27.11.2010 3736

Пастернак в творческом восприятии А.Галича на примере песни «Памяти Б.Л.Пастернака»

 

Песня «Памяти Б.Л.Пастернака» по хронологии является первой в цикле « Литераторские мостки». Создавая её, А.Галич ещё не знал, что в последствии родится цикл, посвящённый памяти писателей, пострадавших от советской власти. Стихотворение во многом послужило образцом для создания остальных песен, входящих в цикл. Уже в нём заметны черты нового жанра и поэтические приёмы, свойственные «Литераторским мосткам».

Известны точная дата и место написания стихотворения - 4 декабря 1966г., Переделкино. Неслучайно именно в Переделкине, где зимой 1966г. живёт А.Галич, родились строки, посвящённые Б.Пастернаку. Переделкино - часть пастернаковского мира, реального и поэтического. Здесь Пастернак прожил последние годы своей жизни, здесь же он и похоронен. Галич оказался в атмосфере, проникнутой «пастернаковским духом», и присутствие его ощущал почти физически. Позже, 30 мая 1974г., Галич в последний раз побывает на могиле Б.Л.Пастернака, и тогда ему всё будет казаться, что Пастернак «где-то сейчас ходит, думает, бормочет свои стихи» [1, С.11].

Название песни указывает на основной мотив и идейно-тематическое своеобразие. Память – единственная обязанность живых перед мёртвыми и единственное право мертвых перед живыми.

В первых строках песни слышится обличение лицемерия и цинизма всех, кто шёл за гробом Пастернака. Мотив вины в ней - ведущий. Но обвиняет автор и других, и себя:

Разобрали венки на веники,

На полчасика погрустнели…

Как гордимся мы, современники,

Что он умер в своей постели!

Самоуспокоенность, обличённая в песне, тесно связана с важнейшей для Галича темой молчания. Молчание - преступление. К этому преступлению поэт чувствует и свою причастность, он перестаёт молчать, высказывая открыто своё негодование для того, чтобы обрести человеческое достоинство, а не слиться с безликой массой. Так в песню входит «мотив покаяния» [2, С.85]. Он реализуется через произнесённое вслух слово-исповедь.

Композиция песни примечательна раздробленностью стиха, его делением на собственно авторские строки и вставочные элементы из произведений Б.Л.Пастернака. Так, в 6 строфе автор использует строки из произведения «Доктор Живаго»:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

А.Вознесенский увидел в образе метели пастернаковский «символ истории» [3, С.119]. В том же ключе А.Галич цитирует именно эти строки, напоминающие о катаклизмах природы, общества и истории, о смешении всего и всех, о торжестве тьмы.

Строки Пастернака подчиняют себе дальнейший ритм песни Галича. Поэтический образ свечи возникает по контрасту с описанием писательского собрания:

Нет, никакая не свеча -

Горела люстра!

Антитеза свеча - люстра, где свеча есть символ творчества, а люстра напоминает о казёнщине, задаёт тон дальнейшему лирическому воссозданию событий. Говоря о собрании, поэт пользуется экспрессивно сниженной лексикой, усиливая контраст: «Очки на морде палача // Сверкали шустро!», «И кто-то жрал, и кто-то ржал // Над анекдотом…».

Затем поэтическая ткань разрывается цитатой из «Гамлета» Пастернака, оборванной на полуслове:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку…

Пастернак в стихах Галича словно говорит о пережитых страданиях, нравственных мучениях устами своего лирического героя.

Образ тернового венца: «И не к терновому венцу // Колесованием, // А как поленом по лицу - // Голосованьем! « и чаши страданий сливаются в единую картину мучений поэта.

В последнем четверостишии автор и слушатель словно присутствуют на похоронах Пастернака:

Вот и смолкли клевета и споры,

Словно взят у вечности отгул…

А над гробом встали мародеры

И несут почётный

ка-ра-ул!

Слово ка-ра-ул, записанное по слогам, и синтагматически связанное не только с определением почетный, но и со словом мародеры, содержит в себе явный намек на крик о помощи. Кольцо замыкается, и создаётся впечатление полной безысходности.

Для авторской песни, кроме поэтического текста, важными являются также мелодика и пластика голоса [3, С.119]. Возможности голоса используются как ещё один способ передачи авторского отношения к происходящему.

В песне «Памяти Б.Л.Пастернака» судьба героя вписана в трагический контекст истории русской литературы и судеб конкретных писателей старшего для Галича поколения.

Литература

1. Фризман Л.Г. С чем рифмуется слово истина… // О поэзии А.Галича. 1992.С.11.

2. Волкович Н.В. «На сопках Маньчжурии… «: реализация мотива памяти. Проблемы по этике.С.85.

3. Архипочкина О.О. «Галич». М.,2003.С.119.