29.03.2012 6404

Понятие и особенности незаконного оборота транспортных средств

 

В каждой науке периодически возникает потребность нового осмысления, уточнения терминов, понятий и определений. Во-первых, дискуссия часто носит чисто терминологический характер, и проблема может быть снята простой договоренностью употребления слов. Во-вторых, дискуссию вокруг понятий, имеющих существенное значение, не обязательно следует расценивать как смешение теоретических положений, эта дискуссия - поиски наиболее верного понятия. Однако любой терминологический анализ должен быть наполнен смысловым содержанием. Всегда надо точно знать направленность слов. Каждое определение, выраженное в тех или иных терминах, нуждается в пояснениях. Без этого нельзя точно обозначить как предмет, так и объект исследования.

Используемое в исследовании относительно новое понятие «незаконный оборот транспортных средств» (НОТС) требует обоснования для дальнейшего использования и определенных уточнений вокруг данного социального явления. Представляется необходимым и возможным вывести эту дефиницию, исходя из положений существующего законодательства России и моделирования процесса легализации похищенного транспортного средства, а также сложившихся научных и практических представлений.

Понятие транспортного средства уже рассматривалось выше, можно уточнить, что речь идет о механических средствах перемещения людей и грузов по земле, воде и воздуху.

«Незаконный» - это термин простой и может пониматься достаточно однозначно - не допускаемый законом, противоречащий установленным законами требованиям.

Оборот товаров и услуг - это основа экономических процессов любого общества, предусматривающая обмен плодов человеческого труда на эквивалентный продукт деятельности другого лица. Регулирование этого оборота всегда входило в важнейшие функции государства.

Статья 129 ГК РФ под оборото-способностью подразумевает возможность отчуждения объекта гражданских прав по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица). Оборото-способность является основой деления объектов гражданских прав на 3 группы:

1. Свободно обращающиеся объекты.

2. Объекты, ограниченные в обращении.

3. Объекты, полностью изъятые из оборота.

Необходимо отметить, что на практике оборот понимается более широко. Понятие «незаконный оборот» чего-либо прочно вошло и в повседневную жизнь правоохранительных органов, и в научный язык, и законотворческий процесс для обобщения ряда правонарушений относящихся к определенной группе тождественных материальных объектов. Используются фразы «незаконный оборот алкогольной продукции» (по отношению к поддельным или похищенным алкогольным напиткам), «незаконный оборот нефтепродуктов» (по отношению к похищенному бензину, дизельному топливу), даже «незаконный оборот леса и лесоматериалов», но чаще всего этот термин фигурирует по отношению к входящим во вторую группу объектов гражданских прав наркотическим средствам и оружию.

Уже в преамбуле Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» указано, что он устанавливает правовые основы государственной политики в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. На основе положений ст. 1 данного Федерального закона незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это осуществляемые в нарушение законодательства Российской Федерации 16 действий: культивирование растений, содержащих наркотические вещества; разработка; производство (серийное получение); изготовление; переработка (рафинирование, повышение концентрации); хранение; перевозка; пересылка; отпуск; реализация; распределение; приобретение; использование; ввоз на таможенную территорию Российской Федерации; вывоз с таможенной территории РФ; уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных и контролируемых в соответствии с законодательством РФ.

В КоАП РФ статья 6.8. носит название «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» и предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В УК РФ понятие «незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ» встречается в примечании к ст. 228, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, а также за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем.

Г.В. Зазулин определяет наркотизм как социальное явление, содержание которого состоит в приобщении к употреблению наркотиков отдельных групп населения, а форма выражается в совокупности прямо и опосредовано связанных с наркотиками общественно опасных действий, посягающих на здоровье людей. По степени общественной опасности дифференцируется на аморальный поступок (потребление наркотических средств в немедицинских целях), административное правонарушение и уголовно-наказуемое преступление. Именно поэтому, отмечает Г.В. Зазулин, в органах внутренних дел, для которых одной из более актуальных задач становится предупреждение и раскрытие связанных с наркотиками преступлений, получило распространение более узкое по сравнению с наркотизмом понятие незаконного оборота наркотиков. При этом под ним понимаются противоправные умышленные действия, связанные с обращением наркотиков от изготовления до реализации потребителю. Еще более узким понятием является редко употребляемое правильно понятие наркобизнеса. Являясь составной частью незаконного оборота наркотиков, он дополнительно характеризуется следующими признаками: масштабностью незаконных действий с наркотиками, глубокой законспирированностью наркодельцов, включая переход на нелегальное положение в случае выявления, высоким уровнем организации преступных формирований, позволяющем говорить о нем как о разновидности организованной преступности, и сверхвысокой прибылью, гораздо более высокой, чем в самых доходных видах бизнеса.

Имитационная модель наркобизнеса (незаконного оборота наркотиков) некоторыми учеными представляется в виде технологических звеньев - производственного, оптового, розничного, потребительского, - им в качестве объектов включает население, финансовые средства, товар (наркотики), заказы, информацию о наличии потребностей, силы и средства, направленные на пресечение незаконного оборота.

Термин «незаконный оборот оружия» используется значительно реже, в основном в научных трудах для обозначения всего комплекса правонарушений, связанных с оборотом оружия, понятие которого установлено Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». В преамбуле закона противоречащие ему действия названы «незаконным распространением оружия». На основании положений ст. 1 указанного нормативного акта под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимают 17 действий: производство оружия (исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей); торговля оружием; продажа; передача; приобретение; коллекционирование; экспонирование; учет; хранение; ношение; перевозка; транспортирование; использование; изъятие; уничтожение; ввоз оружия на территорию России; вывоз его из РФ.

Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, находящиеся в незаконном обороте, Ю.А. Шунков например, определяет как находящиеся «вне сферы государственного контроля». Он считает, что введение в действие нового УК России в 1997 году, принятие закона «Об оружии», обновление законодательства, регламентирующего «легальный» оборот оружия и уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за «незаконный оборот» его разновидностей, в значительной мере устранило имевшиеся пробелы в законодательстве и сложности, возникавшие в правоприменительной деятельности по данной категории преступлений. По моему мнению, эту мысль можно продолжить и с точки зрения совершенствования не только уголовного, но и административного законодательства, регламентирующего противодействие нарушениям правил оборота оружия и боеприпасов в положениях статей 20.8 - 20.14 КоАП РФ.

В УК России еще дважды используется понятие незаконного оборота: в ст. 234 «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ» (незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки, а также нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда) и в ст. 191 «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» (Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий).

Как отмечалось, оборото-способность объектов гражданских прав является основой деления на 3 группы, из которых две могут находиться в обороте с определенными ограничениями. Но понятие обращения (оборота) не всегда совпадает с гражданско-правовыми или уголовно-правовыми отношениями. Так, очевидно, что значительное место в обороте оружия и наркотических средств занимают административно-правовые (производственные, таможенные и т.д.) отношения. Под составляющими частями обращения, кроме указанных выше действий, также могут пониматься прием, сбор, складирование, использование, сжигание, обезвреживание, испытание, применение, захоронение и т.д.

Интерес для сравнения представляет юридико-технический подход к диспозиции ст. 19.14. КоАП РФ, где под обращением понимается торговля, залоговые операции, сделки, совершаемые банками с физическими и юридическими лицами, и это понятие не включает в себя извлечение, производство, использование, получение, учет, хранение, сбор и сдачу драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, лома и отходов таких металлов, камней или изделий. Последние действия указаны в законе самостоятельно.

Неоднозначность понятия оборота требует выработки единой терминологии хотя бы в группе однородных, в нашем случае технических, устройств.

Научных работ, связанных с разработкой темы незаконного оборота водных и воздушных судов практически нет, эта проблема лишь обозначается при исследованиях уголовно-правовых аспектов пиратства по отношению к морским и речным судам (ст. 227 УК РФ). Угон судов или железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ) рассматривается только как деяние, не предусматривающее цели хищения.

Однако в последнее время появились публикации и возбуждались уголовные дела по фактам незаконного оборота запасных частей и агрегатов самолетов гражданской авиации. Так, в 2002 году в Москве и Ярославской области (г. Рыбинск) была выявлена преступная группа, занимавшаяся хищениями деталей с НПО «Сатурн» для различных систем самолетов Ил-62 и Ту-154, их доработкой в кустарных условиях и продажей авиаремонтным предприятиям через подставные фирмы. Согласно информации пресс-службы СК при МВД России по Центральному федеральному округу, расследовавшему уголовное дело, возбужденное в отношении руководителей ОАО Внуковский авиаремонтный завод по ст. 174 УК РФ, доход таких фирм при реализации поддельных запчастей доходил до 300%, оборот же за три года составил от 1 до 2 млрд. рублей. Существенно влияющий на безопасность полетов рынок поддельных запчастей самолетов зародился в России в начале 90-х годов 20 века, когда на базе «Аэрофлота» появилось около 400 авиакомпаний, самостоятельно обеспечивающих свое существование. Покупались списанные и исчерпавшие свой ресурс агрегаты, к которым подделывались паспорта, изменялись (путем перебивки) заводские номера комплектующих частей двигателей. ФГУП «Кавминводыавиа» неоднократно предлагались блоки и двигатели самолетов, разукомлектованных в 1993-1995 г.г. в Грозненском аэропорту. По мнению специалистов, на каждом третьем самолете Ту-154, находящемся в эксплуатации, до 40 из 200 паспортизированных агрегатов - поддельные. Такое положение сказалось на том, что в 2003 году в СНГ на 350 % возрос фактор аварийности воздушных судов.

В Московской области группа преступников, выявленная в конце 2003 г. ГУБОП МВД РФ, изменив регистрационные знаки на крыльях похищенных легких самолетов, более 6 месяцев предоставляла услуги коммерческих авиарейсов (прогулочных полетов), что не было обнаружено ни одной службой по обеспечению авиационной безопасности. В Ставропольском крае списанные самолеты сельскохозяйственного назначения умельцы из бывших авиаторов приобретают как металлолом, восстанавливают, а затем без всяких разрешений используют для оказания услуг фермерам, сельхозпредприятиям по опылению полей и т.п. по ценам, оставляющим без работы легальные предприятия малой авиации. Легкие самолеты типа АН-2 хранятся без фактической охраны, являются доступными для похищения, а из-за малой высоты и скорости полета они не будут фиксироваться радарами служб воздушного движения. В Ростовской области дважды за последние 6 лет совершались хищения вертолетов малой авиации; в 1997 и 2001 годах у частных лиц изымались технически исправные военно-транспортные вертолеты, списанные МО РФ на металлолом. В аэропорту г. Ростова-на-Дону в 2002 г. были выявлены 2 самолета типа «Сессна» без каких-либо документов, с уничтоженной заводской маркировкой, доставленные своим ходом с Украину.

С развитием авиации, предназначенной для эксплуатации негосударственными структурами, незаконный оборот воздушных судов и их запасных частей будет возрастать, если не предпринять мер противодействия ему.

Аналогично положение дел и с водными судами. О хищениях моторных лодок и двигателей к ним хорошо известно в каждом районе, на территории которого имеются базы маломерных судов. Задерживаемые российскими пограничниками в Тихом океане рыболовные суда неоднократно оказывались незарегистрированными ни в одном порту мира, все средства государственной идентификации были на них уничтожены.

Морские пираты захватывают корабли в Южно-Китайском море, у берегов Восточной Африки, Южной Америки и Ближнего Востока. Если экипаж корабля оказывает сопротивление, его могут уничтожить. Суда стараются присвоить, чтобы потом продать. Так был захвачен в Южно-Китайском море танкер «Петро рейнджер». Нефть преступники перекачали в другой танкер, а затем, сменив сингапурский флаг на гондурасский, отправились в ближайший порт, чтобы перерегистрировать судно на имя одного из преступников. Они уже договорились по радио с покупателем, что, после получения новых документов на захваченное судно, продадут его за 16 миллионов долларов. Подобные преступления удаются, потому что в некоторых странах не сложно купить лицензию на управление судном. По данным Международного морского бюро, у берегов Нигерии в 2004 г. преступники совершили сотни нападений на различные суда, убили 300 человек и несколько сотен взяли в заложники, требуя за них выкуп.

Несмотря на ущерб, наносимый незаконным оборотом судов, наибольшее значение для всех без исключения физических и юридических лиц, а также государств, имеют более распространенные деликты, относящиеся к широко распространенному сегодня автомототранспорту.

Ученые и практики правоохранительных органов, публицисты неоднократно пытались объединить деликтные деяния, посягающие на права владельцев автомототранспорта, используя понятия «криминальный (или нелегальный) автомобильный бизнес», «незаконное завладение транспортным средством», «криминальный автомобиль», «незаконный оборот автомототранспорта», «преступные посягательства на автомототранспортные средства». А специальная государственная регистрация автомототранспортных средств, приводила отдельных ученых к выводу, что их следует считать объектами, гражданский оборот которых частично ограничен

Автомобильная промышленность как отрасль машиностроения, производящая легковые и грузовые автомобили (в т. ч. специального назначения), автобусы, прицепы, а также их части, узлы и агрегаты, возникла в конце 19 века во Франции, Германии, США, Великобритании, где преобладала ручная сборка каждого экземпляра. Настоящим технологическим прорывом, который в дальнейшем открыл дорогу массовому производству автомобилей, стало введение конвейерной сборки в США в самом начале 20 века на заводе «Олдсмобиль» и доведение ее до совершенства компанией Генри Форда в 1912 - 1916 годах, когда только на его заводах стало выпускаться более миллиона дешевых (от 300 долларов) автомобилей одной модели («Форд-Т») и одного (черного) цвета. Сегодня эта индустрия характеризуется высоким уровнем специализации, широким кооперированием, передовой технологией. На нее работают многие отрасли науки и хозяйства.

Скорость и удобство доставки грузов и пассажиров автотранспортом, во много раз большие, чем любым другим видом транспорта, определили гиперболическую динамику распространения автомобилей, и ныне без автотранспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства. Если к 1900 году общее число выпущенных на дороги «самодвижущихся повозок» составляло не более 11 тысяч, то в 1920 году их уже было свыше 10 миллионов, в 1940 году - более 46 миллионов, в 1965 году - почти 178 миллионов, а на рубеже веков - свыше 500 миллионов легковых автомобилей и почти 190 миллионов грузовых и специальных машин и автобусов. Всего через столетие с начала автомобилизации в мире ежегодно производят 40 - 45 млн автомобилей, из них более 25% грузовые и автобусы. Примерно половина всех производимых новых автомобилей идет на замену выбывающих из строя в результате технического (износа) или морального старения. Автомобильный парк в таких странах как Япония, Германия, Италия в настоящее время превышает 50 миллионов единиц, а в США составляет более 200 миллионов. Уровень автомобилизации, измеряемый отношением числа жителей к количеству эксплуатируемых транспортных средств, в США и малых государствах Европы достигает единицы (один к одному).

По оценкам специалистов в ближайшие двадцать лет альтернативных автомобилю по распространенности средств передвижения не появится. Это определяется соответствующими, в первую очередь экономическими, потребностями и возможностями как всего социума, так и индивидуумов, сложившимися и активно развивающимися многосторонними общественными отношениями, складывающимся структурированием социального пространства.

Поведение людей по поводу автомобилей формируется сложной гаммой социально-экономических, психофизиологических, моральных и правовых факторов, которые объединяются специфичной сферой общественных отношений названной дорожным движением. С.Н. Дмитриев, изучая последствия автомобилизации, выделяет в этом «высокоорганизованном бионическом объекте, оказывающем значительное социально-психологическое влияние на современное общество» следующее:

- развитие национальной и международной экономики, и не только за счет роста грузовых и пассажирских перевозок, стимулирующих товарооборот, но и путем создания соответствующей дорожно-транспортной инфраструктуры;

- всемирную унификацию технических и правовых средств защиты жизни, здоровья и имущества людей вследствие международной стандартизации подвижного состава, средств регулирования дорожного движения, совершенствования систем оказания неотложной медицинской помощи, возмещения ущерба и высоких темпов развития межгосударственного автомобильного сообщения;

- общественную систему «вступления» в исследуемую сферу, определяемую производством, сертификацией, лицензированием, допуском (знания, умения, навыки, здоровье, испытание) к участию в дорожном движении, изготовление и использование специальных документов и правил обращения с ними;

- поведенческий комплекс субъектов дорожного движения, состоящий из элементов игры и конфликтов, самоутверждения и самовыражения, реализации эстетических взглядов и творческих наклонностей, а также медико-физиологических, морально-психологических и иных издержек как для владельцев, так и для их окружения.

Здесь можно отметить, что фактически субъектами дорожного движения становятся практически все люди, но владельцы ТС и профессиональные водители, не эпизодически, а постоянно вступающие в соответствующие отношения, могут быть названы социальной группой. Хотя, в сравнении с другими сферами человеческой деятельности, для ее членов высок уровень «зональной» анонимности (чувственная, эмоциональная и коммуникативная разобщенность при управлении ТС), эта группа характеризуется устойчивыми признаками - общими средой, профессиональными навыками и системой обучения, проблемами и противниками (контролирующими органами и профильными преступниками), своим языковым сленгом и т.д.

Таким образом, широкая распространенность автомобильного транспорта в индивидуальном пользовании, особенности социально-психологических отношений по поводу него, определенная зависимость социально-экономического развития общества, а также многосторонние правовые аспекты позволяют говорить об отдельном социальном явлении 20-го века - «автомобилизации». Г.В. Осипов определил термин социальное как «совокупность тех или иных свойств и особенностей отношений общественных данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни. Социальное как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или групп индивидов независимо от физического присутствия этого индивида или группы. В широком понимании социальное противопоставляется природному, а также биологическому».

Социологические аспекты многогранны: от философского осмысления происходящих в обществе процессов - до рассмотрения отдельного социального действия. Изучая стороны социальных явлений, социологи выделяют их функции и дисфункции, возникающие в процессе совместного достижения общих для коллектива целей. Функциями (положительными сторонами) автомобилизации можно считать существенное влияние на экономический рост и инвестиционную политику, повышение коммуникации (сближение) отдельных личностей и социальных групп (семей, производственных коллективов и даже народов), повышение жизненного уровня населения, некоторое социальное выравнивание (в процесс вовлечены все - от малообеспеченных слоев населения до политической и экономической элиты общества). Очевидна и неизбежность возникновения противоречий из-за невозможности полной интеграции целей коллектива как в горизонтальной плоскости взаимоотношений (с однопорядковыми социальными образованиями - единицами), так и в вертикали (с социальными системами других уровней). Степень расхождения в целях коллективов разного уровня может быть значительной, вплоть до прямого противостояния. Любой социальный организм состоит из двух основных неразрывных частей: той, что отвечает социальным требованиям, действует соответственно нормам общества, и той, что этим нормам не соответствует, не соблюдает их. Между ними существуют противоречия, приводящие к конфликтам. Разрешением таких дисфункций, возникающих в процессе автомобилизации общества, должна заниматься, среди прочих, правовая система государства. Технические и поведенческие аспекты рассматриваемого социального явления, не могут рассматриваться без учета социально-правовой составляющей.

Автомототранспорт можно охарактеризовать как особую часть единой транснациональной транспортной системы, как мобильный, удобный, доступный для многих членов общества, относительно дешевый (по сравнению с водными судами, поездами, вертолетами и самолетами) и быстро развивающийся вид сообщений. И особо надо выделить общественные отношения, складывающиеся по поводу АМТС. Ведь именно общественные отношения являются предметом правового регулирования, а любые правовые нормы и право в целом предназначены для воздействия на волевое поведение индивидуумов и их групп в обществе.

Общественная опасность правонарушения заключается в способности причинять вред охраняемым законом общественным отношениям, влечет какие-либо изменения во внешнем мире, в окружающей обстановке и вызывает наступление определенных последствий, вредных для охраняемых нормами права личности, ее прав и свобод, общества и государства. Социальные свойства правонарушений определяет то, что любые противоправные деяния как акты человеческого поведения выпадают из общих правил, ибо нарушают нормы права. Сами же нормы, устанавливающие, что именно является правонарушением, представляют собой разновидность социальных норм. Деликтные действия людей, рассматриваемые с социологических позиций, никогда не поглощаются только нормами административного и уголовного права. Именно поэтому следует изучать не только сами правонарушения, но и различные социальные проблемы, связанные с деликтным поведением. Здесь важна ценностная характеристика общественных отношений как объектов и правовой, и социальной охраны. Многие поступки людей, не определяемые правыми запретами и ограничениями, наносят социальный вред, поскольку их негативное действие достаточно ощутимо. В любом случае это антиобщественное поведение, патология.

К числу социальных патологий ученые относят такие негативные явления, как пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, беспризорность и т.п. Общий их объединяющий признак - это связь с преступностью. Каждому из социально негативных явлений соответствуют конкретные формы человеческого поведения. Данные явления связаны между собой, но для удобства исследования любое из них может стать предметом самостоятельного изучения. Организация борьбы с негативными социальными явлениями предполагает соответствующую юридическую квалификацию, что связано с проблемами криминализации.

Такое социальное явление как «автомобилизация», хотя и в целом невозможно назвать патологией, имеет значимые для общества отрицательные последствия. Западные футурологи и фантасты в 1950-60-е годы - годы второго автомобильного «бума» - отражая социальные настроения и общественные опасения, предрекали и войну водителей и пешеходов, и убийства людей роботизированными автомобилями, и задыхающееся от «автомобильного смога» человечество. Эти технофобные настроения были детерминированы негативными последствиями развития автомобилестроения. А. Корниловский считает, что всеобщая автомобилизация приводит к колоссальному расточению углеводородных энергоресурсов, малоподвижность людей - к их физической деградации, города становятся неудобными для жизни: «Собственно людям в их двуногой ипостаси места остается все меньше».

С.Н. Дмитриев, рассматривая автомобилизацию с точки зрения безопасности дорожного движения, пишет, что для большинства граждан ежедневные поездки на работу, учебу, в магазин и обратно представляют наиболее опасную стадию жизнедеятельности. Он отмечает основные негативы процесса, определяемые:

- уровнем человеческих и материальных потерь общества от дорожно-транспортных происшествий;

- уровнем экологических проблем биосферы (для здоровья, комфортности и средней продолжительности жизни людей, животных и растений);

- борьбой различных социальных групп и ведомств, имеющих отношение к обеспечению транспортного процесса, за свои интересы;

- тенденцией снижения профессиональной и правовой культуры участников (субъектов) дорожного движения, в т.ч. за счет расширения вовлекаемых в процесс социальных групп.

Каждому из этих негативных последствий соответствуют свои, обобщающие социально-правовые дефиниции: автотранспортные правонарушения и преступления; экологические правонарушения и преступления; лоббирование и коррупция; социальная, психологическая, образовательная и правовая адаптация, социальный и правовой нигилизм.

И, конечно, многие ученые отмечают, что расширение рассматриваемого социального явления сопровождается ростом правонарушений, связанных с владельцами, водителями и пассажирами ТС, материальными и моральными потерями общества от этих правонарушений. Здесь исследуемое понятие может иметь существенное значение для развития науки и законодательства.

Среди многочисленных рекордов, установленных на заре автомобилизации, парижской полицией занесен в анналы криминалистики первый случай угона автомобиля. 2 июня 1896 года пропал «Пежо» барона де Цюлена (Zulen), в котором находился автомеханик. Автомобиль и угонщик были обнаружены полицией через несколько дней в одном из предместий Парижа - Асньере. Начало общественным потерям было положено.

Несмотря на незначительное количество автотранспорта в России в конце 1918 г., характерен случай со служебным автомобилем председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина), который был угнан от входа в Смольный. Обнаружили его лишь через несколько дней на окраине Петрограда перекрашенным и подготовленным к продаже.

Кражи и угоны автомобилей росли пропорционально распространению автомобилей в мире. До окончания второй мировой войны угоны были скорее исключением. В 50-е годы, в эпоху массовой автомобилизации, когда найти ТС среди миллионов ему подобных стало проблемой, сложилась настоящая автомобильная преступность. Автомобили угоняли и перепродавали целиком или на детали, и самыми крупными рынками сбыта были страны Ближнего Востока, Турция и Югославия. В 70-х годах к бизнесу подключилась итальянская оргпреступность, наладившая поставки похищенных автомобилей во Франции, Австрии и Швеции, в том числе из США. Бизнес на угонах стал транснациональным.

После второй мировой войны США и Европу поглотила волна автомобильных краж; с каждым последующим годом увеличивался автопарк, и всё проще становилось скрыть, а затем разобрать для продажи по запчастям или легализовать криминальный транспорт. СССР оставался оазисом посреди этой преступности. Статистики по кражам автомобилей, в отличие от западных стран, не велось. Но можно предположить, что в 1950-е годы в СССР автомобильной преступности практически не было. Не было предмета для краж, поскольку автомобили были большой редкостью. Со временем их количество росло, но уровень краж все равно оставался довольно низким.

«Угонщик автомобилей» - одна из новейших профессий, стремительно распространившаяся по всему миру. Недавно в Польше был обнаружен учебный центр, где будущие угонщики за плату обучались открыванию замков и отключению сигнализаций. В России организованная преступность, связанная с АМТС, в историческом плане условно может быть названа преемником преступных сообществ конокрадов (на жаргоне «скамеечников»), поскольку лошади были основным средством передвижения и производства в аграрной стране. Эти организации имели свою иерархию - главари, подручные, угонщики (часто - цыгане), скупщики лошадей («барышники»), группы отражения преследователей, специалисты по перековке, перекраске, изменению формы копыт, подтачиванию зубов похищенных животных; свои структуры - места дислокаций, опорные и перевалочные базы, доверенных людей на конезаводах и у крупных помещиков.

Мировое сообщество пока не в силах остановить распространение этой преступности, о глобальном характере которой говорят данные ИНТЕРПОЛа: объем нелегального бизнеса на похищенных автомобилях в мире оценивается в сумму около 21 млрд. долларов в год.

В странах Западной Европы ежегодно угоняется до 1,2 млн. автомобилей. Только около 60% из числа краденых машин находят органы правопорядка. Оборот рынка угнанной автотехники в Европе составляет около 10 млрд евро. Значительную часть угнанных ТС, в первую очередь дорогие и престижные автомобили, переправляют в страны Восточной Европы, в том числе в Россию. Такая статистика приводится в опубликованном в декабре 2003 г. в итальянских СМИ докладе Европарламента. В Италии, где насчитывается более 43 млн машин в год угоняют 190 тыс. автомобилей. Из них находят только 54%. Авторы доклада Европарламента отмечали, что подпольный автомобильный рынок контролирует организованная преступность. Они предлагали усилить взаимодействие между полицией, автопроизводителями и страховыми обществами в деле борьбы с угонами, а также наладить сотрудничество с государствами, служащими рынками сбыта угнанных ТС.

Угоны лидируют среди всех совершенных преступлений в небогатом Ираке. Только в Багдаде ежедневно угоняют 70 автомобилей, часто днем и под угрозой оружия. Немногочисленная и слабо оснащенная багдадская полиция не может справиться с этим видом преступлений, совершаемых как бандами, так и одиночками, к тому же оружие в Ираке есть почти у каждого. Таким образом, угон стал безопасным и быстрым способом заработать. Некоторые группировки специализируются на насильственном отъеме автомобилей, ввозимых во все возрастающем количестве из Иордании и Кувейта.

По данным ФБР, в США хищения автомашин по своему размаху и размеру ущерба стоит на первом месте среди всех других видов имущественных преступлений, автомашина угоняется в среднем каждые 20 секунд, и это мощная преступная индустрия. Ежегодный ущерб для американской экономики от угонов автотранспорта оценивается в 8,2 млрд долл. В 2002 году в

США было угнано около 1,2 млн. машин. Больше всего машин - 71 тысяча - было угнано в Лос-Анджелесе. В Чикаго было зафиксировано 43,5 тыс. угонов, в Вашингтоне - 33 тыс. и Нью-Йорке - 30,5 тыс. угонов. Это объясняют начавшимся в начале нынешнего века ухудшением экономической ситуации в США, ослаблением внимания полиции к угонам из-за более серьезных преступлений и открытостью международных границ, затрудняющих поиск переброшенных в другие страны похищенных ТС.

Американские правоохранительные органы считают главными центрами угонов не крупные мегаполисы, а города среднего размера, которые находятся в западной части страны. Национальное бюро США по расследованию преступлений в сфере страхования установило, что по интенсивности автоугонов на первом месте в США находится город Феникс « в штате Аризона, где в 2000 году было угнано 40,2 тыс. автомашин - в полтора раза больше, чем в Нью-Йорке. Однако именно в Нью-Йорке работает большинство подпольных мастерских по перекраске, перебивке номеров и переформированию корпуса до неузнаваемости, именно здесь «трудятся» организованные преступные группы по вывозу автомашин за рубеж для последующей выгодной перепродажи. В 1990-м году в Департамент полиции Нью-Йорка поступило почти 147 тысяч сигналов об угоне машины, пропадала каждая двенадцатая. Сегодня преступная активность снизилась. Правоохранительные органы и эксперты-страховщики утверждают, что технологические новшества и направленная борьба привели к тому, что угонщиков в городе стало не больше, чем в 1965 году. «Опытный автомобильный вор вполне способен угнать 2-3 машины в неделю. Стоит отправить одного за решетку, и вы разом предотвращаете добрых полторы сотни преступлений за год».

Автомобиль Toyota Camry 1989 модельного года оказался самым угоняемым в США. Второе место в этом списке заняла Honda Accord 1994 модельного года, а третье - Honda Civic 2000 года. Об этом сообщило Национальное управление по преступлениям на автотранспорте в опубликованном исследовании за 2002 год. Как правило, эти машины угоняются из-за их запчастей, которые уже не производятся и которые трудно купить. Кроме того, они пользуются большим спросом у дилеров, занимающихся нелегальной транспортировкой угнанных ТС в страны Латинской и Центральной Америки, а также в Европу. Значительная часть угнанных автомашин оперативно перебрасывается в американские морские порты, откуда они затем на грузовых и контейнерных судах переправляются для последующей перепродажи в зарубежные страны. Из США, Канады и Мексики ежегодно за границу нелегально переправляется около 200 тыс угнанных автомашин, на перепродаже которых преступные группы зарабатывают более 1 млрд долларов США.

В Австралии только за 1999-2000 годы уровень краж автомобилей по стране вырос на 9%, кража происходила каждые 4 минуты. Обычно около 25% угнанных автомобилей так и не находят (зачастую обнаруженные машины находятся в разбитом состоянии). Существовавший в Австралии уровень автомобильных краж (7 автомобилей на 1000 жителей) почти на 50% выше, чем в США и в пять раз выше, чем в Германии. В 2000 году по предварительным данным ущерб от автомобильных краж в Австралии впервые превысил 1 млрд. долларов США только в стоимости страховых выплат. Если же принять во внимание издержки уголовной юстиции и социальные последствия трагических жертв, часто следующих за кражей автомобилей, то становится очевидной большая значимость этой проблемы для всего общества.

Это лишь наиболее яркие примеры проблемы хищений и угонов ТС, их «черного рынка», незаконного оборота за рубежом. В России начало 90-х совпало с пиком краж и угонов автомототранспортных средств. В то же время российские потребители не смущались сомнительным происхождением зарубежных автомобилей. По оценке представителей ряда западных страховых фирм, за последние годы в России легализовано не менее 700 тысяч угнанных автомобилей. В 2003 году в России обнаружено более 1200 находившихся в международном розыске автомобилей. Уровень угонов в нашей стране и сегодня остается достаточно высоким. В 2003 году в России было угнано и похищено более 100 тыс. автомобилей, наиболее сложная обстановка традиционно складывается на территории Центрального федерального округа, где было совершено 29 тыс. краж и 11 тыс. угонов автотранспорта, причем 66% от общего числа этих преступлений приходится на Московский регион. В столице в 2004 году было похищено 12482 (20% от всей России), угнано 2965 транспортных средств, что в среднем за сутки составляет более 42 автомашин и мотоциклов. По статистике, чаще преступников привлекают отечественные модели ВАЗ (44% от угнанных в Москве), второе место занимают Audi (13%) и третье - Volkswagen (10%). Популярностью у угонщиков также пользуются немецкие Mercedes и BMW - соответственно 5,5% и 5% от общего числа похищенных в столице. Японские автомашины Honda и Mitsubishi - наименее популярны: число похищенных автомобилей таких моделей составляет лишь 1% от общего числа похищаемых в Москве.

Как отмечает Н.Н. Невский, в стране, во-первых, похищаются ТС практически всех модификаций и марок, во-вторых, данный показатель в разных регионах России неодинаков. Он зависит от множества факторов, но в первую очередь - от социально-демографического и экономического. Имеются ввиду такие криминологические условия как количество ранее судимых за кражи (угоны) автотранспорта, проживающих на определенной территории; особенности инфраструктуры; уровень занятости населения; конъюнктура автомобильного рынка. На территории Московской и Костромской областей, как и везде в европейской части России (кроме Калининграда и ряда приграничных регионов) около 70% угнанных автомобилей составляют отечественные модели. В Сибири, на Дальнем Востоке, в ряде западных областей в основном похищают иномарки. По прогнозам ВНИИ МВД России рост посягательств на ТС, очередной виток которого начался в 2000 году с 66728 преступлений (самый низкий показатель с 1990 г.) и достиг в 2004 году уровня в 111257 краж и незаконных завладений ТС, будет продолжаться и далее. Это уже подтверждает статистика МВД РФ по итогам 2005 года.

В 1997 г. впервые используется понятие незаконного оборота автотранспортных средств - «Международное сотрудничество в борьбе с кражами и незаконным оборотом автотранспортных средств» - тема международной конференции, проводившейся 28 февраля - 2 марта 1997 года в Москве МВД РФ совместно с Европейским институтом по предупреждению преступности и борьбе с ней (ХЕЮНИ). На конференции причинами, способствующими хищениям ТС, названы высокая прибыльность криминального автобизнеса и сравнительно небольшой риск задержания и привлечения виновных к ответственности.

Понятие «криминальный автобизнес» некоторые ученые определяют как налаженную систему криминального обогащения преступных сообществ за счет хищения автомобилей» А.Б. Ванян и И.Г. Гричанин отмечают, что в целом эта рационально разграниченная, хорошо законспирированная организация преступного промысла, по своей отлаженности напоминающая легальную индустрию, крайне затруднительна для документирования, расследования, раскрытия преступлений правоохранительными органами.

При данном подходе нелегальный автомобильный бизнес - это направление противоправной деятельности организованных преступных структур, включающее в свою сферу совершение преступных деяний с целью хищения автотранспортных средств и сбыт добытых преступным путем ТС (и их деталей) в целях личного незаконного обогащения. Такое определение дает Е.В. Горенская, верно, по-моему, назвав это только попыткой. Считая все преступления, совершаемые в данной сфере корыстными, предметом их посягательства - ТС (его узлы и агрегаты), она относит к ним различные виды хищений (кражи, грабежи, мошенничества, разбойные нападения), контрабанду ТС, добытых преступным путем, сбыт похищенных АМТС и их деталей. При этом несколько неожиданно ею исключаются из списка вымогательства с целью завладения АМТС и угоны (неправомерное завладение), как «не характерные для организованных преступных структур и не имеющие корыстного мотива, совершаемые без цели хищения». Верно отмечая используемые преступниками способы легализации похищенных АМТС, как документальные (изменение подлинных или изготовление фальшивых документов), предметные (изменение номеров агрегатов) и документально-предметные, исследователь не принимает во внимание другие правонарушения, посягающие на порядок государственного управления.

Ю.А. Панова также пытается объединить преступления, связанные с автотранспортом, и выводит обобщенное понятие «неправомерное завладение автотранспортными средствами» - это самовольный тайный или открытый захват чужого автомобиля или иного ТС как с целью хищения, так и без таковой и его перемещение. Базой для объединения этих посягательств на ТС, по ее мнению, является единство их объекта и одинаковое реагирование правоохранительных органов на данные общественно опасные деяния. Помимо неправомерных завладений автотранспортными средствами ею выделяются иные связанные с ними преступления:

1. Хищения: деталей узлов и агрегатов автомобилей или иных транспортных средств, вещей, находящихся в салоне; номерных знаков.

2. Подделки: номерных знаков; номеров деталей, узлов и агрегатов; доверенностей на право управления ТС (ст. 326 УК РФ).

3. Мошенническое получение страховки за якобы похищенный или угнанный автомобиль.

4. Приобретение похищенного автомобиля и сбыт его за границу России, также приобретение и сбыт похищенных автомобилей, ввозимых из стран ближнего и дальнего зарубежья (ст. 175 УК РФ).

5. Вымогательство права на ТС, при котором, например, потерпевший передает вымогателям доверенность на право его продажи.

Необходимо отметить, что ряд этих преступлений не характерны для России - например, хищение регистрационных знаков, вымогательство права на ТС и т.д. Мошенничество со страховками также пока не получило широкого распространения, хотя можно прогнозировать значительный рост этих преступлений в связи с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС.

Инструкция по розыску автомототранспортных средств содержит обобщенное понятие «преступные посягательства на транспортные средства и их водителей», которое указано даже в названии утвердившего ее приказа МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58: «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства». Понятие включает в себя разбойные нападения на водителей, кражи и угоны АМТС.

Минаев В.А, Кононенко В.И, Закревский И.В. отмечают отдельные факторы, способствующие криминальному автобизнесу:

- плохая организация введения институтов частного предпринимательства;

- контроль со стороны организованных преступных групп и сообществ за автомагазинами и объектами автосервиса, которые используются для изменения внешнего облика похищенных автомобилей, изменения их идентификационных номеров и реализации;

- гуманизация социальных прав и свобод, либерализация режима государственной границы, льготы при ввозе автомобилей из-за рубежа, предоставляемые отдельным категориям граждан, которые порождают преступный уход от таможенных и налоговых платежей;

- недостаточная комплексность использования государством правовых средств борьбы с преступностью (примером служит ст. 249 ГК РФ «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», являющаяся своеобразным «прикрытием» для преступников осуществляющих кражи автомобилей с целью возврата за денежный «выкуп»).

Для разработки системы мер противодействия указанные ученые предлагают в качестве научной основы моделирование криминальных технологий, обусловленных целями хищения. Основным понятием при описании технологий криминального автобизнеса служит «технологическая площадка» (ТП). Эта категория предполагает выделение последовательности состояний, в которых может находиться ТС, ставшее предметом преступного посягательства.

В последнее время метод моделирования постепенно становится одним из основных инструментов познавательной деятельности человека, выступает в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. Т.С. Волчецкая констатирует, что появление и развитие моделирования вызвано переходом современных наук с описательно-эмпирического уровня на уровень абстрактно-теоретический. Этот эффективный метод познания используется различными науками и отраслями знаний, и если ранее бытовало мнение о том, что удел моделирования - лишь технические и естественные науки, то теперь его использование и в науках общественных считается перспективным. Проникновение моделирования в науки юридического цикла в гносеологическом аспекте следует рассматривать как объективный и закономерный процесс дальнейшего развития методологии права.

Моделирование широко используется в процессе криминального анализа ИНТЕРПОЛА в т.ч. при организации оперативного и стратегического противодействия незаконному обороту транспортных средств. Например, здесь применяется составление моделей и схем, показывающих хронологическую последовательность, зависимость деятельности преступных групп.

По-моему мнению, модель НОТС может быть представлена как совокупность процессов (действий преступников с похищенным транспортным средством), отображенных технологическими площадками, где основную роль играют технологии легализации ТС. ТП «Стоянка транспортного средства» может включать:

1. по месту - улицу, гараж, автотрассу, автомагазин, авторынок, автостоянку, территорию предприятия и организации, средства массовой информации;

2. по умыслу - хищение или незаконное завладение без цели хищения;

3. по цели - покататься, использовать для совершения иных преступлений, разобрать для своих потребностей или продажи деталей, возвратить за денежный «выкуп», продать целиком ТС;

4. по действиям - угон, кража, мошенничество, грабеж, разбойное нападение, вымогательство, нанесение вреда здоровью, убийство и т.д.

ТП «Отстой» характеризуется действием по прекращению участия в дорожном движении, а также местом (может включать улицу, пустырь, лесной и дачный массив, гараж, автостоянку, территорию предприятия и организации, автотрассу, автомагазин, авторынок) и целью - покататься, использовать для совершения иных преступлений, возвратить за денежный «выкуп», перегнать на другую ТП после прекращения активного розыска.

ТП «Мастерская» характеризуется изменением первоначального вида транспортного средства и включает:

1. по месту происшествия - улицу, частный и производственный гараж, автомастерскую, двор индивидуального дома, автомагазин, авторынок;

2. по умыслу - хищение и подделку идентифицирующих признаков ТС;

3. по цели - использовать для совершения иных преступлений, разобрать для своих потребностей или продажи комплектующих деталей, продать целиком, перегнать на другую ТП.

ТП «Лаборатория» используется с умыслом изготовления поддельных документов в целях эксплуатации или сбыта - использовать для совершения иных преступлений, продать комплектующие детали, продать целиком транспортное средство, перегнать на другую ТП.

ТП «Перемещение» может включать:

1. по месту-улицы населенного пункта, автотрасса, воздушный, водный, железнодорожный и автомобильный транспорт, государственная граница;

2. по умыслу - хищение и уход от преследования;

3. по цели - покататься, использовать для совершения иных преступлений, продать комплектующие детали или целиком, перегнать на другую ТП;

4. по действиям - угон, мошенничество, шантаж, подкуп, взятка, использование поддельных документов и измененного внешнего вида ТС, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, нанесение вреда здоровью при ДТП, нарушение нормальной работы государственных учреждений и организаций, уход от налогообложения и таможенных пошлин и т.д.

ТП «Магазин» включает:

1. по месту - автомагазин, авторынок, автостоянку, средства массовой информации, орган регистрации, государственную границу;

2. по умыслу - приобретение и сбыт имущества приобретенного незаконным путем, легализация незаконно добытого, хищение или приобретение необходимых документов;

3. по цели - продать комплектующие детали, продать целиком транспортное средство, получить средства на дальнейшие действия;

4. по действиям - мошенничество, шантаж, подкуп, взятка, контрабанда, использование поддельных документов и измененного внешнего вида автомобиля, нарушение нормальной работы государственных учреждений и организаций, уход от налогообложения и таможенных пошлин.

ТП «Потребитель» характеризуется экономическими отношениями и может включать потерпевшего, заказчика, добросовестного приобретателя.

В предложенной модели НОТС преступники, с одной стороны, а государство и общество, с другой, воздействуют на все «технологические площадки» с противоположно направленными усилиями.

Основываясь на анализе практики, все способы реализации похищенных ТС условно можно разделить на два основных вида: реализация по частям и реализация целого ТС. Каждому виду сбыта похищенного ТС предшествует свой примерный комплекс действий по подготовке его к реализации.

Как показали результаты проведенного Ю.В. Демидченко исследования, основными способами подготовки похищенных ТС к реализации в комплекте являются фальсификация документов (34,4 %) либо полное или частичное изменение номеров агрегатов (15,9 % и 36,4 % соответственно).

Извлечение непосредственной материальной выгоды от кражи автомобиля осуществляется путем: реализации его на авторынке в целом виде или по деталям (10,6 % и 47,5 % соответственно); реализации похищенного автомобиля через мастерские, специализирующиеся на разборке ТС (1 %); продажи законно приобретенного ТС, где были использованы комплектующие с похищенного автотранспорта (15,2 %); возврата похищенного ТС за вознаграждение собственнику или владельцу (2,7 %); продажи похищенного ТС через коммерческие организации, имеющие право осуществлять сделки по купле-продаже ТС (2,3 %). С начала 90-х годов широкое распространение получила установка новых маркированных комплектующих деталей, приобретенных в комиссионных магазинах, на заводах-изготовителях. Кроме того, в 15,2 % случаях преступники покупали ТС, находящиеся в аварийном состоянии. Данные действия направлены на использование маркированных деталей и ПТС. Анализ следственно-оперативной практики позволил определить следующие способы реализации похищенных ТС без разукомлектования. В 31,1 % случаев ТС похищалось под имеющиеся регистрационные документы, находящегося в аварийном состоянии ТС, который приобретается при подготовке к преступлению. После хищения участники преступной группы переоборудуют комплектующие номерные детали с ТС, приобретенного легально, и беспрепятственно реализуют похищенное ТС уже с измененными идентификационными номерами, легально приобретенными документами. В 15,9 % случаев похищенное ТС реализовалось заказчику в другие регионы.

При выделении из вышеизложенных процессов модели незаконного оборота транспортных средств необходимо учесть, что центральными здесь являются ТП «Перемещение», «Мастерская», «Лаборатория».

Все технологические площадки связаны как прямыми, так и обратными связями. При этом технологические площадки «Мастерская», «Лаборатория», «Магазин» с соответствующими компонентами могут располагаться как до ТП «Перемещение», так и после нее, а ТП «Потребитель» и ТП «Стоянка» -по разные стороны от центра. ТП «Отстой» имеет значение только для территории того региона, где располагается ТП «Стоянка».

Как видно из предложенной модели при наличии ТС, похищенного с целью продажи, преступным группам необходимо совершить большое количество уголовно-наказуемых деяний и административных правонарушений, по своей разнонаправленности сопоставимых с торговлей наркотическими веществами или оружием.

Принимая во внимание сложность предложенной модели, можно рассмотреть несколько иной подход к моделированию незаконного оборота ТС, взяв за основу весь цикл существования единичного экземпляра ТС от возникновения до уничтожения, что более соответствует административно-правовому аспекту проблемы. При этом стадия разработки (проектирование, экспериментальное изготовление, испытание и т.д.) не учитывается, поскольку ТС реально в широкие общественные отношения, связанные с эксплуатацией источника повышенной опасности не вступает. Тогда в обороте ТС возможно выделить следующие основные этапы возникновение - в результате выпуска российскими производителями, сборки из комплектующих частей либо ввоза в страну из-за рубежа:

1. реализация - продажа физическим или юридическим лицам;

2. регистрация - присвоение регистрационных знаков уполномоченными на то органами и организациями, а также снятие с учета;

3. эксплуатация - использование по прямому назначению, а также техническое обслуживание, ремонт и т.п.;

4. утилизация - полное уничтожение ТС, разукомплектация (ТС перестает существовать как единая вещь), безвозвратный вывоз из страны.

Большинство этапов в данной модели соединено прямыми и обратными связями, а, кроме того, оборот может быть как первичным, так и вторичным. На каждом этапе имеется свой государственно-административный порядок его осуществления и документирования, установленный нормативными правовыми актами, и на каждом этапе возможно вмешательство криминала:

1. незаконное производство в крупных масштабах (незаконное предпринимательство), сборка из похищенных (или незаконно приобретенных) комплектующих частей, подделка идентифицирующих признаков ТС и (или) документов, ввоз с нарушением таможенных правил, контрабанда;

2. мошенничество, незаконные действия с потребительскими свойствами ТС (например, изменение показаний одометра), незаконная торговля, подделка правоустанавливающих документов и т.п.;

3. нарушение правил регистрации, легализация незаконно приобретенного ТС, подделка идентифицирующих признаков ТС и документов и т.п.;

4. хищение и угон ТС, незаконный и недоброкачественный ремонт техники, нарушение правил дорожного движения и т.д.;

5. уничтожение идентифицирующих признаков, разукомплектация похищенного ТС в целях реализации, контрабандный вывоз, правонарушения, связанные с экологическим и санитарным благополучием населения, и т.п.

При этом правонарушители создают путем определенных технологий условия для оборота, незаконно существующих, криминальных ТС. Такой оборот выпадает из общих правил, покушается на нормы права. Общим объектом покушения преступников является собственность как физических, так и юридических лиц, которая была изъята у законного владельца различным путем - кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, угон. Корыстные цели бывают две: хищение (присвоение чужой собственности) либо распоряжение (без цели хищения, а с целью использования полезных свойств чужого имущества, в том числе и временное изъятие из законного владения ТС). Дополнительным объектом преступлений может быть жизнь и здоровье граждан, когда в результате нападения преступники убивают водителя или причиняют иной вред его здоровью. Кроме прямых воздействий, потерпевшему наносится моральный вред (психологический шок), который иногда заканчивается трагически. Объектом является и экономическая деятельность - легализация приобретенного незаконным путем имущества, приобретение или сбыт заведомо добытого преступным путем имущества, а когда похищенное ТС перемещается незаконно через границы государства, то и таможенные правонарушения. Также дополнительными объектами преступлений, связанных с НОТС, необходимо считать общественную безопасность и общественный порядок, так как более 80% преступлений в отношении владельцев ТС совершаются группами, в том числе организованными, и в общественных местах. Они существенно нарушают порядок управления путем подделки или уничтожения идентифицирующих признаков ТС, а также изготовления и использования поддельных документов на него.

Противодействие незаконному обороту транспортных средств рассматривает, в основном, вопрос борьбы с противоправными деяниями в отношении ТС, как объекта незаконного экономического оборота, который осуществляется в результате и криминализированной (легальными субъектами хозяйствования), и криминальной (нелегальной) экономической деятельности, выделяемых В.В. Колесниковым.

Главной особенностью НОТС является то, что при использовании криминальных технологий легализации похищенное ТС остается в гражданском обороте автомобилей и частей, их комплектующих, не потребляется без остатка как, например, наркотические вещества или боеприпасы. Такой оборот ТС представляет собой не только собственно переход гражданских прав, но и целевое использование по прямому назначению - эксплуатацию в процессе дорожного движения. Причем, если незаконно добытое оружие может месяцы и годы пролежать до его использования по прямому назначению, а иногда вообще не использоваться (т.е. опасность его останется потенциальной), то криминальный автомобиль и другие ТС не имеет смысла похищать (как и производить другие незаконные действия) без эксплуатации его самого либо комплектующих частей. Поэтому, с моей точки зрения, наиболее верное понятие, объединяющее рассматриваемые общественно опасные деяния - правонарушения, связанные с незаконным оборотом ТС. Под ним можно понимать форму социальной деятельности, осуществляемую противозаконными средствами, административно и уголовно наказуемыми действиями путем привлечения противоправно изъятых из чужого владения транспортных средств в качестве основного предмета гражданского оборота с использованием криминальных технологий их легализации.

Противоправное изъятие связано с хищениями и корыстными преступлениями на собственность без признаков хищения. Легализация похищенных ТС подразумевает получение преступниками имущественного результата заведомо незаконных действий путем придания ТС действительного или мнимого статуса законности, или иначе введение похищенного имущества в гражданский оборот, создание условий для его последующей реализации. Это происходит в результате приобретения или сбыта ТС, добытых преступным путем, и, в подавляющем большинстве случаев, сопровождается изменением идентификационных номеров ТС и (или) подделкой либо использованием поддельных документов на право владения и распоряжения ТС. Такие же действия сопутствуют обращению ТС, незаконно ввезенных в страну контрабандным путем или с нарушением таможенных правил. Указанный выше статус законности, одно из основных условий для последующей реализации и эксплуатации ТС, приобретается посредством действительной или мнимой (использование поддельных документов) государственной регистрации ТС.

 

Автор: Попандопуло Д.В.