26.10.2011 4633

Процедуры регистрации доменных имен

 

В настоящее время порядок регистрации доменного имени в домене RU определяется «Регламентом регистрации доменов в домене RU», утвержденным юридическим лицом, оказывающим услуги по регистрации доменных имен в домене RU - Автономной некоммерческой организацией «Региональный Сетевой Информационный Центр». Полномочия по регулированию порядка регистрации доменных имен в домене RU закреплены соглашением «О порядке администрирования зоны RU», подписанным 4 декабря 1993 года ведущими IP сервис - провайдерами России, в соответствии с которым обязанности и права, связанные с администрированием домена RU переданы Международным межсетевым информационным центром InterNIC Российскому научно-исследовательскому Институту развития общественных сетей (РосНИИРОС). В 1998 году на расширенном заседании Комитета общественного объединения Ассоциации Документальной Электросвязи (АДЭ) на РосНИИРОС были возложены функции Центра распределения и контроля доменного пространства зоны Российского сегмента Интернет. Ассоциация Документальной Электросвязи, в свою очередь, получила полномочия по учету и контролю адресного пространства сети Интернет и его распределению между российскими сетями согласно Письму Председателя Госкомсвязи РФ от 16 декабря 1997 года №6791. Таким образом, статус администратора национального домена РосНИИРОС зафиксирован на международном уровне в базах данных InterNIC, RIPE и официально признан на территории РФ. С 1 января 2005 года РосНИИРОС прекратил выполнять функции регистратора доменов второго уровня в домене RU, поручив их выполнение АНО «Региональный сетевой информационный центр» (далее -RU-CENTER), и оставил за собой только функции технического сопровождения системы регистрации и DNS-серверов зоны RU, а также деятельность по регистрации и технической поддержке доменов общего пользования и доменов третьего уровня в доменах общего пользования, которые в дальнейшем также были переданы RU-CENTER.

Администраторами доменов второго и более низких уровней являются юридические и физические лица, для которых домены были зарегистрированы.

Регулирование отношений между администраторами в пределах домена RU, в том числе по поводу действий юридического характера, осуществляется на основе неструктурированного массива нормативных и иных правил. Ключевое значение имеют нормативные документы, разработанные Координационной группой, состоящей из представителей Интернет сообщества России и утвержденной Комитетом АДЭ. Данные документы направлены на решение вопросов организационно-технического обеспечения функционирования доменов, их администрирования, регистрации и не содержат правовых норм. Администраторы доменов второго, третьего и последующих уровней могут принимать разнообразные регламенты и стандарты, устанавливающие правила использования (открытого или ограниченного) делегированной им зоны адресного пространства.

Считаем, что отношения, связанные с регистрацией и использованием доменных имен, должны регулироваться нормативно-правовым актом, необходимость принятия которого обусловлена правоприменительной практикой по использованию доменных имен. Ранее предпринимались попытки по выработке подобных нормативно-правовых актов.

Так, в конце 1999 года в сети Интернет был опубликован проект Положения «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети «Интернет», которое предлагалось издать от имени Председателя Правительства РФ и распространить на всех физических и юридических лиц, независимо от государственной принадлежности и гражданства. Положение возлагало обязанности по координации и контролю за деятельностью по выделению и использованию доменных имен в российском сегменте сети Интернет совместно на Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Государственный Комитет РФ по телекоммуникациям.

Далее, Министерство связи РФ утвердило приказом от 11 марта 2001 года №30 «Порядок регистрации доменных имен в российском национальном домене сети Интернет». Однако и этот документ не вступил в силу, так как не прошел регистрацию в Министерстве юстиции и впоследствии был отменен приказом Министерства связи РФ от 15 августа 2001 года №188.

По вопросу о природе нормативно-правового акта высказывались различные точки зрения. Так, по мнению Ю.Л. Немца, необходимо «принятие закона, положения которого были бы заимствованы из Единообразного положения для разрешения споров о наименованиях доменов, с целью разрешения споров между владельцами товарных знаков и владельцами наименований доменов в сети Интернет».

В.И. Скиба предлагает урегулировать отношения по регистрации доменных имен в домене RU положением, утверждаемым Постановлением Правительства РФ. «Положение должно устанавливать порядок регистрации доменных имен в домене RU, правовой статус регистратора доменных имен в домене RU, его права и обязанности, ввести определения основным понятиям, касающихся доменных имен, определить процедуру подачи и рассмотрения заявки на регистрацию доменных имен, а также установить ответственность за противоправные действия регистратора и держателей доменных имен».

Так как до настоящего времени вопросы регистрации и использования доменных имен в законодательстве не затрагивались и нормативно-правовое регулирование данных отношений будет осуществляться впервые, считаем, что данные отношения должны регулироваться на уровне федерального закона. Данное положение также основано на нормах статьи 3 ГК РФ, согласно которым гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, составляющие предмет гражданского права. Данные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам. На основании и во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Таким образом, федеральный закон является нормативно-правовым актом, обладающим более высокой юридической силой по сравнению с указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и нормативно-правовым актом федеральных органов исполнительной власти, и носит самостоятельный характер. Именно данные свойства федерального закона обуславливают его выбор в качестве нормативно-правового акта, которым должны регулироваться отношения, связанные с регистрацией и использованием доменных имен в домене RU.

В федеральном законе должно найти отражение регулирование, в том числе, следующих отношений, связанных с доменными именами:

1. условия регистрации доменных имен в домене RU;

2. порядок регистрации доменных имен в домене RU;

3. определение признаков недобросовестности использования доменного имени в домене RU;

4. порядок разрешения споров, в том числе внесудебный.

В России, то есть при регистрации доменного имени в домене RU, действует заявительный порядок регистрации, которая осуществляется без проверки регистрационным органом полномочий заявителя на использование заявляемого словесного обозначения. Сами правила носят либеральный характер. Разрешена регистрация доменных имен любыми физическими и юридическими лицами, нет запрета на регистрацию доменов нерезидентами. Тем не менее, согласно данным реестра домена RU более 96% зарегистрировавших домен в российской национальной зоне - россияне. Регистрация домена не осуществляется только в следующих случаях:

- доменное имя уже зарегистрировано;

- доменное имя не удовлетворяет следующим требованиям: полное доменное имя оканчивается символами, предшествующая им часть доменного имени должна содержать от 2 до 63 символов, начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой, промежуточными символами могут быть буквы латинского алфавита, цифры или дефис; доменное имя не может содержать дефисы одновременно в 3-й и 4-й позициях; в качестве доменного имени не могут использоваться слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (в частности, слова непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство либо религиозные чувства, и т.д.). Таким образом, в качестве доменного имени в домене RU может быть зарегистрировано любое обозначение, независимо от наличия у лица, на имя которого регистрируется домен (администратора домена), каких-либо прав на указанное обозначение.

Ответственность за выбор доменного имени, возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также риск убытков, связанных с такими нарушениями, несет администратор домена.

Помимо явочной, существуют следующие системы регистрации доменных имен:

1. проверочная, или осуществляемая после процедуры предварительного рассмотрения заявляемых адресов в целях проверки наличия прав заявителей на регистрируемое словесное обозначение;

2. отложенная, или отсроченная, которая осуществляется после проверки легитимности представленных документов как регистрирующим органом, так и по ходатайству любого лица.

При проверочной системе регистрации предъявляются различные требования, например:

1. доменное имя должно быть идентично названию компании - заявителя (например, домен.se);

2. наличие свидетельства на товарный знак, выданный в данной стране (например, домен.nа);

3. в случае если лицо не является владельцем свидетельства, наличие договора об уступке товарного знака или лицензионного договора.

При отсроченной регистрации, хотя регистрация осуществляется на основе общего принципа приоритета, до регистрации предпринимаются определенные действия для удостоверения, что все правила регистрации выполнены. Например:

1. заявка выставляется в сети Интернет на определенный срок, в течение которого третьи лица могут оспаривать заявку, после чего арбитр принимает решение, какой из сторон следует присвоить имя (например, домен.cl);

2. проверяется правильность полученной информации, проверяется, что первичный и вторичный серверы имен являются действующими, проверяется, что запрашиваемое имя не является общеизвестным товарным знаком, и после этого применяется принцип «первый пришел, первым обслужен» (например, домен.it);

3. проверяется, что имя не является зарегистрированным товарным знаком (например, домены.ve,.eg);

4. проверяется, что заявители являются гражданами или имеют какую-либо связь со страной (например, домены.fr,.de,.cn,.se);

5. проверяется соблюдение ограничения в отношении количества доменов, которое может зарегистрировать один заявитель (например, один домен на организацию в домене.it).

Предъявление различных требований при проверочной системе регистрации доменных имен направлено на предотвращение недобросовестной регистрации доменных имен и соблюдение прав владельцев различных средств индивидуализации. На основании изложенного предлагается сгруппировать возможные способы предотвращения недобросовестной регистрации доменных имен следующим образом:

1. Обязательная предварительная проверка. Каждое вновь регистрируемое доменное имя должно проходить проверку на предмет повторяемости с товарным знаком и, или другими средствами индивидуализации.

2. Обязательный период ожидания. Общественность уведомляется о поданной заявке на регистрацию доменного имени, и регистратор ожидает в течение определенного времени протесты третьих лиц против такой регистрации. Если протесты не поступают, доменное имя регистрируется; в противном случае, лицо, направившее протест, и лицо, желающее зарегистрировать доменное имя, рассматривают спор в судебном порядке.

3. Исключения. Обладатели прав на средства индивидуализации предоставляют регистратору наименования, и регистратор отказывает всем, кто желает зарегистрировать идентичные обозначения, то есть фактически они исключаются из использования правообладателем.

4. Ограничения для доменных имен первого уровня. Регистратор передает право администрирования доменных имен только в том случае, если лицо представило документ, подтверждающий его права на средство индивидуализации.

Высказывалось мнение о целесообразности использования в домене RU способов, указанных в пунктах 1 и 4.

Также с целью уменьшения конфликтов между администраторами доменов и владельцами прав на средства индивидуализации в домене RU В.И. Скиба предлагал следующее:

1. «использование товарного знака в доменном имени допускается только обладателями прав на товарный знак. Лицо имеет право использовать в доменном имени как охраняемые, так и неохраняемые элементы товарного знака. При этом лицо, регистрирующее доменное имя, содержащее в себе товарный знак, должно уведомить об этом администратора или предъявить подтверждение своих прав на товарный знак (свидетельство или иной документ, подтверждающий законное использование охраняемого объекта);

2. использование наименования места происхождения товара в доменном имени допускается только лицом, обладающим правом на использование наименования места происхождения товара, подтвержденным свидетельством, выданным в соответствии с российским законодательством;

3. регистрация доменного имена возможна только гражданами РФ, предпринимателями без образования юридического лица и юридическими лицами, зарегистрированными на территории РФ, государственными и муниципальными органам РФ и официально действующим на территории РФ религиозными организациями «. По нашему мнению, такое предложение, во-первых, не предусматривает возможности регистрации доменного имени в домене RU представительствами и филиалами иностранных юридических лиц, а во-вторых, не служит целям дальнейшего развития российского сегмента сети Интернет;

4. при этом для каждого субъекта устанавливается отдельный порядок регистрации доменных имен:

- «физические лица имеют право регистрировать любые наименования доменных имен при условии, что этими действиями они не нарушают права на интеллектуальную собственность третьих лиц и государства». По нашему мнению, указанное положение сформулировано довольно широко и не позволяет решить вопросы, связанные с уменьшением конфликтов. Также не предусмотрен механизм проверки соблюдения прав третьих лиц;

- «юридические лица и предприниматели имеют право регистрировать доменные имена, содержащие фирменное наименование юридического лица и фамилию и, или имя индивидуального предпринимателя, товарный знак, принадлежащий юридическому лицу (предпринимателю), а также иные словосочетания и буквосочетания в случае, если они не нарушают прав третьих лиц на средства индивидуализации и не подпадают под средства индивидуализации, для которых предусмотрен особый порядок регистрации». К порядку регистрации доменных имен юридическими лицами и предпринимателями, по нашему мнению, применимы те же возражения, что и к порядку регистрации физическими лицами;

5. «при регистрации доменного имени осуществляется обязательная предварительная проверка обозначения, предполагаемого для использования в качестве доменного имени. Предлагается определить в Положении условия идентичности доменного имени со средством индивидуализации. Доменное имя считается содержащим в себе товарный знак, если его буквенное обозначение идентично с буквенным обозначением, содержащимся в товарном знаке, или сходно до степени смешения с товарным знаком по каким-либо признакам». Предлагаемое в пункте 5 условие, по нашему мнению, не учитывает существование иных средств индивидуализации, таких как: наименования мест происхождения товаров и фирменные наименования. Кроме того, не содержит критериев сходства до степени смешения и процедуры признания обозначений сходными.

В отличие от изложенной выше позиции В.И. Скибы, А.В. Алешиным в целях сохранения в России явочной системы регистрации доменных имен, тенденций и темпов развития российского сегмента сети Интернет, а также для предотвращения, так называемого, «обратного захвата» доменных имен, то есть регистрации товарного знака с целью завладения существующим доменным именем, предлагалось внести в статью 12 Закона о товарных знаках следующее дополнение: «в ходе экспертизы производится проверка на предмет существования зарегистрированного доменного имени, идентичного или сходного до степени смешения с заявленным обозначением. В случае существования такого зарегистрированного доменного имени проводить по желанию владельца такого доменного имени экспертизу данного доменного имени на «известность в электронной среде». Такая экспертиза может не проводиться в случае, если такая «известность» была установлена ранее и впоследствии не была утрачена. Экспертиза на «известность в электронной среде» должна проводиться РосНИИРОС по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности с согласия владельца доменного имени в течение месяца с момента получения такого запроса за счет владельца доменного имени».

Как нам представляется, изложенное выше положение безусловно привело бы к уменьшению конфликтов между администраторами доменов и владельцами прав на товарные знаки, однако оно имеет следующие существенные недостатки:

1. приравнивает доменное имя к средству индивидуализации. Более того, отдает доменному имени приоритет перед товарным знаком;

2. не учитывает однородность товаров и услуг, в отношении которых производится регистрация товарных знаков, и, соответственно, распространяется их правовая охрана;

3. не ограничивает проведение поиска доменных имен только доменом RU сети Интернет.

В ГК РФ содержится норма, согласно которой не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные доменному имени, права на которое в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. В ходе проведения экспертизы не проверяется соответствие заявленного обозначения данному требованию.

С другой стороны, З.Ю. Милютиным отстаивалась позиция, что «отношения, связанные с использованием системы доменных имен, включая сферу столкновений с традиционными средствами индивидуализации, вполне регулируемы с помощью существующих правовых норм и, учитывая доказанную российским сегментом сети и характерную для всего Интернета способность к саморегуляции, не требуют принятия специальных правовых актов или внесения изменений в действующее законодательство о средствах индивидуализации».

Считаем, что в российском законодательстве необходимы нормы, направленные на предотвращение практики, так называемого, «обратного захвата доменного имени». С учетом того, что доменное имя не является средством индивидуализации и, по нашему мнению, не может им стать, предлагаем дополнить пункт 3 статьи 7 Закона о товарных знаках и пункт 9 статьи 1483 ГК РФ подпунктом 4, исключив из содержания подпункта 3 пункта 9 доменное имя, следующим положением: «Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные доменному имени, зарегистрированному в национальном домене верхнего уровня RU ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака и используемому в отношении однородных товаров, услуг, при условии, что на дату приоритета товарного знака доменное имя приобрело на территории Российской Федерации различительную способность в результате использования в отношении товаров, услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака». Доказательства приобретения доменным именем различительной способности представляются администратором домена. В качестве доказательств могут приниматься документы, содержащие информацию о количестве посетителей сайта, об их распределении по территории Российской Федерации, о продолжительности использования, а также результаты социологических опросов.

На основании изучения ранее высказанных точек зрения по вопросу условий и порядка регистрации доменных имен в домене RU, направленных на уменьшение конфликтов между администраторами доменов и владельцами средств индивидуализации, предлагаем ввести проверочную процедуру регистрации доменов в домене RU, которая будет осуществляться регистратором доменов в национальном домене верхнего уровня RU, и не допускать регистрацию в качестве доменного имени в домене RU обозначения, тождественного с зарегистрированными в Российской Федерации товарным знаком, наименованием места происхождения товара, фирменным наименованием или коммерческим обозначением. При рассмотрении заявки регистратор будет принимать решение в отношении товарного знака и наименования места происхождения товара на основании поиска, проводимого федеральным органом по интеллектуальной собственности по запросу регистратора доменов в национальном домене верхнего уровня RU за счет лица, обратившегося за регистрацией доменного имени, без учета однородности товаров и услуг, так как на момент регистрации доменного имени невозможно определить, в отношении каких товаров и услуг доменное имя будет использоваться. В отношении фирменного наименования подобное решение принимается на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, представляемых Федеральной налоговой службой по запросу регистратора доменов в национальном домене верхнего уровня RU за счет лица, обратившегося за регистрацией доменного имени. Полномочия Федеральной налоговой службы, связанные с представлением вышеуказанных сведений, должны быть закреплены в Положении о Федеральной налоговой службе.

При регистрации доменного имени поиск может не проводиться, если при подаче заявления на регистрацию доменного имени представляется свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство на товарный знак или наименование места происхождения товара, в которых указаны тождественные или сходные обозначения. При представлении свидетельств возможна регистрация обозначений, частично воспроизводящих указанные объекты или состоящих из указанных объектов и иных обозначений. Такая норма позволит зарегистрировать сходные доменные имена владельцам товарных знаков, тождественных или сходных до степени смешения, зарегистрированных в отношении неоднородных товаров, услуг, и тем самым обеспечить интересы добросовестных администраторов доменов - обладателей прав на товарный знак. Такое же условие должно применяться и в отношении фирменных наименований, тем самым позволяя юридическим лицам различных организационно-правовых форм, имеющих тождественные или сходные названия, зарегистрировать сходные доменные имена.

Возможность использования в качестве доменного имени обозначения, сходного до степени смешения с зарегистрированным в Российской Федерации товарным знаком, наименованием места происхождения товара и фирменным наименованием, обусловлена следующим: 1) несмотря на наличие критериев сходства до степени смешения в Правилах по товарным знакам, определение сходства является оценочным. Более того, с организационной точки зрения, проведение подобного поиска экспертами федерального органа по интеллектуальной собственности в настоящее время практически не осуществимо в силу отсутствия производственных возможностей;

- в отношении фирменных наименований в настоящее время отсутствует применимая процедура признания фирменных наименований сходными. Таким образом, неясно, какой нормативно-правовой акт подлежит применению регистратором при регистрации в качестве доменного имени обозначения, частично воспроизводящего фирменное наименование;

- в случае введения ограничения на регистрацию в качестве доменного имени обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, наименованием места происхождения товара и фирменным наименованием, необходимо вводить процедуру обжалования решения о признании указанных обозначений сходными. Встает вопрос о создании специального органа в системе регистрации доменных имен, уполномоченного рассматривать данные жалобы. Считаем создание подобного органа в настоящее время и, как следствие, усложнение процедуры регистрации доменного имени преждевременным.

 

Автор: Ешич А.С.