31.05.2012 14077

Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества

 

Само это понятие достаточно многогранно и используется в самых различных значениях. Рассмотрим современную трактовку термина «информационная культура», проследим историю информационной культуры, назовем основные факторы ее развития, обозначим ее основные элементы, рассмотрим информационную культуру личности, определим место информационной культуры в системе общей культуры, а также роль информационных технологий в формировании культуры современного общества.

Понятия «культура» и «информация» терминологически представляют собой одни из наиболее абстрактных. В связи с тем, что практически каждая гуманитарная наука пытается дать свое определение термину «культура», таковых насчитывается уже достаточно большое количество (на сегодняшний день в философии культуры число толкований данного термина измеряется четырехзначной цифрой). Такое множество определений культуры подтверждает сложность этого феномена. На наш взгляд, объяснением может, служить тот факт, что данное понятие невозможно выразить через какую-либо одну универсальную дефиницию, поэтому определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.

Как известно, слово «культура» происходит от лат. cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII - XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово lcultur также означало высокий уровень цивилизации. Несмотря на то, что в нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием, современное научное определение данного термина отбросило аристократические оттенки этого понятия.

Начиная со 2-ой половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как важнейший аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. В настоящее время термин «культура» символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой- либо группы и служат для упорядочения опыта и регулирования членов этой группы. Еще одно современное определение трактует «культуру» как систему исторически развивающихся над биологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

В данном исследовании мы остановимся на определении культуры, предложенном А. Андреевым: «Культура - специфически человеческий целостный образ жизнедеятельности, главным результатом которого явилось создание и дальнейшее усовершенствование систем духовных ценностей, выразившихся в свою очередь, во всех формах и на всех уровнях общественного сознания, которое реализуется в совокупности общественных отношений (включая практическую деятельность, продукты этой деятельности - как материализованные носители общественных отношений, отношения к природе и к самому себе)».

Также до настоящего времени нет точного, однозначного определения термина «информация». Информация как некая субстанция обладает своими специфическими особенностями, прежде всего, не уничтожимостью и неистощимостью. То есть, она не уменьшается при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием.

Сочетание слов «информация» и «культура» порождает множество новых понятий. С одной стороны, мы можем применить словосочетание «информационная культура», подразумевая под ним информационную культуру личности, общества и т.д. С другой стороны, если мы рассмотрим другое взаимосочетание обозначенных слов, то получим такое понятие как «культура информации». Данный термин еще не устоялся и может трактоваться различным образом. Например, мы можем полагать, что данное словосочетание означает способы представления; информации, которые включают в себя виды, формы информации и ее содержание. Также можно утверждать, что это полиграфический уровень исполнения документов или делопроизводство, или метод хранения, обработки и передачи данных, или методы, способы и средства защиты информации и т.д.

В настоящее время существует большое количество определений термина «информационнаяг культура». Одни исследователи, говоря о ней, подразумевают уровень достигнутого в развитии информационного общения людей. Новая культура общения заключается в принципиально иных формах личных и профессиональных связей. Общение осуществляется посредством электронной почты, телеконференций, World Wide Web («всемирная паутина», представляющая собой гибкую Сеть сетей в рамках Интернета, где институты, предприятия, ассоциации и индивиды создают собственные сайты, на основе которых каждый, кто имеет доступ, может создать свою «домашнюю страничку», сделанную из любого коллажа текстов и изображений), то есть без личного присутствия, но в режиме диалога. А также имеют в виду характеристику информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой отмечают степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего. Другие называют информационной культурой умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее, обрабатывать, хранить и передавать. Третьи связывают информационную культуру с социально - интеллектуальными способностями человека и его техническими навыками. К первым относятся: умение извлекать информацию из различных источников (из периодической печати, из электронных коммуникаций и др.); умение ее эффективно использовать; владение основами аналитической переработки информации; знание особенностей информационных потоков в области своей деятельности. К технической составляющей информационной культуры относятся навыки по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей), компьютерных технологий и программных продуктов.

Исследователи В.А. Виноградов и JI.B. Скворцов предлагают рассматривать информационную культуру в двух аспектах: информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Информационная культура в узком смысле слова - это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства; хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. К.К. Колин под информационной культурой понимает «способность эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий». По мнению Н.А. Водопьяновой, информационную культуру можно определить как «процесс, эволюционирующий в обществе в поиске наиболее оптимальных форм взаимодействия, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально - этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование её индивидом».

Содержание понятия «информационная культура» также дополняют такими аспектами, как информационная этика, эстетика и гигиена компьютерных информационных технологий информационная безопасность, включающая меры-по защите человеческой психики. Таким образом, информационная культура может рассматриваться как свойство личности, позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества. В целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры, общества, как гуманистической основы информатизации.

История, информационной культуры, как отмечает исследователь С.М. Оленев в работе «Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации», насчитывает тысячелетия, она берет начало своего существования от периода становления человечества. Точкой отсчета информационной культуры логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Интенсивность информационного обмена приводила к тому, что информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы, каждый раз выводящие ее на новый уровень развития. Один из наиболее значительных информационных кризисов привел к появлению письменности. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры. Возникшая с течением времени потребность в полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, породила новый период информационной культуры - документный.

В ее состав вошла культура общения с документами, то есть извлечение фиксированного знания, кодирование и фиксация информации, документографический поиск. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

В период становления информационного общества появляется новая культура, основанная на символах, кодах, моделях, виртуальных презентациях, на превалировании чувственного над интеллектуальным, на переходе от вербальности к зрительному образу и пр. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что тенденцией современной культуры является «визуализация культуры». Другими словами, благодаря новым технологиям, в частности, телевидению происходит «удвоение культурной среды», при котором все достижения человечества, ранее полностью отраженные в письменных текстах, получают аудиовизуальное выражение. Специфика такой культуры, по мнению Л.Б. Шамшина, определяется ее семиотической природой и техническими возможностями средств ее реализации, а именно: высокой информационной емкостью, легкостью и убедительностью чувств, образностью восприятия, доминированием репродуктивных возможностей над продуктивными, скоростью и широтой трансляции и тиражирования.

Таким образом, мы заключаем, что современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы, соединила их в единое средство и в информационном обществе выступает как социокультурный конструкт. По мнению С.М. Оленева, с которым мы соглашаемся, «информационная культура, представляя особый аспект социальной жизни, выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей».

На развитие информационной культуры, по мнению К.К. Колина, влияют следующие факторы: во-первых, система образования, которая определяет общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей; во-вторых, информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации; в-третьих, демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового» информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации; в-четвертых, развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования; а также приобретение и использование современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радио - и сотовых телефонов и т.п.). Мы разделяем выводы исследователя и также считаем, что информационная культура общества непосредственно зависит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития.

Проанализировав мнения современных исследователей (Ю.С. Брановского, Н.В. Макаровой, В.П. Беспалько и др.), мы можем выделить следующие элементы информационной культуры:

- добытые знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

- способы деятельности, которые воплощаются в умениях и навыках личности;

- опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;

- нормы отношения людей к миру, друг к другу и т.д.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

С появлением культуры, подразумевающей наличие «информационной грамотности» и нового мышления, возникает необходимость формировать информационную культуру личности, то есть готовить каждую конкретную личность, которая является субъектом культуры вообще и информационной культуры в частности, к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Действительно, в современном мире для того, чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать соответствующим уровнем информационной культуры. Информационная культура личности является развивающейся во времени системой, в которой, как справедливо отмечает A.M. Атаян, можно выделить три уровня: общий (базовый), профессиональный и высший (логический). Выделение уровней связано с критериями и показателями сформированности информационной культуры конкретной личности. Говоря о критериях, следует иметь в виду способность личности использовать в разнообразных видах своей деятельности современные информационные компьютерные технологии, а в качестве показателей в данном случае будет выступать определенный набор знаний, умений и навыков, необходимых для оперирования информацией.

Общий (базовый) уровень информационной культуры личности характеризуется тем, что главной особенностью набора знаний, умений и навыков этого уровня является их обобщенный характер, меж предметность, то есть возможность применения, практически без изменений, в различных видах деятельности.

Профессиональный уровень информационной культуры личности, как отмечает A.M. Атаян, характеризуется специфичностью, большей сложностью знаний, умений и навыков, но вместе с тем ограниченной областью применения. То есть, показатели сформированности информационной культуры конкретной личности обозначенного уровня будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели профессионального уровня включают в себя как элемент показатели базового уровня, что дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры личности более высоким по сравнению с общим (базовым).

Знания, умения и навыки, характерные для высшего (логического) уровня информационной культуры, носят межпредметный характер, также как показатели общего (базового) уровня, но в отличие от последних, выделяются степенью сложности, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решениям в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя показатели профессионального уровня информационной культуры.

Такой подход к информационной культуре личности позволяет говорить о неизменности уровней и критериев информационной культуры, об их универсальности для любой области деятельности человека, и, напротив, об изменяемости показателей уровней (то есть знаний, умений, навыков) с развитием информационных технологий, об их зависимости от конкретного рода деятельности, в том числе профессии. Кроме того, мы можем говорить о том, что новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Данный факт говорит о том, что человек как субъект отношений и сознательной деятельности должен иметь определенный уровень культуры в обращении с информацией.

При рассмотрении учеными условий проблем становления информационного общества, тема взаимоотношений техники, информации и личности была сформулирована в виде вопроса: «Должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать новый путь». Действительно, влияние современных информационных технологий нельзя рассматривать, как однозначно положительное. Проблемы, порождаемые информационным обществом, столь велики, что» необходимо воспрепятствовать нарастанию процессов информатизации и общей компьютеризации, так как благодаря этим процессам, человек одновременно с увеличением; объемов, потребляемой информации, расширением границ своего восприятия, мышления, познания и развитием художественного вкуса, получает зависимость от информационных технологий. Информатизация общества приводит также к изменению традиционного уклада и образа жизни, изменению характера межличностного общения: меньшее количество общений «человек - человек» и большее - «человек - машина - человек» и «человек - машина». Однако, нельзя не учитывать, что техника сама по себе не ведет к однозначно предопределенным социальным последствиям, а гуманистический эффект информатизации зависит от того, в каких социальных условиях она осуществляется, какова социально-экономическая структура общества, создающего и эксплуатирующего новую технику и технологии, и какую позицию занимает личность в данной структуре.

Для того чтобы сформировать информационную культуру общества, соответствующую современному уровню информатизации, необходим целый комплекс мероприятий, затрагивающий все звенья социальной системы, необходимо непрерывное формирование мировоззрения информационного общества через формирование и повышение информационной культуры личности. В современном обществе, отличающемся высокой динамикой информационных процессов, уже недопустимо опираться на случайные факторы, способствующие формированию информационной культуры, необходимо целенаправленно готовить личность к жизнедеятельности в информационном обществе. В складывающихся условиях человек должен приобрести определенные знания, умениями навыки для успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать знания соответственно современным, информационным технологиям. Приобретение такого рода знаний, умений и навыков, то есть формирование информационной культуры личности, должно происходить, прежде всего, в системе образования. Как отмечает A.M. Атаян, этот процесс возможен на двух уровнях: стратегическом и тактическом. Стратегический уровень представляет собой уровень государственной политики в области информатизации образования, реализуемой через различные нормативные акты. Тактический уровень - это уровень конкретного учебного заведения, реализуемый через учебные планы и программы обучения.

При подготовке будущих специалистов сегодня необходимо обеспечивать им не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры; необходимо вырабатывать у них такие навыки и умения, как дифференциация информации, выделение значимой информации, выработка критериев оценки информации, производство и использование информации. Члены современного общества должны иметь способности самостоятельно анализировать ситуацию, опираясь на понимание общих закономерностей и тенденций развития природных, экономических и социальных процессов, а также прогнозировать последствия принимаемых решений.

На основании вышесказанного мы можем заключить, что для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Проявляется она в следующих аспектах:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами аналитической переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места в обществе и своей роли. Можно сказать, что формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, так как культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей. А в ближайшее время успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе.

Следует отметить, что информационный потенциал общества определяется не только уровнем развития информационной техно сферы и используемых в данном обществе современных информационных технологий, но и от уровня развития информационной культуры в обществе. Как свидетельствует исторический опыт развития научно-технического прогресса, любые технические новшества и идеи становятся эффективными в социальном плане лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его общей культуры. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся духовных, социально-экономических и политических представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Так, американские футурологи Джон Нэсбитт и Патриция Эбурдин в книге «Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000», прогнозируя тенденции развития современной цивилизации, среди прочих называют «возрождение искусств» и «триумф личности». По их мнению, информационная культура ставит человека в совершенно иные связи с внешним миром. Его жизнь становится менее детерминированной социально - экономическими условиями, а его свободная творческая деятельность во многом определяет социокультурную ситуацию.

Разделяя мнение исследователей В. Минкиной, К. Колина и др., о тесной связи информационной культуры и творческой деятельности, мы отмечаем, что любой творческий процесс предполагает порождение новой информации, то есть по самой своей сути является информационным процессом. Действительно, ведь даже написание картин, создание скульптурных композиций, архитектурных проектов, макетов и чертежей новых машин и механизмов - все это не что иное, как воплощение в некоторых материальных формах того творческого замысла, который уже сформировался в сознании художника, скульптора, архитектора или инженера. Современные и перспективные информационные технологии, если их специально ориентировать на поддержку творчества людей в той или иной области, могут существенным образом облегчить подготовку и реализацию творческих процессов. По мнению исследователя К. Зиновьевой, концепция информационной культуры общества основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, а сама информационная культура рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

Многие процессы явления в ходе цивилизационного развития XX - XXI вв. свидетельствуют о том, что» современная культура находится на стадии перехода, к чему-то принципиально-новому. Внешней причиной) такого перехода является пик» техногенной цивилизации, приведший сущностным изменениям в духовном мире человека, его менталитете, психике, системе ценностей и т.д. В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия - на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения становятся информационные технологии. Начало XXI века отмечено усилением воздействия телекоммуникаций на все стороны - жизни, общества. Современные технологии меняют наше понимание культуры и традиционного образа жизни, преобразуют формы, социальной и межличностной коммуникации. При этом информационные технологии могут привести как к позитивным, прогрессивным изменениям в развитии личности, так и спровоцировать негативные последствия. Как уже было отмечено, человек, с расширением границ своего восприятия, мышления и познания, получает зависимость от информационных технологий. Возникают проблемы взаимоотношений человеческого общества и информационного пространства в условиях интенсивного процесса информатизации всех видов человеческой деятельности. Внедрение технических категорий мышления в культуру и жизнь общества - в частности с началом использования микроэлектроники - можно обнаружить на примере проникновения технических категорий в язык повседневной жизни и в сферу само восприятия людей, а также на примере оформления социальных отношений по типу технического воздействия. На уровне частного опыта выше обозначенный процесс проявляется в выражениях типа: «это мною хорошо принимается», «я сильно загружен» и т.д., заимствованных из области машин, механизмов. Этот процесс все более усиливается внедрением компьютерной техники и компьютерных игр в нашу жизнь. Дальнейшее развитие техники приводит к тому, что действительность имитируется искусственным интеллектом и в любой момент обратима. Таким образом, фильм, компьютерная симуляция происходят в любой момент, в любом направлении и моделируют всевозможные миры. Универсальная возможность таких «миров» быть имитированными делает различие между возможным и действительным все более затруднительным.

Перенос технического обращения с компьютером на отношения с людьми ведет к опасным иллюзиям власти, так как командная власть над компьютером и предсказуемость, исчисляемость его ответов по принципу «стимул-реакция» переносятся на отношения с людьми. Однако компьютерная техника в состоянии оказать и полезное действие на развитие культуры. Так, по мнению П. Козловски: «Она может информировать нас о фактах шаблонности, всегда присутствующих в нашей жизни и работе, взять на себя это неизбежное бремя и освободить жизненный мир человека для собственно человеческой деятельности». Информационные технологии являются серьезным помощником в решении различных задач. Во-первых, они позволяют своевременно собирать, накапливать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Во-вторых, позволяют моделировать поведение сложных систем, проверять последствия принимаемых решений на различных интервалах времени и выбирать лучший вариант в условиях ограниченных ресурсов. Как отмечает И.В. Васильева: «Компьютерная культура несет новый тип мышления и образования, главное в котором - ориентированность человека на саморазвитие». Сегодня на информационную культуру возлагаются большие надежды по спасению духовных ценностей общества, которые все более страдают в процессе развивающейся технократизации и технизации общества. В данном случае можно говорить о так называемом «единстве и борьбе противоположностей», а именно: техника и информационные технологии позволяют развивать культуру, и они же порождают деградацию, а порой, и уничтожение духовных ценностей.

В сложившихся условиях необходимо разрабатывать и использовать формы разумного контроля над содержанием распространяемой информации, чтобы она не противоречила принципам демократизма, нравственного здоровья и культурных ценностей общества; не занималась пропагандой антигуманных идей и действий, не культивировала свободу насилия и порнографиии не дискредитировала общественное предназначение масс-медиа, как традиционных, так и новых. Контроль может исходить от родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети не становились жертвами вредной для них информации и не превращались в «электронных зомби», от различных общественных советов и организаций, от самих информационных структур, ответственно относящихся к «самоцензуре» относительно своей деятельности».

В современном обществе перед каждым человеком, семьей, предприятием, городом, регионом, страной стоит задача» приспособиться, выжить и развиваться в потоке происходящих изменений. Для развития в этих условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, иметь мировоззрение информационного общества. Для решения выше обозначенных задач, по мнению ряда современных исследователей, среди которых Т.Е. Айгнина, Ю.С. Брановский, Ю.С. Зубов, Н.В. Макарова, И.М. Андреева и др., надо формировать и развивать информационную культуру, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе.

Итак, сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, основой которой становятся знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Следовательно, информационная культура, то есть умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности, становится неотъемлемой частью информационного общества. Что касается нашей страны, то самым доступным и распространенным видом информационно-телекоммуникационных технологий является телевидение.

 

АВТОР: Молчанова Е.Н.