24.08.2011 24311

Понятие и сущность «открытого» дошкольного образовательного учреждения (статья)

 

Идея общественного дошкольного воспитания была воспринята русскими общественными деятелями и педагогами в результате изучения деятельности различных учреждений для маленьких детей в странах Западной Европы. Важной вехой в истории становления общественного дошкольного воспитания явилась предложенная Ф.Фребелем новая воспитательная система в специальных учреждениях под названием «детский сад», получившая широкое распространение во всём мире.

Первые учреждения по дошкольному воспитанию начали организовываться задолго до установления Советской власти. Одним из первых был открыт детский сад Е.П.Залесской, который просуществовал с 1897 года по 1912 год. Он был рассчитан на детей от 4 до 7 лет. Придавая большое значение связи с семьёй, детский сад Е.П.Залесской привлекал родителей к знакомству с работой детского сада. При принятии ребёнка родителей просили по возможности полно высказывать свои взгляды на воспитание и его цели, а также оставаться с ребёнком в детском саду первые два-три дня от начала и до конца занятий, чтобы ближе познакомится с постановкой дела и дать возможность ребёнку понемногу привыкнуть к обществу детей, воспитательницам и окружающим.

Не менее известен был и платный детский сад при частной гимназии М.Х.Свентицкой» (1900). Опыт работы детского сада был обобщён в книге «Наш детский сад», опубликованной в 1913 году. Свою систему, описанную в книге, М.Х.Свентицкая называла системой «разумного свободного воспитания». Под свободой ребёнка подразумевалось освобождение ребёнка от насилия над детской природой, его самостоятельность и активность. М.Х.Свентицкая считала, что в детском саду ребёнок должен чувствовать себя как дома - просто, легко, свободно и весело. Для связи с семьёй в саду работала «Гигиеническая комиссия», выбранная из среды родителей, способствовавшая гигиенизации жизни ребёнка в семье.

Значительным событием явилось открытие в Москве в 1911 году Городского Универсального детского сада имени О.Н.Кельиной. Учреждение совмещало в себе:

– детский сад с музеем детских игр, лучших книг и картин;

– детскую библиотеку-читальню;

– класс детского хорового пения и элементарной музыки;

– детскую астрономическую обсерваторию;

– воскресные лекционные классы;

– образовательные детские вечера.

Задачей Универсального детского сада было постепенное осуществление педагогической идеи, новой для России того времени: создание такого педагогического центра, где не одни дети могли бы получать полезные для себя знания, но и родители и воспитатели могли найти ответы и помощь на свои запросы в деле первоначального воспитания и образования.

Детским садом осуществлялась просветительская работа не только среди родителей и воспитателей, но и населения района, а также среди детей дошкольного возраста, не посещавших детские сады, и школьников.

Таким образом, уже в конце 19 начале 20 века существовали детские сады, в работе которых зарождались признаки современных дошкольных учреждений «открытого» типа,

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» даёт определение «открытый» не стеснённый ни чем, выражающий прямоту; явный, не скрываемый, доступный для всех желающих; часто принимающий гостей; искренний, откровенный.

На современном этапе формирования образования дошкольное учреждение - детский сад представляет собой сложную взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей; материальных и технических условий, правовых и нравственных норм. При этом указанные взаимодействия порождают особые качества этого учреждения как целостной системы: эмоциональный климат, интеллектуальную, нравственную сферу и культуру, общественное мнение и авторитет среди родителей воспитанников.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытость для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) и исследования новых качественных изменений соответствующих насущным потребностям детей, родителей, педагогов.

Важно отметить, что активность самой личности, ее социальная зрелость также все больше непосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой. Микросреду личности ребенка в старшем дошкольном возрасте составляют семья, коллектив ДОУ, непосредственно группа, которую он посещает, разнообразные общности людей, в рамках которых дети объединены общими целями и интересами, близко знают и постоянно общаются друг с другом, где они приобретают жизненный опыт, осмысливают окружающую их жизнь, обретают свой внутренний мир, соизмеряют знание с наблюдением, деятельностью, практикой жизни, общения, отношений.

Ближайшим окружением ребенка является семья. Как уникальное социальное образование, семья имеет определенные социальные функции: генеративную (воспроизводство людей), рекреативную (взаимопомощь различного рода, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелитологическую, экономическую и главную - первичная социализация ребенка. Происходящие в семье на современном этапе изменения (В.В.Бобров, В.Н.Гуров, А.М.Полеев, Ю.П.Прокопенко, З.ЯЛнкова и др.): преобладание семей нуклеарного типа, развитие кризисных явлений в семье, коренные изменения в сфере экономической функции, смена эмоционально-психологических проявлений, увеличение числа неполных семей, негативно сказываются на процесс нормальной социализации и развития личности ребенка. Тем самым вызывают у детей явления психастении, депрессии, подозрительности и другие заболевания нервной системы. Так же снижение качества и содержания семейного воспитания порождают уменьшение объема знаний и умений детей по вопросам гигиены, санологии, организации свободного времени, что проявляется в неправильном питании, адинамии (малоподвижность),.игнорировании использования систем закаливания, злоупотребление лекарственными средствами, отсутствие индивидуально подобранного режима дня, неразборчивость в выборе круга общения, что приводит к приобретению вредных привычек, к росту заболеваний простудного и вирусного характера, заболеваний желудочно-кишечного тракта и появления дисгармонии физического развития. Поэтому педагогам ДОУ необходимо проводить работу с родителями.

С целью снижения заболеваемости большое внимание уделяется организации адаптационного периода для детей, вновь поступивших в дошкольное учреждение. Для них устанавливается щадящий режим. Родители имеют возможность быть с ребенком в группе, на площадке в первые дни пребывания в «открытом» ДОУ.

Во всех видах деятельности, и особенно в двигательной, педагоги при индивидуальном определении физической нагрузки основываются:

– на общих заключениях врачей о состоянии здоровья ребенка и допустимых нагрузках;

– на конкретных данных состояния здоровья в текущий момент (пожелания или данные бесед с родителями);

– на фоне общей двигательной деятельности детей педагогами используются индивидуальные двигательные задания разного содержания для коррекции нарушений здоровья или «выравнивания» недостатков физической подготовленности;

– в «открытом» ДОУ имеются и используются педагогами задания повышенной сложности для хорошо подготовленных детей и упрощенные варианты заданий для детей, которые отстали из-за временных нарушений здоровья (пропуски по болезни) или имеют достаточно стойкое отставание в конкретных видах деятельности.

Процесс формирования, развития личности имеет непрерывный характер и осуществляется в постоянном общении дошкольников со сверстниками, младшими, старшими, с родителями, всеми взрослыми. Общение дошкольника в различных сферах его микросреды - это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений. Характеристика совокупности этих отношений отражает систему всех сторон деятельности и общения дошкольников, как в ДОУ, так и вне его, в открытой микросоциальной среде, составляя предмет изучения педагогической науки.

Согласно такой трактовке, мы полагаем, что среда ДОУ - это не только внешнее по отношению к нему сугубо педагогическое образование самой системы просвещения, но социальные явления и образования окружающей его жизни, с которыми оно, так или иначе, взаимодействует, оказывая на них свое влияние, при этом само ДОУ видоизменяется. Одновременно при этом, изменяются условия осуществления дошкольным учреждением его воспитательно-образовательных функций, среда становится полноправным участником воспитательно-образовательного процесса.

Если педагогический коллектив дошкольного учреждения пытается выстроить свою жизнь в русле современности, его отношения с окружающим социумом начинают складываться качественно новым образом. Детский сад становится принципиально открытым для родителей и общественности образовательным институтом, готовым к разноплановому сотрудничеству. И в этом случае он получает возможность превратиться в культурный центр семейного досуга и общественной жизни.

В последнее время партнёрские взаимоотношения между семьёй, детским учреждением и общественностью рассматриваются как наиболее оптимальные, способствующие возникновению качественных результатов в воспитании детей, посещающих ДОУ. Этому способствуют, как отмечают В.В.Чечет, Т.М.Коростелёва, следующие направления организации деятельности инновационного ДОУ, мы считаем, что их можно применить в работе «открытого» ДОУ:

– расширение круга участников взаимодействия с ребёнком с целью обеспечения его физического и психического развития;

– обеспечение развития ребёнка с опорой на вариативные программы;

– участие родителей, представителей общественности, педагогов в планировании, организации и проведении образовательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;

– совместная оценка физического и психического развития ребёнка и разработка индивидуальных программ по воспитанию, развитию и обучению ребёнка дома и в ДОУ.

Характерное для последнего времени усиление внимания педагогической мысли к вопросам совершенствования воспитательно-образовательного процесса, деятельности ДОУ в системе социальных связей явление закономерное, основанное на объективно действующих законах.

Широкая демократизация общества, создание благоприятных условий для развития активности, самостоятельности личности выдвинули на первый план проблему личности как субъекта воспитания, включение каждой личности, детских коллективов и их организаций в активную социально значимую деятельность, воспитание в каждом человеке чувства хозяина своего района, города, общества в целом.

Качество, доступность, эффективность работы дошкольных учреждений - являются стержневыми направлениями дошкольного образования.

Однако дошкольное образование не может быть эффективным без современных принципов развития и формирования здорового образа жизни ребёнка и родителей.

Мотивация на эффективную модель дошкольного воспитания -формирование открытой социальной среды единого образовательного пространства «Детский сад - Семья - Социум» является определяющей в создании условий для здорового образа жизни.

В последние десятилетие все большее внимание привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском саду из-за «заорганизованости» воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями. Известный физиолог Н.М. Щелованов писал «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно влечет к ухудшению здоровья ребенка. (М.Ю.Кистовская, П.К.Анохин, Л.З.Неверович). Кроме того, нарушена структура полноценного питания детей. По мнению академика Н.М.Амосова, ребенок конца века сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства и ведут к акселерации - ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь - увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всесторонне развитие ребенка. Формируется и развивается его внутренний мир - его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в «открытом» дошкольном учреждении предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослабить степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.

Психологический дискомфорт может быть вызван разными причинами: действиями педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленностью детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенными ожиданиями со стороны взрослых в отношении детей; отрицательной оценкой воспитателя, невольно выраженной им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде; передается детям и состояние нервного напряжения педагога.

Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха, неразрешенность детских проблем могут также представлять угрозу психологическому благополучию детей.

Серьезным стрессовым фактором, как показывает анализ научной литературы и практики, может стать чрезмерность авторитаризма воспитателя при отсутствии внимания и заботы к детям, а также непрофессиональный подход к организации межличностного общения детей.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая признана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы.

В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия, готовность к нему служат основными критериями оценки психического состояния субъекта.

Трудности, которые встречаются человеку в жизни, всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. Если человек этот факт осознает, то способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром природы, людей, самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. Путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо уже с детского возраста. А воспитатель и психолог «открытого» дошкольного учреждения должны уметь четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Ученые характеризуют состояния как положительные и отрицательные. Различают также состояния эмоциональные, волевые, когнитивные, тревоги, напряжения. Утомление, эйфория, фрустрация, удовлетворенность и др. характеризуются также как психические состояния. Среди всех этих состояний специалисты выделяют эмоциональные, поскольку в остальных состояниях всегда присутствует эмоциональный компонент.

Раскрывают характеристики состояния такие понятия, как активация, тонус, напряжение, стресс.

Активация проявляется в активном поведении и энергичных действиях, желании изменить ситуацию оптимистическим отношением к проблемам, уверенностью.

Тонус обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающих готовность к деятельности. Повышенный тонус проявляется в субъективном ощущении внутренней собранности. Низкая работоспособность, вялость, несобранность, астенические реакции на возникающие жизненные трудности говорят о пониженном тонусе.

Напряжение определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Различают напряжение физическое, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное, ожидания, а также напряжение, вызванное необходимостью часто переключать внимание. Но представить себе «безэмоциональное» напряжение, указывает Л.В. Куликов, практически невозможно.

Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на повышенную нагрузку. Понятие «стресс» применяется в разных науках. Психология наполнила его новым содержанием, и в настоящее время стресс рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Он может быть положительным и отрицательным. Но всегда отрицательные эмоции вызываются страхом, завистью, ненавистью, малодушием, грубостью, несправедливостью.

Многочисленными исследованиями доказано, что стресс приводит к разнообразным изменениям в организме и личности, а также ее отношениях с окружающим миром. Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний.

Наличие стрессоров (или угроз) может и не делать саму ситуацию стрессовой и не вызвать стрессового состояния. Ограничение двигательной активности еще не свидетельствует о том, что у человека развилось состояние гипокинезии. Исследователи отмечают, что отрицательные состояния возникают в том случае, если нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Родоначальник теории стресса Г.Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс.

Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс, напротив, производит разрушительные действия в организме.

В структуре стресса различают стрессорное воздействие, интерпретацию и оценку ситуации, стрессовые изменения в организме и личности, адаптацию.

Степень устойчивости настроения (как в положительном, так и отрицательном плане) показывает наличие или отсутствие стрессорного воздействия.

Интерпретируются и оцениваются требования ситуации, степень угрозы благополучию и здоровью, возможность человека противостоять ей.

Стрессовые изменения, как отмечают исследователи, вначале наблюдаются на одном органе или сфере личности, а затем уже  разворачиваются множественные реакции.

Адаптационный процесс характеризуется доминирующей реакцией человека на стрессовую ситуацию. Это может быть противодействие, приспособление или уход от стрессорного воздействия.

Следует различать физиологический и психологический стрессы.

В динамике протекания физиологического стресса выделяют три основные фазы: истощение, тревога, резистентность (сопротивление). Такая же динамика свойственна и психологическому стрессу, но включение механизмов личностной регуляции усложняет картину. Если при физиологическом стрессе картина ясна, то при психологическом она бывает достаточно неопределенной.

Исследователи отмечают, что стресс, вызванный психологическими причинами, не всегда приводит к стереотипным реакциям. Например, у одного человека при угрожающей психологической ситуации наблюдается повышение артериального давления, а у другого в этой же ситуации оно падает.

Ученые предполагают, что в этом случае основными являются психологические, а не конституционные и физиологические особенности индивида. Отсюда следует, что необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, но дифференцировать их как физиологические и психологические. Кроме того, и родителям, и педагогам необходимо научиться хотя бы на элементарном уровне диагностировать признаки стрессового состояния детей. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства радости и азарта, гнева или страха, тревоги и печали, вины, растерянности, стыда и т.д. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное  настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии.

Частая смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения, имеется еще целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки которая раньше давалась ему легко.

3. Беспричинная обидчивость, плаксивость по ничтожному поводу или, наоборот, агрессивность.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения взрослых, «жмется» к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривляний и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него наблюдается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

Основными формами и методами работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни являются занятия, игры-тренинги с детьми, организация консультаций для родителей, проведение родительских конференций.

По мнению А.А.Майера дошкольное образовательное учреждение как система - сложное, социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных, функциональных компонентов, условий функционирования:

а) Системообразующие факторы представлены миссией, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ;

б) Структурные компоненты обозначены управляющей и управляемой системами, их составом (воспитатели, родители, дети), а также технологиями деятельности субъектов всех уровней управления по поводу реализации программного содержания в ДОУ;

в) Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в деятельности ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно- стимулирующей, планово-прогностической, организационно- исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по формированию взаимосвязанной деятельности в системе «педагог - ребенок - родители» и соответствующих подсистемах;

г) Условия функционирования ДОУ определяются существующими пространствами его деятельности - медико-валеологической, социальной, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями и возможностями участников образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.

Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень неравновесности его -состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизм саморегуляции и характер реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Данный факт является свидетельством трансформации педагогической деятельности образовательного учреждения в социально-педагогическую. Возникая как интегративное качество социальной и педагогической деятельности, социально-педагогическая деятельность учреждения, с одной стороны, делает акцент на индивидуальном пути развития ребенка в процессе его социализации путем перевода социальной ситуации развития в педагогическую, с другой стороны, расширяет контекст педагогической деятельности как по составу субъектов воспитания, так и по направленности воздействия.

В соответствии с целями и задачами деятельности социального педагога основными направлениями реализации социально-педагогической деятельности определяется система пространств развития дошкольного образовательного учреждения. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может-быть-обеспечено только комплексным воздействием на все стороны его личности и ее активности.

Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания в дошкольном учреждении (образовательно пространство, дополнительное образовательное пространство, инновационное пространство, психолого-педагогические поддержки, научно-методическое обеспечение) и за его пределами (медико-валеологическое обеспечение; взаимодействие с социумом; взаимодействие с семьёй; досуговое, культурно-познавательное пространство; спортивно-оздоровительное пространство).

Мы считаем, что выделенные Майером А.А. пространства, являются необходимыми для успешного функционирования деятельности ДОУ «открытого» типа, как открытая социально-педагогическая система.

ДОУ «открытого» типа стремится к духовному взаимодействию между взрослым и ребёнком, к их взаимопониманию, эмоциональному комфорту, проявлению уважения друг к другу. Всё это переносится на оценку нравственно-этических ценностей в социокультурном пространстве. В таком ДОУ личность ребёнка развивается свободно, непринуждённо, без насилия и давления, на основе взаимосвязей между её внутренним миром и окружающей микросредой.

Мы считаем, что обогащение системы дошкольного воспитания средствами её взаимодействия с социальным окружением должно осуществляется:

– в контексте уточнения целей и задач воспитательной деятельности ДОУ, а также других социальных институтов, ориентации их на личность ребёнка, его субъектную позицию, развитие духовно-нравственных качеств личности, физическое совершенствование на основе учёта интересов, возможностей и потребностей личности.

– в использовании многообразных средств и технологий, позволяющих более полноценно использовать возможности самих дошкольных образовательных учреждений, других социальных институтов, семьи, личности ребёнка для раскрытия его духовно-нравственных способностей, дарований.

– в динамизме, изменчивости взаимопроникновения официальных воспитательных институтов с открытой средой, позволяющих использовать богатства воспитательного потенциала данной среды во всём ее многообразии вариативности форм организации воспитания детей дошкольного возраста.

Управление воспитательной деятельностью ДОУ «открытого» типа должно строится на основе отношений сотрудничества, творчества, и товарищества взрослых и детей в условиях гуманизации, демократизации воспитательного процесса. «Открытые» дошкольные учреждения как подсистема социального воспитания обуславливают необходимость формирования соответствующего содержания, воспитания, отражающего общечеловеческие ценности, культуру, реальную жизнь создающего все условия для раскрытия творческого потенциала личности, обеспечивает формирующейся личности восприятие всей широкой гаммы социальных отношений, которые существуют в обществе.

По мнению В.Ф.Вишняковой, Б.З.Вульфова, В.Н.Гурова, Е.В.Хохловой, А.Е.Шабалдаса «открытая» школа имеет многофункциональный характер, но мы считаем, что и ДОУ открыто в прямом смысле целый день и для детей и взрослых, сюда они могут, как и в школу приходить в любое время. В «открытом» ДОУ, также как и в «открытой» школе, преобладают тенденции к расширению и укреплению его взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды - семьёй, предприятиями, культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями, местными органами власти и т.д. Как и в школе, в ДОУ центр тяжести в обучении и воспитании переносится на творческие направления человеческой деятельности: ДОУ создаёт все необходимые условия для личностного развития ребёнка. Также ДОУ можно назвать гуманным, так как оно включает те же компоненты в образовательно-воспитательном процессе, что и в школе: обогащение, а не урезание детства; отсутствие всякого насилия и давления на ребёнка (никакой селекции, стрессовых ситуаций); норм человеческих отношений; свободу выбора детей; бесконфликтность отношений между воспитателем и детьми; оптимистический настрой, радость, терпимость, взаимопомощь; тесные контакты с родителями и социальной средой; самовоспитание; воспитание в духе общности и социальной ответственности; большой набор программ по профориентации и социальной адаптации и т.д.

А.А.Майер выделил такие признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

4. Показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

5. Качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Условия развития ДОУ и источники идей развития:

1. Четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

2. Наличие концепции развития;

3. Наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

4. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

5. Предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

6. Выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий деятельности;

7.Использование образовательного потенциала социума;

8. Расширение внешних связей, открытость ДОУ;

9. Организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

10. Изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций  управления: анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации.

Мы считаем, что в режиме работы ДОУ «открытого» типа можно использовать следующие принципы:

1. Демократизация, т.е. распределение полномочий между всеми участниками образовательного процесса.

2. Гуманизация, т.е. переориентация учебного процесса на личность ребенка (выбор уровня образования, характера и формы его получения в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями).

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов, технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность, развитие, т.е. многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений (по вертикали - смена типа, вида образовательного учреждения; по горизонтали - смена профнаправленности образования).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладностъ образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового вида.

7. Стандартизация, т.е. соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Дошкольные учреждения играют в социализации детей важную роль. Правовую основу развития и функционирования дошкольного образования в России составляют документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»). Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздоровительных, развивающих, медицинских, организационных и др.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, присмотр, уход за ними.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Дошкольные образовательные учреждения в зависимости от направления деятельности делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Функционируют также санаторные детские дошкольные учреждения, в основе деятельности которых лежит проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего назначения.

Возникают новые формы дошкольного образования: мини-сады; надомные детские сады; группы кратковременного пребывания; прогулочные группы, оздоровительные группы; группы всестороннего развития и целенаправленные (иностранный язык, компьютер, хореография и т.п.); коррекционные группы; реабилитационные группы; группы ухода и присмотра; патронажные группы; группы подготовки к школе и др.

Образование предполагает систематическое обучение, просвещение и самообразование ребёнка.

Приобретение ребёнком социального опыта осуществляется по средствам участия в жизнедеятельности формализованных групп (коллективов) и взаимодействия членов дошкольного учреждения между собой.

Индивидуальная помощь ребёнку предполагает:

– помощь в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения дошкольником своих позитивных потребностей, интересов и аналогичных потребностей других людей;

– помощь в осознании воспитанником своих ценностей, установок и умений;

– помощь в развитии самосознания и самоопределении, самореализации и самоутверждении;

– помощь в развитии понимания и, восприимчивости по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам;

– помощь в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму;

– помощь в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме

Социализация пронизывает все виды деятельности ребёнка: игру, – общение, познание окружающего мира.

По мнению разработчиков временных требований и государственному образовательному стандарту, содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития:

– физическое;

– познавательно-речевое;

– социально-личностное;

– художественно-эстетическое.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор для изобретательства и открытий.

Положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. Принцип стабильности - динамичности;

4. Принцип крмплексирования и гибкого зонирования;

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. Принцип открытости-закрытости;

8. Принцип учёта половых и возрастных различие детей. Мы хотим остановиться на принципе открытости-закрытости.

Гуров В.Н. считает, что новый проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, поддающейся изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации «зеленых комнат» в помещениях - маленьких остекленных по периметру внутренних двориков с растущими в них растениями: деревьями, кустарниками, травой. Это также включение во внутреннюю среду здания атриумов -остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание вместе с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети будут ухаживать.

Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость Культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению в неё лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается, и на специфических региональных особенностях  культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о «малой родине» и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость Обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «МОЙ ДОМ». Представители общества, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни, детского-учреждения пользуются родители. Четвёртый аспект этого принципа - открытость своего «Я», собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребёнка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

Изменения современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев).

Соответственно основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание,. событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в «открытом» ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и культуры.

«Открытое» ДОУ уделяет особое внимание к личности каждого ребёнка как высшей социальной ценности общества, даёт установку на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Открытость ДОУ расширяет права и полномочия участников образовательного. процесса, свою деятельность направляет на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

 

Автор: Быкова Н.Г.