08.03.2011 2588

Порядок утверждения размера провозной платы по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении (статья)

 

Требование необходимости утверждения и введения в действие в установленном законом порядке размеров провозных платежей являлось и является актуальной проблемой. СЮ. Витте утверждал: «Только те тарифы должны признаваться действующими, которые помещены в сборниках или последовательных приложениях к ним». И.М. Рабинович также писал: «Платежи, следуемые дорогам за доставку грузов, могут быть взимаемы лишь на основании законнодействующих и опубликованных тарифов и такс дополнительных сборов». В.Л. Клячко называл необходимость исчислять провозную плату и дополнительные сборы согласно законно действующим и опубликованным тарифам принципом тарифной закономерности. Он относил этот принцип к публично-правовым и считал, что данный принцип «является главным обоснованием всего тарифного дела, выявляющего собою ныне отдельную науку тарифного права как особую отрасль железнодорожных знаний». Б.Б. Черепахин определял необходимость применения тарифов установленных в определенном порядке как «тарифное принуждение» и писал: «Ни отправителю, ни железной дороге не дозволяется вносить в них (договоры - курсив мои) произвольные изменения, это запрещение касается, в особенности, определения стоимости услуг, оказываемых железной дорогой, так называемое тарифное принуждение.»

Особенностью утверждения и введения в действие размеров провозной платы является активное участие государства как на стадии утверждения размеров провозной платы, так и на стадии введения ставок провозной платы в действие. Связано это, прежде всего, с тем, что вплоть до начала реформы железнодорожного транспорта, осуществляемой в соответствии с Программой структурной реформы, деятельность железнодорожного транспорта носила исключительно монопольный характер. Согласно программы структурной реформы уже на первом этапе реформирования, который в настоящее время завершился созданием открытого акционерного общества «Российские железные дороги», предусмотрено развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок грузов, ремонта подвижного состава, перевозок и обслуживания пассажиров.

Однако до того момента, пока ОАО «Российские железные дороги» не будет исключено из числа субъектов естественных монополий, в утверждении размера провозной платы государство будет принимать активное участие.

Вместе с тем, несмотря на развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, и после исключения ОАО «Российские железные дороги» из числа монополистов, будут оставаться работы (услуги) железнодорожного транспорта, относящиеся к сфере естественной монополии. В ст.8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» разделены тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования, работ (услуг), относящиеся к сфере естественной монополии и тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования, работ (услуг), не относящиеся к сфере естественной монополии. Разделение работ (услуг) на относящиеся и не относящиеся к сфере естественной монополии находится в компетенции органа регулирования естественных монополий на транспорте. В настоящее время такое разделение работ (услуг) не проведено. Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), не относящиеся к сфере естественной монополии, должны регулироваться договорами между перевозчиком и грузоотправителями (грузополучателями).

Орган регулирования естественных монополий на транспорте появился с введением в действие Федерального закона «О естественных монополиях», однако существовавшие органы, по согласованию с которыми МГТС РФ устанавливало размер провозной платы, по сути выполняли одну из функций ныне существующего органа регулирования естественных монополий на транспорте - ценовое регулирование на услуги транспорта.

УЖД 1964г. в ст.70 предусматривал, что тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по железнодорожным линиям широкой и узкой колеи, входящим в общую сеть железных дорог СССР утверждаются Госпланом СССР (впоследствии Госкомцен СССР). Возможность утверждения некоторых сборов и исключительных пониженных или повышенных тарифов была предоставлена МПС СССР по согласованию с Госпланом СССР, либо некоторые сборы и исключительные пониженные или повышенные тарифы утверждались только МПС СССР.

Госкомцен СССР сохранил свою роль ив период реформирования экономики, так как созданный в 1990 году Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур не обладал какими-либо властными полномочиями, а понятие «естественная монополия» отсутствовало. В 1991 году Министерством экономики и финансов РФ делается первая попытка ценового регулирования услуг на транспорте. Положением, утвержденным Министерством экономики и финансов РФ предусматривалось декларирование повышения свободных (рыночных) цен в органах ценообразования после согласования новых повышенных цен с потребителем. При этом допускалось снижение свободных (рыночных) цен самостоятельно без представления декларации в органы ценообразования. Услуги предприятий-монополистов, включенные в республиканский раздел Государственного реестра РФ объединений и предприятий-монополистов (куда вошли и железные дороги) предусматривалось декларировать непосредственно в Комитете РФ по политике цен. Созданный в 1992 году в связи с вступлением в силу Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. № 948-I Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур также не был наделен полномочиями по утверждению провозной платы (тарифов) на услуги железнодорожного транспорта.

Впервые понятие «естественная монополия» было законодательно закреплено Указом Президента РФ от 28.02.95г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации». Правительству РФ предлагалось представить предложения о создании Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте. Федеральный закон «О естественных монополиях» окончательно закрепил понятие органа, регулирующего деятельность субъектов естественных монополий. Статьей 6 Федерального закона «О естественных монополиях» предусмотрено, что органы регулирования естественных монополий применяют метод ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Федеральная служба России по регулированию естественных монополии на транспорте была включена в структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.96г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», однако Положение о ФСЕМТ РФ появилось лишь в 1997 году.

Данная ситуация не могла не отразиться на упорядоченности утверждения размера провозной платы (тарифов) на железнодорожном транспорте. По сути, с момента принятия Федерального Закона «О естественных монополиях» до утверждения Положения о ФСЕМТ РФ четкого представления о том, кто же все-таки должен утверждать размер провозной платы, не было. Так, до утверждения Положения о ФСЕМТ РФ полномочия по внесению изменений в Прейскурант 10-01 в 1997 году делегировались Министерству экономики РФ по согласованию с Министерством финансов РФ по представлению МПС РФ.

В 1997 году утверждено Положение о ФСЕМТ РФ, одной из задач которой являлось ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В 1998 году предпринимается попытка перейти на другой, более качественный уровень ценового регулирования размера провозной платы на железнодорожном транспорте, а также упорядочить систему предоставления скидок с провозной платы. Постановлением Правительства РФ от 26.05.98г. № 507 создается Правительственная комиссия по совершенствованию государственной тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте, основными задачами которой являются подготовка и рассмотрение предложений по совершенствованию государственной тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте, анализ и оценка процессов ценообразования на федеральном железнодорожном транспорте. Комиссия прекратила свое существование в мае 1999г. в связи с созданием Межведомственной комиссии по вопросам реструктуризации субъектов естественных монополий и совершенствования государственной ценовой (тарифной) политики, полномочия которой стали гораздо шире, поскольку включали в себя анализ вопросов ценообразования уже не только на федеральном железнодорожном транспорте. Данные комиссии не обладали полномочиями по утверждению и введению в действие ставок провозной платы. Указанная выше Межведомственная комиссия в июле 1999г. заменена Правительственной комиссией по транспортной политике, которая существует по сей день, но данная комиссия рассматривает вопросы ценообразования, за исключением относящихся к железнодорожному транспорту.

ФСЕМТ РФ прекратила свое существование в июле 1999г. в связи с утверждением Положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, заменившего Госкомитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В Положении о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства предусматривалось, что МАП РФ применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, предусмотренные законодательством РФ о естественных монополиях, включая ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Для выполнения, в том числе, данной функции в МАП РФ было создано правление, возглавляемое министром. Впоследствии правление разделилось на две части - правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий на транспорте и правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.01г. № 42 создается Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте. По сравнению с существовавшими ранее Правительственной комиссией по совершенствованию государственной тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте и Межведомственной комиссией по вопросам реструктуризации субъектов естественных монополий и совершенствования государственной ценовой (тарифной) политики, полномочия новой Комиссии в части ценового регулирования услуг железнодорожного транспорта значительно расширены. По сути, деятельность Комиссии подменяет работу органа по регулированию естественных монополий, на транспорте, каковым является Федеральная энергетическая комиссия РФ.

В соответствии с Положением о Комиссии, последняя является органом, координирующим деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте с целью соблюдения интересов государства, транспортных отраслей и потребителей услуг федерального железнодорожного транспорта. Председатель ФЭК РФ входит в состав Комиссии. Пункт 8 Положения о Комиссии гласит, что решения принимаемые Комиссией являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов, и доводятся до них в виде выписок из протоколов ее заседаний. В этом же пункте Положения о Комиссии отмечается, что при необходимости ФЭК РФ (до передачи функций ФЭК РФ в постановлении Правительства от 22.01.01г. № 42 указывалось МАП РФ) и МПС РФ принимаются исходя из решений Комиссии ведомственные нормативные правовые акты в пределах их компетенции. Таким образом, ФЭК РФ и МПС РФ не могут принять ведомственные нормативные правовые акты, отличающиеся по содержанию от решений, принятых на заседании Комиссии. Данное обстоятельство приводит к выводу о том, что ценовое регулирование как метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляется именно Комиссией, которая не является федеральным органом исполнительной власти - органом регулирования естественных монополий на транспорте. Вместе с тем, впервые за последние 10 лет появился более четкий, хотя и достаточно сложный механизм утверждения размера провозной платы (сборов) на грузовые железнодорожные перевозки. В развитие этого механизма постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. № 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в котором сформированы основные цели и принципы - государственного регулирования тарифов, и, что самое важное, установлен порядок утверждения и введения в действие тарифов как во внутригосударственном сообщении, так и в международном сообщении.

Положение о тарифном регулировании учитывает реформу железнодорожного транспорта. В частности, в качестве принципов государственного тарифного регулирования закреплены принцип соответствия системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования, т.е. переход по мере развития конкуренции (курсив - мои) к договорным тарифам (п.п. «е» п.4 Положения), а также принцип ведения раздельного учета затрат в естественно монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг (п.п. «ж» п.4 Положения). В Положении также отмечается (пункт 12), что государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции ФЭК РФ (до передачи функций ФЭК РФ в постановлении Правительства от 19.03.01г. № 194 значилось МАП РФ) и МПС РФ на основании решений Комиссии.

Начиная с сентября 2001 года, проводится работа по передаче функций регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий на транспорте от МАП РФ к ФЭК РФ. Работа проводилась в 3 этапа. 4 сентября 2001 года были внесены изменения в Указ Президента РФ от 29.11.95г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» в соответствии с которыми к ФЭК РФ перешли функции по регулированию и контролю деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях». Поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О естественных монополиях» одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, то соответственно, функции по определению (установлению) цен (тарифов) или их предельного уровня перешли к ФЭК РФ. Вторым этапом передачи функций от МАП РФ к ФЭК РФ стало издание Указа Президента РФ от 5.11.01г. № 1273 «О внесении изменения в Указ Президента РФ от 22 сентября 1998г. № Ц42 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом Президента РФ функции, перешедшие МАП РФ от упраздненной ФСЕМТ РФ, признаны утратившими силу; Завершающим этапом передачи ФЭК РФ функций ценового регулирования стало внесение изменений в апреле 2002 года в Положение о ФЭК РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.08.96г. № 960. По аналогии с МАП РФ в составе ФЭК РФ существуют два правления - правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и правление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий на транспорте. Оба правления возглавляются председателем ФЭК РФ.

Провозная плата во внутригосударственном сообщении, в том числе на перевозки экспортно-импортных грузов по территории РФ, вводятся в действие решением соответствующего правления ФЭК РФ, утверждаемого ФЭК РФ (пункт 13 Положения).

Особого внимания заслуживает вопрос о порядке предоставления исключительных тарифов (учитывающих особые условия перевозок) на грузовые железнодорожные перевозки.

При рассмотрении данного вопроса необходимо выяснить, являются ли понятия «пониженные тарифы (специальные ставки)», «скидка с тарифа» и исключительные тарифы (учитывающие особые условия перевозок), идентичными понятиями. Наиболее употребляемым является термин «скидка с тарифа». Однако, следует заметить, что данный термин фигурирует в телеграммах МПС РФ, а также встречался в решении правления ФСЕМТ РФ от 24.03.98г. № 8/1-ж/д. В 1997 году в постановлении Правительства РФ использовался термин «пониженные тарифы (специальные ставки)». Так, постановлением Правительства РФ от 8.04.97г. № 410 «О порядке регулирования тарифов и ставок сборов на железнодорожном транспорте в 1997 году» МПС РФ предоставлено право снижать действующие тарифы на перевозки грузов и ставок сборов за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые железнодорожным транспортом, не более чем на 15 процентов. В июне 1997 года в указанное постановление Правительства РФ были внесены изменения, ограничения в сумме 15 процентов были отменены, и МПС РФ было предоставлено право устанавливать пониженные тарифы (специальные ставки) на перевозки, однотипные по родам грузов, их корреспонденциям и маршрутам. Одновременно было закреплено правило о том, что пониженные тарифы (специальные ставки) предоставляются всем грузоотправителям в одинаковом размере.

Аналогичный термин - «пониженные тарифы (специальные ставки)» употребляется и в постановлении Правительства РФ от 26.05.98г. № 507 «О совершенствовании государственной тарифной политики на федеральном железнодорожном транспорте» В данном документе продекларировано ранее закрепленное правило о том, что пониженные тарифы (специальные ставки) на перевозки, однотипные по видам грузов, их корреспонденциям и маршрутам, в зависимости от сроков оплаты и объемов грузов, предъявляемых к перевозке, а также сезонные пониженные тарифы являются едиными для всех грузоотправителей. Принятие данных постановлений Правительства в 1997 году было связано прежде всего с тем, что ФСЕМТ РФ была создана только в сентябре 1997 года.

Как уже отмечалось выше, с момента принятия Федерального закона «О естественных монополиях» до утверждения Положения о ФСЕМТ РФ, четкого представления о субъекте утверждения размеров провозной платы (сборов) не было. Пробел в законодательстве пытались заполнить путем включения в упомянутое выше постановление Правительства РФ от 8.04.97г. № 410 указания на то, что тарифы на перевозки грузов и ставки сборов утверждаются Министерством экономики РФ по согласованию с Министерством финансов РФ по представлению МПС РФ, а функции по установлению пониженных тарифов передаются МПС РФ. Таким образом, законность установления пониженных тарифов МПС РФ не ставится под сомнение только в 1997 году.

Продолжая говорить о соотношении терминов, следует отметить, что термины «скидка с тарифа» и «пониженные тарифы (специальные ставки)» явно несут одну и ту же смысловую нагрузку, поскольку говорят об уменьшенном размере провозной платы по сравнению с установленным размером. В Положении о тарифном регулировании содержится отсылочная норма о правилах предоставления исключительных (учитывающих особые условия перевозок) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 23.12.02г. № 917 утверждены Правила предоставления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

В соответствии с данными Правилами предложения о предоставлении исключительных тарифов направляются для предварительного рассмотрения в специально созданную рабочую группу. Рабочая группа направляет документы на экспертизу в МПС РФ и, при необходимости, в ФЭК РФ. После чего вопрос о предоставлении исключительных тарифов рассматривается на заседании Комиссии. В данных Правилах также не разъясняется содержание понятия «исключительные тарифы». Однако смысл данного термина можно уяснить путем изучения и сопоставления показателей, которые должны учитываться при предоставлении исключительных тарифов. В ст.72 УЖД 1964г., употреблялся термин «исключительные пониженные тарифы», из чего можно сделать вывод, что понижение тарифов само по себе должно быть исключительным явлением. Употребляемый в Положении о тарифном регулировании термин «исключительные (учитывающие особые условия перевозок) тарифы» следует трактовать как включающий в себя, в том числе, и пониженные тарифы. В постановлении Правительства РФ от 8.04.97г. № 410 пониженные тарифы (специальные ставки) предоставляются на перевозки, однотипные по родам грузов, их корреспонденциям и маршрутам. В Правилах предоставления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки говорится, что исключительные тарифы должны учитывать особые условия перевозок грузов, условия рынков товаров и услуг, стимулировать развитие новых технологий в сфере перевозок на железнодорожном транспорте.

При этом не следует ограничиваться понятием «особые условия перевозок», содержащимся в ст.8 УЖТ (ст. 13 ТУЖД). В данной статье речь идет об особых условиях перевозок грузов в случае, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние не предусмотрены правилами перевозок грузов, ввиду чего согласно УЖТ особые условия перевозок определяются договором, заключаемым в соответствии с правилами перевозок грузов (договором между МПС РФ и грузоотправителем, грузополучателем согласно ТУЖД). При этом условия данного договора не могут распространяться на тарифы, по которым, на особых условиях, будет перевозиться груз. В любом случае, тарифы и на такие перевозки будут утверждаться органом регулирования естественных монополий на транспорте.

Если обратиться к протоколам заседаний Комиссии, то можно установить смысл понятия «исключительные (учитывающие особые условия перевозок)». Например, в протоколе заседания Комиссии от 17.07.02г. № 8, в пункте 6 говорится об установлении исключительных (пониженных) тарифов на перевозки черных металлов на экспорт через российские порты Дальнего Востока. Более того, в пункте 10 этого же протокола Комиссии говорится: «Кроме того, в соответствии с Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 194 от 19.03.01г., предоставление скидок с тарифа в индивидуальном порядке не допускается». Таким образом, Комиссия использует термины «исключительные (учитывающие особые условия перевозок) тарифы» и «скидка с тарифа» как синонимы. Подтверждение данному обстоятельству можно найти и в протоколе Комиссии от 17.07.01г. № б, где МАП РФ поручалось доработать проект постановления Правительства РФ со следующим названием: «Об упорядочении правил предоставления пользователям услуг железнодорожного транспорта скидок и исключительных тарифов на перевозки грузов».

Таким образом, установление размеров провозной платы как меньшего, так и большего размера по сравнению с утвержденными размерами провозной платы во внутригосударственном сообщении находится у органа регулирования естественных монополий на транспорте, находится в компетенции ФЭК РФ.

Порядок предоставления исключительных тарифов может быть рассмотрен на примере предоставления так называемых скидок с отправительских маршрутов или маршрутных скидок. Впервые такая скидка была предоставлена МПС РФ по согласованию с Минэкономики РФ телеграммой МПС РФ от 13.01.95г. № А-233. Условием предоставления скидки является формирование прямого отправительского маршрута установленного веса или длины поезда, погруженных отправителем и отправляемых с одной станции погрузки назначением на одну станцию выгрузки. Размер скидки составляет 10 %. Формирование отправительских маршрутов на момент издания телеграммы было предусмотрено Правилами перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной, утвержденными МПС СССР 20.06.1965г. по согласованию с Советом народного хозяйства СССР и Госарбитражем СССР139, а впоследствии новыми Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденными МПС РФ 29.03.1999г. № 10Ц и зарегистрированными в Минюсте РФ 14.09.1999г. № 1898. В соответствии с п.2 Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте под отправительским маршрутом понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов. Впоследствии размер предоставляемой скидки с отправительского маршрута был дифференцирован МПС РФ по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ в зависимости от вида груза. Размер скидки предоставляется в диапазоне от 10 % до 30 %.

Однако такое положение могло существовать только до утверждения Положения о ФСЕМТ РФ, к которой перешли все полномочия по утверждению и введению в действие ставок провозной платы. ФСЕМТ РФ в решении Правления от 24.03.98г. № 8/1-ж/д прямо высказалась, что предоставление скидок с тарифа осуществляется органом регулирования естественных монополий на транспорте, а МПС РФ предоставлено право выносить только предварительные решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) их представления с обязательным их направлением на утверждение ФСЕМТ РФ. Вместе с тем, и после 1997 года МПС РФ продолжало предоставлять скидки с отправительских маршрутов. Указание на применение таких скидок содержится в телеграммах МПС РФ от 20.12.99г. № П-14464, от 7.02.01г. № Е-1283, от 14.01.02г. № Е-299. В этих телеграммах содержатся ссылки на решение Правления МАП РФ, постановления ФЭК РФ. Так, в телеграмме МПС РФ от 20.12.99г. № П-14464 содержится ссылка на решение Правления МАП РФ от 17.12.99г. № 23/к-1- жд, однако в данном решении ничего не говорится о предоставлении скидок с отправительских маршрутов. В телеграмме МПС РФ от 14.01.02г. № Е-299 содержатся ссылки на постановления ФЭК РФ от 9.01.02г. №№ 1/4, 1/5. В данных постановлениях также нет сведений об утверждении скидок с отправительских маршрутов.

Таким образом, скидки с отправительских маршрутов не были утверждены органом регулирования естественных монополий на транспорте и не могут применяться железными дорогами.

Предприятие - грузоотправитель обратилось в суд с иском к железной дороге - перевозчику с требованием восстановить запись на лицевом счете в ТехПД. По мнению истца, указанная сумма представляла собой непредоставленную перевозчиком скидку с провозной платы, внесенной в 2001 году. Требования истца основывались на телеграммах МПС РФ, изданных в 1995 году. Ответчик против удовлетворения иска возражал, указывая, что МПС РФ лишилось права предоставления скидок с провозной платы в 1998 году, в связи с передачей этих функций Федеральной службе по регулированию естественных монополий на транспорте, а впоследствии Федеральной энергетической комиссии РФ. Суд согласился с доводами ответчика и отказал в удовлетворении исковых требований.

 

Автор: Ковизина Л.А.