10.11.2011 7142

Возникновение и развитие законодательства об ответственности за искусственный аборт

 

С древнейших времен материнство охранялось законом. Например, Законы Хаммурапи устанавливали ответственность человека, который причинил выкидыш дочери свободного гражданина (§ 209), зависимого лица (§ 211) и отроковице (§ 213).М. Гернет писал о том, что у жителей Новых Гебридских островов женщины находятся в приниженном положении и господствует система двух или трех детей в семье. Новорожденные умерщвляются матерью или отцом, но обыкновенно матерью. Девочки умерщвляются чаще мальчиков. Кроме детоубийства также сильно распространено вытравление плода.

По классическим законам индуизма, супруг был вправе изгнать из дома жену, которая подверглась стерилизации или погубила зачатый плод. Древние греки рассматривали и решали проблему абортов следующим образом. В клятве Гиппократа говорится: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство». Гиппократ рассматривал плодоизгнание как не этичное, не достойное врача вмешательство и был противником пользования противозачаточными средствами. Если с одной стороны, клятва Гиппократа запрещала врачам давать средства, изгоняющие плод, то, с другой стороны, мы находим в работах Гиппократа достаточно указаний на то, что врачи прекрасно знали искусство изгнания плода. Так, автор книги «De natura pueri» рассказывает, как по его совету невольница, чтобы не уменьшить свою стоимость, добилась выкидыша, усиленно прыгая. Греческие публичные женщины беспрепятственно производили себе выкидыши.

В римском праве до момента рождения физическое лицо не существовало. Зародыш, находящийся в утробе матери (nascituras), не мог приобретать субъективных прав и не считался еще физическим лицом. Но все же право заботится об обеспечении интересов nascituras. За вытравление плода устанавливается уголовное наказание. Юридическая ответственность за посягательство на материнство возлагалась как на третье лицо, так и на саму женщину.

Позднее плодоизгнание рассматривалось лишь как безнравственный поступок и наказанию не подлежало. По учению стоиков, плод рассматривался как часть тела матери, по аналогии с растительным миром, где плод является частью дерева. Наказанию подлежали абортировавшие женщины и лица, способствовавшие этому лишь в тех случаях, когда аборт производился по корыстным соображениям или по другим низменным побуждениям. В дальнейшем, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и в увеличении числа рабов как бесплатной рабочей силы, законодательство в отношении абортов резко меняется. Так, Цицерон (106-43 гг. до н. э.) требует наказания за аборт женщины, «крадущей у республики предназначенного ей гражданина».

Христианство в первые столетия его существования оказало известное влияние на уменьшение частоты абортов. Св. Климент Александрийский, Тертулиан (в 200 и 205 гг.) писал: «Что же касается нас, христиан, то нам убийство строжайше воспрещено. Нам даже воспрещено уничтожать в чреве матери зачатого ею ребенка. Помешать рождению, не значит ли это совершить убийство». Женщины-христианки, виновные в этих преступлениях против ребенка, первоначально подлежали пожизненному церковному наказанию. Позднее, в начале четвертого века, наказание за истребление плода заменяется десятилетним покаянием. Так заставляют думать § XV Epitemia и постановление Вселенского Анкирского собора, который в 21 правиле решил, ссылаясь на требования гуманности, что совершившая блуд женщина подлежит за истребление плода вместо прежнего пожизненного наказания срочному на десять лет. Законодательством Юстиниана (527 - 565 гг. н. э.) предусматривалось различие между «неодухотворенным» (до 40-го дня беременности) и «одухотворенным» (с 41-го дня) зародышем. Решением VI Константинопольского собора (629 г.) истребление «одухотворенного зародыша каралось смертной казнью, а «неодухотворенного» - ссылкой. Эта мера наказания была отменена Майнцским собором (9 в.), но в дальнейшем (12 в.) вновь восстановлена папой Иннокентием I. Тяжелыми наказаниями (ссылка, смертная казнь) карались как женщина, сделавшая себе аборт, так и лицо, помогавшее ей в этом. Аборт при этом приравнивался к убийству родственника-Этот взгляд христианской церкви на аборт оказал большое влияние на законодательства почти всех европейских стран XVI - XVII вв. Смертная казнь за аборт была установлена во Франции (1562 г.), Англии (1524 г.), Германии (1533 г.), России (Уложением царя Алексея Михайловича, 1649 г.) и в других государствах.

С конца XVIII в., когда в ряде зарубежных стран появились первые кризисы производства, проблема абортов уже связывается с проблемой рождаемости, популяции и приобретает социальный характер. К этому времени (1798 г.) появилась теория Т.Р. Мальтуса, известная под названием мальтузианства, согласно которой в бедствиях и нищете трудящихся виновны сами трудящиеся, так как они чрезмерно размножаются. В XVIII - XIX вв. в связи с новыми социальными условиями в законодательствах большинства стран появляется стремление к смягчению наказания за аборт. В книге криминалиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.) указывается, что при определении наказания за аборт следует учитывать тяжелое положение, принуждающее женщину решиться на аборт, борьба с последним будет более эффективной, если взамен суровых наказаний за аборт облегчить положение женщины, оказывать ей материальную и моральную помощь, организовать приюты и т. п. В российском уголовном праве XIX - начале XX века, в Уложениях 1845г. и 1903 г, утробная жизнь человеческого организма рассматривалась как одна из форм объекта преступлений против жизни, к которым наряду с убийством относилось умерщвление (изгнание) плода. Так, по ст. 1461 Уложения 1845 г., «кто без ведома и согласия женщины, умышленно какими бы то ни было средствами произведет изгнание плода, наказывается каторжными работами от 4 до 6 лет; если же при этом женщине будет причинено тяжелое повреждение - то каторгой от 6 до 8 лет, а если смерть - то от 8 до 10 лет». По ст. 1462, лицо, произведшее аборт с ведома и согласия беременной, приговаривалось к исправительным «арестантским отделениям» от 5 до 6 лет, а сама беременная - к тюремному заключению от 4 до 5 лет с лишением всех прав. Наказания, предусмотренные ст. ст. 1401 и 1462, увеличивались, если в преступлении были изобличены врач, повивальная бабка, акушер, аптекарь или лицо, прежде уже виновное в таком же преступлении. В своде замечаний на проект Особенной части Уголовного Уложения констатировалось, что при аборте страдает не только отдельная личность и что «беременность представляет такое физиологическое состояние женщины, с которой неразрывно связаны интересы общества, требующие охраны ее со стороны закона. Нарушение именно этих интересов и составляет сущность преступного прерывания беременности».

Несмотря на различные карательные меры царского правительства, направленные как против самой беременной, так и против ее пособников, число абортов в России с каждым годом все росло и росло, принимая характер общественного бедствия, уменьшая рост народонаселения, увеличивая заболеваемость и смертность.

Сошлемся на данные, приведенные в 1923 г, О.С. Парсамовым. Число женщин с выкидышами, поступивших в гинекологическое отделение Петропавловской больницы в Петербурге, составляло в 1906 г. - 12%, а в 1910 г., то есть спустя всего 4 года, - уже 33%, то есть увеличилось почти в три раза. Так обстояло дело не только в столице, но и в других городах. Поэтому еще в 1910 г. на четвертом съезде российских акушеров и гинекологов проблема борьбы с искусственными абортами была признана программным вопросом»

Значительный интерес для изучения представляет собой законодательство по аборту с 1917 года и весь советский период, в нем можно проследить 3 этапа;

1. легализация аборта (с 1920 до 1936 гг.);

2. запрещение аборта (с 1936 по 1955 гг.);

3. легализация аборта (с 1955 г.).

Первый этап законодательного регулирования производства абортов характеризуется тем, что наказание за производство аборта в РСФСР фактически было отменено в первые дни после Великой Октябрьской социалистической революции, когда была создана государственная система охраны материнства и детства. Был отменен институт внебрачных детей, женщинам было предоставлено право решать самостоятельно вопрос о материнстве, одиноким матерям была установлена материальная помощь, одним из важнейших элементов которой была борьба с подпольными абортами. Ненаказуемость абортов была узаконена 18 ноября 1920 г.

Народные комиссариаты здравоохранения и юстиции РСФСР 18 ноября 1920г. в постановлении «Об охране здоровья женщин», устанавливая эти нормы, исходили из того, что искусственный аборт имеет свои глубокие причины в экономических и социальных условиях быта, в состоянии культурности женщин, а жизнь и здоровье женщин, подвергавшихся опасности в подпольных абортариях, признавались большей ценностью, чем сохранение плода. В постановлении отмечалось, что за последние десятилетия во всем мире возрастает число женщин, прибегающих к искусственному аборту. Законодательство всех стран борется с этим злом путем наказания для женщины и врача. Не приведя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал операцию в подполье, и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных вытравителей. В результате 50% женщин заболевало и до 4% из них умирало. Учитывая все это, правительство признало метод репрессий в этой области не достигающим цели и постановило допустить бесплатное производство аборта в обстановке советских больниц, где обеспечивается его максимальная безвредность. Абсолютно запрещалось производство этой операции кому бы то ни было, кроме врача.

Главной целью постановления о разрешении производства абортов от 18 ноября 1920 года, как это видно из его преамбулы, являлась охрана здоровья женщины.

Взгляды на вопрос об уголовной ответственности за аборт, сформулированные в приведенных выше постановлениях, были проведены в Уголовных кодексах РСФСР 1922 и 1926 годов и в уголовных кодексах других союзных республик. Плодоизгнание признавалось преступлением в строго ограниченных случаях.

Уголовная ответственность за аборт в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. определялась ст. 146: «Совершение с согласия матери изгнания плода или искусственного перерыва беременности лицами, не имеющими для этого надлежаще удостоверенной медицинской подготовки или хотя бы и имеющими специальную медицинскую подготовку, но не в надлежащих условиях» карается лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года. Если означенные в сей статье действия, совершаются в виде промысла или без согласия матери или имели последствием ее смерть, то наказание повышается до лишения свободы на срок до пяти лет». По этой статье могли быть привлечены к уголовной ответственности за совершение аборта: 1) лица, не имеющие для этого надлежаще удостоверенной медицинской подготовки, то есть лица, не обладающие врачебным дипломом, и 2) лица, имеющие врачебную подготовку, но производящие аборт в ненадлежащих условиях.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года вопрос об уголовной ответственности за аборт определялся ст. 140: «Совершение с согласия матери изгнания плода лицами, не имеющими специальной медицинской подготовки, либо лицами, хотя и имеющими такую подготовку, но в антисанитарных условиях, - лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года или штраф до пятисот рублей. Если эти действия производились в условиях указанных в первой части статьи, в виде промысла или без согласия матери, или имели последствием ее смерть - лишение свободы на срок до пяти лет».

Рост абортов в нашей стране начался еще со времени царской России, Вполне понятно, что легализация абортов должна была, извлекая аборты из подполья, увеличить общее их число.

Следует отметить, что отрицательное влияние в деле борьбы с подпольными абортами среди крестьянок оказывало то, что предписанные законодательством абортные комиссии в деревнях не организовывались, и крестьянкам для получения разрешения на аборт приходилось ездить в уездные города. Учитывая это, Наркомздрав РСФСР Циркуляром от 17 марта 1925 г. дал право участковым врачам самостоятельно разрешать производство абортов при наличии медицинских и социальных показаний. Постановление 1920 г. о легализации абортов извлекло значительное число абортов из подполья и дало возможность статистического изучения этого явления, его причин и благодаря этому наметило пути борьбы с абортами. Поэтому Наркомздрав с июля 1924 года установил обязательное заполнение в комиссиях по выдаче разрешений на аборт «карточки об аборте». Эта же карточка должна была заполняться и на женщину, поступившую в больницу в состоянии внебольничного аборта. В карточке имелись вопросы о возрасте, национальности, профессии, месте жительства, семейном положении - одинокая, живет с мужем, брак регистрирован, не зарегистрирован, жилищные условия, количество беременностей и их исход; роды в порядковом номере с указанием года, когда были роды, выкидыш и месяц настоящей беременности. На карточке указывались мотивы, вызывающие желание произвести аборт, и решение комиссии о бесплатном производстве аборта или отказе.

Изучение этих карточек положило начало статистическому исследованию проблемы абортов, но проведение обязательной повсеместной регистрации потребовало еще несколько лет. В губернских городах эта регистрация в то время более или менее установилась, частью проводилась в уездах и слабо была поставлена в сельских местностях.

Статистические данные свидетельствуют о том, что с помощью легализации аборта удалось в значительной степени уменьшить число криминальных абортов, однако это снижение было постепенным, но в городах более быстрым, чем на селе. По данным B.IL Лебедевой, в Москве в 1923 г. из всех зарегистрированных абортов криминальных было 57,9%, а в 1928 г. этот процент упал до 8,5. По РСФСР в 1923 г. криминальных абортов было 42,0%, а в 1928 г.-20,8%.

На селе, как уже указывалось, число криминальных абортов долгое время оставалось более высоким, чем в городах. А,В. Гене отмечал, что в 1924 г. подпольный аборт в губернских городах составлял 29%, в уездных - 32%, а в сельских местностях - 46%.

A.M. Флоринская, исследуя распространение аборта в 1925 г. в губерниях и двух автономных республиках, выявила, что у женщин ряда национальностей: калмычек, мордовок, башкирок, киргизок, буряток, татарок, кабардинок - количество абортов в 18 раз ниже, чем у представительниц других национальностей, Это, на наш взгляд, связано с религиозными и культурными особенностями вышеперечисленных национальностей. Данная тенденция прослеживается и на современном этапе.

Легализация аборта значительно снизила вред, наносимый абортом здоровью женщины, сделала возможным изучение социально-медицинских данных о женщинах, подвергшихся этой операции, дала возможность полнее изучить влияние аборта на организм женщины, а также резко повысила количество абортов. Данные А.Б. Генса свидетельствуют о том, что хотя после легализации аборта количество больничных абортов резко возросло, тем не менее, коэффициент рождаемости не изменился (в 1923 г. - 42,2, в 1924 г. - 42,9, в 1925 г. - 44,2 и в 1926 г. - 43,28).

Второй этап в законодательстве СССР по производству абортов (1936 -1955 гг.) характеризуется запретом искусственного аборта, который с 1936 г. производился только по медицинским показаниям.

В мае 1936 г. Совет Народных Комиссаров СССР представил на широкое народное обсуждение законопроект о запрещении аборта. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. запретило производство абортов «как в больницах и специальных лечебных заведениях, так и на дому у врачей и на частных квартирах беременных». Производство аборта допускалось лишь в случаях, «когда продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей и только в обстановке больниц и родильных домов». Одновременно устанавливалась уголовная ответственность за производство аборта вне больниц или в больнице, но с нарушением указанных условий, за понуждение женщины к производству аборта и для самой беременной женщины, производящей аборт в нарушение запрещения. Правда, за последнее деяние наказанием было общественное порицание в случае первого его совершения, и штраф до 300 рублей при повторном производстве аборта. Ответственность за производства аборта в «антисанитарной обстановке» или лицами, не имеющими специального медицинского образования, была сохранена с увеличением наказания в виде тюремного заключения на срок не ниже трех лет. На основании закона от 27 июня 1936 г. была изменена редакция ст, 140 УК РСФСР и соответствующих статей уголовных кодексов других союзных республик. Ст. 140 УК РСФСР в новой редакции предусматривала ответственность за производство аборта врачом в больнице или в родильном доме, за исключением случаев, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни женщины или грозило причинить тяжелый ущерб ее здоровью, либо при наличии тяжелых, передающихся по наследству заболеваний родителей.

Помимо того, ст. 140 УК РСФСР предусматривала ответственность за производство аборта врачом вне больницы или родильного дома, а также за производство аборта в антисанитарной обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования. Преступлением считался также аборт, который беременная произвела сама себе. Уголовная ответственность для беременной устанавливалась и в случае ее согласия на аборт, производимый ей другими лицами.

Практика применения этих норм привела к крайне неблагоприятным последствиям и не только не устранила вред, причиняемый здоровью женщин, на что указывалось как на причину принятия данного постановления, но и напротив вынуждала женщин обращаться к лицам, не всегда имевшим соответствующее медицинское образование и производившим операцию не в условиях медицинских учреждений.

По данным М.Д. Шаргородского, в 1935 г. внебольничные аборты составляли 15% от всех зарегистрированных абортов, а в 1937 г. - уже 91%. На самом деле удельный вес внебольничных абортов был выше, поскольку регистрировались лишь случаи, когда женщины после операции оказывались в больнице. Более того, возросло и число детоубийств - в 1937 г. по сравнению с 1935 г. более чем в два раза, Также и по данным А. Герцензона, количество детоубийств резко возросло, так если количество детоубийств, совершенных в 1935 году, принять за 100%, то в 1936 году они составили 181%, в 1937 году -217%, в 1938 году -169%,8 июля 1944 т. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Этим же указом были детализированы медицинские показания и противопоказания для искусственного прерывания беременности.

Известно, что при определенных условиях нарушение запретов на производство аборта превращает его в преступление. И, говоря об аборте как преступлении, вновь возникает вопрос о том, что побуждает государство признавать его таковым и что является при этом объектом посягательства? Вряд ли можно встретить среди посягательств на личность еще какое-либо преступление, как аборт, которое неодинаково расценивалось в различные исторические эпохи и к которому различно относились бы, давали бы разную правовую квалификацию и предусматривались столь различные наказания: от самых жестоких до абсолютной безнаказанности. Уголовная ответственность за незаконный аборт применялась крайне редко, что, естественно, нарушало принцип неотвратимости ответственности. М.Д. Шаргородский указывал, что по Ленинграду в прокуратуру органами здравоохранения передавалось лишь одно дело на каждые 40 зарегистрированных абортов, а осуждался лишь один человек по каждому из двух переданных дел. В 1954 г, в советском законодательстве об аборте произошли важные изменения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1954 г. отменена уголовная ответственность беременных женщин за производство абортов, Беременной женщине было предоставлено право самой решать, быть ли ей матерью. На основании этого Указа исключалась ответственность женщин, произведших себе аборт самостоятельно или с помощью других лиц.

23 ноября 1955 г. Президиумом Верховного Совета СССР издан Указ «Об отмене запрещения абортов». Это было вызвано стремлением оградить здоровье женщин от вреда, который приносят внебольничные аборты. Женщине предоставлена возможность самой решать вопрос о материнстве, и если женщина решится на аборт, то ей такую операцию обязан сделать врач-специалист в больничных условиях с соблюдением всех правил асептики и антисептики. Вместе с тем понятие незаконного производства аборта было сохранено в уголовном законодательстве, хотя и сужено.

По этому Указу ответственность за аборт была установлена лишь в следующих случаях: 1) аборты вне больниц или других лечебных учреждений; 2) аборты в антисанитарной обстановке или сделанные лицами, не имеющими специального медицинского образования.

29 ноября 1955 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ «О порядке производства аборта». Приказом устанавливалось, что операция разрешается всем женщинам, возбудившим просьбу об аборте. Направление на операцию после обследования и констатации отсутствия противопоказаний дает врач консультации или родильного дома. УК РСФСР 1960 г. продолжил традицию сохранения уголовной ответственности за нелегальный аборт, установив в ст. 116 наказуемость незаконного производства аборта врачом и лицом, не имеющим высшего медицинского образования. Отягчающими ответственность обстоятельствами признавалось совершение этих действий неоднократно и наступление в результате операции смерти потерпевшей или иных тяжких последствий (например, бесплодия). Таким образом, незаконным являлся аборт, осуществленный вне стационарного лечебного учреждения, либо лицом, не имеющим высшего медицинского образования, либо при наличии медицинских противопоказаний для этой операции, например, при наличии беременности свыше 12 недель.

Законодательство об аборте и об уголовной ответственности за производство криминального аборта весь период существования советского государства неоднократно изменялось. Данное обстоятельство служит еще одним подтверждением вывода, к которому мы пришли: сама тема введения или запрета производства абортов зависит во многом от политической конъюнктуры, складывающейся в государстве в конкретный исторический период его развития. Анализ развития дореволюционного, а в особенности советского законодательства по данному вопросу позволяет нам прийти к заключению об отсутствии внятной государственной политики по изучаемому вопросу.

Необходимо обратить внимание на современное состояние законодательства по данному вопросу за рубежом.

Современное правовое обеспечение искусственного прерывания беременности лежит в области соблюдения репродуктивных прав женщины. Такое понятие было узаконено и введено в международную правовую практику Каирской Международной конвенцией ООН по народонаселению и развитию (1994 г).

Под репродуктивными правами было предложено понимать права супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственные решения относительно числа своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами, а также право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, активных, доступных и приемлемых методах планирования семьи по сводному усмотрению. Для каждой женщины право на свободный репродуктивный выбор - это право на свободу при принятии решения по реализации ее репродуктивной функции - наступлению желанной беременности и рождению желанных детей или использовании методов контрацепции, а в случае наступления незапланированной беременности - возможность ее прерывания в условиях оказания доступной, безопасной, эффективной и высококвалифицированной медицинской помощи- Недостаточное внимание к реализации этих прав служит проявлением дискриминации женщин и представляет собой грубое нарушение международных правовых норм по охране материнства и детства, которые дают право на «особое попечение и помощь» (Всеобщая декларация прав человека, ст. 25, п. 2).

Основными документами в области прав человека являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), содержащие основополагающие права, которыми должны пользоваться люди во всех странах. Изложенные в них принципы нашли отражение в более чем 80 конвенциях и декларациях, принятых по самому широкому кругу вопросов. Международными документами, касающимися репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья, являются: Декларация Международной конференции по правам человека (Тегеран, 1968 г.), Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) и о правах ребенка (1990 г.), материалы международных конференций ООН по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974 г.; Мехико, 1984 г.; Каир, 1994 г.), Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993г.), Всемирной конференции по положению женщины (Пекин, 1995 г.) и другие.

Неоценимый вклад в изменение взглядов мирового сообщества на охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи внесла Международная конференция ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), признавшая планирование семьи первейшей потребностью репродуктивного здоровья, а ее удовлетворение - неотложной глобальной задачей, В «Программе действий» конференции отражена новая стратегия в области народонаселения и развития, свидетельствующая о том, что эти понятия неотъемлемы, и деятельность в этой области в большей степени должна быть сосредоточена на индивидуальных потребностях и человеческих правах, чем на демографических целях.

Важную роль в охране репродуктивного здоровья населения и разработке репродуктивных прав играют международные организации, в частности Международная федерация планирования семьи (МФПС) - крупнейшая в мире добровольная организация планирования семьи, которая стремится объединить общие усилия, чтобы трансформировать правовые нормы в реальное улучшение жизни людей.

Международная федерация планирования семьи признает важность создания благоприятных условий, в которых каждому доступны права человека, включая половые и репродуктивные права.

Касаясь зарубежного законодательства по проблеме искусственного прерывания беременности, следует отметить, что в европейских странах выделяют четыре типа законов об аборте:

1. самое либеральное законодательство разрешает «вопрос по просьбе» (в небольшой группе стран);

2. довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям в шести странах: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия;

3. довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женщины, инкурабельные (врожденные) дефекты плода, изнасилование и инцест в Испании, Португалии, Польше и Швейцарии;

4. очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты, или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную угрозу для жизни женщины (в Северной Ирландии до недавнего времени - в Республике Ирландии и на Мальте).

- аборт криминален во всех случаях, за исключением ситуаций, требующих спасения жизни женщине;

- аборт разрешен законом для спасения жизни женщины или сохранения ее здоровья;

- аборт разрешен да яшдага психического здоровья женщины;

- аборт разрешен по сомнительным показаниям;

- аборт разрешен по просьбе женщины;

- аборт производится в случае насилия;

- аборт производится в случае нарушения развития эмбриона

- аборт производится в случае насилия;

- аборт разрешен в случае нарушения развития эмбриона.

Например, норвежский закон 1978 гада 66 дает женщине право на аборт без объяснения причин в течение первых 12 недель беременности. Дорийский уголовный закон 1977 года № 60 допускает производство аборта после предварительной консультации с врачом в течение трех месяцев с момента зачатия. Такое же право за женщиной признает и детский наши 1973 года 350 «Об искусственном прерывании беременности». В Швеции по закону 974 гот -Ns 595 «Об абортах» временная граница пользования этим правом увеличена до 18 недель беременности. В Уголовном Кодексе США предусмотрены наказания за полигамию, адюльтер, но федерального закона об аборте нет. В разных штатах существуют свои законы об аборте. Например, в некоторых штатах аборт считается преступным человекоубийством», В других штатах аборт как менее тяжелое, чем человекоубийство, преступление или «непредумышленное убийство», караете» тюремным заключением на срок от I года до 4 лет. Аборт безоговорочно запрещен в 6 из 48 штатов. Однако постановлением 1983 года Верховный суд США объявил эти законы антиконституционными. В 31 штате аборт разрешен, если продолжение беременности угрожает жизни матери, В Нью-Йорке и Миссисипи аборт производится по существу без ограничения по заключению двух врачей, при этом один из них производит аборт. Верховный Суд США в 1973 году, рассмотрев иск Джейн Роу, жительницы Техаса, пришел к выводу, что «право на автономию индивида достаточно широко и включает в себя право женщины принимать решения о прерывании нежелательной беременности». Однако в контексте абортов право на личную автономию не абсолютно; женщина не может «прерывать свою беременность, на какой бы стадии она ни захотела, каким бы способом она ни захотела, и по какой-либо причине она того ни захотела». В Уголовном кодексе Испании законодатель не пошел по пути тождества «аборт без согласия женщины - состав причинения тяжкого вреда здоровью», криминализировав два смежных состава: производство аборта без согласия женщины (ст. 144) и производство аборта с согласия женщины, за исключением случаев, разрешенных законом (ст. 145), Надо отдать должное санитарно-культурному уровню испанских женщин, потому как при анализе соответствующих статей Уголовного кодекса Испании обращает на себя внимание презумпция того, что субъектами преступного деяния будут являться преимущественно медицинские работники. Это следует из санкции уголовной нормы: лишение свободы на срок от четырех до восьми лег (по второму составу от года до трех) с лишением права на занятие лечебной практикой или предоставления услуг любого рода в частных и государственных клиниках и гинекологических консультаций на срок от трех до десяти лет (от года до шести, 1 ст. 145).

Женщина, самостоятельно произведшая аборт или давшая согласие другому лицу на его производство в неразрешенных законом случаях, также подлежит уголовному преследованию (п. 2 ст. 145). Наказуемо и производство аборта вследствие грубой неосторожности (ст. 146), но беременная женщина в этом случае не наказывается. Испанское право не только охраняет право на жизнь внутриутробного плода, но и предусматривает наказание тому, кто каким-либо способом причиняет плоду повреждения или травму, нанесшую вред нормальному его развитию как умышленно (ст. 157), так и вследствие грубой неосторожности (ст. 158),

Особое внимание следует уделить уголовному праву Германии по интересующему нас вопросу. Исторически это родственное нам уголовное право, «Лежащий в основе современного УК ФРГ Уголовный кодекс Германской империи 1871 года, основываясь на философии Канта и Гегеля, воспринял идеи классической школы уголовного права с ее теорией психологической вины и свободы воли, с объективными основаниями уголовной ответственности за причинение вреда правовому благу, с концепцией наказания как возмездия за зло». Раздел шестнадцатый УК ФРГ поименован «Преступные деяния против жизни», и прерыванию беременности в нем посвящено семь норм уголовного права, содержащих составы преступлений. Эти нормы располагаются между различными видами убийства, с одной стороны, и, с другой стороны, граничат с нормой, определяющей наказание за геноцид. § 218 «Прерывание беременности» можно соотнести с отечественной ст. 123 УК РФ. По германскому праву, уголовную ответственность несет и сама беременная, криминализировано и покушение на прерывание беременности, но в последнем случае исключение сделано для беременной женщины. Правовая аксиома противоправности прерывания беременности в национальном германском праве привела к тому, что законодатель в Уголовном кодексе был вынужден декретировать случаи ненаказуемости прерывания беременности, составляющие изъятие из общего правила (§ 218 а).

Любое прерывание беременности возможно исключительно по получению письменного медицинского заключения. Неправильное медицинское включение вменяется в вину врачу, а специальная норма (§ 218 с) конкретизирует нарушение обязанностей врачом при прерывании беременности. Это исключает преступность деяния со стороны женщины, прерывающей беременность. Криминализированы германским законодателем и такие деяния, как агитация за прерывание беременности (§ 219 а) и сбыт средств, для прерывания беременности (§ 219 в).

Особый интерес представляет норма германского уголовного закона, аналога шторой нет в России и никогда прежде не было. Это § 219 «Консультация беременных женщин в бедственной и конфликтной ситуациях». Консультация служит защите еще не родившейся жизни. Она должна прилагать все усилия для того, чтобы воодушевить женщину на продолжение беременности и поведать ей о перспективах жизни с ребенком; консультация должна помочь женщине принять ответственное и осознанное решение». По ст. 118 Швейцарского Уголовного кодекса, ответственность несет беременная, которая самостоятельно или при помощи третьего лица произведет себе аборт. Ст. 119 криминализирует это деяние, совершенное третьим лицом. Производство аборта без согласия беременной является квалифицирующим обстоятельством» Легальным прерыванием беременности согласно Швейцарскому уголовному закону будет являться такое искусственное прерывание, которое произведено дипломированным врачом с письменного согласия беременной о получении заключения от второго дипломированного врача, то есть решение должен принять консилиум. Если же ситуация является экстренной, то врач обязан в течение 24 часов уведомить компетентную власть кантона, где была произведена операция (п. 2 ст. 120 «Ненаказуемый перерыв беременности») (орфография перевода сохранена).

В действующем Уголовном кодексе Китайской Народной Республики, вступившем в силу 1 октября 1997 года, абзац второй статьи 336 параграфа 5 «Преступления против общественного здравоохранения» гласит: «Самовольное проведение другому лицу операции по предотвращению беременности или восстановлению способности к деторождению, операции по фиктивному предотвращению беременности, прерыванию беременности или извлечению средств внутриматочной контрацепции лицом, не получившим квалификацию врача, при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок до трех лет, арестом либо надзором, в качестве дополнительного или самостоятельного наказания применяется штраф; если это причинило тяжкий вред здоровью лица, проходившего обследование, наказывается лишением свободы на срок десять и более лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф». Подводя итог рассмотрению законодательного регулирования искусственного прерывания беременности, следует сослаться на слова Г. Э. Блосфельда, сказанные им 150 лет назад.

«Как не запутана история законодательства касательно права утробных и новорожденных младенцев, за всем тем в ней можно различить 5 периодов:

I. В первом - утробным и новорожденным младенцам не было дано никаких прав.

II. Во втором - они считались собственностью одних только родителей, которые могли распоряжаться ими по произволу.

III. В третьем периоде власть родительская (patria potestab) более ограничена в том смысле, что новорожденные дети принадлежали родителям, вместе с тем и считались членами государства.

IV. Далее и церковь начала оказывать им свое покровительство.

V. В последнем только периоде новорожденные начали пользоваться общими правами человечества, так что гражданские уголовные и церковные каноны равномерно стали защищать их права». По итогам проведенного исторического анализа мы можем прийти к выводу о том, что развитие законодательства об аборте в различных государствах в разное время происходило под влиянием самых разнообразных факторов (религиозных, демографических, национальных и др.). При этом необходимо отметить, что степень влияния тех или иных факторов во многом зависела от изменения конкретных политических целей и задач, стоявших перед государством на отдельно взятом историческом этапе его развития.

Таким образом, сравнивая российскую правовую практику в области аборта с мировой, можно заключить, что в нашей стране принято одно из самых либеральных законодательств об аборте. Для проведения последнего необходимо наличие всего 1 из 2 условий: просьба женщины; наличие медицинских или социальных показаний. В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. На практике это приводит к тому, что в настоящее время в стране на 2 родившихся детей приходится 5 абортов.

 

Автор: Лозанович Л.А.