работы в воинской среде как социальной службы медико-психолого-педагогического характера, решающей все основные социальные проблемы на уровне конкретного клиента и его семьи по месту жительства.

Принцип педагогизации военно-социальной работы предусматривает использование социально-педагогической теории в качестве комплексной основы, базы для организации военно-социальной работы. Он предполагает следующее:

– превентивный характер военно-социальной работы, ее преимущественную ориентацию не столько на разрешение обострившейся социальной проблемы военнослужащего или членов его семьи, сколько на диагностико-прогностическую и профилактически-предупредительную деятельность непосредственно в конкретном воинском социуме;

– организацию воздействий на все стороны жизни и деятельности военнослужащих и членов их семей; объединение усилий дошкольной и школьной, семейной, военной, производственной педагогики и педагогики общения, превентивной педагогики, педагогики творчества и досуга в единую военно-социальную педагогику в интересах социального воспитания военнослужащих и членов их семей.

Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает следующее:

– использование понятия «культура социальной военной среды» в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование как качественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной среды;

– ориентацию военно-социальной работы (совместно со специализированными образовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многосторонней модели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как в собственно военном, так и в общегражданском социуме, многосторонняя модель социокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда, социального общения и взаимодействия, семейной жизни, быта и поведения, общего и воинского этикета, речи и внешности военного человека, его чувств и др., с другой стороны, и социальное воспитание военнослужащих и членов их семей, и социальная работа с ними ориентированы на формирование многосторонней модели культуры в различных сферах общественного сознания (правовой, эстетической, экологической, экономической, политической, военной, педагогической, нравственной, художественной, физической и т.д.);

– использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работы возможностей культурно-просветительной деятельности, институтов культуры в воинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития, культурологического потенциала педагогически целесообразной социальной военной среды.

Гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этой работы. Следовательно, организаторами военно-социальной работы должны быть профессионально подготовленные специалисты, соответствующие в полной мере требованиям профессионально-этического стандарта применительно к этой категории работников.

Принцип научной обоснованности военно-социальной работы предполагает следующее:

– изучение отечественного и зарубежного опыта определения содержания, организации, технологии и методики военно-социальной работы, его обобщение, анализ и учет при организации социальной службы в воинской среде; адаптацию в рамках допустимых границ опыта социальной работы в различных социумах к условиям воинской части, военного городка, гарнизона; подготовку обобщенных методических рекомендаций социальным работникам, действующим в воинском социуме;

– организацию постоянных научных исследований в области методологии, теории и практики социальной работы в воинской среде с учетом специфики ее развития как совокупности разнообразных видов деятельности;

– подготовку военных социальных работников с учетом передовой российской и зарубежной войсковой практики на основе специально организованных научных ее исследований [123, 85].

Основные задачи военно-социальной работы:

– обеспечение социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил;

– выработка предложений и рекомендаций в проекты федеральных законов в интересах решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей;

– оказание консультативной помощи командирам, штабам, органам воспитательной работы по социальным проблемам;

– проведение координационно-методической деятельности в воинских коллективах по социальным проблемам;

– исследование состояния социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;

– взаимодействие с государственными органами и общественными организациями по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Объектами военно-социальной работы являются офицеры и прапорщики (мичманы), военнослужащие контрактной службы, военнослужащие по призыву, семьи военнослужащих, гражданский персонал, ветераны войн, Вооруженных Сил, льготные категории (афганцы, чернобыльцы и др.)

Субъектами военно-социальной работы являются командиры, штабы, органы военного управления, социальные структуры Вооруженных Сил, войсковая общественность (офицерские собрания, советы семей военнослужащих и др.), профсоюзные организации, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления.

Основное содержание военно-социальной работы реализуется в следующих направлениях:

– изучении и прогнозировании развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

– выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;

– организации и проведении правового воспитания различных категорий военнослужащих;

– индивидуальной юридической помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;

– обучении командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;

– рассмотрении и разрешении жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;

– координации деятельности, взаимодействии и партнерстве с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями в деле осуществления социальной защиты военнослужащих и их семей;

– диагностике социальной ситуации военнослужащего, определении потребностей в разнообразной социальной поддержке;

– профилактике социальных патологий в военном подразделении, в том числе неуставных отношений, алкоголизма и наркомании, суицидального поведения, деструктивных межличностных конфликтов, выступающих причиной побегов и другого;

– адаптации рядовых срочной службы и вновь поступившего офицерского состава к специфике среды, деятельности, отношений, характерных для такого специфичного социального института, как Вооруженные Силы;

– реабилитации участников вооруженных конфликтов и боевых действий;

– социально-правовой защите военнослужащих путем представления их прав и интересов в различных организациях, от которых зависит их реализация, а также в судебных органах;

– оказании социально-экономической помощи в прямых (обеспечение исключительных и регулярных выплат) и косвенных (путем предоставления льгот) формах.

Содержание военно-социальной работы реализуется через следующие формы: нормотворческую деятельность по улучшению социальной защиты военнослужащих и членов их семей; социологические исследования с целью выявления положения дел по вопросам социальной защиты военнослужащих; выработку предложений по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала; индивидуальные формы работы; собрания военнослужащих, профсоюзных организаций, семей военнослужащих; работу общественных приемных; приемы по личным вопросам; ответы на обращения и жалобы военнослужащих и членов их семей, ветеранов военной службы, гражданского персонала по социальным вопросам.

Приказ Министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г.) раскрывает обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга) отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле). Он подчиняется заместителю командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга) имеет следующие обязанности:

– изучает социальные процессы среди военнослужащих и гражданского персонала полка (корабля), вырабатывает и участвует в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений;

– обязан знать нужды, запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, информировать о них командира полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимать меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем;

– отвечает и лично проводит работу по разъяснению приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации по социальным вопросам;

– организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, действующим в полку (на корабле) в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально-бытовых проблем;

– обязан знать состояние воинской дисциплины в полку (на корабле), вырабатывать предложения командиру по ее укреплению, оказывать помощь командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий по предупреждению правонарушений;

– участвует совместно с помощником командира полка (корабля) по правовой работе в правовом воспитании личного состава, формировании у него дисциплинированности и послушания, укрепления единоначалия;

– совместно со штабом полка (корабля), командирами подразделений анализирует и несет ответственность за обобщение и внедрение передового опыта работы по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;

– участвует в обучении должностных лиц полка (корабля), командиров подразделений практике и методике индивидуально-воспитательной работы с личным составом, укреплении воинской дисциплины и правопорядка.

Военно-социальная работа является одной из профессиональных функций командиров воинских подразделений и заместителей командиров по воспитательной работе. Это деятельность, которая носит интегративный характер и направлена на решение комплекса социально-экономических, социально-психологических, социально-медицинских и социально-педагогических задач, направленных на обеспечение государственных гарантий достойного уровня жизни военнослужащих и их социального благополучия.

Она включает в себя ряд направлений:

– диагностику социальной ситуации военнослужащего, определение потребностей в разнообразной социальной поддержке;

– профилактику социальных патологий в военном подразделении, в том числе неуставных отношений, алкоголизма и наркомании, суицидального поведения, деструктивных межличностных конфликтов, выступающих причиной побегов и другого;

– адаптацию рядовых срочной службы и вновь поступившего офицерского состава к специфике среды, деятельности, отношений, характерных для такого специфичного социального института, как Вооруженные Силы;

– реабилитацию участников вооруженных конфликтов и боевых действий;

– социально-правовую защиту военнослужащих путем представления их прав и интересов в различных организациях, от которых зависит их реализация, а также в судебных органах;

– оказание социально-экономической помощи в прямых (обеспечение исключительных и регулярных выплат) и косвенных (путем предоставления льгот) формах.

 

Автор: Богомолов Г.С.