24.08.2011 66350

Особенности отмывки чертежей (статья)

 

Общеизвестно процесс создания чертежей архитектурных, строительных, топографических форм, изделий и их составных частей включает в себя ряд последовательных построений и их отмывку.

В связи, с чем закономерно может встать вопрос о сущности понятия «отмывка», способах, возможностях и средствах отмывки чертежей.

В сущность понятия «отмывка» заложено нанесение водной краски на чертежный объект кистью.

В изобразительном искусстве в разделе живопись есть сходная с отмывкой художественная деятельность - заливка поля картины цветом.

В строительном черчении трактовка понятия «ОТМЫВКА ЧЕРТЕЖЕЙ» не только не заменяется, но и выводится в один из самостоятельных разделов чертежной работы.

С помощью отмывки архитектурно-строительного чертежа можно добиться представления о реальном существовании света и тени на строительных объектах в окружающем мире.

Тушь.

Для отмывки чертежей применяется твердая тушь. Тушь - это популярная краска. В продажу поступает обычно в виде черных плиток и палочек.

Общеизвестно, что родиной твердой туши является Китай. Там она производится с незапамятных времен и считается лучшей из всех подобных красок, вырабатываемых в Европе и в России. Точный рецепт состава китайской туши до сих пор неизвестен и держится в секрете. Предполагают, что китайская тушь приготовляется из сажи, получаемой при сжигании кунжутного масла или масла сосны, в которую примешивают сок коры дерева неизвестной породы, имбирный сок и вытяжку из неизвестных растений. Сажа для приготовления туши измельчается механическим способом. В полученный состав добавляются животный клей и ароматизирующие вещества - мускус или камфара. Китайская тушь имеет специфический запах.

В европейском способе производства туши, в отличие от китайского, сажа измельчается химическими методами. При этом получается дешевый коллоидальный углерод, величина крупинок которого меньше длины световой волны. В таком виде углерод лучше проникает, в поры бумаги, окрашивая ее, а после высыхания не смывается. Поэтому тушь европейского и отечественного производства обладает также хорошими качествами и вполне пригодна для отмывки проектных и учебных работ.

Твердая тушь расходуется очень мало, поэтому одной палочки хватит на весь период практической деятельности будущего архитектора-инженера.

Хорошей считается та тушь, которая дает теплый черный тон как бы с металлическим оттенком, в изломе однородна, с трудом растворяется в воде, не образуя, осадка, не смывается после высыхания.

Из отечественных производств наиболее известна тушь «Красный художник».

Чаще всего тушь продается в жидком виде. При этом следует не путать ее с обычной чертежной тушью. В последнее время появилась тушь и другого состава, например, раствор шеллака в буре и другие составы туши, которые также хорошо ложатся на бумагу и не смываются.

Способы отмывки

Способы отмывки могут быть выполнены разнообразными техниками и все они будут верны, если отмывка выполнена качественно и эстетически наглядно в цветовых отношениях.

Наиболее простым из способов отмывки можно назвать процесс, когда разбавленная тушь наносится в один слой на объект чертежа. Способ выполнения отмывки сразу за один прием или сеанс называется алла прима.

Техника отмывки, проработанная методом алла прима, отличается тем, что отсутствуют «затерто сти» бумаги, образованные переписыванием по нескольку раз цветом.

Более сложным способом - когда разведенная тушь на объект чертежа наносятся послойно. Этот процесс один из приемов отмывочной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных красок поверх высохшего слоя красок. При этом достигается особая легкость, что является результатом насыщения одного тона другим. Называется эта техника покрытия лессировка.

Однако, не смотря на то, что сегодня достаточно информации об отмывке чертежей, часто результатами данной работы, являются либо «потеки» и «затеки» туши на чертеже, либо не соответствие подбора ее цветовой гаммы. Безусловно, этот негативный факт занижает оценку чертежа, так как лишает эстетического восприятия чертежной графики в целом.,

Отмывка водным раствором туши является традиционным методом оформления чертежей и имеет самое разнообразное применение в архитектурно-строительной чертежной работе.

Основные правила работы с инструментом: карандашами, кистями и перьями

При отмывке чертежей тушью существуют основные правила работы с инструментом: карандашами, кистями и перьями, а именно:

– отмывку плоскостей деталей либо конструкций больших размеров на чертеже необходимо выполнять широкой кистью. Среди которых, наиболее оптимально выбирать кисти с размером средних и крупных кистей № 6- 16, 18-30 (Согласно советам П.П. Ревякина, для равномерного покрытия большой плоскости отмывку проводить движением кисти волнообразно под углом 45 градусов);

– моделирование и обводка мелких деталей требует кистей с меньшим размером. Целесообразно пользоваться малыми кистями №№ 2-6. Моделирующая лессировка усиливает и добавляет оттенки архитектурному проектированию полутонов и теней, благодаря чему достигаются более мягкие переходы светотени и отмывка обогащается цветотоном.

Приготовление водного раствора туши для отмывки.

Раствор для отмывки получается путем натирания палочки твердой туши о дно блюдца с водой круговыми движениями. При этом высота воды в блюдце должна быть не более 4 мм. В результате круговых движений создается небольшое давление вдоль оси палочки.

Тушь натирают до необходимой концентрации, сливают в отдельный флакон. Если концентрация недостаточна, процесс повторяется и наоборот, если раствор получился излишне черным, его нужно разводить кипяченой водой по мере использования. Полученный раствор туши фильтруют и хранят не более 20 дней, так как частицы туши выпадают,в осадок. Лучше приготавливать его каждый раз в небольшом объеме перед работой.

Фильтруют раствор туши через фильтровальную бумагу, вату или марлю, свернутую в несколько слоев. При отсутствии туши заменяют ее черной акварельной краской (кость жженая и др.). Для получения раствора черной акварели растворяют ее с помощью мягкой кисти в стакане воды, налитого до 75 высоты. Для мытья кисти и разбавления раствора под рукой должна быть чистая вода. Окончательное насыщение раствора краской лучше производить отжиманием в него кисти. Раствору дают отстояться, а затем фильтруют. В процессе отмывки раствор разбавляют водой или наоборот, добавляют краску. При желании получить более теплые или более нейтральные, серые тона отмывки в черную акварель можно добавлять охру желтую, для холодных тонов - кобальт синий. В крайнем случае, когда не оказалось твердой туши, ни акварели, можно использовать для отмывки обычную спиртовую, чертежную тушь, которая продается в стеклянных флаконах. Но надо помнить, что эта тушь не даст того качества отмывки, которые можно получить раствором твердой туши и акварели. Раствор чертежной туши неравномерно впитывается в бумагу, усиливает недостатки бумаги, придает «грязноватость» тонам отмывки. !

Для получения раствора в стакане воды растворяют 2 капли чертежной туши, затем перемешивают и фильтруют. Раствор не годится для хранения, поэтому по окончании работы его следует выливать, а при надобности составлять свежий. Нужно отметить, что чем прозрачнее раствор, тем он ровнее и лучше ложится на бумагу, хотя это и приводит к большим затратам времени на отмывку. Такой раствор называется «разведенной тушью» и может применяться также для обводки пером контуров изображения перед отмывкой.

Приемы отмывки тушью.

Для отмывки тушью следует иметь стакан с чистой водой и листок бумаги (палитру) для предварительной пробы раствора, губку, посуду и др. После того, как будет приготовлен раствор нужной силы (просвечивающей концентрации) подрамник, фанера или картон устанавливаются перед собой наклонно к плоскости стола примерно под углом 20-30°. Низ подрамника кладут на колени, а верхней частью опирают на стол. Такое положение позволяет просто и быстро менять угол наклона отмываемой поверхности и регулировать тем самым сток раствора туши по бумаге.

При отсутствии опыта следует предварительно выполнить упражнение и «почувствовать» особенности мокрого процесса. Для этого,на листе бумаги пробуют отмыть нарисованный прямоугольный контур. Это следует проделать несколько раз, каждый раз начиная отмывку с различных мест по высоте прямоугольника, Возникшая разница в светосиле, тонов позволит оценить степень укрывности туши, чистоту раствора и др. В целях экономии времени при отмывке чертежей тушью следует организовать работу так, чтобы не было вынужденных простоев в ожидании просыхания отбытых участков. Для этого нужно мысленно распределить поле деятельности.

Основные понятия изображения отмывки

Основные понятия изображения - отмывки на участки с таким расчетом, чтобы за время просыхания одного участка можно было отмывать другой. Такая методика дает значительную экономию времени.

Принципы передачи изображения.

Основами всех технических форм служат простые формы геометрических тел: шар, цилиндр, конус, призма и др.

На освещенных телах простейших геометрических фигур можно проследить градации света и тени, изображение которых на бумаге помогает показать предмет в пространстве. Чаще всего с этими понятиями, которые будут рассмотрены ниже, работают представители изобразительных искусств, но иногда приходится сталкиваться и архитекторам при построении и отмывке объемных форм.

И так, в порядке уменьшения освещенности предмета светотеневые оттенки располагаются в следующей последовательности: блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень, отражение.

Видимая форма предмета обуславливается его освещенностью. Освещение формы отражает ее характер, выявляет светлые и темные участки, а также промежуточные между светом и тенью, известную как светотень. i

Свет - это наиболее освещенная часть поверхности. Самое освещенное место в изображении необходимо найти уже в начале работы, обвести его легким контуром и оберегать его чистоту, так как за полную силу света принимается, как правило, белизна бумаги.

Блик - это отражающая свет часть освещенной блестящей поверхности тела, Чаще округлой формы, изображаемая в виде яркого пятна.

Полутон - плавный переход от света к тени, участок поверхности между светом и собственной тенью.

Собственная тень - участок поверхности, противоположный свету.

Рефлекс - полоса собственной тени, освещенная частично отраженным от окружающего пространства светом (подсветка предмета с теневой стороны противоположной источнику света Наиболее заметен на кривых поверхностях).

Падающая тень - это тень от освещенного предмета па поверхность другого предмета. Падающие тени всегда темнее собственных.

Отражение предмета на гладкой поверхности другого способствует более реалистичному восприятию изображения, передаче пространства и фактуры поверхностей. Правильная передача формы предмета, сочетание света и теней на его поверхности и составляет основу изображения.

В процессе изображения полутонов, собственных и падающих теней следует руководствоваться следующими закономерностями:

а) светлое, удаляясь от источника света и зрителя, темнеет, а темное - светлеет, уменьшается контраст между светлым и темным;

б) наибольший контраст между светлым и темным всегда па переднем плане.

Контрасты передаются сочетанием освещенной и теневой плоскостей. При этом распределение света и тени у перелома граней неравномерно по силе топа. Чем ближе к освещенной грани, тем она темнее.

По принципу этого эффекта светлое здание изображается на темном, а затененные его части- на светлом фоне (небе). Поэтому фон изображается неравномерным по силе тона в пределах поля изображения.

Падающие тени по мере удаления светлеют, а сила тона падающей тени тем больше, чем темнее поверхность, на которую она падает.*

Собственные тени всегда светлее падающих, а при введении архитектурному проектированию - всегда теплее по тону.

Участок фона, граничащий с освещенными плоскостями, кажется более темным, чем общий тон всего фона.

Кисти для отмывки тушью

Кисти для отмывки тушью лучше использовать беличьи или колонковые.

Качество кистей имеет большое значение для отмывки. Хорошая кисть быстро насыщается раствором, легко отдает его бумаге, позволяет отмывать большие поверхности и мелкие детали.

По форме различают круглые и плоские кисти. Мягкие из волоса белки кисти выпускаются следующих номеров: 1, 2, 3, 4, 5, 6 (шлипера); 8, 10, 12, 14,16,18,20,22,24,27-30.

Кисти номеров 35-40-45-50 имеют вид сплющенных, плоских и носят название флейцы.

Кисти первых номеров (до № 16) имеют небольшое количество волоса. Они применяются для проработки деталей.

Кисти номеров с 10 по 18 - средние. Они используются как в моделировке деталей, так и в отмывке больших поверхностей.

Крупные кисти (номеров с 18 по 30) чаще применяются при отмывке больших поверхностей (фасадов, планов, перспектив с фоном). Флейцами, если они хорошего качества можно моделировать и детали, так как волоски при смачивании сходятся в одну острую вершинку. Это качество присуще всем хорошим кистям. Они дают широкий мазок и тонкую линию.

Плоские кисти (№№ с 1 по 12), но не флейцы, могут быть использованы в надписях.

Для отмывки чертежей тушью достаточно иметь хотя бы две кисти -толстую и тонкую. Однако, набор различных по форме и качеству волоса (в том числе и щетинных кистей) будет способствовать выработке более разнообразной техники отмывки.

Практически в отмывке пригодны все кисти, которые имеют длину волоса, превышающую толщину у основания в 4-6 раз и образуют острый, не раздваивающийся конец.

Следовательно, целесообразно внимательно изучить теоретический раздел, посвященный отмывке, приобрести первоначальные навыки работы с тушью и кистями и затем только приступать к выполнению учебных заданий по отмывке чертежных объектов.

Карандаши

Безусловно, общеизвестно, прежде чем приступить к отмывке, чертеж прочерчивается карандашами. Однако практика показывает, что и владение доступным чертежным средством чаще всего идет схоластично.

Карандаши (от тюркского - черный камень), один из основных инструментов при выполнении чертежных работ. Различают металлические, (свинцовые, серебряные), итальянские, графитные, угольные, цветные карандаши.

Для нанесения контурных, разбивочных линий, различных разметок па чертеже необходимо иметь набор графитных карандашей. Карандаши бывают твердые, твердомягкие, мягкие, глянцевитые, матовые.

Наиболее удобны для черчения - графитные карандаши. Графит достаточно прочно держится па бумаге, хорошо стирается резинкой. Карандаши по твердости и мягкости графита подразделяются и маркируются следующим образом: твердые - 4Т, ЗТ, 2Т, Т; твердомягкие Н, ТМ; мягкие - М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М, а также соответственно твердые - Н, 2Н, ЗН, 4Н; твердомягкие - НВ: мягкие- В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, 6В.

Для предварительной разметки чертежа лучше пользоваться твердомягкими карандашами или твердыми - Ни 2Н.

Мягкие карандаши содержат жирные глищину у основания в 4-6 раз и образуют острый, не раздваивающийся конец.

По назначению карандаши подразделяются на канцелярские, чертежные, рисовальные.

Для предварительной разметки чертежа лучше пользоваться твердомягкими карандашами или твердыми - Ни 2Н.

Мягкие карандаши содержат жирные глины, поэтому они «зажиривают» бумагу, делают ее поверхность непригодной для работы тушью.

Твердыми карандашами следует работать осторожно, чтобы не продавить и, тем самым, не прорезать бумагу, а также не оставить на ней царапин.

Твердые и твердомягкие карандаши, как правило, применяются в черчении для изображения линий различной толщины, а мягкие - в рисовании.

Для нанесения контуров фасада, перспективы, машины и др., подлежащих отмывке тушью, лучше всего подходят карандаши средней мягкости М, 2М, ТМ или ИВ.

Карандаши большей твердости ЗТ, 4Т продавливают и царапают бумагу.

Каждый неверный штрих от такого карандаша становится заметным после отмывки и вносит не эстетическое восприятие чертежа!.

Мягкие карандаши ЗМ, 4М оставляют жирный след, который просвечивает сквозь слои туши, пачкает бумагу, трудно удаляется.

Наносить чертеж для отмывки надо всегда хорошо заточенным карандашом. При этом следует правильно затачивать карандаши.

В практике, наряду с лезвиями, перочинными ножами и различными механическими точилками, используется мелкозернистая - наждачная шкурка. Ее укрепляют кнопками па легко доступном участке рабочего места. Легко проворачивая карандаш можно заточить зерно карандаша движением одной руки. Для поддержания остроты грифеля в процессе черчения карандаш следует держать наклонно и медленно поворачивать вокруг оси. Этим, одновременно, обеспечивается более ровная линия по всей длине.

Чертежные перья.

При оформлении и обводке чертежей тушью используются перья.

Мелкие шрифты удобно писать канцелярскими и чертежными перьями.

Для получения топких линий канцелярские перья иногда аккуратно затачивают.

Для написания крупных или утолщенных шрифтов, а также для заливки теней, проемов, отверстии применяются плакатные и шрифтовые перья типа «рондо», или с круглой плоской головкой на конце «редис». Иногда применяют также стеклянные трубочки диаметром 1,5-2 мм. Последние редко применяются, так как не удобны в работе и требуют большой сноровки. Проще использовать перья всех видов.

При определенном навыке в обводке чертежей и надписей тушью можно обойтись одними перьями. При этом градация линий по толщине обеспечивается степенью нажатием на перо и их сменой, а также заточкой.

Большой набор перьев позволяет выполнять ими самые различные чертежные операции; обводку, ретуширование, написание шрифтов, а именно:

а) «Рондо» (для надписей и обводки); 61 чертежное перо (для обводки тонких линии № мелких цифр, букв);

в) «Пионер» - школьное перо (для обводки линии, надписей и др.);

г)перо с выявленной головкой (для надписей);

д.) «Редир» (для обводки широких линии, крупных надписей).

Резинки для стирания грифеля.

Вспомогательным инструментом являются резинки для стирания грифеля.

От их состава и плотности зависит величина снимаемого слоя графита с бумаги и качество «протира» верхних слоев самой бумаги. Иногда не верно подобранная для работы стиральная резинка наносит не поправимый вред для отмывки, так как глубоко снятые слои бумаги во время стирания при отмывке заполняются неровно тушью и образуют либо видимый слой рыхлых краев, поверхностей бумаги, либо не эстетические разводы красителей.

И так, резинки для стирания бывают карандашные и чернильные.

Для стирания карандашных линий лучше подходят мягкие эластичные резинки. Они не «мажут», меньше разрушают поверхность бумаги и хорошо чистят ее. Поэтому при выборе резинки в первую очередь следует обращать внимание на эту сторону качества.

Лучшая для стирания карандашных линий резинка марки «архитектор».

Во-первых, она крупных размеров и при работе с ней приобретаются навыки легкого и необходимого касания резинки по бумаге.

Во-вторых, такой резинкой можно пользоваться достаточно долго, быстро и удобно стирать карандаш, чистить бумагу больших размеров.

При пользовании резинкой желательно, чтобы ее поверхность «изнашивалась» равномерна со всех сторон.

Желательно, не зависимо от размеров резинки для стирания, пользоваться ее необходимо в достаточно короткий срок. Это связано с тем, что резина с течением времени «стареет» (окисляется), стайовится твердой, особенно, полежав на солнце. Пользоваться такой резинкой не следует, так как она начинает «мазать» и пачкать чертеж. Для придания первоначальных качеств с ее поверхности срезают верхние окислившиеся слои или стирают их о жесткую поверхность.

Твердые и не эластичные резинки лучше размачивать некоторое время в чистом керосине, соблюдая все правила осторожности общения с огнеопасными жидкости.

При применении цветных резинок (розовых, красных, голубых) лучше использовать голубого цвета, так как следы данной резинки меньше заметны на бумаге.

Для стирания следов туши и чернил предназначены чернильные резинки.

Они изготавливаются чаще розового и голубого цветов. Эти резинки твердые, не эластичные, с отблесками в изломе.

В состав данных резинок входит мелко толченое стекло, которое позволяет быстрее стирать следы туши.

Однако следует помнить, что при этом также быстро разрушается поверхность бумаги.

Поэтому, следует предостеречь себя от жесткого применения этих резинок при стирании линий туши, чернил, пасты и тем более карандаша.

После стирания чернильной резинкой поверхность бумаги становится непригодной для качественной отмывки.

Там, где это не называется острой необходимостью для отмывки, лучше заменять стирание чернильной резинкой линий туши срезкой лезвием бритвы.

В случае некачественной работы с резинкой для стирания и образованного вследствие этой деятельности погрешностей, для заделки ворса полученного от стирания карандашной резинкой это место гладят через тонкую бумагу на твердой и гладкой поверхности.

В рабочем порядке, во время учебных занятий, для таких поверхностей можно использовать треугольники и линейки из оргстекла и пластмассы.

Линейки.

В обводке чертежей и надписей, а также при штриховке теней и др. видов черчения тушью используются специальные линейки, в один из боков которых врезана прозрачная полоска из пластмассы или оргстекла, шириной 5 мм. Второй бок линейки имеет скошенную фаску с делениями. Их кладут на чертеж фаской вниз. Это предотвращает самопроизвольный сток туши с пера или рейсфедера на линейку, а с линейки на чертеж.

При случайном сдвиге линейки скошенная фаска пли полоска оргстекла предотвращают размазывание мокрых линий. Кроме того, прозрачная полоска линейки расширяет поле зрения на участке линий, обводимой тушью. Время от времени низ линейки следует чистить резинкой, так как она может пачкать бумагу.

Бумага.

Общеизвестно, что лучшими современными сортами бумаги, используемыми для черчения с отмывкой тушью, являются ватман марки «Гознак» и несколько худший, но не плохой сорт бумаги, D полу ватман.

Иногда бумагой ватман неправомерно считают обычную чертежную бумагу.

Настоящий ватман имеет характерную крупнозернистую, равномерную, без уплотнений поверхность.

Сырьем для изготовления бумаги лучших сортов теперь, как и в далекие времена, являются волокна льна или хлопка. В современном производстве бумаги в настоящее время основным сырьем служит древесная масса и древесная целлюлоза, получаемая механическим истиранием древесины, бумажной макулатуры.

В меньших количествах в качестве сырья употребляется соломенная масса и соломенная целлюлоза из соломы злаков, а также волокна тростника.

Полуфабрикатом бумагоделательного производства является тряпичная полумасса, состоящая из льняных, конопляных или хлопковых волокон, ношеной ткани и отходов швейного производства.

В отдельных случаях для выработки некоторых сортов бумаги и картона используются стеклянные нити, асбест, слюда и синтетические волокна.

Исторические и современные сведения о выработке бумаги предоставляют информацию о том, что для получения нужного сорта бумаги в бумажную массу добавляют наполнители - вещества, улучшающие качество поверхности бумаги, уменьшающие ее прозрачность, уплотняющие структуру. Такими наполнителями чаще всего бывают тальк, каолин, мел, титановые белила.

Чтобы бумага была прочной, и обладала водоотталкивающими свойствами раньше в бумажную массу добавляли, животный клей, а в настоящее время - канифоль, различные синтетические смолы, иногда -крахмал и парафин.

Дополнительно, в зависимости от сорта бумаги, добавляются красители и оптические отбеливатели.

Ватман и полуватман.

Эти сорта бумаги хорошо выдерживают многочисленные стирания резинкой, смывки, исправления и равномерно впитывают раствор туши.

Крупнозернистая поверхность бумаги более уместна, дли использования в отмывке перспективы, изометрии, фасадов зданий, машин с передним фактурным планом.

Бумага с мелким зерном поверхности более подходит для отмывки второстепенных фасадов, строительных деталей, машин и технологических линий.

Чертить, отмывать следует на той стороне листа, которая имеет большую зернистость (шероховатость).

Зернистость бумаги лучше выбирать, подставив бумагу под боковой -свет, пли па ощупь.

Для отмывки вполне пригодны обычные чертежные бумаги сравнительно толстого слоя, имеющие заметную зернистость поверхности, которая получается при машинном способе ее изготовления. В практике ее отличают по большому удельному весу.

Одно из главных общепринятых требований к бумаге для отмывки тушью - прочность, так как в процессе отмывки оца многократно подвергается размачиванию и высыханию.

Тонкая непрочная бумага делается от этого рыхлой, губчатой, теряет прозрачность, коробится, по мере высыхания.

Фактура толстой бумаги способствует прочному закреплению первых слоев туши, большей воздушности и мягкости изображения.

Многогранность зернистой поверхности бумаги как бы обогащает слой туши и придает ему тончайшие оттенки, создавая, ощущение большей реальности и живости предмета.

Гладкая бумага неравномерно впитывает тушь и плохо подходит для отмывки. Это относится и к бумаге с неравномерной фактурой. После отмывки на такой бумаге остаются пятна, подтеки.

Перед началом работы по отмывке чертежа тушью следует промыть всю поверхность бумаги дистиллированной водой с растворенными в ней несколькими каплями нашатырного спирта.

Пожелтевшую бумагу отбеливают, смачивая ее перекисью водорода.

Запасы бумаги хранят в большой папке в сухом, защищенном от пыли месте, так как пыль глубоко проникает в поры бумаги и с трудом вымывается.

Сорт пробной бумаги лучше иметь тот же что и на отмываемом чертеже. Посуда.

Приготовлять водный раствор туши для черчения и отмывки лучше в фарфоровой, фаянсовой или металлической, покрытой белой эмалью посуде.

При отсутствии таковой можно пользоваться стеклянной.

Для недолгого хранения раствора удобны флаконы из-под одеколона. Иногда на время работы изготовляют временную посуду из чертежной бумаги в виде корытца, а вместо палитры используют чертежную бумагу.

Губки.

При работе с тушью необходимо иметь белую синтетическую губку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ОТМЫВКИ ЧЕРТЕЖЕЙ

Черная акварельная краска.

В настоящее время в отмывке лучшим заменителем туши является черная акварельная краска. Они состоят из клея растительного происхождения (гуммиарабик) меда, декстрина, органических и неорганических пигментных красителей, антибиотиков. В настоящее время акварель продается в виде набора плиток в фаянсовых чашечках или в оловянных тюбиках. Приобретать следует художественные, или художественные медовые акварельные краски, так как они являются наиболее тонкотертыми. Частички красящего вещества составляют размеры в 20-25 микрон, которые легко «висят» в растворе и не выпадают в осадок, оставляют прозрачный красочный след.

Мед вводится в состав акварели для лучшей растворимости и предупреждения затвердевания краски. Для отмывки не рекомендуется покупать дешевые акварельные краски, предназначенные для детей.

Используемая из всего набора черная краска носит названия: слоновая кость, жженая кость, сажа газовая, виноградная и др.

Сепия, бейц, чай.

Для получения отмывки теплого, коричневого тона применяются растворы художественной краски - сепии, а также бейца или «морилки». Последняя применяется в столярном деле для тонирования деревянных поверхностей.

Используется в отмывке и слабый раствор обычного чая. Эти материалы могут быть применены в сочетании с тушью, например, для выделения деревянных частей каменного здания, отмытого в целом тушью, а также для придания туши более теплого тона. Материалы удобны тем, что можно получить раствор одного тона в различное время работы над отмывкой. Они ровно ложатся на бумагу.

ПОДГОТОВКА ЧЕРТЕЖЕЙ К ОТМЫВКЕ

При подготовке чертежа к отмывке тушью следует тщательно охранять поверхность бумаги от механических повреждений и загрязнений. В местах, стертых резинкой, раствор туши впитывается больше, а в загрязненных - меньше. Отмывка получается пятнами.

Белизна и фактура являются важными качествами бумаги, которые надо стремиться сохранить до конца работы. При плохом обращении с бумагой на успех в отмывке рассчитывать не приходится. В связи с этим иногда делают предварительный контур рисунка или чертежа, а затем переносят его на основной лист, где будет производиться отмывка. Этим сберегается качество бумаги и экономится время.

Перенос изображения с листа на лист удобно производить на светокопировальном столе, а при отсутствии его - на стекле окна. Изобразительные чертежи (генплан, фасад, перспектива, изометрия) выглядят гораздо эффектнее, когда они выполнены на отдельных подрамниках.

Чертеж, подлежащий отмывке, вычерчивается в карандаше. При этом неизбежно частичное загрязнение бумаги в отдельных местах, выявятся участки, стертые резинкой.

Поэтому для того чтобы бумагу очистить перед отмывкой карандашные линии обводят пером с разведенной тушью, а после чистят мягкой резинкой или моют водяной струей под краном и др. От этого обведенные линии не стираются и не смываются.

Следы пера с разведенной тушью должны быть равны по силе тона карандашным.

Обводке подлежат обычно сложные чертежи изобразительного характера (обмеры памятников архитектуры и др.), которые предназначены для длительного хранения.

В современной практике отмывку чертежа производят чаще по карандашным линиям. При этом тщательно оберегают чистоту бумаги, а после завершения чертежа моют его водяной струей под краном.

Если отмывка производится на ненатянутой бумаге, мыть струей воды не следует, так как она останется покоробленной после сушки (коробление иногда удается устранить утюжкой обычным утюгом).

Полезно знать и другие приемы чистки загрязненных чертежей, вычерченных в карандаше. Если чертеж выполнен мягким карандашом, вследствие чего образовались загрязненные места, то при смывании водой успеха не добиться. Вместе с загрязненными местами смываются и слабеют линии карандаша чертежа. В этом случае лучше «пройтись» по чертежу твердым карандашом, подложив под чертеж 1-2 листа чертежной бумаги, с целью углубить линии чертежа. После этого чертеж можно чистить мягкой резинкой, держа ее «плашмя» к поверхности бумаги.

Стирать резинкой следует осторожно, не нарушая верхний слой бумаги. Чтобы освежить слабо загрязненные чертежи пользуются белым хлебом (берется булка, не содержащая жировых включений (например, городская булка). Мякиш булки мелко крошится на чертеж. Затем круговыми движениями ладони крошки перекатываются по чертежу при слабом нажиме. Белый хлеб при этом не должен быть очень свежим. Благодаря большой поверхности хлебных частиц графитная пыль и другие загрязнения прилипают к крошкам и удаляются вместе с ними). Чертеж освежается, бумага приобретает первоначальную белизну.

Последние приемы характерны для чистки чертежей, выполненных на ненатянутой бумаге. Слегка загрязненную бумагу перед отмывкой можно промывать раствором мыла в чистой воде. Делается это мягкой кистью. Промывается все поле бумаги, а затем ополаскивается струей чистой воды. После такой «стирки» бумаге возвращаются чистота, белизна и хорошая восприимчивость раствора туши. При этом бумага приобретает необходимую влажность, что способствует более равномерному и мягкому впитыванию раствора.

В практике не всегда удается найти прочную с зернистой поверхностью бумагу. Для неответственных работ можно использовать тонкую чертежную бумагу худшего качества.

В этих случаях поверхность бумаги следует всячески щадить и по возможности не стирать резинкой. Она быстро лохматится от резинки. В местах, тертых резинкой тушь впитывается гораздо быстрее, оставляя после высыхания пятна. Для предупреждения этих явлений готовый чертеж можно промыть чистой водой, а затем, после сушки, протереть лист губкой со слабым раствором желатина и квасцов. Места, где применялась резинка, покрываются раствором повторно.

Если все-таки после всех принятых мер тушь легла неровно, следует применить метод ретуширования, о котором будет сказано ниже.

Для улучшения качеств бумаги, до нанесения чертежа иногда покрывают ее слабым раствором мучного клейстера или крахмала. Это увеличивает ее стойкость к истиранию. Опыт, полученные в процессе отмывки чертежей, позволит определять необходимость тон или иной меры в каждом конкретном случае.

Примеры чертежей, подлежащих отмывке

Генплан. Назначение генплана - показать расположение сооружения на участке, функциональные связи (дороги, проезды), а также благоустройство (газоны, озеленение), ориентацию и др. В современной практике проектирования наибольшее распространение нашли линейно-графические методы оформления генпланов. Они более фотогеничны и могут быть размножены на современных множительных машинах. Главное в генплане при этом методе выделяется толщиной линии, тенью, залитой тушью и др.

Газоны изображаются точками или топкими параллельными штрихами рейсфедером, пером - иногда от руки, деревья - циркулем и т. д. Реже газоны отмываются и светотеневым методом. При этом сооружения и дороги лучше оставлять белыми. Как правило, генплан сопровождается названием, масштабом, условными обозначениями, эксплуатацией.

План сооружения показывает помещения и их внутреннюю связь между собой. Обычно план здания оформляется в графическом исполнении: тушь, рейсфедер, перо и реже отмывается тушью (архитектурные чертежи). При отмывке тушью заливаются стены или пол с выявлением расстановки мебели или оборудования. План может быть технологический, конструктивный и архитектурный.

В технологическом плане выявляется отмывкой технологическое оборудование, а строительные конструкции служат фоном.

В конструктивном плане средством изображения является линия. По содержанию чертежа и существующим правилам применяют линии различной толщины (контурные, штриховочные, размерные, пунктирные, осевые и др.), а также заливку тушью.

Заливку тушью следует всегда производить в контуре линий, предварительно проведенных рейсфедером или пером с тушью.

Заливка от этого получается ровной и четкой по границам.

Перед обводкой чертежа тушью иногда добавляют в нее сахар против растекания, растрескивания после высыхания, а также для большей черноты линий. Чем проще графика чертежа, тем яснее и понятнее его построение, тем лучше размножать его современной техникой.

Фасад.

Отмывке чаще всего подлежат фасады зданий и сооружений. Это ортогональная проекция здания на вертикальную плоскость (фронтальную или боковую). Земля является горизонтальной плоскостью и изображается под фасадом обычно в виде черной полосы, залитой тушью в 3-5 мм шириной.

На фасаде отмываются оконные проемы, крыша, падающие и собственные тени. В большинстве случаев стены зданий целесообразно оставлять белыми, иногда утемненными слегка к цоколю. Это создает светлый, жизнерадостный, художественный образ здания.

Для выявления белых стен отмывается тушью задний план - фон, небо. Отмывка неба или фона является существенной, художественной и технической задачей, которая определяет успех работы в целом. Поэтому приемы отмывки фона описаны ниже в специальном разделе.

При отмывке небольшого фасада на участке обычного чертежного листа, не наклеенного на подрамник, отмывку фона лучше заменить линейно-графическим изображением деревьев, зданий, неба карандашом или пером с тушью с тем расчетом, чтобы бумага не коробилась от увлажнений.

Перед отмывкой фасада строят падающие тени от карниза балконов, козырьков и др. выступающих элементов здания. В типичном случае оконные проемы отмываются темнее, чем падающие тени.

Вальмовая крыша отмывается очень слабо, начиная с чистой воды у конька и кончая раствором у карниза, передавая тем самым впечатление уходящей наклонной плоскости. i

Перспектива и изометрия. Этот вид чертежей имеет изобразительный характер и показывает здание (в перспективе) или машину (чаще в изометрии) в пространстве.

В перспективе отмывается здание, фон (небо), земля с благоустройством.

Отмывка какой-либо машины производится обычно на фоне чистой белой бумаги.

Отмывка таких чертежей требует, конечно, определенной художественной культуры и технических навыков.

В современной практике находит широкое применение и линейно-графическая манера изображения здания в перспективе или машины в изометрии.

Конструктивный разрез показывает основу конструкции здания и строительные материалы. Как правило, просто линейный чертеж без применения художественно-графических приемов получается маловыразительным, трудночитаемым и схематичным. При выполнении разреза графические приемы могут быть направлены на выявление градации линий, но толщине, на выделение ими главных конструктивных элементов (фундаментов, степ, перекрытий), на строгую систематизацию цифровых показателей.,

Выбор приема оформления чертежа должен быть связан с характером и содержанием самого чертежа и предварительно опробован на эскизе.

Отмывка кривых поверхностей

Определенную техническую трудность представляет изображение в отмывке кривых поверхностей (купол, шар, цилиндр, труба).

Существует так называемая академическая манера отмывки. По этой методике кривая поверхность условно разбивается на ряд полос различной освещенности по направлению от света к тени. Цилиндрическую поверхность разбивают примерно на 6-8 полос (в зависимости от масштаба чертежа, но не менее 5) параллельно оси, а шаровую поверхность - на ряд колец, расположенных на поверхности шара, перпендикулярно лучам света. В том и другом случае все полосы (их минимальное количество) разделяются: полоса света (блик), полутон, собственная тень, рефлекс. Применение этих градаций позволяет лучшим образом передать характер круглой поверхности. Чем больше делений, тем более равномерным будет переход от светлого к темному.

Для сглаживания получившихся ненужных граней, а частично и для ослабления общего тона отмывки, изображение моют чистой водой с помощью губки или кисти в пределах контура кривой поверхности. При этом не следует много раз тереть бумагу, так как бумага от этого «лохматится».

Необходимо учитывать и то, что, высохнув, тон туши несколько светлеет.

Для более правильной оценки получающихся соотнощений светлого и темного в процессе отмывки следует время от времени отходить от изображения и рассматривать его с расстояния.

Наряду с описанным несколько сложным методом отмывки кривых поверхностей в практике применяется другой, более,простой метод, требующий, однако, определенных навыков.

В этом случае исключается условное деление, на полосы и поочередность отмывки. Поверхность отмывается вся сразу, начиная от светлого и кончая темным - тенью и рефлексом.

Для этого, цилиндрическую поверхность, например, продольной осью поворачивают перпендикулярно стоку раствора.,

Отмывка начинается с чистой воды, которой смачивается полоса света, а затем по мере продвижения вниз и сгонки вала воды добавляется в него раствор туши.

В идеальном случае нужно рассчитать так, чтобы при отмывке собственной тени на бумагу ложился уже неразбавленный раствор.

При отмывке рефлекса, который следует за полосой собственной теин, необходимо снова разбавить раствор туши чистой водой.

Все это должно выполняться непосредственно на бумаге в сгоняемом вниз валике раствора. В этом и заключается сложность метода.

Однако уже после первой проходки выявляется кривизна поверхности, естественность изображения.

Для изображения полутона с другой стороны от полосы света следует повернуть лист бумаги так, чтобы было удобно и, начав с воды, изобразить полутон по всей длине цилиндра. !

Подобным же образом рекомендуется отмывать поверхность шара.

Такой метод значительно экономит время и придает плавность освещенности кривых поверхностей.

При отмывке трубопроводов большой длины и небольшого диаметра этот метод следует сводить к упрощению.

В начале лучше отмыть одной полосой половину трубы, затем после высыхания почти полусухой кистью по середине первой полосы нанести повторно узкую полоску - собственную тень, рефлекс на его поверхности.

Далее отмывается полусухой кистью полутон с другой стороны, освещенной части.

Отмывка плоскостей.

Наибольшую трудность в отмывке чертежей представляет отмывка фона, на котором изображается предмет. Из-за недостаточного опыта и качества бумаги трудно получить равномерный фон без темных пятен и подтеков. Поэтому следует строго соблюдать приведенную ниже технологию отмывки.

Отмывка труб и трубопроводов. Пропитанной раствором кистью касаются верхнего левого угла изображения и ведут ее к правому верхнему углу, не отрывая от бумаги. После этого остается след - мокрая полоса.

Раствор туши, благодаря наклону, скопится в нижней части проведенной полосы, а часть раствора впитается в бумагу.

Раствора должно быть достаточно много, столько, сколько может удержаться на полосе, не растекаясь. Обычно одного окунания кисти в раствор недостаточно для нормального наполнения полосы. Поэтому, после того, как полоса проведена, ее дополнительно по всей длине той же кистью равномерно наполняют раствором. Иногда на полосу раствор просто аккуратно наливают. Это делается в тех случаях, когда предстоит отмывать большую площадь.

Особое внимание следует обращать на то, чтобы не получились срывы раствора - подтеки. Для этого нужно следить за углом наклона бумаги. Следующее движение кистью делается также с левого края, но несколько ниже, касаясь валика пилообразными движениями и спуская его на сухую полосу.

Это условие следует считать очень важным в процессе отмывки. Все последующие полосы должны иметь как бы пилообразную форму. Это делается с расчетом, предупредить «перетечку» раствора вдоль полосы по горизонтали и следить за равномерностью наполнения раствором отмываемой площади.

Однако надо понимать, что пилообразная форма валика больше склонна к срыву, к образованию подтека, поэтому надо более внимательно следить за утлом наклона бумаги.

Отмывка плоскостей (фона, фасада, падающих теней):

Как и в предыдущем правиле следует придерживаться данной схемы:

а) общий вид и разделение отмывки на участки;

б) пилообразная схема движения кистью;

в) форма валика раствора,

Кистью следует касаться только раствора, избегая плотного касания бумаги. Соблюдение этого условия обеспечивает равномерное впитывание раствора туши в бумагу.

Профилактика погрешностей в отмывке. Необходимо запомнить еще одно важное правило: нельзя касаться кистью и покрывать уже отмытое место до полного высыхания. В противном случае появятся светлые пятна, неустранимые подтеки.

В тех участках полосы, где раствор иссяк, пополнить его недостаток можно, перегнав с другого участка соответствующим наклоном подрамника. Можно раствор перенести кистью с одного участка на другой, не окуная кисть в основной раствор.

Избыток раствора, ставший ненужным, удаляют с бумаги полусухой кистью. В тех местах, где нужно обойти какой-либо контур, следует раствор заранее распределять так, чтобы он иссяк на этом участке.

Если это не удается сделать, то избыток раствора следует тут же удалить отжатой кистью, иначе образуются темные полосы.

Чтобы получить ровный тон отмывки, нужно работать сосредоточенно и несколько спешить, чтобы согнать раствор до конца участка.

После того, как отмытая поверхность просохнет, изображение покрывают тем же раствором вторично, но уже только в тех местах, где требуется усиление тона.

Светлые участки и освещенные поверхности изображения обходят, оставляя их сухими. Так делают много раз, до тех пор, пока не получится желаемое соотношение света, полутона, собственной тени, падающей тени и фона.

Темные участки чертежа иногда требуют 6 - 10-кратной отмывки.

Концентрацию раствора туши в процессе отмывки можно менять, добавляя непосредственно в кисть чистую воду. Для этого опускают кисть сначала в воду, а затем - в раствор туши.

Согласно многим правилам, существует оправданное мнение, что чем слабее раствор китайской туши и чем большее число раз накладывается он в процессе отмывки, тем лучше качество изображения (глубина теней и мягкость переходов от света к тени, воздушность и др.).

Следует следить за качеством кисти и правильно ею пользоваться.

Нельзя, например, свободную кисть оставлять в стакане с водой или тушью. Изогнувшиеся от этого волоски создадут большие неудобства в работе. Отжимать и осушать кисть следует чистой салфеткой, а не пальцами. Пальцы оставляют жир на волосках, отчего образуются светлые пятна в отмывке.

Ретушировка. В практике отмывки чертежей случается так, что из-за плохого качества бумаги или из-за отсутствия опыта и других причин не удается получить обычными методами ровность тонов. Выявляются то светлые, то слишком темные места в деталях и общем фоне.

Заменять бумагу и повторять чертеж - не лучший выход из создавшегося положения, так как потребуется много времени. Для устранения получившихся светлых мест можно рекомендовать малоизвестный сегодня прием - ретуширование.

Общим мнением считается, что ретуширование имеет большие возможности и позволяет устранить значительные погрешности в отмывке.

Ретушировке подлежат также непрокрасившиеся при отмывке места, царапины, искаженные контуры.

Для ретушировки берется маленькая тонкая кисть (№ 2 - 6). Ее слегка окунают в раствор туши, разведенной водой, с тем расчетом, чтобы штрихи ретушировки были едва заметны.

Ретушировка позволяет более мягко передать переходы от света к полутону, к тени, рефлексу, а также усиливать четкость границ темного и светлого, достигать большего контраста между ними.

Наносить штрихи следует взаимно перпендикулярными короткими (3 - 5 мм) черточками под разными углами.

Лучше всего, если штрихи на бумаге образуют ромбовидную сетку.

Кисть при этом должна быть полусухой. Обилие раствора на кисти приводит к тому, что по высыханию получаются резко выраженные границы штриха. Они должны быть полусухими с мягкими границами. Такой штрих дает маленькая кисточка с минимальным количеством раствора. Ее следует погружать в раствор туши примерно на половину длины волоса кисти.

Далее избыток раствора следует израсходовать пробными штрихами на другой бумаге.

При ретушировании следует все время следить за тем, чтобы светловатое место выровнялось по силе тона с основным.

Случайно получившиеся на отмывке темные участки лучше ослабить мягкой резинкой по хорошо высушенной бумаге. Если эти участки получились светлее основного тона, их выравнивают также ретушировкой. Ретушируют одно и то же место не менее 2-3 раз слабым раствором, достигая тем самым большего эффекта.

Таким способом можно исправить неровный тон в оконных проемах на фасаде здания, лучшим образом передать небо и общий фон э архитектурных чертежах, утемнить низ фасада, тени и многое другое.

Отретушированная поверхность становится как бы более глубокой в тенях, усиливается впечатление зернистости бумаги, изображение становится более мягким и воздушным.

 

Автор: Бродягин В.А.