22.12.2011 29058

Понятие и виды юридических гарантий Российского социального государства

 

Важное место в правообеспечительном механизме государства занимают юридические (правовые) гарантии. В Российской Федерации созданы и функционируют юридические гарантии как условия, средства и механизмы социальной государственности, реализация и эффективность которых в свою очередь зависит от многих факторов.

По мнению В.В. Лазарева, в качестве таковых можно указать степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственную атмосферу и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка.

В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Юридические гарантии - это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых функционирует аппарат государства, действует государственная власть, реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

В научной правовой литературе вопрос о понятии и системе юридических гарантий рассматривается с разных точек зрения. Так, В.М. Чхиквадзе под юридическими гарантиями понимает развернутую систему институтов и норм материального и процессуального права. По мнению П.М. Рабиновича, под юридическими гарантиями следует понимать нормы права и основанную на них правоприменительную деятельность, и индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется. Л.Д. Воеводин отмечает, что гарантии - это тот надежный мостик, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности. Для формирования юридического и фактического положения конкретного лица нужны благоприятные условия и эффективные средства, а это и есть гарантии. Он предлагает под гарантиями понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Кроме того, под «условиями» понимается создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами и исполнения обязанностей, а под «средствами» - инструмент органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, самих граждан в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод, а под юридическими гарантиями - те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

Раскрывая сущность юридических гарантий, С.Н. Братусь обращал внимание на то, что «юридические гарантии заключены как в самих правовых нормах, имеющих своей целью регулирование путем установления прав и обязанностей общественных отношений, так и в тех нормах, в рамках которых осуществляется юрисдикция при нарушении этих обязанностей и тем самым обеспечивается посредством государственного принуждения реализация материального субъективного права и исполнения нарушенной или новой обязанности».

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права средства надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Ю.В. Кудрявцев предлагает под юридическими гарантиями понимать закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах условия и средства, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления, включая восстановление, прав и свобод человека и гражданина и надлежащее исполнение обязанностей.

B.C. Нерсесянц, рассматривая природу юридических гарантий, отмечает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий могут реально осуществить свою защитную роль. Другими словами юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

Очевидно, что юридические гарантии призваны не только создавать возможности для становления, развития и функционирования государства, но и формировать условия для его дальнейшего совершенствования и решения задач, стоящих перед ним, другими словами, юридические гарантии выступают условием перехода от продекларированного социального государства к реальному.

В исследовании юридические гарантии рассматриваются как условия, необходимые для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Одним из таких условий является социальное государство как таковое. Исходя из тезиса, что «юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях», очевидно, что и социальное государство также нуждается в юридических гарантиях. В законодательстве установлены общие принципы юридических гарантий социального государства - это положения главы 1 Конституции: «Основы конституционного строя» и главы 2: «Права и свободы человека и гражданина», которые образуют целостную систему конституционных юридических гарантий социального государства.

Деление юридических гарантий по отраслевому принципу признается наукой и используется в законодательстве. Исходя из этого положения, юридические гарантии можно классифицировать в соответствии с традиционным делением норм права по отраслям: 1) конституционные гарантии, закрепляющие основы конституционного строя, разграничение полномочий между органами государственной власти, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью; 2) административно-правовые гарантии, определяющие порядок функционирования органов государственной власти и управления; 3) материальные гарантии (нормы материального права); 4) процессуальные гарантии (нормы процессуального права). Эта классификация достаточно условна, так как нормы процессуального характера имеются в большинстве отраслей права, но поскольку они в них не преобладают, можно выделить их в отдельный блок.

Конституционные гарантии - основной вид юридических гарантий социального государства, так как от их соблюдения во многом зависит предоставление других видов юридических гарантий. Конституционные гарантии характеризуются наиболее общим, принципиальным характером, в рамках которых дается исходное государственно-правовое решение той или иной проблемы, не претендующей на конкретность, дифференцированность и иные качества. Именно в силу этого конституционные гарантии нуждаются в определенной конкретизации и детализации, учитывающей особенности конкретной сферы их применения.

Конституционные нормы создают правовую основу государственного строя, органов государственной власти, политического режима. И эта основа включает в себя не только закрепление общих положений (например, разграничение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации), но и средства обеспечения, имеющиеся в распоряжении государства и заложенные в политической и экономической системе государства.

Конституционные основы находят свое конкретное выражение в различных сферах общественной жизни, которые развиваются под регулятивным воздействием всей правовой системы. Исходя из данных позиций, можно с уверенностью сказать, что, закрепляемые Конституцией Российской Федерации гарантии социального государства получают в соответствующих конституционных нормах свое юридическое выражение и превращаются в конкретно-юридические гарантии социального государства.

Раскрытие содержания общих конституционных юридических гарантий - функция отраслевых (конкретно-правовых) юридических гарантий. На данной основе происходит «стыковка» общих норм, например о возможности получения профессионального образования, лечения, обеспечения в старости, с нормами права, регулирующими соответствующий круг общественных отношений.

Так, в частности создаются условия для функционирования органов власти, правоохранительных органов, реализации прав граждан в различных сферах общественной жизни. Отсюда неизбежно перенесение центра тяжести в процессе конституционного гарантирования в область их практической реализации. Главное в механизме такой стыковки - практическая реализация общих положений, касающихся как социализации государственного строительства, так и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

Одной из гарантий социального государства является, принцип разделения властей. Новая Конституция РФ кардинально решила вопрос о власти, закрепив принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конструктивное сотрудничество и соответствующий характер взаимоотношений всех ветвей власти, является гарантией демократического правового социального государства. Проблема соотношения законодательной и исполнительной власти является одной из проблем государственного строительства в условиях реформирования России. «В практике построения новой российской государственности она оценивается как основополагающая».

Законодательным и представительным органом в Российской Федерации является Федеральное собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть в стране осуществляется Правительством Российской Федерации. Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

Гарантией деятельности всех ветвей власти выступает, прежде всего, ее единство, несмотря на разделение. Э.А. Поздняков отмечает, «подобно тому, как верховная власть едина и неделима по своему принципу и не может быть сочетанием различных принципов, точно также она неразделима в своих главных проявлениях. Проявление верховной государственной власти может быть троякое: 1) законодательное, 2) исполнительное, 3) судебное. Эти проявления верховной власти выражают работу одной и той же, а не разных сил и принципов. Если представить себе государство, в котором существуют три независимые власти, из которых одна создает законы, но бессильна заставить суды и администрацию исполнять их; другая судит, как ей вздумается, но бессильна как в передаче своего опыта в законодательство, так и в принуждении администрации привести в исполнение свои постановления и приговоры; третья же действует совершенно независимо от первых двух, - то мы получили бы полную картину сумашедшего дома, которую, кстати, хотели бы видеть некоторые теоретики-правоведы. Отсюда ясно, что законодательная, исполнительная и судебная власть имеют смысл только как проявления одной и той же силы, которая в законодательной сфере устанавливает некоторые общие нормы, а суд и администрация принимают их к исполнению и применяют к частным случаям».

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства. Президент является главой государства, он выступает как гарант Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики.

Полномочия Президента кроме Конституции, обозначены и в ряде Федеральных законов и Указов.

Президент имеет полномочия и возможность определять государственную политику в различных вопросах, касающихся развития и функционирования государства по основным направлениям его деятельности в том числе: по вопросам: обеспечения занятости и постоянного роста доходов населения; развития системы и качества образования и здравоохранения; жилищной сферы; государственного социального страхования и др. По мнению некоторых авторов, Президент России наделен «супер-президентской» властью, но он должен являться формально и фактически одновременно главой государства и правительства и в условиях правового государства он не может стоять над другими ветвями власти.

В научной литературе дискутируется вопрос о том, что институт главы государства противоречит принципу разделения властей. Следует согласиться с точкой зрения М.Н. Марченко, что «в целом, на уровне общей концепции, допускающей определенные отступления от сложившихся канонов определения ветвей власти и их классификации, она «вписывается» в сложившуюся триаду законодательной, исполнительной и судебной власти».

Особое место в системе юридических гарантий социального государства занимает институт государственного контроля, который осуществляет Конституционный Суд. Это сравнительно новый в государственно-правовом механизме Российской Федерации демократический институт. Он рассматривается в качестве главного носителя третьей, судебной власти, а соответственно и как гарантия социального государства.

В соответствии с действующим законодательством, основной целью Конституционного суда является защита конституционного строя страны, основных прав и свобод человека, защита интересов граждан и юридических лиц. Одной из важнейших задач Конституционного суда является поддержание верховенства и непосредственного действия Основного закона на всей территории Российской Федерации, установление соответствия Конституции Российской Федерации международных договоров России, законодательства Российской Федерации и субъектов федерации, а также правоприменительной практики. Всей своей деятельностью Конституционный Суд должен способствовать утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному закону. Согласно ст. 3 закона о Конституционном Суде, он решает исключительно вопросы права, поэтому является юридической, а не политической гарантией социального государства. Конституционный Суд вне политики и над политикой, он призван «юридизировать» судебную практику, он, по словам М.Н. Марченко, «особое, стоящее высоко над повседневной политической суетой государственное учреждение». Конституционный Суд Российской Федерации и его судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или политических органов, политических партий и движений (статья 11 Закона). Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и граждан. Законом установлены юридические гарантии деятельности Конституционного Суда. Прежде всего, это независимость в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов власти, а также определение финансовых источников для деятельности Конституционного Суда - это средства федерального бюджета, что обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме (статья 7 Закона).

Административно-правовые гарантии целесообразно выделить в отдельный блок юридических гарантий, так как исполнительный характер государственно-управленческой деятельности, ее функциональная направленность во многом способствует реализации законов, в том числе направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Анализ административно-правовых гарантий позволяет уяснить границы, сферу и характер правовых средств, которыми располагает административно-правовой механизм и использует их в практических целях.

Исходя из положения, что в социальном государстве власть обязана создавать необходимые условия для реализации социальных прав граждан, можно с уверенностью констатировать, что на долю аппарата государственного управления возлагается процесс реализации социальных прав. Без вмешательства представителей органов государственной власти невозможно, например, реализовать право на пенсию или на пособие при рождении ребенка, другими словами, «в большинстве случаев для реализации того или иного социального права необходимо приведение в движение соответствующего звена аппарата государственного управления. Именно оно (в данном конкретном случае) наделено государственовластными полномочиями по удовлетворению ходатайств (обращений) граждан по этому поводу. Соответственно реализация прав и свобод происходит в процессе практического осуществления административной право- и дееспособности данного звена управленческого аппарата». То есть, становясь субъектом материального правоотношения, объектом которого является какое-либо благо, гражданин невольно становится субъектом и процедурного правоотношения, в котором одной стороной обязательно является орган государственной власти (его представитель) или учреждение (например, Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд обязательного социального страхования и др.). Объектом же процедурного правоотношения является решение компетентного органа о предоставлении определенного блага или об отказе в его предоставлении. Очевидно, что в этом случае подобного рода процедуры характеризуются как проявление административно-правовых гарантий.

Содержание административно-правовых гарантий состоит в практическом осуществлении органами государственной власти и управления (их должностными лицами) на законодательной или подзаконной правовой основе в подведомственных им областях, отраслях и сферах государственно-управленческой деятельности следующих юридически значимых действий: 1) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации социальных прав граждан; 2) создание условий для их реализации; 3) охрана социальных прав; 4) применение санкций в случае нарушения социальных прав граждан. Исходя из этого, все административно-правовые гарантии можно сгруппировать в два блока: первый это - административно-правовые гарантии, обеспечивающие реализацию социальных прав граждан; второй - административно-правовые гарантии их охраны.

Юридические гарантии могут быть общими или специальными, которые распространяются на определенный круг субъектов (граждан или юридических лиц.)

По отраженным в юридических гарантиях приемам и способам правового регулирования различных общественных отношений юридические гарантии могут быть сформулированы в форме а) запретов; б) дозволений; в) предоставлений.

В зависимости от формы выражения и целевого назначения все юридические гарантии можно разделить на: 1) юридические гарантии превентивного характера, то есть упреждающие нарушение каких-либо правовых предписаний; 2) юридические гарантии содействующие реализации прав и обязанностей; 3) юридические гарантии восстановительного характера, то есть способствующие восстановлению юридических прав; 4) возместительные юридические гарантии, то есть обеспечивающие возмещение ущерба, в результате нарушения прав или создания препятствий для исполнения обязанностей; 5) юридические гарантии-санкции, которые направлены на привлечение к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Третий, четвертый и пятый вид гарантий связан с процедурными нормами трудового, жилищного права, права социального обеспечения, охраняющими претворение в жизнь норм материального права.

Важнейшей юридической гарантией социального государства является обеспечение судебной защиты граждан. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Основой любого государства, в том числе и социального, является его экономика, поэтому обязанности государства, его органов и должностных лиц охватывают и такое понятие как создание благоприятных условий для развития экономики, а также поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, в том числе поддержание единого рынка Российской Федерации с его правовыми основами. Поскольку политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, в том числе в сфере труда и его оплаты, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере. Если Конституция предписывает, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то, очевидно, что свободная экономическая деятельность, разрушающая эту основу, недопустима, как и свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами со стороны их собственников, если это наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц.

Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций: 1) законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, другими словами, установление юридических гарантий осуществления экономической деятельности; 2) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом, с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственным банком, повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу и др.), но в определенных пределах и мерами властными, неэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем; 3) недопущение соединения в руках органов публичной власти или местного самоуправления, двух направлений деятельности - присущего им осуществления властных полномочий с характерной для предприятий хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли.

Кроме внутригосударственных юридических гарантий социального государства существует и система международных юридических гарантий. Международные механизмы юридических гарантий социального государства - это меры, принятые мировым сообществом для контроля правительства, в отношении взятых на себя обязательств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современное международное право различает следующие виды гарантий: 1) дипломатические гарантии; 2) судебные гарантии. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера.

Политико-правовая система международных гарантий, контролирующих процесс создания условий, необходимых для формирования и функционирования социального государства включает:

- систему международных пактов и конвенций по правам человека;

- Комиссию по правам человека в рамках ООН;

- Комитет по правам человека;

- Европейскую комиссию по правам человека;

- Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов.

Эффективность и действенность юридических гарантий зависит от зрелости гражданского общества, развитости институтов правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих органов, правоохранительных органов и их должностных лиц. Она также зависит от состояния международной обстановки, от влияния ООН в отношении контроля, за выполнением обязательств государств, по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Комплексность и полнота гарантий - главное требование, которое необходимо для правоохранительной деятельности всех структур общества и государства.

 

Автор: Баиева Н. А.