24.08.2011 8582

Особенности отношений детей разного возраста в семье (статья)

 

Исследования в области семейного воспитания демонстрируют насколько различными могут быть отношения между сиблингами. В работе J. Dunn, (1992, 1993) описывается 5 основных измерений, по которым различаются отношения между детьми разного возраста в одной семье: соперничество; привязанность; близость; откровенность и шутливые отношения; общие фантазии; реципрокность и комплиментарность отношений, благодаря чему поддерживается их хрупкое равновесие- Например, что касается первого измерения - привязанности, то некоторые дошкольники уже в двухлетнем возрасте так привязываются к своим братьям и сестрам, что весьма остро переживают их отсутствие, а при их появлении приходят в полный восторг и, присоединившись к ним, исследуют бесконечное многообразие окружающего мира. Привязанность сиблингов друг к другу может соперничать по прочности с привязанностью родителей к ребенку.

Одним из первых попытку анализа отношений между братьями и сестрами предпринял основатель индивидуальной психологии А.Адлер (1997). Адлер исследовал причины возникновения определенных психологических и невротических черт в характере человека. Различия характеров родных братьев и сестер он приписывал в большей степени порядку рождения индивида. Накопление большого количества эмпирических данных позволило А.Адлеру выделить и описать четыре типа сиблингов: «старший ребенок-первенец», «второй ребенок (средний ребенок)», «младший ребенок», «единственный ребенок». Основу отношений между сиблингами Адлер видел в «борьбе за господство над другими». С его точки зрения, борьба за господство - основной элемент динамики личности, а 'вся дальнейшая жизнь во взрослом состоянии получает направленность на основе переживаний, связанных с соперничеством, существовавшим внутри отношений сиблингов, с которым им пришлось столкнуться в раннем детстве.

Если Адлер и ее последователи придавали первостепенное значение порядку рождения ребенка, то в настоящее время признается, что не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависели бы только от порядка рождения, этот показатель может быть значим только наряду с другими. Так, по утверждению Пломина и Даниелса, сиблинги, выросшие в одной семье, несмотря на определенное сходство внешних условий жизни, могут так же сильно отличаться друг от друга, как дети из разных семей (Plomin R., Daniels D., 1987). Считается, что одной из причин, по которым ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность (Dreikurs R., Soltz V., 1964). Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестер и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль. Другая причина связана с уникальностью личного опыта в противоположность общим для братьев и сестер жизненным событиям. Несмотря на то, что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме, с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество сугубо личных переживаний, которые неведомы остальным. Р. Пломин утверждает: «Членов одной семьи объединяет скорее ДНК, чем общий опыт. Значимые средовые эффекты специфичны для каждого ребенка». При этом какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения ребенка. Например, первенец может получить, по сравнению со своими братьями и сестрами, больше тепла и внимания. Другая же его часть, связанная с болезнью, изменениями рода занятий и финансового положения семьи, переменами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого отношения к порядку рождения (Bower E.,Dunn J., 1992).

В работе С. Джао и др. исследовались 993 ребенка в возрасте 4-6 и 9- 10 лет (Jiao S., Ji С, Jing 0., 1986.). Каждый ребенок оценивался по таким качествам, как настойчивость, умение контролировать свое поведение, подверженность фрустрации, кооперация, эгоцентризм, уважение к родителям. Результаты показали, что единственные дети более эгоцентричны, а дети, имеющие братьев и сестер, более настойчивы, легче кооперируются, больше уважают родителей. При этом профессия и образование родителей и количество поколений в семье не играют роли, указанная закономерность не изменялась в зависимости от этих факторов.

Другой важный фактор, учитываемый при исследовании личностных особенностей сиблингов - разница в возрасте сиблингов. В обзоре Шанталь Зауш-Годрон (2004) приводится модель Альмодовара, согласно которой: если старшему ребенку меньше двух в момент рождения следующего, то опыт «нежелательного вторжения» облегчает дифференциацию «Я-другой». Но зато в возрасте между двумя и четырьмя годами ребенок находится в процессе своего формирования как индивида, отличающегося от «другого», и ревность, вызываемая фактом рождения следующего ребенка, приводит к смешению в диаде «Я»-другой». Ребенок будет реагировать неоднозначным поведением, проявляя одновременно как идентификацию с младшим, так и желание утвердить свое превосходство. Кроме того, старшему ребенку кажется, что он лишился любви матери, так как он уже не находится в центре ее забот. Проблемы в поведении ребенка отражают его конфликтные эмоции: контраст между ощущением, что он снова стал маленьким, и желанием вырасти, стать старше. Противоположной точке зрения придерживается Анжел (Angel, 1996). Он считает, что чем меньше разница в возрасте, тем ближе дети друг к другу и тем больше их сотрудничество. И в то же время дети проявляют и соперничество, и ревность, особенно это касается ухода за ними, а также внимания со стороны родителей и их привязанности. Иначе говоря, маленькая разница в возрасте создает сильные связи, но также вызывает частые конфликты. Соперничество уменьшается, когда разница в возрасте больше. Так, при разнице в возрасте более четырех лет возникают более независимые отношения, и враждебность проявляется меньше. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее сказываются отношения сиблингов на их развитии. Где-то в возрасте трех-четырех лет младший сиблинг уже оказывается способным к игровому сотрудничеству и вносит свой вклад в совместную игру со старшим. В этот период могут возрасти и кооперативное поведение, и конфликтность в игре, отражая амбивалентность отношений сиблингов. Согласно исследованиям (Boer Е., Dunn J., 1992) разница в возрасте сиблингов оказывает существенное влияние на те роли, которые каждый из них принимает на себя в игре, причем старшие дети, как правило, присваивают себе право управлять игрой и контролировать ее ход. (Dunn J., Munn P., 1989).

Т. Берндт и др. наблюдали за поведением 35 детей в возрасте от 3 до 5,5 лет дома и в детском саду. Они оценивали стиль взаимодействия детей со своими сиблингами и со сверстниками. Оказалось, что дети, у которых есть старшие сиблинги, и первенцы имеют различия в поведении. Дети со старшими сиблингами дома ведут себя более агрессивно, чем первенцы, а первенцы более доминантны в своем поведении. Авторы отмечают, что между поведением дома и в саду корреляций мало (Berndt Т., Bullet Т., 1985). По данным других авторов, старшие сиблинги и в речевом взаимодействии более категоричны, директивны, чем младшие (Tomasello М., Mannle S., 1985).

Обзор исследований, посвященный влиянию сверстников и сиблингов (Оден Ш., Холл Дж., 2000) на игру, показал, что их совместные игры дают возможность:

– научиться лидировать, приходить к компромиссу, приспосабливаться;

– получить опыт тесных взаимоотношений;

– получить опыт конструктивного игрового взаимодействия в семейном контексте;

– научиться отвечать на вызов и разрешать конфликтные ситуации;

– демонстрировать свою индивидуальность и развивать ее;

– научиться преодолевать сложности, связанные с различиями: возрастными, тендерными и пр.

Существуют работы, посвященные исследованию влияния на отношения детей тендерных отличий сиблингов. Абрамович с коллегами (Abramovitch A., Grusec Е. J., 1980) провели изучение диад смешанных или одинаковых по половой принадлежности детей и показали, что в однополых диадах девочки проявляют более «просоциальное» поведение, чем мальчики. В однополых диадах старшие по возрасту мальчики более агрессивны, чем старшие девочки. Подобные явления не наблюдаются в смешанных диадах. Наконец, старшие девочки обычно проявляют больше ласковости и готовности помочь, чем старшие мальчики. В ряде работ (Koch R., 1956; Sutton-Smith В., Rosenberg В. G., 1970) было выявлено, что старшие братья и сестры являются важными моделями, поведению которым подражают младшие. Было обнаружено, что если у мальчика есть старший брат или у девочки - старшая сестра, они проявляют более типичное для данного пола поведение, чем те дети, пол которых не совпадал с полом старших детей в семье. В ряде работ отмечается значение средовых факторов: размера семьи и социально-экономического статуса семьи на личностное развитие детей.

В работе (Narchal R., 1986) выявлено, что детей из больших семей отличает высокая степень подчинения и враждебности. В средних семьях дети более эмоциональны и экстравертированы. В малых семьях дети больше привязаны к родителям, больше индивидуализируются. Имеются работы, в которых предпринимаются попытки разделить влияние на личность социально-экономического статуса семьи и размера семьи (Wagner М., Schubert Н., 1985).

Результаты показывают, что степень проявления некоторых личностных характеристик (интроверсия, тревожность) у детей зависит от социально-экономического статуса и размера семьи, причем зависимость эта обратная для первенцев и последних детей. Так, самые высокие интроверсия и тревожность наблюдались у первенцев в семьях с низким социально-экономическим статусом, а по мере повышения социально-экономического статуса семьи степень интроверсии и тревожности снижались. У последних детей в семье, наоборот, интроверсия и тревожность растут вместе с социально-экономическим статусом.

М. Вагнер и X. Шуберт (Wagner М., Schubert Н., 1985), рассматривают данные ряда работ, в которых утверждается, что размер семьи влияет на состояние психического здоровья детей в семье. Например, шизофрения встречается чаще среди позднерожденных из больших семей. Указанные авторы предполагают, что причина этого кроется также в недостаточном общении с родителями, из-за чего ухудшается выделение Я. Помимо того, что детям с последними номерами рождения количественно не хватает общения с родителями, в худшую сторону меняется ещё и качество этого общения: с увеличением количества детей в семье родители становятся более авторитарными, появляются грубость и стремление к физическим мерам наказания, мать из-за перегрузок чаще раздражается. Однако авторы уточняют, что полученные результаты характерны для семей с низкими показателями социально-экономического статуса.

В ряде работ отмечается, что наиболее тесно эффект размера семьи взаимодействует с социально-экономическим статусом: он часто не наблюдается в семьях, принадлежащих к верхним 20-25% по социо-экономическому статусу, отчетливо выражен в среднем классе я очень ярко -в низших слоях населения (Page F., Grandon G., 1979). Предполагается, что самое неблагоприятное воздействие на психическое развитие детей оказывает большой размер семьи в сочетания с низким социо-экономическим статусом. В целом авторы согласны в том, что дети из больших семей более конформны, агрессивны, имеют более бедное самосознание, но одновременно они выше по организованности и лидерству.

Больше всего исследований посвящено изучению влияния различных факторов на интеллектуальное развитие детей. Влияние размера семьи заключается в том, что с увеличением количества детей снижается средний уровень их интеллектуального развития. Этот аффект надежно воспроизводится независимо от возраста детей, их национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (сельские или городские районы), а также независимо от используемых тестов интеллекта (Anastasy А., 1956; Breland М, 1977; Blake J., 1981; Zajonc R., 1980; Wagner M., 1985; Storfer M, 1990). Психологические причины действия этого фактора недостаточно изучены. Как правило, рассматриваются три возможных механизма влияния размера семьи: природный интеллектуальный потенциал родителей, их образование, а также уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности, снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок (они становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплинированности у них жестче, индивидуализация воспитания - ниже).

Порядковый номер рождения ребенка большинством исследователей признается самостоятельным фактором влияющим на формирование когнитивных способностей детей (Belmont L., 1973; Zajonc R., 1979, 1980; Storfer M., 1990). Эффект очередности рождения заключается в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаются интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который часто имеет результаты лучшие, чем у предыдущих детей. Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста детей и интервалов между их рождениями. Зависимость эта столь сильна, что в некоторых случаях, например, когда интервалы между рождениями детей большие, влияние номера ребенка на его интеллект становится позитивным (Heer D., 1985; Storfer М., 1990). Первенцы получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем позднерожденные дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально. Взаимодействие с родителями стимулирует более быстрое речевое развитие, чем взаимодействие с детьми. Первенцы всегда больше взаимодействуют с родителями, даже когда появляются следующие дети. После этого первенцы начинают, по-видимому, играть роль посредников между родителями и младшими детьми, по-прежнему больше других контактируя с родителями. Братья и сестры, разделенные небольшим интервалом рождения, схожи по ситуации воспитания с близнецами, что и сказывается отрицательно на их интеллектуальном развитии: известно, что, если близнецы больше взаимодействуют друг с другом, чем с родителями или другими детьми, может возникнуть отставание в психическом развитии. Подобные объяснения эффекта очередности рождения считаются наиболее состоятельными.

Исходя из такого рода предположений Р. Зайонц и X. Маркус предложили модель интеллектуального развития, согласно которой в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи (Zajonc R., Markus Н., 1979). Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами. Так, старшие дети с появлением нового члена семьи испытывают влияние двух факторов: с одной стороны, происходит обеднение интеллектуальной среды семьи из-за вхождения в нее маленького ребенка, а с другой, старшие дети начинают выполнять обучающую функцию, тем самым их умственный рост ускоряется.

В работе Т.А. Думитрашку (1991, 1992) подтверждается зависимость когнитивных показателей родителей и детей от номера рождения и пола ребенка. Более тесные взаимосвязи когнитивных показателей наблюдаются у родителей с первенцами-мальчиками. Связь с номером рождения и полом ребенка больше характерна для отцов, чем для матерей. Связи интеллектуальных показателей матерей с интеллектуальными показателями детей обширнее и чаще проявляются вне зависимости от пола и номера рождения ребенка. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют также о том, что характер связи в парах «родитель-ребенок» с учетом порядкового номера рождения ребенка может меняться в зависимости от пола родителя. Низкий интеллект отца приведет к гораздо более значительным потерям в интеллектуальном развитии детей, чем низкий интеллект матери. Иными словами, эффект очередности рождения сопряжен не только с общей интеллектуальной средой, но и с тем, чей вклад, матери или отца, весомее.

Таким образом, анализ литературы показал, что характер влияние сиблингов на их развитие зависит от целого ряда показателей и даже разных вариантов сочетания их, притом они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. При этом одним из основных факторов, определяющих модальность этого влияние является то, какие межличностные отношения устанавливаются у детей.

 

Автор: Бутенко В.Н.