Личность и общество (программа учебного курса)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Личность и общество» является переработанной ранее много раз издававшейся и прерывно совершенствовавшейся программы для академических лицеев и профессиональных коллежей. В ней определены предметная область учебной дисциплины, указаны тематическая сетка часов и необходимый объем работ, подлежащих выполнению учащимися самостоятельно.
В программе:
А) определена цель учебного предмета и его содержательный объем, а также общие направления обучения и воспитания в их единстве;
Б) дается модульное структурирование учебного материала по методу восхождения от простого к сложному;
В) не отдается предпочтения какой-либо одной теоретической концепции в содержании «Личность и общество» в ущерб другим и обязательная часть учебной дисциплины предполагает на вариативной основе и позволяет учителям самостоятельно, по своему выбору составлять рабочие планы учебной работы.
Программа ориентирует на создание еще более современных учебников и пособий, призванных овладевать наряду с соответствующими знаниями и обеспечит общекультурный уровень молодежи, способной к продолжению обучения в системе высшей школы.
Как целостный документ программа состоит из пояснительной записки, основного содержания с соответствующим распределением выделенных часов по темам и требований по усвоению материала.
Изложение содержания курса «Личность и общество» как интегративный учебный предмет опирается на цивилизационный подход, принятый в сферах современных общегуманитарных и социально-экономических знаний. В соответствии с этим обосновывается приоритет нравственных ориентиров и принципов. Признаваемых всем человечеством и апробированных исторической практикой народов. На основе этого опыта в программе утверждается отказ от классового подхода к явлениям общественной жизни, от идеологических догм и стереотипов, конъюнктурных соображений, идущих вразрез с объективностью в научном познании.
В программе при изучении человека и его общества с позиций современных знаний утверждается, что личность является высшей ценностью, обосновываются идеи приоритетности общечеловеческих ценностей. Вместе с тем свобода человека, свободное гражданское общество предполагают стабильность основных устоев государства, законности и ответственности.
В содержание обязательного минимума предмета входит комплекс знаний о человеке, его антропосоциогенетической становлении и личностном статусе, об обществе и в его соотношениях с социумом и социальных процессах, о цивилизации как социокультурном процессе цивилизационной характеристике Запада, Востока, а также, о глобализации и проблемах становлениях единой мировой цивилизации.
В реальном учебном процессе последовательность прохождения тем в авторских программах может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания учебного предмета.
Освоение содержания курса опирается на соответствующие части курсов истории, географии, основ государство и права и др.
Программа нацеливает на достижение следующих целей:
Во-первых, формирование основанной на интересе к социальному познанию, духовно-нравственной культуры личности, ее современного образа мышления и социального поведения, способности к самоопределению и самореализации;
Во-вторых, освоение системы знаний о человеке, его личностном формировании, об обществе, его модели, основных сферах и процессах, о цивилизации как социально-культурной суперсистемы и ее исторической эволюции, необходимых для последующего изучения общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в системе высшего образования, самообразования или для будущей профессиональной деятельности;
В-третьих, воспитание толерантности в условиях многоконфессиальности, приверженности идеалам гуманизма и ценностям демократии, конституцированной в России;
В-четвертых, овладение умениями собрать и критически осмысливать, систематизировать информацию о жизни человека и общества, и применять полученные знания для решения типичных задач в сферах социальных отношений;
В-пятых, освоение способов коммуникативно-практической деятельности, необходимых для участия в жизни формирующегося гражданского общества и правового государства, в и семейно-бытовых сферах межнациональных отношениях.
Место предмета в учебном плане среднего специального, профессионального образования. Для обязательного изучения предмета «Личность и общество» отводится 40 часов и в соответствии с этим программа рассчитана на такой объем часов. В ней предусматривается в качестве резерва 2 часа (5% общего количества часов) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, в частности, для внедрения современных педагогических технологий.
Обще учебные умения, навыки и универсальные способы деятельности. Программа учебного предмета «Личность и общество» предусматривает формирование у учащихся следующих общенаучных умений, навыков и способов деятельности:
1) определение основных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его с оценкой и классификацией других объектов;
2) иллюстрирование полученных знаний на конкретных примерах;
3) умение решать познавательные и практические задачи в типичных социальных ситуациях;
4) давать определение, приводить доказательства, обосновывать суждения;
5) работа, по необходимой информации начиная с ее поиска, использования, оценка и проверка результатов;
6) участие в проектно-исследовательской работе, владение элементарными навыками исследовательской деятельности;
7) понимание текста и различение его языка;
8) адекватное восприятие языка СМИ по содержанию обществознания;
9) умение пользоваться компьютерными технологиями по сбору, обработке, передачи и сохранению информации;
10) владение способами публичных выступлений (монолог, диалог, полемика и дискуссия) и соблюдения этических норм в речи.
ВВЕДЕНИЕ
Возрастание на рубеже XX-XXI веков значимости мировоззренческих ориентаций в интеграционном подходе к эпохальным изменениям в мире социума. Единство мировоззрения и научных знаний о человеческом обществе. Необходимость в опоре на цивилизационные принципы в подходе к человеческой личности, обществу, истории и их связям. Зависимость зрелости личности от уровня развития человека. Различия между темами предмета «Личность и общество» и знаниями о человеке в различных областях науки, а также в религии. Отражения единство национально-территориальных и общечеловеческих ценностей в предмете как завершающей части социально-гуманитарного и экономического цикла образования.
ГЛАВА I. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
§ 1. Человек как особый тип живого существа
Эволюция жизни человек. Различные характеристики человека в системе знаний: чудо Вселенной; мера всех вещей; существо, имеющее потенциальные преимущество как открытая система; тупик эволюционного процесса; естественная патология; и т.д. Изучение человека в естественно-биологическом, социумно-общественном и духовно-идеологическом аспектах.
§ 2. Необходимость возможности познания человеком самого себя и внешнего мира
Познание – это свойственное человеку потребность. Виды и степени познания. Научные знания. Проблемы истины: аспекты объективности, абсолютности, относительности и конкретности. Классификация наук. О познавательных потенциалах некоторых составляющих духовности. Философия как высшая форма познания. Характеристика знаний постнеклассического периода.
§ 3. Религиозные взгляды о сотворении и научные теории о происхождении человека
Мифы и религии о сотворении человека. Постепенное накопление научных знаний и доказательств об антропогенезе. Современные знания об эволюции предков человека до появления вида Homo и о смене последующих его стадий. Недостатки и положительные аспекты теорий эволюционного направления. Теория о общекосмическом происхождении человека, наследственном воздействие на гоминиды представителями из Космоса и их недостатки. Теория аномальных явлений в рамках ранних факторов антропогенеза и степени их доказательности.
§ 4. Нетрадиционные научные теории антропогенеза
Потребности возможности обоснования учений альтернативных существующим традиционным теориям. Энергетико-информационная теория. Теория белков. Теория духовной культуры – совершенствование предков человека самих себя с помощью интеллекта. Теория взаимоотношений. Синергетическое объяснение происхождения человека.
§ 5. Начало социогенеза
Необходимость дополнения антропосоциогенетических теорий с общегуманитарными и социально-экономическими знаниями, а также силой логики. Социогенетические факторы происхождения человека. Рабочая гипотетическая роль учений, объясняющих с позиций социогенеза значения изготовления и использования орудий труда.
§ 6. Психика
Мозг и нервная система как материальные носители психики. Осознанность как первоначальное проявление психики у предков человека. Дополнение осознанности орудийной деятельностью, практическим опытом и чувствами. Формирование элементов мышления. Речь. Формирование простейших форм нравственности. Мифы. Начало религиозной обрядности. Отбор как социогенетическое явление.
§ 7. Место факторов социогенеза в различных стадиях эволюции человека
Проблема продолжительности социогенеза. Соотношение духовности и материальной вещественности в сохранившихся памятниках человеческого прошлого. Деление истории человечества на эпохи дикости, варварства и ранней цивилизации и их столкновения. Роль полового табу в жизнедеятельности предков человека. Эволюция семейных отношений.
§ 8. Биологическая характеристика человека
О взаимной относительной самостоятельности природно-биологического и социально-духовного в антропогенезе. Род-вид-пол как телесные признаки человека и их связь с внешней средой. Потребности в пищу, одежду, жильё, и устойчивые половые желания. Проблема антропологической завершенности усовершенствования человека. Проблема генетической обусловленности в человеческой натуре чувственной устойчивости, застенчивости, нерешительности, отчужденности, агрессивности, стремления к успехам, руководству и других состояний. Проблема наличия свойственных человеку действий и состояний в животном мире. Теория генно-культурной коэволюции.
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ
§ 9. «Человек умелый» как индивид
Человек как био-социо-культурное существо. Индивид (или индивидум) – отдельно взятый абстрактный представитель человеческого рода. Различные характеристики индивида в разных отраслях знания. Обеспечение физического существования – цель деятельности индивида. Приобретение качеств в индивиде. Условия проявления свойств индивидуальности. Индивидуальность как положительный феномен, всегда превышающий уровень среднеарифметических качеств человека.
§ 10. Личность как высшая ступень эволюции человека
Понятие «личность». Соотношение общей характеристики человека с его статусом личности. Внутренний мир личности и социальное окружение. Общекультурный идеал личности. Состав личностного «Я». Раздвоение целостности личности и его последствия.
§ 11. Социализация
Выявление потенциала человеческой личности как необходимость и его условия. Социализация как целесообразная направленность духовной и биологической потребностей личности и их удовлетворения. Социализация и субъективно «Я». Самосознание. Отчуждение. Глобальные воздействия в современных условиях на человека, их классификация и результативности.
§ 12. Личность: свобода и демократия
«Свобода» как понятие, выражающее историко-культурной потребности личности. Равновесие «Я» и другое «Я» - основы свободы. Здоровье как биологическое выражение свободы. Выбор наилучшего из возможных как критерий свободы.
Зависимость личности от степени организованности человеческого общества и его политической власти. Правовые системы и динамизм личности. Демократия как средство обеспечения ценностей человеческой личности.
§ 13. Великие личности: основные качественные черты
Статус великой личности. Соотношение поставленных проблем и выполненных дел великими личностями. Особые черты деятельности харизматических личностей в истории России.
§ 14. Смерть и проблемы бессмертия
Проблема смысла жизни человеческой личности: соотношение цели и средств. Осознание смерти как отличительная черта человека. Вопросы возможности преодоления тревоги смерти с помощью духовных средств. Смерть как «зеркало культуры». Бессмертие – продолжение после смерти содержательно прожитой жизни. Вопросы эвтаназии.
ГЛАВА III. МИР СОЦИУМА
§ 15. Понятие «Социум». Община и общество
Термин и понятие «Социум». Социум как особая часть Универсума (Мира). Выражение в понятии «Социум» совокупности отношений человеческого мира. Термин и понятие «община». Понятие «общество». Община и общество как организационные формы Социума. Общество как сложносоставное, самодостаточное, динамическое образование.
§ 16. Теоретическая модель общества
Понятие «модель». Отражение в теоретической модели не познаваемой с помощью чувств и экспериментально не проверяемой социальной действительности. Восхождение от абстрактного к конкретному. Значение принципов и понятий в моделировании общества.
ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
§ 17. Духовная сфера общественной жизни
Внутренний мир человека и его внешние проявления как сфера духовности. Структуры духовности. Носительство информации об окружающей действительности как коренное составляющее духовности. Интеллигенция – главные носители духовности. Нравственность. Образование и наука. Художественно-эстетическая жизнь. Религия и ее роль в современном обществе.
§ 18. Экономическая сфера
Термин и сфера «экономика». Материально-экономическая жизнь. Материальное производство как взаимосвязь людей, а также, процесс обмена энергией и веществом с природой. Производительность труда. Человек и техника. Технология и организационные аспекты производства. Собственность и ее различные формы. Уровень жизни. Экономика и другие сферы общественной жизни.
§ 19. Социальная сфера
Понятие «социальная сфера». Основные составляющие социальной сферы. Узкое и широкое понимание социальной сферы. Социально-классовые общности. Социально-территориальные общности: народ, масса, человечество и др. Структура этнических общностей. Микросоциальные группы. Проблема социального статуса расы.
§ 20. Управление и политика
Управление и самоуправление как неотъемлемая черта живых систем. Содержание и типы социального управления. Понятие «власть». Политическая власть и политическая сфера общества. Государство – главное орудие политики. Политические партии. Демократия как форма политического и государственного строя. Правовое государство.
§ 21. Социальные институты
Понятие «институт». Строение социальных институтов. Институционный обмен. Классификация выполняемых государством задач по сферам общества. Организации и учреждения, их разновидности. Явление «бюрократия».
ГЛАВА V. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
§ 22. Социальная история: сущность и содержание
Многозначность термина «история». Смысл и содержание восприятия прошлого через современность. Особенности протекания исторических процессов Восточного (традиционного) и Западного (динамического) обществах. Понимание исторических процессов как круговое, христианско-линейное, периодичное, спиралевидное и др. Проблемы современных критериев общественного развития.
§ 23. Функциональная характеристика изменений в Социуме
Условия и механизм изменений в Социуме. Функциональная характеристика составляющих сфер Социума. Монистические и плюралистические подходы в светском понимании социальных процессов. Функциональная устойчивость человеческого общества и основные условия ее обеспечения.
ГЛАВА VI. ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
§ 24. Начало цивилизации и ее эволюция
Термин и понятие «цивилизация». Происхождение и этапы разделения труда как выражающее начала цивилизации. Политогенез. Духовные условия. Частная собственность. Классификация цивилизаций по месту времени и характеру. Теории А.Тойнби и К. Ясперса. Этапы цивилизации. Несостоятельность формационного подхода. Цивилизация и культура. Ценностные характеристики явлений культуры. Жизнь человека – высшая ценность.
§§ 25-26. Восток и Запад как типы цивилизации
Понятие «Восток». Восток как очаг регионально-речных цивилизаций. Социально-культурная характеристика хозяйствования, основанное на орошаемом земледелии. Устойчивый характер нравственных норм, обычаев и традиций. Синкретизм мировоззрений и знаний. Определяющая роль Природы, Социума и Государства в судьбах людей. Влияние Востока на Античный мир. Особенности и этапы греко-римской цивилизации. Христианская цивилизация. Цивилизационная характеристика Ренессанса, Реформации и Просвещения. Наука и промышленная революция, представительная демократия, преимущества индивидуализма над общинностью. Индустриальное общество – определяющая часть современной Западной цивилизации. Сближение восточной и западной цивилизаций как общецивилизационный процесс.
§ 27. Исламская цивилизация
Восток – колыбель мировых религий. Исламская религия как основный источник идей и знаний между Древнем Востоком, Античностью и Новым временем. Статус общины в мусульманстве. Выражение в Коране простых, но подлежащих к строгому выполнению нравственных наставлений и законов. Халифатство и широкое распространение исламской религии. Толерантность, уважение местных обычаев, честность, основанная на торговле - экономика как основы новой цивилизации. Условия развития составных частей исламской культуры. Причины замедления и застоя в развитии мусульманской цивилизации.
ГЛАВА VII. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
§ 28. Глобализация: сущность, содержание, направления и последствия
Термин и понятие «глобализация». Основные качественные признаки глобализации. Масштаб и потенциал промышленного производства. Транснациональные объединения. Втянутость всех регионов к единому рынку. Возможности интернета. «Общий дом», «общая судьба», «общая забота» и др. Признаки начала единой мировой истории в XX веке (А.Тойнби). Отрицательные аспекты глобализации. Движение антиглобализма.
§ 29. Глобальные проблемы современности
Современные глобальные проблемы. Классификация их по системам «человек-общество», по внутреннему состоянию общества, интерсоциальным процессам и «общество-природа». Общие и частные, внутренние и внешние условия разрешения глобальных проблем.
ГЛАВА VIII. ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К НОВОМУ СОСТОЯНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 30. Современные общества как мировая система
Человеческое общество как система. Различение в системе стран ядра – центр, полупериферии и периферии (У.Валлерстейн). Классификация обществ в рамках техногенной цивилизации: сверх индустриализованный Север и высоко индустриализованный Запад. Новые промышленные государства Востока как носители неоиндустриальной модели. Переходное состояние посткоммунистического мира. Южные традиционно-аграрные общества. Проблемы нового мирового порядка.
§ 31. Информационно-технологическое общество
Наукаемность современной техники и технологии. Определяющие аспекты в основных количественных и качественных системах информационной технологии. Значение информационной революции в преодолении недостатков промышленных обществ. Коренные изменения в духовно-культурной сфере. Масштабы процессов информатизации в политической жизни. Спорные аспекты теорий информационного общества.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
- Бехтерева Н.Т. Механизм управления памятью человека. Л., 1984.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Спб. 2001.
- Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1991.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1991.
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М., ООО «ТИД» «Русское слово - РС», 2006.
- Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова, - 2-е изд. М., «Просвещение», 2006.
- Окладников А.П., Окладникова Е.А. Заселение Земли человеком. М., 1984.
- Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.
- Человек и общество (обществознание). Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 11 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, - 5-е издание. М., «Просвещение», 2006.
- Человек и общество. Современный мир. Под редакцией Купцова Н.И., М., 1999.
- Ясперс К. Смысл и назначения истории. М., 1991.