26.11.2012 18720

Многоуровневая система высшего образования и Государственные стандарты как предпосылки реформирования работы вузов на Юге России

 

Реформа высшей школы 90-х годов предусматривала создание альтернативной модели получения знаний. Ее основные направления состояли, во-первых, в создании многоуровневой системы подготовки кадров; во-вторых, во внедрении Государственных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. переход на многоуровневую структуру высшего профессионального образования является одним из основных направлений реформы высшей школы Российской Федерации. Законом определены образовательные уровни (общее высшее, базовое высшее и полное высшее образование), сроки получения образования на каждом уровне, варианты соотношения содержания образовательных профессиональных программ.

Выпускники вузов могут получить общепринятые в мировой практике квалификацию «бакалавр», квалификацию «дипломированный специалист» и академическую степень «магистр». Для получения степени «бакалавр» установлен срок обучения не менее 4 лет, квалификации «дипломированный специалист» - не менее 5 лет, академической степени магистр - не менее 6 лет. В документе подчеркивается, что «получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных степеней не оценивается как получение второго высшего профессионального образования».

Цель многоуровневой структуры высшего образования - расширение возможностей вузов в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости в общекультурной, научной и профессиональной подготовке специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

Многоуровневое высшее образование, реализуемое различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами, призвано обеспечить решение следующих задач:

- личности (студенту) - осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих ее интеллектуальные, социальные и экономические потребности;

- обществу - получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

- преподавательскому корпусу (факультета, университета) - с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Данные концептуальные положения определяют направленность, характер, содержание и структуру модели многоуровнего высшего образования, реализуемого сегодня практически во всех вузах Юга России.

Получение высшего образования в вузах сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения программами трех уровней, обеспечивающих соответствующий образовательный ценз (уровень образования).

Основу высшего профессионального образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами первого и второго уровней. Они представляют личности обучающегося возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных знаний по избранному направлению образования.

Первый уровень - общее высшее образование. Он достигается овладением образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение первых двух лет обучения. Первая ступень высшего образования связана с развитием субъективных характеристик личности студента, с одновременным усвоением предметного содержания гуманитарных и общеобразовательных наук. Студенты 1-2 курсов как бы погружаются в мир культур, искусств и языков.

Лицам, успешно завершившим первый уровень базового высшего образования, прошедшим специальную аттестацию, выдается свидетельство об общем (неполном) высшем образовании, которое обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут выбыть в сферу трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе образовательного уровня общего высшего образования может быть реализована программа профессиональной подготовки в срок до 18 месяцев.

Кроме профессионально-педагогической подготовки на базе высшего образования, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в учебно-воспитательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, мастер, диспетчер).

Второй уровень базового высшего образования рассчитан на следующие 2 года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из направлений образования. Вторая ступень высшего педагогического образования связана с развитием субъектности в предметном содержании, с усвоением логики науки.

Базовое высшее образование (2+2) реализуется для лиц, аттестованным по итогам первого этапа, получившим свидетельство об общем высшем образовании и рекомендованным вузом для дальнейшего продолжения образования. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее образование, выдается диплом бакалавра по избранному направлению.

По ряду научных направлений, представленных аспирантурой, для лиц, имеющих диплом первой академической степени бакалавра образования, может осуществляться программа получения степени бакалавра наук. По отдельным направлениям образования в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения 3 года).

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональную программу в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную квалификационную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат специалиста (преподаватель учебных заведений).

Полное высшее профессиональное образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалиста преимущественно «по заказу». Продолжительность обучения на ступени полного высшего профессионального образования - не менее очередных двух лет на основе четырехлетного базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в высших и средних специальных учебных заведениях. Основная цель данной ступени - подготовка исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность.

По ряду направлений, представленных в РГПУ, РГЭУ, СГУ и ряде других вузов специализированными советами по защите кандидатских и докторских диссертаций, могут реализовываться программы, необходимые для получения степени магистра наук. Такие программы предполагают преимущественно исследовательский характер подготовки.

Таковы общие принципы организации многоуровневой подготовки кадров различных специальностей, внедренной в некоторых вузах РФ в 90-х годах. В качестве примера рассмотрим образовательную программу подготовки бакалавров по новому для нашей страны направлению - 521500 «Менеджмент». Срок обучения, по этой программе - 4 года.

Квалификационная характеристика гласит: «Деятельность бакалавра направлена на анализ функционирования организационных подразделений систем управления государственными акционерными и частными фирмами, научно-производственными объединениями, научными, конструкторскими и простыми организациями, органов государственного управления в целях рационального управления экономикой и социальным развитием».

Бакалавр должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.

Обязательный минимум профессиональной образовательной подготовки предусматривает цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин объемом 1800 часов и цикл математических и естественнонаучных дисциплин объемом 1000 часов, которые имеют такое же содержание, что и по другим направлениям.

Что касается цикла общепрофессиональных дисциплин (3000 часов), то он включает такие дисциплины, как «Экономическая теория», «История экономических учений», «История экономики», «Статистика», «Бухучет, финансы, денежное обращение и кредит», «Менеджмент», «Экономика и социология труда», «Мировая экономика», «Маркетинг», «Исследования систем управления», «Управления персоналом», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Теория организации, организационное поведение», «Разработка управленческого решения».

Итак, студентам предлагается для изучения набор специальных дисциплин, которые позволяют глубоко изучить современную экономику и методы управления, выработать навыки принятия управленческих решений, овладеть методами математического моделирования при анализе и проектировании систем управления, уметь руководить трудовыми коллективами.

Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (1000 часов), факультативы (450 часов), региональные компоненты и дисциплины по выбору каждого цикла позволяют углубить специальную подготовку, отразить национально-региональный компонент, потребности экономики конкретного региона.

Материалы вузов Юга России свидетельствуют о том, что успешно подготовку бакалавров по данному направлению ведут Ростовский государственный экономический университет, Южно-Российский институт международных отношений, Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Росинского, Краснодарский филиал Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Ставропольский институт им. В.Д. Чурсина, Кисловодский институт экономики и права, Ростовский, Краснодарский и Ставропольский филиалы Московского гуманитарно-экономического института и другие вузы. На основе широкого применения инновационных технологий, включая компьютерные, в этих учебных заведениях накоплен разнообразный опыт по подготовке менеджеров.

Особый интерес в многоуровневой системе высшего образования вызывает подготовка магистров как заключительный этап получения высшего профессионального образования. В современных условиях магистратура призвана отменить социально-культурные и образовательные барьеры в обучении студентов, сблизить системы образования и обеспечить эквивалентность высшей школы России и ее дипломов мировым стандартам.

Создание магистратуры в вузах Юга России началось на основании Постановления Государственного комитета по высшему образованию РФ от 10 сентября 1993 года № 42, утвердившего «Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации». Этот документ является нормативно-методической и правовой основой становления магистратуры. В настоящее время статус магистратуры регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» и Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., в соответствии с которыми магистратура представляет собой одну из основных программ высшего профессионального образования со сроком освоения не менее шести лет для получения степени (квалификации) «магистр» и ориентирована на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускников.

Структура магистратуры определяется Перечнем направлений высшего профессионального образования, который включает 97 различных направлений, классифицированных по областям знаний. Разработаны и утверждены Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров. Сформирован Перечень магистерских программ, охватывающий естественнонаучные, гуманитарные, социально-экономические и технические области знаний и включающий более 1100 наименований. Установлен порядок открытия магистратуры с выдачей лицензии Минобразования России на основании приказа о лицензировании, включающего не только перечень направлений подготовки магистров, но и перечень магистерских программ в рамках указанных направлений, в соответствии с которыми вузу предоставляется право готовить магистров по основной образовательной программе со сроком освоения не менее шести лет. За десятилетний период с момента воссоздания магистратуры в России количество студентов-магистрантов непрерывно увеличивалось, достигнув в 1999 году 14000 человек, из которых около 12000 готовились вузами Минобразования России.

К настоящему времени право на ведение магистерской подготовки имеют 147 государственных высших учебных заведений, в числе которых 30 классических университетов, 71 технический университет, 10 педагогических университетов, более 30 академий, институтов и специализированных центров. На Юге России магистратуры созданы в Ростовском и Ставропольском госуниверситетах, Ростовском экономическом и педагогическом университетах и некоторых других вузах региона.

Наиболее интересен, на наш взгляд, опыт магистерской подготовки накоплен на историческом факультете СГУ, где магистратура начала функционировать с 1992-93 учебного года в очно-заочной форме, а с сентября 1997 г. она работает стационарно в соответствии с государственным планом подготовки магистров.

Подготовка магистров ведется по двум направлениям: «Отечественная история» и «Всеобщая история». Она включает образовательную и исследовательскую часть. Общее число трудозатрат составляет 4471 час, из них 2031 - учебные занятия и 2440 - научно-исследовательская работа. В магистратуру зачисляется 25 выпускников бакалавриата (30% от выпуска), проявивших склонность к научно-исследовательской работе.

Численность состава научно-педагогических кадров и вспомогательного персонала, обеспечивающих учебный процесс и научные исследования по магистратуре, по состоянию на 1 октября 2000 года составляла 31 человек; из них имели ученые степени и звания 96,7% преподавателей, в том числе докторов наук, профессоров было 33,3 %. Все преподаватели имели достаточный опыт работы в высшей школе.

По всем дисциплинам учебного плана магистратуры имеются учебные программы, содержание которых отражает все дидактические единицы Государственного образовательного стандарта и соответствует задачам и специфике профессиональной образовательной программы. Преподавателями магистратуры разработано 3 авторские учебные программы. Особенно интенсивно подготовка к печати учебных программ магистратуры велась в течение последних лет. Изданы учебные программы таких базовых дисциплин, как «Философские проблемы исторической науки», «Теория и методология исторической науки», «Статистические методы, математическое прогнозирование и моделирование в исторических исследованиях», «Современные методология и методика исторического познания», «История государственных учреждений России», «Педагогика высшей школы», «Тренинг профессионально-ориентированной риторики, дискуссии и общения», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения зарубежных стран», «Археография», «Конкретно-социологические методы в истории», «Историческая антропология».

За 5 последних лет преподавателями магистратуры истфака издано 9 монографий и учебно-методических пособий, а студентами магистратуры опубликовано более 140 статей и тезисов сообщений. Большинство студентов за период обучения опубликовало по 2-3 статьи. Они приняли активное участие в межрегиональном семинаре на тему: «Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология познания» (октябрь 1999 г.); в научной конференции на тему: «Западноевропейская цивилизация и Россия: пути взаимодействия» (февраль 2000 г.); во Всероссийской конференции на тему: «Северный Кавказ: геополитика, история, культура» (сентябрь 2001 г.) и т.д.

Учебный процесс осуществляется в соответствии с профессиональными образовательными программами, которые систематически пересматриваются, обновляются и дополняются с учетом последних научных данных. Преподаватели магистратуры активно участвуют в разработке и внедрении в учебный процесс новых форм, методов и средств обучения, которые осуществляются как в процессе изучения обязательных дисциплин, так и дисциплин по выбору студента. Наибольшее распространение получила такая форма учебных лекций, как проблемная лекция. Новые тенденции появились и в проведении семинарских и практических занятий. Прежде всего, это усиление дискуссионного характера проводимых занятий, включение диалога в обсуждение учебных вопросов, выход на постановку и обсуждение актуальных проблем профессиональной деятельности.

Согласно Приказу Минобразования России от 29 апреля 1997 г. в магистратуре введена дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы». Образовательно-профессиональная программа рассчитана на 600 часов (из них 100 часов педагогической практики). В связи с этим в учебный план магистратуры введены такие дисциплины, как «Психология и педагогика высшей школы», «Тренинг профориентированной риторики, дискуссии и общения», психолого-педагогические курсы «Основы психодиагностики», «Профессиональное мастерство педагогов вуза», «Технология разработки учебных программ».

Научно-исследовательская работа является одной из главных составляющих магистерской подготовки, что находит отражение как в образовательной части программы, которая направлена на освоение философских и методологических аспектов исторической науки, так и в постановке специальных дисциплин, вооружающих студентов магистратуры методами научного познания. Среди них особое значение придается таким дисциплинам, как «Современные историографические школы и направления», «Современная методология и методика исторического познания», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения зарубежных стран», «Актуальные проблемы историографии и источниковедения России», «Конкретно-социологические методы в истории».

Содержание научно-исследовательской работы студентов магистратуры определяется индивидуальным планом и темой магистерской диссертации. Тематика магистерских диссертаций актуальна и связана с планом НИР кафедр исторического факультета. Для руководства научной работой студентов, согласно приказу ректора СГУ проф. Шаповалова В.А., закрепляются профессора и доценты факультета, которые проводят еженедельные консультации. График индивидуальной работы научных руководителей со студентами магистратуры имеется и в основном выполняется.

За последние два года дальнейшее развитие получили информационные образовательные технологии. С этой целью ведется преподавание таких дисциплин, как                        «Компьютерные технологии в образовании», «Статистические методы, математическое прогнозирование и моделирование в исторических исследованиях», «Современные технологии информационного поиска в исторической науке». Информационные технологии открывают доступ студентов к единому информационному пространству и применяются для организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

Качество знаний характеризует анализ летней сессии 1999-2000 учебного года, который показал высокие знания студентов: по циклу общепрофессиональных дисциплин средний балл составил 4,8; по циклу специальных дисциплин - 4,8; по социально-гуманитарным и экономическим дисциплинам - 4,7. Как свидетельствуют данные, 79% студентов магистратуры учатся на «отлично». За период с 1995 г. по 2001 г. осуществлено 6 выпусков магистров истории общим количеством 118 человек.

Представленные к защите магистерские диссертации по своей тематике охватывали целый ряд актуальных проблем по истории России, стран Запада и Востока. Большая часть работ, защищенных магистрами, выполнена на высоком профессиональном уровне. 16 человек защитили магистерские диссертации на «отлично», 3 человека - на «хорошо». Выпускники магистратуры большое внимание уделяют проблемам региональной истории, в частности, истории Ставропольского края и Северного Кавказа. При подготовке магистерской диссертации широко использовались документы из местных архивов, публикации документов, а также материалы Интернета.

Студенты магистратуры показали глубокое знание материала изучаемых тем. Основные вопросы магистерских диссертаций были апробированы на научно-методических конференциях СГУ, а также в научных публикациях. Из 26 выпускников магистратуры 1999 г. 24 человека (92,3%) были рекомендованы ГАКом для дальнейшей учебы в аспирантуре.

Магистратура рассматривается как начальная форма обучения в аспирантуре. Это предусмотрено, в частности, Госстандартом магистерской подготовки, который разрешил засчитывать в качестве кандидатских экзаменов результаты экзаменов по гуманитарным, математическим и естественнонаучным дисциплинам. Этим правом воспользовались многие выпускники магистратуры ИФ СГУ. Данное обстоятельство исключает дублирование в изучении аспирантских и кандидатских дисциплин и значительно сокращает сроки подготовки научно-педагогических кадров. За последние годы 18 выпускников магистратуры защитили кандидатские диссертации, а Прокопенко Ю.А., Кемпинский Э.В. и другие работают над докторскими диссертациями.

Концепция магистерской подготовки опирается на опыт зарубежных вузов, где колледжи и университеты предлагают студентам не только широкий выбор гуманитарных специальностей, но и различные ступени образования. Большинство колледжей обучают студентов по четырехлетней программе базисного высшего образования, дающего степень бакалавра искусств.

Университеты, представляющие собой одновременно учебные и научно-исследовательские центры, кроме базисного образования, дают законченное высшее образование в результате четырехлетнего обучения в так называемой «исследовательской школе», состоящей из магистратуры и аспирантуры. Каждый из этих этапов длится 2 года и завершается подготовкой магистерской и докторской диссертации. Таким образом, магистратура превращается в основное звено подготовки научных и научно-педагогических кадров и ее возрождение в России является важнейшим условием развития университетского образования в XXI столетии.

Многоуровневая система подготовки кадров и магистратура, несмотря на их эффективность, не получили такого широкого распространения в Российской Федерации, как в зарубежных странах. По этой системе работают высшие учебные заведения всех континентов: Европы, Северной и Южной Америки и др. В начале 90-х годов на эту общепринятую в мире систему подготовки перешли страны Балтии, Центральной и Юго-Восточной Европы.

В России в 1999 г. магистратура была открыта лишь в 25,7 % государственных высших учебных заведениях. Причем не на всех факультетах, а там, где сложились научные школы, имеются опытные и творческие преподаватели. Главная причина такой ситуации состоит, видимо, в том, что проведя большую подготовительную работу о переходе на многоуровневую систему подготовки кадров, как этого требовал Закон «О высшем и послевузовском образовании», Министерство образования не проявило необходимой политической воли и не издало приказ о переходе вузов на новую систему обучения. Во многих же вузах страны, включая вузы Юга России, было подготовлено все необходимое учебно-методическое обеспечение, но победила сила инерции. Не выяснив до конца особенностей и преимуществ новой системы подготовки кадров, эти вузы сохранили моноуровневую форму обучения.

Более того, в последние годы раздаются голоса представителей некоторых университетов с предложением превратить магистратуру в форму повышения квалификации для молодых преподавателей из провинциальных вузов, которые, якобы, имеют упущения в теоретической подготовке. Такая постановка вопроса навряд ли может считаться оправданной.

Вторым важным направлением реформирования системы высшего образования в России в 90-е гг. явилось введение Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), предусмотренных Федеральным Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Закон создает стройную систему получения знаний на самых высших ступенях профессионального образования. Глава II Закона содержит описание системы высшего и послевузовского образования. В частности, определено, что подготовка кадров осуществляется на основе Государственных стандартов, которые призваны обеспечить качество образования, единство образовательного пространства РФ, основу объективной оценки деятельности образовательных учреждений, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Какова же роль Государственного образовательного стандарта в повышении качества подготовки специалистов?

Дать ответ на этот вопрос позволяет анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденных Постановлением № 940 Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. В действовавших Государственных стандартах высшего образования был заложен принцип диверсификации обучения. Стандарты содержали федеральный и региональный компоненты образования: первый - четко определял контуры федерального образовательного пространства в силу единства требований и, вместе с тем, выделял блоки, которые каждый преподаватель наполнял своим содержанием, предоставляя тем самым возможности для многообразия высшего образования; второй - позволял еще более диверсифицировать высшее образование посредством преподавания дисциплин, охватывающих своеобразие регионов с их культурной, природной и этнической спецификой.

Для более углубленного понимания роли ГОС ВПО в повышении качества подготовки специалистов рассмотрим стандарт второго уровня по направлению 521400 «Юриспруденция» (второго уровня высшего профессионального образования).

Госстандарт предусматривал нормативную деятельность при очной форме обучения 4 года, по итогам которой присваивается квалификация «бакалавр». «Деятельность бакалавра, - подчеркивается в документе, - направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества».

Стандарт формулирует требования к уровню подготовленности выпускников. По циклу общепрофессиональных дисциплин он должен:

- иметь научные представления о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права;

- знать основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития России;

- понимать роль государства и права в политической системе общества;

- знать основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;

- знать содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ;

- знать содержание гражданско-правовой формы регулирования общественных отношений;

- знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому договору;

- знать основные принципы и содержание российского уголовного права и процесса;

- уметь анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;

- знать основы криминалистической деятельности и иметь навык применения криминалистической техники;

- знать правовое положение, принципы и содержание деятельности правоохранительных органов государства и др.

Итак, ГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» представляет собой совокупность норм, правил и требований, в соответствии с которыми высшее учебное заведение должно организовать подготовку юристов. Как это выглядит на практике - мы рассмотрим на примере деятельности одного из вузов Юга России.

В Южно-Российском гуманитарном институте ведется подготовка бакалавров по направлению «Юриспруденция». Трудозатраты на общепрофессиональную подготовку составляют 4050 часов. Ее назначение состоит в том, чтобы дать фундаментальную профессиональную подготовку, которая начинается с дисциплин, раскрывающих теоретические проблемы государства и права, закономерности их развития. С этой целью учебный план юридического факультета ЮРГИ предусматривает изучение следующих дисциплин: «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». Сюда же включены дисциплины «Международное право», «Административное право», «Финансовое право», «Экологическое право» и др.

В ходе преподавания данных дисциплин особое внимание преподаватели обращают на методологические проблемы государства и права, на основные понятия и категории юридической науки, учат студентов анализировать государственно-правовые нормы и практику, ориентируют их на общечеловеческие ценности.

Следующий блок учебного плана - это блок гражданско-правовых дисциплин, который является одним из наиболее трудоемких разделов юридической науки. Он включает в себя «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Трудовое право», «Хозяйственное право», «Земельное право», «Римское право» и «Международное частное право».

Опыт работы преподавателей ЮРГИ показывает, что разделение дисциплин на государственно-правовой и гражданско-правовой блоки носит условный характер, так как в ряде дисциплин, отнесенных к гражданско- правовому блоку преобладают публично-правовые элементы, как, например, в «Гражданско-процессуальном праве», «Земельном праве» и др. Жесткое деление учебных дисциплин на государственно-правовые и гражданско- правовые не вызывается потребностями учебного процесса. Однако готовить учебные программы, формировать учебно-методическую базу целесообразнее с учетом традиционного деления права на публичное и частное.

Следующий блок общепрофессиональных дисциплин - это уголовно-правовые дисциплины, включающие «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистику» и др. При изучении этих дисциплин акцент делается на знание студентами основных норм и категорий уголовного права, овладение навыками судебного разбирательства, основ криминалистической деятельности.

Цикл специальных дисциплин, установленный в ЮРГИ в объеме 940 часов, предусматривает преподавание таких дисциплин, как «Муниципальное право», «Международное гуманитарное право». В других вузах в зависимости от потребности в кадрах этот цикл включает «Таможенное право» (Северо-Кавказский технический госуниверситет, Ставропольский кооперативный институт (филиал БГУКТ), «Земельное и экологическое право» (Кубанский аграрный госуниверситет), «Церковное право» (Армавирский православно-социальный институт) и т.д.

ГОС ВПО по юриспруденции предусматривает также факультативы объемом до 200 часов, которые вводятся решением Ученых советов вузов. Это, как правило, небольшие курсы, посвященные актуальным проблемам современности: «Конституционный статус человека и гражданина в РФ», «Проблемы федерализма в РФ», «Организованная преступность», «Компьютерные преступления» и др.

В соответствии с ГОС ВПО первого поколения общая продолжительность обучения бакалавров по направлению «Юриспруденция» составляла 8424 часа и 12-недельная практика. Государственная итоговая аттестация включала защиту дипломной работы и сдачу двух экзаменов (один из них - по «Теории государства и права»).

Что касается квалификации «Дипломированный специалист - юрист», которая присваивается после 5 лет обучения, то подготовка кадров данной квалификации дополнена 3-4 профессионально ориентированными дисциплинами, специализацией и практикой. В Донском юридическом институте дополнительно изучаются такие дисциплины, как «Уголовно-исправительное право», «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Юридическая психология» и др. Специализация проводится по государственно-правовым, гражданско-правовым или уголовно-правовым дисциплинам.

Выполнение Госстандартов является обязательным условием деятельности как государственных, так и негосударственных высших учебных заведений. В качестве примера работы по выполнению ГОС ВПО негосударственного вуза можно привести Отрадненский гуманитарный институт, созданный в 1993 г. в ст. Отрадная Краснодарского края. Это одно из немногих сельских учебных заведений. Институт был образован преподавателями Грозненского университета после закрытия последнего в связи с началом военных действий в Чечне. Он ведет подготовку бакалавров по направлениям юриспруденция, экономика и менеджмент. При университете создана библиотека учебной литературы общим объемом 25 тыс. экземпляров. В вузе насчитывается 8 кафедр: гуманитарных, естественнонаучных, государственно-правовых дисциплин; уголовного, гражданского права; прикладной математики, менеджмента и др.

На основе ГОС ВПО преподаватели, среди которых 60% имеют ученые степени и звания (в том числе 7 докторов наук и профессоров, 15 кандидатов наук и доцентов), разработали рабочие программы учебных дисциплин, которые реализуются при организации учебного процесса. В ОГИ ежегодно проводятся научные студенческие и преподавательские конференции. На их основе опубликовано 10 межвузовских сборников научных трудов. Кроме того, институт издал 12 учебников и учебных пособий (включая 2 пособия под грифом Министерства образования РФ) по дисциплинам Госстандарта.

После завершения обучения в ОГИ и получения диплома бакалавра его выпускники завершают высшее профессиональное обучение: экономисты и менеджеры - в экстернате Ростовского госуниверситета; юристы - в Ставропольском госуниверситете. Члены государственных комиссий этих вузов отмечают высокий уровень подготовки выпускников ОГИ.

Следовательно, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего образования, создал основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России.

Кроме того, Госстандарты вводят дифференциацию образования на уровне бакалавра, магистра и специалиста. Это позволяет, с одной стороны, более гибко реагировать на потребности общества в специалистах разного уровня и квалификации, как того требует рыночная экономика; с другой - ГОС ВПО способствует включению вузовской системы России в мировое культурно-образовательное пространство.

Меняющиеся социально-экономические условия, формирующийся рынок интеллектуального труда, развитие науки и техники предопределили необходимость постоянной работы по уточнению и оптимизации норм и положений ГОС ВПО. На основе приказа Госкомвуза России от 5 марта 1994 г. был создан экспертный совет по Государственным образовательным стандартам, на который возложена обязанность регулярно рассматривать предложения учебно-методических объединений вузов по совершенствованию этих документов.

В 1995-1999 гг. были разработаны стандарты второго поколения. Эти образовательные стандарты отличаются от стандартов первого поколения в содержательном и структурном аспектах. Основная идея новых стандартов - регионализация образования, т.е. предоставление вузам большей самостоятельности в формировании основной образовательной программы специалистов с учетом особенностей регионов и результатов исследований ведущих научных школ вузов.

Утвержденная Министерством образования РФ структура стандартов представлена следующим образом: федеральный, национально-региональный компоненты и цикл курсов по выбору. Вузам предоставлено право самим формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ГОС ВПО в качестве обязательных определил четыре - «Отечественную историю», «Философию», «Иностранный язык» и «Физическую культуру». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вузов.

Очевидно, что этот цикл подвергся серьезным структурным и содержательным изменениям. Во-первых, существовавший ранее интегративный курс «История», который включал темы, как по отечественной, так и по зарубежной истории, усечен по настоянию кафедр (преподававших, как правило, до 1991 г. курс истории партии) и теперь сведен в основном к отечественной истории, что может привести к культурному изоляционизму в подготовке специалистов. Эта тенденция, возможно, приведет к тому, что из числа обязательных базовых дисциплин будут исключены «Политология», «Социология», «Культурология», которые ранее были основой формирования «гуманитарной подготовки» выпускников.

Правда, стандарты второго поколения предполагают возможность преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным преподавателями вуза и учитывающими региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также результаты научно-исследовательской работы преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освоение тематики дисциплин цикла.

Данное новшество также представляется не бесспорным, так как, с одной стороны, оно подменяет федеральный компонент региональным, а с другой - ведет к усилению регионализации высшего образования и разрушения единого образовательного пространства России, возникновению «московского», «уральского», «северокавказского» и других его вариантов. Уже сейчас при зачислении переводом студентов 2-3 курса разных регионов насчитывается до 10 дисциплин, не совпадающих по учебным планам.

Важное значение для реализации Государственных стандартов имела реформа преподавания социально-гуманитарных дисциплин и обеспечение студентов новой научной и учебно-методической литературой. Что касается первой задачи, то она осуществлялась путем гуманитаризации и фундаментализации высшего образования. Содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин подверглось наибольшему обновлению. Традиционная система общественных дисциплин («История КПСС», «Политическая экономия», «Марксистско-ленинская философия» и «Научный коммунизм») была заменена в бакалавриате при моноуровневой подготовке специалистов курсами «Истории мировых цивилизаций», «Экономики», «Философии» или «Социальной философии». Были введены дисциплины «Социология», «Политология», «Культурология» и др.

Решению второй задачи способствовал активный процесс издания новой учебной и учебно-методической литературы как по социально-политическим дисциплинам и, прежде всего, по истории, играющей стержневую роль в современном гуманитарном образовании, так и по дисциплинам общепрофессионального и других циклов Госстандарта. Пересмотр учебных программ и наполнение содержания образования новыми дисциплинами и научными подходами побудило многие региональные вузы (в том числе и вузы Юга России) к изданию ряда учебников и методических пособий по читаемым в вузах дисциплинам.

Так, в 1997 году вышел в свет учебник «История России в вопросах и ответах» ростовских авторов, где с помощью цивилизационного подхода авторы раскрывают основные тенденции отечественной и частично всемирной истории. Авторы исходили из представления о формировании на территории Российской империи - СССР - СНГ целостной российско- евразийской цивилизации. Достоинством данного учебного пособия является также тщательная проработка таких теоретических вопросов и понятий, как цивилизация, мировая и всемирная история, ее периодизация, является ли Россия цивилизацией, и т.п.

Через два года в Ставрополе был издан курс лекций профессора А.А. Аникеева «Проблемы методологии истории», в основу которого легли лекции автора для магистров. Учебное пособие раскрывает основные проблемы методологии истории: предмет и функции исторической науки, специфику цивилизационного и формационного подходов, роль категорий и понятий в историческом познании, методы исторической науки, вопросы хронологии и периодизации, проблемы исторических фактов и источников и т.д.

В 1999 году в Ростове-на-Дону была издана книга Н.А. Мининкова «Философия истории». Учебное пособие посвящено пониманию внутренних закономерностей, причин, смысла и значения исторической науки. Книга делится на три взаимосвязанных раздела: обзор основных исторических концепций от античности до XX века; экспозиция кардинальных теоретических проблем философии истории; словарь персоналий, программа учебного курса и список литературы. Все сделано компактно и насыщенно.

На основе концепции модернизации сотрудники кафедры общественных движений и партий исторического факультета РГУ под руководством профессора С.И. Смагиной рассмотрели место и роль основных политических партий России на фоне сложных процессов общественного развития страны во второй половине XIX и в XX вв. Особое место отведено возникновению и формированию партийных программ и идеологий. Благодаря широкому использованию архивных материалов и новейших источников, в книге органически соединены чисто партийные сюжеты с событиями отечественной истории, в значительной степени предопределявшими тот или иной политический выбор. Особое место уделено судьбе российских партий после октября 1917 года. Материал советского и постсоветского периодов объединен проблемой «власть и оппозиция» и её трансформация на рубеже 80-90-х годов в проблему современной многопартийности.

Книга «История России IX-XX веков» группы ростовских авторов, изданная в 1999 г., представляет собой воссоздание истории в «деяниях людских», т. е. биографии государственных деятелей от первых князей Древней Руси до первого президента РФ Б.Н. Ельцина. Определяя методологические позиции коллектива, ответственный редактор Я.А. Перехов пишет, что «становление и эволюция российской государственности, экономическое, социально-политическое и культурное развитие общества рассматривается через призму исторического взгляда правителей страны, первых лиц государства за двенадцать прошедших веков с IX до конца XX столетия».

С позиции формационного подхода коллектив кафедры отечественной и зарубежной истории Пятигорского лингвистического университета издал «Очерки истории западноевропейских государств (Британия, Германия, Испания, Франция)». Среди авторов - доценты А.П. Горбунов, В.П. Ермаков, В.В. Зюзин, Е.И. Линец, А.И. Перепелицын и Б.Б. Шапошников. «Очерки» написаны примерно по одинаковой схеме: от возникновения государственности в V-VI веках и до начала 90-х годов XX века. В них анализируются экономические отношения, система политической власти, внутренняя и внешняя политика, революционные выступления и президентские выборы. К сожалению, в пособии не нашли отражения проблемы социальной политики, культуры, повседневной жизни, религии. Учитывая, что такие курсы читаются студентам лингвистического университета, то эти сюжеты были бы очень интересны для обучающихся, способствовали бы существенному расширению их мировоззрения.

В учебном пособии «История» ставропольских авторов предпринята попытка показать историю человеческого общества в контексте «Запад - Россия - Восток», т.е. в полном соответствии с Госстандартом курса истории для межфакультетских кафедр. В этой связи в пособии освещены основные тенденции развития России и зарубежных стран с древнейших времён до наших дней. Исходной теоретической позицией при этом служит тезис: «Ныне история, начиная с древнейших времён, нуждается в научном освещении и правдивом изображении». Каждая глава пособия содержит «документ эпохи», основные понятия, иллюстрации, контрольные вопросы, литературу и хронологию событий.

Важно отметить и то, что в 90-е гг. учебные заведения получили реальную возможность осуществлять преподавание исторических дисциплин в форме авторских лекционных курсов. Так, студенты вузов Ростовского госуниверситета, Ставрополья охотно пользуются учебниками под редакцией И.М. Узнародова «История России», а также Н.А. Акимкиной «Новейшая история с 1945 г. до наших дней» (Ростов н Д, 1997). Они построены по проблемному принципу, что существенно облегчает восприятие материала. Студенты Кубанского госуниверситета изучают международные отношения по учебному пособию А. Г. Иванова «Очерки дипломатической истории Европы (1918-1945 гг.)», (Краснодар, 1999), а историю стран Востока - по учебнику Н.И. Кирея «Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки» (Краснодар, 1996).

Особенностью преподавания общественно-политических дисциплин в вузах республик Северного Кавказа и Калмыкии в 90-е годы стало пристальное внимание к изучению истории, этнологии, культуры и традиций своего народа. История республик была включена в качестве национально-регионального компонента в учебные планы ДГУ, КБГУ, СОГУ, КГУ, ДГПУ, АГУ и других вузов. В классических университетах были созданы кафедры по национальной истории. Кроме того, в учебниках по общим и специальным курсам заметно расширилось присутствие тем по истории ислама. В Дагестане было открыто около десятка медресе и Мусульманский университет.

Доцент АГУ Н.А. Нефляшева разработала курс по «Исламоведению», С.Т. Чемкаева - о традиционной религии адыгов. Доцент КЧГГГУ П.И. Магаева опубликовала учебно-методическое пособие о формировании мусульманской правовой мысли и др.

Таким образом, в 90-х годах XX века были сделаны важные шаги по созданию новой учебной литературы. Ее отличала определенная авторская концепция, свой аспект видения российского исторического процесса, раскованность в высказывании мнения. Преподаватели получили возможность знакомить студентов с самыми различными подходами и оценками. Появились условия для более широкого знакомства молодежи с судьбами государства и исторических деятелей России, олицетворяющих те или иные этапы российской истории. В вузах Северного Кавказа больше внимания стало уделяться изучению истории, культуры и религии своих народов.

На наш взгляд, серьезная ошибка, кроме уже указанных, состояла в том, что закон РФ «Об образовании» в первой редакции разорвал связь обучения и воспитания. Образовательные учреждения фактически были освобождены от обязанности формировать духовно-нравственный облик молодого поколения. Министерство образования с большим опозданием признало, что обучение должно осуществляться вместе с воспитанием. В 1998 г. в Министерстве образования было восстановлено Управление воспитательной работы и разработана «Программа воспитания и образования».

Социологические исследования и публикации в СМИ показывают, что в 90-е гг. во многих вузах появились факты социального неблагополучия среди студентов в результате ослабления воспитательной работы: в студенческую среду проникли наркотики; растет число преступлений, совершенных студентами из корыстных побуждений; студенчество утрачивает тягу к знаниям и т.п. К сожалению, в эти годы элементы асоциального поведения проникли и в среду преподавателей. Некоторые из них стали утрачивать такую черту российской интеллигенции, как бескорыстное служение обществу. Они становились на путь стяжательства, взяточничества. Падение реальной заработной платы и социальной защищенности преподавателей вузов не может здесь служить оправданием.

Все это говорит о том, как много было утрачено в воспитательном арсенале непродуманными действиями по отвержению опыта и практики советских вузов, по освобождению высшей школы от воспитательных функций. В этой связи представляется своевременным заявление VII съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений, который с особой убедительностью и ответственностью обратил внимание на «принципиальное значение для развития высшей школы возвращения функции воспитания в вузе».

Таким образом, со второй половины 90-х гг. основой совершенствования высшего профессионального образования стали разработка многоуровневой системы подготовки кадров и Государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО). Многоуровневость вносит гибкость в подготовку специалистов, которая учитывает различные функции в общественной сфере в зависимости от потребностей рынка труда, а также в соответствии с индивидуальными потребностями личности. Введение трех уровней - бакалавриата, специалитета, магистратуры - позволяют сократить сроки обучения для отдельных специальностей и одновременно обеспечить непрерывный прирост научно-педагогических кадров для высшей школы.

Разработка ГОС ВПО, которые имеют уже 2 поколения, помогла сохранить единство образовательного пространства Российской Федерации, предоставила возможность объективно оценить деятельность учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, и приблизила возможность установления эквивалентности дипломов российской высшей школы к аналогичным документам иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Являясь нормативной базой высшей школы, ГОС ВПО позволили более органично сочетать обязательные требования с региональными особенностями и авторским подходом к обучению.

В то же время, до конца 90-х гг. в управлении высшей школой прослеживается разрыв между учебным и воспитательным процессом в вузах, отказ от использования положительного опыта советской высшей школы. Только в последние годы этот разрыв стал преодолеваться на государственном уровне.

Требует дальнейшего совершенствования и введение ГОСов. Дальнейшее развитие высшего образования в России требует, чтобы Госстандарты носили системный характер, сочетали интересы студентов, общества и государства, а не ведомственно-корпоративные пристрастия. Требует качественного улучшения научно-методическая литература в соответствии с тем или иным образовательным уровнем.

 

Автор: Кононенко В. М.