24.08.2011 4938

Потенциал воспитательной системы военного вуза (статья)

 

В педагогической теории разрабатывается ряд направлений исследований, связанных с нашей проблематикой: исследования процесса подготовки курсанта военного вуза к реализации воспитательных функций в будущей профессиональной деятельности (СП. Дергачев, И.И. Домбровская, Г.Г. Киселев, Т.В. Маркелова, Н.Г. Мирошниченко, Р.В. Сахаров, Ю.С Синкевич, В.А. Тахтамиов, P.P. Шарипов), к организаторской деятельности в подразделении (Е.С Алехнович, П.Е. Ельчанинов); вопросы профессиограммы ротного политработника (В.В. Буреич); исследования отдельных направлений военно-социальной работы, включающих в себя деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов в подразделении (А.Д. Глоточкин, А.Ю. Куликов), неуставных взаимоотношений военнослужащих (В.М. Крук), суицидального поведения военнослужащих по призыву (А.В. Боенко).

В последние годы перед военной педагогикой поставлена задача разработки принципиально новых подходов к совершенствованию воспитательной системы Вооруженных Сил.

Выполненные к настоящему времени научно-теоретические и прикладные разработки военных педагогов-исследователей легли в основу Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, введенной в действие приказом МО РФ 2004 года № 70. Она разработана в соответствии с Программой перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 года. Основные положения Концепции служат основой для совершенствования системы воспитательной работы с военнослужащими, оптимизации организационно-штатной структуры и определения задач органов воспитательной работы и представляют собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания военнослужащих.

В результате реализации Концепции в последнее время наметились положительные сдвиги в научно-теоретическом обосновании проблем воспитания военнослужащих, предпринята попытка разработать методологические основы военного воспитания, освобожденные от идеологических приоритетов.

В настоящее время в научной литературе можно найти несколько сотен дефиниций термина «система». Наиболее популярным следует назвать определение Л. Фон Берталанфи: «Система - это комплекс взаимодействующих компонентов» [39,29]. Однако большинство исследователей справедливо критикуют данное определение за то, что оно не отражает существенные признаки системного объекта. Сегодня можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система». Мы опирались на определения системы, изложенные в публикациях В.П. Кузьмина, С.А. Саркисяна, Л.В. Голованова [114,16; 3,6].

Профессор В.П. Кузьмин под системой подразумевает определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями [114,16]. С.А. Саркисян и Л.В. Голованов полагают, что система - это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов [161,6].

Воспитательная система как педагогическое понятие, занимает центральное место в теории и практике воспитательных систем. Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 70-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов В.А. Караковский, Л.И. Новикова, A.M. Сидоркин,

Н.Л. Селиванова и др.

В научной литературе существует большое количество дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена.

Л.И. Новикова и ее коллеги предлагают следующие дефиниции.

1. Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [33,121].

2. Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы [136,134].

В этих определениях акцентируется внимание на целостности и социальной природе данного явления, на его способности к развитию; здесь же называются основные компоненты и интегративные качества системы.

Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения (организации) [33, 37], и тем самым подчеркивают значимость организационно-процессуальной стороны воспитательной деятельности. Мы полагаем, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности, поэтому и выделяем в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы.

Е.Н. Степанов определяет воспитательную систему как упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся [161,24].

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов следующие:

– цели, выраженные в исходной концепции;

– деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;

– субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;

– рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

– среду системы, освоенную субъектом;

– управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы [98,13].

Система, как полагает В.П. Беспалько, представляет собой взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов:

– учащихся;

– целей воспитания (общих и частных);

– содержания воспитания;

– процессов воспитания (собственно воспитание и обучение);

– учителей;

– организационных форм воспитательной работы [40,6].

Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников выделяют три компонента и несколько составляющих их частей, которые, по мнению ученых, отражают существенные особенности воспитательной системы.

1. Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя компоненты: а) систему значимых для субъектов воспитательной системы ценностей; б) цели воспитания; в) принципы воспитания; г) содержание жизнедеятельности воспитательной системы; д) методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.

2. Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.

3. Координационно-педагогический компонент, который включает в себя следующие части: а) совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе; б) воспитательные функции педагогического коллектива; в) систему повышения профессиональной компетентности педагогов; г) систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними; д) управление развитием воспитательной системы [33,40].

Традиционно существующая воспитательная система военного вуза содержит ряд потенциалов, которые могут быть использованы в процессе подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе.

В структуру воспитательной системы входят следующие компоненты: цели; деятельность; субъекты деятельности; отношения между субъектами воспитательной системы; среда системы; ее управление и развитие (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Концептуальный уровень воспитательной системы военного вуза представлен идеями о личности будущего офицера как человека, способного к самопожертвованию, принятию ответственности, деятельному служению Отечеству, сопричастного к духовной и исторической традиции воинства. Цели воспитательной деятельности в военном вузе определены Концепцией воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. В данном документе формулируются основные цели воспитания офицера: развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним.

Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.

Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели. Основной и приоритетной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Данная общая цель призвана ориентировать командиров (начальников) на всесторонний и комплексный подход к воспитанию военнослужащих, предостерегать от ошибок в решении воспитательных задач [106].

Данная цель включает в себя следующие составные элементы:

1) определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Российской Федерации, командиром части (корабля):

– воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства (общая цель);

– воспитание конкретных военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности (частная цель);

– воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности (специфичная цель);

2) постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий военнослужащих (генералы и адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины и др.);

3) учет и при необходимости корректировку личностных целей военнослужащих, как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.

Данные целевые установки конкретизируются в задачах воспитания.

Основные задачи системы воспитания:

– формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;

– развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;

– развитие мотивации к повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию;

– повышение уровня педагогической культуры, формирование личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

– формирование личной ответственности за выполнение должностных обязанностей.

С прапорщиками (мичманами):

– формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил;

– развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей, педагогического мастерства, заботливого отношения к подчиненным;

– формирование бережного отношения к сохранности государственного имущества;

– привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания.

С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

– формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

– формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;

– развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

– формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства.

С сержантами и старшинами, солдатами, матросами, проходящими военную службу по контракту:

– формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах;

– формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;

– формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства [106].

В связи с этим можно утверждать, что цель подготовки курсантов к военно-социальной работе является составляющей частью общей целевой направленности воспитательной системы военного вуза. Это позволяет нам выделять целевые потенциалы военного вуза применительно к исследуемому нами процессу, которые заключаются в возможностях включения его элементов в целостный процесс обучения и воспитания курсантов.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Основными направлениями государственно-патриотического воспитания военнослужащих являются формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил; творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий; совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки его к вооруженной защите Отечества.

Основными направлениями воинского воспитания являются создание условий и мотивации роста профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки военнослужащих решаемым ими задачам; моделирование реальных условий обстановки современного боя в ходе учебно-воспитательного процесса; поддержание строгого уставного порядка в организации службы войск, быта и повседневной деятельности в воинских частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности военной службы; обеспечение личной примерности должностных лиц всех категорий военнослужащих в выполнении воинского долга; использование в воспитательных целях системы воинских традиций и ритуалов.

Нравственное воспитание - оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Основными направлениями нравственного воспитания являются вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику; разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие, как ответственность, гордость и доблесть; изучение и использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей военнослужащих, влияния общественного мнения и здорового социально-психологического климата в воинских коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.

Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Основными направлениями правового воспитания являются организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей.

Экономическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Основными направлениями экономического воспитания военнослужащих являются создание условий для успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; использование в воспитательной работе с военнослужащими экономических стимулов; создание в воинских частях школ экономических знаний в целях проведения экономического всеобуча; пропаганда экономических знаний по хозяйственным вопросам жизнедеятельности воинской части (подразделения); обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основными направлениями эстетического воспитания военнослужащих являются формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к военной форме одежды; повышение эстетического содержания воинских ритуалов; развитие героико-патриотической и военной тематики в современном искусстве; знакомство с художественно-творческой жизнью Вооруженных Сил, творчеством военных художников, писателей, композиторов и поэтов; приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Основными направлениями физического воспитания военнослужащих являются организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил и родов войск Вооруженных Сил; проведение спортивно-массовых мероприятий; организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.

Экологическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основными направлениями экологического воспитания военнослужащих являются разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения; вовлечение в практические мероприятия по охране природы; осуществление экологического обучения.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей [106].

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальных и коллективных беседах, различных видах информирования военнослужащих, лекциях, вечерах вопросов и ответов, собраниях и совещаниях с различными категориями военнослужащих, пропаганде передового опыта, научно-практических конференциях, тематических вечерах, диспутах, викторинах, круглых столах встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсиях и походах по историческим местам и местам боевой славы, проведении дней воинской славы России (мужества, призывника и т.д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работе клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятиях в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений, осуществлении рекламы службы в Вооруженных Силах.

Применение методов, принципов, средств и форм воспитания военнослужащих осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

Основой воспитательной системы военного вуза является образовательная деятельность, которая включает в себя вариативный и инвариантный блоки. Вопросы военно-социальной работы могут быть включены в содержание обязательных дисциплин, определенных государственным образовательным стандартом, либо освещаться на специально разработанных дисциплинах специализации и факультативах. В связи с этим нами выделяется образовательный потенциал военного вуза применительно к процессу подготовки курсантов к военно-социальной работе.

Концептуальный уровень воспитательной системы военного вуза реализуется посредством организации воспитательной работы с курсантами, осуществляемой в повседневных и событийных формах (Д.В. Григорьев, А.Е. Подобии). Сеть педагогических событий военного вуза включает в себя многообразные по форме и содержанию мероприятия, оказывающие влияние на формирование личности курсанта вуза. Процесс обучения в военном вузе хронологически заключен между рамками двух событий, носящих сущностный характер. Первое событие - Военная присяга. Присяга является своего рода устойчивым символом, ритуалом признания личностью сопричастности к коллективной системе ценностей воинской профессии.

Проживание личностью курсанта педагогического события носит протяженный во времени характер и заключается в изменяющихся состояниях ожидания, проживания и воспоминания события. Переживание состояния ожидания такого события, как присяга, обеспечивается через прохождение полевой практики в Учебном центре военного вуза. Курсант проходит полевую практику в качестве рядового Вооруженных Сил. Изменение условий быта, новизна системы отношений, перманентное воздействие статичных и динамичных знаково-символьных компонентов пространства вызывает личностно-переживаемое противоречие между погруженностью личности в событийную общность воинского коллектива и непричастностью к ней на уровне признания ее сообществом как своей части.

Проживание присяги позволяет преодолеть это противоречие и испытать чувство сопричастности как к сообществу воинского коллектива в лице его членов, так и к системе ценностей воинства в ее историческом и современном контекстах. Степень значимости данного события во многом обусловит дальнейшее становление профессиональной направленности личности курсанта, регулируя повседневный поведенческий выбор ценностными ориентирами через эмоционально-окрашенное воспоминание о событии.

Событийную сеть продолжают воинские праздники, Дни мужества, Дни исторической памяти и воинской славы, ежегодные парады в честь Дня победы, события, связанные с презентацией курсантами индивидуальных и коллективных достижений в различных открытых соревнованиях, конкурсах.

Анализ событий военного вуза позволяет нам прийти к выводу о динамике позиции курсанта как субъекта педагогического события.

Условно мы назвали различные по сущности позиции курсанта позициями в хронологическом порядке «инициируемого», «носителя», «транслятора». Позиция инициируемого приобретается в процессе ожидания, проживания и воспоминания присяги, позиция носителя, на наш взгляд, связана с таким событием, как практика в войсках. Сущность позиции носителя заключается в пошаговой регуляции курсантом собственных действий, поведения и деятельности системой ценностей, норм, традиционных для представителей военных профессий.

Подготовка, становление данной позиции происходит в повседневной событийной общности военного вуза, насыщенной ситуациями-образцами и одновременно, несмотря на высокую степень регламентации жизнедеятельности курсанта, ситуациями этического выбора.

Наиболее полно позиция носителя проявляется в процессе прохождения курсантом практики в войсках, так как именно здесь предметные условия деятельности приближены к практической профессиональной деятельности будущего специалиста. Курсант выступает в качестве командира подразделения и в реальных взаимоотношениях с подчиненными должен выстроить собственную траекторию поведения на основе интериоризированных ценностей, норм, сложившихся убеждений.

Прохождение практики в войсках, в отличие от повседневной жизни в училище, обусловливает большую степень неопределенности, пространства для поведенческих выборов. Необходимость совершить выбор в этически-сложной ситуации, результаты этого выбора являются источником эмоционально-насыщенных воспоминаний.

Позиция транслятора связывается нами с необходимостью передачи другому собственных ценностей, норм, убеждений. Позиция транслятора стимулируется через такое событие, как уроки мужества в школах, когда курсанты рассказывают учащимся о традициях, истории и боевой славе российского воинства.

Подготовка к данной позиции в контексте со-бытийной общности осуществляется через институт кураторства, деятельную реализацию ответственности курсантов старших курсов за младших. Будучи субъектом специфической педагогической деятельности, курсант-старшекурсник интернирует собственные цели, убеждения, ценности, нормы в деятельность подопечного. Необходимость транслировать убеждения, ценности будущей профессиональной деятельности активизирует рефлексию собственного поведения и деятельности по отношению к ним, вербальная интерпретация собственного опыта, полученного в период обучения в военном вузе, увеличивает степень осознанности целевых и ценностных приоритетов и ориентиров курсанта.

Завершает временную протяженность событий воспитательного пространства военного вуза присвоение курсанту офицерского звания. Это событие открывает курсанту возможности для начала практической профессиональной деятельности. Данное событие, на наш взгляд, схоже с принятием курсантом присяги, так как, если в первом случае, обеспечивается сопричастность к традициям, истории, ценностям воинства и сообществу военного вуза, то во втором - сопричастность к более узкой составляющей вооруженных сил - офицерскому корпусу. А это, в свою очередь, демонстрирует цикличность динамики занимаемых позиций курсантом военного вуза, и мы можем предположить, что процесс профессионального становления будут связан так же с позициями носителя, а за тем и транслятора профессиональных норм и ценностей.

Наличие в военном вузе такой традиционной событийной сети и возможности ее использования в целях подготовки курсантов к военно-социальной работе позволяет нам выявлять группу событийных потенциалов.

Военный вуз относительно любого другого образовательного учреждения характеризуется высокой степенью идентичности образа жизни курсантов, который обеспечивается жесткой регламентацией режима жизнедеятельности, стиля взаимоотношений, быта и т.д. Одной из особенностей отношений в воспитательной системе военного вуза является специфика его гетерогенности, которая нивелируется в группах с одинаковой статусностью (например, курсанты одного курса) и усиливается между разностатусными группами (например, курсанты первого и пятого годов обучения). На наш взгляд, специфика такой «вертикальной» картины усиления гетерогенности обусловлена воспитательными задачами военного вуза, одной из которых является формирование у будущего офицера способности включаться в систему с жесткой субординацией. Именно в военном вузе более интенсивно, чем в гражданских учреждениях высшего профессионального образования, наблюдается динамика позиции курсанта, связанная с развитием процесса самоидентификации курсанта с ролью офицера Вооруженных Сил Российской Федерации. Такая позиционная динамика позволяет курсанту осваивать опыт полиролевого поведения, оставаясь в доминирующей роли подчиненного, готовиться к роли командира, несущего ответственность за подчиненных.

Это обусловливает эффективность использования в воспитательной системе военного вуза института кураторства, а также стажировок курсантов выпускных курсов в качестве командиров учебных подразделений первого-второго годов обучения. Будучи субъектом специфической педагогической деятельности, курсант-старшекурсник приобретает опыт патерналистских отношений, наполняющихся содержанием взаимопомощи, опеки и защиты младших, что становится основой формирования опыта реализации различных направлений военно-социальной работы еще в рамках вуза, поэтому нами выделяется потенциал позиционной динамики курсанта военного вуза применительно к процессу подготовки будущего офицера к военно-социальной работе в подразделении.

Таким образом, подготовка к военно-социальной работе и достижение соответствия будущего офицера названным требованиям осуществляется в процессе обучения и воспитания курсанта в военном вузе.

Военный вуз - специфический тип образовательного учреждения, который выполняет триединую функцию образования, воспитания и социальной защиты курсантов. Основной целью военного вуза является профессиональная подготовка высококвалифицированных командных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательная система - это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса, дающая общий эффект. В структуру воспитательной системы входят следующие компоненты: цели; деятельность; субъекты деятельности; отношения между субъектами воспитательной системы; среда системы; ее управление и развитие.

Традиционно существующая воспитательная система военного вуза содержит ряд потенциалов, которые могут быть использованы в процессе подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе:

– целевой потенциал, выражающийся в соотносимости декларируемых и закрепленных в ряде нормативных документов целей воспитания будущего офицера и задачи подготовки курсанта к военно-социальной работе в подразделении;

– образовательный потенциал, заключающийся в возможностях организации освоения курсантами знаний по вопросам военно-социальной работы в контексте инвариантной и вариативной частей основных образовательных программ высшего военного образования;

– событийный потенциал, определяющийся возможностью организации подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;

– потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости.

 

Автор: Богомолов Г.С.