20.03.2012 7166

Участие международных организаций в регулировании международного обмена информацией

 

А. ООН: международный обмен информацией.

С самого начала своей деятельности Организация Объединенных Наций уделяла большое внимание проблемам международного обмена информацией. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция 59 (I) от 14 декабря 1946 года о созыве международной конференции по вопросу о свободе информации. На второй сессии Ассамблеи были приняты резолюции 110 (II) от 3 ноября 1947 года «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды поджигателей войны» и 127 (II) от 15 ноября 1947 года «Ложная или извращенная информация». Ассамблея осудила все виды пропаганды войны и агрессии, а также отметила, что развитие дружественных отношения между государствами несовместимо с распространением ложных или извращенных сообщений.

В 1948 году в Женеве состоялась Конференция ООН по вопросу о свободе информации. Ее главной задачей о международном праве на опровержение (по предложению Франции), было, согласно резолюции 59 (I), определение «прав, обязанностей и практики, которые должны быть включены в понятие «свобода информации». Заключительный документ Конференции содержал три проекта конвенции и 43 резолюции. Конференция одобрила проекты следующих конвенций: о свободе информации (по предложению Великобритании), о сборе и международной передаче новостей (по предложению США) и Последний проект был принят Генеральной Ассамблеей в 1952 году и был открыт для подписания.

Точка зрения западных государств на концепцию свободы информации отражена в итоговом документе Конференции 1948 года. Обладая большинством голосов в ООН, эти страны определяли политику ООН в области информации и коммуникации вплоть до середины 60-х годов.

Проект Великобритании, поддержанный другими западными странами, послужил основой при обсуждении вопросов международного обмена информацией, а также при разработке проекта конвенции о свободе информации, часть статей которого была впоследствии принята Третьим комитетом Генеральной Ассамблеи. Проект США затрагивал вопросы защиты иностранных журналистов и их доступа к источникам информации.

Проблемами иностранных журналистов занимался Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН, принявший ряд резолюций по этому вопросу, основанных на положениях американского проекта. В 1948 году ЭКОСОС одобрил проект конвенции о сборе и международной передаче новостей. Проект касался в основном положения иностранных журналистов на территории государств-участников. К журналистам предлагалось применить режим наибольшего благоприятствования. За государствами признавалось право ввести определенные ограничения на деятельность журналистов, связанные с защитой национальной безопасности, поддержанием общественного порядка.

Из последующих резолюций Генеральной Ассамблеи следует отметить резолюцию 424 (V) 1950 года «Свобода информации: помехи радиосигналам», в которой Ассамблея осудила практику создания помех для передачи радио информации и отметила, что государства должны воздерживаться от передач, которые содержат клевету или нападки на другие народы. В 1968 году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 2448 (ХХШ) «Свобода информации», где отметила, что свобода информации должна особенно поощряться в тех случаях, когда она используется для разоблачения расизма, нацизма и колониализма.

В 1973 году Третий комитет Генеральной Ассамблеи одобрил четыре статьи и преамбулу проекта конвенции о свободе информации, разработка которого была начата в 1948 году. К этому времени проект претерпел ряд изменений. В принятых статьях были рассмотрены обязанности государств по обеспечению права человека на информацию, права на плюрализм источников информации. Подчеркивалась недопустимость дискриминации при осуществлении прав человека на информацию. Предусматривались определенные ограничения права на информацию, необходимые для нормального развития международных отношений, для предупреждения всех видов дискриминации, для поддержания общественного порядка, для обеспечения прав других граждан. Эти ограничения не могли быть использованы в целях цензуры при выражении политических мнений и для ограничения критики правительства. Право ответа было названо в проекте одним из способов защиты права человека на информацию.

С появлением концепции НМИП вопросы международного обмена информацией привлекали к себе все большее внимание, что отразилось и на деятельности ООН. Появление в рядах членов ООН большой группы развивающихся стран повлекло за собой разработку новых документов по вопросам информации и коммуникации. ООН заняла центральное место в борьбе за искоренение неравноправия в международном обмене информацией и создании новых основ международных отношений в области информации.

Уже на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи были определены основные задачи Комитета ООН по информации (образованного на 33-й сессии на базе Комитета по обзору политики и деятельности ООН в области общественной информации). В числе целей, поставленных перед Комитетом, значатся:

- способствовать установлению нового международного информационного порядка, более справедливого и эффективного, основанного на свободном, более широком и сбалансированном обмене информацией;

- делать рекомендации Генеральной Ассамблее, проводить анализ политики ООН в области информации, учитывая необходимость установления «мирового порядка в области информации и коммуникации». Свои первые рекомендации Комитет представил на 37-й сессии Ассамблеи, которые легли в основу резолюции по вопросам информации. Знаменательно, что в п. 3 этих рекомендаций подчеркнуто значение принципа суверенного равенства государств. для развития информационного обмена. Рекомендации содержат также призыв ко всем средствам массовой информации поддерживать ООН в ее помощи развитию государств, давать более четкую картину реальных возможностей ООН в этой сфере, способствовать созданию климата доверия в международных отношениях, пропагандировать идеи мира и взаимопонимания.

Б. Основные направления деятельности ЮНЕСКО в области массовой информации.

Начало активной деятельности ЮНЕСКО по созданию новых принципов международного обмена информацией можно отнести к 1968 году, когда состоялся симпозиум по массовой коммуникации в Любляне (Югославия). Затем, в 1969 году, было проведено совещание экспертов ЮНЕСКО по теме «Массовые коммуникации и общество». На этих встречах наметился отход от оценок роли информации, господствовавших до этого в документах ЮНЕСКО.

В 1970 году на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой отмечалась роль средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания. В 1972 году 17-я сессия приняла резолюцию о необходимости разработать документ, определяющий нормы и принципы использования средств массовой информации, и Декларацию ЮНЕСКО об использовании спутников радиосвязи для свободного распространения информации, расширения просвещения и развития культурного обмена.

К 1978 году в ЮНЕСКО был разработан проект Декларации о средствах массовой информации - первого крупного документа, отражающего новые тенденции в развитии международных информационных обменов.

Создатели проекта декларации опирались на положения Устава и других документов ЮНЕСКО. Так, в преамбуле ее Устава отмечается необходимость обеспечить «возможность свободного поиска объективной истины и свободный обмен идей и знаний». В ст. 1 Устава сказано, что ЮНЕСКО «способствует сближению и взаимному пониманию народов путем надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение международных соглашений, которые она сочтет полезными для облегчения свободного распространения идей словесным и изобразительным путем».

Положения Декларации 1978 года учитывали также Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, принятую ЮНЕСКО в 1966 году и Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.), в которых признается право каждого государства на сохранение его культурной самобытности, независимого развития культуры. Согласно Декларации 1966 года, культурное сотрудничество должно способствовать углублению взаимопонимания между народами, развитию отношений мира. Ответственность за выполнение декларации была возложена на правительства и другие организации, осуществляющие сотрудничество в области культуры. Особо была отмечена необходимость соблюдения принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.

В ст. 1 декларации отмечается, что «дело укрепления мира и международного взаимопонимания, развития прав человека и борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне нуждается в свободном, более широком и более сбалансированном распространении информации». Свобода мнения, выражения и информации признана в декларации составной частью прав человека и народов (ст.II).

Декларация обращена непосредственно к средствам массовой информации и их работникам и призывает их укреплять мир и международное взаимопонимание (ст. III), отражать в своей деятельности все точки зрения (ст. V). Статья VIII обращена к профессиональным работникам в области распространения информации с призывом выполнять принципы декларации.

В ст. VI отмечается необходимость устранения неравномерности в распространении информации и улучшения положения развивающихся стран в этой области. Статьи VII и IX указывают на роль принципов деятельности ООН и ЮНЕСКО для укрепления мира и взаимопонимания путем широкого распространения информации в мире.

Статьи X и XI обращены к государствам. В них сказано о роли государств в обеспечении прав человека на свободу информации и широкого и сбалансированного международного обмена информацией.

Значение декларации заключается, прежде всего, в попытке сформулировать принципы деятельности средств массовой информации на международном уровне. Она подчеркивает значение сбалансированного международного потока информации. Положения декларации свидетельствуют о том, что международная информация - это часть международных отношений и ее проблемы могут быть решены только путем международного соглашения.

Знаменательной явилась также 21-я сессия Генеральной конференции, выработавшая основные принципы НМИП, изложенные в резолюции 21 С/4/19 от 27 октября 1980 года. Этими принципами являются:

- ликвидация внутренних и внешних барьеров, препятствующих свободному обмену и более широкому и строгому сбалансированному распространению информации и точек зрения;

- плюрализм источников информации;

- свобода печати и информации;

- свобода журналистов и всех специалистов в области коммуникации - свобода, неотделимая от их ответственности;

- способность развивающихся государств улучшать свое положение, в частности путем технического оснащения своей страны, формирования своих кадров, улучшения своих инфраструктур и обеспечения себя средствами информации и коммуникации, отвечающими их нуждам и устремлениям;

- уважение культурной самобытности и права каждого народа информировать мировую общественность о своих интересах, устремлениях, социальных и культурных ценностях;

- уважение права всех народов участвовать в международном обмене информацией на основе равенства, справедливости и взаимной заинтересованности;

- уважение права общественности, этнических и социальных групп и отдельных личностей иметь доступ к источникам информации и активно участвовать в процессе коммуникации.

«Новый мировой порядок в области информации и коммуникации, - указывалось в резолюции, - должен базироваться на основополагающих принципах международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций».

На своей 21-й сессии Генеральная конференция приняла также резолюцию 21 С/4/20 от 27 октября 1980 г., призывающую государства снизить тарифы электросвязи при обмене информационными сообщениями. Следует отметить, что СССР, выполняя решения ЮНЕСКО, ввел специальные льготы в области тарифов для развивающихся стран.

21-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО явилась определяющей в деятельности ЮНЕСКО в области информации и коммуникации, определила основные направления ее дальнейшей работы.

При изучении документов, регулирующих деятельность СМИ, следует также отметить резолюцию 23С/13. 1 от 8 ноября 1985 г. 23-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В ней отмечена роль средств массовой информации в «содействии лучшему пониманию причин и последствий нарушения принципов, воплощенных в Уставе ООН, применения или угрозы применения силы, иностранной интервенции и вмешательства во внутренние дела государств и вооруженной агрессии». Резолюция подчеркивает значение обмена информацией и доступа к информации, в том числе к информации ООН, касающейся вооружений и их ограничений. В этой резолюции ЮНЕСКО подтвердила роль средств массовой информации в обеспечении выполнения норм и принципов международного права, в решении международных проблем.

ЮНЕСКО провела большую работу по созданию теоретических и практических предпосылок НМИП, способствовала дальнейшей разработке концепции НМИП. Еще одним наиболее важным документом, регулирующим деятельность средств массовой информации в соответствии с нормами и принципами международного права и Устава ООН явилось принятие Софийской декларации «Укрепление независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы) «. Декларация принята 13 сентября 1997 года Департаментом общественной информации Организации Объединенных Наций (ДОИООН) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Роль, которую ЮНЕСКО стала играть в процессе международного регулирования деятельности средств массовой информации со временем перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней некоторыми странами. Поэтому были предприняты практические шаги по сворачиванию своей деятельности в ЮНЕСКО, которые закончились выходом США (1985 г.) и Великобритании (1986 г.) из этой организации.

Пытаясь обойти решения ЮНЕСКО по вопросам информации и коммуникации, представители некоторых стран ссылаются на их юридическую необязательность, на тот факт, что подавляющее большинство из них имеет характер рекомендаций.

Действительно, резолюции специализированных учреждений ООН не носят обязательного характера, однако они могут сыграть большую роль в становлении норм права, определении понятий, конкретизации политики организации. Поэтому можно говорить о том, что совокупность резолюций Генеральной конференции по вопросам информации символизирует становление нового института права. Г.И. Тункин отмечал, что «многие резолюции-рекомендации представляют собой особый вид социальных норм. Не являясь юридически обязательными, они во многих случаях играют существенную регулирующую роль, которая часто не уступает значению норм международного права». Исследователь из ФРГ К.-Х. Меллих, характеризуя международно-правовые нормы в области информации и коммуникации, считает, что «невозможно провести четкое разграничение между обязательными соглашениями и конвенциями, с одной стороны и необязательными декларациями и резолюциями - с другой». Трудно согласиться с уравниванием юридической силы конвенций и деклараций, однако в области массовой информации резолюции и декларации занимают особое место. Их большое политическое значение позволяет им играть определяющую роль в развитии принципов международного обмена информацией. Борьба, развернувшаяся вокруг принятия Декларации ЮНЕСКО о средствах массовой информации 1978 года и других ее резолюций, наглядно подтверждает этот вывод.

Следует также отметить, что «НМИП является антиколониалистической концепцией. Его международно-правовое регулирование является составной частью концепции развивающихся стран, получившую название «право на развитие». Она представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих международные отношения, направленные на интенсификацию развития освободившихся государств. Для всего комплекса «права на развитие» характерны разработка большого числа деклараций и резолюций и отсутствие обязательных международных соглашений». Оставаясь необязательными по своей юридической природе, документы, касающиеся роли информации для развития, представляют собой систему политико-правовых актов, развивающих принципы международного права, в первую очередь принцип самоопределения наций и народов.

Деятельность ЮНЕСКО по созданию международных принципов в сфере информации и коммуникации за последние десятилетия была достаточно продуктивной. Принято множество резолюций, посвященных роли средств массовой информации в современном мире, определены основные направления помощи в создании и развитии информационных структур. В числе наиболее значительных международных документов, касающихся вопросов международного обмена информацией, принятых в рамках ООН следует назвать: Окинавскую хартию глобального информационного общества (2000 г.), Софийскую декларацию «Укрепление независимых и плюралистических средств информации» (особенно в странах Центральной и Восточной Европы (1997 г.) и Доклад Первого комитета, принятый на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, - «Достижения в сфере информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». ЮНЕСКО провела большую работу по определению принципов деятельности СМИ. Все это позволяет говорить о складывающемся в настоящее время обычной норме международного права. Организация намерена продолжать: в докладе Генерального директора ЮНЕСКО на 24-й сессии Генеральной конференции отмечается, что сделан лишь первый шаг «на пути к созданию юридических рамок, определяющих распространение информации между странами».

В. Международный союз электросвязи: регулирование использования ресурсов в области электросвязи.

Международный союз электросвязи (МСЭ) (International Telecommunication Union) - специализированное учреждение ООН, занимающееся регулированием, координацией и планированием использования всех видов международной электросвязи. МСЭ не решает политических вопросов, а занимается лишь технической стороной регулирования электросвязи. Документами, регламентирующими деятельность МСЭ в области распространения массовой информации, являются Международная конвенция электросвязи (в редакции 1998 года, принятая в Миннеаполисе) и Устав Международного союза электросвязи. Конвенция и Устав определяют структуру МСЭ, компетенцию его органов, правила процедуры конференции МСЭ и заседаний других органов Союза, шкалу взносов в бюджет, порядок арбитражного разрешения споров, порядок принятия Регламента радиосвязи, условия распределения радиочастотного диапазона и регистрации используемых полос частот и точек состояния спутников на геостационарной орбите. МСЭ или ITU - организация, занимающаяся координацией использования правительственными и частными организациями глобальных телекоммуникационных сетей и интерфейсов. МСЭ основан в 1865 году, но до 1932 года назывался Международным союзом телеграфа. В 1932 году в Мадриде, на базе International Telegraph Convention (Международной Телеграфной Конвенции) от 1865 года и International Radiotelegraph Convention (Международной Радиотелеграфной Конвенции) от 1906 года была разработана International Telecommunication Convention и был создан International Telecommunication Union (Международный союз электросвязи). Сейчас штаб-квартира организации находится в Женеве (Швейцария). Основной задачей МСЭ является содействие международному сотрудничеству, направленному на развитие телекоммуникаций и регистрацию частот для беспроводных сетей. Высший орган МСЭ - полномочная конференция, которая собирается раз в пять лет. Рабочий орган - генеральный секретариат. В состав МСЭ входят три основных комитета:

- Международный комитет регистрации частот (МКРЧ);

- Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (МККТТ);

- в Международное бюро радиосвязи.

Согласно Международной конвенции электросвязи - уставного документа МСЭ, основными целями организации являются: обеспечение международного сотрудничества государств, для рационального использования всех видов электросвязи и развитие технических средств электросвязи. Эти общие цели конкретизированы положениями Конвенции, имеющими принципиальное значение для регулирования использования ресурсов электросвязи. Например, в преамбуле Конвенции отмечается, что международно-правовая регламентация международной электросвязи должна иметь целью «развитие дружественных отношений и сотрудничества между народами, обеспечивая четкое функционирование коммуникации на расстоянии». В преамбуле также подчеркивается, что использование электросвязи государствами должно проводиться с учетом суверенных прав всех других государств. В Конвенции содержаться ссылки на общие принципы международного права. Так, ст. 4 указывает на принцип международного сотрудничества как на основу разработки норм международной электросвязи. В ст.50 конвенции закреплен принцип мирного решения споров в области электросвязи.

В соответствии с п.2 ст.35 Конвенции члены МСЭ «обязуются требовать от признанных частных эксплуатационных организаций и от других эксплуатационных организаций соблюдения положений п. 158» о предотвращении вредных помех радиосвязи других членов МСЭ.

В функции МСЭ входит также разработка стандартов в области электросвязи. С 1998 года в рамках МСЭ действует Международное Бюро радиосвязи, принимающее решения на основе консенсуса. Он не создает юридических норм, но разрабатывает различные стандарты и технические нормы, которые используются при ведении радиовещания.

Деятельность МСЭ затрагивает два аспекта международной передачи массовой информации, имеющих особое значение:

- распределение спектра электромагнитных частот для радиовещания и

- регулирование использования искусственных спутников Земли для вещания, в особенности тех, что находятся на геостационарной орбите Земли (ГСО).

Первоначально в области использования частот действовал принцип «первый занял - первый использует», что позволяло более развитым в техническом отношении странам активно использовать ГСО и спектр частот. С выдвижением требований развивающихся государств обеспечить им равное положение в этой области политика МСЭ постепенно изменилась. Так, в настоящее время наблюдается определенный отход от прежнего принципа частот и мест на ГСО. На конференции МСЭ 1977 года был принят принцип планового распределения свободных частот для двух зон из трех в отношении телевидения (кроме зоны Америки), хотя впоследствии, в 1983 году, этот принцип был принят и для американского континента.

Вопросы правового регулирования электросвязи с целью обеспечения равного участия всех государств в использовании природных ресурсов имеют большое значение для развития международного сотрудничества. Очевидно, что разработка принципов использования природных ресурсов для распространения информации в рамках международных организаций играет существенную роль для развития всего комплекса международных отношений по обмену информацией. Эффективность МСЭ в этом отношении могла бы быть повышена при условии конструктивного подхода всех государств, к деятельности этой международной организации.

 

Автор: Ермичева Е.В.