31.05.2012 23366

Изменение социальных ролей мужчин и женщин в современной российской семье и феномен отцовства

 

Здесь мы хотим уделить особое внимание формированию нового образа современного мужчины в семье и феномену отцовства в России. Мы считаем, что изучению этих проблем отведено очень скромное место в современной науке, в то время как происходят социокультурные изменения феномена отцовства. Образы «мужа» и «отца» обычно рассматриваются в сопоставлениями с образами женщины и матери, и, как правило, они вторичные по отношению к этим социальным ролям и общественным образам. Отдельно феноменом отцовства и местом мужчины в семье занимается небольшое количество учёных, среди них В.А. Рамих, Т.А. Гурко, В. Цимбалюк, М.В. Золотухина, И.Г. Остроух. В нашем исследовании мы стремимся восполнить этот недостаток.

Для начала необходимо обозначить, что «если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что институт отцовства формируется и конституируется гораздо позднее, чем материнства. Отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определённому типу культуры, а не биологическую функцию. При всём разнообразии человеческих культур их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т.е. в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т.е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи»

Таким образом, отцовство является не биологическим, а социокультурным феноменом. Следовательно, очень важны те образы отцовства, которые доминируют в культуре.

По нашему мнению, о феномене отцовства мы можем говорить только в связи с появлением моногамной семьи, которая пришла на смену полигамной. Социально-экономической основой моногамной патриархальной семьи всегда была зависимость жены и детей от мужчины, который имел статус главы семьи. Мужчина в связи с этим берёт на себя обязанности по материальному обеспечению семьи, по защите семьи от внешних неблагоприятных факторов, выполняет инструментальную функцию. Женщина же ведёт домашнее хозяйство, занимается воспитанием детей, работой по дому. «Распределение ролевых обязанностей между членами семьи было жестко нормировано. Считалось, что мужчина больше ориентирован на общественную жизнь, работу, а женщина - сильнее связана с домом, с детьми, с семьёй».

Следует обратить особое внимание на литературный памятник средневековой Руси - «Домострой», где большое внимание уделяется воспитанию детей. И, разумеется, советы по воспитанию детей даются главе семьи - отцу: «наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на неё направь свою строгость, тем сохранишь её от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости она нарушит своё девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершить, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за неё. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдёшь в них покой и благословение...» Таким образом, отцу при воспитании детей предлагается применять физическую силу, чтобы потом, когда ребёнок вырастет, отцу не было стыдно за него. Отец должен «выколотить» всю глупость из ребёнка в детстве. Так же большое внимание в «Домострое» уделяется воспитанию мальчиков: «Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших - молчание, перед мудрейшими - послушание, знатным - повиновение, к равным себе и к младшим - искреннюю любовь; нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия, не стремиться к высокому стану, и ничего не желать, кроме чести от всех. Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится награды и вечных благ наслаждения».

Следовательно, можно сделать вывод, что «Домострой» ориентирует мужчин на нравственное, благородное и уважительное отношение к людям, т.е. пропагандирует гуманизм. Большое внимание также уделяется моральному и этическому воспитанию мужчин, уважительному отношению к взрослым, к равным себе и к младшим. Именно в этот период, как никогда, прославлялось отцовство. Отец имел исключительно высокий социальный статус. Он был хозяином и главой семьи, на нём лежало и материальное обеспечение, и воспитание как детей, так и жены. Вплоть до того, что и «поколотить» мог, чтобы уму разуму научить. Необходимо отметить, что стереотипный феномен отца как главы семьи надёжно закрепился в сознании людей и, в том числе, в современной культуре.

Теперь необходимо перейти от феномена отцовства в средневековой Руси и института семьи к современным проблемам и дать определение феномену отцовства. «Отцовство - врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Существует два подхода к пониманию роли отца - традиционный и так называемое «новое отцовство». Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечал обособленность его от ребёнка, поскольку контакты с ребёнком были временными и как бы отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать семью исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе многие права и определённый статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины. Эти права подразумевали и наличие детей, поскольку только женатым людям предоставляется законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность сами по себе, поскольку приносили эмоциональное удовлетворение и создавали чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились отрицательно. Традиционно отец заботился о семье как об экономической единице, определял семейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определялся его престиж (при этом он стоял как бы в стороне от отношений «мать - ребёнок»)». В связи с тем, что с середины XX века произошли изменения, связанные с эмансипацией и новым положением женщин в обществе, произошёл значительный поворот к феномену «нового отцовства». «Женщину перестала удовлетворять замкнутая жизнь, ограниченная определённым кругом семейных интересов, и экономический интерес заставил её заняться производственной деятельностью. В свою очередь, оплачиваемая работа предоставила женщине некоторую автономию. Эта ситуация явилась осознанием мужчинами своей новой роли, усиления их ответственности за семью и детей». Таким образом, мы приходим к выводу, что в результате эмансипации женщины стали меньше времени уделять детям, а больше - работе. И как следствие, намечаются первые предпосылки к возникновению трансформации образа матери в семье. Женщина перестаёт заниматься воспитанием детей, меньше внимания уделяет дому. Её деятельность нацелена на внешние факторы, то есть женщина из внутрисемейной деятельности переходит во вне семейную. И в результате чего возникает феномен «нового отцовства». Обязанности «нового отца» включают в себя уход за ребёнком, заботу о нём, нравственное и интеллектуальное воспитание и др., и поэтому стирается грань между отцом и матерью. Но, кроме того, «нельзя забывать и о необходимости создавать мужской авторитет. Крайне не допустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа мужчины - мужа и отца».

Как известно, ребёнок в процессе познания мира и социализации всегда берёт пример в первую очередь со своих родителей. Девочки - всегда ориентируются в своём поведении на мать, а мальчики - на отца. В общении с отцами дети знакомятся с образами мужского ролевого поведения как в семье, так и в обществе. Образцы поведения мужчины - отца формируют в сознании детей образ идеального мужчины. Для девочек - образ идеального мужчины, мужа, для мальчиков - идеал для подражания. Поэтому при воспитании детей родители никогда не должны повышать голоса друг на друга, ругаться, поскольку у детей вырабатывается стереотипное поведение. Можно отметить, что в России наблюдается дискриминация отцовства. В первую очередь это связано с тем, что «мужчину с детства приучают к мысли, что он должен быть хорошим производственником, но почти не говорят, что он должен быть хорошим семьянином. Даже в школе девочкам дают некоторые навыки домашнего труда, мальчиков же ориентируют на производство. Мужчину всей системой воспитания и существующими на производстве отношениями приучают стесняться говорить о семейных делах, стесняться своей любви к жене и детям».

В настоящее время происходит трансформация отцовства в современном обществе, и, по нашему мнению, это в первую очередь связано с изменениями, которые произошли в ценностных ориентациях людей. Если посмотреть в недалёкое прошлое, то мы увидим, что все обязанности женщин сводились лишь к уходу за детьми, к домашнему хозяйству, и т.д. В обязанности мужчины входило материальное обеспечение семьи. Отец давал семье имя и тем самым брал на себя всю ответственность за семью. Но в связи с развитием феминизма, когда женщины стали бороться за свои права, за независимость, когда был осуществлён ряд государственных программ в поддержку женщин и при этом происходила нивелировка роли отца ввиду того, что его функции по материальному обеспечению семьи берут на себя государственные учреждения, происходит ломка патриархальной системы. По мнению В.А. Рамих, «ломка патриархальной системы отношений ведёт к тому, что главным родителем, а нередко единственным становится мать. Причём речь идёт не только о неполных, но и о семьях с так называемой скрытой безотцовщиной, где отец по тем или иным причинам уклоняется от участия в воспитании детей. Это связано частично с тем, что по сравнению с прошлым сужаются отцовские функции, снижается его авторитет. Традиционные для мужчин функции трансляции культуры, образования и обучения профессиональным навыкам в существенной мере взяли на себя социальные институты, социальный статус семьи определяется не столько положением его главы, сколько индивидуальными достижениями и т.д. С другой стороны, растёт число и значимость роли женщины. Мать практически превратилась в единственного семейного воспитателя, на которого к тому же возложена функция своеобразного корректора и координатора педагогических усилий социальных институтов, она является главным помощником учителя, семейной медсестрой, санитаркой и т.д.».

Таким образом, мы видим, что происходит значительное снижение роли отца в семье и значительное повышение статуса женщины, матери. Постепенно происходит вытеснение мужчины на второй план как в воспитании детей, так и в семейных делах в целом, что может привести к тендерному конфликту.

Т.А. Гурко считает, что в современной России происходит трансформация института родительства в общем и отцовства в частности, что согласуется с обще цивилизационными тенденциями. И это связано с отделением института родительства от института брака в связи с участившимися случаями разводов и появлением огромного количества неполных семей. И так же, по мнению Т.А. Гурко, происходит изменение ролей отцов в российских семьях. «В России при раздельном проживании отцы практически не выполняют своей роли. Совместная опека над ребёнком после развода (частичное проживание либо с матерью, либо с отцом, принятие важных решений, касающихся ребёнка, с участием отца) почти не практикуется. Наиболее распространённый типаж разведённого отца - в лучшем случае уплачивает алименты, иногда покупает подарки и проводит свободное время с ребёнком... например, с детьми до 3-х лет отцы практически не общаются, с детьми-подростками - чаще, чем с дошкольниками (известный аргумент отцов: «вырастет - поймёт меня»). Кроме того, важен новый брачный статус отца и наличие у него детей от нового брака, а также отношение к приёмным детям. Конечно, очень существенный фактор - отношение матери к отцу и поощрение или неприятие ею его контактов с ребёнком» Но ещё следует отметить, что иногда матери после развода сами не разрешают встречаться отцу с ребёнком. Лишь в единичных случаях внебрачные дети имеют возможность встречаться со своими отцами. Для сравнения рассмотрим и сопоставим образы и трансформации русского и американского институтов отцовства. По мнению М.В. Золотухиной, исследовавшей изменения образа американского мужчины и трансформации ролей отца и мужа в американской семье, формируется новый тип отца, который связан с изменением статуса и роли женщины в семье и обществе. «Реальные перемены в институте родительства объяснимы изменившимся статусом женщин, (новая роль отца во многом - ответ на изменения в институте материнства) научно-техническим прогрессом, существенно облегчившим быт. Среди причин этого явления можно назвать и такие, как высокая стоимость учреждений по уходу за детьми и возрастающее число людей, занятых на сменных работах (включая ночные). Но приоритет стоит отдать идеологии. Отцовство как бы получило новое определение, в котором мужчины представляются не только кормильцами. Современные мужчины получили возможность реализовать себя в той сфере, в которой их отцам просто не всегда находилось место. Ведь в образе отца 1950-х гг. уже было заложено противоречие - строг и авторитарен, но мил и заботлив. Образ отца-профессионала, безумно загруженного на работе и не уделяющего времени жене и детям, сохраняется, но назвать его популярным никак нельзя».

Эти изменения сейчас актуальны и для России. Происходит формирование нового типа отца - заботливого, нежного, любящего, который принимает участие в воспитании ребёнка с момента его рождения. Но он не является «домохозяином». Он работает, зарабатывает деньги, а после работы свободное время уделяет ребёнку. В России, как и в некоторых других странах, в последнее время стало популярно присутствие отца при родах. Мужчины пытаются с самых первых секунд быть рядом со своим ребёнком. Он берёт на себя часть домашних обязанностей. Но, как известно, не только мужчина нужен семье, но и семья необходима для мужчины. «...Семья, семейное общение, забота о близких и домашний труд нужны мужчине. Реализация этих потребностей способствует повышению самосознания мужчины. В равном возрасте, при наличии одинакового образования семейные мужчины, особенно имеющие детей, хотя и располагают меньшим количеством свободного времени, чем холостяки, более интенсивно приобщаются к культуре. Они больше читают, чаще посещают кино и театры. Вероятно, это объясняется осознанием своей ответственности за воспитание детей. Следовательно, семья благотворно влияет на завершение социализации мужчин». Таким образом, рождение ребёнка и участие в его воспитании благотворно сказывается на мужчине. Он больше времени проводит дома, уделяет внимание жене, ребёнку и дому. Ещё один немаловажный фактор - помощь жене во время беременности. Поскольку процесс беременности протекает у каждой женщины по-разному, мужчина должен возложить на себя элементарные обязанности по ведению домашнего хозяйства.

Также необходимо рассмотреть изменение содержания отцовских и материнских ролей в семье. По мнению Т.А. Гурко, «феминистские учёные указывают, что институциональная требовательность к каждой женщине «быть матерью» не согласуется с реальными практиками женщин. Личностные предпочтения женщин часто входят в противоречие с этой закреплённой нормой. Приписывание исключительно матери родительской роли и конкретного содержания этой роли во многих культурах имеет и ряд негативных последствий, обусловленных её чрезмерной властью над детьми. На практике, о чём в частности свидетельствует и проведённое исследование матерей в 1995 г., диапазон отношения матерей к детям достаточно широк. Причём, если отстранённость от детей достаточно приемлема в общественном мнении в отношении отцов, этот факт не артикулируется по отношению к матерям. Кроме того, исследовательницы задаются вопросом - кто есть мать и что значит материнская роль. И отвечают, что это в первую очередь непрестижная в большинстве обществ работа по уходу за детьми, что является свидетельством тендерной основы разделения функций на отцовские и материнские. Отсюда вытекает и общественная потребность в поднятии престижа работы по уходу и воспитанию детей, включая и повышение оплаты этого труда в общественных учреждениях, особые льготы на рабочие места для людей с родительскими обязанностями, что, безусловно, возможно только на уровне государственной политики». Мы считаем, что различные льготы и повышение заработной платы в государственных учреждениях должны предоставлять и мужчинам, отцам, потому что многие молодые семьи сами с трудом пытаются прожить на мизерные зарплаты, а если родится ребёнок, они просто не смогут прокормить его. И это негативно сказывается на роли отца (даже можно сказать несостоявшегося отца), который во всём винит только себя, поскольку не может в силу ряда обстоятельств выполнять исторически сложившиеся функции, что впоследствии может привести к разводу.

Американские учёные доказали, что большинство разводов происходит из-за того, что супруги не удовлетворены семейной жизнью, потому что мужчины пренебрегают своими обязанностями по воспитанию детей и работе по дому. Они обнаружили, что «чем больше ответственности берёт на себя муж по части ухода за детьми и домашних работ, тем в большей степени жена бывает удовлетворена браком. Д. Плек, американский социолог, изучил результаты исследований участия мужей в уходе за детьми и выполнении домашних обязанностей и заключил, что участие мужей оказывает положительное влияние на оценку мужьями и жёнами удовлетворённости их семейной жизнью. Он предполагает, что это происходит потому, что жёны испытывают меньше негативных чувств, активное участие в домашней жизни может повысить у мужа чувство контроля за происходящим, а некоторые задачи, например, уход за детьми, могут доставлять удовольствие и мужьям, и жёнам. Партнёры-мужчины, участвующие на равной основе в выполнении домашних работ, могут также получать определённую психологическую пользу, испытывая меньшее чувство вины».

Большое значение для понимания трансформации образа мужчины и женщины в семье имеет изучение изменения семейных ролей.

По мнению Элизабет Ботт, существует два типа супружеских ролей: сегрегированный и совместный. Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. Сегрегированные роли как внутри, так и вне дома были строго разграничены: мужчины были кормильцами, но не покупателями, они починили бы детскую коляску, но не стали бы возить её. Совместные роли существовали там, где мужья и жёны проводили больше времени вместе, имея некоторые общие задачи, интересы и решения.

Изменение роли отца сказывается также и на воспитании детей, и на семейном климате, и на благополучии семьи в целом. «Рассмотрение феномена семьи в контексте общественной жизни показывает, что новое время принесло с собой значительные перемены в ценностных ориентациях. Прежде всего, это коснулось процесса воспитания детей в семье. Именно процесс воспитания многие исследователи склонны возложить на отца, чьи позиции в качестве защитника и кормильца семьи пошатнулись. Сторонники этой идеи считают, что как социальный фактор институт отцовства в современном мире не ослабевает, а укрепляется за счёт освоения новых функций, которые раньше входили исключительно в обязанности матерей». Таким образом, в России происходит трансформация феномена отцовства и образа мужчины в семье. Мужчине приходится выполнять те функции, которые традиционно выполняли только женщины. И в настоящий момент всё идёт к тому, что в ближайшее время возможно размаскулинивание мужчин, (хотя и не полная его феминизация), и маскулинизация женщин.

Под размаскулиниванием мы понимаем процесс, который происходит под влиянием новых социокультурных стереотипов поведения мужчин и тех требований, которые к ним предъявляют современные женщины (ласка, нежность, сопереживание и др.), в процессе чего на мужчин перекладывается часть традиционно женских обязанностей. Однако размаскулинивание не следует отождествлять с феминизацией. По нашему мнению, размаскулинивание мужчины является переходным периодом от традиционно мужских качеств не к феминизации, а возможно, и к биархатному обществу.

Но даже если мы говорим о трансформации образа мужчины и его феминизации, всё равно основные традиционные функции мужчины в семье продолжают быть актуальными и сейчас. Согласно господствующим общественным стереотипам, в большинстве случаев именно мужчина является кормильцем, который зарабатывает деньги, воспитывает детей, т.е. выполняет свои исторически сложившиеся функции. Здесь нельзя не отметить, что трансформация образа мужчины связана с изменением социальной роли женщины в семье и обществе. Рассмотрим это на примере проведённого автором исследования, посвящённого изучению и выявлению тенденций в изменении социальных ролей мужчин в постсоветской России. На вопрос, «Есть ли связь между трансформацией образа мужчины с изменением социальной роли женщины?», положительно ответили 565 человек, (из них 65,6% мужчин и 74,6% женщин); отрицательно ответили 87 человек, (из них 15,3% мужчин и 7% женщин). Таким образом, мы видим, что большинство респондентов считают, что такая связь есть, и связано это с факторами, которые выявлены в ходе нашего исследования. Большинство респондентов считает, что трансформация образа мужчины связана с изменением социальной роли женщины, во-первых, в связи с возрастанием роли женщины в современном обществе. Так ответили 141 респондент, (из них 16,4% мужчин, и 18,6% женщин). По нашему мнению, это связано с тем, что женщины пытаются, и небезуспешно, добиться полного уравнения прав с мужчинами. Уже сейчас женщины наравне с мужчинами выполняют сложную работу, в том числе требующую значительной физической нагрузки, занимают руководящие посты во всех сферах жизнедеятельности общества.

Во-вторых, это связано с тем, что женщины выполняют социальные функции мужчин. Так в нашем исследовании ответили 126 человек, (из них 12,9% мужчин и 18,1% женщин). По нашему мнению, женщина стала выполнять традиционно мужские функции, когда несколько пошатнулись представления о том, что мужчина является опорой семьи и общества в целом во времена «перестройки»; именно в этот период, когда неожиданно для всей России как для мужчин, так и для женщин возник серьёзный вопрос с рабочими местами, когда большое количество мужчин, причём с высокой профессиональной подготовкой остались без работы в связи с приватизацией и закрытием множества фабрик, крупнейших заводов и предприятий. В этот период, когда «советский мужчина» был растерян, когда возник гендерный кризис постсоветского периода, именно женщины, чтобы прокормить свою семью, взяли на себя мужские обязанности. В этот кризисный период женщины проявили силу и решительность и доказали, что совсем не они являются слабым полом... И спустя некоторое время, когда несколько стабилизировалась экономическая и политическая обстановка в стране, когда женщины почувствовали себя увереннее и укрепился их социальный статус в обществе, они вправе задаться вопросом, кто же на самом деле является слабым полом.

В-третьих, трансформация образа мужчины связана с изменением социальной роли женщины в связи с тем, что мужчина и женщина зачастую не могут найти компромисса в отношениях. Так ответили 104 респондента, (из них 13,7% мужчин и 12,3% женщин). Именно неумение найти компромисса в отношениях и является причиной большинства тендерных конфликтов. Под тендерным компромиссом мы понимаем умение найти приемлемый для обеих сторон вариант разрешения разногласий между мужчиной и женщиной, возникающих на почве их различного понимания тендерных ролей и статусов. Иногда отступление одного из партнёров в споре приводит к компромиссу и благоприятному разрешению конфликта.

Итак, мы выяснили три основных причины, которые показывают, что трансформация образа мужчины связана, прежде всего, с изменением образа женщины в современной культуре, и она состоит в том, что в современном российском обществе возрастает роль женщины, что женщины выполняют социальные функции мужчин, что мужчины и женщины не могут найти компромисса в отношениях, и это зачастую приводит к развитию тендерного конфликта.

Следующий вопрос, который мы рассматриваем связан с попыткой феминисток уравнять все права мужчин и женщин, в том числе и в семье. Они стремятся к эгалитарным отношениям в семье и обществе, к новому феномену нашей культуре - к биархату.

По мнению Н.И. Андреевой, «эмансипация и феминизация общества вносят коррективы в некоторые семейные стереотипы, образуя конфликт между полами. Женщина стремится к эгалитарным отношениям в семье с равной долей прав и обязанностей всех её взрослых представителей, мужчина же по инерции претендует на роль главы, формального лидера, даже если не является таковым. Данный конфликт между полами в семье разрешается с помощью разводов или семья становится авторитарно-патриархальной. Это объясняется консервативностью и нежеланием мужчин пересмотреть своё место и роль в семье и обществе».

По нашему мнению, в России в ближайшее время эгалитарная модель семьи маловероятна, и в первую очередь это связано с тем, что современная российская культура пронизана духом традиционализма, в котором по-прежнему ещё доминируют патриархальные паттерны.

И всё же первым и основным шагом к равноправию должно быть освобождение мужчины от материального бремени, а женщины - от материальной зависимости. Однако в современном российском обществе это пока невозможно. Подтверждением этому является наше исследование, которое свидетельствует о том, что одного желания мало и что реально биархата можно добиться только ломкой традиционных патриархальных устоев, что в современной России маловероятно.

На вопрос, «Какие из ниже перечисленных социальных функций должен выполнять мужчина в традиционной семье?», большинство респондентов - 537 человек, (из них 61,35% мужчин и 71,9% женщин) ответили, что мужчина должен материально обеспечивать семью. И только 79 респондентов, (из них 10,75% мужчин и 9% женщин) ответило, что мужчина должен участвовать в воспитании детей, а 74 респондента, (из них 12% мужчин и 6,7% женщин), считают, что мужчина должен поддерживать семейные традиции.

Таким образом, можно отметить, что в современной российской культуре доминируют традиционные патриархальные устои, что мужчина в основном должен материально обеспечивать семью, что главная и существенная задача семьи - продолжение рода. Так ответили только 69 человек, (из них 10,2% мужчин, и 7,2% женщин). Т.е., современное российское общество маскулинно - ориентировано.

И всё же «идеалы мужественности и женственности сегодня, как никогда, противоречивы: традиционные черты в них переплетаются с современными, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. Общая тенденция развития в этой области заключается в ослаблении былой поляризации половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. В этих условиях социальные роли мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими, открывается возможность разнообразных индивидуальных сочетаний, в том числе и в плане родительских функций» Таким образом, происходит трансформация идеалов мужчин и женщин в современной культуре и стирание границ между мужским и женским.

Необходимо рассмотреть ещё один феномен современной действительности. Это образ отца-одиночки. Как известно, в российском законодательстве понятия «отец-одиночка» не существует. И хотя это не массовое явление, такие случаи встречаются. Чаще всего отцам приходится воспитывать детей только в тех случаях, когда мать либо умерла, либо оставила ребёнка, либо суд при разводе оставил ребёнка с отцом в силу различных субъективных обстоятельств (если мать занимается проституцией, употреблением наркотиков или алкоголя, если она очень мало внимания уделяет ребёнку и др.).

Всем известно, как трудно одинокой матери воспитывать ребёнка, хотя женщина получает различные социальные пособия и субсидии. В отношении отцов-одиночек государством никакая материальная поддержка не предусмотрена.

Исследователи в США обнаружили, что у детей, проживающих только с отцом, сумма медицинской страховки была значительно меньше, чем у детей из полных семей или проживающих с одной матерью. До этого считалось, что именно матери-одиночки являются самым незащищённым социально- экономическим контингентом. Но как оказалось, это совсем не так. Одинокие отцы или не хотят просить помощи у государства, или попросту не знают о программах поддержки одиноких родителей. Также выявлено, что количество отцов-одиночек по сравнению с 1990 годом выросло на 62 % и составляет 2,2 миллиона.

Социокультурный феномен отца-одиночки получает широкий общественный резонанс. И на российской эстраде появляются даже монологи сатириков. Так, например, у Е.В. Петросяна есть монолог «Отец-одиночка», который называет себя «пама» - и папа и мама.

Отцом-одиночкой быть гораздо труднее, чем одинокой матерью, поскольку исторически сложилось, что именно мать должна кормить детей. И инстинкт матери существенно отличается от инстинкта отца. Отец просто не имеет физиологической возможности кормить маленьких детей (имеется в виду грудное молоко). Ему приходится тратить массу времени на консультации педиатров и других специалистов вместо того, чтобы проводить время с ребёнком. И мы думаем, что пока в России матери будут отказываться от своих детей, уделять им мало внимания, то мужчинам действительно придётся стать «папами», получать пособие по уходу за детьми, брать декретный отпуск.

Итак, мы рассмотрели образы мужчин и женщин в семье, феномен отцовства и образ отца-одиночки, провели сравнительный анализ образа отца средневековой Руси (на примере «Домостроя») и образ современного отца. На основе проведённого анализа, пришли к выводу, что происходит изменение социальной роли мужчин в семье и обществе. Однако современная культура способствует появлению нового типа отца, который принимает активное участие в воспитании детей, занимается домашним хозяйством наравне с женщиной, присутствует при родах и т.д.

По результатам проведённого исследования мы установили, что трансформация образа мужчины связана с изменением социальной роли женщины в обществе. Это связано с выполнением женщинами части социальных функций мужчин и возрастанием её роли в современном обществе.

Кроме того, в современной культуре продолжают доминировать традиционные патриархальные устои. Мужчина также должен материально обеспечивать семью, на него возлагаются и другие ответственные задачи. Чтобы быть кормильцем и добытчиком, он должен быть хорошим мужем и заботливым отцом. Женщины требуют от мужчины проявления ярких феминных качеств: нежности, сострадания, заботливости и т.д., в связи с этим происходит размаскулинивание мужчины и, разумеется, не без участия женщины.

 

АВТОР: Орлянский С.А.