03.03.2012 34703

Предмет «Технология» в системе обучения и воспитания подрастающего поколения

 

Происходящие экономические, политические и социальные преобразования в России требуют существенных изменений в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.

Основными тенденциями развития образования в последнее время являются соединение науки и практики, технизация и компьютеризация образования. Содержание трудовой подготовки в современной школе также претерпевает большие изменения, благодаря введению в школы страны важнейшей инвариантной составляющей базисного учебного плана - новой образовательной области «Технология», цель которой - заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу ее самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение технологии: «Технология (от греч. techne - искусство, мастерство) - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т.д.»

За два десятилетия после формулировки этого определения представления о технологиях значительно расширились, понимание технологий вышло за рамки производственных процессов и органически связалось с непроизводственными сферами жизни.

«Наряду с традиционными предметно - ориентированными техническими науками (машиноведение, электротехника и т.п.) сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные научно-технические, социально-технические дисциплины (экономика, информатика, инженерная зоология, психология и т.п.). Они интегрируют подходы, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Наиболее общие и элементарные основы этой крупной области знаний необходимы каждому образованному человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Указанные основы, на наш взгляд, могут стать содержанием учебного предмета «Технология».

Образовательная область «Технология» с 1 сентября 1993 года включена в инвариантную часть базового учебного плана общего образования в школах России. Она может оказать существенное влияние на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.

Современные тенденции общественного развития, ориентация системы образования на личностно сориентированную модель подготовки подрастающего поколения, влияющую на развитие конкретного ученика, переход к вариативному обучению по выбору, появление новых методик и технологий обучения и воспитания, социализация школы потребовали серьезного анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта работы в области технологического образования молодежи.

Мировой опыт ускорения научно-технического прогресса (США, Япония, Италия, Германия) показывает, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный труд резко падает. Так, в США 90% профессий требуют образования выше среднего, в Японии 80% заняты в производстве со сложными технологиями в торговле, образовании, банковском деле, спорте и т.д. Эта тенденция характерна и для других высокоразвитых стран мира. Рост квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, связанный с внедрением в производство новой техники и технологий потребовал модернизацию как содержания, так и учебного процесса профессионального образования.

В современном значении научно-технический прогресс предстает как процесс освоения обществом открываемых естественными науками все новых законов и сил природы, все новых возможностей их использования путем превращения завоеваний науки с помощью создаваемых и непрерывно совершенствуемых машин, механизмов, приборов, приспособлений в органы общественной практики вообще и непосредственно в производительную силу в частности.

Сущность научно-технического процесса состоит в том, что он несет с собой качественные перемены в технологии производства, энергетике, орудиях и предметах труда, в организации управления, в характере трудовой деятельности людей. Он оказывает глубокое влияние и на облик работника, способствуя повышению образованности и культуры, расширению научно-технического кругозора. Характерной чертой нашего времени является все более интенсивное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Темпы роста экономики во все большей степени зависят от темпов научных исследований и внедрения их результатов в производство.

Современный этап научно - технического прогресса связан с автоматизацией производства. Автомат замещает человека в функции управления всеми процессами и орудиями труда. В этом основная черта научно-технического прогресса.

В связи с коренными изменениями, бурно протекающими во всех сферах жизни нашего общества, необходимо решать педагогические, дидактические и технологические задачи всех уровней образования молодежи в рамках страны. Новые социальные условия заставляют школу быть гибкой, динамичной, чуждой всякого шаблона и застоя. Решить эти новые задачи возможно ведя поиск новых педагогических технологий.

Предмет «Технология» - «...интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике, связи, сельского хозяйства, транспорта и других направлениях деятельности человека».

Изучение предмета «Технология» «... позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям».

«Главной целью нового учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Это предполагает: средствами предмета «Технология» формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции».

Благополучие человека немыслимо без создания материальных и духовных благ, производства промышленной продукции и продуктов питания. В этом отношении мы далеко отстали от развитых стран мира. Наше производство и раньше имело низкие темпы роста, многие предприятия были низкорентабельными и убыточными. Сложившееся и устаревшее производство усугубляло экологическую обстановку на планете. Нерационально использовались земля, материальные ресурсы и сырье, в частности с большими и вредными отходами производства, загрязнением почв, водоемов, атмосферы. Грамотное решение этих общечеловеческих и других проблем невозможно без основательного технологического образования подрастающего поколения.

Важность развития технического мышления, технологической культуры молодежи признается сейчас во всем мире, проблемами обучения молодежи в рамках технологической культуры ЮНЕСКО занимается с 1950 года.

В Германии, например, в последнем десятилетии был принят ряд постановлений, в которых назывались основные целевые установки информационно - технической подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни. К ним отнесены: формирование технического мышления, необходимого для решения различных производственных задач, формирование умения получения и переработки информации, умения сформулировать проблему, систематическое накопление опыта решения жизненных ситуаций в различных сферах деятельности.

Сегодня в российском образовании усиливается внимание к дисциплинам практического цикла. Связано это с изменениями в структуре современного научного знания. На инженерные дисциплины смотрят теперь как на прикладные в цикле общего образования. Почему изменилось место технических дисциплин в общем образовании? Объясняется это тем, что технические науки занимаются исследованием всех видов практической деятельности человека.

Идеи практического обучения детей, выдвинутые Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским получают свое воплощение в новом учебном школьном интегративном курсе «Технология». Этот предмет синтезирует в себе ранее созданные направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель, дающую учащимся достаточно полные представления о технико - технологической стороне окружающего мира. Синтез теории и практики, образования и труда, союз техники и педагогики - вот отдельные стороны одной сложной проблемы - подготовки учащихся к взрослой трудовой жизни.

Появление интегративного курса «Технология» вызвало существенные изменения в учебных планах общеобразовательных школ. Он нашел широкую поддержку даже при существующем консерватизме ряда педагогов, работающих по старым методикам.

Преподавание предмета «Технология» уже освоено школами западных стран. Изучен опыт работы, например, английских технологических школ. Однако ученые-педагоги России склонны к созданию своих технологических школ, на своей национальной основе, на базе разработок отечественных ученых и имеющегося опыта трудовой подготовки молодежи.

По мнению П. Р. Атутова «содержательная и процессуальная стороны «Технологии» как предметной области трудовой подготовки учащихся совпадают в значительной мере с реализацией политехнического образования в школе, которое включает в себя «Технологию» как один из важных элементов его содержания».

Технология в широком ее понятии может быть не связана с техникой. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Курс «Технологии» предназначен как для использования показа научных данных в сфере производства, так и для гуманитарных предметов по производству духовных ценностей. Новый предмет «Технология» вводится в эпоху всемирной технологической революции. Технологическая подготовка базируется на предметах общеобразовательной подготовки и должна пронизывать всю учебную и трудовую деятельность учащихся.

Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека.

Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач школы: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.

Технология рассматривается по сферам производственной деятельности и может охватывать для учащихся 1-4 классов ручной труд; для 5-7 классов - ручной механизированный труд; для 8-9 классов станочный труд и профессиональное самоопределение; для 10-11 классов - творческий труд, заканчивающийся изготовлением изделий по индивидуальным проектам.

Муравьев Е.М. технические знания в области технологии подает на практические, технологические, конструктивно - технические и материаловедческие. При этом выделяется проблема систематизации различных форм технологических знаний в единый целостный учебный курс технологии обработки материалов. Педагогические требования в данном случае выражаются в соблюдении известных дидактических принципов и правил обучения.

Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.

Обязательность внедрения «Технологии» в учебный план школ вытекает из стремления использовать активный деятельностный подход к практической подготовке школьников через разработку и выполнение проектов на занятиях, через организацию мини - предприятий по производству и продаже товаров и услуг, через приобретение опыта на предприятиях.

Ведущим методом обучения должен стать метод систематизированных проектов. Проектность - одно из измерений культуры ХХ века, это особый тип мышления, пронизывающий все сферы нашей жизни. Темы для проектов дает нам окружающая среда, их осуществление должно быть последовательным, системным.

Проблемная направленность обучения в процессе выполнения проектов (обучение поиску проблем, изучение потребностей и спроса, установление оптимального варианта решения проблемы), должна ориентироваться на творческий подход к действительности, интеграцию содержания образования на основе комплексного подхода к трудовой деятельности.

В процессе изучения «Технологии» учащиеся должны уметь осуществлять разработку проекта (учащиеся должны быть способны воспроизвести весь процесс проектирования: от идеи до разработки реальных выполнимых предложений и оформления самого проекта); планировать предстоящую работу и изготавливать изделия (учащиеся должны быть способны изготавливать объекты, системы и элементы окружающей среды, разрабатывать план деятельности); давать оценку результатам своей деятельности (учащиеся должны быть способны оценить свою деятельность).

Интеграция предметов в «Технологии» должна способствовать формированию целостных представлений о технологической картине мира, выработке единой логики изучения учебного материала, устранению ненужных повторений, сокращению общих затрат времени, созданию единой методической системы, обеспечивающей экономию материалов, средств, уменьшения нагрузки преподавателей, повышения качества подготовки выпускников учебных заведений.

Предмет «Технология» представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования. Интегрированное содержание, использование системы проектов - все это позволяет включать обучаемых в процесс « от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. На основе метода проектов связывается познавательная и преобразовательная деятельность учащихся, повышается уровень усвоения знаний. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы проектной деятельности.

В образовательную область «Технология» включен и «Информационные технологии». Это связано, в первую очередь, с ускорением научно-технического прогресса, основанном на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров. В связи с этим, перед современной педагогической наукой поставлена важная задача - воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности позволяет не только формировать знания, умения и навыки, но и решать более важную задачу - развивать личность, удовлетворяя ее познавательные запросы.

Таким образом, коренное изменение содержания образования касается введения новых педагогических и информационных технологий. Весь мир под эгидой ЮНЕСКО заявил, что XXI век будет характерен новыми педагогическими и информационными технологиями.

 

АВТОР: Шипицын Н.П.