14.11.2011 4351

Структурный понятийный ряд категории «территория» (постановка проблемы)

 

Проведенный анализ правовых источников и научной литературы, связанной с территориальной проблематикой, показал не только широту научных подходов, концептуальных основ, теоретических обоснований, но и значительный терминологический разброс. Имеющие место интерпретации, с одной стороны, способствуют приращению научного знания относительно юридического содержания территории, типологии ее правовых режимов, видового разнообразия; с другой, - могут размыть важные сущностные черты исследуемого правового явления.

Одновременно появляются изменения в трактовках многих, казалось бы устоявшихся понятий, что нарушает стройность понятийного аппарата. Понятийная слаженность особенно важна для юриспруденции. Без развитого понятийного аппарата, посредством которого углубляется изучение правовой действительности, нельзя рассчитывать на получение развитой правовой теории.

Научная идея разработки специального структурного понятийного ряда правовой категории «территория» может оказаться исключительно продуктивной и в доктринальном, и в эмпирическом, и в государственно-правовом смыслах.

Теоретическое осмысление, категории «территория» на уровне методологии познания может и должно привести к более эффективному государственному устройству любого государства. Фактически вопрос стоит так: какое правовое содержание понятий, связанных с территорией государства, ее составом, соотношением федеральных и субъектных частей можно закрепить в действующем законодательстве? Понятно, что ответ в таком случае будет однозначным - то содержание, которое достигнуто общеметодологическим уровнем познания правовых категорий теории права, получит отражение в практике законодательного регулирования.

Наиболее отчетливо сущность и значение понятийного аппарата в теории права раскрыты в монографии A.M. Васильева «Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права». Понятийный аппарат представлен им как система понятий, категорий и понятийных рядов.

«Категориональный аппарат теории права, - отмечает A.M. Васильев, - выражает и подытоживает полученные знания о праве. Именно он придает качественную определенность правовому научно-теоретическому мышлению, фиксирует структуру фундаментальных знаний о праве и логику их развития, проявляющуюся в формировании, связях и системе основных юридических понятий - категорий».

Вопрос о содержании правовых категорий и необходимости их разработки в отечественной юридической науке прошел путь от отрицания целесообразности их изучения по причине противостояния формально-догматическому методу познания до функциональных исследований ведущих ученых-правоведов A.M. Васильева, Д.Л. Кирилова, И.С. Самощенко, В.М. Сырых, В.А. Шабалина, Л.С. Явича. Наиболее значимыми в числе этих исследований следует отметить труды Васильева A.M. и Керимова Д.А. Мы полностью опираемся на данную в научных трудах характеристику правовых категорий как наиболее глубоких фундаментальных понятий определенной области юридического знания, используемых для дальнейшего углубления взглядов на право, для подхода к его еще нераскрытым свойствам, для развертывания новых теоретических построений.

Особенно привлекательным представляется утверждение A.M. Васильева о том, что правовые категории обобщенно дают ответы на вопросы: что такое право; кто, когда, как, в чьих интересах его использует. Разделяя теоретическую и практическую сферу использования правовых категорий, он использует понятия «правовая категория» и «категория права».

Под правовой категорий понимается научное понятие, которое выступает как инструмент научного мышления и служит для отображения объективной сути правовых явлений.

«Категория права» - компонент правовой нормативной структуры, инструмент правового регулирования. Опираясь на эту научную идею, мы построили свое исследование с таким же подходом: рассмотреть вначале категорию «территория» как теоретическую правовую категорию, а затем проанализировать закрепление этой теоретической правовой категории в законодательстве Российской Федерации, выступающей уже после этого как категория действующего права.

Не менее значимой для нас оказалась и разработка A.M. Васильевым понятийных рядов теории права, в т.ч. и структурных понятийных рядов основных правовых категорий «норма права», «система права», «форма (источники) права», «правоотношение», «правопорядок» и др. Стало очевидным, что разнообразие подходов в определении правового содержания категории «территория» можно объединить в один структурный ряд. Этот ряд должны возглавлять всеобщие правовые теоретические категории, которые будут фиксировать главные аспекты содержания и важнейшие формы существования правовых явлений, связанных с территорией государства.

Мы не ставим перед собой задачу полной теоретической разработки структурного понятийного ряда категории «территория», мы лишь выдвигаем при этом объединительную научную идею. Правда, в меру сил и поставленных задач, обосновываем и раскрываем две группы этого структурного ряда:

К группе всеобщих теоретических правовых категорий мы отнесли такие понятия, как:

- «территориальная государственная организация»

- «правовое регулирование территориальной государственной организации»

- «политико-юридическое состояние территории государства»

В группу категорий действующего права нами включены понятия:

- «состав территории государства»

- «территориальные границы»

- «территория Российской Федерации»

- «территории субъекта Российской Федерации»

- «изменение территории Российской Федерации»

- «изменение территории субъекта Российской Федерации»

Уверены, что дальнейшие исследования сложившихся вопросов территориальной государственной организации с теоретических и практических позиций внесут в этот структурный категориальный ряд новые определения, отражающие сущность территориальных правовых явлений в государственной жизни.

 

Автор: Сысоева Е.А.