24.08.2011 7819

Психолого-педагогическая характеристика старших подростков - будущих архитекторов (статья)

Архитектурное проектирование в образовательном учреждении связано с поиском архитектурных решений, сопряженных с интеллектуальными особенностями детей старшего подросткового возраста, а именно, их пространственно-образным мышлением. Успех данного учебно-воспитательного процесса определяется степенью социальной зрелости подростка, уровнем сформированности его социального характера, что в свою очередь зависит от того, как он сам воспринимает образовательно-воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего архитектора. Социальная позиция личности в архитектурном проектировании отражает сложную систему ее ценностных ориентации, отношений, установок и мотивов, которыми подросток руководствуется в своей проектной деятельности. Это активное, избирательное отношение выражает не какую-либо ее отдельную черту или сторону, а интегральную систему личности в целом. По мере формирования и развития возрастает определенность направленности и активность жизненной позиции применительно к будущей профессии-архитектора. Подросток в данных образовательно-воспитательных условиях становится личностью, когда в нем отсутствует равнодушие к окружающему миру. В тоже время следует отметить, что данные качества личности формируются постепенно. Прежде чем достигнуть зрелости, он проходит ряд ступеней интеллектуального развития в области архитектурного проектирования. Личность, не достигнувшая данного развития и живущая лишь своими интересами, оказывается на позиции крайнего индивидуализма. Чем шире социальная общность, интересами которой живет индивид, тем в большей степени состоялся он как будущий архитектор. Этот этап характеризуется стремлением к самосовершенствованию, максимальной самореализации личности. Он включает самопознание, адекватное самоопределение, постоянное образование, самообразование и самовоспитание, активную жизненную позицию. При этом подросток сознает себя равноправным членом общества. Эти ступени интеллектуального развития, в том числе в области архитектурного проектирования служат основой для процесса формирования зрелости подростка, а именно превалирование таких качеств как высокие духовные потребности, созидательные ориентации, социальную и творческую активность. Эта направленность определяет соответствующие убеждения личности, ее установки, мотивы деятельности, а также оценочные суждения и многое другое. Кроме того, важнейшей чертой личности составляет соотношение личных и общественных интересов. К личностным качествам подростка относят грамотность, общественную активность, бескорыстие в защите общественных интересов, патриотизм, гуманизм, коллективизм, честность. Особенно важно проявление данных личностных качеств в архитектурном проектировании, так как они способствуют убежденности в эстетическом и экологическом созидании окружающей среды, инициативе, бескорыстной защите общественных интересов.

Как показывают исследования, на архитектурное проектирование влияет социально-экономический строй, определяющий, и систему данного образования подрастающей молодежи. Таким образом, первая задача педагогов - формировать у подростков направленность на коллективизм, дружбу и товарищество, взаимопомощь, любовь к своей стране, высшие духовные ценности. Такая направленность личности определяет ее отношение к людям, стране, производительному труду, к семье, дает осознание социальной и личной ценности, создает атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

Одной из сложных и ключевых проблем в условиях архитектурного проектирования является проблема формирования пространственно-образного мышления личности и ее развития в социально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Педагогика в данном направлении изучает и выявляет наиболее эффективные условия в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное. Авторы биологической теории считают личность сугубо природным существом, все поведение объясняют действием присущих ему от рождения потребностями влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).

Социологическая теория рассматривает аспекты о том, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализирует благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Авторам биосоциальной теории присуще мнение о том, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность подростка как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Изменения в биологии личности подростка, как показывает практический опыт исследователя, сказываются не только на особенностях деятельности в архитектурном проектировании, но и на образе жизни подростка в целом. Как правило, это результаты не только физических недостатков, но и особенностей характера, таких как резкая вспыльчивость, излишняя стеснительность и т. п.

В разных ситуациях и видах общения с другими людьми личностные качества подростка чрезвычайно сложны. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к; себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Чрезмерная вежливость, например, может граничить с показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Возрастные особенности подростка, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции. Среди прочих, основная подростковая функция личности - творческое освоение общественного опыта и включение его в систему общественных отношений. Все стороны подростковой личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Существуют различия и в понимании пространственно-образного мышления подростка в отечественной и зарубежной педагогике.

Метафизики рассматривают данный процесс как количественное накопление, простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления.

Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материала, который рассматривает пространственно-образное мышление как неотъемлемое свойство природы, общества, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой биосоциальный процесс, в котором происходят не количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности, такими противоречиям относятся:

– противоречие между новыми потребностями, порождаемые деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

– противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

– противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но, удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии, самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Рассмотрим процесс формирования пространственно-образного мышления подростка.

Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств, формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип.

При формировании у подростка личностных качеств, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности, соответственно складывается и его характер.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы детей, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предлагают.

Подростковый период - это время выбора жизненного пути. На более старшем подростковом периоде взросления дети строят планы по выбранной специальности, об учебе в образовательном учреждении.

В старшем подростковом возрасте детство остается / в прошлом, все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все более условными. В последние годы, как уже отмечалось, все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости они стремятся поступить в технические колледжи (бывшие недостаточно откровенны. Но и им обычно свойственны элементы духовности, стремления к глубокому чувствам. Если интеллект высок, они достаточно критичны ПТУ). Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис. Такие подростки подчас циничны и к причинам конфликтов. Тем не менее кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как отмечал Д. Б. Эльконин, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 14 лет. Большинство школьников ориентируются на продолжение образования.

По нашим экспериментальным данным, выпускники школы, собирающиеся поступить в вузы, считают, что высшее образование им необходимо, и они готовы бороться за свое призвание, порой с сильной мотивацией, побуждающей их поступить вуз.

Как считает А.В. Толстых, подростковый возраст становится вторым переходным периодом в развитии личности.

Старший подросток еще не совсем взрослый человек. Возраст - категория конкретно-историческая. Старший подростковый появился тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С ними связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане данный период решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.

Подростковый возраст открывает больше возможностей. Мы не будем рассматривать редко встречающиеся варианты - уход в криминальный мир, иждивенчество, отказ от работы и учебы.

Особое внимание следует уделить обучению в образовательном учреждении. Прежде всего, здесь речь идет о самоопределении, выборе конкретного жизненного пути с конкретными планами на будущее. Можно сказать, что выбор профессии архитектора при многих вариантах будет соответствовать склонностям и интересам. В любом случае профессиональное самоопределение является очень трудной задачей.

Старший подростковый возраст - первый период взрослой самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа, у кого-то начинается реализация жизненных панов, четко намеченных еще в старших классах школы, проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, и является центральным возрастным новообразованием юности.

Для выявления и обоснования педагогических условии: формирования представлений об архитектурно-строительных объектах в учебных разделах архитектурного проектирования у детей подросткового возраста, обучаемых на подготовительных курсах и на первом курсе в первом семестре, а также для проверки эффективности используемых приемов позитивного педагогического, обучающего и воспитывающего воздействия в течение трех лет, велось наблюдение за экспериментальными и тест контрольными группами. Проводилось анкетирование, изучалась и анализировалась деятельность подростков, сравнивались и фиксировались результаты.

На основании данных обследования было выделено три категории подростков (среди других учащихся) в образовательно-воспитательных учреждениях, значимых для обоснования теоретической модели:

1. Проблемные дети подросткового возраста, воспитывающиеся в неблагополучных семьях;

2. Временно проблемные дети подросткового возраста, воспитывающиеся в неполноценных семьях; |

3. Кризисные дети подросткового возраста, воспитывающиеся в семье эмигрантов и вынужденных переселенцев.

Итак, для проверки положений рабочей гипотезы были избраны: образовательно-воспитательные учреждения г. Краснодара и Краснодарского края, как поле педагогической деятельности, включающее в себя:

Подростков;

Область обучения и воспитания как область общественной культуры, к которой специалист в области образовательно-воспитательной деятельности приобщает детей подросткового возраста;

Процесс педагогического общения специалиста в области образовательной деятельности как специфический механизм обучения и воспитания средствами архитектурного проектирования.

Исходным основанием исследования образования на всех его этапах, явилось представление о природе образовательно-воспитательной деятельности в условиях архитектурного проектирования как средство формирования пространственно-образного мышления подростков. Соответственно, исследуются три области: дети подросткового возраста; процесс архитектурного проектирования и его.чертежно-графического воздействия на детей; организационно-педагогическое и методическое обеспечение системы обучения и воспитания (создание, развитие, опыт и оценивание уровня пространственно-образного мышления подростков на сложившихся архитектурных традициях в культурно- исторической среде Краснодарского края). Программа предусматривала также работу с детьми подросткового возраста по трем направлениям, прежде чем состоялся с ними процесс формирования пространственно образного мышления средствами архитектурного проектирования.,

Первое - это реализация мер помощи подросткам, которые оказались в затрудненном положении в процессе освоения учебных знаний по архитектурному проектированию в связи с психолого-педагогическим неблагополучием. Прогнозирование возможных психолого-педагогических трудностей у детей подросткового возраста, которые оказались в изменившихся условиях обитания. Далее, изучение и учет их национально-психологических особенностей и религиозных предпочтений. Информационно-воспитательное сопровождение мотива обучения и воспитания детей подросткового возраста, оказавшихся в затруднительном социально-бытовом положении.

Второе - создание благоприятных условий для разрешения проблемных ситуаций в процессе обучения и воспитания подростков в макро и микро социуме. В этом плане активизировалась деятельность педагогов образовательно-воспитательных учреждений, других специалистов: в области здравоохранения, искусствоведов, психологов. Их задача состояла в том, чтобы не только наладить взаимодействие преподавателей с детьми подросткового возраста в нужном направлении, но и подготовить необходимую «почву» для осуществления в дальнейшем процесса формирования пространственно-образного мышления средствами архитектурного проектирования, а именно чертежно-графическим построением архитектурных объектов.

Третье - поэтапное подключение к подросткам их сверстников и старших для восстановления собственного потенциала каждого подростка, перенесшего миграционное переселение.

На условно обозначенных этапах проводилась:

– информационно-аналитическая работа, которая включала в себя информационную достаточность просвещения о «достоинствах» архитектурного проектирования. А также, определение с подростком общего замысла графической деятельности во вновь создавшейся для него жизненной ситуации;

– прогностическая работа, которая включала в себя: согласование с подростком необходимых вариантов архитектурно-графической деятельности, с целью избежания возможных негативных последствий;

– стимулирование взаимодействия, которое включало в себя демонстрацию позитивных подвижек в освоении детьми способов и приемов чертежно-графического построения архитектурных объектов. А также, устное поощрение действий различных специалистов в оказании посильной помощи для осуществления процесса формирования пространственно-образного мышления подростков детей средствами архитектурного проектирования;

– реабилитационная работа, которая включала в себя профилактические и воспитательные беседы, обмен опытом. Кроме того, проводимая работа сопровождалась диагностированием психологического состояния детей подросткового возраста.

 

Автор: Бродягин В.А.