27.05.2012 2692

Осознание время целостности как постижение Судьбы

 

Философско-антропологический анализ дает возможность рассмотреть философскую концепцию времени, а именно выявить связь гносеологического аспекта его осмысления и аспекта аксиологического (ценностного, мировоззренческого, смысложизненного, идеологически-психологического) и определить основные формы проявления времени, которые можно; считать необходимыми и достаточными для полного о нем: представления.. Исходным пунктом является то, что время является одним из существеннейших фактов культуры и духовной жизни индивидуума, столь существенным, что в этих плоскостях его рассмотрения теряется неразрывная связь с пространством, которая свойственна человеку онтологически, и выступает в качестве отличного от пространства, самостоятельного параметра духовной жизни общества и личности.

По нашему мнению, гуманитарное самосознание человека становится силой; связывающей все три модальности времени, открывающей сознанию двери в будущее, «способом осуществления, этой связи является целеполагание, ибо цель есть не что иное, как идеальное полагание будущего». Для физиологической потребности не существует будущего - она: целиком; «заземлена» в сиюминутности, в жажде немедленного удовлетворения. Духовная; же сила преодолевает эту привязанность к настоящему и открывает перед ним как непреходящую ценность» прошлого, возрождаемого памятью и высшую ценность грядущего. Свойственное человеку прогнозирование будущего, зависимость от реальности памяти и надежды, умение: концентрировать в одной «точке» (вечно актуальном настоящем) прошлое и будущее - все это дает основания рассмотреть «связь времен» в контексте судьбы человека.

Время - понятие большей степени абстрактности, оно универсально, многолико и» имеет собственную структуру. Несомненно, проблема - времени: является междисциплинарной и поистине: необъятной; Выделяют время физическое, историческое, биологическое, социальное и т.д. И. Ньютон разделял время обыденное, использующееся в домашнем обиходе, и истинное, или математическое время, объективирующееся в; виде самостоятельной сущности. По И. Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще.

Актуализация проблемы; времени, переосмысление этого понятия; его роли в науке и философии; связано с:работами А. Бергсона, М. Хайдеггера, Г. Рейхенбаха, а так же В.И. Вернадского, в рамках не одетерминизма - И. Пригожина и И. Стенгерса и др. Параллелизм в трактовках проблем пространства и времени имел тот существенный изъян, что определял только те факторы, которые не имеют отношения к: времени, а не свойства самого времени. А между тем эти свойства обнаруживают себя в том, что временной порядок возможен в такой области, которая не имеет никакого пространственного порядка, а именно в сфере психического опыта человека. В самом деле, в нашей повседневной жизни мы не ощущаем пространство столь непосредственно, как мы чувствуем течение времени. Переживание времени связано с переживанием нашего собственного «я», с. переживанием собственного существования. «Я существую» значит «я: существую сейчас», однако существую в некоем «вечном теперь» и чувствую себя тождественным самому себе в неуловимом потоке времени. Определений существует множество, однако о природе, о качественной, содержательной специфике мало, что можно сказать. Так В. Налимов пишет: «Время - это конденсированный тысячелетний опыт взаимодействия сознания человека с миром, это мера изменчивости. Это образ, позволяющий обращаться к числовой мере при сравнении различных циклическим систем, находящихся в различных условиях... мы знаем не само время, а идею о нем и умеем подбирать числовую меру, соответствующую этой идее». Можно отрицать время, а можно принимать его как объективный закон, но наша задача в философско-антропологическом аспекте, отразить «время как самый гуманитарный фактор». По мнению М.С. Кагана: «Время природы и время общества есть объективная форма движения материи (во втором случае - социальной материи), а время культуры - форма общественного самосознания, то для человека время выступает и формой самоощущения, переживания и осознания собственного бытия, движения своего «я» через жизнь».

Философия времени А. Бергсона, всецело построена на идее о реальности времени и его мощи. А. Бергсон пишет: «На самом деле впустую было бы пытаться характеризовать воспоминания о прошлом состоянии, не определив сначала конкретного и принимаемого сознанием признака наличной реальности; Что такое для меня настоящий момент надо признать, что то психологическое состояние, которое я называю «моим настоящим» - это вместе с тем сразу и восприятие непосредственного прошлого, и своего рода детерминация непосредственного будущего... мое настоящее - это сразу и ощущения, и движение, а так как оно образует нераздельное целое, то это движение должно быть взаимосвязано с этим ощущением и продолжать его в действии». А. Бергсон продолжает: « Мое настоящее заключается в сознании, которое я имею в своем теле. Располагаясь в пространстве, мое тело испытывает ощущение и в то же время выполняет движения. Ощущения и движения локализуются в определенных точках его протяженности, поэтому в каждый данный момент может быть не более одной системы движений и ощущений. Вот почему настоящее представляется мне чем-то абсолютно детерминированным и резко ограниченным от моего прошлого». Б. Рассел, рассуждая о субъективности времени, пишет: «Все мои воспоминания совершаются теперь, и не только тогда, когда вспоминаемые события имели место. Хронологический порядок прошедших событий, насколько я могу знать о нем благодаря памяти, должен быть связан с качеством моих воспоминания: некоторые из них должны ощущаться как недавние, а другие должны ощущаться как далекие. Когда я опираюсь только на память, я располагаю события в определенной, последовательности; руководствуясь ощущением близости или удаленности событий. Когда я отправляюсь от восприятий в «темные глубины и пучины времени», элементы настоящего содержания моего сознания находятся в порядке, который я верю, соответствует по крайней мере приблизительно-объективному хронологическому порядку событий, к которым относятся мои воспоминания. Этот порядок в: настоящем содержании моего сознания, который через ожидание может быть распространен и на будущее, может быть назван «субъективным» временем». По мнению Б. Рассела имеются два источника познания времени, «одним из них является восприятие следования в течение одного являющегося настоящего, другим; является воспоминание. Воспоминание может восприниматься и имеет качество большей или: меньшей отдаленности, благодаря чему все мои настоящие воспоминания располагаются в хронологическом порядке. Но это - субъективное время, и его следует отличать от исторического времени. Нет никаких логических оснований считать, что воспоминания должны быть правдивы; с логической точки зрения можно доказать, что все мои настоящие воспоминания могли бы быть совершенно такими же и в том случае, если бы никогда не было никакого исторического прошлого. «Таким образом, наше познание прошедшего зависит от некоего постулата, который не может быть раскрыт простым анализом наших настоящих воспоминаний».

Отталкиваясь от рассуждений Б. Рассела и А. Бергсона, можно сделать вывод, что человек всегда находится между памятью и надеждой, опытом и волением независимо от того, сознает он эту промежуточность («двойственность») своего положения или не осознает. Поэтому сам человек в этом ракурсе подобен механизму, цель - которого в установлении связи между памятью и прошлым, с одной стороны, и надеждой и будущим, с другой. По мнению Хайдеггера, «времени нет без человека». Бытие и время определяются взаимно, однако так, что о каждом из них нельзя говорить следующим образом: о бытии нельзя говорить как о временном, а о времени нельзя говорить как о сущем». Необходимо отказаться от трактовки «исторического как прошедшего». Невозможно отбросить прошлое. Отсюда примечательный, двойственный смысл «качества» прошлого: оно, конечно же, относится к «раннему времени» - вместе тем есть теперь. Историческое означает и «возникающее»; оно предполагает некоторое становление. Кроме того, «историю» творят, определяя будущее настоящим. Именно так мыслит время Хайдеггер: как «раскрывающее время», как открытая будущему система; как уникальные своей асимметричностью отношений «экстазов; временности» - будущего, прошедшего и; настоящего, как «сквозное промеривание подавания будущим прошедшести - прошедшести будущему, и взаимным отношением обоих дается просвет открытого».

Поэтому еще раз подтверждаются слова В.И. Вернадского: «Время есть атрибут и феномен самосознания человека».

Основы социального время ведения заложил В.И. Вернадский. Он называл проблему времени мало разработанной, «девственной областью» философии науки. Вообще, время ведение - наука о времени, совокупность методов и дисциплин, изучающих время (космическое, историческое, субъективное и т.д.). Время ведение включает такие разделы, как физика времени, биология времени, психология времени, социология и культурология времени, эстетика и поэтика времени (образы времени в искусстве и литературе) и т.д. На принципах синтезного мышления В.И. Вернадский обобщил достижения науки и философии в области время ведения косной и живой материи. Он доказал необходимость введения категории «пространство-время живого вещества» наряду с категориями «движение» и «материя». Пространство - время живого организма; обладает текучестью, дисперсностью, цикличностью, а социальное время («время историческое» и «психологическое», помимо времени эволюционного), обладает еще и замедленностью или ускоренностью («длением»). В.И. Вернадский пишет: «Нигде в окружающей нас природе Время не выдвигается в такой степени... В основе явлений симметрии в живом веществе время выступает в такой форме и значении, в каких это не имеет места в косных телах и явлениях».

«Пространство Мира, - рассуждает Вернадский, - т. е. пространство - время, глубоко неоднородно, и явления симметрии могут в нем проявляться только в, ограниченных участках». Для процессов в живом веществе характерны необратимость и неравновесность - «более глубокое проявление пространства-времени - их особая симметрия», которая называется диссимметрией. Однако если в косном веществе «темп движения в среднем остается неизменным, то в «процессах дления» происходит изменение скорости явления, можно наблюдать ускорение или замедление субъективного пространства - времени, которое Вернадский называет «жизненным временем», имеющим собственные естественные единицы измерения от рождения до смерти. Первично пространство-время живого вещества; необратимо, диссимметрично, пульсирующие. Пульсация происходит в форме волны и взрыва. «Длительность времени во взрывчатом процессе связана всегда с ускорением, то есть с быстротой процесса, со все меньшим и меньшим временем для прохождения одного и того же пути», - приходит к выводу В. И: Вернадский. Таким образом, ускорение социального времени общества и жизненного времени, человека имеет и субъективные проявления «дления» в сознании, и объективные основания в природе.

В.И. Вернадскому принадлежат три главных идеи в разработке теории темпоральности Мира во-первых; это признание единства пространства времени в живом организме как целостности. Как известно, он предлагал использовать в философии и науке категорию «пространство-время» наряду с понятиями «материя», «движение» и т.п. Он отмечал, что; пространство - время живого вещества как целостность, приобретает свойства, не присущие отдельному пространству и времени. Он обосновал монодуализм пространства-времени. Во-вторых, это доказательство множественности времен: геологического (планетного), физического, химического, математического (научного), космического (астрономического), биологического: а) жизненного времени индивида и б) времени эволюции вида, психологического («дление»), исторического и др.. он заложил возможность обоснования социального времени. В-третьих, это открытие функциональной первичности временив живом веществе и, таким образом, утверждение принципа темпорального монодуализма: единства пространства-времени живого вещества с функциональной первичностью времени в нем. Появилась возможность трактовать социальное время как единство пространства-времени, выделяя: при этом первичность функционального (смыслового) аспекта.

Согласно концепции социального время ведения В.И. Каширина, жизненное время человека разворачивается: в двух ипостасях: 1) информационное социальное время как форма существования субъекта массовой культуры (личности или социума разного уровня) и 2) диссипативное (от лат. рассеивание) социальное время как форма существования субъекта фундаментальной культуры - исторического субъекта (исторической личности, типа индивида или социальной общности). Синтез первого второго происходит в реальном жизненном процессе и проявляется в цепочке фактов, структурируемых жизненным временем.

Информационное время (время аккуляции информации) и диссипативное (творческое время, время рассеивания жизненной энергии) тесно переплетаются в жизненном  времени; человека, поскольку в разных пространственно-временных ситуациях; человек проявляет себя то в качестве мета - субъекта массовой культуры, то в качестве субъекта фундаментальной культуры. Это зависит от уровня культуры самосознания самого субъекта.

Время придумал сам человек как необходимую форму абстрагирования от цикличности повседневной жизни. В беседах с А.Л. Чижевским К.Э. Циолковский; говорил: «Категория времени связана с процессом, происходящем в нашем мозгу. Человек наделяет мироздание временем, изобретает метрику времени и парадоксы его, чтобы потом подкрепить их опытом... каждый опыт есть приближение к реальной; действительности; существующей вне нашего мозга. Время же является нашими ходулями; которые позволяют, вставать человеку над своей личностью, произвести опыт и уложить его результаты в некоторую удобную для человека систему».

Так, по мнению В.И. Каширина, время человека и мета время культуры необходимо рассматривать, вслед за В.И. Вернадским, через призму целостности мира и человека. Синтезное решение проблемы времени на основе парадигмы целостности; ведет нас к пониманию времени человека в качестве текучего пространства-времени, т.е. континуума, в котором время играет решающую роль, обладает функциональной первичностью, а весь мир человека - темпоральностью. Темпоральность научной Картины Мира и функциональная первичность времени в философской Картине Жизни создают возможность определить социальное время в качестве первичного фактора двойной рефлексии и метарефлексии. Иначе говоря, цикличность повседневной жизни, демонстрируемая в пространственно-временных ситуациях, является главным, определяющим фактором самосознания человека, а гиперциклы метаистории являются определяющими факторами социального самосознания и цивилизационного сообщества.

В.И. Вернадский по существу заложил основы классической синергетики, которые развивали и детализировали в «пере открытии времени» И.Р. Пригожин, Ф. Хакен, для которых время как «ключ к пониманию природы». Синергетический подход к пониманию времени заключается в том, что: пространство является коллективным фактором существования частей в органическом целом, а время индивидуальный фактор существования органического целого, динамики его изменения как целого.

Циклопричинность в отличие от линейной причинности есть влияние на исходную причину через петли обратной связи, когда коллективные моды макроуровня (параметры порядка) воздействуют на микроуровень, который в свою очередь формирует свойства макроуровня. Циклопричинность реализует возможность самодействия, а значит, есть отправной пункт самодвижения материи открытая диссипативная система (ОДС) с циклопричинной связью ее частей способна к саморазвитию, самоорганизации, стрела времени направляется в сторону не деградации, а в сторону сегрегации энтропии, в сторону креативной эволюции». Различение между прошлым и будущим» и, следовательно, необратимость могут входить в описание системы только в том случае, если система ведет себя достаточно случайным образом. Наш анализ, - пишет H. Пригожин, - подтверждает эту точку зрения. Действительно, что такое стрела времени в детерминистическом описании природы. В чем ее смысл  Если будущее каким-то образом содержится в настоящем, в котором заключено прошлое, то что, собственно, означает стрела времени  Стрела времени является проявлением того факта, что будущее не задано, т.е. того, что по словам Поля Валери, «время есть конструкция»... мы, можем передвигаться г из одной точки пространства; в другую, но в силах; повернуть время вспять. Мы не можем; переставить прошлое и будущее... это ощущение не возможности обратить время приобретает теперь точный научный смысл. Допустимы (разрешенные) состояния отделены от состояний; запрещенных вторым: законом термодинамики, бесконечно высоким; энтропийным - барьером... существование этого барьера весьма важно: не будь его; причинность рассыпалась бы в прах. Аналогичным образом энтропийный барьер является предпосылкой, позволяющей придать точный физический смысл связи. Представьте себе, что бы случилось, если бы наше будущее стало бы прошлым каких-то других людей »

Современный синергизм; будучи; темпоральным, вскрывает особый символический смысл в моменте бифуркации; системы, «когда прошлое системы на мгновение «забыто», и вся ее история - суть ее будущее, но оно само представлено теми альтернативами; возможного, которые предлагаются системе; исходя из «генотипа» и генезиса: В точках бифуркации; прошлое системы: оказывается: во времени впереди и в предельно сжатом,, существенном виде. Будущее в настоящем представляется как опрокинутое прошлое, но оно», наполняется конкретным и особенным через выбор лишь одной из «потенций прошлого».

В стадии бифуркации прошлое представляется в качестве бессмертного, настоящее - в качестве выбора, а будущее как «опрокинутое» прошлое, как одна из потенций прошлого. Саморазвитие комплексной системы видится как замыкающиеся на себя петли времени, когда «самого начала забрасывается вперед вся потенциальная сеть целого. Дальнейшее, развитие лишь актуализирует отдельные звенья, раскрывая потенции целого по сегментам, подобно лепесткам цветка».

Важнейшую конституирующую роль играет фактор времени в сартровских аналитиках субъективности, оказавших серьезное влияние на постмодернистское истолкование проблемы субъекта. Так, Сартр отмечает, что «время – это связь, и Я имеет временной характер даже в самом бытии. Это значит, что Я не просто не боится времени, оно нуждается в нем для самоосуществления». Что же касается непосредственно философии постмодернизма, то проблема времени конституируется ею непосредственно в контексте теоретических моделей самоорганизующихся процессов, - так, например, в рамках номадологического проекта в качестве одного из центральных формулируется вопрос: «не дан ли; тут уже способ прочтения времени». Аналогично в контексте генеологии Фуко «речь идет о том, чтобы превратить историю в противоположность памяти и, как следствие, развернуть в ней иную форму времени». Речь идет именно об отказе от линейного осознания времени, предполагающего понятия минувшего и грядущего; и от основанного на нем линейного прочтения истории как необратимо развернутой из прошлого через настоящее в будущее.

М.В. Кузьмин рассматривая концепцию экстатического времени и основываясь на идеях М: Хайдеггера, И. Пригожина, И. Хакена, пишет: «Экстатическое время не локально, как и энтропийное время Пригожина, но не локальность приобретает масштабы Вселенной ввиду соподчиненности и самосоглассованности данной самоорганизующейся системы с различными диссипирующими источниками; негэнтропии космоса. Время становится неким   сквозным принципом связности и синергизма открытых систем Вселенной. Поэтому в новом видении частица микромира предстает включенной в космическую иерархию систем разной временной фазы: разного уровня организации, направления и характера процессов в них... В рамках новой синергетической парадигмы время перестает быт над-характеристикой, а являет собой внутреннюю характеристику системы, ее историзм; - время из параметра становится оператором. Это означает, что система описывается спектром ключевых моментов, бифуркаций, в точках которых стохастически идет выбор одной из возможных устойчивых ветвей дальнейшего развития. Далее детерминистские законы сохраняют и переносят информацию об этом моменте до следующей бифуркации, а «что-либо рожденное или сделанное в этот момент обладает свойствами этого; момента времени». Таким образом, эти процессы можно описать лишь в единстве рассмотрения, прерывного и непрерывного, детерминированного и случайного, порядка и хаоса. По Пригожину, внутреннее время - не точка «сейчас» и не параметр, а скорее «возраст» системы. Вот почему время - это сильно «индивидуальный» фактор целого (Bestandt-фактор), это среда обитания «суммативной целостности» (Юнг) объекта; в отличие от пространства - коллективного фактора сосуществования его (объекта) частей».

Итак, одновременно настоящее в его собственной функции есть причина, определяющая значение и прошлого, и будущего. Настоящее это мгновение между прошлым и будущим. Настоящее в своем значении – актуальная - действительность, а в своей функции - возможность. Прошлое и будущее в своей функции - возможность, а: в собственном: значении нормальная действительность. От того, как эффективно мы используем прошлое и будущее, зависит следствие - настоящее. Современные темпорологи отказываются от идеи линейной стрелы будущего, в которой ярко выражена однозначная зависимость настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Они говорят о связях, так или иначе обеспечивающих возможность резонансных «дистанционных» взаимодействий между будущим и настоящим. «...На временной оси, - отмечает Е. Файдыш,- объект описывается пакетом волновых функций. Отсюда непосредственно следует, что в каждой точке настоящего присутствуют «хвосты» волновых функций объектов из далекого будущего, правильнее сказать, из различных виртуальных будущих». Течение времени всегда связано с информационной насыщенностью пространства и прямо ему пропорционально. Для ребенка гол его жизни тянется, дольше, чем для пожилого человека. Считается, что вторая половина жизни человека ощутимо быстро сжимает время. «А годы летят, словно птицы...» - эти известные: слова подчеркивают разную скорость индивидуального временного потока.

В связи с этим интерес вызывает гипотеза В. Плохова относительно «барьера памяти». Известная всем: способность человека - забывать, события прошлого имеет весьма важные эффекты. «Сжав и как бы «законсервировав» накопленную; и отработанную уже информацию, мы освобождаем ячейку в матрице для новой оперативной памяти. Потому и обретаем свободу воли, способность идти вперед». В одной из гипотез при объяснении этого явления обращаются к представлению о квантовом единстве мира, согласно которому между всеми квантовыми объектами Вселенной существует слабый контакт. Можно допустить, что он ощутим людьми, имеющими повышенную восприимчивость к информации. Некоторые древние поверья и обряды так называемой контагиозной магии имеют к этому прямое отношение; Они предусматривают установление необычных форм взаимосвязи человека с другими людьми, с животными и минералами. Основной принцип контагиозной магии гласит: вещи; хоть раз контактировавшие друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на; расстоянии. Ряд колдовских приемов: основан именно на этом  принципе. Заметим, что на Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки в 1995 г. в Италии; во Флоренции, И. Пригожиным: была выдвинута как приоритетная идея; квантового» измерения универсума. Можно предположить, что имеется в виду следующее. В корпускулярно-волновом дуализме проявляются: свойства; микрочастиц присутствовать как бы сразу во всем пространстве: («микрочастица проходит через две щели»). Две квантовые частицы, даже разлетевшись на астрономические расстояния, могут составлять единый квантовый объект, так что корреспонденцию их свойств нельзя объяснить никакими обменными сигналами. Этот единый: квантовый объект, объединяющий уже далеко разнесенные во времени и пространстве элементы (вещи, предметы), сохраняет возможность информационного воздействия: Итак, причиной настоящего является и г прошлое, и будущее. Настоящее в его собственном значении есть следствие, а в его собственной функции - есть причина.

По нашему мнению, человек в судьбоносной ситуации сам подобен времени - тому; максимально конкретному и до предела обостренному моменту, где прошлое с его опытом - и будущее с его надеждой на мгновение встречаются друг с другом; обмениваясь чем-то главным и чем-то непонятым до конца. Но именно в самом осознании времени, в его тройственном существовании, в ценностном отношении к нему, прослеживается суть темпорально-информационного аспекта судьбы человека.

В пространственно-временной ситуации происходит концентрация всех способностей и потенций, и человек в зависимости от этого прогнозирует возможные варианты ее развертывания в будущем, моделирует свое поведение. Здесь как раз проявляются все «составляющие судьбы». Во-первых, способность к самотворчеству, самореализации, во-вторых, интуитивное виденье связей между событиями. По мере экстрополяции сознания от настоящего в прошлое или будущее, детерминизм настоящего не ослабевает, а принимает другие формы.). Если принять, что жизненные факты (поведение, принятие решений, деятельность) - это структура жизни человека, а социальные функции - это смысл происходящего и допустить, что информационное время субъекта - это структура его жизненного времени, а диссипативное время - это его смысловая функция, то само жизненное время субъекта и, есть ни что иное, как его судьба. Основываясь на воззрение, что «времени нет без человека» (М. Хайдеггер), на представление о «внутреннем времени» (И. Пригожин, И. Хакен), об историческом, индивидуально-личностном, переживаемом (А. Бергсон, Б. Рассел, К. Ясперс), а так же на положение, что «время есть атрибут и феномен самосознания человека» и; категории философии «дление» (В.И. Вернадский), «информационное и диссипативное время» (В.И. Каширин), вводится категория «смысловая время целостность». Под смысловой время целостностью понимается пространственно-временная ситуация и ее структурные элементы, а также осознание единства прошлого как преемственности, настоящего, - как процессуальной целостности; будущего - как целесообразности. Которая, отражая темпоральный аспект судьбы человека, пересекает в себе основные уровни ее существования (онтологический, праксеологический, гносеологический, аксиологический), потому как ставит акцент на «связь времен»: Прошлого (Преемственность) - Настоящего (Целостность) - Будущего (Целесообразность).

Во-первых, время целостность представляется нам, как пространственно - временная ситуация. Так, В.И: Каширин предлагает рассмотрение пространственно-временной ситуации как целостной актуальной модели пространственно-временных отношений реально существующего явления или процесса, включая исторические и проективные аспекты, зависящая от уровня культуры самосознания исторического субъекта. Это одновременно и формирующаяся в самосознании исторического субъекта модель собственного поведения в настоящем, с учетом прошлого и будущего, основанная на их оценке и самооценке. Иначе говоря; это и актуальная само модель исторического субъекта. Она допускает существование исторической проекции, прожективной проекции само модели. Актуальная само модель в пространственно-временной ситуации включает в себя оценку реальных событий; происходящих в настоящем, происшедших в прошлом, и возможностей будущего, а также самооценку своих возможностей, способностей и целей; Оценка и самооценка в пространственно-временной ситуации или актуальная само модель непосредственно определяет ближайшие и перспективные цели, задачи исторического субъекта и способы их достижения. Это модель самоутверждения и взаимореализации исторического субъекта.

Таким образом, пространственно-временная ситуация (ПВС) включает три структурных элемента: 1) объективные пространственно-временные отношения; 2) их целостный образ (модель сращения и; перехода) в сознании   исторического субъекта с оценкой заключенных в них объективных и субъективных возможностей, а также 3) само модель исторического субъекта с оценкой собственных актуальных способностей и возможностей самоутверждения и взаимореализации».

Во-вторых, осознание время целостности является; целостным-смыслополаганием, целеполаганием, ибо цель есть не: что иное, как идеальное полагание: будущего, поэтому время; в этом аспекте: выступает ценностью. Перед неопределенностью будущего и зыбкостью надежды человек останавливается перед выбором двух полярно-противоположных путей; каждый из которых по-своему несвободный и лишен творческой силы. Можно говорить о диктате будущего в; отношении человека, более того о состоянии «заложничества» человека; находящегося в плении у будущего. Открытое и; свободное будущее воспринимается» в этом случае сознанием, как закрытое пространство несвободы, потому что даже благодеяния будущего исключают свободу их выбора и навязываются человеку из вне а значит, исключают и жизненное творчество человека, осуществляя его, сводя его роль, к «объектному» существованию и присуждая его к томлению в сфере «конечно-замкнутого». Главное в; этом случае - отказ; от свободы, и если считать, этот случай общим явлением, то вся проблематика человека и судьбы оказывается тривиальной, в: значительной  степени механической и лишенной - высокого и поучающего смысла. Альтернатива несвободного выбора проявляется, как зеркальное отражение того мнимого насилия, которое якобы будущее совершает по отношению к человеку, стремление устроить свое будущее по своему плану, чаще всего не отличимому от произвола, даже не всмотревшись в; это будущее и не выслушав посылаемые им сигналы, или же как пассивное принятие будущего, как бы «поддавание» ему, готовность быть им взятым, так же не потрудившись, понять будущее и: оставаясь к нему по существу безразличным. Если принимать «Время» как закон - Прошлое - Настоящее - Будущее (Стрела Времени) - то можно в который раз сказать, о не замкнутости движения Судьбы. Но человек зная о; своей: конечности детерминирует уже: заранее: свое будущее, т.к. смерть предопределена рождением, человек как бы видит замкнутость, но не целостность. В; таком случае происходит отождествление Судьбы и Время; т.е. наблюдается ощущение Рокового Времени. «Прошлое не исчезает бесследно, а становится вечностью; жить - значит творить для вечности; то, что однажды было во времени, увековечивается. Оно говорит, что настоящее есть отрезок времени между бытием и ничто, в течение которого прошлое приближается к будущему, и человек должен машинально использовать данное ему время для того, чтобы сочетать вклад в историю и одновременно  обогатить будущее. Если человек ценит жизнь, то становится бессмертным, как бы находясь вне жизни и вне смерти». Человек в «плену» у прошлого и зависимости будущего разрывает свою время целостность жизненного пространства. Время ведет к становлению, к совершенствованию, к мудрости духа, а человек расчленяя «свою временность» расчленяет себя.

Мы придерживаемся точки зрения, что только осознание время целостности (без доминирования прошлого над будущим, или будущего над настоящим, или жить в отрезке «сейчас», «здесь - теперь») своего жизненного пространства (личность соразмерна времени) позволяет человеку быть свободным от груза; прошлого и довлеющего устрашающего будущего, разумным в своих действиях. Осознание время целостности подводит к осмыслению, постижению Судьбы как монолитной, но не завершенной и открытой, которая как сама Мудрость, ведет человека к познанию себя - целостного, к чувствованию целостности во всем, что позволяет читать «тайнопись судьбы».

В-третьих, самое важное, темпоральный аспект судьбы человека, проявляющийся в осознании время целостности, содержит в себе основные измерения судьбы человека. Так, в основе лежит онтологическая составляющая, которая нами была рассмотрена с помощью диалектического анализа природного и исторического (диалектика судьбы: логика природы и логика истории). На которой выстраивается праксеологическая грань, где судьба человека представляется нам как реализация; диалектического триалектичного потенциала. Гносеологческая (судьба человека проявляется в самой судьбонапрвленности, интенциональности и рациональности) асиологическая (символичность, смысл ожизненные ценности, поиск Духовной Истины), создают «сферу» информационной (темпоральной) судьбы человека, которая выражается в смысловой времяцелостности (через осознание Прошлого (преемственности) - судьба человек несет биосоциальную, социокультурную информацию; Настоящего (процессуальной целостности) - смысловая перегруппировка внутренних, внешних, метавнешних факторов; Будущего (целесообразности) - самопроектирование, целостное смыслополагание). Поэтому осознание время целостности есть один из путей постижения своей Судьбы.

 

АВТОР: Марченко Е.А.