24.10.2011 2702

Роль государственной аккредитации НОУ в обеспечении реализации конституционного права на образование

 

В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации. С моментом получения свидетельства о государственной аккредитации связано возникновение специфических прав и обязанностей образовательного учреждения, его специфической правоспособности.

Процедура государственной аккредитации и требования, предъявляемые к содержанию образовательного процесса, достаточно четко определены действующим законодательством, в частности, Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В содержание понятия «государственный статус образовательного учреждения» включаются тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.

Типы образовательных учреждений перечислены в п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании». Перечень открытый и допускает создание «других учреждений, осуществляющих образовательный процесс». Однако такая ситуация представляется маловероятной, поскольку тип образовательного учреждения определяется типом и видом реализуемых образовательных программ. Введение новой основной образовательной программы потребует, в любом случае, внесения изменений в действующий Закон РФ «Об образовании», а все иные образовательные программы именуются дополнительными и не имеют определяющего значения для установления типа и вида образовательного учреждения.

Вид образовательного учреждения определяется в соответствии с отдельными характеристиками образовательного процесса, например, углубленное изучение отдельных предметов, наличие дополнительных образовательных, спортивных, художественных и других программ и т. д. Так, например, типом образовательного учреждения является «общеобразовательное учреждение» а видом - гимназия, лицей, школа с углубленным изучением отдельных предметов и др.

Федеральное законодательство не содержит иных критериев отнесения общеобразовательного учреждения к тому или иному виду кроме уровня и вида реализуемых общеобразовательных программ. Однако на уровне регионального законодательства принимаются нормативно-правовые акты, определяющие критерии отнесения общеобразовательного учреждения к тому или иному виду. Получение государственного статуса обусловлено выполнением образовательным учреждением ряда обязательных требований к уровню реализуемых программ, к качеству подготовки выпускников и др. Если лицензия подтверждает соответствие условий обучения установленным нормативам и требованиям, то свидетельство о государственной аккредитации - соответствие содержания образования требованиям государственных образовательных стандартов.

Содержание правоспособности негосударственного общеобразовательного учреждения расширяется в связи с признанием за ним государственного статуса. С момента получения свидетельства о государственной аккредитации негосударственное общеобразовательное учреждение приобретает следующие права:

1. самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации (пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»);

2. выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца по итогам государственной итоговой аттестации выпускников (п. 2 ст. 27 Закона РФ «Об образовании»);

3. использовать печать с изображением Государственного герба РФ (п. 16 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»);

4. предоставлять обучающимся отсрочку от прохождения военной службы в соответствии с действующим законодательством;

5. претендовать на государственное финансирование из бюджетов субъектов РФ.

I. Осуществление образовательного процесса на основании государственного стандарта общего образования.

Государственный образовательный стандарт выступает в Российской Федерации с 1992 года как законодательная, а с 1993 года как конституционная норма, призванная гарантировать со стороны государства право граждан на качественное образование. Государственный стандарт общего образования - является нормой, определяющей предел обязанности государства по обеспечению получения гражданами РФ обязательного уровня образования. В соответствии с п. 4, п. 7 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Таким образом, государственный стандарт общего образования является «необходимым гарантированным минимумом реализации», но не пределом конституционного права на образование.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Негосударственные общеобразовательные учреждения используют предоставленное право на утверждение собственного компонента государственного стандарта общего образования в целях введения дополнительных предметов или образовательных программ. К таким программам могут относиться, например, программы и методики изучения иностранного языка, программы профильного обучения, дополнительные образовательные модули, спецкурсы и практикумы, программы религиозного обучения и воспитания.

II. Юридическая сила документов об образовании государственного образца.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Государственная итоговая аттестация обязательна и проводится вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса.

Фактически, документ об общем образовании государственного образца свидетельствует о том, что его обладатель получил соответствующий уровень образования в соответствии с государственным стандартом общего образования в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, или прошел государственную итоговую аттестацию в таком учреждении.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ «Об образовании», только документ государственного образца о соответствующем уровне образования позволяет продолжить обучение в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования. Данное требование объясняется тем, что документ об образовании государственного образца является государственной гарантией качества полученного образования.

III. Печать с изображением Государственного Герба РФ должна соответствовать ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного Герба Российской Федерации». В печати указывается наименование образовательного учреждения в полном соответствии с его уставом. Особый порядок изготовления и регистрации эскиза такой печати служит дополнительной гарантией права граждан на получение документа об образовании государственного образца.

IV. Предоставление отсрочки от прохождения военной службы обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования, предусмотрено п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ. Оправданным представляется установление срока использования данной льготы: до достижения указанными гражданами возраста 20 лет.

В связи с предоставлением отсрочки от прохождения военной службы только обучающимся в аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждениях, возникает вопрос, не создаются ли тем самым неравные условия реализации конституционного права на образование обучающимся в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и не имеющих таковой.

Конституционный Суд РФ рассмотрел данный вопрос и постановлением от 21 октября 1999 г. № 13-П признал указанные нормы не противоречащими Конституции РФ. Как отмечает Суд, предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан. То есть, предоставление отсрочки носит характер своеобразной льготы, установленной законодателем в целях стимулирования повышения образовательного уровня граждан, тем не менее, от конституционной обязанности по несению военной службы отсрочка не освобождает.

Требование об исполнении конституционной обязанности по несению военной службы распространяется на всех обучающихся по очной форме обучения, подлежащих призыву, вне зависимости от того, учащимся какого образовательного учреждения - государственного, муниципального или негосударственного, имеющего или не имеющего государственную аккредитацию - является гражданин.

Тем не менее, граждане, достигшие призывного возраста и обучающиеся по очной форме обучения в негосударственных общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, т.е. которым не предоставлено право на отсрочку, исполняют конституционную обязанность по несению военной службы до завершения обучения, а граждане, обучающиеся по очной форме обучения в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, - после завершения обучения.

Тем самым, по мнению Конституционного Суда РФ, обеспечиваются как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву на военную службу (имеющими право на отсрочку и теми, кому данная возможность не предоставлена), конституционного права на образование, так и исполнение ими конституционной обязанности по несению военной службы - хотя и в различном порядке, определенном законом.

V. Право аккредитованного негосударственного общеобразовательного учреждения на финансирование из бюджета субъекта РФ.

В соответствии с п. 6.1. ст. 29 Закона РФ «Об образовании» к компетенции субъекта РФ в области образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (без указания на форму собственности). Под государственными гарантиями общедоступности и бесплатности понимается, в соответствии с п.2 ст. 5 Закона РФ «Об образовании», создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. К таким условиям относится и обязанность государства предусмотреть в бюджете РФ на текущий год расходы по обеспечению государственных гарантий прав каждого гражданина в области образования (п. 2.1. ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, в государственном бюджете РФ предусмотрены средства на финансирование обучения каждого гражданина, вне зависимости от места его обучения.

Доведение указанных средств до образовательных учреждений происходит в виде субвенций, выделяемых субъектами РФ местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования следующих расходов:

1. оплата труда работников общеобразовательных учреждений,

2. учебные пособия,

3. технические средства обучения,

4. расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

В соответствии с п. 9, 11 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», в ведении субъектов РФ находится формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и установление нормативов финансирования образования субъектов РФ.

Так, например, нормативы финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений в г. Москве установлены постановлением Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. № 619-пп «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в общеобразовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы на 2006 год» в размере 26187 р. на одного обучающегося в год.

Право субъекта РФ на финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений подтверждается также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

1) полномочия органов государственной власти субъекта РФ по

предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта (ст. 26.2.);

2) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ

по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (п. 2 ст. 26.3).

В настоящее время в немногих субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, предусматривающие возможность финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений, среди них г. Москва, г. Санкт-Петербург, Липецкая область и Краснодарский край. К вышеуказанным субъектам РФ, гарантирующим государственную поддержку и финансирование для негосударственных общеобразовательных учреждений с 25 марта 2006 года присоединилась и Московская область, на территории которой функционируют 82 аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждения. Учитывая масштабы борьбы за государственную поддержку негосударственных образовательных учреждений и более чем скромные ее результаты, можно отметить, что в настоящее время в России негосударственные общеобразовательные учреждения, выполняющие государственно-значимую функцию по обеспечению получения гражданами РФ обязательного уровня образования в соответствии с Конституцией РФ, ставятся в неравные условия по отношению к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, выполняющим ту же функцию, но осуществляющие свою деятельность на более льготных условиях. Государственные расходы по реализации гражданами РФ конституционного права на образование полностью ложатся на негосударственное образовательное учреждение и никаким образом не компенсируются государством.

 

Автор: Смирнова М.В.