09.02.2011 12013

Организационные основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с получением взяток (статья)

 

Сразу следует отметить, что некоторые авторы понятие «борьба с преступностью» предлагают заменить на «противодействие», «контроль преступности» или ее «сдерживание». Другие – сразу отрицают это, указывая, что, например, «термин “противодействие” не охватывает всего комплекса мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих, совершаюших или совершивших», к тому же, «преступность – самостоятельный автономный феномен, характеризующийся способностью к самоорганизации и самодетерминации, активным сопротивлением обществу. Преступность противодействует обществу, а не общество преступности». Каждый из терминов имеет право на существование, но только применительно к определенной ситуации, то есть в определенном контексте.

Представляется, что наиболее общим термином, охватывающим все стратегии и варианты, можно признать «воздействие» на преступность, как предельно широкое. При этом остальные термины, как правило, демонстрируют различные виды социального отрицания преступности. Так, «контроль», «сдерживание», «противодействие» относятся к терминам доктрины контроля преступности, которая в скрытой форме содержит идею примирения общества с преступностью. По мнению С.М. Иншакова, «задача указанной доктрины – подчеркнуть, что преступность – вечное явление, устранить его не возможно, максимум, что может сделать государство, это контролировать его развитие, сводя к минимуму опасные для общества перемены его характеристик».

Однако оперативно-розыскная деятельность не укладывается в рамки доктрины контроля преступности. Учитывая, что это - вид деятельности, осуществляемый в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, она по своей сути носит активный и наступательный характер. В словаре русского языка стремление победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствие, относится к понятию «борьба». Поэтому, касательно оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел речь должна идти именно о «борьбе» со взяточничеством и, в первую очередь, с получением взяток. В целом именно на борьбу, как активную и наступательную деятельность должна быть нацелена деятельность правоохранительных органов. Как справедливо пишет С.М. Иншаков «Борьба с преступностью предполагает жесткие формы отрицания преступности. Как правило, с борьбой ассоциируется розыск, задержание преступников и привлечение их к ответственности либо уничтожение их при сопротивлении».

Однако нельзя охватить термином борьба все способы воздействия на преступность. Уже сейчас можно видеть последствия этого. Например, как справедливо отмечают многие криминологи «при неблагоприятных изменениях преступности ответственность возлагается на МВД и прокуратуру, в то время как рост преступности обычно бывает вызван неудачными акциями политиков, экономистов, негативным воздействием средств массовой информации». Это особенно характерно для таких преступлений как взяточничество. Однако нельзя отрицать и то, что повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности является важным рычагом именно борьбы с данным видом преступности.

Повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности по борьбе с рассматриваемыми преступлениями во многом определяется уровнем ее организации. Последняя обеспечивает оптимальное использование оперативно-розыскных возможностей органов внутренних дел, высокую результативность оперативно-розыскных мероприятий и, как следствие, повышение эффективности деятельности в целом.

В теории оперативно-розыскной деятельности обоснована концепция о том, что научная организация оперативно-розыскной деятельности – это «целенаправленная деятельность руководителей органов (аппаратов) внутренних дел по созданию оптимальных условий функционирования служб и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскные функции, организации взаимодействия между ними, направлению их усилий на успешное выполнение задач борьбы с преступностью путем объективной и глубокой оценки складывающейся оперативной обстановки, по принятию научно-обоснованных решений, обеспечивающих комплексное использование оперативно-розыскных сил, средств и методов, и обеспечению реализации этих решений в ходе повседневной оперативно-розыскной работы».

Анализ проблемы повышения уровня организации оперативно-розыскной деятельности применительно к обсуждаемой проблеме, показал, что среди причин, отрицательно сказывающихся на работе оперативных подразделений, ведущих борьбу со взяточничеством, можно выделить:

– недостаточная профессиональная подготовка оперативных сотрудников;

– низкий уровень взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со службами безопасности юридических лиц;

– неотработанность взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со иными подразделениями МВД;

– недостаточный уровень материально-технического и финансового обеспечения оперативных подразделений органов внутренних дел.

Поэтому подробнее остановимся на рассмотрении именно этих проблем.

Проблема недостаточной профессиональной подготовки достаточно объемна. Сюда относятся: недостаточный уровень профессиональной подготовки в части оперативно-розыскной деятельности, не знание о возможностях применения специальных познаний для решения проблем оперативно-розыскной деятельности, отсутствие навыков аналитической деятельности и др.

Изучение практики показывает, что выявление и документирование рассматриваемой категории преступлений требует определенной специализации оперативных подразделений (оперативных сотрудников). «Внедрение специализации предполагает, в частности, определение оптимальной структуры оперативных подразделений, организацию специализированного обучения и текущей специальной подготовки оперативных сотрудников, совершенствование отбора работников в оперативные подразделения органов внутренних дел и т.п.»

В случае со взяточничеством, положительный эффект специализации должен проявиться в том же, что и при специализации оперативных сотрудников по другим видам преступлений. Накопление в их памяти специализированной информации, например, по способам дачи и получения взяток, особенностям проведения оперативно-розыскных мероприятий по делам данной категории заведомо приведет к росту их эффективности деятельности. Дополнительно появляется возможность концентрировать обширную информацию по данному участку оперативно-служебной деятельности с последующим использованием ее в аналитической работе, планировании и осуществлении профилактических и оперативно-розыскных мероприятий.

Одной из наиболее серьезных проблем, оказывающих негативное влияние на эффективность оперативно-розыскной деятельности по борьбе со взяточничеством является слабая осведомленность оперативных работников о приемах, используемых преступниками, включая использование информационных технологий для передачи взяток, и способах противодействия таким противоправным действиям. В связи с этим представляется практически важным определение объема и уровня специальных познаний, которыми должны владеть оперативные сотрудники.

Анализ практики показывает, что, учитывая множество способов взяточничества, говорить об овладении оперативным сотрудником некими специальными познаниями неперспективно. Здесь акцент нужно сделать на овладении и совершенствование знаний в области оперативно-розыскной деятельности, одновременно предоставив информацию о возможностях привлечения специалистов, если их знания требуются.

В частности, он должен уметь:

– выявлять и фиксировать признаки и следы преступной деятельности;

– тактически грамотно использовать оперативно-розыскные силы, средства и методы, а также помощь специалистов при проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и документированию преступлений, совершаемых с использованием указанных платежных средств;

– выявлять лиц, представляющих оперативный интерес, по линии борьбы с рассматриваемой категорией преступлений.

Эту точку зрения подтвердили и данные опросов оперативных сотрудников. Наибольшие трудности у них вызывали именно вопросы, касающиеся оперативно-розыскной деятельности (возможности использования оперативного эксперимента и проверочной закупки, особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в жилых помещениях, возможности применения для документирования цифрового способа фиксации информации, проблемы организации взаимодействия).

Одним из необходимых условий успешного решения этой задачи является пересмотр методов служебной подготовки оперативных сотрудников. Занятия по месту службы оперативных сотрудников необходимо проводить с привлечением наиболее опытных и квалифицированных сотрудников МВД, ГУВД, УВД, профессорско-преподавательского состава учебных заведений и учебных центров МВД РФ. Учитывая специфику борьбы со взяточничеством, для проведения занятий могут приглашаться работники органов прокуратуры и судов.

Учитывая выявленные проблемы, на занятиях в системе служебной подготовки должны изучаться вопросы уголовно-правовой квалификации взяточничества, так как, например, нормативные признаки конкретного состава преступления являются правовым ориентиром для оперативного поиска лиц, совершивших общественно опасное деяние, служат основанием при решении вопроса о заведении дела оперативной разработки и т.д. Помимо этого необходимо обращать внимание на изучение правовых основ проведения оперативно-розыскных мероприятий, новых тактических решений, связанных с применением новых технологий и т.д.

В рамках курсов повышения квалификации целесообразно выбирать одну задачу и готовить слушателей именно к ее преодолению на практике. По такому принципу осуществляется подготовка полицейских за рубежом. Например, во французской национальной полиции для чиновников существуют курсы стажировки по общей психологии, например, курс «Психология допроса», предназначенный для полицейских из бригад по работе с несовершеннолетними; курс «Расстройство поведения», курс «Участники переговоров в уголовной полиции». Цель последнего курса – психологическая подготовка офицеров уголовной полиции для расследования дел, связанных с похищениями и вымогательствами. Имеется также курс «Свидетельские показания офицеров уголовной полиции в суде присяжных», предназначенный доя того, чтобы подготовить полицейских к выступлениям перед аудиторией. Помимо этого, в Министерстве внутренних дел Франции была создана служба оперативной психологической поддержки для оказания помощи служащим, находящимся в состоянии стресса или депрессии.

Уровень профессиональной подготовки неразрывно связан с организацией информационно-аналитической работы и умением пользоваться указанной информацией. Можно только поддержать точку зрения Е.Я. Якимовича: «Не будет преувеличенным утверждение о том, что уровень организации информационно-аналитической работы в оперативных подразделениях …, качество подготавливаемых при этом документов (аналитических справок, обзоров, проектов решений и т.п.) является одним из основных критериев профессиональной грамотности оперативных сотрудников, занимающихся данной работой и во многом определяет эффективность оперативно-розыскной деятельности по борьбе с указанными преступлениями, реальность постановки перспективных и текущих задач, выбор наиболее целесообразных путей их достижения».

А.С. Овчинский отмечал, что «именно в результате аналитической обработки информации осуществляется синтез данных и сведений, рождается новое знание и возникает собственно оперативно-розыскная информация». Фактически на тех же позициях стоят авторы учебника «Основы оперативно-розыскной деятельности», когда указывают, что «на практике оперативный поиск сочетается с аналитическим: первичные данные, собранные в ходе оперативного поиска, систематизируются, дополняются уже имеющимися оперативными материалами, сопоставляются с ними, обобщаются и могут затем реализовываться, например, при подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мер в целях обнаружения и изучения лиц и их сообществ, реально или потенциально опасных для общества, а также последующего пресечения их криминальной активности».

Поэтому остановимся подробнее на организации информационно-аналитического обеспечения борьбы со взятничеством.

По мнению Э.И. Бордиловского и Е.Г. Самовичева, под информационным обеспечением оперативно-розыскной деятельности в широком плане следует понимать создание и эффективное функционирование научно разработанной системы сбора (накопления), обработки, хранения и классификации по определенным признакам данных (сведений) о лицах, предметах, событиях, имеющих отношение к криминальным фактам, их своевременное отыскание и выдачу субъектам указанной деятельности для эффективного решения задач борьбы с преступностью.

В последнее время работа по исследованию проблем информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел привела к основному выводу о том, что новые сведения о различных событиях, фактах и объектах могут быть получены посредством имеющихся первичных и иных данных через многоуровневый интегрированный анализ и оценку, что позволяет получать и устанавливать дополнительные связи между объектами оперативного изучения, ранее неизвестные субъекту оперативно-розыскной деятельности, и определять практические меры решения стратегических и тактических задач. В связи с этими возможностями термин «информационное обеспечение» все чаще стал заменяться термином «информационно-аналитическое обеспечение».

Применительно к рассматриваемой проблеме основное содержание информационно-аналитической работы составляет аналитическая обработка сведений о фактах взяточничество; о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших; условиях, способствующих совершению данных преступлений; эффективности использования оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с указанной категорией преступлений.

Основными направлениями информационно-аналитической работы в сфере борьбы с рассматриваемыми преступлениями являются:

– формирование и анализ базы данных о преступлениях и преступниках, включая прогнозирование новых методов совершения преступлений;

– изучение и оценка состояния преступности в указанной сфере;

– изучение состояния и эффективности использования оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с данными преступлениями;

– подготовка на основе имеющейся информации различных документов (аналитических материалов, экспресс-информаций, предложений т.п.).

К сожалению практика применения результатов аналитических исследований еще не достаточно систематизирована. Отсутствует единые принципы и методики их проведения. Однако, по существу, ни одно выявление и раскрытие преступления не обходится без аналитической работы. Поэтому, можно поддержать мнение Л.М. Исаевой, что «Любая информация анализируется и проверяется, поэтому нельзя отрывать аналитическое исследование предметов и документов, полученных в рамках оперативно-розыскной деятельности, от общей аналитической работы по делу. Это всего лишь часть общей аналитической работы».

Источниками информации для анализа может быть все, что угодно – люди, предметы и т.д. Главное, чтобы они обладали или несли некую информацию, которая может быть позднее осмысленна.

По характеру доступа источники информации традиционно подразделяются на открытые и закрытые. К открытым источникам можно отнести, например, газетные публикации, информацию частных детективных агентств и т.п., а к закрытым – материалы оперативного внедрения, контролируемых поставок, в том числе и оперативно-технических мероприятий и т. п. Условно методы работы с источниками информации можно разделить в зависимости от способа получения информации на: «гласные, когда цель, факт проведения и содержание мероприятий по сбору информации не конспирируются; негласные, когда цель, факт проведения и содержание мероприятий по сбору информации сохраняются в тайне; смешанные, например, зашифрованные, при которых цель мероприятий по сбору информации зашифровывается (легендируется), а факт их проведения и содержание не скрываются».

Следует отметить, что в настоящее время недостаточно интенсивно используется открытая информация. Хотя именно эти источники позволяют получать самую разнообразную информацию, так как охватывают практически все сферы жизни общества. Это характерно и для дел о взяточничестве. Сюда можно отнести информацию, имеющуюся в распоряжении детективных агентств, корреспондентов и т.д. Конечно, частная детективная деятельность в нашей стране не столь распространенна, но она все же существует. А что касается корреспондентов, то, по мнению некоторых исследователей, они публикуют менее 10% из того, что знают. При этом многие газеты и журналы, информационные агентства проводят свои собственные «расследования», которые позже частично используются в криминальных и скандальных хрониках. Но большая часть из собранной информации, в силу различных причин (конъюнктурных, боязни судебных исков и т.д.), не публикуется.

Однако здесь мы сталкиваемся с одной из организационных проблем. Необходимо понимать, что аналитикам не стоит напрямую выходить на контакт с указанными лицами. Учитывая их подготовку и функциональные обязанности им целесообразно сформулировать задачу и поставить ее перед руководством соответствующих оперативных подразделений, которые могут воспользоваться возможностями своей агентурной сети или расширить ее согласно поставленной задаче, либо получить информацию в результате проведения иных мероприятий, проведение которых возможно в рамках оперативно-розыскной деятельности. Отсюда возникает проблема организации взаимодействия, так как в системе МВД РФ задачи анализа информации возложены на подразделения Главного информационно-аналитического центра МВД России, а лица, имеющие право на занятие оперативно-розыскной деятельностью, сосредоточены в других подразделениях. К тому же периодически возникают проблемы защиты оперативной информации.

Действительно, прогнозы ученых оправдались - автоматизация различных аспектов оперативно-розыскной деятельности в целом, повлияла на оптимальное распределение сил и средств в борьбе с преступностью, адекватную оценку оперативной обстановки, получение оптимизированных планов действий при достижении избранных целей.

По мнению ряда ученых,  в криминалистическом, криминологическом и административном учетах далеко не всегда можно найти именно ту документированную информацию, которая требуется оперативным подразделениям для решения стоящих перед ними задач. Поэтому они должны стремиться к созданию своего собственного оперативно-розыскного учета, содержащего необходимые им сведения.

Несмотря на широкое употребление в научных и ведомственных нормативно-правовых источниках термина «оперативно-розыскной учет», ни само это понятие, ни методы его формирования действующими ведомственными нормативными правовыми актами не определены. Причем, и сам данный термин нередко трактуется по-разному. Как правило, считается, что «оперативно-розыскной учет органов внутренних дел – это создаваемая субъектами ОРД ОВД в интересах решения стоящих перед ними задач, отвечающая требованиям безопасности информационная система, предназначаемая для организации агентурной работы и оперативного делопроизводства, а также систематизации результатов оперативно-розыскной деятельности». При этом, оперативно-розыскной учет структурно состоит из оперативного учета, в котором концентрируются учетно-регистрационные сведения, связанные с осуществлением агентурной работы и ведением дел оперативного учета, а также учета оперативно-розыскной информации, отражающей результаты ОРД.

Однако, как отмечалось в литературных источниках, главным критерием, определяющим принадлежность регистрационной информации к оперативно-розыскному учету, является заинтересованность в ее получении и использовании соответствующего субъекта – оперативного подразделения органа внутренних дел. На основании этого к оперативно-розыскному учету может быть отнесена любая информация, имеющая отношение к объекту, представляющему оперативный интерес, независимо от методов и способов ее получения.

Не стоит дробить учеты, создавая специализированные службы аналитиков в каждом заинтересованной службе. Все должно быть централизовано. И на фоне этого можно только поддержать то, что в настоящее время система подразделений оперативно-розыскной информации криминальной милиции объединена с информационными центрами. Это дает возможность объединить системы статистического учета и оперативной информации в единый блок, проводить единую политику, как в теории развития систем, так и в приборном оснащении. Причем, как упоминалось выше, оперативными системами можно считать любую систему, в которой обнаруживается необходимая информация. Однако особое внимание стоит сосредоточить на обеспечении информационной безопасности.

Учитывая, что электронных систем, защиту которых не возможно преодолеть, не существует, необходимо разработать такую структуру и систему пополнения базы данных, проникновение в которую не приведет к разглашению информации. Например, по мнению Л.М. Исаевой «при создании централизованных учетов, для соблюдения конфиденциальности и конспиративности достаточно указать специальные возможности агента (например, специалист в области спецтехники, информационных технологий и т.п.) и оперативного сотрудника, с которым он состоит на связи. В случае надобности в центральный банк может идти запрос о наличии агентов, имеющих специальные познания, и иные, требующиеся для решения задач оперативно-розыскной деятельности, возможности. Информация об этом передается оперативному сотруднику, у которого на связи есть такой агент. Он, в свою очередь выходит на подразделение органа внутренних дел – инициатора, уточняет задачу и ставит задание перед своим агентом». Этот же принцип – указание возможности агента, может быть заложен в основу построения всех систем. К примеру, по делам рассматриваемой категории в ряде случаев достаточно указать место работы агента и оперативного сотрудника, с кем он состоит на связи.

Однако для накопления информации необходимо иметь различные системы учета. Так для организации борьбы со взяточничеством необходимо ведение пополняемой базы данных о всех юридических лицах, хотя бы располагающихся на обслуживаемой территории, что уже даст картину распределения объектов, представляющих оперативный интерес.

Например, предприятия можно разделить в зависимости от вероятности взяточничества исходя из профиля деятельности. Затем для каждой категории организаций можно рассчитать наиболее вероятный механизм совершения преступлений. Для анализа используются особенности регламентирующего законодательства и сложившаяся практика. На основе собранных данных аналитики (а в ряде случаев и сами оперативные сотрудники) могут определить наиболее уязвимые, с точки зрения возможности совершения преступлений, места, что даст возможность соответствующим подразделениям обеспечить их оперативным наблюдением, а также провести профилактические действия.

К примеру, в работе с негласными сотрудниками это дает возможность:

- определить круг кандидатов на привлечение к негласному сотрудничеству с учетом их функциональных обязанностей и должностного положения;

- целенаправленно давать задания негласному аппарату на отбор, проверку и исследование документов с целью выявления признаков указанной категории преступлений и документирования фактов, представляющих оперативный интерес (заявления; платежные квитанции на покупки; материалы камер слежения и т.п.);

- правильно оценивать сообщения негласных сотрудников о совершаемых на обслуживаемых объектах фактах взяточничества.

Результаты информационно-аналитической работы также позволяют принимать многие управленческие решения.

Особое внимание следует уделить системности подхода к аналитическим исследованиям. Необходимо учитывать все оперативные версии и детально их разрабатывать.

Как показывает анализ практики, основными источниками информации для аналитической работы по линии борьбы со взяточничеством:

– данные учетов и уголовной статистики, сведения информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации;

– письма, заявления граждан, в том числе анонимные;

– сообщения негласных сотрудников органов внутренних дел.

Накопление и систематизация информации о состоянии борьбы со взяточничеством производится оперативным сотрудников, как правило, в рамках литерных дел, которые заводятся на объект, группу объектов или по линии работы. Как показывает анализ практики, в литерных делах сосредоточиваются необходимые сведения о социально-экономической характеристике обслуживаемых объектов, состоянии оперативной обстановки, данные о лицах, представляющих оперативный интерес, силах и средствах оперативных подразделений органов внутренних дел. Отправным моментом комплексного анализа является использование в процессе изучения оперативной обстановки всех разделов литерного дела и дополнительных источников информации (например, средств массовой информации).

Анализ деятельности подразделений органов внутренних дел, борющихся со взяточничеством, показал, что наибольшую проблему вызывает организация анализа анонимных заявлений. По мнению Е.С. Васиной с соавторами «за последние три года количество обращений граждан в подразделения собственной безопасности возросло в пять раз. При этом наблюдается рост числа заявлений, касающихся деятельности образовательных учреждений МВД России, в частности, фактов получения преподавательским составом взяток за совершение действий, способствующих поступлению абитуриентов в образовательные учреждения МВД России, а также за прием экзаменов, зачетов и других форм отчетности у слушателей и курсантов этих заведений».

Известно, что анонимное сотрудничество – вид содействия оперативным подразделениям органов внутренних дел в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию преступлений, розыску преступников и без вести пропавших граждан, оказываемого лицом путем анонимного представления соответствующей информации. Указанные лица не раскрывают своего имени и, соответственно, не будут участвовать в уголовном процессе.

Прием анонимной информации может осуществляться, как правило, следующими способами: в письменной форме; по телефону; в процессе непосредственной встречи с сотрудником оперативного подразделения или через посредника. Касательно рассматриваемой категории дел, анонимные сообщения, обычно, приходят в письменной форме.

Опрос сотрудников позволяет утверждать, что, несмотря на кажущуюся информативность анонимных заявлений, указанные в них факты и субъекты нарушений, не всегда реально существуют. Известны случаи, когда подписанное заявление с указанием должности и места работы, после проверки поступившей информации признавалось анонимным, так как в действительности заявитель, якобы, не имел отношение к написанному. При этом необходимо учитывать, что должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, запрещается понуждать лицо, предоставляющее анонимную информацию, к раскрытию его установочных данных (задавать вопросы о его личности, требовать предоставления документов и т.п.), а также отвечать на его вопросы о наличии в оперативном подразделении органа внутренних дел каких-либо сведений по конкретным преступлениям и лицам, их совершившим. Поэтому раздельная работа по каждому заявлению не перспективна. Необходимо разработать систему отработки и анализа группы анонимных заявлений.

Попытки научного разрешения указанной проблемы уже предпринимались. Например, изучив анонимные заявления, поступающие в подразделения собственной безопасности, позволили ученым сделать вывод о том, что «о достоверности подобных заявлений свидетельствует точность изложения в заявлении противоправного деяния; неоднократность поступления заявлений из одного учебного заявления о фактах нарушений. О недостоверности свидетельствует изложение информации неграмотно, с использованием речевых оборотов и выражений, наиболее часто употребляемых студентами, для того, чтобы у оперативного сотрудника сложилось мнение о том, что данное заявление написано обучаемыми, хотя в действительности оно может быть написано преподавателем, желающим навредить другому преподавателю…Также, о недостоверности информации может служить наличие в заявлении оправданий по поводу обращения именно в вышестоящее, а не местное подразделение собственной безопасности, с указанием, что адрес этого подразделения собственной безопасности и руководитель, на имя которого и написано анонимное заявление, стали известны из Интернета». Систематизацию следует начинать с разделение заявлений на группы по признаку одной организации, одного лица. На этом этапе можно применить принципы корреляционного анализа, удачно примененные В.А. Верещагиным, например, для борьбы с наркопреступностью. Если в анонимных заявлениях, написанных в разное время, вероятно разными лицами, фигурирует одно и тоже лицо, либо рассказывается об однотипном способе передачи взятки в конкретной организации вероятность того, что это правда достаточно велика.

Для оценки достоверности анонимных заявлений целесообразно взять на вооружение опыт зарубежной полиции и некоторых частных фирм, которые устанавливают потенциальную личность преступника или жертвы в результате составления их психологического или криминологического портрета. С этим тесно переплетается и возможность выявления среди сотрудников лиц, могущих совершить некоторые виды преступлений, в том числе и взяточничества. Эти методы неплохо зарекомендовали себя при организации борьбы с преступлениями, совершаемыми посредством Интернета - чтобы лучше разобраться в мотивации хакеров, специалисты по компьютерной безопасности начали обращаться за помощью к психологам, которые составляют психологические профили преступников. Например, в последнее время в Интернете чрезвычайно распространился особый вид вымогательства, направленный против владельцев онлайновых казино, букмекерских контор и других компаний. Вымогательство по форме представляет собой «предложение услуг в области безопасности», которое приходит по электронной почте. В качестве иллюстрации своих возможностей фирме передается принадлежащая ей закрытая информация. Здесь следует кроме отслеживания маршрута письма, обратить внимание еще и на версию почтового клиента. Очевидно, что пользователи Pi№e считаются более квалифицированными, чем пользователи Outlook. Затем текст сообщения передается психологам, которые анализируют его и определяют степень враждебности и уровень тревоги, присущие хакеру. На основе рекомендаций психологов и психиатров можно определить оптимальный характер ответных действий по отношению к хакеру, а также размер вознаграждения, которое можно предложить за его «услуги», например, во время оперативных мероприятий, проводимых правоохранительными органами.

Так, благодаря такому научному подходу, удалось «выманить» и арестовать, казахского хакера Олега Зезова, который вымогал 200 тыс. долларов США у известного американского финансиста Майкла Блумберга (ныне мэр Нью-Йорка). 29-летний казахский банкир предлагал услуги по защите финансовой сети известного новостного агентства Bloomberg и оценивал свои услуги в вышеуказанную сумму, которую предлагал перевести в офшорный банк. Поимкой хакера занялись лучшие психиатры США совместно с ФБР и другими спецслужбами.

Если, с учетом вышеизложенного, рассмотреть оперативное обслуживание объектов как первичную организационную форму работу субъектов ОРД ОВД, то следует отметить необходимость перехода от стереотипа глобального контроля к выборочному контролю наиболее криминогенных объектов.

Наиболее эффективными источниками информации, подлежащей проверке и могущих дать материал для оценки степени криминогенности объекта по рассматриваемой категории преступлений, являются:

- обращения граждан, должностных лиц, владельцев собственности, контролирующих ведомств, средств массовой информации о наличии фактов взяточничества;

- обоснованные аналитические и прогностические материалы, не зависимо от источника их получения;

- имеющиеся фактические материалы, полученные посредством применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, и указывающих на наличие обстоятельств способствующих совершению взяточничества и требующих их своевременного пресечения и раскрытия.

Важная роль в организации деятельности по выявлению и документированию преступлений всегда отводится взаимодействию оперативных подразделений органов внутренних дел со службами безопасности организаций. К сожалению, в силу различных объективных и субъективных обстоятельств такое взаимодействие практически всегда остается неудовлетворительным. Взаимодействие строится скорее на контактах личного характера, чем на формальных полномочиях работников указанных субъектов. Однако, практически не возможно организовать такое взаимодействие, если речь идет о взяточничестве. Акцент здесь надо делать не на организации взаимодействия, а на расширении привлечения к сотрудничеству сотрудников организаций.

В плане обсуждаемой проблемы интересен опыт США, где сотрудники полиции, проходят подготовку совместно с ревизорами различных фирм. В процессе таких занятий, на которых офицеры полиции чаще участвуют под легендой, достигаются цели оперативного внедрения в среду разрабатываемых лиц или осуществления за ними наблюдения, так и подбора информаторов для использования их в дальнейшем по оперативному прикрытию отдельных объектов.

Поводя итог следует отметить, что изучение и оценка оперативной обстановки по линии борьбы со взяточничеством дает возможность целенаправленно планировать и проводить соответствующие оперативно-розыскные и профилактические мероприятия на объектах.

В теории оперативно-розыскной деятельности употребляют различные понятия, относящихся к проблеме планирования: «планирование оперативно-розыскной деятельности», «оперативно-тактическое планирование». По мнению А.Ю. Шумилова, «план (в ОРД) - одна из форм решения; заранее намеченный и подлежащий исполнению оптимальный порядок совершения комплекса действий оперативником (оперативным подразделением, агентом и др.), объединенных общей целью и предполагающих реализацию задач (конкретной задачи) ОРД, который выполняют в определенной последовательности и в установленные сроки.». В.Г. Бобров считает, что оперативно-тактическое планирование представляет собой «сложный мыслительный процесс (мыслительную деятельность) оперативного работника, заключающийся в выдвижении обоснованных предположений (версий) о событиях, лицах и других обстоятельствах исследуемых фактов, определении подлежащих решению конкретных оперативно-тактических задач, наиболее эффективных путей и способов их достижения, а также в разработке планов проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий».

Таким образом, при всем многообразии подходов к рассматриваемой проблеме ученые едины во мнении, что совершенствование организации и тактики оперативно-розыскной деятельности немыслимо без надлежащего планирования. При этом эффективного планирования не может быть если не ясна конечная задача.

Вместе с тем анализ практики свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны оперативных подразделений к проблемам организации планирования оперативно-розыскной деятельности. Зачастую они носят формальный характер и пишутся для «отписки». К сожалению, этот факт не является специфическим для взяточничества, а характерен для всего планирования в рамках ОРД, не зависимо от категории преступлений. В результате этого многие оперативно-розыскные мероприятия проводятся некачественно, с нарушением установленных сроков, а иногда не осуществляются вовсе.