Концепция воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая «Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - «Концепция») представляет собой систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений в деятельности различных категорий военнослужащих в области воспитания и является органичной составной частью процесса реформирования армии и флота.
Актуальность и необходимость разработки Концепции обусловлены следующими факторами:
– во-первых, глубиной, масштабностью и сложностью происходящих в российском обществе преобразований и реформирования Вооруженных Сил в установленные указами Президента Российской Федерации сроки;
– во-вторых, коренными изменениями во многих сферах духовной жизни российского общества, его армии и флота;
– в-третьих, необходимостью согласования содержания и динамики происходящих изменений как в обществе, так и в Вооруженных Силах;
– в-четвертых, целесообразностью разработки новых концептуальных взглядов по проблемам воспитания гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству;
– в-пятых, важностью обеспечения безопасности воинской службы, морально-психологической и социально-правовой поддержки каждого военнослужащего;
– в-шестых, потребностью совершенствования системы воспитания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации на период реформирования и др.
Учет этих и других факторов, определяющих замысел Концепции, будет способствовать повышению престижа воинской службы и положительно скажется на морально-психологическом состоянии армии и флота.
Основной целью Концепции является определение роли и места воспитания в процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, обоснование исходных теоретических положений для разработки современной системы воспитания военнослужащих.
Концепция включает в себя следующие структурные элементы:
1) сущность системы воспитания личного состава;
2) основные цели и задачи воспитания военнослужащих; содержание системы воспитания;
3) характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;
4) педагогическую технологию воспитательной работы различных категорий военнослужащих;
5) управление системой воспитания и оценку ее результативности.
I. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА
Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе положений и требований, изложенных в нормативно-правовых актах:
– Конституции и законах Российской Федерации;
– указах Президента и постановлениях правительства Российской Федерации;
– общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации и военной присяге;
– приказах и директивах соответствующих командиров (начальников).
Исходя из руководящих требований, положений и рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание военнослужащих рассматривается как целостная педагогическая система. Под сущностью системы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом в условиях их реформирования.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели. Основной и приоритетной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Данная общая цель призвана ориентировать командиров (начальников) на всесторонний и комплексный подход к воспитанию военнослужащих, предостерегать от ошибок в решении воспитательных задач.
Данная цель включает в себя следующие составные элементы:
1) определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Российской Федерации, командиром части (корабля):
– воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства (общая цель);
– воспитание конкретных военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности (частная цель);
– воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности (специфичная цель);
2) постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий военнослужащих (генералы и адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины и др.);
3) Учет и при необходимости корректировку личностных целей военнослужащих, как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Данные целевые установки конкретизируются в задачах воспитания.
Основными задачами системы воспитания являются следующие.
1. С офицерами:
– формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;
– развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
– самосовершенствование, повышение педагогической культуры, этики, такта и др.
2. С прапорщиками (мичманами):
– формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил;
– развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
– воспитание бережного отношения к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
– привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания и др.
3. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
– формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины;
– воспитание верности Военной присяге;
– развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
– формирование дисциплинированности;
– воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и др.
4. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:
– формирование гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе;
– воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
– формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и др.
5. С военнослужащими-женщинами:
– формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
– воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.
III. СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Цели и задачи определяют основные направления и пути системы воспитания военнослужащих, совокупность которых составляет ее содержание. Содержание воспитания личного состава армии и флота включает в себя следующие направления:
– государственно-патриотическое;
– воинское;
– нравственное;
– правовое;
– экономическое;
– эстетическое;
– физическое;
– экологическое и др.
1. Государственно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота направляется на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Основные пути государственно-патриотического воспитания:
– разрешение противоречий процесса формирования гражданина-патриота с учетом условий современного периода российской государственности;
– совершенствование воспитания в духе дружбы народов Российской Федерации;
– воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил;
– творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий и др.
2. Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах их подготовки как вооруженных защитников Отечества.
Основные пути воинского воспитания:
– осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;
– соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);
– обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;
– моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;
– обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;
– использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов и др.
3. Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых нравственных черт и качеств.
Основные пути нравственного воспитания:
– вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;
– стимулирование потребности в их моральном самосовершенствовании, их стремления к положительному нравственному идеалу;
– обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости;
– целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
– применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
– анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов и др.
4. Правовое воспитание представляет собой целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения.
Основные пути правового воспитания:
– организация и содержание правовой пропаганды;
– повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;
– мобилизация личного состава на активное участие в правовоспитательном процессе;
– обобщение и распространение передового правового опыта;
– контроль за строгим и точным соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики и др.
5. Экономическое воспитание заключается в формировании у военнослужащих системы экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей.
Основные пути экономического воспитания:
– создание в войсковых частях школ экономических знаний для различных категорий военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча;
– формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
– использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
– пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
– обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы и др.
6/ Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы (чувства прекрасного) духовного мира военнослужащих.
Основные пути эстетического воспитания:
– формирование эстетического отношения к воинской среде, к субъектам и объектам профессиональной деятельности;
– привитие эстетического отношения к военной форме и снаряжению, знание их истории;
– знакомство с художественно-творческой жизнью армии и флота, художниками, писателями, композиторами и поэтами;
– приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи и др.
7. Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.
Основные пути физического воспитания:
– организация плановой физической подготовки различных категорий военнослужащих;
– проведение спортивно-массовых мероприятий;
– организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни;
– пропаганда здорового образа жизни;
– популяризация лучших спортивных достижений и др.
8. Экологическое воспитание направлено на формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Основные пути экологического воспитания:
– разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения;
– вовлечение воинов в практические мероприятия по охране природы;
– совершенствование экологического обучения личного состава и др.
Рассмотренные основные направления и пути воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику.
Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность всех его составных частей.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Центральными элементами системы воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации являются субъекты и объекты.
1. Субъекты системы воспитания военнослужащих:
– общество, государственные институты и учреждения;
– органы местного самоуправления;
– средства массовой информации;
– различные общественные и религиозные объединения;
– семьи и близкие родственники военнослужащих;
– командиры и начальники всех степеней;
– штабы, службы, другие органы военного управления;
– органы воспитательной работы;
– воинские и трудовые коллективы;
– воинские учреждения культуры;
– общественные организации в воинских частях и др.
2. Объекты системы воспитания:
– генералы и адмиралы;
– офицеры, прапорщики и мичманы;
– солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по призыву;
– солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по контракту;
– воинские и трудовые коллективы;
– члены семей военнослужащих;
– женщины-военнослужащие;
– гражданский персонал и др.
Эффективность взаимодействия субъектов и объектов воспитания зависит от умелого использования педагогических технологий в воспитательной работе.
V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Важной составной частью системы воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации является разработка и внедрение педагогической технологии ее реализации.
Под педагогической технологией понимается комплекс закономерностей, принципов, методов, форм и средств воспитательных воздействий и взаимодействий.
Основные закономерности системы воспитания военнослужащих:
1) соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;
2) соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру командира (начальника), уровню его культурно-нравственного развития;
3) соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;
4) соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;
5) соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.
Основные принципы воспитания:
– государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
– воспитание в процессе воинской деятельности;
– комплексный подход к воспитанию военнослужащих;
– требовательное и уважительное отношение к воинам при опоре на положительное в личности;
– индивидуальный и дифференцированный подход;
– единство, согласованность и преемственность в воспитании и др.
В воспитании военнослужащих используются следующие группы методов (примерный перечень).
1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
– целенаправленное наблюдение за военнослужащими;
– изучение личности по документам;
– биографический метод;
– анализ практической деятельности военнослужащих;
– изучение и анализ независимых характеристик;
– тестирование;
– письменные и устные опросы;
– индивидуальные (групповые) беседы и др.
2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
– убеждение;
– пример;
– упражнение;
– включение воинов в различные виды деятельности;
– поощрение;
– критика и самокритика;
– принуждение и др.
3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
– переучивание;
– переубеждение;
– «разрыв нежелательных контактов»;
– критика и самокритика;
– самоисправление и др.
Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства (примерный перечень):
– различные виды воинской деятельности в части (подразделении);
– моральное и материальное стимулирование;
– технические средства;
– информационные средства;
– педагогическая среда и ее предметы и др.
Рассмотренные выше методы и средства реализуются в следующих формах воспитательной работы (примерный перечень):
– индивидуальных и коллективных беседах;
– различных видах информирования личного состава;
– лекциях, беседах, вечерах вопросов и ответов;
– собраниях и совещаниях с различными категориями военнослужащих;
– пропаганде передового опыта;
– научно-практических конференциях;
– тематических вечерах, диспутах, викторинах, круглых столах;
– встречах с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;
– экскурсиях и походах по историческим местам и местам боевой славы;
– проведении Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;
– работе клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
– занятиях в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений;
– осуществлении рекламы службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.
Учет и применение в комплексе перечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволит обеспечить качественное функционирование системы воспитания военнослужащих, достичь определенного уровня ее эффективности и результативности.
VI. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
На всех уровнях организации и методики воспитания военнослужащих его субъекты (общество, государственные институты и учреждения, органы местного самоуправления, средства массовой информации, различные общественные и религиозные объединения, семьи и близкие родственники военнослужащих, командиры и начальники всех степеней, штабы, службы, другие органы военного управления, органы воспитательной работы, воинские и трудовые коллективы, воинские учреждения культуры, общественные организации в воинских частях и др.) выполняют две взаимосвязанные функции: собственно воспитательную и управленческую. Деятельности должностных лиц частей и подразделений в большей степени присуща воспитательная функция, а для деятельности должностных лиц высшего звена характерна управленческая функция. С учетом данной особенности и концептуально нового понимания воспитания военнослужащих возникает необходимость пересмотра и совершенствования существующей системы его управления.
В этих целях необходимо выполнить следующее.
Во-первых, образовать государственные (федеральные, региональные и ведомственные) органы, которые бы определяли общие цели и задачи воспитания, разрабатывали его нормативно-правовую базу, создавали организационные, материальные, кадровые, научные и иные предпосылки функционирования системы воспитания и ее управления. Такими органами могут быть Координационные советы и Комитеты при Президенте Российской Федерации, Федеральном собрании, главах региональных администраций и руководителях силовых структур, а также Главное управление воспитательной работы.
Во-вторых, в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров» необходимо организовать подготовку и переподготовку соответствующих должностных лиц -профессионалов в области воспитания на всех уровнях.
В-третьих, обеспечить оптимальное управление системой воспитания в Вооруженных Силах:
– определение текущих и перспективных целей воспитательной деятельности;
– научно-обоснованное планирование воспитательной работы;
– продуманную постановку задач;
– учет уровня боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности личного состава;
– подбор, обучение, расстановку кадров, строгий спрос за состояние воспитательной работы на порученном участке;
– научную организацию труда воспитателей;
– вооружение воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом всех категорий военнослужащих;
– систематический контроль и анализ состояния и действенности системы воспитательной работы;
– своевременную корректировку системы воспитательных воздействий и др.
Эффективность управления системой воспитания достигается такими средствами:
– морально-психологическим обеспечением, которое организуется в целях поддержания высокого морального духа и морально-психологического состояния личного состава, дисциплины, правопорядка и сплоченности воинских коллективов, противодействия психологическому воздействию противника;
– информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования военнослужащих Вооруженных Сил по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности своих структур;
– правовым обеспечением, которое организуется и проводится в целях формирования у личного состава глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики;
– военно-социальным обеспечением, которое организуется и осуществляется в целях создания социальных условий и гарантий военнослужащим и членам их семей в интересах качественного выполнения военнослужащими многообразных задач повседневной служебно-боевой деятельности;
– культурно-досуговым обеспечением, которое организуется и проводится в целях поддержания и восстановления моральных и физических сил личного состава, его духовной мобилизации на выполнение поставленных задач;
– материально-техническим обеспечением, которое осуществляется в целях создания военнослужащим благоприятных материальных и социально-бытовых условий для выполнения поставленных задач;
– кадровым обеспечением, которое осуществляется в целях совершенствования сложившейся системы комплектования Вооруженных Сил кадрами, выработки единых взглядов и подходов в вопросах подбора, комплектования, обучения и расстановки кадров, способных качественно решать воспитательные задачи и др.
Оценку результативности воспитания военнослужащих следует понимать как систему накопления, фиксации и обобщения сведений о военнослужащих и воинских коллективах, учета уровня их воспитанности на основе объективных критериев (показателей) в целях повышения эффективности воспитательной деятельности командиров (начальников).
При оценке результатов воспитания его принципы выступают в качестве критериев системы.
1. Целенаправленность воспитания (ясное представление о целях воспитания):
– научно-обоснованное представление офицера о системе воспитания;
– умение офицера ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей;
– преемственность в постановке задач воспитания;
– -характер воспитательных мероприятий и направленность планирования;
– умение анализировать и оценивать достижение целей и задач.
2. Степень придания обучению воспитывающего характера на основе использования следующих элементов:
– предметов боевой и общественно-государственной подготовки;
– различных методов обучения;
– возникающих на занятиях педагогических ситуаций;
– групповых форм работы;
– плановых воспитательных мероприятий.
3. Уровень проявления индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих:
– знание психофизиологических особенностей личности;
– знание национальных черт и традиций военнослужащих;
– учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее;
– степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности;
– оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.
4. Руководство развитием социально-ценностных групповых начал в частях (подразделениях):
– подготовленность командиров (начальников);
– контроль за осуществлением заданий и поручений;
– направленность актива;
– развитость самодеятельных начал у военнослужащих;
– наличие инициативы снизу.
5. Деятельность по сплочению личного состава частей (подразделений):
– степень взаимопомощи, дружбы и взаимовыручки в части (подразделении);
– степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев и т.д.;
– групповая оценка поступков и проступков;
– отношение к части (подразделению);
– занимаемое место в части (подразделении).
6. Обеспечение взаимосвязи и взаимодействия всех категорий воспитателей в процессе воспитания:
– осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности;
– координация воспитательной деятельности;
– привлечение к воспитанию общественных организаций и родителей;
– взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации;
– тесное контактирование с самими военнослужащими.
7. Руководство различными видами воинской деятельности:
– уровень организации и содержания деятельности, обеспечивающей активность и творчество;
– формирование ориентировочной основы воинской деятельности;
– степень вовлечения в совместную социально-значимую деятельность всех военнослужащих;
– осуществление периодической сменяемости видов деятельности;
– стимулирование инициативы и творчества.
8. Рациональное использование времени, отводимого на плановые воспитательные мероприятия:
– способность сосредоточить усилия на главном в воспитательной работе;
– умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания;
– недопущение шаблонов в воспитательной деятельности;
– привлечение командиров (начальников) всех степеней к воспитательной работе;
– достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.
9. Взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания:
– соотношение в воспитательной деятельности мер поощрения и принуждения;
– уважение к личному и общественному мнению;
– степень педагогического сотрудничества и сотворчества;
– доминирующая тональность во взаимоотношениях;
– гуманизация взаимоотношений.
10. Личностные образования офицера-воспитателя:
– наличие педагогической культуры;
– проявление педагогического мастерства;
– уровень педагогической этики;
– степень дисциплинированности;
– стремление к самовоспитанию и самообразованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная Концепция ориентирована на переосмысление традиционных научных положений и подходов к системе воспитания военнослужащих с учетом особенностей реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
При ее разработке был использован имеющийся отечественный опыт по проблемам воспитания личного состава армии и флота.
Она имеет открытый характер, основывается на демократических и гуманистических началах и доступна для участия в ее совершенствовании различных научных и учебных заведений, общественных движений и объединений, частей и кораблей Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для реализации Концепции в Вооруженных Силах Российской Федерации целесообразно рекомендовать разработку комплексных перспективных планов, предусматривающих скоординированные сроки и мероприятия по перестройке и совершенствованию существующей системы воспитания личного состава.
Автор: Богомолов Г.С.